Почему личное местоимение необходимо в речи. Зачем нужны местоимения? Что такое местоимения

Ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием

личных местоимений.

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять

местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма,

обогащать словарный запас.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи.»

Урок русского языка

«Личные местоимения»

Учитель начальных классов

Н. С. Исеева



ректор …рога … рошо

зал …зета … реди

лендарь …тина … зад

ризонт …шина …право


директор дорога хорошо

вокзал газета впереди

календарь картина назад

горизонт машина направо

(он, мой) (она, моя) (наречие)


Личные местоимения

Роль местоимений в речи

ЗАДАЧИ УРОКА : - ПОЗНАКОМИТЬ С ЛИЧНЫМИ МЕСТОИМЕНИЯМИ -УМЕТЬ ОТЛИЧИТЬ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ -УТОЧНИТЬ О РОЛИ МЕСТОИМЕНИЯ В РЕЧИ У ЧЕБНИК С.52



1–е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч . я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они



Очень давно человек приручил диких животных.

Человек заставил их служить себе.


местоимение



Графический диктант (+,-)

1. Местоимение –часть речи

2. Здесь написаны только

местоимения: мы, он, ох. она, ты.

3. Он –местоимение.

и не указывают на него.


Проверка

1. Местоимение –часть речи +

2. Здесь написаны только

местоимения: мы, он, ох. она, ты. -

3. Он – местоимение. +

4. Местоимение не называют предмет

и не указывают на него. -


Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось, понравилось?

Испытывали ли вы трудности? В чём?

Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

Как называются эти местоимения?

Почему это удивительная, необычная часть речи?

Какого лица бывают местоимения?

Каким членом предложения бывают местоимения?


Домашнее задание

с.53 упражнение 111


На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Мое настроение …

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Итак, откройте с. 51. Какой раздел мы открываем? (Местоимение) Что мы вспомним? Что узнаем? А чему же будем учиться?

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.

У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Спасибо! Работа в парах. У вас на столе карточки.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям .

Проверим.

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении)

Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него . Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов .

Давайте убедимся все друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.

Работа в группах. Кто напомнит нам правила?

Задание:

1)Прочитайте текст.

3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

«Интересная загадка! Какие местоимения употребить»

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

Проверим. Кто прочитает получившейся текст?

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня . Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.

Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения.

Вывод: Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них.

Упр. 111

Кто прочтет задание? Что нужно сделать в задании? (ответить устно на вопросы и списать последнее предложение, подчеркнуть главные члены предложения, указать, чем выражены) Будем выполнять упр. следуя данному плану.

Итак, кто прочтет текст упр.?

Теперь давайте разберемся, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении.

1 – вы знаете (к читателю)

2 – вы откуда (к товарищу)

2 – вы раздавите (к товарищу))

3 – где ты (к летчику)

4 – ты любимый (к васильку)

5 – ты встретил (к читателю)

А когда в разговоре вы употребляете личное местоимение вы, а когда – ты? (ты – с друзьями, близкими, вы – с незнакомыми, со старшими, для выражения уважения)

А теперь спишите последнее предложение и выполните задание.

М. гл.

А много ль рассветов ты встретил в лесу?

Ребята, теперь ваше задание найти и исправить ошибки в употреблении местоимений

Исправьте предложения.

1) Я укорял меня за невнимательность.

2) Он обиделся на их.

3) Мы с ими давно дружим.

4) Они ждали него.

5) Я горжусь ним.

Проверка:

1) Я укорял себя за невнимательность.

2) Он обиделся на них.

3) Мы с ними давно дружим.

4) Они ждали его.

5) Я горжусь им.

Как ни странно, но местоимения занимают не последнее место по частоте их употребления. Чаще них в речи используются только глаголы и существительные. Иногда можно услышать такой вопрос «Зачем нужны местоимения?» . Чтобы ответить на него, выясним, что представляют собой местоимения и какую функцию они выполняют.

Что такое местоимения?

В русском языке существует множество местоимений, их мир широк и разнообразен. Без употребления местоимений наша речь обречена быть скучной и полной тавтологий. Местоимения экономят наше время.

В основе слова «местоимение» лежат две части латинского происхождения: предлог «про» («вместо») и существительное «номен» («имя»), т.е. «вместо имени».

Местоимения в речи заменяют существительные, прилагательные, наречия, числительные. Зачем нужны местоимения? Эта маленькая, но очень важная часть речи указывает на предметы, явления, их характеристики или отношения к другим предметам, не называя их «по именам». Лексическое значение местоимения могут получить только исходя из контекста предложений.

