Почему появляются голоса в голове? Голос человека и его здоровье. Почему пропадает голос

Голос - один из важнейших инструментов связи человека с окружающим миром. Неудивительно, что внезапная его утрата (в медицине для описания этого состояния принят термин афония, также употребляется слово дисфония - это более широкое понятие, описывающее не только полную утрату голоса, но также снижение его звучности, изменение тональности, осиплость, хриплость) не только приносит значительный дискомфорт, но становится серьёзным препятствием для нормальной работы и полноценного досуга. Куда «пропадает» голос? Для ответа на этот вопрос нужно сначала разобраться в том, как он образуется.

Несколько слов об образовании голоса

Процесс голосообразования происходит в гортани, но участвует в нем не только сама гортань, но также нервная и дыхательная системы. «Вклад» легких заключается в выдыхании сквозь просвет гортани воздушной струи. Чем она мощнее - тем громче образуемый в гортани звук, недаром каждый из нас обращал внимания, что для того, чтобы громко закричать, нужно набрать в легкие побольше воздуха. Качество звука, его тональность, высота зависят от строения и состояния гортани. Сама по себе гортань представляет собой трубку, стенки которой образованы хрящами специфической формы, соединенными между собой мышечными и соединительнотканными перемычками. Форма хрящей гортани определяет тональность голоса. Примером этой связи служит мутация («ломка») голоса в подростковом возрасте. Она более заметна у мальчиков, но происходит у детей обоих полов. Связана ломка с процессом роста хрящей гортани, который происходит в период полового созревания под влиянием изменившегося гормонального фона. Чем более крупные хрящи гортани - тем шире ее просвет, тем ниже голос у человека.

Кроме того, тональность, звучность голоса зависит от голосовых связок - это соединительнотканные образования, лежащие в стенках гортани и покрытые слизистой оболочкой. Когда человек молчит, голосовые связки неподвижны и просвет гортани максимально широкий. При разговоре шепотом голосовые связки вибрируют, но практически не соприкасаются друг с другом. При разговоре они вибрируют интенсивно, трутся друг о друга, причем чем выше и громче голос - тем уже голосовая щель, тем теснее соприкосновение связок.

Почему пропадает голос

Исходя из анатомии гортани и физиологии голосообразования можно сделать вывод о том, что именно может повлиять на состояние голоса. В первую очередь речь о патологиях голосовых связок. Чаще всего речь идет об их отечности вследствие воспаления. Воспаление может быть инфекционной и неинфекционной природы - последнее может возникнуть вследствие аллергической реакции, ожога гортани, травм, длительного курения, дыхания слишком сухим воздухом. Безусловно, голос может пропасть вследствие повреждения гортани, а также вследствие некоторых патологий нервной системы (например, тяжелого стресса или опухоли центра головного мозга, ответственного за голосообразование). Однако чаще всего основная причина охриплости или даже утраты голоса - воспалительный отек голосовых связок.

Восстановление голоса

Какой бы ни была причина утраты голоса, врач будет рекомендовать соблюдать молчание в течение восстановительного периода - это важно для того, чтобы избежать дополнительного травмирования голосовых связок. Кроме того, рекомендуется обеспечить увлажнение вдыхаемого воздуха и обильное питье для пациента - эти меры способствуют поддержанию водного баланса слизистой гортани и ее скорейшему восстановлению.

Кроме того, необходимо принимать лекарства, восстанавливающие голос - например, Гомеовокс - комбинированное средство, сочетающее в себе комплекс активных веществ растительного происхождения, которые оказывают на слизистую гортани противовоспалительное и смягчающее действие. Подробнее о препарате можно прочесть здесь: https://homeovox.ru/#about Применять таблетки, восстанавливающие голос Гомеовокс можно не только с лечебной, но и с профилактической целью - перед необходимостью длительного разговора, пения. Кроме того, если речь идет об инфекционном воспалении гортани, врач может назначить для борьбы с инфекцией антибактериальные или противовирусные препараты.

Звук представляет собой колебание, которое циркулирует в водной среде либо в воздухе. Источником звука может стать любой объект, если заставить его вибрировать.

Происхождение звуков можно представить так. В случае резкого смещения частиц определенной среды давление значительно увеличивается. С помощью таких частиц давление переходит на близлежащие частицы. Те, в свой черед, оказывают влияние на следующие, и зона повышенного давления начинает передвигаться в водной либо воздушной среде. После зоны повышенного давления идет область пониженного давления, вследствие чего, формируется несколько чередующихся зон сдавливания и разрежения, которые распространяются в среде в форме волны. Каждая частица осуществляет ударные движения. Таким образом, появляется продольная волна.

