Подсознание или бессознательное. Осознание бессознательного

Умеете ли вы чувствовать других? Разобраться в этом вам поможет особый тест на эмпатию! Точность 99%!

Эмпатия… Как много в этом … чувстве!

Да, эмпатия¹ — это умение чувствовать эмоции и настроение других людей, переживать чужие волнения как свои собственные.

Эта уникальная способность позволяет тому, кто ею обладает, узнавать о человеке все с помощью своего внутреннего ощущения.

В той или иной степени мы все чувствуем эмоции и настроение других людей, но что будет, если развивать эту способность?

Дар эмпатии открывает невероятные возможности!

Это бесценная находка для любых отношений!

Представьте…

Вы устраиваетесь на работу!

Приходите к начальнику и ожидаете собеседования. У вас есть пару минут, и за это время вы можете очень и очень многое. Что нужно руководителю? Ваше резюме? Вовсе нет! Прочтите его мысли, почувствуйте его состояние, его желания, и скажите о том, что он хочет услышать! Да любой работодатель сразу “оторвет вас с руками и ногами”!

А если вы влюбились?

И не знаете, как привлечь внимание? Боитесь раскрыть свои чувства? Опасаетесь быть отвергнутым? “Прочтите” человека, и вы будете знать, как он к вам относится. Более того, вы будете знать, чего он хочет, и о чем мечтает, какой типаж ему нравится! Дайте ему то, что он ждет, и вам не будет равных!

Не говоря уже про обман, предательство, ложь…

Если вы обладаете даром эмпатии, вас больше никто не сможет обмануть!

Хотите так?

Давайте сначала выясним, есть ли у вас предрасположенность к этому дару! В этом вам поможет этот уникальный тест на эмпатию.

Тест на эмпатию!

Чтобы выполнить этот тест на эмпатию, вам понадобится ассистент:)

1. Попросите близкого вам человека или друга сесть напротив вас и вспомнить о чем-то, что для него важно и значимо (вы не должны знать что).

2. Пока он будет думать, вы попробуйте настроиться на своего ассистента. Попытайтесь почувствовать, о чем он думает.

Вам не нужно угадывать его мысли, нет!

Вам необходимо лишь настроиться на эмоциональный фон этого человека, почувствовать – положительные его мысли, или отрицательные.

А возможно, вам удастся еще более тонко определить их природу?

К примеру, вы можете почувствовать, что человек думает о любви или о чем-то приятном, что вызывает в нем наслаждение, или же, напротив, чувствует злость, раздражение или обиду.

3. После того, как вам показалось, что вы ощутили эмоции вашего помощника, спросите его, правильно ли вы почувствовали его состояние.

Результаты теста на эмпатию!

1. Если вы смогли правильно определить характер эмоций (положительные или отрицательные), то у вас определенно есть способности к чувствованию других людей. Вам стоит развиваться в этом направлении!

2. Если вам удалось верно отгадать оттенки эмоций вашего помощника, то вы, вероятно, уже являетесь эмпатом. Все, что вам остается – научиться управлять этим даром, чтобы использовать его с выгодой для себя.

3. Если вы неверно определи эмоции своего ассистента или не смогли ничего почувствовать, то, скорее всего, эмпатия – это не ваше (хотя в этом случае опыт желательно повторить).

Как развить в себе способность к эмпатии?

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия - осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

