Подземные ходы кремля. Тайны подземелья Кремля

Конец тридцатых... Четверо друзей — Лева Федотов (он же Левикус, или Федотик), Олег Сальковский (Салик, или Мужик Большой), Михаил Коршунов (Михикус, Мистихус, Стихиус, или еще Химиус) и Юра Трифонов (Юрискаус) жили в одном доме, учились в одной школе и в одном классе. Пройдут десятилетия, и уже знаменитый писатель Юрий Трифонов напишет повесть «Дом на набережной». Дом на Берсеневской набережной, или Дом правительства (в народе сокращено Допр) был одет в серую шинель бетона, 25 подъездов, 505 квартир. Одних наркомов и замларкомов проживало до 140 человек, и большая часть из них погибнет в годы репрессий, а многие из тех, кто непосредственно осуществлял репрессии и занимал в доме квартиры своих жертв, тоже будут потом уничтожены. Сюда регулярно наведывались Ягода, Ежов, Вышинский, Берия, изредка наезжал Сталин. Жили Фотиева, Димитров, Поскребышев, Землячка, Аллилуевы, которых арестовывали беспрестанно; Милыптейн, Кобулов, Чубарь, Стасова, Косарев, Лысенко, Стаханов, Хрущев, Микояны, маршал Тухачевский, маршал Жуков, дети Сталина, приемный сын Ворошилова, принц и принцесса из Лаоса. В конспиративных квартирах, «кукушках», скрывались различные зарубежные шпионы, работавшие на СССР, одними из последних были «Феликс» и «Лина» из ЮАР. Некоторые квартиры, на самых верхних этажах, имели из кухонь выходы на чердак. В подвале был тир. Здесь, в доме, застрелился сын Калинина, тело его для немноголюдного прощания было выставлено ночью в клубной части дома, а утром увезено. Имелась телефонная связь «с автоматической телефонной станцией Московского Кремля». В правилах пользования станцией было сказано: «О всех изменениях в смысле персонального пользования тем или иным номером просьба ставить в известность Коменданта Кремля по автомату № 113 и Кремль, доб.22».

Спроектировал и построил дом архитектор Б.М.Иофан. Он сам поселился в нем — в квартире, которая служила ему и мастерской, где он начнет разрабатывать проект следующего грандиозного строительства — Дворца Советов. Дворец собирались строить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Образование Борис Михайлович получил в Италии.

До последних дней жизни Иофан пытался уберечь созданное им бетонированное детище от всевозможных переделок, достроек, и если замечал, что где-то в серо-шинельного цвета стенах пытались прорубить дополнительные окна или двери — выбегал из своего 21-го подъезда и в гневе устремлялся к нарушителям целостности Берсеневского комплекса, получившего и еще одно название — жилой дом Советов ЦИК-СНК.

Каждую весну с крыши глыбами сбрасывали лед, который взрывался на асфальте бомбовыми ударами. В 1941 году на дом полетят настоящие бомбы и будут взрываться на этом же асфальте: гитлеровцы пометят дом на своих полетных картах, так же, как будет помечен Кремль.

Иногда со стороны кондитерской фабрики «Красный Октябрь» ветер придувал запах свежего шоколада, запах обманчивой сладости, окружавшей нас, мы это довольно скоро поймем, когда начнутся аресты, когда развернут свою активную деятельность Ягода, Ежов, Берия. И тогда наш дом начнет окутывать наганный запах казней... А пока... Мои мама и папа, совсем еще молодые, бегут после работы в кинотеатр «Ударник», который был составной частью Дома правительства, бегут на танцы. Составная часть дома — и Большой Каменный мост: такой же серый, с холодными зимними ветрами. В давности через Каменный мост, или Всехсвятский, возили на казнь, на Болотную площадь преступников с горящими свечами в руках. Толклись на мосту из Сыскного приказа платные «языки». Промышлял вор, разбойник и бывший московский сыщик Ванька Каин. Слепцы торговали замками и ключами, здесь обитали «певцы лазаря». Такой же частью нашей жизни была и церковь Николая Чудотворца, и палаты думного дьяка Аверкия, которые упорно называли Скуратовскими, а все вместе — церковкой. Здесь, по слухам, было древнее подворье Малюты, главы пыточного ведомства царя Ивана Грозного, откуда имелся под Москвой-рекой и подземный ход в Кремль для незамедлительных свиданий Малюты с царем. В тайниках малютинского подворья были обнаружены древние следы истязания людей — цепи, кандалы, кольца для дыбы. А также — черепа, кости, срезанные женские косы. Однажды мы, берсеневские ребята, решили напрямую проникнуть в Кремль, используя древний подземный ход. Этими ребятами были Лева, Олег и я. Юра Трифонов к тому времени покинул наш дом (были арестованы отец и мать), поэтому на Берсеневке мы остались втроем. Лева вел подробные дневниковые записи наших экспедиций.

Так начались наши первые совместные и тайные поиски подземелья.

Прошло более полувека, и в один прекрасный день 1992 года я узнал, что к подземному ходу в Кремль проявляет интерес недавно созданная организация по подземным работам в Москве и Подмосковье, и называется она ФРОМ (от англ, «из», то есть предполагается «из-под земли»).

Желание связаться с сотрудниками ФРОМа, точнее, появление такого учреждения и вернуло нас с Олегом Сальковским к тем довоенным дням, когда мы и еще трое ребят из одного дома и пытались обнаружить древний тоннель в Кремль. И вот спустя десятилетия (точнее сказать, более пятидесяти лет) я — Химиус, именно под такой школьной кличкой я выведен у Трифонова в знаменитой повести, и Олег Сальковский (Лева погиб на войне под Тулой, Юра Трифонов умер), мы вдвоем плюс фотограф Артем Задикян и решили продолжить наши поиски тоннеля в Кремль. Но для того чтобы поведать вам об этих новых поисках, обо всем, что мы пережили, считаю необходимым вспомнить наше изначальное проникновение в «подземное логово Малюты», а для этого привести странички Левиного дневника.

Но прежде немного подробнее о Леве Федотове.

Юра Трифонов спустя многие годы напишет о Леве: «В детстве меня поразил один мальчик. Он был удивительно всесторонне развитой личностью. Несколько раз я поминал его то в газетной заметке, то в рассказе или повести, ибо Лева покорил воображение навеки. Он был так непохож на всех! С мальчишеских лет он бурно и страстно развивал свою личность во все стоё роны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много. Времени было мало, но ведь он не знал об этом. Он увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. Я пристрастился к этому нудному делу — писанию романов — благодаря Леве. Кроме того, он закалялся физически — зимой ходил без пальто, в коротких штанах, владел приемами джиу-джитсу и, несмотря на врожденные недостатки — близорукость, некоторую глухоту и плоскостопие, — готовил себя к далеким путешествиям и географическим открытиям. Девочки его побаивались. Мальчики смотрели на него как на чудо и называли нежно: Федотик».

Дневник Левы Федотова. 7 декабря 1939 г.

...« Сегодня на истории в тесном маленьком классе Сало нагнулся ко мне и с загадочным видом прошептал:

— Левка, ты хочешь присоединиться к нам... с Мишкой? Только ни кому... никому... не говори.
— Ну, ну! А что?
— Знаешь, у нашего дома в садике стоит церковь? Это церковь, кажется, Малюты Скуратова.
— Ну?
— Мы с Мишкой знаем там подвал, от которого идут подземные ходы... Узкие, жуть! Мы там были уже. Ты пишешь «Подземный клад», так что тебе это будет очень интересно. Мы снова на днях хотим пойти в эти подземелья. Только никому не надо говорить.
— Можешь на меня положиться, — серьезно сказал я. — Если нужно, я умею держать язык за зубами. Так и знай.

В течение всего урока Салик рассказывал мне об их былых приключениях в подземелье. Я загорелся любопытством. На переменке меня Мишка спросил — сказал ли Сало о подземельях Малюты Скуратова? Я сказал, что да.
— Мы, может быть, пойдем завтра,— проговорил Михикус.— Так как на послезавтра у нас мало уроков. И пойдем часа на три. Ты только надень что-нибудь старое. А то там, знаешь, все в какой-то трухе. Мы, дураки, пошли сначала в том, в чем обычно ходим, а я еще даже надел чистое пальто, так мы вышли оттуда все измазанные, грязные, обсыпанные,— как с того света...»

Все началось с того, что в конце 30-х годов я, будучи школьником, пришел в расположенную рядом с нашим правительственным домом ЦИК-СНК церковь, где в бывшей трапезной работали краснодеревщики. Пришел я к ним за рамой, которую заказал мой отец (он увлекался живописью). Краснодеревщики вели между собой тихий разговор, из которого я понял, что из подвала этой старинной церкви Николая Чудотворца — их мастерской — вроде бы имеется древний подземный ход; и не куда-нибудь, а прямо в Кремль, и связан он с именем самого Малюты Скуратова, с тем, что он ходил на тайные доклады по этому ходу к самому царю Ивану Грозному.