Как известно, колебания проходят через дыхательный аппарат человека. Если бы воздух в органы дыхания проникал беспрепятственно, то мы бы не могли произнести каких-либо звуков. Но наша дыхательная система наделена такими препятствиями. Совокупность органов, которые принимают участие в формировании голоса, называется голосовым аппаратом.

Голос появляется лишь тогда, когда воздух из легких вытесняется наружу через нос и рот, то есть на выдохе. Наша дыхательная система наделена неким участком, расположенным между глоткой и трахеей, который называют гортанью. Гортань представляет собой хрящевую трубку, покрытую слизистой оболочкой изнутри. На данной оболочке присутствуют складки, которые включают в себя мышцы и связки. Такие складки называются голосовыми связками, а щель между голосовыми связками – голосовой щелью. Именно благодаря вибрации складок появляется голос. Воздух проходит сквозь голосовую щель, создавая звуковую волну, вследствие чего рождается голос.

Когда мы молчим, то голосовая щель расширяется, а во время крика либо разговора – сужается. Мышцы гортани могут поменять позицию хрящей. В результате чего, натяжение голосовых связок и ширина голосовой щели могут изменяться. Именно параметры голосовых связок предопределяют тип голоса. Так, у людей с высокими голосами складки тонкие и короткие, а низкими голосами – более длинные и толстые.

Артикуляция являет собой работу органов речи при формировании звуков. Артикуляционный аппарат предназначен для получения звуков четкой и ясной речи. Кроме голосовых складок к артикуляционному аппарату принадлежит нёбо, губы, язык, глотка и зубы.

Тон звука обусловливается появлением шумов при передвижении воздуха сквозь речевой аппарат. Шум появляется в том случае, когда воздушная струя сталкивается на своем пути с дополнительными препятствиями - органами ротовой полости. Если шум при появлении звука отсутствует, то тогда образуются гласные звуки, если же с голосом шум присутствует, то появляются согласные звуки.

Резонаторы являют собой полости, которые резонируют на появляющийся звук в голосовой щели и придают ему тембр. Резонанс – это действие увеличения собственных колебаний мембран под влиянием внешних пульсаций такой же частоты.

Резонаторы бывают двух типов: грудной и головной. Благодаря верхним резонаторам голос обретает звонкость, а нижним – мягкость, силу и полноту звука. К верхним резонаторам имеют отношения полости, которые расположены выше голосовых связок. К ним относятся лобные и гайморовы пазухи, а также носовые ходы. К нижним резонаторам причисляют трахею, бронхи и легкие. Как в вверху, так и внизу к гортани прилегают трубкообразные полости, которые с ней нераздельны. Нижняя подгортанная трубка соединяется с трахеей и бронхами, а верхняя – переходит в ротоглотку, а после этого, соединяется с носовой и ротовой полостью.

Упоминая об органах, которые входят в состав голосового аппарата, ненужно забывать и про центральную нервную систему. Особые речевые аппараты головного мозга объединяют их функции в единое комплексное действие звукообразования, которое является очень сложным психофизическим процессом.



Однажды зимним воскресным днем я с друзьями и сестренкой катался с горки. Нам было очень весело, мы много смеялись и кричали. А на следующее утро я проснулся и не мог сказать ни слова, у меня пропал голос. Я не знал, что делать, и почему так произошло.

Оказалось, что не только у меня, но и у некоторых моих одноклассников тоже пропадал голос. И мне захотелось узнать причины такого явления.

Ежесекундно мы слышим разнообразные звуки: шелест листьев, щебет птиц, жужжание насекомых, музыку, человеческую речь. Я решил разобраться, а откуда вообще берутся звуки? Для ответа на эти вопросы я провел несколько опытов.

Опыт с линейкой.

Я положил линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола. Крепко прижал рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогнул свободный край линейки вниз и отпустил его. Я увидел, что линейка начала от этого дрожать, колебаться и услышал звук, похожий на жужжание.

Опыт со стаканом.

Я натянул на пластиковый стакан банковскую резинку. Приложил стакан к уху и стал дергать резинку, создавая колебания. Я услышал звук, который был похож на звучание музыкального инструмента.

Опыт с гитарной струной.