Виды местоимений

  1. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения 1-го и 2-го лица указывают на субъект разговора, местоимения 3-го лица – на лица, которые не принимают участия в разговоре. В некоторых иностранных языках, кроме личных местоимений, существуют неопределенно-личные, заменяющие субъект, независимо от его пола.
  2. Возвратные указывают на направленность действия относительно субъекта.
  3. Притяжательные указывают на то, к какому субъекту или группе субъектов принадлежат объекты или их группы.
  4. Вопросительные употребляются в вопросительных предложениях.
  5. Относительные «присоединяют» придаточные предложения к главному и могут выступать в качестве того члена предложения, какой они заменяют в речи.
  6. Указательные указывают на объект, о котором ведет речь говорящий.
  7. Определительные указывают на обобщенный признак предмета.
  8. Отрицательные используют для отрицания предмета, количества или признака, а также при усилении отрицательного смысла текста.
  9. Неопределенные указывают на неопределенный предмет, признак или количество (число).
  10. Взаимные выражают отношения к лицам или предметам.

Употребление некоторых местоимений

Зачем нужны местоимения? В качестве примеров рассмотрим употребление некоторых местоимений.

Местоимения используют в художественных текстах, заменяя одни другими, например, авторское «я» - на «мы»; в старинных торжественных текстах, таких как царский манифест, где местоимение «я» заменяется на «мы». Кроме этого, местоимение «мы» употребляют в речи по отношению к другому лицу, что придает тексту разговорный характер, а иногда и иронический оттенок.

Местоимение «вы» и его формы, в основном, выражают форму вежливости по отношению ко второму лицу. Например, «Вы так прекрасно выглядите».

В художественных текстах местоимение «такой» указывает на степень преувеличения состояния или качества. Например, «Он был таким счастливым».

Основное значение местоимения «сам» - «самостоятельно», однако, в определенных случаях оно может усиливать значение. Например, «Он сам смог решить задание».

Такие местоимения, как «сколько», «чей» часто употребляются в литературном языке, придавая текстам торжественность и пафосность.

«Вьетнамские» местоимения

В разговоре вьетнамцы используют 8 личных местоимений 1-го лица единственного числа, в то время как в русском языке такое местоимение только одно - «я». «Вьетнамские» местоимения употребляются в зависимости от пола, возраста и социального положения субъекта или его собеседника. Часто в повседневной жизни вместо местоимений вьетнамцы используют такие родственные термины, как брат или сестра.

«Японские» местоимения

Может это покажется вам странным, но в отличие от многих других языков, в том числе и русского, местоимения японского языка используются реже. Причиной тому служит то, что для японцев упоминание в разговоре субъекта является произвольным, поэтому при переводе опущенные местоимения добавляют в текст, а в японском языке на них указывают глаголы и прилагательные. Кроме этого, в японской разговорной речи при обозначении имени, фамилии или прозвища собеседника или третьего лица используются именные суффиксы, указывающие на опущенные местоимения. Использование того или иного именного суффикса определяется характером того, кто говорит (вежливый, грубый или нормальный), его отношением к оппоненту (вежливость, грубость, высокомерие, заискивание или уважение), ситуацией, в которой происходит разговор (один на один, между коллегами, близкими или незнакомыми людьми), социальным положением участников беседы (начальник, подчиненный). Важным моментом является то, что в официальной речи японцы избегают употреблять местоимения 1-го и 2-го лица.

Местоимения японского языка, кроме основных значений, имеют и дополнительное. Например, русское местоимение «я» имеет одно единственное значение, называющее определенное лицо. В японском языке это местоимение имеет несколько значений – «дом», «слуга», «личный, частный». Местоимения «я» используется только для уточнения или прояснения ситуации.

Как и «вьетнамские» местоимения, «японские» местоимения употребляются в зависимости от пола, возраста или социального положения лиц, принимающих участие в разговоре, от предмета или объекта этого разговора.

Местоимения 2-го лица в беседе заменяются именем того, о ком идет речь.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: Употребление местоимений в речи

Цели:


  1. Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

  2. Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.

  3. Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.

  4. Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.

  5. Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний.
А) Какую часть речи изучили? Для чего и с какой целью?

Б) В чём практическая значимость этой темы?

Слайд 1.


  1. Формулировка темы урока.
Слайд 2, 3.

  1. Орфографическая разминка.

  2. Новая тема
1) Слово учителя.

Мы закончили изучение темы «Местоимение». Кто может объяснить, почему эта часть речи так называется?

2) Беседа.

Вместо каких имён употребляется местоимение?

Таким образом, мы можем сделать вывод, что местоимения – это слова заменители, или заместители.

Представьте, что имена существительные, имена прилагательные, имена числительные – это начальники.

Зачем начальникам нужны заместители? (Ребята высказывают предположения.)

Сейчас мы это проверим.

3) Редактирование текста.

Прочитайте текст. Понравился он вам? Что в нём не так? (Неоправданное повторение слова «заяц».)

Это речевая ошибка.

Как её можно исправить?

Определите синтаксическую роль вставленных местоимений.