И вот... поздним вечером я в одиночестве попытался отыскать этот ход. Потом, под строжайшим секретом, сказал об этом вначале Олегу Сальковскому, а потом мы с Олегом решили пригласить в нашу экспедицию Леву Федотова.

Итак, я снова в церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, там, где впервые узнал о нашем подземном ходе. Теперь на церкви и на прилегающих к ней древних палатах думного дьяка Аверкия Кириллова были укреплены вывески, информирующие, что этот исторический комплекс принадлежит научно-исследовательскому институту культуры.

Открыл дверь... и сразу — церковный зал. В зале: длинный под зеленым сукном стол, вокруг — зеленые стулья, у окна — кафедра, рядом с кафедрой — грифельная доска. Пианино. На выбеленных стенах и на куполе — квадратики и прямоугольники старинной росписи, как будто бы почтовые марки из серии «Древняя Русь»: результат пробных расчисток.

Постучал в дверь — «Сектор садово-парковой архитектуры». Три молодые женщины сидели за канцелярскими столами, пили чай: обеденное время. Извинился.
— Вы по какому вопросу?
— По поводу этого здания, а точнее — подвала.
— Вы архитектор?
— Нет.— И, чтобы не терять времени на объяснения — кто я, что и почему, положил перед ними вычерченный еще с Левой план малютинского подземелья. Одна из женщин — позже узнаю, что зовут ее Ольгой Владленовной Мазун, — восклицает:
— Мне еще в детстве бабушка рассказывала, что трое ребят задумали попасть в Кремль, искали подземный ход! Но их завалило, что ли...
— Нет. Не завалило. Видите, сижу перед вами.
«... На геометрии, в физическом кабинете. Сало начертил мне примерный план тех ходов, которые они уже отыскали с Мишкой, и я его постарался запомнить. Но дома мною неожиданно завладело сомнение. Почему-то вдруг показалось, что Мишка и Сало меня просто разыгрывают, потешаются над моей доверчивостью. Я решил вести себя осторожно и более сдержанно. Мне в голову пришла небольшая хитрость. Прекрасно помня план подземелья и церкви, начертанный Олегом, я решил сверить его с планом, который должен был бы по моей просьбе начертить Михикус. Ведь нет сомнения в том, что они заранее по этому поводу не сговорились... На мое предложение начертить примерный план ходов Мишка ответил:
— Да я его не помню.
— Ну, хотя бы кое-как.
— Да так трудно. Ну, ладно. Вот смотри.— И он стал набрасывать самостоятельный план залов и ходов на тетрадном листе. План был в точности такой же, как у Сальковского. После этого Мишка стал мне рассказывать о приключениях в подземелье...»

А приключения у нас действительно были. Олег из-за своей грузности то и дело застревал в узких проходах, поэтому мы их детально не обследовали. Под ногами что-то похрустывало, потрескивало, а когда мы с Олегом достигли маленького «зала», где можно было стоять почти в полный рост, увидели — кирпичный пол усеян мелкими скелетами мышей: они-то и потрескивали. Но это только начало. Добрались до следующего «зала» — в углу предстало то, чему и полагалось быть, по нашим убеждениям, в местах, отмеченных именем Малюты,— черепа и кости. В «зал» мы попали, разобрав современную кирпичную кладку. Очевидно, ей следовало служить преградой таким упорным проходчикам вроде нас. И колодцы были. И плесень была. И тишина. И Олег еще копотью от свечи на потолке изобразил череп и две скрещенные кости. Если бы нас на самом деле засыпало, завалило, то так как никто не знал, куда мы с Олегом отправились, вряд ли сообразили, где искать. Недавно Олег напомнил мне, что мы тогда надевали маски из марли, потому как прослышали, что подвалы церкви были в свое время выбелены, продезинфицированы: результат борьбы с чумой и холерой, которые некогда бушевали в России.

Помню, мы по Левкиному настоянию занялись составлением списка необходимых для экспедиции вещей — фонарь электрический, свечи, спички. Часы. Лом. Левка предложил еще веревку с гирькой, чтобы измерять глубину колодцев, тетрадь, карандаш и почему-то циркуль. И розовую стеариновую свечу, которая осталась у нас с Олегом от прошлого раза: горит ярко, но, правда, коптит...

Женщины из «сектора садово-парковой архитектуры», с которыми я уже познакомился,— Муза Белова, Ольга Мазун и почти девчонка Ирина — продолжали настаивать, чтобы выпил с ними чаю и рассказал поподробнее о том, что с нами случилось в отроческие годы.
— Подробности будут.

Вдруг Ирина вспоминает, что в отделе музееведения работает Александр Иванович Фролов. Он собрал интересный материал по церкви Николая Чудотворца, стоящей почти вплотную к палатам дьяка Аверкия Кириллова.

— Дом Аверкия мы в детстве называли церковным за его внешний вид,— сказал я.— Жили в нем вахтеры, дворники, кровельщики, плотники и кое-кто из краснодеревщиков.

Ольга Мазун вызвалась сбегать за Александром Ивановичем.
Вскоре она появилась с ним.

Александр Иванович, оглядев меня и коротко познакомившись, рассказал, что до 1917 года в путеводителях по Москве боярский дом на Берсеневке обозначался именно как палаты Малюты Скуратова с домовой церковью, и даже в двадцатые годы сюда приезжал Луначарский смотреть вотчину Скуратова, где Малюта «бесчествовал свои жертвы», лютовал вместе с царским шутом и палачом Васюткой Грязным. Когда же, по другую сторону Москвы-реки, строили станцию метро «Дворец Советов» (теперь — «Кропоткинская»), то нашли могильную плиту Малюты и решили, что Малюта, очевидно, жил здесь. Поблизости тоже была небольшая церковь.

— Если до того, как перебраться на противоположный берег реки, Малюта все же проживал на Берсеневке?
Возможно это?
— Возможно.
— Гипотеза имела право на существование?
— Имела и имеет.
— Я узнал от некоторых сотрудников института, и мне показали даже место, где в церкви обнаружили замурованную девушку.
— Когда вскрыли нишу?
— Да. Коса, лента в косе. Девушка вмиг рассыпалась, обратилась в прах.
Ее видели только те, кто стоял тогда рядом.
— Ваше мнение в отношении подземного хода в Кремль? — задал я Фролову наконец самый главный вопрос. И при этом сказал Александру Ивановичу, что в управлении по охране памятников утверждают, что подземного хода быть не могло, потому что и в наши дни метростроевцы с трудом проходят под рекой.

Александр Иванович ответил:
— Как же в прежние времена совершали подкопы под крепости? Протаскивали бочки с порохом? Техника подкопов была очень высока. Как воздвигнут Соловецкий монастырь? Подземный ход мог пострадать от наводнений. Сильное наводнение было, например, в 1908 году.

Александр Иванович напомнил еще, что дом, в котором мы жили, стоит частью на болоте, частью на месте винно-соляного двора, частью на кладбище.

—Значит, навестили старые места?— спросил меня Александр Иванович так, будто перед ним сидит все тот же мальчик из 1939 года.
— Да. В подвал я проник первым. Поблуждал. Осмотрелся. Не скрою, и напугался в какой-то степени.
— Потом позвали друзей? — сказал он, ожидая моего рассказа.
— Олега... гм... простите, если с учетом вашего НИИ, то теперь профессора, доктора наук, преподававшего в ФРГ и даже на их родном языке — Олега Владимировича Сальковского, ну и Леву, конечно.

Научные сотрудники НИИ дали понять улыбками, что полностью оценили «титулованность» Олега.
— Значит, вы все-таки искали подземный ход? — как бы настойчиво Фролов требовал продолжения рассказа.
— Искали. И мне кажется, с достаточным упорством. Может подтвердить дневник Левы Федотова.

8 декабря 1939 г.

«...Только мы вышли на площадку, как нам в глаза бросилась фигура человека, стоявшего недалеко от склада.
— А, черт! — проскрежетал Мишка.— Вахтер. Вечно он здесь околачивается.
— Сделаем вид, что мы хотим просто пройтись по садику к воротам и выйти на набережную,— предложил Сало.

Беззаботно посвистывая, мы спустились в садик и двинулись по направлению к воротам на набережную между вахтером и складом, прилегающим к церкви...
— Скорее,— шепотом поторапливал нас Мишка.

Мы быстро завернули за угол церкви и подошли к началу каменной лестницы. Дальние ступеньки расплывались в жуткой темноте, и нам казалось, что перед нами бездонная пропасть. Там даже и ступенек не было, вернее, они от времени успели совершенно истереться.

— Пошли,— шепнул Михикус, нагибаясь, и начал осторожно и быстро скользить вниз. Мы с Саликом последовали за ним.

У меня сильно колотилось сердце, я задерживал дыхание.

Наконец мы предстали перед полукруглой дощатой дверью, состоящей из двух створок. Доски были высохшие и серые от старости. Первые слова принадлежали Мишке. Он сказал нам шепотом:
— Идите за мной. Я тут все знаю.

Осторожно приоткрыл створку двери. Послышался слабый визгливый скрип. Мы замерли, но в следующее мгновение уже протискивались сквозь дверные створки. Теперь нас никто не мог заметить — мы окунулись в беспросветную темноту первого подвала, входящего в состав обширных подземелий скуратовской церкви. Мои зрачки широко раскрылись, но я видел перед собой только лишь угольную темень.

Дверь скрипнула, и узкая темно-синяя полоса неба совершенно исчезла. Я ощутил резкий запах не то плесени, не то пыли, не то старых каменных осыпавшихся стен. Под ногами мы почувствовали слой мягкой трухи, похожей на рваные тряпки или паклю.

Михикус достал из кармана коробок, чиркнул по его ребру — спичка ярко вспыхнула, разгорелась ровным пламенем. Ее оранжевые лучи бросали на все окружающее зловещие отблески, отчего картина, которую мы увидели, казалась дикой и мрачной. Я оглянулся — мы находились в небольшом подвале, стены и потолок которого состояли из серых невзрачных кирпичей. С одной стороны валялись сломанные стулья, серые от пыли, с другой — стояли старые громоздкие бочки. Прямо перед нами чернел проход в следующий подвал.

— Ну, пошли,— сказал Мишка, держа спичку в правой руке.
Тени на стенах задвигались, оживились, и вскоре комната погрузилась в беспросветную темноту — мы прошли в следующий зал. Мишка зажег новую спичку.

— Давай посмотрим, можно ли нам сейчас пройти по этому ходу,— обратился Сало к Мишке, показав на низкий ход, ведущий влево и имеющий поперечный срез, напоминающий четверть круга. Мишка заглянул в него и проговорил:
— Он замурован. Видишь!

Действительно, пол коридора постепенно поднимался и сливался с потолком. Во втором подвале Михикус вынул свою белую свечку и поднес спичку к ее фитилю.

Второй подвал по величине был почти такой же, как первый. Его мрачные кирпичные стены и потолок как-то необъяснимо давили на нас, и у меня в груди было какое-то странное чувство. Противоположная стена была сплошь завалена сломанной мебелью, а в глубине подвала стояли две подставки, на которых лежала старая пожелтевшая створка двери. Это было нечто от слесарного верстака. Воздух здесь был также сырой и имел неприятный запах гнили и еще какой-то чертовщины. У самого пола мы увидели прямоугольную низенькую дверцу в полметра. Она была прикрыта стопками спинок от сломанных стульев.

— Тсс!..— прошептал вдруг Сало.
Мы замерли. Где-то послышались близкие шаги. Прогудев над нашими головами, они замерли в отдалении: над нами кто-то прошел.

После этого, не проронив ни слова, мы стали осторожно обнажать дверцу от сломанных стульев. Спинки были сухие, легкие и пыльные. Мы устроили конвейер и через минуту уже увидели подножие прямоугольной двери.

— Видишь, дверца старинная? — спросил у меня Мишка. — Вот в нее мы сейчас и пролезем.

Пролезть в нее нам было мудрено: она была очень маленькой. С колотящимся сердцем я стал ждать.

— Я пойду первым,— предложил Олег.— А то мне всех труднее пролезать.
— Давай,— согласился я.
— Такому грузному дяде,— сказал Мишка иронически, — довольно трудно пролезть в такую дверь.
— Но мы-то пролезали в нее раньше,— возразил Сало. Он нагнулся и вдруг замер в оцепенении: где-то в темноте послышался шорох.
Мы вздрогнули.
— Тише! — прошептал Мишка, закрыв рукой пламя свечи.

Но тревога оказалась ложной: все было спокойно. Олег осторожно взялся за дверцу и потянул. Послышался слабый писк и скрежет. Я стиснул зубы и сжал кулаки. С кряхтением и вздохами дверца отворилась, а за нею я увидел кромешную темноту. В лицо дунуло какой-то подозрительной сухостью.
— Я зажгу свою свечу,— сказал Олег,— и полезу с ней.

Сейчас, когда мы смотрим на фотографии этих ребят из правительственного Дома на набережной, поражает, что их облик ничем не отличается от облика обычных дворовых ребят довоенной Москвы. Особенно в этом убеждает фотография Светланы Аллилуевой с автографом отца, вождя народов.

Слева направо: Светлана Аллилуева, Лева Федотов, Юра Трифонов с сестрой Таней; и рисунок Дома на набережной, сделанный Юрой Трифоновым в школьные годы.

Подвал озарился лучами двух свечей.
— Будет иллюминацию устраивать,— сказал громко Сало, забыв обосторожности.— Туши свою! Нам экономить нужно!
Мы замерли от его громового голоса.
— Тише ори! Огрызнулся Мишка.— Эко орет. Услышат ведь. Зажги свою розовую свечу,— сказал он мне.— А то Олег сейчас влезет, и мы останемся в темноте. Я полезу за ним, а ты за мной.

Моя свеча вспыхнула как раз вовремя: Сало в это время просунул свою руку с горящей свечой в отверстие двери и сам с кряхтением втиснулся туда. Его грузная туша заняла все пространство в открытой дверце, так что мы видели только нижнюю часть туг^аища и ноги, бессильно скользящие то полу.

— Тише, тише,— шепнул Мишка.— Скорее!
— Да погоди,— услышали мы приглушенный голос Салика.

Наконец остались только его башмаки. Тогда Мишка потер руки и, нагнувшись, пролез в дверь. Я остался в зале один. Услышал из-за дверцы голос Михикуса:
— Лезь сюда за нами.

Я задул свечу.

Подвал погрузился в полный мрак, лишь узкий луч света падал на пол из открытой дверцы. Я плюнул беззаботно, скрипнул дверцей и на четвереньках пролез вперед. Когда приподнял голову, то увидел только сухие серые кирпичные стены узкого коридора и брюки Мишки — он стоял во весь рост, а я еще находился почти в лежачем положении.

— Закрой дверь,— шепнул Мишка.— Только как можно плотнее.

Я изогнулся, втянул ноги в коридор и, взявшись за край дверцы, затворил ее. Она захрипела и с писком повернулась. Кое-как подвел ее к стене и услышал вопрос Михикуса:
— Плотно закрыл?
— Плотно,— ответил я тихо. С этими словами я напряг мускулы ног и выпрямился во весь рост. И вы знаете, друзья мои, где мы находились? Мы находились в страшно узком, но очень высоком проходе. Он был до того узким, что в нем можно было стоять только боком, повернув влево или вправо голову, иначе мы бы терлись затылками и носами о стены.

Кирпичи древние, выцветшие, облезлые и местами покрытые легко отскакивающей старой светло-коричневой массой, которая за сотни лет сумела высохнуть. Эта масса при прикосновении к ней рассыпалась на мелкие кусочки и пыль.

Сердце у меня бешено колотилось, в груди давило, и от этой ужасной тесноты выработалось какое-то необъяснимое, неприятное чувство.

— Вот видишь, какой проход,— обратился ко мне Мишка, кое-как повернув ко мне голову, отчего его кепка, зацепившись козырьком за стены, сорвала кусочек серо-коричневой замазки и сама съехала набок.— Вот это и есть тот самый узкий ход, о котором мы тебе рассказывали. Я молча кивнул.
— Ну, пошли, что ли? — спросил Олег.

И мы, шурша одеждой о стены, начали продвигаться вперед. Вдруг в стене, перед моими глазами, проплыло несколько высоких и узких оконцев. Я заглянул в одно из них, но ничего не увидел. Сунул туда руку и ощутил пустоту. Эти жуткие подземелья как бы давили на мое сознание, и я чувствовал себя сдавленным и стиснутым не только физически, из-за узкого коридора, но и морально. Я скосил глаза и увидел, что моя одежда приобрела серый цвет. Мишка, продвигавшийся передо мной, и Салик, идущий впереди всех, тоже были похожи на подземных дьяволов, а не на людей. На вид эта церковь маленькая, невзрачная, подумал я, а под собой имеет такие обширные подземелья! Очень странно...»

У Олега в доме был роман Льва Толстого «Воскресение», издания начала века. Церковная цензура изъяла главу о богослужении. Хозяин книги тех лет переписал ее на обычной «тетрадной» бумаге и вклеил. Один листок остался свободным. Олег его вырвал и написал на нем текст примерно такого содержания: «Идя по проходу и спускаясь все ниже, увидишь, как вода сочится, а справа будет железная дверь. Ее не открывать, ибо вода хлынет!» Олег намекал на Москву-реку. И подпись — гимназист такой-то.

Изложив на старинной бумаге «старинный» текст, Олег упаковал записку в железную старинную коробку кондитерской фабрики «Сиу». Коробку он подложит Левке в подземелье. Будет у Левки физиономия, когда Левка обнаружит записку!