Для оценки эмоциональных изображений и формирования собственного эмоцонального ответа существует две системы. Одна для осознаваемых сигналов, другая – для неосознаваемых.
Отступление: надо сказать, что «неосознаваемое» и «подсознательное» — это не одно и то же. Фрейдовское «подсознательное» включает активное подавление, вытеснение из сознания. Никаких подтверждений реального существования этой системы в мозге человека пока, как я понимаю, не обнаружено. (Вообще, у меня складывается впечатление, что Фрейд, хотя и был человеком с потрясающей фантазией, в смысле нейробиологии играл, но не угадал ни одной буквы.) «Неосознаваемое» — это то, что не доходит до сознания. Основных причин для этого две:
1) Недостаточная сила стимула для возникновения отклика в тех частях мозга, которые связаны с сознательной обработкой стимула, например, контраст изображения слишком маленький или скорость движения слишком большая;
2) В момент появления стимула внимание направлено на что-то другое. Обработки входящей информации, к которой не было обращено внимание по сути не происходит. Мы видим только то, на что направлено внимание. Точнее, только это осознаем.
Чтобы изучать систему неосознаваемой обработки эмоций у здоровых людей, используют такие схемы экспериментов, которые заставляют человека пропускать мимо сознания часть стимулов. Например, построенные на эффекте «attentional blink». Не знаю, как применяется этот термин в отечественной литературе и существует ли он там. Переведем его как «моргание внимания». Суть его в следющем: если человеку предъявлять последовательно два изображения с интервалом 200-500 милисекунд, то второе изображение вообще не детектируется. Альтернативный вариант «backward masking» — «обратное маскирование» — если предъявлять на короткое время два стимула с интервалом меньше 30 милисекунд межде ними, то воспринимается, наоборот, только второй стимул в последовательности. Еще интереснее данные, получаемые при изучении пациентов с «cortical blindness» — слепотой, возникающей при поражении первичных зрительных зон коры. (Первичных в том смысле, что основной вход в мозг сигналов от сетчатки глаза идет через них). Эти люди на сознательном уровне вообще не видят, так как у них разрушены области коры, без которых не происходит сознательной обработки зрительной картины. Но при этом у них остаются сохранными сторонние пути, не связанные с осознаваемой обработкой, но позволяющие видеть на неосознаваемом уровне. Такой человек, например, замечательно обходит препятствия на своем пути, но не способен ничего о них сказать и сам не понимает, как их обходит. Ну и на определенные эмоциональные изображения они тоже реагируют, и могут описать свои эмоции, но остаются в абсолютном неведении относительно их причин.
Система неосознаваемой обработки* быстрее: реакция на демонстрацию эмоционально значимого стимула здесь происходит уже через 20 милисекунд, а в системе осознаваемой обработки** – не раньше чем через 40-50. «Неосознаваемая» система, во-видимому, умеет работать не со всякими стимулами, а только с сильными и эволюционно значимыми. Например, в выражениях лиц она реагирует на страх, агрессию, счастье, отвращение, а вот более сложные, типа чувства вины или высокомерия – это уже для «осознаваемой» части. «Неосознаваемая» хорошо выделяет явные опасности, например, змей или пауков, но ей безразличны вещи, вызывающие сострадание (изображения типа горящих лошадей) или культурное неприятие (тараканы). Это сперва должно пройти через сознание.
Предполагается, что неосознаваемая система использутся для быстроего привлечения внимания к значимому стимулу, для ускорения и улучшения его обработки, и что две системы в конечном итоге оказываются связаны. Однако, существование «неосознаваемой» системы создает возможность для появления эмоций, источник которых остался неосознанным, и для влияния эмоциональных стимулов на принятие решений, особенно быстрых.

————
Для пытливых биологов:
*retina – superior colliculus – pulvinar – amigdala
**retina — LGN – cortex (especially orbitofrontal and cingulate) through V1 – amigdala and other subcortical structures.

http://catta.livejournal.com/

Создание современной психологии как науки о психике и поведении во всех их формах и диапазонах в значительной мере стало возможным благодаря открытию и использованию принципиально новых подходов к изучению и пониманию природы и сущности человека.

Наиболее существенным из них, по содержанию и последствиям, стал коперниканский переворот Зигмунда Фрейда. Бесспорной исторической заслугой З.Фрейда является то, что он положил начало систематическому собственно психологическому исследованию бессознательного психического, создал учение о бессознательном, психоанализ и психоаналитическую традицию. Осознание реальных достижений З.Фрейда предполагает понимание и того важного обстоятельства, что именно он впервые сумел преодолеть внутренние пределы психоанализа и фактически заложил основы глубинной психологии (понятие Э.Блейлера), ориентированной на исследование бессознательного психического, но отнюдь не сводящейся к своим психоаналитически маркированным элементам.

В существенной мере именно вследствие этих достижений психология человека, дотоле направленная почти исключительно на исследование феноменов сознания и самосознания, обрела новые измерения и качества, позволившие относительно корректно определить ее объект и предмет, цели и задачи, идеалы и нормы исследования, объяснительные принципы, методологию, методы и методические процедуры, основные отрасли, проблемные поля, функции и существенно дополнить, обновить и усилить концептуальный потенциал и категориально-понятийный аппарат.

Ретроспективный анализ проблематики бессознательного показывает, что она обладает специфической традицией. Некоторые намеки на возможное существование такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии религии. В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.). Существенный вклад в последующее предпсихоаналитическое и внепсихоаналитическое осмысление и изучение проблемы бессознательного внесли Б.Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант ("темные представления", связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания, "в самом глубоком сне душа более всего способна к разумному мышлению"), А Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К.Карус (ключ бессознательного в подсознательном), Э.Гартаман ("Философия бессознательного"), Г.Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Т.Липпс ("бессознательные представления " и "бессознательные ощущения"), В.Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия"), Г.Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И.Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), И.Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), В.Бехтерев (активность "бессознательного"), А.Льебо и И.Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и неосознавемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Г.Тард ("законы подражания"), П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов), А.Бергсон (интуитивизм, бессознательное, "сверхсознание") и многие другие. В общем, эти идеи и концепции могут быть поняты как своеобразные точки роста в осознании проблемы бессознательного психического.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном психическом разрабатывалось в границах психоаналитической традиции, обладающей ныне рядом учений, теорий, концепций и моделей различной степени общности, достоверности и эвристичности.

Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом, создавшим корректное психологическое определение бессознательного, учение о бессознательном, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания; установившим некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного.

Определяя бессознательное как психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", З.Фрейд предложил обоснованное понимание бессознательного как основной и наиболее содержательной системы психики человека (бессознательное - предсознательное - сознательное), регулирующейся принципом удовольствия и включающую в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мнению З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно классическому психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.).

Фактически в учении З.Фрейда выделены не два (как это обычно полагают), а три вида бессознательного: 1) Латентное бессознательное, содержание которого, в общем, соответствует предсознательной системе психики и может быть осознано индивидом, 2) Вытесненное бессознательное, осознание которого предполагает использование специальных (по З.Фрейду, психоаналитических) методов и 3) Наследуемое общечеловеческое бессознательное, репрезентирующееся, например, в имманентных принципах психической жизни, универсальных комплексах Эдипа и кастрации, влечениях, мотивациях и т.д.

Но, к сожалению, наследуемое бессознательное З.Фрейд не квалифицировал даже с той степенью полноты, категориальной определенности и системности, которые характерны для его трактовки других форм бессознательного, вследствие чего в психоанализе и психоаналитической традиции появились дополнительные и избы-точные некорректности. В данном случае, пожалуй, целесообразнее было бы констатировать факт существования филогенетического (т. е видового, общечеловеческого) и онтогенетического (т.е. индивидуального) бессознательного. Более того, представление бессознательного в определенных филогенетических и онтогенетических ипостасях почти автоматически открывало возможности для их конкретизации, поиска взаимосвязей и иных потенциально возможных форм существования бессознательного.

В плане познания психики, поведения и бессознательного психического человека особую роль сыграла и играет созданная З.Фрейдом диалектическая энерго-информационная модель психики (Бессознательное - Предсознательное - Сознательное). В свете современных научных представлений эта модель может быть понята, в том числе как психологический императив и прообраз построения новейших энерго-информационных моделей психики, без которых эффективное развитие современной психологии и пограничных дисциплин вряд ли возможно.

С учетом той роли, которая придавалась в психоанализе З.Фрейда познанию и толкованию сновидений, как "царской дороге" в мир бессознательного психического человека, необходимо отметить, что в психоаналитической традиции некоторые важные проблемы не получили должного объяснения или даже не были сформулированы с желаемой степенью определенности. К ним могут быть отнесены, например, проблемы понимания природы и сущности сновидного сознания и сновидного самосознания (в том числе самоконтроля) и их взаимодействия с бессознательными силами и тенденциями. В качестве особых проблем могут и должны быть осмыслены проблема возможности управления сновидениями (т.е. влияния на их содержание и направленность) и проблема возможности достижения искусственного сновидческого катарсиса. Исследование данных проблем представляется тем более важным, поскольку предложенные З.Фрейдом принцип внешнего подобия и сексуальная символика сновидений, как выяснилось, отнюдь не обладают той универсальностью, которая им приписывалась.

Учение З.Фрейда инициировало и стимулировало возникнове-ние и развитие множества разнообразных подходов к изучению бессознательного психического, в пределах которых были сформулированы интересные идеи и получены важные результаты (например, идеи о внутрипсихических коммуникациях, композиционных особенностях и стратификации бессознательного, мозгового субстрата бессознательного, голографичности элементов бессознательного, содержательной и функциональной асимметрии межполушарного взаимодействия бессознательного, вероятностном характере бессоз-нательных процессов и др.).

Но на собственно психологическом уровне наиболее устойчивым вектором развития все же осталась психоаналитическая традиция, эволюция которой, в общем, направлена на движение от учения к современной научной теории бессознательного психического путем последовательных приближений.

В этом плане существенно важными этапами и результатами стали концепции К.Г.Юнга, Дж.Морено и Э.Фромма.

Согласно аналитической психологии К.Г.Юнга, бессознательное состоит из трех слоев: 1) Личностного бессознательного - поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) Коллективного бессознательного - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. Основное содержание коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу, составляют архетипы, то есть наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) Психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в с илу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

В общем виде эти представления являют собой, по преимуществу, некий психоаналитический римейк, поскольку, в конечном счете посредством обновленных обозначений воспроизводят базисные идеи З.Фрейда о существовании бессознательного, его филогенетических и онтогенетических формах, стратификационности бессознательного, доминирующей роли и т.д. Однако, вместе с тем К.Г.Юнг привнес и определенные новации, связанные, главным образом, с существованием и функционированием архаичных психических структур. Осуществив редукцию коллективного (т.е. филогенетического) бессознательного к психической эволюционной архаике, выражающейся в архетипах, он значительно содействовал осмыслению базисных представлений и измерений бессознательного психического и существенно увеличил эвристический потенциал психоаналитической традиции. Вместе с тем следует отметить, что допущения К.Г.Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов, их форм и роли нуждаются в дальнейшей критической проверке и соответств ующем обосновании.

Развивая гипотезу З.Фрейда о возможном существовании непосредственной взаимосвязи и общения между бессознательным разных людей, Дж.Морено сформулировал концепцию, согласно которой существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее и функционирующее при относительно продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. В общем представленная как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она не получила ни теоретического, ни практического подтверждения.

Значительным событием в развитии психоаналитических и психоаналитически ориентированных представлений о бессознательном стало создание Э.Фроммом концепции "социального бессознательного", являющего собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания. Однако описание и объяснение социального бессознательного не получили необходимых элементов организации, доказательности и обоснованности.

В отличие от психоанализа З.Фрейда (и частично аналитической психологии К.Г.Юнга), непроработанные и несопряженные концепции общего бессознательного и социального бессознательного при всех их достоинствах и эвристическом потенциале являют собой специфическую форму мнений и допущений, а не обоснованные рабочие гипотезы и уж тем более научные теории, соответствующие эталонам современного научного знания.

Тем не менее, введение в психоаналитический оборот представлений об общем и социальном бессознательном породило кажимость завершенности психоаналитической картины бессознательного психического и иллюзорные представления о том, что современ-ный психоанализ располагает некой общей теорией бессознательного.

Исторически важные достижения психоаналитической традиции в постановке, осмыслении и приватных решениях проблемы бессознательного велики и бесспорны. Но при этом в настоящее время нет необходимых и достаточных оснований считать, что современный психоанализ располагает такой теорией или возможностями для монопольного создания общей теории бессознательного, соответствующей стандартам современной теории и практики. И в этом плане фактический уход психоаналитического сообщества от обсуждения данной фундаментальной проблемы является весьма показательным.

Существующая ныне фрагментарность и приблизительность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что современная общая теория бессознательного психического является не результатом, а одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии и пограничных дисциплин, решение которой естественно предполагает необходимость использования огромного потенциала позитивных психоаналитических идей, подходов и результатов.

В.И.Овчаренко

Роберт Джонсон - Сновидения и фантазии. Анализ и использование

В книге дается прямое и эффективное средство доступа к внутреннему миру сновидений и фантазий. Метод работы со сновидениями, состоящий из четырех этапов, позволяет эффективно развивать активную, созидательную часть нашего "Я", повышает уверенность в себе и дает возможность достигать поставленные цели.

Роберт Джонсон - Он. Глубинные аспекты мужской психологии

Роберт Джонсон – Мы. Глубинные аспекты романтической любви

Бессознательное и его язык

Осознание бессознательного

Однажды утром одна женщина, как обычно, села в машину и отправилась на работу, находившуюся в десятке километров от ее дома. В дороге у нее разыгралось воображение и она представила себя героиней грандиозного приключения. Она вообразила себя простой средневековой женщиной, живущей среди войн и крестовых походов и прославившейся своей силой и жертвенностью. Она спасла свой народ и встретила могущественного и благородного принца, который ее полюбил.

Ее сознание было полностью занято этими мыслями, и, тем не менее, она проехала по нескольким улицам, пару раз останавливалась под светофором, при поворотах соответствующим образом сигналила и в целости и сохранности добралась до стоянки, находящейся под окнами ее офиса. Придя в себя, она поняла, что совершенно не помнит, как она добралась до места назначения. Она не могла вспомнить ни единого перекрестка или поворота. Ее потрясенный разум спросил: "Как я могла проехать такое расстояние, совершенно этого не осознавая? Где был мой разум? Кто вел машину, пока я предавалась мечтам?". Но такое с ней уже бывало, и поэтому она выбросила все происшедшее из головы и отправилась в свой рабочий кабинет.

Когда она сидела за своим рабочим столом и составляла план дня, ее работа была прервана одним из ее коллег, ворвавшимся в кабинет, швырнувшем на стол меморандум, незадолго до этого розданный ею сотрудникам, и устроившим скандал из-за какого-то незначительного пункта, с которым он был не согласен. Она была потрясена. Такая ярость по такому ничтожному поводу! Что на него нашло?

Он сам, прислушавшись к своему повышенному тону, понял, что делает из мухи слона, смутился, пробормотал извинение и, пятясь, вышел из кабинета. Вернувшись в свой кабинет, он спросил себя: "Что на меня нашло? Откуда это во мне взялось? Мелочи, как правило, не выводят меня из себя. Я был не похож сам на себя!". Он догадался, что его гнев не имел ничего общего с меморандумом коллеги, а кипел в нем уже давно, и этот ничтожный повод лишь стал последней каплей, из-за которой гнев и вырвался наружу. Но откуда взялся этот гнев, он не знал.


Если бы у этих людей было время задуматься, то они могли бы догадаться, что этим утром они ощутили присутствие в своей жизни бессознательного. В бесконечном потоке банальных событий повседневной жизни мы в самых разных формах сталкиваемся с бессознательным, которое действует в нас и через нас.

Иногда бессознательное работает параллельно с осознающим разумом и берет на себя управление автомобилем, пока осознающий разум занят чем-то другим. Нам всем, хотя бы раз в жизни, доводилось проехать несколько кварталов на «автопилоте», как это сделала женщина из нашего примера. Осознающий разум отвлекается на непродолжительное время, и бессознательное берет на себя руководство нашими действиями. Оно останавливает машину на красный свет, трогается с места на зеленый и следит за соблюдением правил дорожного движения до тех пор, пока осознающий разум не вернется в свое нормальное состояние. Это - далеко не самый безопасный способ управления автомобилем, но бессознательное действительно обеспечивает нас такой великолепной жизненно важной, встроенной в нас системой "подстраховки", что мы воспринимаем это явление, как само собой разумеющееся.

Иногда бессознательное порождает фантазию, настолько наполненную яркими, символическими образами, что эта фантазия полностью подчиняет себе наш осознающий разум и удерживает наше внимание в течение долгого времени. Фантазии об опасных приключениях, героизме, жертвенности и любви, очаровавшие женщину по пути на работу, являются превосходным примером того, каким образом бессознательное вторгается в наш осознающий разум и пытается выразить себя посредством воображения, используя символический язык заряженных чувством образов.

