Название реки в переводе с. Откуда пошли названия рек

Санскрит - это один из древних индийских языков, который употребляется и по сегодняшний день. Этот язык распространен в северной и центральной Индии, Пакистане и в ряде других стран мира.

Замечено, что в русском языке и санскрите есть немало общего. Так, например, мы пользуемся почти одними и теми же терминами родства (мать, свекор, дядя и др.), местоимениями (тот, как, свой, вас и др.), числительными (один, трое, первый и т.д.). У нас схож процесс образования слов, при котором особенно важную роль играют приставки и суффиксы. Но что особенно поражает, так это сходство названий географических объектов и, в первую очередь, названий рек - наиболее древних из них.

Вы спросите, так ли важно знать, кто дал имя той или иной реке? В принципе не важно, но это только до какого-то определенного предела.

Ответ на этот вопрос приобретает особое значение, когда пытаются через названия рек доказать, что на территории, по которой они текут, когда-то жили те, кто присвоил рекам свои имена.

Судите сами, в последнее время нет, пожалуй, ни одного такого места на просторах России, где бы краеведы не отыскали среди географических названий «следы санскрита».

Через санскрит уже объясняют даже названия рек Москва и Ока. Название Москвы-реки, как некой Масикавы, «монтируется» из трех слов: маси- - «черная краска»; -ка - «вода»; -ва - подобно. Получается «вода, подобная черной краске», или «черная вода». Название реки Ока переводится с санскрита как «поток» или «прилив».

Наиболее смелые исследователи даже утверждают, что народы, языком которых был санскрит, некогда обитали на берегах наших родных рек и озер. Затем, якобы, все эти племена ушли далеко в Индию, оставив нас наедине со жгучим вопросом относительно смысла наречения ими водных объектов на просторах Русской Земли.

Из-за того, что тот или иной регион, а подчас даже район или область России, запросто провозглашаются родиной ариев - носителей санскрита, у специалистов уже даже ходит шутка: «Откуда ученый, оттуда и арии».

Впрочем, повышенное внимание к речным названиям непонятного толка далеко не беспочвенно. В бассейне Оки действительно существуют реки, названия которых таят в себе корни, сближающие их с языком, на котором говорят те, кто населяет сегодня Индию.

За примерами далеко ходить не надо.
Все реки, в названиях которых обнаруживаются русско-санскритские параллели, могут быть подразделены на группы.
Есть названия, которые восходят к именам богов славянского язычества и богов, упоминаемых в древнеиндийских религиозных гимнах - Ведах.

По территории Калужской области текут реки Рудня и Рудянка. В названиях этих рек угадываются имена богов Рода (у славян) и Рудра (в Ведах). Оба этих божества являются носителями мужского начала, дающего семя земле и всему, что на ней живет, продлевают кровное родство поколений. Совсем не случайно, что понятия «род-ня», «на-род» у русских так созвучны санскритскому «родас» - земля.

Санскритское начало есть и в названии реки Угра: угра - «сильный, могучий, огромный». В индийской мифологии Угра это и одно из имен названного выше бога бурь Рудры.

В Поочье текут реки, названия которых созвучны именам рек, протекающих по землям, описанным в древнеиндийских Ведах.
Автор ряда научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян Наталья Гусева утверждает, что с названиями рек Акша, Арчик, Ваман, Ванша, Хубджа и Ушанас, которые отыскиваются в древнеиндийском эпосе, вполне соотносятся имена рек в бассейне Оки: Акша, Арчиков, Вамна, Ванша, Кубджа и Ушанес. Согласитесь, интригующее совпадение.

Есть реки, названия которых связаны со свойствами, присущими воде, вообще или со словами «река, поток», как они звучат на санскрите.

Так, например, название реки Птара происходит от санскритского слова тара - «переправа». При непосредственном участии этого слова у индийцев образуются такие понятия как таранга - «волна», тараннгини - «река», тарани - «текущий» или «быстpый».
Название реки Упа с санскрита переводится как «около», т.е. река, бегущая где-то рядом или поблизости.

Для того, чтобы ответить на вопрос, откуда все же проистекает «санскритский след» у названий русских рек, обратимся к истории возникновения санскрита и характеру его взаимоотношения с другими языками.

Одним из наидревнейших языков, который сохранился в достаточно широком объеме, является древнеиндийский. Этот язык принято еще называть индоарийским, т.к. на нем говорили арии (от -арий, т.е. благородный) - группы индоевропейских племен - индоиранцев. В начале II-го тысячелетия до н.э. они пришли на территорию Ирана, Индии, Афганистана и Таджикистана.

Арийские племена принесли с собой ведийский язык, то есть язык названных выше Вед. К середине I-го тысячелетия до нашей эры на основе ведийского языка и сформировался санскрит. Это литературный, строго нормированный язык, которым руководствовались жрецы. К тому времени под ариями уже понимались не какие-то конкретные племена, а только три высших касты.

Таким образом, санскрит родился на территории Индии, далеко за пределами тех мест, где проживали предки славян с их праславянским языком. Ученые спорят о том, где находилась территория расселения древнейших из славян, но большинство из них связывают ее с местом жительства скифов-пахарей в Северном Причерноморье и по Днепру.

Язык древних ариев прошел свое развитие до санскрита вдали от мест, где позже сформировался и древнеславянский язык, а это уже пределы древнерусского государства, т.е. хорошо нам известная Киевская Русь.

Появление праславянского, а затем древнерусского языков и санскрита «разнесено» не только территориально, но и во времени. Санскрит - середина I-го тысячелетия до н.э., праславянский язык - начало I-го тысячелетия н.э., а древнеславянский - VIII-XIV века н.э.

Из сказанного следует, что санскрит не мог контактировать ни с древнерусским, ни с праславянским языком. Этот язык сложился в Индии примерно тогда, когда из общеславянской общности только еще выделялись восточнославянские племена.

АРИИ НИКОГДА НЕ ПРОЖИВАЛИ В ВЕРХНЕМ ПООЧЬЕ. Им, оказывается, совсем и не нужно было долго проживать там, где бы они контактировали со славянами для того, чтобы последние усвоили от них что-то из арийского языка или религии.

Реки, имеющие неславянский «внешний вид», образовались у нас благодаря последовательному заселению территории народами, обладавшими прочными родственными связями. Только вот эти взаимоотношения уходят гораздо в более далёкое прошлое, чем середина I-го тысячелетия до н. э., когда складывался санскрит.

Ответ на вопрос: откуда санскритские имена у рек, озёр, урочищ появились в Европейской части России нужно искать у наших очень и очень далёких предков, которые ИМЕЮТ И ОБЩЕЕ ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДСТВО - ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Из него вышли индоевропейские языки: индоарийская (индийская), иранская, греческая, балтийская, кельтская, германская, славянская и другие группы языков, а также армянский язык.

В каменном веке, с VIII по III-е тысячелетие до н.э. (неолит), все индоевропейцы были едины, говорили на одном праиндоевропейском языке, близко соприкасались друг с другом, молились одним богам. Именно тогда сложились родственные связи будущего санскрита с древнегреческим, латинским, балтославянским, готским языками.

Не будем вдаваться в подробности о том, откуда на Земном шаре начался «исход» праиндоевропейцев. Мнений на этот счет существует несколько: Арктида, Гиперборея, Атлантида и др. - на севере. Ученые допускают также, что все они могли, например, проживать в Причерноморье, которое населяли и балтославянские племена - предки славян и балтов. Отсюда все они в разное время начали распространяться по свету. Праиндоиранцы прошли через Малую Азию на Восток в Индию, Афганистан и в другие места современного проживания.

В более позднее время начали свой путь к новым местам и другие праиндроевропейцы. Верхнее Поочье стало одним из мест, куда прибыли балтославяне - древние предки балтов и славян. От них и пошло большинство названий рек, это они в своем языке принесли сюда арийские основания.

Финно-угорские названия рек пошли от племен, пришедших к нам в Поочье с Урала. Языки, на которых говорили финно-угры (финский, карельский, эстонский, мордовский, удмурдский и др.), хотя и не относятся к индоевропейским, но и они вобрали в себя санскритские элементы. Произошло это тоже в неолитические времена, но только на Урале, где предки финно-угров - пратосаамы близко проживали и контактировали с носителями одной из ветвей праиндоевропейцев, пришедших близко к Уралу из Причерноморья.

Но вернемся к названиям наших рек и попытаемся выделить среди перечисленных рек те, в именах которых просматриваются санскритские начала.

Неподалеку от села Вейно бежит у нас речка Веенка, есть Веенка и среди притоков Оки. Оказывается, что у восточных славян существовал дохристианский бог Вей, которому у индоариев соответствует бог ветра, войны, даритель славы и богатства - Вейю.

Или вот еще один любопытный факт. Маленькая речушка Агнишна - приток реки Коща. На санскрите агни - «огонь», а ведический бог огня - Агни.

Сопоставляя имя бога Агни и название реки Агничная, мы видим не только и не столько совпадение фонетическое. Перед нами указание на два древнейших славянских культа, которые играли важнейшую роль одновременно в религиозном мышлении и всех индоевропейских народов. Во-первых, почитание рек как источника жизни. Во-вторых, обожествление самого огня. Его уважали, его берегли, ему молились.

Сходными внешними чертами наделены были не только боги, но даже и русалки - чудища, населяющие водные струи.

Амур – название происходит от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы «амар», «дамур» - «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ» («Чёрная река»), затем «Хэйлунцзян» («Река чёрного дракона»).

Ангара – название произошло от монгольского слова "анга" - рот, ущелье.

Барнаул – в переводе с кетского означает «волчья река».

Брахмапутра индийское название реки в переводе с санскрита на русский означает «Сын Брахмы».

Волга – наиболее вероятно происходит от праславянского Vьlga – волога, влага, возможный смысл названия Волги - «вода» или «большая вода».

Вытегра – в переводе с финно-угорского означает «озерная река».

Вятка – точное происхождение неизвестно. По одной из гипотез, река была так названа по удмуртскому «племени» Ватка́.

Евфрат – в переводе с арамейского означает «сладкая вода».

Енисей – название происходит от эвенкийского «Ионесси» - большая вода.

Инта – в переводе с ненецкого означает «место, обильное водой, переувлажненное место».

Иртыш – нет точных сведений о происхождении названия реки, но некоторые ученые предполагают, что Иртыш - это имя древних кетов, которое было переделано тюрками и означает «Землерой».

Нева – существует множество версий этимологии названия реки. Большинство историков полагают, что Нева получила свое название от древнего наименования Ладожского озера - «Нево», что в переводе с финского значит «морской залив» или «море». В шведских источниках VII-VIII веков река упоминается под названием «Ну» (или «Нью»), т.е. «новая».

Нил – от греческого названия реки «Нилос».

Ока – к единому мнению о происхождении названия ученые не пришли. По одной из версий, Ока получила своё название от латинского aqua «вода», по-другой, название переводится как незамерзающее место в реке, озере, болоте; прорубь; небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; бьющий из глубины ключ.

Кама – в переводе с удмуртского значит «река, большая река».

Кашкадарья – в переводе с узбекского означает «прозрачная река».

Колорадо – в переводе с испанского «окрашенный, цветной».

Колыма – этимология окончательно не разработана. На тюркских языках «куль», «коль» означает «озеро». На финно-угорских языках "колыма" означает смерть. Эвены, по территории расселения которых протекает река, называли её Кулу (склон берега реки, обращённый на север). Возможно, заимствовано из корякско-чукотского языка куул (глубокая речка).

Лена – считается, что название реки происходит из эвенкийского языка, на котором названия реки «Елю-Енэ» («Елюенэ», «Линэ») производится от «йэнэ» - «большая река».

Миссисипи – на языке оджибве - «большая река».

Обь – происхождение названия реки доподлинно не известно, но по одной из версий, оно произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега».

Печора – по одной из гипотез, слово «печора» означает «пещера».

Свирь – в переводе с языка вепсов означает «глубокая».

Селенга – в переводе с эвенкийского означает «железистая».

Сена – название реки в античные времена звучало как Секвана (Sequana). Предположительно, кельтское слово Siquana происходит от праиндоевропейского sak- (священный).

Сызрань – в переводе с тюркского означает «болотное место».

Темза – название предположительно обозначает «тёмная».

Хатанга – название этой реки на Таймыре в переводе с долганского означает «березовая».

Хуанхэ – в переводе с китайского ее название означает «жёлтая река».

Янцзы – по одной из версий, в переводе с китайского название этой реки переводится как «голубая река», по другой, -"длинная река".

Как вы думаете, почему в русском языке слово «река» женского рода? А почему большинство российских речек носят «женские» имена? Может быть, потому что издавна на берегах рек зарождались народы и цивилизации, вот и ассоциируются они с женским, материнским началом…

Бешеная Амударья

Амударья - река в , частично протекающая по границе Таджикистана и Афганистана. Наименование свое она получила в VI в. от названия города Амуль (с добавлением иранского «дарья» - большая река). На берегах Амударьи процветали могущественные государства Хорезм и Согдиана. Еще в глубокой древности путешественники замечали, что Окс (Оксус, Аракс, Окуз – от тюркского «текущая вода»), как она звалась тогда – одна из величайших рек мира, текущая сорока рукавами и только одним достигающая Каспийского моря.

Арабы дали ей имя Джейхун, что означает «бешеная», «дикая». Но тем не менее историки, сопровождавшие Александра Македонского, описывали переправу его войск через Окс на бурдюках.

Скалы Сырдарьи

Сырдарья протекает через Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. В переводе с иранского название звучит как «обильная, многоводная река».

С рекой связана трогательная легенда о Фархаде и Ширин. Когда-то на берегах Сырдарьи жила якобы красавица по имени Ширин. Много было у нее женихов, но сказала она, что выйдет замуж только за того, кто сумеет отвести от бурной реки воду и оросить страждущие земли. Среди неудачных претендентов были сын богатого хана Хосров и молодой богатырь – бедняк Фархад. Но даже богатырь не мог сразу одолеть бурную реку. А молодой хан пошел на хитрость. Он велел слугам сплести много тростниковых циновок и ночью разложить их на земле. Когда взошла луна, узкая полоска циновок заблестела в ее свете. Ширин, выйдя на балкон, увидела под лучами луны «водный поток» и согласилась стать новой женой Хосрова. Узнав об этом, Фархад бросился со скалы в реку… Раскрылся обман, пробудились истинные чувства у Ширин, и она в отчаянии последовала печальному примеру возлюбленного. С тех пор скалы над Сырдарьей носят имя Фархада, а невысокая гряда на левом берегу называется Ширин…

Пасть Ангары

Название Ангара носят сразу две . Одна – правый приток Енисея, вытекающий из озера Байкал. Другая – Верхняя Ангара, в свою очередь, впадающая в Байкал. Основа «ангар» встречается в разных языках. В бурятском и монгольском это «щель, трещина, расщелина», в эвенкском - «пасть», в якутском - «проем, ворота, ущелье». Действительно, в верховьях река, прорезая горы, буйно устремляется по ущелью, расселине, напоминая «открытую пасть», непрерывно и жадно поглощающую воды Байкала.

Эвенки (они же тунгусы) считали Ангару главной рекой, а Енисей – ее притоком. Они же в нижнем течении именовали ее Верхней Тунгуской.

После строительства Ангарской ГЭС в 1951 г. на берегах Ангары в Иркутской области возник город Ангарск.

Главная река России

- крупнейшая в Европе река. Истоки она берет на «макушке» Валдайской возвышенности, в районе горы Каменник, у деревни Волго-Верховье Осташковского района Тверской области. Здесь еще в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича был построен монастырь Иоанна Предтечи.

По поводу происхождения названия Волга имеются разногласия. Предположений много: могло оно произойти и от «иволги», и от «волка», и от древнефинского «вол» - «светлый, белый, святой»… А более всего для объяснения подходит славянская «влага» или, по-древнерусски, «волога», от которой родилось прилагательное «волглый» - «сырой, влажный». Грекам Волга была известна как Ра (от иранского «река»), арабам и татарам - как Итиль (от тюркского «идель» - «большая река»), у мордвы она слыла как Рау, у чувашей – как Этел… Наличие на пространстве от Оки до Карелии озер Волгань, Волгозеро, рек Волгома, Волга-Йоки, Вольга, Волхов дает основание предполагать, что все эти названия возникли в языках племен, обитавших в этих местах Русской равнины в древние времена.

Белая река

Кама - левый крупный приток Волги, длиной более 1800 км. Связи названия со славянским «камы» - «камень» - специалисты по топонимике не находят. Скорее, оно произошло от удмуртского «кам» - «река», которое кстати распространено и в некоторых других угро-финских языках.

Кроме Камы известны и другие реки с похожими названиями – Кема, Кемь, Кьяма, а также связанные с водой местные термины: тувинское «хем» - «река», финское «кюми» - «поток», узбекское «кам» - «большой канал».

Есть еще одна версия: мол, наименование Камы, возможно, идет от названия народа коми, жившего в верховьях реки. А кроме того, обитавшие в Поволжье волжские булгары когда-то называли Каму рекой Белой (Ак-Идель) и считали главной ее, а не Волгу. И на это были свои основания. Приток Кама к месту встречи с Волгой приносит в полтора раза больше воды, чем «главная река России».

Москва повсюду!

, столица России, как известно, расположена на одноименной реке, притоке Оки. Практически нет сомнений в том, что сначала название дано было реке, а потом уже – поселению. Наиболее распространенная гипотеза гласит, что слово состоит из двух частей «моск» и «ва», и вместе они по балто-славянской версии означают «топкое, вязкое место, болото, сырость». В бассейне Оки есть также озеро Москово, речка Московка, овраги Москвин и Московищи. Реки Мозгава или Москава текут в Польше и в Германии, Московица – в районе Березины в Белоруссии, есть свои Московки – речка и балка - в Украине. Близкие по звучанию и значению слова встречаются в Литве и Латвии: «мазготи» - полоскать, «москат» - мыть.

Элемент «ва» встречается в названиях многочисленных речек от Прибалтики до северного Приуралья – Протва, Смедва, Лысьва, Сылва, Косьва… Так что у названий рек, где бы они ни протекали, больше общего, чем можно было бы подумать.

Одни географические названия сохраняются на протяжении десятилетий, другие живут века, иные - тысячелетия.

А некоторые возникают и умирают, как поденки.

Крепче всего хранят свои имена голубые дороги - реки.

Переименовать улицу, площадь или даже целый город не представляет особого труда, но изменить имя реки чрезвычайно трудно. Ведь река - это не просто географическая точка, а длинная лента, тянущаяся на сотни, а то и на тысячи километров. Десятки городов в нашей стране, получившие свое имя от реки, на которой они возникли, были впоследствии переименованы. Но реки называются так же, как назывались прежде. "Названия рек помогают определить, какие народы жили на берегу той или иной реки, и служат верными помощниками в розысках утраченных и забытых языков исчезнувших народов.

Географ Э. Мурзаев в своей книге «Непроторенными тропами» пишет:

«Чем древнее населенный пункт, чем больше река, озеро, чем величественнее горные хребты, тем раньше они окрещены человеком и тем труднее выяснить исходные формы и их смысл. Географические имена искажались, менялись, и, конечно, случается так, что при современном уровне науки некоторые названия мы не могкем расшифровать, и они нам кажутся не имеющими смысла. Но бессмысленных названий не бывает . Многие из них, раньше непонятные, ничего не говорящие, потом оказывались содержащими определенный смысл. Объясняется это тем, что географические названия, которые возникали в прошлом, имели часто нарицательное значение, но современное население воспринимает многие названия только как собственные…»

Понять это несложно, если вспомнить, что словарный запас у наших предков был очень скудным. В их распоряжении находилось ограниченное число слов, и одним и тем же словом они пользовались в разных случаях жизни. Когда им нужно было выразить такие сходные по смыслу предметы и понятия, как река, вода, озеро, жажда, пить, они употребляли только одно слово. Ученые-лингвисты, исследуя словарный состав древних языков, а также слова современных языков, сохранившие доисторические корни многих понятий, объяснили смысл многих географических названий. В большинстве случаев эти названия представляют простейшие слова, обозначавшие воду, гору, землю.

Нельзя также забывать, что какой-то народ, пришедший на смену другому, изменял названия, искажая их первоначальное произношение. Даже в наше время одно и то же географическое название звучит у разных народов по-своему. Русское название «Днепр» украинцы произносят «Днипро», французы «Днипер», а китайцы «Денепохэ».

Дунай по-сербски - Дунав, по-словацки - Дунава, по-немецки - Донау, по-венгерски - Дуна, по-турецки - Туна…

В старой русской песне поется: «За реками, за дунаями…» Так собственное имя реки стало нарицательным, похожим на сказочную присказку «за морями-океанами». Но это собственное в наше время имя реки было некогда нарицательным словом, обозначавшим воду, реку, озеро и пр.

Точно так же и слова (не названия, а именно слова) «дон», «днепр», «Днестр» первоначально означали одно и то же: река, вода.

Десятки рек Северного Кавказа носят имена с одинаковыми окончаниями: Хазнидон, Урсдон, Ардон, Фиагдон, Гизельдон и др. Слово дон по-осетински и означает «река» или «вода».

Но названий рек с такими словами, как «днепр», «Днестр», «дон», «дунай», мы не встретим ни на севере нашей страны, ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке, ни в Средней Азии - там живут народы, в языках которых понятие воды обозначается совсем иными словами. Только в истории реки Дуная встречается восточное слово «Узу» или «Усу» - так называли Дунай много сот лет назад. Это словечко пришло сюда в период монгольского нашествия, когда миллионные орды степных народов ворвались на просторы Восточной и Западной Европы.

На территории от Дальнего до Ближнего Востока понятия «вода» или «река» обозначают иными словами-терминами: в Китае - шу , в Тибете - чу или чю , в Средней Азии - чу и су ... Как видите, термины почти всюду схожие. Правда, произносятся они немного по-разному, но это зависит от фонетических особенностей того или иного языка. Монгольский термин «усу», «уса» или «ус» можно встретить на юге Красноярского края, где река Ус впадает в Енисей близ селения Усть-Уса.

Сотни рек, ручьев, горных потоков на Кавказе, в Казахстане, в среднеазиатских республиках называются именами, в состав которых входит термин «су»: Карасу, Сарысу, Аксу, Кызылсу и т. п.

А сколько на географической карте рек, в названия которых включен термин «чу»: река Чу на Тянь-Шане, Чуя на Алтае, Чуна, Чуня, Чулым в Сибири.

На западе нашей страны бытует другой термин - упа или упе . По-латышски и по-литовски это слово означает «река». Так называется и одна из рек бассейна Немана. Там же, в Прибалтике, есть реки Мелнупе и Зилупе. Река Упа протекает и через город Тулу.

В Карелии и на Кольском полуострове много рек включает в свои названия термин «йоки»: Тулема-Йоки, Който-Йоки - в Карелии, Яури-Йоки, Йоканга - на Кольском полуострове. Йоки - по-фински «река», «поток».

Названия многих рек, протекающих на северо-востоке Европейской части нашей страны, оканчиваются на «ва»: Лысьва, Кожва, Сосьва, Яйва... Особенно много названий рек с таким окончанием встречается в бассейне Камы. Там живет народ коми, на языке которого ва означает «вода» и «река»: Айва-«Мужская река», Иньва-«Женская река», Вильва-«Новая река», Койва-«Птичья река», Сылва - «Талая вода»…

По мнению некоторых ученых, слова-названия «Ока», «Вятка», «Кама» также означают реку или воду.

На юге, за Кавказскими горами, географические названия голубых дорог включают в себя термины «чай», «цхали» и «су». Первый термин (тюркского происхождения) чаще всего встречается в Армении, второй - в Грузии, третий - в Азербайджане. В Средней Азии можно познакомиться еще с одним термином - аб , пришедшим из иранского языка и означающим все ту же воду. В Таджикистане этот термин звучит как об , и таджики вообще «окают»: они произносят не Таджикистан, а Тоджикистон, не Ленинабад, а Ленинобод.

Вот сколько различных терминов, обозначающих понятие «вода», «река», «поток», «влага», можно встретить в географических названиях нашей страны. Все эти термины были когда-то живыми, обиходными словами, такими же, как в наши дни являются «су» у азербайджанцев, туркменов, татар, узбеков, киргизов или «об» у таджиков.

Но одно тысячелетие сменялось другим, поднимался уровень культуры человечества, языки народов становились богаче, точнее, выразительнее - и географические названия стали разнообразнее и точнее. Одним только словом «вода», которое включало в себе все, что связывалось с водой, уже нельзя было обойтись. Ведь после того как человек приучил животных и стал передвигаться со своими стадами с места на место, после того как он увидел другие реки и озера, ему понадобились новые слова, чтобы отличать одну реку of другой и одно озеро от другого. А затем, когда пастушеские племена начали переходить от кочевого образа жизни к оседлому, когда появилось земледелие, то слово «вода» оказалось слишком всеобъемлющим - оно не давало представления, о чем именно идет речь: о большой ли реке или маленькой речушке, о ручье или водопаде, об озере или море.

Ведь голубые дороги могли быть разными: одна река широкая, полноводная, глубокая, с пологими и твердыми берегами, другая - узкая, извилистая, мелкая, с крутыми, обрывистыми или болотистыми берегами; в одном ручье текла хорошая пресная «сладкая» вода, в другом - невкусная, соленая, а может быть, даже и горькая; одно озеро было большим и длинным, другое - маленьким и круглым... Так появлялись у людей всё новые и новые слова, несущие те или иные топонимические понятия.

Большая часть названий, связанных с голубыми дорогами, заключает в себе понятие воды, влаги. Внешнее разнообразие этих названий объясняется только тем, что одно и то же понятие выражено на многих языках, хотя народ, приходивший на смену предыдущим хозяевам территории, чаще всего принимал уже существующие географические названия, а не названные еще реки, озера и другие географические объекты он называл именами на своем языке. Благодаря этим топонимам, дошедшим до наших дней, ученые могут изучать историю страны, даже если она не была записана местными летописцами.

На небольшой территории Молдавской ССР, основное население которой составляют молдаване, побывали в свое время скифы и греки, сарматы и римляне, готы и гунны, славяне и мадьяры, печенеги и половцы, турки и ногайцы... А в начале XIX века в Молдавию и Буковину стали переселяться русские, болгары, гагаузы, немцы, албанцы и пр. Естественно, что на этих землях можно встретить множество разноязычных географических названий - из ста двадцати трех рек семь рек носят тюркские названия, двенадцать - венгерские, двадцать три - молдавские, а у семидесяти четырех рек имена славянские... Сопоставив эти цифры, можно без труда установить, кто дольше всех жил на этих землях и дал свои имена голубым дорогам.

С древнейших времен люди селились по берегам рек. Реки были самыми удобными путями сообщения - их не нужно было ни прокладывать, ни мостить, ни чинить. Они выводили человека из самого дремучего леса. По реке, текущей меж непроходимых болот, он добирался до удобной земли. Голубые дороги служили человеку круглый год - зимой и летом, весной и осенью, выходя из строя лишь на короткие дни половодья или долгие недели ледостава.

В районах первоначальных прибрежных поселений и вырастали крупные города.

Так поднялись Киев на Днепре и Новгород у истока реки Волхов, близ озера Ильмень. В устье реки Великой, откуда вытекает Нарва, бегущая к Балтийскому морю, возник древний Плесков, который потом превратился в Псков. Архангельск построили у выхода Северной Двины в Белое море, Астрахань - в дельте Волги. Рига стоит у впадения Даугавы (или Западной Двины) в Балтику. Нижний Новгород (нынешний Горький) раскинулся на берегах Оки и Волги, там, где сливаются эти две реки. Да и Москва тоже ведь возникла на реке, от которой и получил свое название наш великий город.

Имена рек часто сохраняются в названии города даже в том случае, когда эта река исчезает, то есть иссякает или прячется в трубу под землю, и когда река, меняя течение, уходит от города или же когда сам город «уходит» от реки, давшей ему свое имя, как это случилось с Оренбургом.

Город этот был основан в 1735 году в устье реки Орь, при впадении ее в реку, которая тогда называлась еще рекой Яик. А имя реки Орь, как полагают географы, произошло от тюркского слова «ор», что означает котловину, яму.

Оренбург основали как пограничную крепость для защиты русских земель от нападения кочевников. Но местоположение города - в низменной, открытой местности - было выбрано неудачно. Никакого страха кочевникам эта крепость не внушала, и четыре года спустя ее решили перенести на новое место - значительно ниже по течению Яика, Там, где стоял Оренбург, осталась небольшая Орская крепость, вокруг которой и вырос впоследствии город Орск.

Вторично Оренбург поднялся на Яике, у Красной горы, примерно в двухстах километрах к западу от Орской крепости. Но и новое место тоже оказалось неудачным. Три года спустя Оренбург перенесли еще дальше на запад и заложили город в третий раз, на высоком берегу Яика, в восьмидесяти километрах ниже по течению. Здесь он стоит и поныне.

Перечислить все населенные пункты, названные по имени рек, на берегах которых они выросли, невозможно: таких населенных пунктов множество.

Возьмем, к примеру, названия, начинающиеся только на букву «В».

Васильсурск Горьковской области основан в XVI веке, при великом князе Василии Ивановиче, на реке Суре. Вначале он носил имя Васильев-Новгород, позже - Васильгород или просто Василь, и, наконец, стал Васильсурском, Вольск Саратовской области... Название города произошло не от слова «воля» или «вольница», а от имени великой русской реки. Некогда город этот называли Волгском, потом Волжском, но звуки «г» и производный «ж» не удержались в названии. А в наши годы на памяти юных читателей на Волге появились города, прямо связанные с ее именем: город Волжск между Чебоксарами и Казанью, город Волжский близ Волгоградской гидростанции и город Волгоград, как называют сегодня старый Царицын.

Волхов Ленинградской области, древний город, где находилась таможня для ганзейских судов, идущих в Новгород, получил свое название по имени реки, вытекающей из озера Ильмень и впадающей в Ладожское озеро.

Варзуга, небольшое селение близ южного берега Кольского полуострова, названа по имени реки Варзуги, впадающей в Белое море.

Волчанск Харьковской области назывался прежде местечком Волчьи Воды, по имени реки Волчьей.

Городок Ванч на Памире получил свое название от имени реки Ванч (приток Пянджа), в который впадает и река Вахш. На этой реке есть город, также носящий имя Вахш.

Город Вентспилс в Латвии стоит в устье реки Вента. Пиле - по-латышски «город», и в республике можно встретить много названий городов с таким же окончанием: Екабпилс, Крустпилс, Вальдемарпилс и пр.

А город Ветлуга и поселок Ветлужский? Они стоят на берегах Ветлуги, Вилюйск и Вилючан - на реке Вилюй, где расположен еще и Верхневилюйск, Витим стоит на реке Витиме - притоке Лены, Витебск - на реке Витьбе...

Река может дать название не только населенным пунктам. Сибирский город Верхоянск возник на реке Яне, в том месте, откуда река становится судоходной. Ниже по течению Яны, на правом ее берегу, стоит поселок Янский, еще ниже, за Янскими порогами, река пересекает Яно-Индигирскую низменность и впадает в Янский залив моря Лаптевых.

Вот сколько географических названий может быть рождено одной голубой дорогой.

С.В. Жарникова

Северные Увалы

«Северные Увалы – это аномалия Русской равнины» - утверждал один из крупнейших геоморфологов второй половины ХХ века Ю.А.Мещеряков. Действительно, именно Северные Увалы являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Но ведь именно на этой широте Северных Увалов – помещал знаменитый историк античности Клавдий Птолемей знаменитые Рипейские - Гиперборейские - Алаунские горы, аналогичные горам Меру и Хара арийской Традиции. Клавдий Птолемей писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами».
Русский этнограф Н.А. Иваницкий в 1890 г., говоря о ландшафтах Вологодской губернии, отмечал: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Сысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы и плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем. Надо думать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе в ХIХ веке Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности названия своих гор».

Воронеж или Варанаси?

«Самым великим из 7-ми священных городов древних арьев был город «Варанаси » – центр учёности и столица царства «Каши » (то есть «сияющего»). Эпос утверждает, что город «Варанаси» был основан в глубочайшей древности - при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии Махабхараты город «Варанаси», как столица, существовал уже за 12 тысяч 300 лет до наших дней. Название его производят от наименования рек «Варана » и «Аси », на которых стоял этот город, или, что вполне возможно, от «вара-наш » («круг» или «крепость» наша).

Но, если вспомнить:
- что нынешняя река «Воронеж » вплоть до XVIII века называлась «Великой Вороной »;
- что на этой реке стоит древнерусский город Воронеж, название которого очень близко к «Варанаси»;
- что ещё в XVII веке воронежскую крепость называли «Воранаш »;
- что древнеарийский эпос указывает, что в районе арийского Варанаси текли реки «Аси», «Кавери», «Дева», а недалеко находились водоём «Вай-дурья» (на санскрите «дурья » - гора) и гора «Дева-сабха» (на санскрите «сабха » - сопка);
- что и сегодня в Воронежской и Липецкой областях течёт река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона, зовутся «Девогорье »,
то вполне закономерный вывод из вышесказанного вы сделаете сами.

Крапивна. Город матсьев Уплава?

«В одной из книг Махабхараты рассказывается о городе УПЛАВА , бывшей некогда столицей народа матсьев, проживавших в царстве Вираты (на санскрите слово «вирата » означает «крапива »). Народ «матсьи» упоминается в Ригведе, Каушитаки упанишаде, в Гопатхе брахмане, в Ману санхите и Шатапатха брахмане. Махабхарата (книга «Сауптикапарва» - «Книга о нападении на спящих») сообщает о матсьи, как о союзниках Пандавов во время кровопролитной битвы на поле Курукшетры.
В современной Тульской области России есть город Крапивна. Считается, что название этого города произошло от густых порослей крапивы в здешних местах. Сохранилась и другая, возможно, сакральная версия происхождения названия города (так как часто в старых документах Крапивна пишется через «о» - «Кропивна») - от слова «кропить», в смысле освящать». Но самое удивительное, что стоит этот тульский город на месте слияния двух рек... Упы и Плавы».

Всё как и в древности

«Описывая давние, ещё доарийские времена, Махабхарата сообщает, что длина хребта Меру (или «Хары ») равнялась (в переводе на нашу меру длины) 1600 км, а на Западе его ограничивала местность «Гандхамадана». Но и сегодня в Вологодской области России, в районе Северных Увалов можно встретить такие названия рек, гор, населенных мест как Харово , Харовская гряда, Харовка, Мандара, Мандарово . На соседней Костромской земле, на ближайших подходах Северных Увалов к Волге и до сих пор течет река Мера . А если мы отложим от современной горы Нарады на Северном Урале (ныне «Народной») именно по Северным Увалам 1600 км строго на запад, то мы попадем в Карельское Заонежье, где до сих пор есть озеро… Гандамадана и гора Гандамадана. И здесь же, в районе Гандамаданы, и по сей день течет река Сагаров Ручей . О сыновьях же Сагары, некогда в древности выкопавших большой канал, рассказывает один из сюжетов уже упоминавшегося нами известнейшего древнеиндийского эпоса».

О сыновьях царя Солнечной династии Сагары, некогда в «гиперборейской древности» выкопавших очень большой канал, рассказывает один из сюжетов Махабхараты. В Этом деле участвовали 60000 сыновей Сагары. Они прорыли в древности канал с юго-запада на северо-восток до самого Северного океана.

Вьяса - легендарный древнеиндийский риши (мудрец), почитавшийся составителем собраний Вед, пуран и творцом «Махабхараты». Согласно «Махабхарате», Вьяса, дед Пандавов, родился на острове посреди священной Ямуны ; его матерью была молодая Кали (Сатьявати), а отцом - мудрец Парашара, сын Шакти. Он был истинным, прозревшим свою суть мудрецом, чистым духом и искренним. Он был поэтом и провидцем прошлого, настоящего и будущего. Величайший из всех знатоков Вед, он разделил одну Веду на четыре. Традиция сообщает, что «разделив Веды Вьяса все ещё испытывал внутреннее беспокойство и недовольство собой. И лишь записав «Шримад-Бхагаватам» он обрёл мир и спокойствие в душе».

Знаменитый ведийский трактат «Шримад-Бхагаватам» сообщает, что «есть также другие горы, которые красиво располагаются вокруг подножия горы Mеру , словно волокна вокруг чашечки лотоса. К ним относятся Куранга, Курара, Кусумбха, Ваиканка, Tрикута, Шишира, Патанга, Ручака, Нишадха, Синиваса, Капила, Шанкха, Ваидурья, Джарудхи, Хамса, Ришабха, Нага, Каланджара и Нарада . С восточной стороны горы Сумеру расположены две горы: Джатхара и Девакута , простирающиеся на север и на юг на 18000 йоджан. Tочно также еще две горы - Павана и Париятра - расположены с западной стороны Сумеру и простираются на север и на юг на такое же расстояние. С южной стороны Сумеру расположены Каиласа и Каравира - две горы, протянувшиеся на восток и на запад на 18000 йоджан, и, наконец, с северной стороны Сумеру, простираясь на восток и на запад на такое же расстояние, расположены две горы, которые называются Tришрингой и Mакарой ».

И сегодня, как и во времена Вьясы, на севере России, в Архангельской области можно прогуляться по ориентированному именно с запада на восток плоскогорью Кайласа.

Древняя Ямуна страны Брахмы

«Как повествует Авеста, по берегам моря Ворукаша («Молочного моря» Махабхараты) и реки Ранхи располагался ряд арийских стран от Арьянам Ваэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре . О них говорится: «Прославленная Курукшетра, все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов», или «Курукшетра - святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы - мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали».
Так что же это за реки - Ганга и Ямуна , между которыми лежала страна Брахмы?
Ранха (Ганга) - это Волга . Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту. И нам станет сразу ясно, что древняя Ямуна - это наша с вами Ока! Возможно ли это? Судя по всему, да! Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями: Ямна, Ям, Има. И более того согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы».

«Красавица народная»

Великий древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысяч лет назад между «Индом и Гангом». До нас Махабхарата дошла в 200 тысячах строк стихов в 18-ти книгах. В одной из них - «Лесной» описаны священные реки страны древних арьев, которая в эпосе называлась «Бхаратой». Завершающим событием повествования Махабхараты была битва на Курукшетре в 3102 г. до н.э. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в 3102 году до н.э. еще не было, так как жили они тогда ещё на своей прародине.
Но где же она находилась?
Как известно, великая русская река - Волга вплоть до II в. н.э. носила имя «Ранха » (или «РА »), под которым ее знала священная книга зороастрийцев Авеста. Но ведь «Ганга» - это лишь слегка изменённая авестийская «Ранха». Она же - нынешняя русская река Волга, название которой с санскрита переводится, как «прекрасная » (на санскрите «valga »)!

Царство Куберы

«Махабхарата повествует о том, что на севере в систему священных гор входила «Кайласа» - царство Бога богатства Куберы. И сегодня исток реки Пинеги (притока Северной Двины) все так же называется «Кайласа ». А течет она среди плоскогорья, которое у местных жителей в древности называлось также - «Кайласа».

Фото реки Кайласа не нашла, только Пинеги

Исток реки Пинеги

«Жилище Нарады»

Легенды Махабхараты повествуют о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на Севере и передававшем людям веления Богов, а Богам - просьбы людей. А самая высокая вершина Северного Урала вплоть до 1928 года носила название "Нарада ", когда в честь 10-летия Октябрьской революции она была переименована в гору «Народную ».

Гора Манарага

Согласно ведийским преданиям, прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая была названа «Склоном Ману». На Северном Урале до сих пор есть гора - Манарага , а вблизи от неё течет одноимённая с ней река. Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Но рядом с Манарагой и сегодня течет река Ила или Илыч».