Но потрясающий план с треском лопнул. Причина? Олег спохватился — текст создан без ятей и других старинных премудростей, чего не мог сотворить даже самый завалящий гимназист, потому что «премудрости» эти элементарны. Левка человек научно дотошный — сразу разоблачит фальшивку. И когда теперь у нас в квартире доктор наук Олег Владимирович Сальковский вспомнил и рассказал эту трагикомическую историю, мы долго смеялись. Мы с Олегом читали Левины дневники, вновь совершали далекое, азартное путешествие. Во многом и безрассудное, если учитывать конечную цель — Кремль... И полное отсутствие последовательности, разумности в действиях — искатели приключений!.. Подземные коридоры. Залы. Высокие и узкие оконца и страшные камеры с крючьями и кольцами на потолке. Скрипы. Шорохи. Плесень. Угольная темнота или луч света. Черепа ад кости — грудами. Малютины тайные доклады Грозному — сколько человек погублено «ручным усечением», сколько еще «надежно пытают». Кого заживо поджарили на большой сковородке: было и такое. Я даже запомнил фамилию подобным способом казненного боярина — Щенятев. Короче говоря, настоящая жуть! Что ни говори. Эту выписку из книги академика Веселовского я сделал уже теперь. Мы имеем в дошедших до нас списках синодика не хронологический и не полный список казненных, а весьма не полный перечень лиц, погибших за весь период массовых казней... Перечень этот был составлен не в порядке событий, а задним числом, наскоро, по разным источникам.

«... Не прошли мы и нескольких шагов от двери, как коридор под прямым углом повернул вправо и сделался уже прежнего. Продвигаться боком и то стало труднее: стены коридора касались даже моих ушей. Мы оказались в гигантских тисках.
— И на кой они делали такие проходы? — удивился Мишка.— Кому нужны такие узкие?
— Тут опять поворот? — вскричал Сало.
— Да тише ты,— прошептал Мишка.— Ну что ты все время забываешь об осторожности! Мы тут уже были, и ты знаешь, что поворота два.

Первый мы уже прошли, а вот этот — второй. И нечего орать.

Неожиданно где-то в глубине мы услышали шепот. Мы замерли. Простояв несколько секунд, продолжали путь более осторожно. В правой стене я опять увидел оконца.

— Вот, смотри,— сказал Мишка, повернув ко мне голову.
— Что? — спросил я сдавленным голосом.
Он сунул горящую свечу в окно. Я заглянул туда и увидел квадратную камеру, стены которой состояли из посеревших кирпичей.

— Видишь, какая камера? — спросил меня Мишка.
— Вижу,— ответил я, пристальным взглядом, оглядывая мрачную камеру...»

Мы тогда вздрагивали и замирали от этих доносившихся до нас из неведомых глубин истории шепотов. И сейчас я, переписывая Левины страницы, отдаюсь былым переживаниям.

«... И вот мы дошли до окончания прохода. Стена, преграждавшая нам путь, под самым потолком имела квадратное отверстие в метр шириной: это было начало наклонного хода, ведущего куда-то налево. Около отверстия, так же под потолком, темнела длинная, низкая ниша. Для того чтобы попасть в наклонный ход, нужно было сначала взобраться в нишу, а уж из нее переползать в наклонный ход.

— Ну, чего же ты стоишь? — сказал Мишка Олегу.— Лезь туда в нишу, только не сорвись. Потом я полезу к тебе и осмотрю этот ход.

Я немножко отошел назад, чтобы дать Мишке возможность посторониться от взбиравшегося в нишу Олега: тот мог попасть Мишке ногами в лицо...»

Все дальнейшее, что было в тот день, вынуждены рассказать мы с Олегом: продолжения Левиных записей нет. Нет следующей тетради. Она в числе пропавших. Не сомневаемся, что в эту тетрадь под номером VI было все точно, даже скрупулезно, занесено: количество таинственных оконцев, таинственных камер с черепами и костями, люков, ступеней, коридоров, входов и переходов. И как в одном месте сочилась вода и утекала куда-то между камнями, образовав там за долгое время глубокий желоб. Так что же с нами было дальше? Чем завершилось путешествие?

В очень узкий наклонный лаз, несмотря на то, что Олег взобрался в нишу, в конце концов отправился Левка — самый маленький и самый щуплый. Я не указал в перечне взятого нами снаряжения так называемый шведский канатик. Куски канатика мы, где только можно, отрезали от фрамуг и соединили в сравнительно длинную веревку. Ею обвязали Левку, и только тогда он двинулся в путь. Подземный ход сужался и сужался. А упрямый Левикус, этот эволюционист Докембрий или Декомбрий (очередные Левины прозвища в классе), этот летописец Земли, упираясь в пол галошами, все полз и полз, застревая и вновь двигаясь вперед, касаясь кирпичей уже не только ушами, но и носом. Это уж точно. Мы с Олегом совершенно потеряли Левку из виду. Даже огонек его свечи. И Левка застрял окончательно, как тому и положено было быть. И вот тут мы с Олегом начали нашего ученого тянуть за веревку, вытаскивать. Короткое пальто завернулось ему на голову и Левку удалось с трудом вырвать. Даже невозмутимый Олег перенервничал, пока мы Левку тащили. Что, если веревка лопнет? Или развяжется? Ни я, ни тем более Олег до Левки не доберемся.

— Он ведь задыхался! — даже сейчас переживал Олег.
— Свеча у него потухла,— напомнил я другу.
Мы Леву, конечно, вытянули. Ну и видик у него был: вся пыль палеолита, всего геологического календаря была на Левке — на его лице, волосах, на одежде.

— Наверное, мы не туда двинули,— отдышавшись, сказал Лева.

Когда после других различных приключений с люками, входами и переходами покинули подземелье и вернулись в «подлунный мир», был одиннадцатый час.

В Кремль так и не попали, как вы понимаете. Руководитель сыскного ведомства опричнины Малюта Скуратов сберег от нас свою тайну общения через подземный ход с царем «опричного» государства. Но Левка, закусив губу, упорно будет возвращаться к подземным тайнам. Ему требовался итог.

В начале 1989 года Аполлос Феодосьевич Иванов, бывший сотрудник Управления строительства Дворца Советов, опубликовал в журнале «Наука и жизнь» отрывок из книги, в которой рассказывал о разрушении храма Христа Спасителя и как он со своим другом проник в древний тоннель, ведущий от храма Христа в сторону Кремля и Ваганьковского холма, то есть современного дома Пашкова (библиотека имени Ленина). В тоннеле были «человеческие кости с остатками ржавых цепей... останки неведомых узников, брошенных в подземелье по чьей-то злой воле, может быть, самого Малюты Скуратова». Я откликнулся на эту публикацию фрагментами Левиного дневника и некоторыми воспоминаниями о нашем в 1939 году стремлении проникнуть древним «малютинским» подземным ходом в Кремль. Среди писем, в которых потом обсуждалась наша мальчишеская экспедиция, было одно примечательное из Киева от инженера Рудыка. Он писал:
«У меня появилась интересная и очень простая мысль (не удивлюсь, если кто-то уже думал об этом). Так вот, возник вопрос с профессиональным уклоном: как был построен длинный и очень узкий подземный ход? К тому же он постепенно сужался до такой степени, что в нем застрял «самый маленький и самый щуплый» из ребят, а ведь строили ход, по всей вероятности, взрослые люди. Значит, можно предположить, что ход, прорытый в земле, должен быть гораздо просторнее, чем кирпичный лаз. Напрашивается мысль, что настоящий подземный ход находится совсем рядом с узким лазом, так как рыть широкий проход и сразу же укреплять его кирпичной кладкой гораздо удобнее, а узкий лаз можно строить в этом же проходе... Но в любом случае подземный ход нужно искать рядом с узким лазом. А сужающийся лаз — это не что иное, как ловушка для непосвященных или бежавшего узника. Смешно предполагать, что могущественный Малюта Скуратов ползал на животе на такие расстояния или даже ходил по узким переходам. Ведь с его возможностями допустимо было и настоящий тоннель прорыть».

Спустя более полугода после нашего тайного мероприятия Лева записал: «В первый же подходящий вечер я решил один слазить в подземелье, чтобы исполнить все-таки то, что задумал еще летом». Вот Левка и его характер. Отправился к церкви, но, спустившись по «кривым ступенькам», нашел на дверях «огромный кованый замок».

И вновь, через несколько месяцев, запись: «Я утром с удивлением заметил, что вся верхняя часть церковки, в том числе и купол, окрашены в бежевый цвет. Это сразу мне подсказывало, что нам в церковь не попасть, так как теперь это уже не заброшенная церквушка, а государственный музей».

Почему Лева стремился пойти один? Может быть, мы с Олегом лишали его предельной сосредоточенности?

До нас церковь Николы, ее подземную часть, обследовали наши ребята-старшеклассники Толя Иванов (Шишка), Валя Коковихин, Игорь Петере и Юра Закурдаев. Тоже попали в подземный ход, но который начинался с противоположной стороны церкви по отношению к нашему ходу и был проложен в другом направлении под самым храмом, но тоже к Москве-реке. У этих ребят «состоялась встреча» с осыпавшимся в нише скелетом человека, некогда прикованным к стене. Потом они обнаружили древние иконы, затем у них «кончились, погасли факелы, с которыми они шли», и ребята вернулись. Подробности этой экспедиции я узнал в этом году в нашем музее «Дом на набережной», расположенном в Доме на набережной, от самого Анатолия Иванова. Он даже набросал мне на листке план «их тоннеля»... Что же касается древних икон, то, может быть, они и до сих пор где-нибудь спрятаны. А девушка была замурована в самой церкви в том месте, где сейчас из серого итальянского мрамора имеется на стене тонкий орнамент в виде рамы. Это храм, где до сих пор не забыты имена Малюты Скуратова и Василия Грязного, «верных и страшных псов царя опричного государства».