Еще одна форма проявления бессознательного - это неожиданная и сильная эмоция, необъяснимая радость или беспричинный гнев, которые внезапно вторгаются в наш осознающий разум и полностью подчиняют его себе. Этот прилив чувств совершенно непонятен осознающему разуму, потому что осознающий разум его не порождал. Мужчина из нашего примера не мог объяснить самому себе неадекватность своей реакции. Он спросил: "Откуда это взялось?" Он полагал, что его гнев пришел откуда-то извне и что в течение нескольких минут он "не был самим собой". Но, на самом деле, этот прилив неконтролируемых эмоций родился в нем самом, в месте, которое находится настолько глубоко внутри его существа, что осознающий разум не может его видеть. Это место потому и называется «бессознательным», что его не видно.

Идея бессознательного порождена простыми наблюдениями за повседневной человеческой жизнью. Наш разум содержит материал, присутствия которого мы, по большей части, не осознаем. Бывает так, что, совершенно неожиданно, в нас оживают какие-то воспоминания, приятные ассоциации, идеалы, убеждения. Мы чувствуем, что эти элементы уже давно находились где-то внутри нас. Но где именно? Да в той неизведанной части души, которая находится вне пределов досягаемости осознающего разума.

Бессознательное - это чудесная вселенная, состоящая из невидимых энергий, сил, форм разума, даже отдельных личностей , которые все живут внутри нас. Большинство людей не представляет себе истинных размеров этого великого царства, которое живет своей совершенно самостоятельной жизнью, идущей параллельно нашему повседневному существованию. Бессознательное - это тайный источник большинства наших мыслей, чувств, поступков. А сила его воздействия на нас велика еще и потому, что воздействие это - незаметное.

Когда люди слышат термин бессознательное , большинство из них интуитивно понимает, о чем идет речь. Мы соотносим эту идею с огромным количеством больших и маленьких событий, из которых и состоит ткань нашей повседневной жизни. Каждому из нас приходилось делать что-либо в то время, когда его мысли находились в "другом месте", а потом с удивлением смотреть на результат своей работы. Бывает и другое - во время какой-нибудь беседы мы вдруг начинаем горячиться и совершенно неожиданно для себя высказываем резкую точку зрения, о наличии которой у себя мы и не подозревали.

Иногда мы изумляемся: "Откуда это взялось? Я и не знал, что могу испытывать по этому поводу такие сильные чувства?" Когда мы начинаем более серьезно воспринимать подобные выбросы энергии бессознательного, мы понимаем, что вопрос должен звучать по другому: "Какая часть меня верит в это? Почему именно эта тема вызывает такую сильную реакцию в этой невидимой части моего существа?"

Мы можем научиться относиться к этой проблеме с большим вниманием. Понятие "на меня что-то нашло" подразумевает внезапное вторжение энергии бессознательного. Если я говорю, что я не был похож на самого себя , то это только потому, что я не понимаю, что понятие «я» включает также и мое бессознательное. Скрытая часть нашего существа обладает сильными чувствами и желает их выразить. И если мы не научимся проделывать внутреннюю работу , эта невидимая часть так и останется скрытой от нашего осознающего разума.

Эта скрытая личность может быть очень вредной или склонной к насилию, и когда она проявляется, мы попадаем в крайне неловкое положение. С другой стороны, в нас могут пробудиться сильные и прекрасные качества, о которых мы и не подозревали. Мы приводим в действие скрытые ресурсы и совершаем поступки, которые в нормальном состоянии ни за что бы не сделали, высказываем такие мудрые мысли, на какие раньше не были способны, проявляем совершенно неожиданные для нас благородство и терпимость. И в каждом случае испытываем потрясение: "Я никогда не думал, что могу быть таким. У меня есть качества (как положительные, так и отрицательные), о которых я и не подозревал". Эти качества жили в бессознательном, где они были недоступны "ни зрению, ни уму".

Любой из нас - это нечто большее, чем «я», которым он себя считает. В любой момент наш осознающий разум может сосредоточиться только на ограниченном секторе нашего существа. Несмотря на все наши усилия в направлении самопознания, только очень маленькая часть огромной энергетической системы бессознательного может быть подключена к осознающему разуму или может функционировать на уровне сознания. Стало быть, мы должны научиться добираться до бессознательного и понимать смысл его посланий: это единственный способ постичь неизведанную часть нашего существа.