Население города припять. Значения слова «Припять»

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Строительство домов для припятчан

Еще в 1986 году город Припять считался молодым и перспективным. Этот город-спутник был построен не просто так. Основание его было, прежде всего, связано с постройкой Чернобыльской атомной электростанции. Уютные городские пятиэтажки, стройные ивы у речного порта и голубая небесная даль, казалось, опустившаяся на верхушки деревьев, особенно радовала молодых припятчан.

Местная детвора играет на улице

Население Припяти на 1986 год составляло 49 400 человек, а в дальнейшем его численность должна была достигнуть 75 000 человек. Особенностью этого города являлось то, что основной частью жителей, проживающих и трудящихся здесь на благо родины, была молодежь. Среди них — около 15 406 детей, а также 7176 школьников и 16562 женщины.

Население Припяти до аварии отличалось не только численностью и ежегодным приростом, но также интернациональностью, ведь этот небольшой город уже тогда населяли люди около двадцати пяти разных национальностей, интересы и культурные традиции которых отстаивались, как и положено в нормальном современном обществе.

Припятская девочка

Если вы спросите о трудовой деятельности в Припяти, стоит сказать, что основная часть рабочего времени местных жителей сосредотачивалась на ЧАЭС. Ведь город был построен именно для работников этой станции.

Жизнь в Припяти не отличалась от жизни в других советских городах того времени — до тех пор, пока ее не изменил роковой случай. Трагедия, случившаяся на ЧАЭС в 1986 году, не просто изменила судьбы тысяч людей, но и уничтожила молодой росток, светлую Припять, не позволив молодому городу насладиться прекрасной жизнью.

Праздничный парад в Припяти до аварии

Как отразилась авария на здоровье людей?

Свершившиеся в Припяти ужасы послеаварийных последствий не могли не отразиться на жизни местных жителей. Свое дело делали не только загрязнение окружающей среды и вынужденное переселение из родных мест, но и высокий уровень заболеваемости среди жителей. Радиация показала себя неумолимой.

(8 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В далеком 1969 году появился план постройки Чернобыльской атомной электростанции. В начале февраля 1970 года этот план был воплощен в реальность – начались первые строительные работы, был заложен фундамент будущего атомограда Союза Советских Социалистических Республик — города Припять. Никто и представить не мог, что Припять до аварии, крупнейшей в истории мирного атома, отделяет менее 10 лет.

Сейчас ходит множество слухов и мифов о том, что же было в городе Припять до катастрофы. Очевидцы и люди со стороны рассказывают, как произошла и сколько убытков понес город, а туристы с интересом смотрят на фото полуразваленных зданий и домов и едут туда на экскурсии. Мы уверены, что абсолютно каждый задумывается о том, что же было на этом месте: задумывался о том, кто катался на этой качели, кто гулял на этой площади в центре города, кто и что покупал в этом пустом магазине без окон и дверей.

А здесь был город — большой перспективный город СССР, который подавал большие надежды на развитие государства. Здесь жили, работали, влюблялись и женились люди со своими надеждами, мечтами и проблемами. Жизнь била ключом. Но потом, в один момент, Припять резко застыла.

Сейчас город не оживляется даже туристами — они, как зрители фильма, приходят в кинотеатр и наблюдают это немое черно-белое кино, а за экраном протекает молчаливая застывшая жизнь, если можно так выразиться. Кажется, ничто уже не сможет вернуть Припять к ее прежней жизни, или основать там новую. Наверное, где-то свыше было предназначено этому городу стать мертвой историей государства СССР, а затем страны Украины.

Хотим сразу разъяснить ложные утверждения и сведения о том, что и Припять являются одним и тем же городом. Это совсем не так. Это такие же два разных города, как Киев и Харьков (не учитывая масштабов городов, их населения и расстояния между ними, данные приведены для сравнения).

Чернобыль – маленький городок с населением в 14 тыс. человек, который расположен в 12 километрах от Чернобыльской атомной электростанции. Это всего лишь город Чернобыльского района в Киевской области (сейчас этот район исчез, теперь он называется Ивановский район), и он имеет отношение к атомной станции не больше, чем Киев (разве что находится ближе).

Название этого города взято из наименования растения в древней Руси. Это растение – обыкновенная полынь. Наверное, там были целые поля этой травы, которая и вдохновила советские власти дать городу такое название.

Другое дело город Припять. Припять до аварии была непосредственно родным городом атомной станции Чернобыль. Он расположился всего в двух километрах от АЭС и по количеству жителей превышал население Чернобыля почти вчетверо.

Реестр населения на время катастрофы составлял практически 49 000 человек, среди них было более 30 разных национальностей, которые проживали на территории СССР. Именно Чернобыльская электростанция собрала вокруг себя столь большое количество людей и организовала такой большой промышленный город.

Почему же Чернобыльская атомная электростанция называется именно Чернобыльской, а не Припятской? Это связано с тем, что на момент начала строения АЭС города Припять, как такового, на карте СССР не существовало. В результате руководство страны решило дать ему наименование по названию района, в котором строилась станция – Чернобыльский. Это потом уже, когда вокруг станции начал расстраиваться большой и дающий надежды город, населенному пункту было дано название Припять.

Город Припять до аварии на Чернобыльской АЭС

Как было сказано, Припять до взрыва была процветающим городом, что взял свое начало в 1970 году. Но не Чернобыльская АЭС началась строиться на месте будущего города-призрака сначала, а здание общежития с помещением, где будут кушать и проживать строители и руководство, и специальное здание, где руководящие органы делали свою работу.


Уже через некоторое время, поняв, что проект удачный, что здесь будет хорошая работа и высокооплачиваемая заработная плата, работники начали потихоньку забирать свои семьи, некоторые создавали семьи знакомясь на работе. В общем, место начало оживать и дышать жизнью. До 1972 года вокруг Чернобыльской АЭС образовалось много домов, где уже жили полноценные семьи. Возник вопрос о том, как же назвать место своего проживания. Недолго думая, жители выбрали наименование по названию реки, протекавшей вблизи от поселка – Припять. Того же года, 24 апреля, местные власти задокументировали официальное название будущего города.

Дорога к смерти

Через 5 месяцев в этом же 1972 году был заложен основной шаг к будущей атомной станции. В обстановке торжественности и праздника залили бетоном первый кубометр основания ЧАЭС.

Строительство длилось пять лет, а вместе с ним расстраивался и город. Домов становилось все больше, рождались детки, возникала потребность в магазинах, школах, развлекательных парках.

В 1975 году в городе Припять ввели в эксплуатацию Чернобыльскую атомную станцию.

Но это место рано еще было называть городом, поскольку такой статус поселку дали только через семь лет, то есть в 1979 году. Все-таки станция принесла признание в государстве, жители расстроили город до больших размеров, и государство решило повысить его в статусе.

Следовательно, по старым обычаям Союза Советских Социалистических республик в каждом городе должен был быть дом пионеров, поэтому его тоже основали в г. Припять.

Уже в 1988 году самые главные здания для проживания, развлечения, учебы и саморазвития были сданы в эксплуатацию (спорткомплексы, центры торговли, дворец пионеров).

Транспортная инфраструктура Припяти

С возрастанием популярности и эффективности Чернобыльской атомной электростанции и промышленности в г. Припять до аварии стало съезжаться очень много туристов, оценочных комиссий, заграничных гостей.

К городу можно было добраться разными способами: поездом, автобусом, автомобилем или по воде.

Рассмотрим сухопутную и водную транспортную систему в городе Припять до аварии:


Улицы Припяти

Удивительным фактом в истории города Припять до аварии является история с планировкой города, связанная с самим Леонидом Брежневым. Планировка заключалась в следующем:

— Сделать застройки города по «треугольному принципу». Этот план был применен уже в десяти других городах, и его эффективность подтверждалась, так что он был применен и в Припяти. «Треугольный» принцип застройки заключался в том, чтобы строить дома разной высоты друг с другом. Таким образом визуально становилось больше пространства, и казалось, что есть больше свободного места. Все это делалось для комфортного проживания, ведь в других старых городах дома были построены практически вплотную, и их нагромождения, казалось, давили на людей пространством.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

— Особым образом спланировать геометрию улиц. К планировке улиц Припяти был причастен сам Леонид Брежнев. По расчетам, государство СССР в скором времени должно было стать настолько продвинутым, что автомобили заполонят собой дороги всех городов. И тогда повторится печальная история Европы и Америки, когда города «стояли» от пробок на дорогах часами. Генеральный секретарь хотел предотвратить будущую парализацию городов и планировку улиц делали со строго прямыми углами.

Если подытожить итоги о инфраструктуре г. Припять до аварии, то можно сказать, что город был очень удачно спроектирован. Он стоял прямо на перекрестке стратегически важных дорог, которые еще больше способствовали развитию Припяти и Чернобыльской АЭС.

Развлечения в Припяти до аварии

Вместе со строительством атомной станции было много других проектов. Активно развилась культурная самодеятельность и начали строить большой и красивый дом культуры, которому дали название «Энергетик». В нем проводились концерты, выступления и разные развлекательные программы еще одним местом для развлечения был кинотеатр. Это была большая радость для всех жителей Припяти.

Рядом со зданием вознесли статую античного героя Прометея, а кинотеатр назвали в его честь – «Прометей». Эти два здания, которые являются частью строительных проектов по всему СССР, считают вершиной искусства советского строительства. Они полностью уникальны и по-своему изысканы.