Я вспомнил, как в мрачные предвоенные годы значительное количество квартир опустело: населявшие их люди отправлены кто сразу в мир вечного покоя, кто предварительно за колючую проволоку, кто, как член семьи изменника родины, в далекое изгнание. Ребята, как могли, вызволяли из-под ареста личные вещи, самые необходимые для жизни. Валя Коковихин и Толя Иванов с балкона Вали опустили поздно вечером на балкон опечатанной квартиры Петерсов веревку. Толя — небольшого роста и легкий, поэтому Шишка по веревке достиг балкона Петерсов, сумел открыть дверь, проникнуть в опечатанную квартиру и взять необходимую сыну Петерса, Игорю, одежду. По веревке Толя вернулся назад. Вещи подняли.

Опасные это были игры, но берсеневские ребята накапливали опыт. Не выдавали друг друга...

А вот уже теперь, 14 июля 1987 года, троллейбус, который отходит от остановки как раз напротив нашего дома, провалился одним колесом в «колодец», внезапно открывшийся под асфальтом. Когда в колодец спустились приехавшие на место аварии ремонтные рабочие, а с ними и корреспондент телепередачи «Добрый вечер, Москва», то увидели помещение, выложенное кирпичной кладкой. Я с моей женой Викой в тот вечер, по счастливой случайности, сидел у телеэкрана и смотрел эту вечернюю передачу. И когда показали такое, я, совершенно как в лучшие годы, закричал:
— Подземный ход!

Ну, не подземный ход, а вполне возможно, какая-то часть винно-соляного двора, например.

На другой день стало известно из этой же передачи (мы с Викой уже специально ее поджидали): археологи любопытства не проявили; рабочие залили подземелье водой, засыпали песком и заасфальтировали. Накрепко. Но, конечно, это не последняя точка в бывших Содовниках, где теперь стоит бывший Дом правительства.

Михаил Коршунов, Виктория Терехова
Продолжение следует

Там тоже обнаружился вход в тоннель, правда, располагавшийся ниже первого. Как выяснилось, первое из найденных подземелий в древности использовалось как галерея ближнего боя, то есть служило для обстрела противника при ближней осаде, а второе - для тайного сообщения между соседними башнями (в древности, как уверяют историки, внутристенные ходы соединяли все кремлевские башни).

Кроме того, исследователю удалось обнаружить тайный ход, связывающий Никольскую башню с Угловой Арсенальной. И попасть в тоннель, идущий под Боровицкими воротами (там же обнаружились и засыпанные землей до самых 6-метровых сводов подземные палаты), а также обследовать расположенные у Троицкой башни на 9-метровой глубине палаты-тайники. Щербатовские фотографии обнаруженных им подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли. По слухам, были реквизированы ЧК. Обследовавший Кремль в 1918 году архитектор И.Е. Бондаренко сообщал, что в Беклемишевской башне имеется «тайник»: подземелья-слухи (слухами назывались ходы, которыми можно было пользоваться для наблюдения за врагом и неожиданных боевых десантов) и подземные галереи.

Подземелье Беклемишевской башни вместе со слухом уже в 1525 году использовалось как место пыток и заключения узников. За дерзкие речи и жалобы на великого князя Василия III здесь отрезали язык боярину Ивану Никитичу Берсеню-Беклемишеву. А царь Иван Грозный, обвинив в измене князя Андрея Федоровича Хованского, приказал его «пытати и казнити торговою казнью и в наугольную (Беклемишевскую) стрельницу посажати».

В 1929 году во время очистки от мусора подземной части Сенатской башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более 6 метров. Стеллецкий выдвинул версию: Сенатская башня являет собой люк в подземный Кремль. Однако более вероятно другое - первоначально башенное подземелье имело два или три яруса с деревянными помостами, от времени они сгнили и обрушились вниз, образовав тем самым «загадочный» колодец.

В 1930 году при прокладке водостоков из Кремля на Красной площади был обнаружен (и очень скоро засыпан землей) подземный ход в рост человека - он располагался чуть правее Спасской башни на глубине 4 метров и шел в сторону Лобного места.

В 1933-1934 гг. Игнатий Стеллецкий при обследовании Угловой и Средней Арсенальных башен обнаружил здесь не один подземный тайник. Тут были и тайные внутристенные проходы, и подземные ходы (один удалось расчистить полностью). Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного, «близ которого спуск в большой тоннель под Красную площадь весьма загадочного назначения». Во время земляных работ, ведущихся неподалеку от Набатной башни в 1972 году, на 4-метровой глубине показался кусочек подземного хода.

В 1973-м при закладке шурфа в Кремле у Набатной башни на глубине 4 метров был обнаружен свод подземной галереи. Она примыкала к фундаменту Набатной башни, то есть шла параллельно стене Кремля по направлению к Спасской башне. Однако расчистить галерею полностью и узнать, откуда брал начало и где кончался тоннель, не удалось. Недалеко от Средней Арсенальной башни во время реставрационных работ 1970-х годов открылся проход в стену, поворачивающий в сторону Угловой Арсенальной башни. Проникнуть по нему далеко кремлевским археологам не удалось - он был заложен кирпичом.

О тайниках Коменданской башни сведений не найдено, но ходят слухи, что там е обитает бледная растрепанная женщина с пистолетом в руке. Разумеется, это – знаменитая Фанни Каплан, которую самолично расстрелял тогдашний кремлевский комендант Мальков, но об этом и не только, Вы узнаете в следующей части… Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле как до, так и после революции, не было исследовано полностью. большинство из них - после осмотра представителями спецслужб - навсегда опечатывалось либо засыпалось землей или даже заливалось бетоном.

Уже на протяжении нескольких веков регулярно появляются свидетели, видевшие, как в нижних ярусах колокольни Ивана Великого мелькает тень и слышны шаги призрака Ивана Грозного. Сохранились даже воспоминания последнего русского императора Николая II о том, что во время пребывания в Кремле накануне коронации ему и императрице Александре Федоровне явился дух этого тирана. (Впоследствии нашлись знатоки-толкователи, которые утверждали, что такой визит призрака предвещал будущий крах великой династии Романовых.) Кремлевские твердыни облюбовали и другие фантомы. Начиная со Смутного времени, когда в Кремле убили ненавистного Лжедмитрия, москвичи стали иногда наблюдать размытые очертания фигуры Самозванца, мелькающие в сумерках между зубцами стен. В очередной раз это привидение явилось припозднившимся гулякам августовской ночью 1991 года - как раз накануне попытки государственного переворота!

Лет 40 назад в главной правительственной резиденции страны обнаружился еще один «потусторонний» обитатель... Как-то вечером поднял тревогу вахтер, дежуривший в старом здании рядом с Патриаршими палатами. Этот административный корпус в течение нескольких лет, при Сталине, использовался в качестве жилья. Одну из квартир на втором этаже в свое время занимал нарком НКВД Ежов... Пост дежурного находился как раз в прихожей бывших Ежовских «апартаментов». Ближе к полуночи сотрудник охраны вдруг явственно услышал на лестнице, ведущей вниз, чьи-то шаги, затем звяканье ключа в замке... Вот скрипнула, распахнувшись, входная дверь, вот она с легким стуком закрылась - кто-то вышел из здания на площадь. Но кто же? Бдительный вахтер нажал тревожную кнопку на пульте и кинулся следом за неведомым нарушителем режима. Выскочил на крыльцо - в нескольких метрах от дома виднелась хорошо знакомая по старым фотографиям маленькая фигурка в длиннополой шинели и фуражке... Призрак пресловутого чекиста вдруг свернул и... медленно растворился в воздухе, словно бы слившись с белесыми стенами Филаретовской звонницы. Бестелесное воплощение Ежова еще несколько раз появлялось в том же районе Кремля - поблизости от прежнего места жительства одного из самых страшных соратников Сталина, однако привидение «великого вождя всех времен и народов» среди привидений, «прописавшихся» в столице, ни разу не появлялось! Зато фантом Владимира Ильича, говорят, видели неоднократно в коридорах старых кремлевских дворцов.

Непонятное явление было отмечено в одну из летних ночей 1950 года неподалеку от Спасских ворот, у Константино-Еленинской башни, использовавшейся в XVII веке в качестве тюрьмы и пыточной камеры. По рассказам дежурившего здесь кремлевского курсанта, он вдруг обнаружил на каменной кладке стены темное пятно, которое постепенно расширялось и словно бы стекало вниз. Молодой чекист рискнул приблизиться и даже потрогал это «новообразование». Под пальцами своими он ощутил что-то липкое. В луче фонаря показалось, что это кровь. Немедленно докладывать начальству о таком феномене курсант не стал, решив еще раз все проверить уже при солнечном свете. Однако к утру на башне не осталось и следа того страшного пятна.

По легенде, эта земля принадлежала языческим жрецам . Здесь приносились человеческие жертвоприношения, устраивались праздники, хоронили магов и колдунов. В центре холма стоял черный дубовый ритуальный столб. Язычники обносили вокруг него новорожденных и усопших. Первых — на восход солнца, вторых — на закат. Воины перед сражением водили хороводы и оставляли в полнолуние оружие. Считалось, что после этого оно надолго оставалось острым, а в бою приносило удачу.

Так жили наши прадеды на Боровицком холме даже после крещения Руси. Конец языческому капищу положил Юрий Долгорукий. Была жестокая борьба — славяне-язычники против славян-христиан. Победил Долгорукий. По легенде, умирая, жрец наложил проклятия на свои владения. Гордый и надменный князь, наверное, только усмехнулся, но вот его потомкам пришлось туго: много раз Кремль горел, захватывался, здесь строили, чтобы разрушать, а сколько пережито смут, заговоров, смутно, мутно...

Быть может, Петр I бежал из Москвы и ненавистного Кремля не только из страха перед стрельцами? Тревожный, нервный — ему мерещились убийства, замученные бояре, отравленные царицы, призраки прошлых смут беспокоили его. Новая Россия, которую Петр строил спустя годы, по его личному мнению, нуждалась в новой столице — так и случилось. И на какое-то время призраки кремлевских смут отступили. Но прошло всего-то два века, и вновь Москва — столица.

Кремль уникален не только тайнами, которые множатся с каждым годом, но и высоким историческим градусом плотности. Каждый кирпичик — сгусток истории, многоликой и опасной. Восемь веков строили, перестраивали и разрушали. Десятки талантливых архитекторов и художников вписали свое имя в градостроительную летопись Кремля. Все наши цари и императоры прошли через кремлевские палаты и терема. Здесь замаливали преступные грехи и всходили на царство.

А могло ли быть по-другому? После победы Юрия Долгорукого Ведьмину гору переименовали в Боровицкий холм. По официальной версии, на месте Кремля когда-то шумел лесной бор. По неофициальной — в названии прочитывается еще один смысл — «боров»... Последний привет от языческого жреца?

В России сохранилось немало древних кремлей — Новгородский, Псковский, Нижегородский, Тульский, Коломенский, Астраханский, Смоленский, но образцом служил именно Московский Кремль. Выдающийся архитектурный ансамбль, в котором редкое сочетание единства, законченности и живописности.

До сих пор ученые не установили точное происхождение слова «кремль». Впервые оно встречается в тверской летописи под 1315 годом. К тому моменту деревянная крепость уже двести лет как существовала. История знает немало примеров, когда могущественные города, столицы империй, стирались с лица земли и из человеческой памяти, а маленькие, провинциальные городишки возвышались и превращались в мировые центры. Такая удивительная судьба ждала Москву.

Впервые город упоминается в летописи за 1147 год, а сколько к тому времени он уже существовал — неизвестно. В 1156 году Андрей Боголюбский на Боровицком холме в устье реки Неглинной построил деревянную крепость общей протяженностью 850 метров и площадью три гектара, она объединила существовавшие постройки маленького городка Москвы. Спустя годы он начал объединение и русских княжеств.

С самого начала Кремль и Москва стали неотделимы друг от друга. Именно тогда Кремль и получил форму треугольника, расположенного между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. С напольной стороны деревянные крепостные сооружения защищались валом и рвом. Для того времени отличалась редким приемом укрепления подошва вала внутренней и внешней сторон.

На долгие годы Кремль пропадает с поля зрения летописей, пока в XIII веке князь Даниил младший, сын Александра Невского, не переезжает в Москву и не основывает династию. Провинциальный, затерянный в лесах городишко дал название княжеству, а вскоре началась битва и за первенство. История знает много случаев, когда города, подвергшиеся нашествию, превращались в руины и не восстанавливались. Такая беда могла случиться и с Москвой.

В 1238 году хан Батый дотла сжег Кремль и разорил город. Но Москва не потеряла своего значения. Более того, Иван Калита принял решение перестроить Кремль. Понимая, что деревянные постройки и есть главная беда, он первый строит каменные церкви — Успенский собор (главный храм княжества) и Архангельский.

Белокаменные храмы XIV века и определили композицию центра Кремля, сохранившуюся до наших дней. Кремль становится официальной резиденцией великих князей и московских митрополитов. В 1367 году внук Ивана Калиты Дмитрий Донской приступил к сооружению белокаменных стен и башен Кремля. Отсюда и начинается знаменитое поэтическое название Москвы — белокаменная. Каменное градостроительство полностью себя оправдало.

Кремль выдержал литовскую рать князя Ольгерда в 1368 году, в 1408 году — хана Едигея, в 1438-м — хана Улу-Мухамеда. При Иване III Москва возвысилась среди других городов и стала столицей объединенных русских княжеств. К Кремлю теперь были особые требования, отныне он не только исполнял оборонительную, духовную, государственную функции, но и сакральную. Именно с Ивана III начались загадки Кремля. Точнее, они и раньше были, но многочисленные пожары (неужто действовало проклятие языческого жреца?) уничтожали следы и улики.

Очередное грандиозное строительство Кремля начали псковские мастера. Но выведенные на двухметровую отметку стены Успенского собора неожиданно рухнули. Что стало с мастерами, неизвестно, но проклятое древнее языческое капище требовало человеческой крови. Именно после этого случая Иван III отдал приказ послам о поисках умелых мастеров в Европе. И таковые были найдены.

До сих пор непонятно, что им обещали за их согласие. Ведь ни Аристотель Фиораванти, ни Пьетро Антонио Солари не только не знали русского языка, но и представления не имели о том, куда едут.

Затем к ним присоединились Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрезин. Такая вот когорта итальянцев трудилась над многовековым символом России.

Аристотель Фьораванти. Воображаемый портрет кисти Лотто

Судьба этих людей сложилась ужасно. Ни Аристотель, ни Солари, несмотря на окружавшие их почет и уважение, не смогли выбраться из России живыми. Именно выбраться. Известно, что Аристотель пытался бежать (именно бежать) из Москвы. Что его так напугало? Только ли казнь немецкого лекаря, свидетелем которой он стал? Что заставляло его опасаться за свою жизнь? Какие тайны Кремля он носил в себе?

И почему царь не выпускал его из России? Аристотель побывал на Соловках, участвовал в походе на Тверь в чине начальника артиллерии, а затем пропал. И больше никто ничего о нем не знает. Аристотель и Солари — главные зодчие Московского Кремля. Их вклад в русскую жемчужину уникален и пока никем не был превзойден.

Какие задачи ставил перед архитекторами Иван III? Судя по всему, они были настолько сложными, что с ними могли справиться только иностранные мастера.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо. Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг.)

Но чем наши-то хуже? Что такого умели делать итальянцы? Известно, что Аристотеля пригласили не как зодчего, а как инженера, способного на технические чудеса.

В родной Болонье он передвинул колокольню Святого Марка, а в городе Ченто выпрямил покосившуюся башню. Какое инженерное чудо он должен был совершить с Кремлем? И судя по таинственной, неясной смерти — совершил.

На внутренней стороне Спасской башни высечено имя проектировщика всех башен и стен Кремля Пьетро Антонио Солари, кстати, бывшего замечательным учеником Леонардо да Винчи.

Многое из того, чему научился у итальянского гения, он воплотил в Кремле. Например, в верхней части кремлевской стены, тянущейся вдоль Москвы-реки, обнаружили, казалось бы, бессмысленные отверстия, расположенные чуть ниже зубцов. Точно такие же имеются в рисунках Леонардо.

В них просунуты шесты, снаружи связанные между собой окованными бревнами, а изнутри упирающиеся в систему рычагов. При штурме стен защитники нажимали на рычаги — и горизонтальные бревна опрокидывали лестницы нападавших.

Другой признак «руки» да Винчи в конструкции Кремля (не только, кстати, Московского, но и Нижегородского, Коломенского и крепости Орешек) отыскал архитектор-реставратор Святослав Агафонов. Утопленные в толщу угловых башен казематы встречаются и в этих фортификациях, и в альбомах знаменитого архитектора.

И воплощены они с такой точностью, что рисунки впору считать проектами. Не правда ли, поразительно? Пусть и косвенным образом, но Леонардо да Винчи вполне может иметь отношение к Кремлю.

Однако это предположение еще требует дополнительных исследований.

Рисунок Леонардо да Винчи. Эта идея Леонардо воплощена в нескольких кремлях нашей страны

И тем не менее, историки склоняются к мысли, что автор всего ансамбля Московского Кремля — Аристотель Фиораванти. В Кремле капитально ремонтировались и перестраивались обветшалые здания, на месте старых дворцов возводились каменные дворцовые постройки — терема.

Сооружались Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, княжеская усыпальница — Архангельский собор. Появилась самая красивая и стройная башня Кремля высотой 71 метр — Спасская.