Неужели и звуки музыкальных инструментов появляются также? Я взял гитару и дернул за струну, она задрожала, при этом получился мелодичный звук. Как только я дотронулся до струны, она перестала колебаться и звук пропал.

Вывод: звук появляется благодаря колебательным движениям.

Так что же колеблется, когда человек говорит или поёт? Как образуется голос? Я приложил руку к передней части шеи и произнес слова, я почувствовал, как под моими пальцами что-то дрожит, колеблется.

Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом. Одним из органов голосового аппарата является гортань. Гортань – орган дыхательной системы, отвечающий за воздухопроведение и голосообразование.Гортань – это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками.

Голос возникает благодаря колебанию двух мускульных упругих перепонок - голосовых связок. Голосовые связки - это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани. Струя воздуха, выталкиваемая из легких, по трахеи проходит через голосовые связки.

Голосовые связки достаточно гибкие и могут регулировать расстояние между своими краями в очень широких пределах. При дыхании они разведены в стороны, чтобы не загораживать путь воздушной струе; при шепоте голосовые связки натягиваются таким образом, чтобы проходящий через них воздух создавал звучание, похожее на шипящие или свистящие звуки; для порождения голосового звучания связки начинают вибрировать, периодически смыкаясь и размыкаясь.

Что же происходит, когда голосовой аппарат выходит из строя. Человек чувствует сухость, жжение и першение в горле, часто возникает "сухой" лающий кашель, боль в горле при глотании, хрипота или полное отсутствие голоса. Все это симптомы ларингита - воспаления слизистой оболочки гортани и голосовых связок. Распухшие и поврежденные голосовые связки уже не могут колебаться и смыкаться.

Болезнь может длиться не более недели, но если не соблюдать голосовой режим и лечить неправильно, заболевание может перейти в хронический ларингит. Развитию хронической формы также способствуют хронические очаги воспаления дыхательных путей, аллергические процессы, вредные условия труда, связанные с перенапряжением голоса, химическими раздражающими веществами и пылью, и др.

Причиной воспаления и отека гортани могут быть разные факторы: б актериальные и вирусные заболевания (грипп, простуда и др.); пневмонии, бронхиты; химические раздражители; аллергия; повреждения гортани; нарушенное носовое дыхание; хронические воспалительные процессы в носоглотке; профессиональный фактор, когда происходит перенапряжение голоса (учителя, певцы, ораторы и др.) загрязненный и запыленный воздух (как в помещении, так и на улице); сухой и горячий воздух.

Лечение. При выявлении ларингита, врач назначит комплексное лечение, чтобы устранить причины заболевания и облегчить состояние. Из медикаментов необходимо принимать противовоспалительные и антибактериальные препараты, а также антигистаминные и снимающие отечность тканей средства. Во время лечения рекомендуются ингаляции, полоскания горла, теплые компрессы на область шеи, а также теплое и обильное питье, чтобы смягчить воспаление.

Что может быть лучше профилактики?

Предрасполагающие факторы в развитии ларингита: курение, дефицит витаминов, профессиональные вредности (пыль, дым и др.), длительные голосовые нагрузки, переохлаждение, сухой неувлажненный воздух.

Чтобы не испытать на себе все «прелести» ларингита, желательно следовать некоторым советам врачей:

  • Профилактика ОРВИ. Желательно чаще мыть руки с мылом, а когда нет такой возможности - пользоваться одноразовыми салфетками. Нельзя трогать рот и нос грязными руками. Рекомендуется закаливание в виде обтираний, обливаний холодной водой, контрастного душа. Желательно чаще бывать на свежем воздухе и высыпаться.
  • Чтобы избежать переохлаждения, необходимо голосовые связки держать в тепле. Поэтому нужно ограничить разговоры на морозе, всегда носить теплую шапку и шарф.
  • В помещении желательно чаще проводить влажную уборку для сокращения количества пыли и для увлажнения воздуха. Чтобы сохранить нормальную влажность помещения, можно воспользоваться различными увлажнителями.
  • Если работа связана с вредными веществами, рекомендуется после работы делать ингаляции, чтобы очистить слизистую оболочку дыхательных путей от вредных частиц.

В результате исследования моя гипотеза была доказана. Я получил новые знания о голосе человека и способах его сохранения, поделился ими с одноклассниками. Теперь каждый из нас следит за здоровьем своего голосового аппарата и реже болеет.

Литература:

  1. М. Ди Специо, "Занимательные опыты: свет и звук". - М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Винченцо Гуиди. Детский атлас анатомии. - М.: Владис, 2013г.
  3. Видеозапись телепередачи "Галилео", тема "Голос", от 22.11.2011 года.
  4. Передача "Тело человека. Глотка. Голосовые связки", производство телевидение "СТРИМ", 2013 г.
  5. http://nnovmed.ru/news/voice_off_sore_throat_maybe_it_is_laryngitis.html - медицинский портал о здоровье и красоте NNOVMED

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:

Звук - это колебания, которые распространяются в упругих средах, например, в воздухе или в воде. Любой предмет, если его заставить вибрировать, становится источником звука . Природу рождения звуков наглядно можно представить так.

Если произвести резкое смещение частиц упругой среды в одном месте, то в этом месте увеличится давление. Благодаря упругим связям частиц давление передаётся на соседние частицы. Те, в свою очередь, воздействуют на следующие, и область повышенного давления как бы перемещается в упругой среде. За областью повышенного давления следует область пониженного давления, и, таким образом, образуется ряд чередующихся областей сжатия и разрежения, распространяющихся в среде в виде волны. Каждая частица упругой среды в этом случае будет совершать колебательные движения. Так рождается продольная волна.

В дыхательном аппарате человека. Если бы воздух проходил через наши органы дыхания беспрепятственно, то мы бы не произносили никаких звуков. Но в нашей дыхательной системе есть такие препятствия. Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом .

Мы можем говорить (а также кричать, петь, шептать) только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. В нашей дыхательной системе есть участок между трахеей и глоткой, который называется гортанью . Гортань - это хрящевая трубка, покрытая изнутри слизистой оболочкой. Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща и расположенным впереди входа в гортань. Слизистая оболочка гортани имеет складки, выступающие в ее полость и содержащие связки и мышцы. Эти складки называются голосовыми складками (их еще называют голосовыми связками ). Щель в гортани между голосовыми связками называется голосовой щелью . Именно вибрация складок при прохождении воздуха через голосовую щель создает звуковую волну и тем самым рождает голос.




Гортань человека во время вдоха (а) и выдоха, сопровождаемого речью (б):
1 - надгортанник, 2 - голосовые связки

Мышцы гортани способны изменять положение ее хрящей. В результате могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Размеры голосовых связок определяют тип голоса: у людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.

Кроме органов дыхания и места возникновения звуков – гортани к голосовому аппарату относятся артикуляционный аппарат и резонаторы .

Артикуляция (от лат. articulo – "расчленяю") – это работа органов речи при образовании звуков. Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи . Помимо голосовых складок к артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нёбо, глотка, зубы.

Характер звука зависит от того, создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат. Шум возникает, если воздушная струя встречает на своем пути дополнительные препятствия - органы ротовой полости. Если шума при образовании звука не происходит, мы имеем дело с гласными звуками - [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Если к голосу присоединяется шум, возникает согласный звук. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими (например, [д], [з], [м], [в]). Согласные звуки, которые состоят только из шума, (например, [т], [с], [ф], [п]) называют глухими. Голосовые складки при образовании глухих согласных не колеблются.

Подвижные органы артикуляционного аппарата (язык, губы) называют активными , неподвижные - пассивными (верхняя губа, верхние зубы, та или иная часть неба).

По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные . По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – "звучу в ответ", "откликаюсь") – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты.

Различают головной и грудной резонаторы. За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу, мягкость, полноту звука. К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок - носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи. К нижним резонаторам относятся трахея, бронхи и легкие. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости.

Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи).

В результате прохождения звуковых волн через резонаторы приобретается характерный для каждого человека тембр голоса. Тембр является уникальным индивидуальным качеством человека, отличающим его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Бывает, что можно не узнать по лицу человека, которого не видели много лет, но характерные элементы тембра человека остаются постоянными всю его жизнь, и никакие дурные привычки или специальные упражнения не могут его изменить.

Говоря об органах, составляющих голосовой аппарат, нельзя забывать про центральную нервную систему. Специальные речевые центры головного мозга организуют их функции в единый, целостный процесс звукообразования, который является сложным психофизическим актом.

Слышимые человеком звуки - это только те колебания, которые воспринимаются нашим слуховым аппаратом. Не все колебания тел могут быть уловлены ухом, а только те, которые находятся в промежутке от 16 до 20000 Герц. Звуки ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуками, выше - ультразвуками.
Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией .