Писатель военных лет сурков биография. История рождения «Землянки»

Биография

Сурков Алексей Александрович

А. А. Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский.

В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком.

По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда». 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. С 1925 года селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в два раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа.

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). В 1930-х годах вышли сборники его стихов «Запев», «Последняя война», «Родина мужественных», «Путём песни» и «Так мы росли». Женился на Софье Антоновне Кревс, которую встретил в литературных кругах; появились дочь и сын.

До войны в 1940-1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941-1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойсе, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

В 1945-1953 годах ответственный редактор журнала «Огонёк». С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии».

А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Печатался с 1918 года. Первые стихотворения А. А. Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете». Первая книга стихов «Запев» вышла в Москве в 1930 году. Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы».

Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940), «Декабрь под Москвой» (1942), «Большая война» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Фронтовая тетрадь», «Россия карающая» (1944), «Сердце мира», «Дорога к победе», «Избранные стихи», «Миру - мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969), «После войны. Стихи 1945-1970 годов» (1972). Вышли его «Избранные стихи» в 2 томах (Москва, 1974) и «Собрание сочинений» в 4 томах (Москва, 1965-1966).

Стихи поэта отмечены политической остротой, проникнуты чувством советского патриотизма; они переведены на десятки языков. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962).

Алексей Александрович Сурков родился в крестьянской семье 01.10.1899 года, в селе Середнево Ярославской губернии. Учился в поселковой школе. А с 12 уже работал - сначала учеником в магазине мебели, потом в столярных мастерских, типографии, конторе, был весовщиком в торговом порту Петрограда. Первые стихотворения опубликованы под псевдонимом А. Гутуевский в «Красной газете» в 1918 г. Тогда же молодой человек добровольцем уходит в РККА, участвует в Гражданской войне, Польском походе. А после окончания войны возвращается на родину.

В 1924 г. его стихи публикует газета «Правда». А в 1925 г. поэта отправляют делегатом на I Губернский съезд пролетарских писателей. Начинает работать корреспондентом в губернской газете «Северный комсомолец», а с 1926 г. по 1928 г. является её главным редактором.

В 1928 г. Суркова делегировали на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей в Москву, после чего он остаётся работать в столице. Вскоре его избирают одним из руководителей в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. На протяжении 1934-1939 гг. преподавал в разных учебных заведениях, работал зам. редактора в журнале «Литературная учёба». В 1930-х годах увидели мир несколько сборников его стихов, среди которых «Запев», «Родина мужественных», «Так мы росли» и др.

Женился на С. А. Кревс, с которой познакомился в литературных кругах. У них было двое детей.

В 1940-1941 гг. был главным редактором в «Новом мире». А во время войны служил корреспондентом газет «Красная звезда», «Красноармейская правда» и «Боевой натиск». Тогда же выходят семь сборников его стихов, где преобладает военная тематика. С 1944 г. по 1946 г. был ответственным редактором «Литературной газеты». После окончания войны в июне 1945 г. посетил Берлин и ещё несколько городов Германии, что нашло отображение в сборнике «Я пою Победу».

С 1945 г. по 1953 г. Сурков был ответственным редактором в журнале «Огонёк», а с 1962 г. назначен главным редактором в «Краткой литературной энциклопедии». Скончался Алексей Александрович 14.09.1983. Похоронен в Москве.



Сурков Алексей Александрович - русский советский поэт, общественный деятель.

Родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево ныне Рыбинского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту.

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию, до 1922 года служил пулемётчиком, конным разведчиком. Участник Гражданской войны: боёв на Северо-Западном фронте, Польского похода, подавления Тамбовского крестьянского восстания во главе с А.С.Антоновым.

По окончании гражданской войны А.А.Сурков вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи были опубликованы в газете «Правда». Член ВКП(б) с 1925 года. 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах - первый секретарь Рыбинской организации комсомола. С 1925 года - селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в 2 раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа.

