Всего походов было 83 больших а остальных. Поучение владимира мономаха

Вскоре после Пасхи 1113 года, девять веков назад, великим князем Киевским стал Владимир II (в крещении Василий) Всеволодович Мономах. Время жизни Мономаху выпало жестокое - две напасти неусыпно и кроваво терзали Русь, одна усиливая другую: орды иноплеменных и внутренние междоусобные нестроения.

Мономах совладал с обеими бедами - в результате загнал за дальние горы половцев и собрал Русь воедино.

Святой благоверный великий князь Владимир Мономах (1053-1125) бесценен для нас как первый собиратель Русских земель, как глубокий православный писатель, миротворец и реформатор, но главным образом как православный правитель, который подвёл русский народ к осознанию своего отечества как Святой Руси...

Единоборец

Почётное родовое прозвище «Мономах» (единоборец) он получил от деда - отца матери, императора Византии Константина IX Мономаха. По мужской линии - он правнук Владимира Крестителя, внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича, который первый из великих князей именовался «князь всея Руси».

Кто-то удивится, но, несмотря на удалённость во времени, мы можем увидеть Мономаха живым, ясным нам человеком. Сообщения о нём содержатся во множестве летописных сводов; до нас дошли три его литературных произведения: дивное «Поучение детям», «Письмо» убийце сына - двоюродному брату Олегу Святославичу и «Молитва». Историк В.Н.Татищев вручает нам его портрет: «Лицом был красив, очи велики, волосы рыжеваты и кудрявы, чело высокое, борода широкая, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силён». Храбрость Мономаха была подкреплена мудростью: «Хорошее дело, - говорил он, - остерегаться самому, но Божие сбережение - лучше человеческого». В старости он поведал нам об удалой своей юности, когда «разъезжая по равнине, ловил своими руками коней диких», об охотах княжеских, о превратностях этой смертельно опасной забавы: «Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь за колено укусил, лютый зверь (думают - леопард) вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей...»

Летописец прп. Нестор говорит о причине бед, раскрывая алгоритм катастроф на Руси: «Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна... Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят... Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши...»

Избранный Русью

Первый набег на Русь половцы совершили, когда Мономаху исполнилось 15 лет, в 1068-м. Яростный удар орды пришёлся на Переяславль, город, пограничный со Степью, где в ту пору княжил его отец. Заполыхали русские города, на чужбину потянулись караваны русских невольников. Эти разорения станут системой. Мономах в «Поучении» вспоминает: «И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца». Мир покупался буквально - деньгами, драгоценными тканями, скотом. Поэтому Владимир и завершает свою фразу «и раздаривал много скота и много одежды своей». Так решался в ту пору вопрос выживания. При этом половцам нельзя было верить, они с лёгкостью нарушали слово. Откупившись от одного, приходил другой.

Проблему нужно было решать радикально.

Мономах поднялся в боевое седло в 13 лет, по нынешним меркам несмышлёным подростком, и провёл в походах шесть десятков лет. Он говорит: «А всего походов было 83 великих, а остальных и не упомню меньших». Один-два в год, не считая мелких схваток - нескончаемая вереница сражений. Русь словно бы сама выбрала Мономаха себе в князья; не спеша подобрала в вожди из множества других князей для свершения великого русского дела.

Он прожил более тридцати лет в Переяславле Русском (ныне город заслуженно с приставкой «Хмельницкий»), правил княжеством на границе со Степью. Переяславль при набеге первым принимал удар кочевников.

В «Поучении» сконцентрирован военный опыт его жизни. «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью...»

Золотой пояс

Мономах - младший современник преподобных Антония и Феодосия. В 1073-м ему было 20 лет, когда заложили Великую Успенскую церковь, к которой потом веками будет притекать русский народ. Киево-Печерский Патерик доносит: «Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пал с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса».

«По размерам пояса» - речь о золотом поясе, который, как передаёт автор Патерика, чудесным образом был послан повелением Самой Богородицы на Русь как мера длинны для строительства Её храма. Владимир в ту пору болел «и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших Антония и Феодосия». Это имело значение для всей последующей русской истории. Мономах в ту пору княжил в Ростове. Патерик передаёт: «И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины... и все это было повторено по образцу той Великой, Богом ознаменованной церкви». Сразу после Ростова Мономах княжил в Смоленске, где также построил церковь по образцу Великой; пропорции были твковы: «20 в ширину, 30 в длину, а 30 в высоту стены, с верхом 50», при длине пояса - 108 см.