Укажите разряд местоимений.

4) Итак на этом примере мы доказали, что местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений. Чтобы убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.

(Стихотворение читает один из учеников наизусть).

На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем.

Я рассказал им , что, когда


И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.

Когда мне не хватало слов,


Я добавлял то “ах”, то “ эх”,
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и “просто смех!”

Когда ж закончил я рассказ,


То Кое-Кто спросил: “И все?”
Ты, говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!

Что вы поняли из этой песенки? - В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым? - Что же забыл (или не знал) Винни-Пух?

Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

Слайд 7. Высказывание Розенталя о значении местоимений.

Вывод: Местоимения помогают избежать повторения одних и тех же слов, связывают предложения в тексте, но необходимо избегать их излишнего употребления.

6. Работа по соблюдению речевых и грамматических норм

Представьте, что местоимения живут в городе заместителей. В нём девять улиц.

Почему улиц девять, не восемь или десять? (Количество улиц в городе заместителей соответствует количеству разрядов местоимений по значению).

Перечислите названия разрядов местоимений.

Проверка ДЗ Пословицы, загадки с местоимениями (назвать разряд)

А сейчас поработаем над правильностью речи, соблюдением языковых норм.
Мы уже говорили, что местоимения позволяют избавиться от повторов в речи. Но оказывается, местоимения могут создать нежелательную двусмысленность, вызвать ошибки в произношении и употреблении.

Отправимся на улицу личных местоимений.

Назовите «жителей» этой улицы, то есть перечислите личные местоимения.

Слайд 8. Прочитайте предложения.

Предложения:


  1. Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

  2. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Задание: найдите ошибки в употреблении местоимений (почему возникает двусмысленность) и запишите предложения в исправленном виде.

Вывод о том, как избежать двусмысленности при употреблении личных местоимений .

Слайд 9. Предупреждение грамматических ошибок.

Задание: раскройте скобки и составьте словосочетания:

Грущу по (вы)

Тоскуешь по (мы)

Подъехал к (он)

Советовался с (она)

Заботился о (они)

Проверка.

В последних трёх словосочетаниях определите падеж личных местоимений.

А знаете ли вы, откуда взялась начальная буква «н» в формах личных местоимений?

Слайд 10. Сведения из исторической грамматики русского языка.

В древнерусском языке предлоги имели другой вид: «сн», «кн». Постепенно второй согласный предлога присоединился к личному местоимению.

7.Школа вежливых наук

О каких признаках противопоставления ты и Вы нужно помнить, употребляя эти местоимения в речи? (Степень знакомства, возраст, официальность обстановки).

1) Индивидуальное задание. Из истории употребления местоимений ты и Вы.

Называние собеседника местоимением Вы появилось не так давно, в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда на троне было два императора (один в Риме, другой в Константинополе) и к ним следовало обращаться во множественном числе. Другие считали, что Вы возникло как уважительное по аналогии к мы. (в значении я), которым венчали себя императоры (Мы, Николай 11!) Сначала Вы закрепилось среди образованных дворян по отношению к неблизким или социально неравным людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости, а общение людей неблизких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам. Уже в 18 веке в русской речи чётко противопоставлялились два типа обращения: почтительное обращение по имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему


Местоимения ты и ВЫ является средством речевой характеристики героя в художественном тексте.

2)Работа по тексту романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1 и 9 гл.)

Беседа с учащимися:

а)С каким местоимением обращается ко всем людям Троекуров?(ты).Как это его характеризует? (деспот, самодур).

б) Отличается ли местоимение ты, с которым обращается Троекуров к Дубровскому до ссоры от ты к Шабашкину и Спицыну? (Дружеское- пренебрежительное).

г) С помощью какого местоимения обращается А.Дубровский к Троекурову? Какой вывод можно сделать, анализируя письмо Дубровского?

д) В чём разница в употреблении Вы Дубровским и Спицыным с Шабашкиным по отношению к Троекурову?

е) В чём же идея «Дубровского»?(Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, преданность. Носителями этих качеств являются отец и сын Дубровские. Одновременно автор осуждает деспотизм, произвол, подхалимство. И понять идею нам помогли местоимения ты и Вы

Вывод: местоимения ТЫ,ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, отношению к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя.

Слайд 9.


Улица вопросительных местоимений.

Задание: прочитайте вопросительные предложения, правильно поставив ударения в местоимениях.

А теперь отправимся на улицу притяжательных местоимений.

Каково значение притяжательных местоимений? На что они указывают?

Приведите примеры притяжательных местоимений.

Кроме перечисленных местоимений в значении притяжательных употребляются местоимения 3 лица родительного падежа.

Задание: Правильно образуйте формы личных местоимений в значении притяжательных:

Я сказал дедушке, что выполнил (чьё?) (он) задание.