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию.

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством А.М.Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

Писал патриотические стихи, прославляя героику Гражданской войны. Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940). Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Конармейская», «Терская походная».

Во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра", в годы репрессий (1937-39) выступал с обличительными стихами, направленными в адрес «врагов народа».

В 1939-40 годах принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании. В последней был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940-1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941-1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, выезжал в район Ржева, воевал в Белоруссии. Под Ржевом осенью 1942 года едва не погиб у сёл Глебово и Выдрино в долине реки Бойня.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В.Белого, 1941), «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К.Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. Мокроусова, 1942) и других. Принимал участие в создании стихотворных фельетонов о смелых, удачливых русских бойцах Васе Гранаткине (армейская газета «Героический поход», 1939-40) и Грише Танкине (газета Западного фронта «Красноармейская правда», 1941-42). За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая».

По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР.

В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойсе, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

В послевоенные годы А.А.Сурков, всегда хорошо чувствовавший ситуацию, выполняя социальный заказ, писал стихи, призывая к борьбе за мир. Много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники: «Миру - мир» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). Кроме стихов А.А.Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1965). Переводил стихи Мао Цзэдуна и других поэтов.

В 1945-1953 годах А.А.Сурков - ответственный редактор журнала «Огонёк». В 1950-х годах - ректор Литературного института имени А.М.Горького. С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотеки поэта».

Активно участвовал в травле "не соответствующих" партийной линии писателей, певец сталинской эпохи. В 1947 году А.А.Сурков опубликовал статью «О поэзии Пастернака», направленную против поэта. Был одним из подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о А.И.Солженицыне и А.Д.Сахарове.

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952-1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1966). Депутат Верховного Совета СССР 4–8-го созывов и РСФСР 2-3-го созывов (с 1954 года). Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира. С 1949 года - заместитель генерального секретаря, в 1953-1959 годах - первый секретарь Союза писателей СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1969 года выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Суркову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Почётный гражданин Рыбинска (1976). Именем А.А.Суркова были названы школа № 28 города Рыбинск, улицы в Рыбинске и Ярославле, новый четырёхпалубный речной теплоход.

Награждён 4 орденами Ленина (31.01.1950, 13.10.1959, 28.10.1967, 14.10.1969), орденами Откябрьской Революции (12.10.1979), Красного Знамени (23.09.1945), 2 орденами Красной Звезды (21.05.1940, 22.02.1942), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранной наградой - орденом Кирилла и Мефодия.

Дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Международная Ботевская премия (1976).

В Москве, на доме где жил поэт, установлена мемориальная доска.

В Ярославле провели опрос о том, знают ли жители знаменитую песню «В землянке». Люди разного возраста с удовольствием подхватывали текст, практически не ошибаясь в словах. А вот назвать автора смогли далеко не все. Алексей Сурков, биография которого навсегда связана с Ярославской областью, является автором известных строк, вышедших из-под его пера в начале Великой Отечественной. Что известно об этом выдающемся человеке?

«В людях»

Рождённый до революции (1.10.1899) в небольшой деревне Середнево (Рыбинский уезд Ярославской губернии) в семье крестьян, Алексей Сурков начал обучение в местной школе, впитав в себя красоту природы и простоту сельского быта. Проявив тягу к учёбе, в 12 лет он отправляется в Санкт-Петербург, где ему приходится жить в хозяйском доме и подрабатывать. Такое проживание называлось «в людях», но оно позволяло подростку читать газеты и развиваться. Трудовая биография начиналась с работы учеником в типографии, магазине мебели, столярных мастерских. Революцию он встретил в торговом порту, где работал весовщиком.

В 1918-м «Красная газета» публикует стихи некоего А. Гутуевского. Такой псевдоним поначалу выбрал для себя Алексей Сурков, фото которого в эти годы можно увидеть в статье. Это была его первая проба пера. Восемнадцатилетним юношей он записывается в ряды Красной Армии, служа пулемётчиком и конным разведчиком до 1922 года.

«Запев»

В мирное время будущий поэт возвращается на малую родину, где занимается просветработой. До 1924-го в соседнем селе он работает в избе-читальне, становится селькором местной уездной газеты. Профессия журналиста вскоре становится для А. Суркова основной. Уже в 1924-м в газете «Правда» публикуются его новые стихи, а в 1925-м он становится участником съезда писателей губернии. В этом же году, вступив в ВКП(б), Алексей Сурков находится на комсомольской работе, параллельно являясь корреспондентом вновь созданной в губернии газеты «Северный комсомолец». На протяжении трех лет (1926-1928) он возглавляет её в качестве главного редактора, увеличив тираж в 2 раза и создав «Литературный уголок», где могли печататься начинающие поэты и прозаики.

В мае 1928-го его делегируют в Москву на I съезд писателей, после чего в Ярославскую область он уже не возвращается, будучи избранным в РАПП. Начало настоящему поэтическому творчеству положил первый сборник, изданный в 1930-м. Он назывался «Запев». Стихи отличались политической остротой и чувством патриотизма, что было очень востребовано. В эти годы по-настоящему родился поэт Алексей Сурков.

Биография: семья мастера слова

Став завсегдатаем литературных встреч, поэт знакомится с Софьей Антоновной Кревс, своей будущей женой. У пары рождается двое детей: сын Алексей 1928 г.р. и дочь Наталья 1938 г.р. В годы войны семья будет находиться в эвакуации в Чистополе, именно туда с фронта будет писать свои письма Алексей Сурков. В дальнейшем дочь выберет для себя профессию журналиста, занимаясь музыковедением. Сын станет военным, инженером-полковником ВВС.

30-е годы ознаменованы тем, что А. Суркову приходится восполнять недостаток образования: он не только окончит Институт красной профессуры, но и защитит диссертацию, став преподавателем Литературного института. Не оставит он и редакторскую работу, сотрудничая с М. Горьким в «Литературной учёбе», журнале того времени. Работая в ЛОКАФе, продолжает писать стихи и песни о героях гражданской войны: «Ровесники», «Наступление», «Родина мужественных». Некоторые произведения становятся песнями: «Чапаевская», «Конармейская».

Военный корреспондент

«Боевой натиск», «Красноармейская правда», «Красная звезда» - те издания, в которых с 1939 года печатался военкор Алексей Сурков. Поэт участвовал в двух военных конфликтах накануне Великой Отечественной: финской кампании и походе в Западную Белоруссию. Несмотря на непризывной возраст, с первого дня войны он отправляется на фронт, дослужившись в 1943-м до звания подполковника. Здесь он встретится со многими поэтами военного лихолетья. Именно ему посвятит Константин Симонов знаменитые строки: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Будучи главным редактором «Нового мира», он публикует стихи, фельетоны и песни героического времени. У него будет издано несколько стихотворных сборников: «Стихи о ненависти», «Наступление», «Солдатское сердце». В 1942-м он чуть не погибнет под Ржевом, написав позднее пронзительные строки:

«И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня.

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила у смерти меня…»

Но самыми популярными в его творчестве станут песни. Среди них: «Песня смелых», «Песня защитников Москвы» и, конечно же, знаменитая «Землянка».

История рождения «Землянки»

Песня родилась в ноябре 1942-го в окрестностях Истры (деревня Кашино, Московская область), где ему пришлось выходить из окружения по Тогда он реально ощутил, что до смерти всего лишь несколько шагов. Когда опасность миновала, вся шинель была посечена осколками. Уже в Москве у него родились строки знаменитого стихотворения, отправленного в Чистополь жене. Когда в редакции появился композитор Константин Листов, Алексей Сурков передал ему рукописные строчки, и уже через неделю песню впервые исполнил его друг Михаил Савин.

