Песня полярных летчиков.

Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
– медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.



Катастрофа Ту-154 под Иркутском еще раз выдвинула на первый план проблему "человеческого фактора" в авиации. На вопросы "Красной звезды" сегодня отвечает заслуженный летчик-испытатель СССР, начальник Школы летчиков-испытателей имени А. В. Федотова Владимир КОНДРАТЕНКО.

Сама жизнь поставила наших авиаторов перед необходимостью создания такого профессионального учебного заведения. 20 октября 1947 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР, в котором сказано, что: "В целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности Совет Министров постановляет: разрешить Министерству авиационной промышленности организовать при Летно-исследовательском институте Школу подготовки летчиков-испытателей...".

Жизнь подсказывала следующее. Когда еще до Великой Отечественной войны началось бурное развитие отечественной авиации и возникло много опытно-конструкторских бюро, то каждое из них старалось идти своим путем, каждый конструктор проектировал, строил и испытывал что-то свое. И вскоре начала вырисовываться печальная картина - резко возросла аварийность. Возникла потребность в выработке единой методики испытаний авиационной техники, единой школы подготовки. В этом, на мой взгляд, все было естественно и закономерно. Так же, как было закономерным появление школ бального танца, театра или фигурного катания на льду. В авиационных кругах все чаще стали говорить о том, что необходима какая-то организация, которая бы занималась подготовкой и переподготовкой летно-испытательного состава, повышением квалификации авиационных специалистов.

Созданию такой школы помешала война. Но сразу после Победы по инициативе Михаила Михайловича Громова, первого начальника Летно-испытательного института, в 1947 году Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) была создана. 17 сентября 1984 года ей присвоено имя Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова. В 2002 году, дай Бог здоровья, будем отмечать ее 55-летие.

Кроме выработки единой методики испытаний и подготовки, какие еще задачи изначально стояли перед Школой?

Прежде всего постоянно решался и решается сегодня главный вопрос - безопасность полетов. Слушателей набирали из Военно-Воздушных Сил, как правило, летчиков опытных, в основном не ниже 1-го класса. Программа летного обучения в Школе включала в себя освоение ими 10-12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала: полеты на простой и сложный пилотаж; полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью; полеты по определению летных характеристик воздушных судов и двигателей; полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости; полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов; полеты на отработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управления и другие варианты исследований.

Чем была обусловлена задача освоения слушателями Школы более десятка разнотипных воздушных судов?

Это не просто произвольный набор летательных аппаратов. Мы считаем, что подготовка летчика-испытателя на разных типах машин вырабатывает у него такие качества, которые в дальнейшем помогут ему лучше ориентироваться в различных кабинах с присущей только им авионикой, изучить индивидуальные полетные характеристики воздушных судов.

В настоящее время выпускники Школы - ведущие летчики-испытатели опытных конструкторских бюро, авиационных заводов, многих летно-исследовательских институтов. Освоенные в ШЛИ многие типы самолетов и вертолетов, позволяют им лучше ориентироваться и более грамотно давать оценку любому летательному аппарату.

Какому направлению подготовки будущих летчиков-испытателей в Школе отдается предпочтение: летному или инженерному?

Больше, наверное, уделяется внимание подготовке испытателя как летчика-профессионала, а не исследователя. Хотя не раз жизнь подсказывала, что не мешало бы сместить акценты на инженерно-исследовательское направление. И такие попытки были.

Недавно я встречался с коллегами из Англии. Так они вот чем меня удивили. Спрашивают, есть ли у вас летчики-испытатели, которые играют на скрипке, рояле или неординарно проявили себя в области математики. Они, оказывается, просчитали, что такая разносторонность интересов способствует более гармоничному развитию обоих полушарий человеческого мозга, а то у летчика-испытателя в силу специфики работы получается "недозагруз" одного из них, и это снижает эффективность его профессиональной деятельности. Специально музыкального образования мы своим слушателям не даем, но среди них много талантливых людей не только в летном деле, а вот "зашоренных", "узконаправленных" не встречал.

Владимир Григорьевич, какая потребность в выпускниках школы была, скажем, лет десять назад и сегодня?

Анализ показывает, что когда мы вступили в эти так называемые рыночные отношения, то российской Школе летчиков-испытателей лиха досталось полной мерой. Раньше потребность в выпускниках школы была в пределах 10-20 человек ежегодно. Вначале у нас было двухгодичное обучение, затем плавно перешли на полуторагодичное.

Был период, когда в течение пяти-семи лет потребность в пополнении числа летчиков-испытателей вообще пропала. Школу можно было закрывать. Некоторое время мы прожили за счет старого багажа. Работы Школе летчиков-испытателей практически не было. Старели и уходили в поисках лучшей доли уникальнейшие, опытнейшие кадры. Но вот уже второй год подряд мы набираем по 19 слушателей на курс обучения. И в дальнейшем, думаю, потихонечку пойдем с набором высоты. Уверен, положение с подготовкой летчиков-испытателей будет выправляться. Конечно, все будет зависеть от общего экономического состояния государства. Выйдет Россия из оцепенения - пойдет на взлет ее авиация.

Кто обучает летному мастерству слушателей Школы?

В настоящее время - ее же воспитанники. Школа жила за счет летчиков-испытателей ЛИИ. Для обучения наших слушателей их в качестве инструкторов на какое-то время распоряжением начальника института откомандировывали к нам. Это был непостоянный контингент инструкторов. Чтобы летчикам-испытателям ЛИИ не выпадать из тематического плана своей основной работы, их плавно заменяли. На качестве подготовки выпускников Школы, считаю, это не отражалось. Оно всегда было очень высоким.

Но не каждый летчик-испытатель может быть инструктором. Летное и педагогическое мастерство не всегда сочетаются...

Отбор делает сама жизнь. Еще первый начальник Школы летчиков-испытателей Михаил Васильевич Котельников в своей работе исходил из этого принципа. Инструктором был его сын Михаил Михайлович, который показал себя одним из лучших педагогов Школы. В их числе назову Дружинина, Гордиенко, Муравьева, Васильева, Кондратьева, Агафонова и еще многих и многих летчиков-испытателей, которые в качестве инструкторов Школы передавали свой опыт молодежи.

Владимир Григорьевич, закончилось первое авиационное столетие. Какой вклад в копилку отечественной авиации за время своего существования внесла Школа летчиков-испытателей?

Обратимся к цифрам. Со времени своего основания Школа выпустила около 700 летчиков-испытателей самолетов и вертолетов, 63 штурмана-испытателя. Около 3.500 тысяч авиационных специалистов различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации.

С особой гордостью скажу, что за высокое летное мастерство и мужество, проявленные при испытаниях авиационной техники, 56 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, 138 - звание "Заслуженный летчик-испытатель" и 16 - звание "Заслуженный штурман-испытатель". Ну, а скольким летательным аппаратам наши выпускники дали путевку в небо подсчитать трудно. Практически всем, что сегодня летают в небе.

Какие ваши планы на ближайшее десятилетие?

Знаете, думаю, не стоит нам сегодня искать крайнего, виноватого в том, почему в таком бедственном положении оказалась и отечественная авиационная промышленность, и наша школа. Те люди, которые создали ШЛИ, уверен, были, грубо говоря, не глупее нас. Работали, выполняли поставленные задачи. Что мы видим сегодня? Школа - структурное подразделение Летно-исследовательского института имени Громова, непосредственно замыкается на Летно-исследовательский центр. В силу этого статус ШЛИ, естественно, понизился. Школа потеряла главное - свою самостоятельность. Сегодня мы не можем самостоятельно спланировать ни количество слушателей для обучения, ни составить конкретный договор, скажем, с Министерством обороны по отбору кандидатов, ни заказать у промышленности топливо и воздушные суда, не говоря уже о выделении финансовых средств на обучение летчиков-испытателей.

Возникает вопрос: как жить дальше? На мой взгляд, только через обретение школой самостоятельности в своей профессиональной деятельности. Школе, например, не нужны посредники при заключении договоров с Минобороны. Происходит большая потеря времени при различных согласованиях, в процесс оказывается вовлечено много людей, которые не владеют ситуацией. Так работать нельзя.

А вы не пытались добиться для школы статуса унитарного предприятия?

Еще лет пять назад я попробовал выйти с этим предложением, но, увы, меня не поняли.

Возможно, институт не желает из-под себя выпускать такую уникальную, престижную организацию?

Необязательно - отпускать. Можно было сделать дочернее государственное унитарное предприятие. Школа оставалась бы в общей системе ЛИИ, подчинялась бы институту, но обладала необходимой для общей пользы дела степенью свободы. Как дальше выгребать из нижней точки синусоиды, в которой сегодня оказалась Школа летчиков-испытателей, сказать затрудняюсь.

Самое страшное в том, что школу покидают люди. Уходят кадры, которые работали в школе десятилетиями, передавая преемственность из поколения в поколение. В школе очень маленькие оклады, а у каждого специалиста - семья, ее кормить надо. Я молюсь на ветеранов школы, которые пока еще работают в ней, но их энтузиазм источается. И я, начальник ШЛИ, ничем не могу их удержать. Обидно! Поддержки не чувствую.

Плачевное положение и с парком воздушных судов. В ЛИИ он тоже не обновляется. Опять же из-за нашей нищеты. Летать скоро будет не на чем не только слушателям ШЛИ, но и испытателям института.

Еще раз хочу подчеркнуть свою мысль: Школу летчиков-испытателей надо сделать государственной. В мировой практике примеров достаточно: США, Англия, Франция. Эти страны гордятся своими школами летчиков-испытателей, считают их национальным достоянием и не жалеют средств на их развитие. Российская Школа летчиков-испытателей должна получать бюджетное финансирование. Денег на ее содержание государство много не затратит, а доход от этого будет иметь огромный. Сумма-то нужна смешная. У меня весь фонд месячной заработной платы составляет всего 24.000 рублей.

Возможен и иной вариант. Государство не дает Школе летчиков-испытателей денег. Ну и ладно. Мы сами можем выжить без бюджетного финансирования. Дайте школе воздушные суда, на которых мы могли бы зарабатывать деньги. Их хватит и на подготовку летчиков-испытателей, и на развитие ЛИИ, и на пополнение государственной казны.

Владимир Григорьевич, а вам не кажется, что само существование Школы летчиков-испытателей в России может оказаться под угрозой расформирования: военная авиация не обновляется и почти прекратила летать, гражданская авиация смотрит на воздушные суда зарубежного производства, а конструкторским бюро денег даже на научную тематику не выделяется. Вот и скажет какой-нибудь высокопоставленный чиновник: летчики-испытатели нам не нужны...

Нет, никто такого не скажет. И вот почему. Как бы ни было тяжело сегодня российским авиационным ОКБ, но они живут, занимаются новыми разработками, строят опытные образцы летательных аппаратов, которые надо испытывать. И конструкторские бюро, пусть по одному человеку, но приглашают воспитанников нашей Школы летчиков-испытателей к себе на работу. Так поступили в прошлом году "микояновцы", "туполевцы". Самая благополучная российская фирма имени Сухого направила к нам в школу двух своих летчиков-спортсменов. Из них получатся настоящие испытатели.

В настоящее время средний возраст летчика-испытателя в России шагнул за 50-летний рубеж. Годы берут свое, люди уходят. И если не брать молодежь, то вскоре некому будет передать накопленный за полвека опыт. Страшно, если прервется преемственность в нашем деле.

Я глубоко убежден, что Школа летчиков-испытателей имеет не только легендарное прошлое, но и вполне определенное будущее. Сама жизнь определила ее место в развитии отечественной авиации. И какие бы тенденции ни существовали в этом развитии, новые самолеты будут рождаться, и испытывать их, давать им путевку в небо должны профессионалы высокого уровня. Опыт школы бесценен. Это стратегический ресурс России.

Единственная в России школа летчиков-испытателей, база, где к орбитальным полетам готовили первый отряд советских космонавтов. Легендарный научный центр - летно-исследовательский институт имени Громова отмечает 75-летие.

В данном случае хвост - не главное. Не влезает в ангар - можно оставить и на улице. Этот Ил-76 не просто самолет: лаборатория, в каких здесь испытывают то, благодаря чему человек умеет летать. Впрочем, про эти испытания мы вряд ли узнаем больше.

"Данная летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Миг-29. Предназначена она для испытания боевых комплексов. Каких боевых комплексов - я вам сказать не могу. Это военная тайна", - говорит инженер Иван Хонякин.

Сегодня здесь куда не надо не пролетит и муха. А когда-то на лётном поле был в буквальном смысле проходной двор.

Бывшему директору и действующему сотруднику ЛИИ Арсению Дмитриевичу Миронову 99 лет. В институте он с момента основания. Был летчиком, штурманом, инженером, участвовал в расследованиях авиакатастроф, в том числе той, что привела к гибели Юрия Гагарина. Космонавт номер один для ЛИИ тоже не чужой.

Началось всё с того, что аэродром на Ходынке перестал справляться с нагрузками. И под Москвой у платформы "Отдых" стали строить новое лётное поле для испытаний. Потом оно обрастёт домами и улицами, которые станут городом Жуковским. А в марте 41-го на базе аэродрома создадут ЛИИ под началом легендарного лётчика Михаила Громова.

С этого момента здесь стали не просто, как говорят авиаторы, "облётывать" машины, но и заниматься наукой. Изучать аэродинамику, термодинамику, устойчивость, управляемость. Тестировать двигатели, кресла, противообледенительные системы.

Кадры готовят сами. Школа лётчиков-испытателей при ЛИИ - единственное подобное учебное заведение в стране.

Вот как было раньше. На тренажере моделировались разные нештатные ситуации. Если пилот чувствовал себя чересчур комфортно, можно было устроить ему, например, потерю топлива или отказ пары систем - пусть выкручивается. Ну, а за тем, как он выкручивается, следило специальное устройство. По нынешним временам - ноутбук или планшет. Каждая ячейка этого компьютера отвечала за конкретный параметр полёта.

Теперь у пилота вместо ламповых телевизоров - панорамный обзор, а инструктор усложняет ему жизнь кликами мышки.

"Школа летчиков-испытателей существует почти с первого года существования ЛИИ. И все лётчики-испытатели обязательно проходят через школу летчиков-испытателей", - отмечает начальник Школы летчиков-испытателей при ЛИИ им.Громова Александр Крутов.

Это не обман зрения: один движок действительно больше остальных. И этот "Ил-76" - тоже летающая лаборатория. Двигатель-гигант будут ставить на новый отечественный пассажирский лайнер МС-21. А пока обкатывают, сняли один из штатных двигателей "Ила", усилили крыло и напичкали борт аппаратурой, которая будет измерять около тысячи параметров работы новичка.

"Пока самолет тоже проходит конструкторские доработки, будет выходить на испытания, мы уже опережающими темпами готовим двигатель к постановке на МС-21 и дальнейшим испытаниям на этом самолете", - рассказывает ведущий инженер летающей лаборатории Владимир Попов.

С вышки за Илом присматривает диспетчер: вот здесь уже всё как в обычном аэропорту. Разве что самолетов меньше, а взлетная полоса - наоборот самая длинная в Европе и способна принимать любые типы самолетов. Универсальность тут вообще уважают.

"Я и сейчас летаю на всём: и на вертолетах на всех, и на самолетах, и на истребителях, в том числе, и на тяжёлых. Это же моя жизнь!" - говорит летчик-испытатель, герой России Александр Крутов.

Очередная авиационная катастрофа 24 июня в Подмосковье, когда во время испытательного полета на землю рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка», приоткрыла небывалую ранее проблему нашего воздушного флота. Выяснилось, что пилотировали винтокрылую машину лётчики-испытатели, возраст которых даже по сугубо гражданским меркам — предпенсионный. Одному 57, другому 59 лет. Оказывается, это примерно средний возраст современного лётчика-испытателя в России. И дело не только в том, что некогда одна из самых привлекательных профессий ушла в аутсайдеры по популярности, уступив первенство таким видам деятельности, как менеджмент, брокерство, юриспруденция, шоу-бизнес и пр. Беда ещё и в другом: если учебных заведений для освоения названных выше профессий — пруд пруди, то для подготовки летчиков-испытателей их практически не осталось.

Главной кузницей пилотов этой категории была Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, которая не так давно отмечала 60-летний юбилей, похоже, последний в своей славной истории. Когда еще до Великой Отечественной войны началось бурное развитие отечественной авиации и возникло много опытно-конструкторских бюро, то каждое из них старалось идти своим путем, каждый конструктор проектировал, строил и испытывал что-то свое. И вскоре начала вырисовываться печальная картина — резко возросла аварийность. Возникла потребность в выработке единой методики испытаний авиационной техники, единой школы подготовки.

Созданию такой школы помешала война. Но сразу после Победы по инициативе Михаила Михайловича Громова, первого начальника Летно-испытательного института, Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) была создана.

20 октября 1947 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР, в котором сказано: «В целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности Совет Министров постановляет: разрешить Министерству авиационной промышленности организовать при Летно-исследовательском институте Школу подготовки летчиков-испытателей…»

Прежде всего решался главный вопрос — безопасность полетов. Слушателей набирали из Военно-Воздушных Сил, как правило, летчиков опытных, в основном, не ниже 1-го класса. Программа летного обучения в ШЛИ включала в себя освоение ими 10−12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала: полеты на простой и сложный пилотаж; полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью; полеты по определению летных характеристик воздушных судов и двигателей; полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости; полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов; полеты на отработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управления и другие варианты исследований.

Со времени своего основания ШЛИ выпустила более 700 летчиков-испытателей самолетов и вертолетов, 63 штурмана-испытателя, около 3.500 тысяч авиационных специалистов различного профиля.

За высокое летное мастерство и мужество, проявленные при испытаниях авиационной техники, 56 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, 138 — звание «Заслуженный летчик-испытатель» и 16 — звание «Заслуженный штурман-испытатель».

В последние годы ШЛИ возглавляет заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Кондратенко, который вспоминал в интервью газете «Красная звезда»: «Когда мы вступили в эти так называемые рыночные отношения, то российской Школе летчиков-испытателей лиха досталось полной мерой. Раньше потребность в выпускниках школы была в пределах 10−20 человек ежегодно. Вначале у нас было двухгодичное обучение, затем плавно перешли на полуторагодичное.

Был период, когда в течение пяти-семи лет потребность в пополнении числа летчиков-испытателей вообще пропала. Школу можно было закрывать. Некоторое время мы прожили за счет старого багажа. Работы Школе летчиков-испытателей практически не было. Старели и уходили в поисках лучшей доли уникальнейшие, опытнейшие кадры.

В настоящее время средний возраст летчика-испытателя в России шагнул за 50-летний рубеж. Годы берут свое, люди уходят. И если не брать молодежь, то вскоре некому будет передать накопленный за полвека опыт. Страшно, если прервется преемственность в нашем деле".

К своему 60-летию школа подошла в плачевном состоянии. К занятиям в новом учебном году приступили аж три слушателя: два летчика с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре и один летчик из Нижнего Тагила из Института испытания металлов. Преподавательский состав школы не менее «могуч»: три летчика-инструктора и один штурман-инструктор. На торжества, посвященные юбилею ШЛИ, приехал сам Владимир Владимирович Путин. Он выразил надежду, что и впредь ШЛИ будет, как всегда, на высоте поставленных задач, и пожелал ей перспективного будущего.

Но уже через год с небольшим в Москве состоялось расширенное рабочее заседание представителей заинтересованных ведомств под красивым названием «Основные задачи создания Центр подготовки летного и инженерно — технического состава на базе Школы лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова». Оно было организованно Министерством транспорта Российской Федерации, ГК «Ростехнологии», ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова, ФГУП ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и проводилось в рамках Государственной программы по безопасности полетов ВС ГА, а также в рамках концепции Транспортно-выставочного комплекса «ТВК-Россия», который создан по указу президента РФ № 217 от 20.02.2008 года.

В реформированной школе предложено организовать учебный процесс по следующим видам подготовки:

— специальная наземная и летная подготовка экипажей для действий в особо нестандартных условиях полетов;

— подготовка российских пилотов для полетов на иностранных воздушных судах (ВС);

— переподготовка ИТС для технического обслуживания ВС иностранного производства;

— первоначальное летное обучение и подготовка пилотов-любителей;

— подготовка летчиков стран импортеров, закупающих авиационную технику российского производства;

— подготовка коммерческих пилотов.

Тут виден явный крен в сторону коммерциализации работы ШЛИ, вместо того, чтобы наладить её чисто профессиональную деятельность.

По мнению летчика-испытателя СССР Владимира Кондратенко, «школу летчиков-испытателей надо сделать государственной. В мировой практике примеров достаточно: США, Англия, Франция. Эти страны гордятся своими школами летчиков-испытателей, считают их национальным достоянием и не жалеют средств на их развитие. Российская Школа летчиков-испытателей должна получать бюджетное финансирование. Денег на ее содержание государство много не затратит, а доход от этого будет иметь огромный».

Но кто сегодня прислушивается к профессионалам? В фаворе у кремлевских руководителей, похоже, только «короли коммерции».

Школа лётчиков-испытателей

(ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации. Слушатели ШЛИ, как правило, - лётчики и штурманы 1-2-го классов ВВС, имеющие высшее образование и прошедшие конкурсный отбор. Обучение в ШЛИ проводится в течение 1,5 лет высококвалифицированными специалистами с большим опытом лётных испытаний. К чтению лекций привлекаются учёные и инженеры научных подразделений ЛИИ. Для обучения используются самолёты 10-12 типов, оборудованные новейшими средствами бортовых измерений. Тренажёрный комплекс включает тренажёры с контрольно-записывающей аппаратурой. Слушатели осваивают теорию и практику определения лётно-технических характеристик самолётов, выполнение полётов всех видов. С 1984 ШЛИ носит имя А. В. Федотова. До 1991 подготовлено около 600 классных специалистов-испытателей. 115 выпускникам ШЛИ присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР, 15 - звание заслуженного штурмана-испытателя СССР. 50 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза. ШЛИ окончили лётчики-космонавты СССР И. П. Волк и А. С. Левченко.

  • - МОИП старейшее добровольное научное общество, содействующее развитию отечественного естествознания, изучению природы и природных ресурсов. Основано в 1805 при Московском университете...

    Москва (энциклопедия)

  • - Проспект Испытателей находится между Коломяжским проспектом и проспектом Сизова. Проспект проходит в новом жилищном массиве, который возник на территории бывшего Комендантского аэродрома...
  • - Этот проспект проходит в Приморском районе от Богатырского проспекта до Комендантской площади, через бывший Комендантский аэродром и район Долгого озера...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - распространенное название 1-й военной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова...

    Энциклопедия техники

  • - см. школа...
  • - см. тайная...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - СУН -ИНЬ ШКОЛАФилос. школа сер. 4 в. до н.э., одно из влиятельных идейных течений в академии Цзися, созданное философами даос, толка Сун Цзянем и Инь Вэнем.В библиографич...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "... - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении.....

    Официальная терминология

  • - "... - общеобразовательное учебное учреждение для детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - основанного при Моск. унив. - изд. в Москве на русск. и франц...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из старейших отечественных естественноисторических журналов. Выходит в Москве 6 раз в год. Основан в 1829. Предназначен для публикации результатов научных исследований членов общества...
  • - старейшее русское общество, содействующее развитию отечественного естествознания, изучению природы и природных богатств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Падуанская школа, живописная школа, сложившаяся в Падуе и сыгравшая значительную роль в становлении и развитии искусства Возрождения в Северной Италии...

    Большая Советская энциклопедия

"Школа лётчиков-испытателей" в книгах

Глава IV «КЛУБ ЛЕТЧИКОВ»

Из книги Как я стал летчиком автора Головин Павел Георгиевич

Глава IV «КЛУБ ЛЕТЧИКОВ» Медленно тянулось время. Павел Иванович куда-то уехал. История с планером стала понемногу забываться. Но вдруг Павел Иванович опять появился в городе. И не один, а с самолетом. Да, да, с настоящим, взаправдашным самолетом.Как это дело было, я уже не

ПЕСНЯ ПОЛЯРНЫХ ЛЕТЧИКОВ

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

У строевых летчиков

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

У строевых летчиков В 80-е годы на аэродроме в Ахтубе шли испытания Су-27 с двигателем АЛ-31Ф. Их проводили Виктор Пугачев, Николай Садовников, Игорь Вотинцев, Евгений Фролов, Игорь Соловьев. Летали много, по 3–5 полетов в день.Наземные экипажи работали напряженно. Постоянно

Военная школа морских летчиков

Из книги От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979 автора Остроумов Николай Николаевич

Военная школа морских летчиков В бане нам выдали военное обмундирование. После стрижки под ноль помылись и строем пошли в столовую. В столовой нам дважды наливали флотский борщ, затем макароны по-флотски и, конечно, компот из свежих фруктов. После этого каждому выдали по

Учитель лётчиков

Из книги На крыльях автора Аматуни Петроний Гай

Учитель лётчиков Увлечение авиацией у Виктора Васильева началось ещё в кружке авиамоделистов саратовского Общества друзей воздушного флота.Первая модель, построенная им, была не летающая, а модель-копия. Деятельное участие в постройке модели принял и дед Тимофей, у

4. БАЛОВЕНЬ ЛЁТЧИКОВ

Из книги Служу Родине. Рассказы летчика автора Кожедуб Иван Никитович

4. БАЛОВЕНЬ ЛЁТЧИКОВ Мы подходим к самолётам. Нас окружают лётчики. Вдруг Чупиков окликает кого-то:- Зорька, Зорька, иди знакомиться!Оглядываюсь - к нам подбегает косматый круглый медвежонок. Глазки у него весело блестят. Он переваливается и посапывает. Я от удивления

Бич летчиков

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

Бич летчиков Дело было вечером, после ужина. Учлеты вместе с инструкторами сидели за столом и никуда не торопились. Разумеется, меньше всех торопился я. Все знали о моем разговоре с начальником и обращались со мной по-товарищески, как с будущим учлетом…«Героем дня»

ГЛАВА СЕДЬМАЯ У ИСПЫТАТЕЛЕЙ ВСЕГДА ВОЙНА

Из книги Открытые глаза [Документальная повесть о летчике-испытателе А.Гринчике] автора Аграновский Анатолий Абрамович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ У ИСПЫТАТЕЛЕЙ ВСЕГДА ВОЙНА День Победы Гринчик встретил в Москве. Вместе с другими испытателями, которые остались живы, бродил по Красной площади, хмельной от радости и от вина. Ночное небо расцветало над ними, незнакомые люди останавливали летчиков,

2. Почему среди космонавтов практически нет летчиков-испытателей?

Из книги Пилотируемый космический полет автора Лесников Василий Сергеевич

2. Почему среди космонавтов практически нет летчиков-испытателей? Летчик-испытатель это устоявшаяся, прошедшая проверку временем, профессия, которой гордятся. Это элита в среде летчиков.Почему на начальном этапе летчики-испытатели не торопились идти в космонавты?Миф о

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес - Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

ПРОСПЕКТ ИСПЫТАТЕЛЕЙ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ПРОСПЕКТ ИСПЫТАТЕЛЕЙ Этот проспект проходит в Приморском районе от Богатырского проспекта до Комендантской площади, через бывший Комендантский аэродром и район Долгого озера.От Комендантского аэродрома он и ведет свое название. Оно было присвоено проспекту 2 ноября 1973

«Бюллетень Московского общества испытателей природы»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Московское общество испытателей природы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги OV-1 «Mohawk» автора Иванов С. В.

Центр летных испытаний авиации ВМС США/Школа летчиков- испытателей

Из книги OV-1 «Mohawk» автора Иванов С. В.

Центр летных испытаний авиации ВМС США/Школа летчиков- испытателей Отдел испытания вооружений Центра летных испытаний авиации ВМС США в середине 60-х отработал на «Мохауке» весь ассортимент вооружения, который самолет в принципе имел возможность применять. Испытания