С Мономаха пошло и потомками продолжено, что главные княжеские церкви Руси освящались в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сын Мономаха Юрий Долгорукий, как говорит Патерик, «в своём княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру». Внук Мономаха, Андрей Боголюбский возвёл Успенский собор в своей новой столице - во Владимире. При правнуке, по линии старшего сына, Мстислава - появился Успенский собор во Владимире Волынском... А через 390 лет после освящения Великой церкви, в 1479 году в Московском Кремле Успенский собор стал главным храмом государства, вокруг которого собрались все русские земли, как в свой час при Мономахе.

Д.С. Лихачёв отметил: «Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа».

Так рождается эпос

Внешний враг, что нам и не удивительно, естественным образом в свой час объединился с врагом внутренним и стал активной силой в междоусобных войнах. Остриё удара вновь было нацелено лично на Мономаха, судьба указывала на него перстом, сосредотачивая в нём силы.

На протяжении десятков лет соперником Мономаха был князь Олег Святославич - двоюродный брат и ровесник, не раз приводивший на Русь орды половцев, которые грабили и выжигали русские города, монастыри и сёла. Борьба с Мономахом за Чернигов-город, который Олег почитал своим (отец владел), длилась много лет. И однажды Олег Святославич добился своего. Дружина Владимира была ослаблена после очередного побоища с половцами. Олег в 1094-м воспользовался ситуацией, набрал орду половцев и привёл их к Чернигову, обещая богатую добычу.

«Пожалел я христианских душ, - говорит Мономах, - и сёл горящих, и монастырей... И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль...»

Эпическая картина!

Дружина Мономаха была уже совсем малочисленна, вместе с женщинами и детьми из ворот Чернигова вышло не более ста человек. Они двигались сквозь половецкое войско. Мономах говорит: «И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис (дело было 24 июня, на св. Бориса) не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля». И заключает горестно: «И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода...»

Но и силу накапливал. Потом начались победы.

В былинном образе Тугарина Змеевича, обобщённом образе заклятого врага Святой Руси, мы без труда угадываем грозную фигуру половецкого хана Тугоркана, побитого Мономахом у стен Переяславля в 1096-м...

Миротворец

Мономах вошёл в силу и как человек влиятельный, желая пресечь междоусобные войны, ещё и не будучи великим князем, несколько раз инициировал княжеские съезды для примирения всех со всеми. Первый такой съезд состоялся в 1097 году в Любече, в его замке на Днепре. Для русских той поры Любеч значил много. Из Любеча родом была Малуша, мать Владимира Крестителя, близ Любеча их дед Ярослав Мудрый в 1015 году разбил войско Святополка Окаянного, убийцы Бориса и Глеба. В Любече родился преподобный Антоний, основатель Печерского монастыря...

Повесть временных лет говорит о съезде: «Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю...» Казалось, устранили там и коревую причину распрей, решили, что отныне каждый будет владеть тем, чем владел их отец. Каждый из внуков Ярослава Мудрого становится наследником своего отца. И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все...»

Какое славное решение!

Жаль, тут же было злодейски нарушено.

Но Мономах продолжал гнуть свою линию. Организовал ещё два съезда - в Городце под Киевом весной 1098-го и в Уветичах на правом берегу Днепра в августе 1100-го.

И мир внутри Русской земли был установлен.

Внешняя политика

После того как внутренние страсти поутихли, пришла пора всерьёз браться за половцев. Радикально решить проблему можно было не у своих границ, но в далёких степях, в их поселениях на Дону, в их логове.

Мономах умел убеждать князей. Весной 1103-го он взялся уговорить великого князя киевского Святополка Изяславича пойти походом «на поганых». Переговоры проходили близ Киева на берегу Долобского озера. Мы здесь видим виртуозность Мономаха в переговорном деле. В дружине Святополка царило весеннее настроение: «Не время теперь отнимать поселян от поля». Мономах не отступил. В изложении историка Сергея Соловьёва дело обстояло так: «Съехались и сели в одном шатре - Святополк с своею дружиною, а Владимир с своею; долго сидели молча, наконец, Владимир начал: "Брат! Ты старший, начни же говорить, как бы нам промыслить о Русской земле?" Святополк отвечал: "Лучше ты, братец, говори первый!" Владимир сказал на это: "Как мне говорить? Против меня будет и твоя и моя дружина, скажут: хочет погубить поселян и пашни; но дивлюсь я одному, как вы поселян жалеете и лошадей их, а того не подумаете, что станет поселянин весною пахать на лошади, и приедет половчин, ударит его самого стрелою, возьмет и лошадь, и жену, и детей, да и гумно зажжет; об этом вы не подумаете!" Дружина отвечала: "В самом деле так"...»

Дальний поход - мероприятие дорогостоящее, но заинтересованные лица, кому война и работорговля хлеб насущный, отворили свои сокровищницы.

Для половцев привольная жизнь кончилась.

Половцы были разгромлены, 20 ханов легли мёртвыми, один пытался откупиться - давал золото и серебро, коней и скот. Мономах так судил: «Сколько раз вы клялись не воевать, и потом всё воевали Русскую землю?..» Хан пощады не нашёл. И сказал Владимир братьям-князьям, перефразируя Псалмопевца: «Вот день, который даровал Господь, возрадуемся и возвеселимся в этот день, ибо Бог избавил нас от врагов наших...»

Но до полного избавления было далеко.

Самым знаменитым походом на Степь был поход 1111 года, это по сути был покаянный Крестный ход, где в боевых порядках шло священство под хоругвями с молитвенным пением.

Удар врагу нужно было нанести в самое сердце, иначе проблема внешнего влияния осталась бы в принципе нерешённой. Такие удары русское воинство через семь веков нанесло по Парижу, а через 834 года по Берлину.

С.М.Соловьёв передаёт: «Пошли Святополк, Владимир и Давыд с сыновьями, пошли они во второе воскресенье Великого поста...» По снегу шли, на санях, потом бросили сани.

Первое сражение случилось в пятницу 24 марта; половцы были разбиты. «Весело на другой день праздновали русские Лазарево воскрешение и Благовещение, а в воскресенье пошли дальше».

В Страстной понедельник - генеральное сражение. Половцы собрали со всей Степи огромное войско, превосходящее численностью русские полки. Шла рубка. Но две русские дружины молитвенно стояли в засаде. И случилось чудо: «Наконец, выступили Владимир и Давыд с своими полками; увидавши их, половцы бросились бежать и падали пред полком Владимировым, невидимо поражаемые ангелом; многие люди видели, как головы их летели, ссекаемые невидимою рукою. Святополк, Владимир и Давыд прославили Бога, давшего им такую победу на поганых... Победители спрашивали пленных: "Как это вас была такая сила, и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?" Те отвечали: "Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам"». Летописец поясняет: это ангелы, от Бога посланные.

Гудериан был приземлённым человеком, поэтому на подобный вопрос ответил: «Т-34». Что ответят в новом веке их продолжатели - ещё услышим.

«И надолго остался Мономах в памяти народной как главный и единственный герой донского похода...»

Так свершаются русские победы - в покаянии, в братском единстве, где впереди под святыми хоругвями вождь и священство.

Власти не жаждал

В 1113 году на Светлой седмице внезапно скончался великий князь Святополк Изяславич. Он был высоко ценим правящей элитой. Но народ его не любил: Святополк был набожен, однако корыстолюбив. Он мог, например, в безсольный год заняться спекуляцией, забрав соль у монахов, которые её специально привезли для бедных. По корыстолюбию он допустил и неимоверные льготы ростовщикам-евреям. Резники (ростовщики-процентщики) процветали, а ремесленники и купцы, взяв кредит и оказавшись по какой-либо причине в затруднительных обстоятельствах, как и в наши дни, попадали в кабалу, разорялись. Они теряли не только собственность, но семьи и саму волю. Мятеж с особой силой разгорелся, когда Мономах отказался занять место великого князя, так как старшими в роду были Святославичи - Давыд (человек незначительный) и Олег - многолетний соперник Мономаха.

Н.М. Карамзин пишет об отказе Мономаха прийти в Киев: «Сей отказ имел несчастные следствия: киевляне не хотели слышать о другом государе; а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом тысячского, именем Путяты, и всех жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка».

Когда случился погром, который принято называть первым еврейским погром на Руси, «партия Мономаха» вновь отправила к Мономаху послов: «Приходи, князь, в Киев; если же не придёшь, то знай...» Ситуация грозила перерасти в бунт бессмысленный и беспощадный, с разграблением княжеского дворца и даже монастырей.

Устав и Поучение

Мономах пришёл.

Бунт утих. Но с условием. Татищев говорит: «Однако ж просили его всенародно об управе на жидов, что отняли все промыслы у христиан и при Святополке имели великую свободу и власть, из-за чего многие купцы и ремесленники разорились». Гнев на иноверцев имел причину далеко не только экономическую, но и религиозную: «Они же многих прельстили в их веру и поселились в домах между христианами, чего прежде не бывало, за что хотели всех их побить и дома их разграбить».

Мономах, собрав Совет из тысяцких и других бояр, провёл реформы. «Экономический пакет» лёг в основу Устава Мономаха и стал составной частью «Пространной Русской Правды». В.О. Ключевский показывает, что в ту эпоху был «капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом... Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т.е. долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала...» «Устав» строго оговаривал условия, при которых свободный мог стать холопом. Человек, получивший в долг хлеб или иную другую «дачу», не мог быть обращён в раба.

По еврейскому вопросу Татищев передаёт решение: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать...» Решение носило ситуационный характер и выполнено не было. Иудеи жили в Киеве вплоть до монгольского нашествия, до 1240 года.

В глубокой основе «Устава» Мономаха лежат морально-нравственные принципы, позже сформулированные им в знаменитом «Поучении детям». Его наставления звучат как поучения духовного старца, которому хочется внимать:

Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды...

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Владимир-Василий Мономах отошёл в вечность 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви» Борисоглебской, «которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Случилось это на 73 году его незабвенной жизни. Погребен Мономах в Софии Киевской, рядом с дедом - Ярославом Мудрым.

В памяти народа он остался как «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю», как самый славный правитель в истории домонгольской Руси, когда «литва из болота на свет не показывалась, а немцы радовались, что они далеко за синим морем...»


КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А се тружахъся ловы дея; понеже седох в Чернигове, а из Чернигова вышед, и д… о лета по сту уганивал и имь даром всею силою кроме иного лова, кроме Турова, иже со отцемь ловил есм всяк зверь. А се в Чернигове деял есм: конь диких своима рукама связал есмь в пущах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по Роси ездя имал есм своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси один ногами топтал, а другый рогома бол; вепрь ми на бедре мечь оттял; медведь ми у колена подъклада укусил, лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже; и бог неврежена мя съблюде. И с коня много падах, голову си разбих дважды, и руце и нозе свои вередих, в уности своей вередих, не блюда живота своего, ни щадя головы своея. Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя: на посадникы не зря, ни на биричи, сам творил что было надобе, весь наряд и в дому своемь то я творил есмь; и в ловчих ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех и о ястребех.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (Перевод)

О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯ.

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напойте, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пишей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям.

Если забываете это, то чаще прочитывайте - и мне будет без срама, и вам будет хорошо. Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, находясь дома, овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность всему (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ И ПОХОДЫ

А теперь расскажу вам, дети мои, о трудах своих, как я трудился, совершая походы и охотясь с 13 лет. Прежде всего к Ростову пошел, через (землю) вятичей - послал меня отец, а сам он пошел к Курску; затем - к Смоленску со Ставком Скордятичем; он опять ушел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; от Смоленска я пошел к Владимиру (Волынскому). В ту же зиму послали меня братья к Берестью на пожарище, где пожгли, там охранял их город… Тогда послал меня Святослав против ляхов, ходил я за Глогову, до Чешского леса, ходил по земле их 4 месяца… оттуда - к Турову, весной - к Переяславлю и также к Турову, Святослав умер, и я опять ходил в Смоленск, а из Смоленска в ту же зиму к Новгороду: весной Глебу на помощь, а летом с отцом - под Полоцк, а на другую зиму - со Святополком под Полоцк, сожгли Полоцк; он (Святоподк) пошел к Новгороду, а я с половцами на Одрьск воюя, а оттуда к Чернигову… И снова я пришел из Смоленска и прошел с боем сквозь половецкие войска до Переяславля и нашел отца, пришедшего с похода. Ходили мы в том же году с отцом и Изяславом к Чернигову биться с Борисом (Вячеславичем) и победили Бориса и Олега. Снова пошли мы к Переяславлю и остановились в Оброве, а Всеслав сжег Смоленск; и я вместе с черниговцами пошел ему во след, сменяя одного коня другим, но не захватили (Всеслава) в Смоленске; на этом пути, преследуя Всеслава, я опустошил землю и разорил от Лукомля до Логожьска; оттуда пошел воюя на Друцк, а оттуда (вернулся) в Чернигов. В ту зиму половцы разорили весь Стародуб, а я пошел с черниговцами и половцами, и на Десне мы захватили князей Асадука и Саука и дружину их перебили, а на другой день за Новым городом мы разогнали сильное войско Белкатгина: мечи и пленников всех отобрали. На вятичей я ходил две зимы - на Ходоту и на его сына… В том же году мы гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин. Той же осенью мы ходили с черниговцами и с половцами, читеевичами, к Минску: захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца; давал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьев, Багубарсовых - 3, Овчиных - 4 братьев, а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и других славных воинов молодых-15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; постепенно было избито в то время около 200 знатных.

КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А вот мои труды во время охоты… А вот в Чернигове что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Роси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и 2 лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не охраняя жизни своей, не щадя головы своей. Что нужно было делать отроку моему, то я сам делал, на войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь ни на посадников, ни на биричей, сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о соколах и о ястребах (сам заботился).

36. КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА

По «Ипатьевской летописи».

Бившим же ся им и до вечера, а оттуда шедше сташа у Мелтекове селе, и оттуда пославше и заграбиша Игорева и Святославля стада, в лесе, по Рахни 2 , кобыл стадных 3000, а конь 1000; пославше же по селом, пожгоша жита и дворы… Но идоста на Игорево селце 3 , идеж бяше устроил двор добре; бе же ту готовизни много, в бретьяницах 4 и в погребах вина и де-мове, что тяжкого товара всякого, до железа и до меди, не тягли 5 бяхуть от множества всего того вывозити. Давыдовича же 6 повелеста имати на возы собе и воем, и потом повелеста зажечи двор и церковь святого Георгия, и гумно его, в нем же бе стогов 9 сот…

И ту двор Святославль 7 раздели на 4 части, и скотьнице 8 , и бретьянице, и товар, иже бе не мочно двигнути, и в погребех было 500 берковьсков меду, а вина 80 корчаг; и церковь святаго Възнесения всю облупиша, съсуды серебряныя, и индитьбе 9 и платы служебныя, а все шито золотом, и каделнице две, и кацьи 10 , и еуангелие ковано, и книгы и колоколы; и не оставиша ничтоже княжа, но все разделиша и челяди 7 сот…

КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА (Перевод)

…Бились они до вечера; пойдя оттуда, остановились у села Мельтехова, и оттуда послали и ограбили стада Игоря и Святослава, в лесу по (реке) Рахне: стадных кобыл 3000, а коней 1000; разославши по селам, сожгли житницы и дворы…

Пошли на сельце Игоря, где он устроил хороший двор; там было много запасов в амбарах, в погребах - вина и медов, и много тяжелого добра всякого - железа и меди; не смогли от множества всего того вывезти. Давыдовичи же велели накладывать на возы себе и воинам, а потом - зажечь двор, церковь святого Георгия и гумно его, а в нем было девятьсот стогов…

И тогда двор Святослава поделил на 4 части и казну, и амбары, и имущество, которое нельзя было сдвинуть, а в погребах было 500 берковцев меду, а вина 80 корчаг; церковь святого Вознесения всю ограбили: сосуды серебряные, церковные одежды, облачения служебные, все шитое золотом, две кадильницы, евангелие окованное, книги и колокола, не оставили ничего княжеского, но все поделили, а также челяди семьсот (человек).

    Тын – небольшая ограда.

    Городник – строитель городской стены, городни.

    Лукно – небольшая мера сыпучих тел, сравните с лукошко.

Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. С.34-54.

Любечский съезд 1097 г.

(По «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

В 1097 г. пришли Святополк, Владимир, Давыд Святославович и брат его Олег и съехали в Любиче для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы наши земли разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою: Святополк – Киев... Владимир - Всеволожову [вотчину], Давыд, Олег и Ярослав - Святославлю... И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный»...

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.76.

Княжеские села

(По Ипатьевской летописи)

Бились они до вечера; пойдя оттуда, остановились у села Мельтехова и оттуда послали и ограбили стада Игоря и Свято­слава, в лесу по (реке) Рахне: стадных кобыл 3000, а ко­ней 1 000; разославши по селам, сожгли житницы и дворы...

Пошли на сельце Игоря, где он устроил хороший двор; там было много запасов в амбарах, в погребах - вина и медов, и много тяжелого добра всякого - железа и меди; не смогли от множества всего того вывезти. Давыдовичи же велели накладывать возы себе и воинам, а потом - зажечь двор, церковь мятого Георгия и гумно его, а в нем было девятьсот стогов...

И тогда двор Святослава поделил на 4 части и казну, и ам­бары, и имущество, которое нельзя было сдвинуть, а в погребах было 500 берковцев (1) меду, а вина 80 корчаг; церковь святого Вознесения всю ограбили: сосуды серебряные, церковные одеж­ды, облачения служебные, все шитое золотом, две кадильницы, евангелие окованное, книги и колокола, не оставили ничего кня­жеского, но все поделили, а также челяди семьсот (человек).

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.83.

Примечание

1. Берковец – мера массы или веса, равная 10 пудам (более 160 кг).

Поучение владимира мономаха

(По Лаврентьевской летописи)

«Поучение к детям» или "Завещание"князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 г. «Поучение» соединяет в одном ряду различные жанры - автобиографию, исповедь, нравоучение, завещание - и представляет собой образец средневековой княжеской этики. Неполный текст "Поучения" сохранился только в Лаврентьевской летописи, составленной в концеXIVв. Монахом Лаврентием как очередной редакции «Повести Временных лет».

О поведении князя

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте и ночью, всюду нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в полях, ни в селах, чтобы не начали вас про­клинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, на­кормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подар­ком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять че­ловека либо добрым, либо злым по всей земле.

Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот, как отец мой... овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность все­му (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

О княжеских походах

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с по­ловецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца. Да­вал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьей... а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал... и других славных воинов молодых - 15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; по­степенно было избито в то время около 200 знатных.

Княжеская охота

А вот мои труды во время охоты... А вот в Чернигове, что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Руси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и два лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник (1) укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не щадя головы своей... На войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь, ни на посадников, ни на биричей (2), сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о со­колах и о ястребах (сам заботился).

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.81.


Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. - киевским. Всю жизнь провел в борьбе с половцами и их обычным союзником - князем Олегом Святославичем. Владимир Мономах совершил на своем веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не мог.

Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом. Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.





ПОУЧЕНИЕ

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".


РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. (…)

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.


ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. (…)

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: "Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!".

(…) Если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись. Если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.

Хрестоматия по истории СССР. Том1. Автор неизвестен

35. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Отрывки из «Поучения Владимира Мономаха» даются из «Лаврентьевской летописи».

О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯ

В дому своемь не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящий к вам и дому вашему, ни обеду вашему. На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вой, тоже лязите, а рано встанете; а оружья не снимайте с себе вборзе, не розглядавше ленощами, внезапу бо человек погыбаеть. Лже блюдися и пьянства и блуда, в том бо душа погыбаеть и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чюжим, ни в селех, ни в житех, да не кляти вас начнуть. Куда же пойдете, идеже станете, напойте, накормите унеина; и боле же чтите гость, откуду же к вам придеть, или прост, или добр, или сол, аще не можете даром, брашном и питьем: ти бо мимоходячи прославять человека по всем землям любо добрым, любо злым…

Аще забываете сего, а часто прочитайте - и мне будет без сорома, и вам будет добро. Его же умеючи, того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите, яко же бо отеиь мой (дома седя, изумеяше 5 язык, в томь бо честь есть от инех земль. Леность бо всему… мати - еже умеет, то забудет, а его же не умееть, а тому ся не учить. Добро же творяще, немозите ся ленити ни на что же доброе…