С первым своим появлением она сразу же ушла на фронт, став любимейшим произведением солдат. Её исполняла Лидия Русланова, и поначалу даже выпустили грампластинки с записью. Но потом их полностью уничтожили, ибо политработники разглядели упадничество в строчках стихотворения и потребовали изменить слова. Но песня уже ушла в народ. Есть свидетельства, что солдаты уходили в бой, крича: «Пой, гармоника, вьюге назло!» Знаменитой песне у деревни Кашино поставили памятник. Это настоящее признание автору, который за цикл произведений в 1946-м был удостоен Государственной премии.

Последние годы

После войны Алексей Сурков, биография которого стала связана с партийной и государственной деятельностью, на посту главного редактора «Огонька» и ректора сделал очень много для открытия новых талантов. Он публиковал Анну Ахматову, защитив её имя перед И. Сталиным. В то же время, будучи убеждённым коммунистом, он не признает творчества Б. Пастернака, выступит против А. Солженицына и Поэт на протяжении нескольких лет будет возглавлять Союз писателей СССР.

В 1969-м правительство отметит его заслуги Звездой Героя за трудовые достижения. После смерти мужчины в 1983-м для многих он останется замечательным поэтом, прославившим Ярославскую землю.

Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1 (13) октября 1899, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния - 14 июня 1983, Москва) - русский советский поэт, журналист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (). Лауреат двух Сталинских премий ( , ). Батальонный комиссар (1941).

Биография

Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых . Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге : работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту . Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский . В 1918 году добровольцем ушел в РККА , участник Гражданской войны и Польского похода . Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против повстанцев А. С. Антонова .

По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал избачом - работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома , политпросветорганизатором , селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда» . Член ВКП(б) с 1925 года . 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах первый секретарь Рыбинской организации комсомола . С 1925 года селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец» , а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в два раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа .

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей , после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) . В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в , по окончании которого защитил диссертацию .

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и ; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба », где работал под непосредственным руководством М. Горького . В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) . В 1930-х годах вышли сборники его стихов «Запев», «Последняя война», «Родина мужественных», «Путём песни» и «Так мы росли». Женился на Софье Антоновне Кревс, которую встретил в литературных кругах; появились дочь Наталья и сын .

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого , 1941), «В землянке » («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Я. Листова , 1941), «Песня защитников Москвы » (музыка Б. А. Мокроусова , 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других. За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР . В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты ». В июне 1945 года посетил Берлин , Лейпциг и Радебойль , а затем Веймар ; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943) .

В 1945-1953 годах ответственный редактор журнала «Огонёк» . С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии» . Член редколлегии «Библиотеки поэта ». Выпустил полтора десятка поэтических сборников.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940), «Декабрь под Москвой» (1942), «Большая война» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Фронтовая тетрадь», «Россия карающая» (1944), «Сердце мира», «Дорога к победе», «Избранные стихи», «Миру - мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969), «После войны. Стихи 1945-1970 годов» (1972). Вышли его «Избранные стихи» в 2 томах (Москва, 1974) и «Собрание сочинений» в 4 томах (Москва, 1965-1966).

Стихи поэта отмечены политической остротой, проникнуты чувством советского патриотизма; они переведены на десятки языков. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962). Переводил стихи Мао Цзэдуна , Николаса Гильена , Янки Купалы , Тараса Шевченко , Ивана Франко , Христо Ботева , Отона Жупанича и других поэтов.

Некоторые из стихотворений Суркова, проникнутые ненавистью, гневом и болью, с их естественностью, доходчивостью и мужественностью, выгодно отличаются от общей массы тогдашних произведений с их пустой патетикой.

Произведения

Книги

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1946) - за общеизвестные стихи и песни «Песня смелых», «За нашей спиною Москва», «Песня о солдатской матери», «Победа», «Песня защитников Москвы », «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке »), «В смертном ознобе…»
  • Сталинская премия второй степени (1951) - за сборник стихов «Миру - мир!» (1950)
  • четыре ордена Ленина (31.01.1950; 13.10.1959; 28.10.1967; 14.10.1969)
  • орден Октябрьской Революции (12.10.1979)
  • орден Красного Знамени (23.09.1945)
  • два ордена Красной Звезды (21.05.1940; 22.02.1942, был представлен к ордену Красного Знамени)
  • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)
  • медали
  • орден «Кирилл и Мефодий» (Болгария)
  • Международная Ботевская премия (1976)

Память

Напишите отзыв о статье "Сурков, Алексей Александрович"

Литература

Турков А. М. Сурков Алексей Александрович // Русские писатели. ХХ век. Биографический словарь: А-Я / Сост. И. О. Шайтанов. - М .: Просвещение, 2009. - 623 с. - ISBN 978-5-09-017151-9 . . - С. 514.

Интервью, мемуарная литература

  • Сурков А. А. Бойцы вспоминают… : [из военной биографии автора: диалог между поэтом А. А. Сурковым и генералом армии дважды Героем Советского Союза П. И. Батовым] / А. А. Сурков, П. И. Батов; записал Н. Маар // Литературная газета . - 1969. - 15 окт. - С. 2.

Литературная критика

  • Бать Г. Л. «Я солдат» // Незабываемые встречи / Г. Л. Бать. - М ., 1970. - С. 152-162.
  • Бровка П. Поэзия мужества // Известия . - 1979. - 12 окт.
  • Резник О. С. Алексей Сурков: очерк жизни и творчества. 3-е изд. - М .: Художественная литература, 1979. - 223 с. - (Советские писатели Герои Социалистического Труда).

Примечания

  1. Мухтаров Е. О. Песни нашей Победы // 4 года из 1000: 65-летию Победы посвящается: [ярославцы в Великой Отечественной войне: альманах]. - Ярославль: Ярновости, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-88697-190-3 . . - С. 23-76.
  2. Сурков Алексей Александрович // Ярославская область в годы Великой Отечественной войны. Научно-популярное справочное издание / Управление по делам архивов Правительства Ярославской области, Государственный архив Ярославской области; сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. - Ярославль: Индиго, 2010. - 400 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-91722-028-4 . . - С. 272-273.
  3. Полина Иванушкина. // Аргументы и факты . - 2011. - № 50 за 14 декабря . - С. 79 .
  4. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография ()
  5. Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. - М .: Астрель, CORPUS, 2010. - С. 319.
  6. Мао Цзэ-дун. Восемнадцать стихотворений. - М .: Изд-во «Правда», 1957 (Библиотека «Огонёк»).
  7. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 . . - С. 409.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • Сурков Алексей Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Турков А. М. // Краткая литературная энциклопедия . - М .: Советская энциклопедия , 1962-1978.
  • . На сайте «Хронос » .
Предшественник:
Фадеев, Александр Александрович
главный редактор
«Литературной газеты »

1944-1946
Преемник:
Ермилов, Владимир Владимирович

Отрывок, характеризующий Сурков, Алексей Александрович

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.
– Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.
Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери.
– Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать…
Наташа закрыла рукою рот матери.
– О Борисе… Я знаю, – сказала она серьезно, – я затем и пришла. Не говорите, я знаю. Нет, скажите! – Она отпустила руку. – Скажите, мама. Он мил?
– Наташа, тебе 16 лет, в твои года я была замужем. Ты говоришь, что Боря мил. Он очень мил, и я его люблю как сына, но что же ты хочешь?… Что ты думаешь? Ты ему совсем вскружила голову, я это вижу…
Говоря это, графиня оглянулась на дочь. Наташа лежала, прямо и неподвижно глядя вперед себя на одного из сфинксов красного дерева, вырезанных на углах кровати, так что графиня видела только в профиль лицо дочери. Лицо это поразило графиню своей особенностью серьезного и сосредоточенного выражения.
Наташа слушала и соображала.
– Ну так что ж? – сказала она.
– Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.
– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.
– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его.
– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.

