Подвиг военных медиков в афганистане. Военный врач, он и в афганистане военный врач

На рубеже II и III вв. н.э. начался неотвратимый упадок влияния сарматских племен, что связывают главным образом с поселением готов в причерноморских степях. Сложную проблему готов пытались решить многими гипотезами с разной степенью правдоподобности. Чаще всего принято считать, что готы прибыли из Скандинавии, поселяясь в начале новой эры на противоположных берегах Балтийского моря, на территории Померании. Потом они предприняли переселение к юго-востоку и несколько десятков лет спустя, еще до истечения половины III в., дошли до Черного моря. Оттуда они предпринимали грабительские походы за Дунай, не оставляли в покое и население причерноморских греческих колоний, а также захватили большую часть Крыма, где кстати вышло им продержаться дольше всего - аж до конца XVI в. в Крыму сохранялись небольшие остатки населения пользующиеся готским языком.

В IV в. начались упорные и кровавые войны готов с антами. Готы к тому времени делились на восточных готов, или остроготов, которые жили именно в Крыму и к северу от Черного моря, и на западных готов, или визиготов, которые из своих первоначальных поселений вдоль Днепра переселились в Апеннины и Пиренеи. С антами воевали остроготы; где-то в половине IV в. их племенной союз, в который входили не только готы, но и алане и фракийцы, представлял собой немалую силу. Правитель остроготов, король Эрманарик, подчинил себе антов в среднем Приднепровье и склавян. Земли последних представляются по разному и с большой неопределенностью, но в общем их считают комплексом племен расположенных дальше всего к юго-западу от Днепра, даже до берегов Савы. Существует и диаметрально противоположная теория, согласно которой склавяне, под готским натиском, переселились к северу и осели возле озера Ильмень. Согласно этой теории от них произошли поздние ильменские славяне, а само название склавяне стало собирательным для всех славян (отсюда латинское Sclavini и греческое???????o?).

Эрманарик многого достиг мечем, но и погиб от меча, при чем своего собственного - покончил самоубийством после разгрома его государства гуннами (375 г.) Нашествие этого комплекса народов на Европу заполнило целое столетие. Отрицательное и часто катастрофическое в своих последствиях, оно ввело неописуемое смятение, перемешение и уничтожение различных племен, и беспрерывные внутренние войны, в т.ч. именно остроготов с антами. Уступая к западу перед нашествием гуннов остроготы жестоко разбили антов живущих вдоль Южного Буга. Плененный антский царь Боз (или Бокс) был распят на кресте вместе с сыновьями и 70 представителями антской знати. Это произошло после 385 г. Позже гунны окончательно покорили остроготов и лишь когда в начале второй половины V века государство гуннов исчезло с исторической сцены, началась впечатляющая, можно сказать - стремительная, карьера остроготов, которые в 493 г. основали свое государство в Италии; но 60 лет спустя от него не осталось ни следа.


Исчезновение гуннов из Европы позволило также и антам восстановить свои силы; их внешним проявлением стали походы вглубь Балканского полуострова. Кроме военных походов развивалось и переселенческое движение; разными путями и в разное время, гл.обр. между V и VII вв. туда попали предки нынешних болгар, македонцев, сербов, хорватов и словенцев. С половины VI в. новая опасность нависла над Восточной Европой. Опасность эту несли тюркские авары из Средней Азии. После опустошительного перехода причерноморскими степями авары осели на Паннонской Низменности; там возник центр их племенного союза, впрочем так же далекого от полной интеграции, как и все предыдущие. Несмотря на это аварский ханат (или каганат) продержался более 250 лет и лишь Шарлемань в начале IX в. стер его с лица земли. Уже в начальной стадии своего развития анты получили сокрушительные удары со стороны аваров. К VII столетию их название исчезло из источников уступая названию с новой этимологией: Рось или Русь. Дальнейшее развитие восточнославянских племен входящих в пределы этого названия приблизилось уже к государственным формам. Несколько десятков лет после падения аварского каганата на землях антов возникло древнерусское государство.

Характерно еще и то, что процесс формирования предгосударственных структур в Восточной Европе развивался и тогда, когда авары оставались в силе. Однако их занимали постоянные грабительские походы, главным образом на византийские провинции. Со временем они становились всё труднее. Против аваров выступали франки, восставали покоренные племена. К концу VII века возникло за Дунаем на Балканах болгарское государство. Благодаря этому перед восточными племенами открылась возможность свободного развития, а и некоторые неславянские племена сумели использовать ситуацию. Это выразилось в формировании еще двух государственных организмов VII в. - хазар и поволжских (камских) болгар.

В середине III в. в Крым переселяются готы. «Готами» назывался союз германских племен. Среди них были племена острготов (остготов), везеготов (вестготов), герулов, боранов, карпов и других. Прародина готов находилась на территории современного Скандинавского полуострова. Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших многочисленными готов. В любом случае в I в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке.

Граница между владениями готов и Римской империей проходила по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов переправилась через реку и обрушилась на провинции империи. Так началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами. Союзниками готов в этих войнах выступали различные племена и союзы племен, например, сарматы. Для спасения важных балканских провинций римляне были вынуждены задействовать все резервы. На помощь дунайским армиям были переброшены, в частности, легионеры, составлявшие гарнизоны Херсонеса и Харакса. Таким образом, позиции империи на Крымском полуострове были серьезно ослаблены, чем не преминули воспользоваться готы. Варвары, участвовавшие в событиях на Дунае, вскоре появились в Крыму. С собой они принесли захваченные в сражениях с римлянами трофеи. Один из варваров закопал у современного с. Долинное Бахчисарайского района 119 римских серебряных монет, серебряную фибулу и стеклянный сосуд. По каким-то причинам он так и не вернулся за своим имуществом, и только в 1971 г. при прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен на поверхность земли. Самые последние монеты из клада датированы 251 г., т. е. в Крыму готы появились в этом году или несколько позже.

Поздним скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен. Затем готы напали на Боспор. Некоторые боспорские города понесли от варваров серьезный ущерб. Не помог даже ловкий ход царя Рескупорида IV (242/243 - 276/277 гг.), взявшего в соправители Фарсанза, вероятно, вождя одного из живших поблизости иранских племен, заключившего с боспорцами антиготский союз.

Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках земель для поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение этих мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов и провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов не было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было другого выхода - победить готов самостоятельно он не смог, а на помощь Рима рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов на римские провинции.

Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения, вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход в глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В 268 г. жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией различных германских племен, обитавших в Северном Причерноморье, походе против римских провинций на западном берегу Понта. В результате этой экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены десятки городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот раз снова против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли отборные отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты. Довершил разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76 - 278/79 гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних пределах и наладить дружественные отношения с Римской империей. В это же время римские императоры нанесли несколько поражений дунайским варварам и таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне получили возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились в Северном Причерноморье и Крыму.

К началу войн с Римом готы были язычниками. Они поклонялись различным божествам, олицетворявшим силы природы. Верховным богом был повелитель грома и молнии Тор. В III в. среди населения Римской империи быстро распространялось христианство. Во время походов в Малую Азию германцы захватили множество пленных, в числе которых были и христиане. От этих пленных новую религию восприняли и крымские готы. Через некоторое время понадобилось упорядочить деятельность церкви в их владениях. С этой целью в 400 г. патриарх Константинопольский, знаменитый Иоанн Златоуст, принял решение создать отдельный церковный округ - епархию. Первым епископом готов стал Унила.

Постепенно христианское вероучение распространилось и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не последнюю роль в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами. Первая христианская община возникла на Боспоре в первой четверти IV в. Когда в 325 г. в мало-азийском городе Никее для решения спорных богословских вопросов был созван первый Вселенский собор, в нем принял участие и представитель боспорских христиан епископ Кадм. В V в. христианство было уже официальной религией Боспорского царства: изображения креста помещали на надписях царей и высших государственных чиновников.

В Херсонесе первые христиане столкнулись со значительными трудностями. В течение IV в. большая часть населения города оставалась язычниками. В христианство переходили в основном представители городской верхушки, рассчитывавшие получить за это различные привилегии от покровительствовавших христианам византийских властей. В 381 г. епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором Вселенском соборе в Константинополе. Попытка крестить жителей города насильственным образом была предпринята при императоре Феодосии I (379-395гг.). Этот император стремился обратить в христианство все подвластное ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон, начал искоренять в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему присланные императором в город войска. По легенде, для того, чтобы доказать правоту христианского вероучения, Капитон вошел в горящую печь и вышел оттуда невредимым. Пораженные язычники тут же приняли решение креститься, правда, не вполне понятно, что в большей степени побудило их к этому решению, ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские солдаты взяли в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и деятельности первых христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII в., были переработаны и легли в основу так называемых «Житий епископов Херсонских». Память о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди жителей города. При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в., построенного над печью для обжига извести, в которую, как считали херсонеситы, входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в городе в конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям византийской администрации.

Во второй половине IV в. правитель остроготов Герма-нарих объединил различные племена и основал обширное государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные племена варваров, обитавших в Северном Причерноморье, в том числе и жившие в Крыму германцы. Просуществовало новое объединение очень недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы потерпели поражение в борьбе с пришедшими с востока гуннами.

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

В III в до не в земле. Северного. Причерноморья с поволжско-приуральских степей пришли сарматы. Уже в 11-1 вв до не они полностью занимали степи между. Доном и. Днепром, а иногда их поселения достигали нави ить. Южного. Буга и. Дуная. Название"сарматы"происходит от иранского слова -"саоромант", что означает"опоясанный мечом"По легенде, записанной. Геродотом, сарматы происходили от браков скифов с амазонками - бесстрашными женщина-ми-воинами. Сарматские женщины умели ездить верхом не хуже мужчин, владели оружием и вместе с ними ходили в походы. В военном деле сарматы отличались от скифов еще большего ю жестокостью и непреклонностьюфів ще більшою жорстокістю і непохитністю.

. Когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может сопротивляться

. Тацит

Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей. Кроме того, охотились на степных зверей и птиц, ловили рыбу, занимались ремеслами

конце I в н е образовался большой союз племен, возглавляемый сарматским племенем аланов. Конец аланском господству в южноукраинских землях положили в III в германские племена готов, а во второй й половине IV в - гун- гуни.

Готы

В III в свое господство в. Северном. Причерноморье установили германские племена готов, образовав здесь. Готскую государство - гетики. Столицей государства готов было так называемое"Днепрово город", которое находилось п вблизи одного из порогов. Днепра (недалеко от нынешнего с. Башмачка. Запорожской области). Закрепившись в. Северном. Причерноморье, готы начали свою военную экспансию на. Балканы и. Малую. Азию наиболее й мощи и силы политическое объединение готов достигло в середине IV в н е при правлении короля. Германариха (332-375 гг). Под конец правления. Германариха началась неудачная для готов война с племенами а нтив. После смерти готского короля военную спор с антами продолжил его наследник. Винитарий. Именно он в 375 г коварно убил антов князя. Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Но уже на следующий года готы были разгромлены кочевыми племенами гуннов, которые поддержали антов в их борьбе против готского государства. После этого сокрушительного поражения гетики как государство быстро упадок. Большая часть населения я перешла в наддунайськи земли, меньше - осталась на территории. Крымского полуостроворії. Кримського півострова.

Гунны

После победы над готами гунны вскоре захватили огромные территории от. Дона до. Дуная. Они разрушили греческие колонии в. Причерноморье, покорили племена готов, аланов, славян. В правление. Аттилы (это ер V в) государство гуннов контролировала огромные пространства от. Рейна до. Волги. И только после поражения в. Каталаунских битве (451 г) гунны наконец были остановлены. Каталаунских поражение подорвала могущество гунс ькои империи. После смерти в 453 г царя. Аттилы его держава распалась, а гунны постепенно рассеялись среди местных народех народів.

. Одеваются они в полотняные рубашки или шкуры, питаются сырым мясом и корнями

. Аммиан. Марцилин

На смену гуннам пришли новые волны тюркских кочевых племен, что, пересекая. Причерноморья, рвались за. Дунай, в богатых европейских стран

Авары и болгары

В VI в в. Северном. Причерноморье появились орды аваров. Они напали на антов, опустошили их земли. Борьба оказалась очень изнурительной, и антский племенной союз распался (602 г)

Еще одну угрозу для славян в это время составляли нападения булгар (болгар). Часть булгар осела на. Каме и. Волге, создав здесь государственное образование (Волжскую. Болгарию), а другая, пройдя через территорию совр ного Украина, осела в восточной части. Балканского полуострова, основав крепкое государство -. Дунайскую. Болгарию. В ее состав вошли земли южных славян, культура которых превышала культуру перемож этиів.

Хазары

Хазары пришли из. Азии и основали большое государство - каганат, которая достигла в VIII в наибольшего могущества. Хазары были воинственным народом, покоривший многие племена: аланов, радимичей, вятичей, полян, с северян форме зависимости покоренных племен была уплата дани. Столицей. Хазарского каганата было м. Итиль на. Нижней. ВолгеВолзі.

Печенеги

конце IX в в южнорусских степях появились новые кочевники - печенеги, основным занятием которых, кроме скотоводства, были грабительские набеги на соседние племена и страны течение 915-1036 гг. Р. Русь воевала с ними 16 раз, не считая мелких стычек 972 г хан. Куря у. Днепровских порогов разбил отряд. Святослава и сделал из княжеского черепа чашу для питтпиття.

В 1036 г жена. Ярослава. Мудрого разгромила под стенами. Киева печенежскую орду и отбросила ее в бескрайние степи

Половцы

Выйдя в IX в с территорий современной. Киргизии и. Казахстана, половцы вытеснили печенегов - сначала из. Приуралья, а в первой половине XI в - и из. Причерноморья. Первый удар половцев на. Русь приходится на 60-е годы XI в. К началу XIII в половцы совершили 46 больших походов на. Руса. Русь.

В разные времена. Русь не только воевала с кочевниками, но и имела с ними мирные отношения и даже торговала. Когда с 60-х гг XI в половцы начали теснить печенегов, то часть из них отошла за. Дунай. С разрешения киевского князя они заняли малозаселенные земли. Поросья и. Южной. Переяславщины. Русичи называли эти тюркские племена по цвету их шапок черными клобукамуками.

Летописи сохранили сведения о полутора десятка русско-половецких брачных союзов. На половчанках, например, были женаты. Олег. Святославич (внук. Ярослава. Мудрого, основатель династии. Ольжича),. Изясла ав. Давидович,. Всеволод. Ольгович,. Юрий. Владимирович (Долгорукий), в. Всеволода и. Святослава. Ольговича половчанках была мать, у. Игоря и. Всеволода. Святославича - и мать, и бабка (отчество).

Кочевые народы оставили заметный след в истории Украины протяжении веков они влияли на развитие украинских земель, на формирование материальной и духовной культуры населения страны. Государственные образования я киммерийцев, скифов, сарматов, готов существовали еще до IV в н н.е.

В таблице подается информация о времени проживания кочевых народов в южнорусских степях и об их государственные образования

В этой статье пойдёт речь о готах, но не о представителях распространённой в наше время молодёжной субкультуры, шокирующих своим видом добропорядочных граждан, а о тех варварах древности, племена которых, пройдя с севера на юг через всю Европу, основали одно из самых мощных государств средневековья - Толедское королевство. Готы (племя) исчезли во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий.

Европа первых веков нашей эры

На исторической сцене этот народ появился в тот момент, когда Европа переживала своего рода переходный период. Прежняя античная цивилизация отошла в прошлое, а новые государства и нации находились лишь в стадии формирования. По её обширным просторам непрерывно кочевали огромные массы народов, приводимые в движение постоянно меняющимися условиями жизни.

Что же являлось основной причиной столь активной миграции. По мнению учёных, этому способствовали два фактора. Первый из них, это периодически возникавшая перенаселённость в ранее обжитых и освоенных районах. И кроме того, покидать насиженные места заставляли появлявшиеся время от времени более сильные и агрессивные соседи, от которых приходилось спешно удаляться, нападая при этом на тех, кто встречался на пути, и не мог дать должного отпора.

Воинственные скандинавы на просторах Европы

Итак, по его словам готы - племена скандинавского происхождения, двигавшиеся по территории Европы в южном направлении. В 258 году они достигают Крыма, и часть из них селятся в нём, сменив на оседлый. По некоторым данным в восточной части полуострова тогда поселилось порядка пятидесяти тысяч семей. Ряд исследователей отмечает, что вплоть до конца XVIII века в тех районах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира.

Однако, это был лишь единичный случай, и среди прочих европейских кочевников по-прежнему одно из ведущих мест занимали готы (племя). История народа того периода наполнена непрекращавшимися столкновениями с жителями территорий, по которым пролегал их путь. Упомянутый выше летописец Иордан уверяет, что в результате этого им буквально не приходилось дважды ночевать на одном месте. Из поколения в поколение они рождались, росли и умирали в дороге.

Варвары на границах Римской империи

Путешествуя таким образом, в начале IV века они приблизились к границам Великой Римской империи. Как это ни странно, но лучшая по тем временам армия мира иной раз бывала бессильна против неожиданных атак этих закутанных в шкуры дикарей, сминавших чёткий строй легионов, бившихся вопреки всем существовавшим правилам, и затем бесследно исчезавшим в глубине лесных чащоб.

Внушала страх и их многочисленность. На границе государства появились не разрозненные отряды, а многотысячный народ с повозками, женщинами, детьми и скотом. Если в летний период их продвижению мешали две естественные преграды - реки Дунай и Рейн, то зимой, когда они покрывались льдом, путь варварам был открыт.

К этому времени империя, раздираемая жесточайшим кризисом, причиной которого явились коррумпированность и разложение её правящей элиты, ещё оказывает готам сопротивление, но в целом сдержать их продвижение уже не в силах. В 268 году, перейдя по льду Дуная, готы - германские племена, пополненные за счёт присоединившихся к ним некоторых иных малочисленных народов, грабят пограничную провинцию Паннония. Эта территория, включающая в себя часть современной Венгрии и Сербии, стала первым боевым трофеем готов в Римской империи.

Тогда же произошло второе отделение семейств, порвавших с вечным скитанием и отдавших предпочтение оседлости. Они расселились в провинциях Мезия и Дакия, входящих ныне в границы Болгарии и Румынии. В целом же готы - племя, история которого насчитывала к тому времени более двух столетий, укрепилось настолько, что вскоре римский император Валент счёл за благо заключить с ним дипломатическое соглашение о ненападении.

Гунны - бич Божий

Во второй половине IV века Европу постигло ужасное несчастье - с востока в её пределы вторглись бесчисленные орды гуннов под предводительством знаменитого Аттилы. Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, они поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Угроза, связанная с их нашествием, в равной степени коснулась и римлян, и готов. Недаром их называли не иначе, как «бич Божий».

Одновременно со вторжением гуннов, готы - древние племена, составлявшие прежде единый народ, разделились на две самостоятельные ветви, вошедшие в историю как вестготы (западные) и остготы (восточные). Последние были в 375 году наголову разбиты гуннами, а их король Эрманарих от горя и позора покончил с собой. Те же, кому довелось остаться в живых, были вынуждены сражаться на стороне своих бывших врагов. На этом история восточногерманского племени готов была практически завершена.

Союз с римлянами

Став свидетелями гибели своих соплеменников, и опасаясь разделить их участь, вестготы обратились за помощью к римлянам, чем изрядно их обрадовали. Им была предоставлена возможность свободно селиться в приграничных районах империи, при условии, что они будут защищать её рубежи. За это, по условиям договора, власти обещали снабжать их продуктами и всем необходимым.

Однако на деле всё обстояло совершенно иначе. Предельно коррумпированное латинское чиновничество воспользовалось удобным случаем для совершения масштабных и наглых хищений. Присваивая деньги, отпущенные на содержание готских застав, они держали своих защитников и их семьи впроголодь, лишая самого необходимого. Готы - племя, привыкшее за время скитаний ко всевозможным лишениям, но, в данном случае, налицо было унижение их достоинства, и с этим они не могли смириться.

Бунт и захват Рима

Чиновники не учли, что к этому времени вчерашние варвары, тесно общаясь с латинянами, успели усвоить многие понятия высокой цивилизации. Поэтому отношение к себе, как к дикарям, которым можно безнаказанно сплавлять собачину под видом свинины, считали оскорблением. К тому же готы - древние племена, испокон века привыкшие мечом решать все споры. В результате произошёл бунт. На его подавление правительство направило регулярные войска, которые в августе 378 года были наголову разбиты в сражении под Адрианополем.

В целом же история этого народа, само название которого таит в себе нечто былинное и богатырское, остаётся во многом загадочной и до конца неисследованной. Со страниц древних летописей как заклинание звучат имена - Тульга, Вамба, Атанагильд. Но в этой недосказанности и таится та притягательная сила, что манит нас снова и снова вглядываться в таинственную глубину веков.

В середине III века в Крым переселяются готы. «Готами» назывался союз германских племен. Среди них были племена острготов (остготов), везеготов (вестготов), герулов, боранов, карпов и других. Прародина готов находилась на территории современного Скандинавского полуострова. Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших многочисленными готов. В любом случае в I в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке.

Граница между владениями готов и Римской империей проходила по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов переправилась через реку и обрушилась на провинции империи. Так началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами. Союзниками готов в этих войнах выступали различные племена и союзы племен, например, сарматы. Для спасения важных балканских провинций римляне были вынуждены задействовать все резервы. На помощь дунайским армиям были переброшены, в частности, легионеры, составлявшие гарнизоны Херсонеса и Харакса.

Таким образом, позиции империи на Крымском полуострове были серьезно ослаблены, чем не преминули воспользоваться готы. Варвары, участвовавшие в событиях на Дунае, вскоре появились в Крыму. С собой они принесли захваченные в сражениях с римлянами трофеи. Один из варваров закопал у современного с. Долинное Бахчисарайского района 119 римских серебряных монет, серебряную фибулу и стеклянный сосуд. По каким-то причинам он так и не вернулся за своим имуществом, и только в 1971 г. при прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен на поверхность земли. Самые последние монеты из клада датированы 251 г., т. е. в Крыму готы появились в этом году или несколько позже.

Поздним скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен. Затем готы напали на Боспор. Некоторые боспорские города понесли от варваров серьезный ущерб. Не помог даже ловкий ход царя Рескупорида IV (242/243 — 276/277 гг.), взявшего в соправители Фарсанза, вероятно, вождя одного из живших поблизости иранских племен, заключившего с боспорцами антиготский союз.

Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках земель для поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение этих мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов и провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов не было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было другого выхода — победить готов самостоятельно он не смог, а на помощь Рима рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов на римские провинции.

Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения, вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход в глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В 268 г. жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией различных германских племен, обитавших в Северном Причерноморье, походе против римских провинций на западном берегу Понта. В результате этой экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены десятки городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот раз снова против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли отборные отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты. Довершил разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76 — 278/79 гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних пределах и наладить дружественные отношения с Римской империей. В это же время римские императоры нанесли несколько поражений дунайским варварам и таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне получили возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились в Северном Причерноморье и Крыму.К началу войн с Римом готы были язычниками. Они поклонялись различным божествам, олицетворявшим силы природы. Верховным богом был повелитель грома и молнии Тор. В III в. среди населения Римской империи быстро распространялось христианство. Во время походов в Малую Азию германцы захватили множество пленных, в числе которых были и христиане. От этих пленных новую религию восприняли и крымские готы. Через некоторое время понадобилось упорядочить деятельность церкви в их владениях. С этой целью в 400 г. патриарх Константинопольский, знаменитый Иоанн Златоуст, принял решение создать отдельный церковный округ — епархию. Первым епископом готов стал Унила.

Постепенно христианское вероучение распространилось и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не последнюю роль в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами. Первая христианская община возникла на Боспоре в первой четверти IV в. Когда в 325 г. в мало-азийском городе Никее для решения спорных богословских вопросов был созван первый Вселенский собор, в нем принял участие и представитель боспорских христиан епископ Кадм. В V в. христианство было уже официальной религией Боспорского царства: изображения креста помещали на надписях царей и высших государственных чиновников.

В Херсонесе первые христиане столкнулись со значительными трудностями. В течение IV в. большая часть населения города оставалась язычниками. В христианство переходили в основном представители городской верхушки, рассчитывавшие получить за это различные привилегии от покровительствовавших христианам византийских властей. В 381 г. епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором Вселенском соборе в Константинополе. Попытка крестить жителей города насильственным образом была предпринята при императоре Феодосии I (379-395гг.). Этот император стремился обратить в христианство все подвластное ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон, начал искоренять в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему присланные императором в город войска. По легенде, для того, чтобы доказать правоту христианского вероучения, Капитон вошел в горящую печь и вышел оттуда невредимым. Пораженные язычники тут же приняли решение креститься, правда, не вполне понятно, что в большей степени побудило их к этому решению, ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские солдаты взяли в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и деятельности первых христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII в., были переработаны и легли в основу так называемых «Житий епископов Херсонских». Память о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди жителей города. При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в., построенного над печью для обжига извести, в которую, как считали херсонеситы, входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в городе в конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям византийской администрации.

Во второй половине IV в. правитель остроготов Германарих объединил различные племена и основал обширное государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные племена варваров, обитавших в Северном Причерноморье, в том числе и жившие в Крыму германцы. Просуществовало новое объединение очень недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы потерпели поражение в борьбе с пришедшими с востока гуннами.

Гунны сформировались в степях, расположенных к западу и северу от границ Китая.

В I в. н. э. начинается миграция гуннов на запад, а к 70-м гг. IV в. они достигли пределов Восточной Европы. Гунны принадлежали к монголоидной расе и говорили на одном из языков тюркской группы. Основой хозяйства гуннов было кочевое скотоводство, немалая роль отводилась военной добыче.

Появление гуннов в Европе стало началом эпохи Великого переселения народов, эпохи, когда огромные массы варваров стали массово вторгаться в пределы Римской (позднее — Византийской) империи в поисках мест для поселения. Гунны стали катализатором этого процесса. Их нашествие в Европу вызвало своеобразный «эффект домино» — одни варвары начинают сгонять других с обжитых мест. Вот что писал по этому поводу современник: «... А о каких огромных сражениях и о каких представлениях о сражениях мы узнали! Гунны восстали на аланов, аланы на готов, готы на тайфалов и сарматов. Даже и нас [римлян] ... сделали... изгнанниками из отечества, и нет конца...».

Легкая кавалерия гуннов наводила ужас на современников. Гунны принесли с собою новые типы оружия и снаряжения, новую (вернее, хорошо забытую старую) тактику ведения боя. Каждый взрослый мужчина был воином, всегда готовым к битве, поэтому подготовка к войне не занимала у гуннов много времени. Внезапность нападения позволяла гуннам заставать врагов врасплох. В битву они вступали клинообразным строем и, если обратить противника в бегство сразу не удавалось, использовали притворное отступление, чтобы завлечь врага в засаду. До начала рукопашной схватки гунны издали осыпали противника градом стрел. Они принесли в Европу лук нового типа, склеенный из нескольких кусков дерева и усиленный дополнительными костяными накладками. Такая конструкция лука позволяла поражать цель на очень больших расстояниях и использовать крупные и тяжелые наконечники стрел, пробивавшие любые доспехи. В ближнем бою сражались метательными копьями, мечами и арканами, которыми опутывали врага, лишали его подвижности, сбрасывали с коня или сбивали с ног.

Сам внешний вид гуннов (на фото), их характерный для монголоидов облик изумлял европейцев. Не случайно популярностью пользовалась легенда о том, что гунны были потомками колдуний, изгнанных из одного готского племени, и вступивших в связь с болотными духами. Недоумение вызывал образ жизни кочевников, не имевших «даже покрытого тростником шалаша», вечно двигавшихся по степи вслед за своими большими стадами. Христианские писатели с отвращением описывали религию гуннов — идолопоклонников, которые, если им надо было получить предсказание относительно будущего, приносили в жертву животных и гадали по внутренностям или по положению прожилок на обскобленных костях. Все эти факты и привели к тому, что в средневековой литературе сложилось очень своеобразное представление о гуннах как о свирепых, безжалостных, невежественных язычниках, у которых не было родины, государственной власти, представлений о чести и бесчестии, а само слово «гунны» стало нарицательным.

Гунны пришли в северопричерноморские степи двумя путями. Одна их группа двигалась вдоль восточного и северного берега Азовского моря. По пути они столкнулись с жившими на берегах Танаиса (Дона) аланами. Многие аланы пали в сражении, а остальные были вынуждены заключить с гуннами договор и присоединиться к ним. Следующей жертвой гуннов стало государство Германариха. По легенде, готский вождь покончил с собой, убедившись в том, что сражение с гуннами проиграно. Племена остроготов подчинились гуннам, сохранив своих племенных вождей и внутреннее самоуправление, но обязавшись во всем поддерживать кочевников во внешней политике и предоставлять им союзное войско. Везеготы бежали на запад, переправлялись через Дунай и поселились на территории Римской империи.

В то время, как одни гунны устанавливали свое господство в северопричерноморских степях, другие занялись завоеванием Крыма. Перебравшись через Керченский пролив (говорят, что путь им показал то ли бык, преследуемый оводом, то ли спасавшаяся от охотников лань), они, не вступая в сражение, покорили Боспорское царство. Вероятно, силы боспорских правителей были в то время ограничены, а потому они предпочли признать верховенство гуннов и уплатить им дань. Население предгорного Крыма оставило обжитые места и бежало в труднодоступные горные районы. Возможно, некоторые из крымских алан присоединились к гуннам. Большая часть полуострова обезлюдела и стала местом кочевий гуннского племени альциагиров.

Херсонесу удалось избежать опасности, причем немалую помощь городу оказала Римская империя, выделившая деньги на ремонт городских стен. В течение V в. римляне расселяют на подступах к Херсонесу готов и алан, заключивших с Римом союз и обязавшихся охранять город в обмен на землю и периодическую денежную помощь. Таких варваров римляне и византийцы называли «федератами». Вероятно, императоры прекрасно понимали стратегическое значение Херсонеса и не хотели терять свой последний форпост в Северном Причерноморье.

В середине V в. вождь Аттила объединил многочисленные племена гуннов и их союзников и объявил войну Риму. В нескольких сражениях римляне были разгромлены, но в 453 г. Аттила внезапно умер. Вскоре после этого его держава распалась, и многие гунны предпочли вернуться в Северное Причерноморье. В Крым переселилось племя утигуров.

Византийские императоры не оставляли надежды постепенно восстановить свое влияние на Крымском полуострове. Для достижения этой цели использовали различные способы — от подкупа гуннских вождей и стравливания различных племен между собой до пропаганды христианства. С точки зрения византийцев варвары, принявшие новую религию, автоматически становились подданными империи. Поэтому регулярно отправлявшиеся в кочевья гуннов миссионеры пользовались покровительством византийских властей. Один из таких проповедников убедил принять христианство и стать вассалом императора Юстиниана I (527 — 565 гг.) вождя гуннов, живших на Боспоре, по имени Горд. К тому времени Боспорское царство уже не существовало — вероятно, в конце концов, оно было уничтожено гуннами.

Посетившему Константинополь Горду была оказана большая честь — сам император стал его крестным отцом. Затем Горд отбыл на родину. В боспорских городах (разумеется по согласованию с гуннским вождем) были размещены византийские войска. Заключение договора с империей вызвало недовольство многих влиятельных гуннов, в особенности жрецов, опасавшихся того, что правитель-христианин не будет считаться с их авторитетом. Был составлен заговор, к которому примкнул и брат Горда. Поводом к выступлению стала попытка гуннского вождя уничтожить языческих идолов. Убив Горда, гунны напали на боспорские города, разрушили их, а византийских солдат перебили. Узнав об этих событиях, Юстиниан отправил на Боспор части регулярной имперской армии. Гуннов прогнали, Боспор вошел в состав Византии.

При Юстиниане I положение Византии в Крыму чрезвычайно усилилось. Император прекрасно понимал, что распри между самими гуннами способны защитить северные рубежи Византии едва ли не лучше, чем самые надежные крепости и отборные войска. Поэтому он не гнушался подкупать гуннских вождей и натравливать одно племя на другое. В результате ему удалось обезопасить свои владения в Крыму от нападений варваров. В 70-х гг. VI в. в степях Северного Причерноморья появляется новое объединение кочевников — восточных тюрок, или тюркютов. Уцелевшие в усобицах гуннские племена быстро смешались с тюркютами.

Энциклопедия «Достопримечательности Крыма»

Ссылки