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ И ПОХОДЫ

А се вы поведаю, дети моя, труд свой, оже ся есмь тружал, пути дея и ловы с 13 лет. Первое, к Ростову идох, сквозе Вятиче посла мя отець, а сам иде Курьску; и пакы второе, к Смолиньску со Ставкомь Скордятичем, той пакы и отъиде к Берестию со Изяславом, а мене посла Смолиньску; то и Смолиньска идох Володимерю тое же зимы. То и посласта Берестию брата на головне, иже бяху пожгли, той ту блюд город тех… Та посла мя Святослав в Ляхы; ходив за Глоговы до Чешьскаго леса, ходив в земли их 4 месяци… та оттуда Турову, а на весну та Переяславлю, таже Турову. И Святослав умре, и яз пакы Смолиньску, а и Смолиньска той же зиме та к Новугороду; на весну Глебови в помочь; а на лето со отцемь под Полтеск, а на другую зиму с Святополком под Полтеск; ожгоша Полтеск; он иде Новугороду, а я с Половци на Одрьск воюя; та Чернигову… И пакы и Смолиньска же пришед, и пройдох сквозе Половечьскыи вой, бьяся, до Переяславля, и отца налезох с полку пришедша; той пакы ходихом, том же лете, со отцемь и со Изяславомь биться Чернигову с Борисомь, и победихом Бориса и Олга. И пакы вдохом Переяславлю, и стахом во Оброве, и Всеслав Смоленск ожъже, и аз всед с Черниговци и двою коню, и не, застахом в Смолиньске; те же путем по Всеславе пожег землю и повоевав до Лукамля и до Логожьска, та на Дрьютьск волюя, та Чернигову. А на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци на Десне изъимахом- князя Асадука и Саука и дружину их избиша; и на заутрее за Новым Городом разгнахом силны вой Белкатгина, а се мечи и полон весь отъяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его… Томже лете гонихом по Половьцих за Хорол, иже Горошин взяша. И на ту осень идохом с Черниговци и с Половци, с Читеевичи, к Меньску: изъехахом город, и не оставихом у него ни челядина, ни скотины…

А всех путий 80 и 3 великих, а прока не испомню менших. И миров есм створил с Половечьскыми князи без одиного 20, и при отци и кроме отца, а дая скота много и многы порты свое; и пустил есм Половечскых князь лепших из оков толико: Шаруканя 2 брата, Багубарсовы 3, Овчины братье 4, а всех лепших князий инех 100; а самы князи бог живы в руце дава: Коксусь с сыномь. Аклан, Бурчевичь, Таревскый князь Азгулуй, и инех кметий молодых 15, то тех живы вед, исек, вметах в ту речку в Славлий; по чередам избьено не с 200 в то время лепших…

КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А се тружахъся ловы дея; понеже седох в Чернигове, а из Чернигова вышед, и д… о лета по сту уганивал и имь даром всею силою кроме иного лова, кроме Турова, иже со отцемь ловил есм всяк зверь. А се в Чернигове деял есм: конь диких своима рукама связал есмь в пущах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по Роси ездя имал есм своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси один ногами топтал, а другый рогома бол; вепрь ми на бедре мечь оттял; медведь ми у колена подъклада укусил, лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже; и бог неврежена мя съблюде. И с коня много падах, голову си разбих дважды, и руце и нозе свои вередих, в уности своей вередих, не блюда живота своего, ни щадя головы своея. Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя: на посадникы не зря, ни на биричи, сам творил что было надобе, весь наряд и в дому своемь то я творил есмь; и в ловчих ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех и о ястребех.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (Перевод)

О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯ.

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напойте, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пишей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям.

Если забываете это, то чаще прочитывайте - и мне будет без срама, и вам будет хорошо. Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, находясь дома, овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность всему (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ И ПОХОДЫ

А теперь расскажу вам, дети мои, о трудах своих, как я трудился, совершая походы и охотясь с 13 лет. Прежде всего к Ростову пошел, через (землю) вятичей - послал меня отец, а сам он пошел к Курску; затем - к Смоленску со Ставком Скордятичем; он опять ушел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; от Смоленска я пошел к Владимиру (Волынскому). В ту же зиму послали меня братья к Берестью на пожарище, где пожгли, там охранял их город… Тогда послал меня Святослав против ляхов, ходил я за Глогову, до Чешского леса, ходил по земле их 4 месяца… оттуда - к Турову, весной - к Переяславлю и также к Турову, Святослав умер, и я опять ходил в Смоленск, а из Смоленска в ту же зиму к Новгороду: весной Глебу на помощь, а летом с отцом - под Полоцк, а на другую зиму - со Святополком под Полоцк, сожгли Полоцк; он (Святоподк) пошел к Новгороду, а я с половцами на Одрьск воюя, а оттуда к Чернигову… И снова я пришел из Смоленска и прошел с боем сквозь половецкие войска до Переяславля и нашел отца, пришедшего с похода. Ходили мы в том же году с отцом и Изяславом к Чернигову биться с Борисом (Вячеславичем) и победили Бориса и Олега. Снова пошли мы к Переяславлю и остановились в Оброве, а Всеслав сжег Смоленск; и я вместе с черниговцами пошел ему во след, сменяя одного коня другим, но не захватили (Всеслава) в Смоленске; на этом пути, преследуя Всеслава, я опустошил землю и разорил от Лукомля до Логожьска; оттуда пошел воюя на Друцк, а оттуда (вернулся) в Чернигов. В ту зиму половцы разорили весь Стародуб, а я пошел с черниговцами и половцами, и на Десне мы захватили князей Асадука и Саука и дружину их перебили, а на другой день за Новым городом мы разогнали сильное войско Белкатгина: мечи и пленников всех отобрали. На вятичей я ходил две зимы - на Ходоту и на его сына… В том же году мы гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин. Той же осенью мы ходили с черниговцами и с половцами, читеевичами, к Минску: захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца; давал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьев, Багубарсовых - 3, Овчиных - 4 братьев, а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и других славных воинов молодых-15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; постепенно было избито в то время около 200 знатных.

КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А вот мои труды во время охоты… А вот в Чернигове что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Роси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и 2 лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не охраняя жизни своей, не щадя головы своей. Что нужно было делать отроку моему, то я сам делал, на войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь ни на посадников, ни на биричей, сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о соколах и о ястребах (сам заботился).

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

90. Две заслуги Владимира Мономаха Народное возмущение привело на золотой стол киевский Владимира Мономаха, который был не только талантливым полководцем, но и прозорливым политиком. Он понял, что лучше и легче жить в согласии со своим народом, нежели вечно запугивать его

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

«Поучение» Владимира Мономаха …Помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а

Из книги Древнерусская литература. Литература XVIII века автора Пруцков Н И

6. Сочинения Владимира Мономаха В XI в. древнерусские книжники создали произведения во всех ведущих жанрах средневековой христианской литературы: историко-повествовательном (летописном), агиографическом и в жанре церковной проповеди (помимо «Слова о законе и благодати»

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Итог деятельности Владимира Мономаха В мае 1125 года Владимир Мономах тяжело заболел и поехал на место, которое было для него святым, - на берег реки Альты, где когда-то пролилась кровь Святого Бориса и где Мономахом была построена церковь.Он был очень набожным и

Из книги Полководцы Древней Руси. Мстислав Тмутараканский, Владимир Мономах, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий автора Копылов Н. А.

Великое княжение Владимира Мономаха В 1113 г. свершилась заветная мечта Мономаха. Он наконец стал великим князем киевским. Причем сел Владимир на киевский трон своего отца и деда не путем заговора, а решением народа. Смерть великого князя Святополка II вызвала в Киеве

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Чудеса времен Владимира Мономаха Во времена Владимира Мономаха (1113–1125) чудеса волхвов на Руси сменяются новыми чудесами, связанными с христианскими подвижниками (не только русскими), и некоторые из них, многократно описанные в летописях и подтвержденные

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА{73} (извлечение) ...А всего походов было 80 и 3 великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного 20, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей......убогую вдовицу не давал в обиду

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха) Наиболее известны читающей публике такие персонажи, как Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Грозный и т. п. Рядовые «труженики престола» в нашей стране привлекают куда меньшее

Из книги История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина автора Аллен Уильям Эдвард Дэвид

Византийский дух Владимира Мономаха Всеволод I был образованным монархом; говорили, что он знал пять языков и поддерживал тесные связи с Византией и западным миром. Он женился на дочери императора Константина Мономаха; его сын Владимир стал мужем дочери Харальда

автора Мономах Владимир

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. Здесь оно искусственно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

УСТАВ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Введение Устав Владимира Мономаха (Устав о резах) является составной частью сборника древнерусских правовых норм – так называемой «Русской Правды (Пространной редакции)».Первая ее часть, Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, была

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Приложение 4. ТРУДЫ И ДНИ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Ниже приводится краткая сводка фактов жизненного пути Владимира Мономаха, а также событий, происходивших в его время и имевших непосредственное отношение к нему самому или к общественно-политической жизни Русского

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Приложение 5. РОДОСЛОВИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Предки, потомки и ближайшие родственники Владимира МономахаДед по отцуЯрослав Владимирович (978 – 20 февраля 1054) – сын св. Владимира, крестившего Русь, и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Князь ростовский (987-1010),

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери –