Обществознание как учебная дисциплина. Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (углубленный уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук


(философии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и
правоведения), сосредоточиваясь на специальных знаниях, которые
необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в
социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Характерной особенностью курса является то, сто общественные науки
рассматриваются не в изолированном виде , а как тесно связанные между
собой дисциплины, составляющие единое целое. Таким образом,
обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную картину
социального мира. Курс «Обществознание» занимает особое место среди
общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе.
Его особенность заключается в том, что этот курс не наука или раздел в
системе научного знания, а учебная дисциплина, призванная познакомить
школьников и с основами жизни общества, и ввести в комплекс социальных,
общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.

Обществознание знакомит учащихся с целостной картиной общественной


жизни, рассматривая все её компоненты. Поэтому содержание курса
включает широкий круг тем - от философии до политологии, от социологии
до этики и эстетики Обществознание призвано расширить горизонт
восприятия окружающего мира. При этом оно закладывает начала
теоретического мышления, учит способности мыслить. Благодаря
формированию теоретического мышления учащиеся смогут не только
получить знания на уроке, но и развить способность приобретать новые
знания самостоятельно.

Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:


  • Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими
школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи;

  • Дискуссионный характер;

  • Практико - ориентированный характер;

  • Необходимость привлечения материалов современной жизни.
Важная содержательная и дидактическая особенность курса - прдставление основ важнейших социальных наук: философии, социалогии, политологии, социальной психологии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ .

Реализация рабочей программы ставит перед собой цели:

- р а з в и т и е личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного"
на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере-
са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- в о с п и т а н и е общероссийской идентичности; гражданской ответственности, пра~ово-
го самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманисти-
ческим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- о с в о е н и ю с и с т е м ы з н а н и й об экономической и иных видах деятельности людей,


об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учрежде-
ниях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- о в л а Д е н и ю у м е н и я м и получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной ,


коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского
общества и государства;

- ф о р м и р о в а н и ю о п ы т а применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;

f межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове-
даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ .

Курс «Обществознания» в 10 классах (углубленный уровень) содержит комплекс знаний, отражающий основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В 10 классе распределение учебных часов по разделам и темам курса рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,


место, и роль человека в системе общественных отношений;

Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ-


нейших социальных институтов;

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,

механизмы правового регулирования;

Особенности социально-гуманитарного познания;


уметь:

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за-


кономерности развития;

Анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,


устанавливать соответствия между существенными чертами и признакам и изученных социаль-
ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Объяснять. причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ-


ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще-
ства и.природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-


экономических и гуманитарных наук;

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис-


темах;

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов энания по заданным темам; систе-


матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать
в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа-


ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж-


дения и аргументы по определенным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с


различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массо-
    вой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран-
    ной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной
и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
    обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль-
турными" ценностями, социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием. (1 час )
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (16 ЧАСОВ)
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы.Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве.

Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку».

Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об

обществе. Развитие обществознания,в ХХ веке.

Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала ХХ века. Бердяев

Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессионально образовательные учреждения.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. . (24 часа)
Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.

Соотношение мышления и языка.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума.

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные

объединения как участники исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные

общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ. (11 ЧАСОВ)

Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность.

Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной

культуры. Духовное потребление.


Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств

в политике. Власть и политика.

Типология властных отношений. Политические отношения.

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ. (16 ЧАСОВ)

Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность.

Чувственное и рациональное познание.

Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности.

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

«Дедовщина» И другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение учебного предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Общестеознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень /
Л. Н. Боголюбов, А. В. Белявский, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред, Л. Н. Боголюбова [и др.] ;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.

Дидакт и ческие материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы [Текст] : пособие для
учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред.

Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2011.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Ла-
зебникова, М. Ю. Брант. - М. : Экзамен, 2005.

Тесты. Обществознание. 1"0-11 классы [Текст] : варианты и ответы централизованного (ито-
гового) тестирования. - М. : 000 «Рустест», 2014.

Е ди н ый государственный экзамен 2010. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы

для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. - М., 2014.

Допо лни те л ь н ая ли терат у ра д ля уч и те л я:

Г р ажданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных право нарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Тр удовой кодекс РФ.

Алекса н дров а, И Ю. Обществознание. Интенсивный курс [Текст] / И. Ю. Александрова, В. В. Вла-
димирова, Л. Ш. Лозовский. -М.: Айрис-Пресс, 2010.

Б ахмутов а , Л . С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие для студ. пед.
высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 2001.

Бек ешев, К . А . Обществознание [Текст] : учебное пособие/ К. А. Бекешев. - М. : Проспект,
2010.

И б р агимов, Р . Ю. Сдаем основы социологии и политологии [Текст] : для средн. профессион.
образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Ка р а года н а, Л. Н. Тесты по обществознанию. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. Н. Ка-
рагодана. - М. : Просвещение, 2007.

Лоз о вс к ий, Л . Ш. Практикум по обществознанию [Текст] : вопросы и ответы; тесты с реше-
ниями Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, - М. : Рольф: Айрис-Пресс, 2010.

П олитика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. [Текст] : пособие для уч-ся общеобразо-

ват. учеб. заведений / авт.-СОСТ. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев , А . А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М:

ИНФРА-М,2010.

Сидельникова, Т. Т . Политология: комментарии, схемы, афоризмы [Текст] : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гума-
нит. ИЦ «Владос», 1999.

Т ю л я ева , Т . И . Обществознание [Текст] : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Ас-
трель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:

Джегут ан ов, Б . К . Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] / Б. К. Дже-
гутанов, В. С. Олейников. - СПб. Питер, 2010.

Домашек , Е . В . Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов
н/Д. : Феникс, 2010.

Меха л кина , Е . В. Обществознание [Текст] : пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. -
Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Корсанов , Г Г Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] / Г. Г. Кор-
санов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова , Г Г Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Учебная цель : раскрыть предмет обществознания как синтеза социальных наук, специфику объекта изучения, значимость социального знания для человека.

План лекции:

1. Обществознание и его предмет. Основы социальных наук, входящих в обществознание.

2. Значимость социального знания.

Обществознание – странное слово!

Оно не понятно, но вроде знакомо.

Общество – это все люди Земли,

Люди страны и люди семьи.

Но вот интересная странная штука:

Как Человек появился на свет –

Даст Биология точный ответ

Обществознание. Чем оно важно?

Обществознание что изучает?

Что же такое секретное знает?

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется «обществознанием». Что это за дисциплина? Для начала отметим, что это не наука в полном смысле слова. Ученые занимаются не обществознанием, а социологией, философией, историей, экономикой, политологией, правоведением и многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, строго говоря, обществознание – это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить Вас с основами общественной жизни. Вышеупомянутые науки являются теми источниками, откуда обществознание черпает свой материал. Но оно является наукой в том смысле, что знания, которые дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью методов, используемых только наукой.

Что же изучает обществознание? Чтобы ответить на этот вопрос, введем понятия объект и предмет изучения. Объектом изучения обществознания является общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: история, социология, философия, политология, правоведение. Их еще называют гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но все они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обществознание интересуется всеми сторонами общественной жизни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действуют. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйственную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управления, духовную жизнь, а так же взаимоотношения между ними.

Таким образом, введя понятие «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обществознанием и другими гуманитарными науками.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и, как минимум знаете одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества, а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разделение на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать несколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность существенных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, принято называть предметом науки.

Установить, что является предметом обществознания, можно путем сравнения с наукой «историей». Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют словом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны общественной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к определенному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи.

Теперь можно говорить и о предмете обществознания. Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом – общие свойства общественной жизни, сохраняющиеся в пространстве и времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы – сходства.

Необходимо различать философский и социологический подход к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином «социальная структура», т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Она изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп. Предметом социологии являются общие и специфические социальные закономерности организации, функционирования и развития общества. Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем человека. Его интересуют связи и закономерности, объединяющие людей в некое единое целое, в общественный организм. Предметом философии является много проблемное соотношение «мир - человек», т.е. она изучает: 1) общие принципы мироустройства; 2) отношение человека к миру. Она ищет ответы на такие вопросы: как устроен мир в целом? Как относится к миру человек? Каково его место в нем? Как он его познает и как действует в этом мире?

В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Но это не так. И перед философом и перед простым человеком стоят и стояли одни и те же вопросы и проблемы. Эти проблемы не философы «придумывают», их ставит сама жизнь. Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. И если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям – философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, а философия всегда решает проблемы.

Обществознание – это учебная дисциплина, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека. Как мы уже говорили, оно включает знания из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика и юриспруденция.

Политология занимается вопросами политической системы общества, власти, устройства государства.

Экономика рассматривает производство, распределение, обмен и потребление произведенных товаров и услуг, производственные (экономические) отношения в обществе, экономические системы, проблемы влияния государства на экономику. Хорошо известно, что потребности людей безграничны – они постоянно меняются и увеличиваются. Их безграничность обусловлена желанием людей повышать потребление, делать более привлекательной собственную жизнь. К сожалению, экономические ресурсы ограничены, поэтому важнейшей проблемой хозяйственной жизни является распределение их таким образом, чтобы как можно лучше, наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Таким образом, предметом экономической науки является обоснованиеспособов распределения ограниченных ресурсов, чтобыобеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей общества.

Юриспруденция изучает правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказаний за них.

В современном обществе необходимость и важность обществознания достаточно очевидны и осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, т.к. оно даетцелостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе и человеке, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный игражданский.

С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, что только оно способно дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки наук, обладающих детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание – это не «сборная солянка», не некий компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней.

Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.

С гуманитарной точки зрения обществознание является необходимым для формирования высоко моральной личности. Этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность расширяет и углубляет свой мировоззренческий горизонт. Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания, как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специальности, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества . Обществознание способствует социализации личности, помогает адаптироваться молодежи к непростой социальной действительности.

Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, т.е. осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без высокого уровня самосознания граждан.


Похожая информация.


И многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, стро-го говоря, обществознание - это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить читателя с основами общественной жизни. Выше-упомянутые науки являются теми источниками, откуда оно черпает свой материал. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью особых методов, используемых только наукой. Поэтому дальше, говоря об обществознании, мы будем использовать термин «наука».

Так что же она изучает? Чтобы ответить на этот вопрос, введем разделение на объект и предмет изучения. Объектом исследования будет являться часть реальности, выделенная согласно целям той или иной науки. Так, объектом изучения естественных наук является природа. Объект изучения обществознания - общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: политология , социология, ис-тория, правоведение. Их еще называют социальными или гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обще-ствознание интересуется всеми важнейшими сторонами общественной жиз-ни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действу-ют и т. д. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйствен-ную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управле-ния, духовную жизнь, а также взаимоотношения между ними.

Итак, введя такое понятие, как «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обще-ствознанием и другими гуманитарными дисциплинами.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и поэтому впра-ве сказать, что знаете, как минимум, одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества. а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разде-ление на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать не-сколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность суще-ственных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, при-нято называть предметом изучения.


Установить, что является предметом обществознания, можно пу-тем сравнения с наукой историей. Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют сло-вом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны обще-ственной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к опреде-ленному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи , если рассматривают хозяйство, то это хозяйство древних славян или гер-манцев ит.д. А если копнуть еще глубже, то заметим, что связь интересов историков с местом и временем еще теснее, потому что важную сторону их исследований составляет изучение событий и связей между этими ин-дивидуальными событиями.

Теперь мы подошли ближе к опознанию предмета дисциплины под названием «обществознание». Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом - общие свойства обще-ственной жизни, сохраняющиеся в пространстве и потоке времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы - сходства.

В науке давно сложилось обозначение таких общих свойств или свя-зей между свойствами. По другому их называют «законами». В данном случае это будут законы общественной жизни или социальные законы. Что такое законы? Законами будут называться всеобщие и необходимые свойства или связи между свойствами каких-либо объектов. Теперь можем уточнить представление о предмете обществознания. Это дисцип-лина, которая стремится получить знание о законах общественной жизни.

Не надо думать, что во всех обществах сразу же будут действовать одинаковые законы, т.е. везде в одно и то же время будет рабовладение либо феодализм. Законы будут действовать только при наличии соответ-ствующих условий. Например, если усложнилась жизнь в обществе, если между людьми стали складываться отношения неравенства, значит налицо условия для возникновения государства. А раз мы говорим об общих свой-ствах, то можем утверждать, что подобные процессы будут происходить в любом обществе в любом месте и в любое время, если сложатся определенные условия. (Строгости ради добавим, что при прочих равных услови-ях). Данное рассуждение позволяет нам понять, почему социальный мир так разнообразен и почему все-таки в нем можно выявить типичные чер-ты. В разных обществах действуют разные законы, потому что складыва-ются разные условия. А с другой стороны, сходные условия приводят к сходным последствиям пусть в разное время.

Вы можете задать еще один вопрос: а чем же обществознание луч-ше истории. Историк изучает жизнь конкретного государства, а общество-вед- государства вообще. Но ведь существуют только конкретные вещи. Государства вообще не существовало. Это верно. Однако мы должны по-мнить: чтобы распознать черты Киевской Руси или варварских государств в Западной Европе, нужно сначала иметь представление о том, что такое государство и чем оно отличается от других форм осуществления власти и управления. Вот чем ученому, изучающему конкретные вещи, может по-мочь наука, изучающая вещи, на первый взгляд весьма абстрактные.

Теперь попытаемся подробнее определить, что представляют со-бой законы общественной жизни. Можно выделить три типа законов: структуры, функционирования и изменений (развития). Что такое струк-тура? Это определенный набор элементов и отношений между ними. И изменений в экономике, то можем их найти в особенностях духов-ной жизни. Мы знаем, что одно из ключевых понятий экономики - понятие «производительности труда», т.е. количества благ, производимых в едини-цу времени. Современная экономика стремится к росту производитель-ности труда.

Однако, когда мы внимательнее присмотримся к жизни сель-ских общин в древности, то не найдем стремления повышать производи-тельность труда. Следует установить причины этого явления. А искать их придется в психологии крестьян, их взаимоотношениях с другими группа-ми общества, особенностях духовной жизни и т.д., т.е. за пределами самой экономики. И, наконец, не любые составные части общества нас интере-суют. Поэтому законы структуры - это такие элементы и связи между эле-ментами, которые необходимы для существования общества.

Следующий тип законов - это законы функционирования. Под фун-кционированием можно понимать выполнение повторяющихся (обра-тимых) действий, благодаря которым обеспечивается существование, стабильность, устойчивость какого-либо элемента общественной жизни или общества в целом. Так функцией государства можно назвать урегулирование взаимоотношений между различными социальными группами. Пока государство эту функцию осуществляет, оно гарантирует как стабильность общества, так и собственную стабильность.

Третий тип законов - это законы изменений. Под изменениями бу-дет понимать необратимые действия, в результате которых какой-либо элемент общественной жизни или общество в целом приобрета-ют свойства, которыми ранее не обладали. Тогда общие причины воз-никновения государства в любом обществе можно считать типичным слу-чаем законов изменений или развития. С образованием государства обще-ство естественно приобретает черты, которыми оно ранее не обладало.

Подведем итог нашим рассуждениям. Объектом изучения для нас явилось общество в целом. Предметом - общие черты общественной жиз-ни. Эти черты мы назвали законами. Все законы, которые описывают со-циальный мир, мы сгруппировали в законы структуры, функционирова-ния и изменений. Таким образом, получили определение предмета обществознания, которым и будем в дальнейшем руководствоваться. Обществознание - это дисциплина, объектом изучения которой является об-щество в целом, а предметом изучения - законы структуры, функциони-рования и изменений общественной жизни.

Обществознание - это наука, изучающая социум и процессы, происходящие в нем. В своем арсенале обществознание имеет множество инструментов, относящихся к разным отраслям знаний. Все, что касается взаимодействия в обществе, тенденций развития человеческого коллектива, является объектом исследования данной учебной дисциплины.

Место обществознания в системе наук

«Обществознание - это наука, изучающая общество» - именно такое определение сформировалось в обывательском сознании, и отчасти оно верно, но все же не полностью отражает суть данной научной дисциплины. Чтобы разобраться, что же собой представляет данная отрасль знаний, для начала поговорим о науках вообще. Итак, наука как термин обозначает систему изучения окружающего мира.

Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:

  1. Фундаментальные. Науки, являющиеся подспорьем и инструментом, основой для всех остальных. В эту группу входят не только непосредственно науки, как, например, математика, но и те их ответвления, которые являются базой - например, ядерная химия.
  2. Технические. Дисциплины, изучающие техносферу, а также вспомогательные для этого. К этой группе можно отнести архитектуру, кибернетику, информатику, системотехнику, механику и так далее.
  3. Гуманитарные. Науки, изучающие деятельность человека в тех или иных сферах. Литературоведение, искусствоведение, психология.
  4. Прикладные. Те из дисциплин, которые могут иметь непосредственное практическое применение в жизни человека.
  5. Общественные. Пласт наук, которые занимаются исследованием социальных процессов. К этой группе относятся науки, изучающие человека - обществознание, социология, а также дисциплины, изучающие деятельность общности людей: история, политология, экономика, юриспруденция.

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Смежные с обществознанием дисциплины

Название дисциплины

Объект изучения

Экономика

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Социология

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Культурология

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политология

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

Как уже было сказано, обществознание - это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен - все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Социология - центральный элемент обществознания

Социология занимает чуть ли не центральное место в совокупности наук о человеческом коллективе. Дисциплина подробно рассматривает структуру общества, особенности взаимоотношений между людьми, тенденции социума.

Соединяя в себе качества фундаментальной и прикладной науки, социология, с одной стороны, изучает социальные явления, а с другой стороны, может их прогнозировать и таким образом на них влиять.

Научная дисциплина имеет несколько сложных дилемм, связанных с разнородностью подходов ученых к тем или иным вопросам. Так, например, неодинаково отношение ученых из разных школ социологии к вопросу о первоначальной среде общества: является ли она изначально конфликтной либо благоприятной. Именно в решении этого вопроса помогают другие общественные дисциплины. Обществознание - это наука, изучающая возможность применения прикладных знаний из одних отраслей знаний в иные.

Культурология

Со времен, когда первые люди начали объединяться в племена и жить общиной, они начали заниматься и первым творчеством. Удивительно, но наскальная живопись, находимая в наши дни в некоторых местах планеты, может многое сказать о людях того времени. Изобразительное искусство, устное народное творчество, вокал - все это было развито даже тысячи лет назад.

Каково оно - духовное достояние человечества, что оно в себе несет и что может подарить поколениям, которые будут после - вот что изучает культурология.

Обществознание - это наука, изучающая общество со всеми его гранями, и в западной систематике культурология является не самостоятельной дисциплиной, а лишь разделом обществознания. В отечественной же классификации принято выделять эту науку как самостоятельную, со своим предметом и методом изучения.

Политология в системе общественных наук

Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.

История

Важнейшая роль в системе наук, изучающих общество, отведена такой дисциплине, как история. Охватывая тысячи лет, ведя жизнеописание всех предшествующих поколений, она способна дать ответы на многие вопросы современности. Как развивались отдельные цивилизации, что было апогеем их эволюции и почему они пали - все это дает современному человеку возможность избежать тех же ошибок в будущем.

История показывает, как в те или иные времена взаимодействовали между собой человек и государство, государство и государство.

Обществознание как учебная дисциплина использует для изучения общества различные инструменты и методы. Будучи объединенной с другими общественными науками, данная отрасль знаний позволяет человеку стать на шаг ближе к познанию тайн социума.