Сурков Алексей Александрович (1899 – 1983)

Сурков Алексей Александрович родился 1(13 ) октября 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. С 12 лет служил«в людях» в Петербурге. После Октябрьской революции ушел в Красную Армию политбойцом. По окончании гражданской войны вернулся в деревню, стал одним из тех активистов, которым, по собственным словам Суркова,«мир переделать в неделю хотелось, пожар обновленья прогнать по земле»(«Письмо », 1929). Работал в волисполкоме, селькорствовал в уездной газете. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету. Благотворно сказался на творчестве писателя переезд в Москву, где его избрали в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей(РАПП ) в 1928 году.

Печататься А. А. Сурков начал в 1918 году в петроградской«Красной газете» под псевдонимом«А . Гутуевский». Подлинным началом своей поэтической деятельности А.А. Сурков считал 1930 год, когда вышел первый сборник стихов«Запев ». Наибольшие удачи этого и последующих сборников – «Стихи » и«На подступах к песне»(1931 ),«Наступление »(1932 ),«Последняя война»(1933 ),«Ровесники »(1934 ),«Родина мужественных»(1935 ),«Путем песни»(1937 ),«Так мы росли»(1940 ) – относятся к изображению героев гражданской войны.

Окончив в 1934 году факультет литературы в Институте красной профессуры, Алексей Сурков начал работать в журнале«Литературная учеба», основанном М. Горьким, а после смерти ведущего пролетарского писателя заменил его на посту главного редактора(1934 –1939).

В 30-е годы А.А. Сурков работал в ЛОКАФе(Литературное объединение Красной Армии и флота). Большую популярность приобрели песни на его стихи этих лет –«Конармейская песня»,«Терская походная» и другие.

Войнам суждено было четырежды пройти через жизнь и творчество поэта, оставив зарубки в памяти и душевный знак спаянности с солдатской судьбой защитников нашей страны. Первая война – Первая мировая, затем Гражданская война, финская кампания 1940 года и, наконец, самая страшная, беспощадная, жестокая из всех войн века – Великая Отечественная война.

В 1939–1945 годах А.А. Сурков в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Западную Белоруссию, войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне. Его«Декабрьский дневник»(1940 ), реалистически запечатлевший трудности суровой зимней кампании и«лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники«Декабрь под Москвой»(1942 ),«Дороги ведут на Запад»(1942 ), «Я пою победу»(1946 ).

Алексей Сурков, попав в кровавый водоворот первых недель войны на Западном фронте, должен был понять страшный смысл войны, почувствовать его сердцем, донести до сердец всех людей, оставшихся в тылу.«Нужны были поистине нечеловеческие усилия воли, чтобы оградить от пламени беды ростки надежды, жившей в глубине сердца, – писал Сурков о тех первых страшных днях войны. – В этом – главный ключ военной поэзии: защитить надежду, веру в грядущую победу, не закрывать глаза на тягостные впечатления».

Главный герой всех стихов Алексея Суркова о войне – простой солдат. Его героизм лишен позы и поэтому надежен. Поэт высказывает за солдата то, что тот вынужден таить в глубине души. Не зря поэзию Суркова называли поэзией солдатского сердца. Показывая войну как каждодневный подвиг народа, поэт отдавал должное всем родам войск. Он писал о летчиках, саперах, пулеметчиках, но особенно выделял труженика солдата–пехотинца.

В годы войны Сурков создал и ряд новых песен. Характер их полностью сложился под влиянием военных событий. Несокрушимой волей«остановить , отбросить врага», суровостью маршевого ритма отличается«Песня защитников Москвы». Она родилась, когда советские войска остановили натиск фашистов на подступах к нашей столице. Решено было сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. В один строй с фронтовиками встали и кинооператоры, которые снимали смертельные схватки с фашистами. Одновременно на студии велась работа над монтажом фильма. Для картины нужна была песня, которая раскрывала бы боевой дух советского бойца, его беззаветную преданность Родине.«Однажды выяснилось, – вспоминал режиссер фильма Илья Копалин, – что с фронта вернулся поэт Алексей Сурков. – Я разыскал его. Сначала он и слышать не хотел „о какой-то песне для кино, когда такие события на фронте“. Подумав, Сурков сказал: „Ну, вот что. Писать песню мне некогда, а есть у меня подготовленное для печати стихотворение о защитниках Москвы. Подойдёт – берите“. Это был текст ставшей потом знаменитой „Песни защитников Москвы“.

Музыку на эти стихи сочинил молодой композитор Борис Мокроусов. Это была его первая песня об Отечественной войне. В начале 1942 года документальный фильм „Разгром немецко-фашистских войск под Москвой“ вышел в свет. И, прозвучав с экрана, ушла в жизнь и в бой песня, полюбившаяся всем нашим воинам.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Остановим,

Отбросим врага.

«Песня смелых» – образ беззаветной доблести советских людей. Четкая, стремительная, она поэтизирует боевую собранность смелых, их силу, их волю, сжатую в чеканные строфы, звучащие как крылатые афоризмы победы.

Призывный характер, публицистический пафос боевых песен Суркова – новая черта в его песенном творчестве.

Но в годы войны усилилась и эмоциональная сила песен А. Суркова.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

Кому не знакомы эти строки… Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен военных лет, задушевную, глубоко лирическую –«В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.«В землянке» была первой лирической песней, безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем того, кто его ждал с войны. Возникло стихотворение, из которого случайно родилась песня. Это были шестнадцать«домашних » строк из письма к жене. Письмо было написано осенью 1941 года после одного очень трудного для А. Суркова фронтового дня, после тяжёлого боя под Истрой. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы зимой 1942 года композитор Константин Листов не попросил у Суркова« что-нибудь , на что можно написать песню». И тут поэт, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя свою товарищескую совесть и успокоил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Но через неделю, во фронтовой редакции, композитор под гитару спел песню«В землянке». И сразу стало видно, что песня«пойдёт », потому что солдаты запомнили мелодию с первого исполнения. Песня действительно«пошла » по всем фронтам от Севастополя до Ленинграда и Полярного у Кольского залива. Некоторым«блюстителям фронтовой нравственности» показалось, что строки:«до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», – упаднические. Просили, даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть. Но портить песню было уже поздно, она«пошла ». А, как известно,«из песни слова не выкинешь». Впервые песня была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года.

Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной. Далеко не все, певшие её, знали, кто был автором слов…

Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению, положенному на музыку, все равно вошел бы в историю поэзии – как автор текста одной из самых известных военных песен. Но кроме нее его перу принадлежит еще множество замечательных стихов.

В послевоенные годы А.А. Сурков много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники«Миру – мир»(1950 ; Сталинская премия СССР, 1951),«Восток и Запад»(1957 ),«Песни о человечестве»(1961 ),«Что такое счастье?»(1969 ). В 1965 году вышел сборник литературно–критических статей и выступлений«Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934–1965».

Алексей Сурков любил называть себя«ровесником века». И он действительно прошел с XX веком большую часть исторического пути, в чем–то отразив его, в чем–то сам став его отражением.

А.А. Сурков был ответственным редактором«Литературной газеты»(1944 –1946), журнала«Огонек »(1945 –1953). Занимал пост 1-го секретаря правления СП СССР(1953 –1959). С 1962 года был главным редактором«Краткой литературной энциклопедии». В 1969 году удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Поэт прожил долгую жизнь и скончался 14 июня 1983 года в Москве.