Пол задрожал от (чьих?) (они) шагов.

Обращаем внимание учащихся, что не существует слов «ихний», «евоный» и т. п. Это грамматическая ошибка.

8. Самостоятельная работа

Тест
1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто


2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное


3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа

б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н

в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа

г) местоимения 3 лица не склоняются


4. Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам


5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым


Ключи.

1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а.

Дополнительное задание

Разгадывание кроссворда.


  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

  2. Сколько личных местоимений в слове семья?

  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

9. Подведение итога.

Для чего служат местоимения в речи?

Каких ошибок нужно избегать в употреблении и произношении местоимений?

10. Домашнее задание.

1) Редактирование предложений. 1.Своя будущая профессия мне очень нравится. 2. Сколько сейчас время? 3. Во сколько метрах от школы находится стадион? 4. Кто-то из девочек вбежала в класс. 5. Друзья решили, что чего-нибудь придумают. 6. До лагеря оставалось что-то около километра.

7. Больной попросил сестру налить себе воды. 8.На его никто не обращает внимания.

2) Написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны местоимения?»

Вспомните, какова структура рассуждения?

Что может служить подтверждением тезиса?

Какие вводные слова можно использовать в выводе?
Пример сочинения – рассуждения.

Местоимения играют важную роль в речи.

Во - первых, они, являясь словами – заменителями, позволяют избежать повторения одних и тех же слов. Связывают предложения в тексте.

Во – вторых, местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, об отношении к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя.

В – третьих, правильное употребление различных форм местоимений в речи свидетельствует о культурном уровне человека. А с таким человеком приятно общаться.

Следовательно, местоимения нужны в нашей речи, без них не обойтись.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи.
  • Воспитательная и развивающая – способствовать воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.

Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель).

ХОД УРОКА

1. Повторение. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

– Что такое местоимение? (Слайд 1)
– Какие части речи может заменять местоимение? (Слайд 2)
На какие лексико-грамматические разряды делятся все местоимения в зависимости от значения? (Слайд 3)

2. Работа над темой урока. Выявление лексической роли местоимений

Анализ печатного текста с неудачными повторами. (Слайд 4)

– Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.

– Прочитайте текст.

Текст №1

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

– Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?
– Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?
– Употребите вместо повторяющихся слов подходящие местоимения, запишите получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас получилось.

Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (Слайд 5)

3. Синтаксическая роль местоимений. Самостоятельная работа

– Теперь давайте посмотрим, какими членами предложений могут быть местоимения. (Подчеркивание местоимений как членов предложения).
– Проверим вашу работу. (Слайд 6)

Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. (Слайд 7)

4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений

– Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. (Зачитывается учителем)

Текст №2. (Слайд 8)

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…

– Понятно, о чем (о ком) идет речь в данном отрывке?
– Почему мы не можем это определить?
– Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста?

Вывод: (Слайд 9) Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.
Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.

5. Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (Слайд 10 или видеофрагмент Приложение 1 )

Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.

6. Закрепление

6.1. Работа с текстом на экране (Слайд 11)

– Можно ли сказать, что перед вами связный текст?
– Что нам позволило сделать такой вывод?
– С помощью чего соединены предложения в тексте?

Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.

Вывод: местоимения служат для связи предложений в тексте.

6.2. Упражнение по учебнику. (№ 543 М.М. Разумовская)

6.3. Тренинг по выявлению грамматически неверных форм местоимений.

6.3.1. Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика. (Слайд 17)

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.

Проверим: (слайд 18)
– Ошибки были, в частности, в употреблении местоимений. Грамотно сказать (текст на экране в исправленном виде): «до ИХ дома», у НЕЕ всегда вкусные пирожки», «по ЧЕМУ это видно», «заботится О НЕЙ»

6.3.2. Прочитайте предложения. В чем заключается грамматическая ошибка? (Слайд 15)
(Местоимения употреблены не в том месте относительно того слова, которое заменяют, из-за этого меняется смысл предложения.)

Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. (Ящик или рубанок?)
Люда подошла к подруге. Она была испугана. (Люда или подруга?)
Миша попросил положить книгу в свой портфель.
Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд 16)

Правила употребления местоимения ВЫ в русском языке

– Посмотрите на экран. (Слайд 17)
– Что необычного вы заметили в данных предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с днем учителя!»)

Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения «I» (я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (Слайд 18)

7. Творческое задание – как вариант самостоятельной работы учащихся в группах (Слайд 19)

Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями.

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Никто не мог и подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же несколько сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Кто-то мог подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же нисколько не сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

– Похожи ли эти отрывки?
– В чем сходство?
– В чем вы увидели разницу?
– Почему смысл фрагментов разный?

Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. (Слайд 20)

8. Итог урока (Слайд 21)

– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи?
Итак, местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
  • служат для связи предложений в тексте;
  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения;
  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.