Ее ворота, главные в Кремле, были особо нарядно украшены, на башне установили часы-куранты. Новые стены и башни, выше и толще прежних, облицовывались красным кирпичом. После очередного пожара в 1493 году Иван III повелел расчистить перед Кремлем защитную полосу шириной двести сорок метров.

Место прозвали «Пожаром», ныне это Красная площадь. Были возведены Конюшенная (Оружейная), Комендантская, Граненая (Средняя Арсенальная), Тайницкая (получила свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки), Свиблова, Собакина (Угловая Арсенальная) башни.

При Иване III Московский Кремль стал краснокирпичным, приобрел нынешний облик и достиг современных размеров. Площадь почти двадцать восемь гектаров, по всему периметру Кремля — восемнадцать встроенных в крепостные стены башен, одна выносная — Кутафья и одна небольшая настенная — Царская.

Общая протяженность стен 2235 метров, высота от пяти до девятнадцати метров, толщина от трех с половиной до шести с половиной до метров. Троицкий мост представляет собой гениальное, с технической точки зрения, сооружение. В его основе — принцип древнеримских двухъярусных акведуков.

Фундамент уходит в землю на глубину 11 метров и вот уже пять столетий стоит на болотистой почве, но кирпич остается сухим и прочным. Почему? При реставрации Кремля перед Московской Олимпиадой (1980 год) в нижнем ярусе моста обнаружили полые ячейки, пронизывающие все сооружение.

Теперь, когда они прочищены, на боковых сторонах моста, если приглядеться, можно увидеть небольшие круглые отверстия. Это часть системы вентиляционной тяги, гарантирующей кладке сухость и сохранность. Она изобретена в России и применялась во многих северных монастырях. Но использование вентиляции в инженерных сооружениях началось именно с Московского Кремля.

Удивительным образом Кремль воплотил в себе идею «Москва — третий Рим». В 1508 году князь Василий Иванович, сын Ивана III, повелел вырыть ров со стороны Красной площади от Неглинной до Москвы-реки шириной тридцать два метра и глубиной десять метров. Гаким образом, Кремль превратился в труднодоступный остров.

Невольно вспоминается средневековая гравюра — три слона, окруженные мировым океаном и держащие на себе земную твердь. Аналогия с Кремлем напрашивается сама собой. Центр миропорядка и духовной власти. Интересное совпадение... А может, намеренное?

Еще несколько раз Кремль горел, перестраивался, приходил в упадок, вновь отстраивался. Как бы это ни выглядело странным, но большая часть дворцов и теремов уничтожили русские цари династии Романовых, которые, как им казалось, надолго обосновались в этом загадочном, сакральном и мистическом месте — в Кремле, созданном династией Рюриковичей. Расцвет строительства Кремля совпал с последними Рюриковичами. Быть может, это что-то значит, пока нами не разгаданное, как и многое в истории, будь то случайное совпадение или незначительная мелочь.

До наших дней так и не раскрыта тайна Ивана III, воплощенная итальянскими зодчими в Кремле. Только отголоски доходят до нас — странные, удивительные. В 1894 году археолог князь Н.С. Щербатов во время поисков в Кремле библиотеки Ивана Грозного обследовал первый этаж Набатной башни и нашел в ней вход в замурованную галерею, идущую по кремлевской стене. Сводчатый тоннель шириной примерно в метр скоро уперся в препятствие, и князь Щербатов решил обследовать соседнюю Константино-Еленинскую башню.

Набатная башня

Там тоже обнаружился вход в тоннель, правда располагавшийся ниже первого. Как выяснилось, первое из найденных подземелий в древности использовалось как галерея ближнего боя, то есть служило для обстрела противника при ближней осаде, а второе — для тайного сообщения между соседними башнями (в древности, как уверяют историки, внутристенные ходы соединяли все кремлевские башни).

Кроме того, исследователю удалось обнаружить тайный ход, связывающий Никольскую башню с Угловой Арсенальной. И попасть в тоннель, идущий под Боровицкими воротами (там же обнаружились и засыпанные землей до самых шестиметровых сводов подземные палаты), а также обследовать расположенные у Троицкой башни на девятиметровой глубине палаты-тайники. Щербатовские фотографии обнаруженных им подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли. По слухам, были реквизированы ЧК.

Обследовавший Кремль в 1918 году архитектор И.Е. Бондаренко сообщал, что в Беклемишевской башне имеется «тайник»: подземелья-слухи (слухами назывались ходы, которыми можно было пользоваться для наблюдения за врагом и неожиданных боевых десантов) и подземные галереи. (Подземелье Беклемишевской башни вместе со слухом уже в 1525 году использовалось как место пыток и заключения узников.) За дерзкие речи и жалобы на великого князя Василия III здесь отрезали язык боярину Ивану Никитичу Берсеню-Беклемишеву.

Беклемишевская (Москворецкая) башня Московского Кремля

А царь Иван Грозный, обвинив в измене князя Андрея Федоровича Хованского, приказал его «пытати и казнити торговою казнью и в наугольную (Беклемишевскую) стрельницу посажати».

В 1929 году во время очистки от мусора подземной части Сенатской башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более шести метров. Была выдвинута версия: Сенатская башня являет собой люк в подземный Кремль. Однако более вероятно другое — первоначально башенное подземелье имело два или три яруса с деревянными помостами, от времени они сгнили и обрушились вниз, образовав тем самым «загадочный» колодец.

В 1930 году при прокладке водостоков из Кремля на Красной площади был обнаружен (и очень скоро засыпан землей) подземный ход в рост человека — он располагался чуть правее Спасской башни на глубине четырех метров и шел в сторону Лобного места.

В 1933—1934 годах Игнатий Стеллецкий при обследовании Угловой и Средней Арсенальных башен обнаружил здесь не один подземный тайник. Тут были и тайные внутристенные проходы, и подземные ходы (один удалось расчистить полностью). Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного, «близ которого спуск в большой тоннель под Красную площадь весьма загадочного назначения». Во время земляных работ, которые велись неподалеку от Набатной башни в 1972 году, на четырехметровой глубине показался кусочек подземного хода.

В 1973-м при закладке шурфа в Кремле у Набатной башни на глубине четырех метров был обнаружен свод подземной галереи. Она примыкала к фундаменту Набатной башни, то есть шла параллельно стене Кремля по направлению к Спасской башне. Однако расчистить галерею полностью и узнать, откуда начинался и где заканчивался тоннель, не удалось.

Недалеко от Средней Арсенальной башни во время реставрационных работ 1970-х годов открылся проход в стену, поворачивающий в сторону Угловой Арсенальной башни. Проникнуть по нему далеко кремлевским археологам не удалось — он был заложен кирпичом. Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле как до, так и после революции, не было исследовано полностью. Большинство из них — после осмотра представителями спецслужб — навсегда опечатывалось либо засыпалось землей или даже заливалось бетоном.

А вот отрывок из «Правительственного вестника» от 24 февраля 1912 года: «Древние подземные ходы в Москве образуют целую сеть, мало еще исследованную. Пока обнаружены подземные ходы между Новодевичьим монастырем и мануфактурной фабрикой Альберта Гюнтера, под Донским монастырем, Голицынской больницей и Нескучным садом.

Хорошо исследован подземный ход под Боровицкой башней, в которой найдены две ниши, открывающие тоннели к центру Кремля и под Ильинку. Подземные ходы имеют также башни Тайницкая, Арсенальная и Сухарева. Обнаружены еще другие подземные ходы, по-видимому, стоящие отдельно от общей сети».

Писали также следующее: «Московский Кремль...представляет собой выдающийся памятник военного зодчества конца XV в. и тем не менее остается до наших дней почти не изученным. Это указание касается особенно подземной части Кремля, представляющей громадный интерес... Исследования князя Щербатова показывают чрезвычайную сложность подземных сооружений Кремля, большую трудность не только точного исследования, но и простого проникания в них. Большинство ходов оказываются замурованными, некоторые перерезаны фундаментами более поздних построек...»

«Уже много столетий держится поверье, что под Кремлем сокрыт подземный город. Сокровища в виде золота и серебра со времен Новгорода, не поддающиеся оценке, библиотека Грозного, ценные картины и исторические реликвии, жемчуг и драгоценные камни в громадном количестве... Только Петру I удалось запустить свою руку в этот тайный сейф».

Подземный город... галереи, камеры, колодцы, тайники... Петр I... Но как, каким образом все это было воплощено? Сейчас для таких целей необходимо специальное оборудование, проходочные машины, но у Аристотеля и Солари ничего из вышеперечисленного не было! Они и русским языком-то толком не владели. Как же ничтожно мало знаем мы о собственных предках, их представлениях и мироощущении, способности воплощать самые дерзкие замыслы!

С неповторимой русской медлительностью Кремль раскрывает многовековые тайны. До сих пор историки совершают уникальные находки и открытия. Пушечные ядра и стрелы столь обыденны здесь, что порою археологи скучают. Но вот недавно была найдена серебряная кружка, в которую вчеканены две монеты с распятием, а на ручке выгравирован дракон, пышущий не пламенем, а цветами!

Или такие редкие для Москвы берестяные грамоты. И уж совсем поразительные находки — икона Иисуса Христа над Спасскими воротами и Николая Угодника — над Никольскими, считавшиеся безнадежно утраченными с 1917 года. А ведь сколько раз каждый из нас рассматривал ворота, над которыми были заштукатурены квадраты в три метра высотой!


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле, не было исследовано полностью. История кремлевских подземелий - одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Чем же так притягательны подземелья Кремля? Съемочная группа Первого канала спустилась в подземный ход Угловой Арсенальной башни Кремля.

Слухи о Кремлевских подземельях поползли в XVII веке. Тогда говорили, что под Тайницкой башней есть кладовая, в которой хранится уникальная библиотека Ивана Грозного.

По слухам, именно во время правления Софьи подземелья башни тщательно исследовали. В царские времена в Кремле под соборами и теремами устраивались казнохранилища и тайные палаты, боевые ходы и внутристенные переходы.

ПОДЗЕМНЫЕ ТАЙНЫ КРЕМЛЯ

В Тайницкой башне был тайный подземный проход к реке для добывания воды во время осады. В 1852 году после ливня в размытой мостовой у подножия башни открылись 4 подземные палаты. Фотографии обнаруженных подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли.

В 1930-е годы Кремль был закрыт для посещений и считался “особой зоной”. Археолог обнаружил в Кремле не один подземный тайник. Археолог мечтал открыть подземную Москву для туристов, как открыты для них овеянные романтикой подземелья Парижа или римские катакомбы.

В другой части подземелья покоились малолетние царские дочери. В 1929 г. вместе с Вознесенским был уничтожен также и Чудов монастырь, простоявший в Кремле без малого 600 лет. Их взорвали, чтобы не мозолили глаза кремлевским небожителям. В самом центре Кремля, в подклети церкви Ризположения, есть уникальный лапидарий (лапидус по-лат.

Тайны кремлевских подземелий

В Кремле в подземелье Архангельского собора находится единственный в мире женский некрополь. В нашей столице множество удивительных и загадочных мест, но, пожалуй, одно из самых примечательных среди них это легендарные подземные сооружения под Кремлем.

Загадочные и зловещие кремлевские подземелья

И начнется наша экскурсия в историю этого удивительного места с человека, которому принадлежит одна из ключевых ролей в обнаружении подземелий.

Подземные тайны Москвы. Часть 1. Москва ниже уровня асфальта

Сегодня же историки уверяют нас, что когда-то все кремлевские стены были изрезаны подобными ходами и галереями. И подтверждением тому стала находка второго человека, заинтересовавшегося подземельями Кремля.

Известнейший советский археолог И. Я. Стеллецкий после этой находки выдвинул версию, что именно Сенатская башня является входом в легендарные подземелья Кремля.

Так что, хотя сегодня известно, что окрестности Кремля испещрены подземными ходами, прогулка по ним для любопытствующих туристов, увы, недоступна.

Экскурсия в историю подземелий Кремля была бы неполной без упоминания призраков, облюбовавших эти места. Так особенно известен призрак знаменитой Фанни Каплан, известная покушением на В.И. Ленина. Ее дух, как говорят, обитает в стенах тайника Комендатской башни. Есть свидетельства и о другом призраке, обитающем в мрачных коридорах кремлевских подземелий.

Что делает дух кровавого тирана в этих подземельях, не ведая покоя, неизвестно. Видели в стенах Кремля и самого Владимира Ильича. Поражающая своими размерами сеть кремлевских подземелий уходит своими корнями в историю правления древнего рода князей Рюриковичей, и в частности государя всея Руси Ивана Грозного.

Другие, подобные истории:

Подземелье так и не изучено полностью, многие из его сводов обветшали с течением времени, и работы там опасны. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века существовал проект открытия туристических маршрутов по подземельям Кремля.

Москва на велосипеде

В башнях Китай-города существовали подземелья-слухи. Они позволяли определить, в каком направлении неприятель ведет подкоп под стены, чтобы заложить пороховой заряд. Здесь же были найдены подземные ходы для тайных вылазок.

Ход был проложен шесть веков назад. Узкие проходы,… В результате был обнаружен подземный ход, который вел в белокаменные палаты, где находились сундуки с книгами.

Но есть и те, кто уверен, библиотека существует. 1996-2015, Первый канал. Все права защищены. Подземелья сообщались между собой и имели несколько выходов на поверхность земли. Один существовал в подвале Архангельского собора, другой - под Боровицкой башней.

Их волновали и странные воронки, мгновенно возникавшие на территории Кремля. Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного “весьма загадочного назначения”.

А раскопанный им подземный ход вскоре замуровали. В начале 90-х существовал план создания подземных музеев и туристических маршрутов.

В советские годы большинство из них - после осмотра представителями спецслужб - навсегда опечатывалось, засыпалось землей и заливалось бетоном. При закладке фундамента Большого Кремлевского дворца была найдена древняя церковь Воскрешения Лазаря с коридорами и тайниками.

В одном из них хранилась церковная казна. В подземельях приказов имелась потайная комната с сокровищами царя Алексея Михайловича. В 1917 г. в поисках царских сокровищ солдаты проникли в подвалы Потешного дворца, где было обнаружено много замуровок.

Последнее видео (показано 24 из 26209)

В 1929 году при разгроме Вознесенского монастыря в Судную палату были перенесены каменные саркофаги с останками великих княгинь. Полсотни саркофагов общим весом около 40 тонн были практически вручную перенесены музейными работниками к Aрхангельскому собору и через пролом в своде опущены в подземную палату.

Самое просматриваемое

Даже после смерти Грозный не обрел долгожданного покоя. Возможно, поэтому его неприкаянную тень до сих пор видят в кремлевских лабиринтах.

Теперь на месте двух самых известных снесенных монастырей - самая большая площадь Кремля, прямо аэродром. В 1989 г. археологами под землей, в одном из подвалов монастыря, был обнаружен необычный тайник: каменный саркофаг с искусно выполненной (в рост человека) куклой, одетой в военный мундир.

Поговаривали, что люком в подземный Кремль являлась Сенатская башня. В 1929 году во время очистки от мусора подземной части башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более 6 метров.

Поражающая своими размерами сеть кремлевских подземелий уходит своими корнями в историю правления древнего рода князей Рюриковичей, и в частности государя всея Руси Ивана Грозного. Сеть тоннелей, которыми царь изрыл практически весь город, сохранялась в строжайшей секретности, и до сих пор хранит в себе множество тайн, прекрасных и ужасных. Именно через них именитые жители Кремлевских дворцов могли попасть в любую точку города, а также за его пределы. Именно там были устроены жуткие темницы, не уступающие темницам средневековых европейских замков. И именно в них располагались царские сокровищницы. Жители московских подземелий, охранявшие несметные дворцовые богатства, жили и умирали в своих темницах, десятками лет не видя солнечного света и унося с собой в могилу великие тайны.

Кроме золотых запасов, подземелья Кремля, по всей видимости, хранят еще одно, не менее ценное, сокровище - всемирно известную библиотеку Ивана Грозного, содержащую несколько тысяч фолиантов и свитков, принадлежавших ранее Византийским императорам, а также Великому князю Киевскому Ярославу Мудрому. Ознакомиться с ними приезжали к царю знатоки из далекого зарубежья. Библиотека бесследно исчезла спустя 15 лет после смерти самодержца, и есть предположения, что она надежно спрятана еще самим Грозным. Однажды группа диггеров находила вход в подземную камеру Кремля, заполненную сундуками, похожими под древние описания хранилищ драгоценных книг, но вход был слишком узок, и последовавший обвал полностью закрыл его.

Но даже царю Ивану Грозному не снилось, в какой степени расширится строительство подземных проходов Москвы в XX веке. В 30-е годы Кремль был закрыт для посетителей и считался «особой зоной» на время изучения большевиками возможности проникновения туда через городские подземные ходы. Затем, во время управления страной Сталиным и Хрущевым, там было устроено множество засекреченных мест, таких современных «тайных комнат». Хрущев небезосновательно хвалился невидимым воинством - подземными армией и флотом, штаб которых находился прямо под основанием кремлевских дворцов. Экспериментальные проекты, осуществлявшиеся на нижних уровнях, до настоящего времени скрыты под грифом «совершенно секретно».

Подземелье так и не изучено полностью, многие из его сводов обветшали с течением времени, и работы там опасны. Некоторые входы в тоннели неизвестны до сих пор, ведь многие из них начинались из простенков башен, имеющих двойные стены. Например, один из таких проходов открыт в процессе изучения причин растрескивания стены Мавзолея. А при строительстве котлована Дворца Съездов в его глубине найдены палаты, в которых прошло детство самого Петра Первого.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века существовал проект открытия туристических маршрутов по подземельям Кремля. Но участились случаи, когда перекрытия подземных ходов обваливались, и поэтому некоторые из них были завалены. Тем не менее, Кремлевские катакомбы считаются самым большим хранилищем древних кладов, которых найдено уже около 25-и, и изучение их продолжается до сих пор.

Раскопки подземного хода у Никольской башни. 1894 г.