Дополнительно, в связи с тем, что наплыв экскурсий и туристов возрос, правительство решило построить место, где бы могли проживать посетители города. Таким местом стала гостиница «Октябрь», которая ежегодно принимала и обслуживала сотни гостей города Припять до аварии.

Для развлечения туристов и непосредственно жителей города Припять был сделан парк развлечений с разными качелями и колесом обозрения, где можно было наблюдать красоты всего города.


Таким образом в Припяти и других городах такой же планировки не должно было возникать пробок (Волгодонск, Тольятти). А вот другие города, которые не были построены по такой схеме будут страдать от пробок. Не все предположения Леонида Брежнева подтвердились, но все же в этом была доля правды.

Минута, изменившая все

Красивый и перспективный город Припять до катастрофы. Все его жители жили и работали слаженно и дружно, у них были большие надежды. В то время, когда строилась опасная для жизни в перспективе атомная станция Чернобыль, вокруг нее тоже строилась жизнь. Такой вот парадокс образовался – жизнь вокруг «смерти». Ведь любая атомная электростанция всегда очень опасна для жизни. Никто не знает, что может случиться в тот или иной момент, какие реакции произойдут в реакторах, какое природное увечье может случиться со станцией, какую ошибку допустит работник АЭС.


На свой страх и риск жители строили семьи планировали будущее и наслаждались жизнью. Если найти в интернете город Припять до аварии фото, то вы увидите счастливые лица, светящиеся радостные глаза детей, веселые карусели и полные полки магазинов.

Обретения статуса города помогло жителям развить Припять еще больше. Но не долго длилось счастье горожан Припяти. Через шестнадцать лет после первых застроек будущего города, через четырнадцать — после его названия, спустя одиннадцать — от первого дня эксплуатации АЭС, и всего сроком в семь лет от обретения статуса города просуществовала в Припяти счастливая жизнь.


27 апреля 1986 года все спокойствие и уют города нарушило сообщение, которое громовой волной прокатилось по мирному городку. В нем Городской совет народных депутатов гласил о том, что город заражен и в нем «складывается неблагоприятная радиационная обстановка». Случилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, и все жители города через несколько часов должны покинуть свои дома, сесть в автобус и поехать в неизвестном направлении. Это, как утверждали власти, была временная эвакуация. Но до сих пор только единицы возвратились в свои прежние дома.


Жизнь людей рухнула в одну минуту. Всех охватил страх и паника. Что будет? Что происходит? Какое состояние их здоровья? Что будет с их детьми? И многие другие вопросы звучали из уст мирных горожан. Они захватили документы, детей и самые нужные вещи и покинули свои уютные гнездышка, как оказалось, навсегда.

Припять после аварии

Что же осталось от красивого и уютного индустриального городка, подарившего тысячам людей работу, семью и прежнюю счастливую жизнь? В буквальном смысле ничего. Сейчас этот город совсем не тот, какой была Припять до аварии. Он как пустое старое заброшенное помещение, в которое иногда забегает кошечка или собачка — иногда не совсем обычные. Если вбить в поисковике Припять фото после аварии, можно увидеть сотни фотографий, которые туристы и жители ближайших районов выставляют в социальных сетях. Они просто поражают своей пустотой. Не зря говорят, что это мертвый город.


Припять сегодня — пустой, серый, замерший в один миг город. Не оживляют его даже некоторые отчаянные жители, которые поскитавшись по миру вернулись в родные дома доживать свой век на зараженной территории. Ужасные вещи происходят в Припяти, поэтому много кто рискует приехать сюда исключительна на экскурсию, повидать родных и друзей, которые остались тут, или проведать старые места, вспомнить молодость. Многие люди боятся посещать Припять из-за превышенной нормы радиации на ней, после того, как произошла авария на АЭС. Других останавливают истории о страшных .

Попробуем разобраться с уровнем радиации в городе Припять до и после аварии.

Как умирал город Припять

В момент аварии установить точный уровень радиации было невозможно. Причиной этого стало то, что один прибор, которым измеряют радиационный уровень вышел из строя, поскольку достиг 1000 Р/ч. А другой прибор, как всегда, где-то затерялся в руинах аварии, или неизвестно где. С точностью в 100 процентов в сложившийся ситуации можно утверждать о том, что уровень радиации был свыше тысячи Р/ч. А это уже почти смертельная доза.


В результате аварии пострадало все живое в округе Чернобыльской АЭС. Самый больший уровень радиации получили те люди, которые работали возле реакторов. Число это достигло почти одной тысячи человек, а доза облучений была от двух до двадцати грэй (единица дозы, которую организм поглощает в процессе излучения ионов. 1 Грэй равняется 100 Р.

В некоторых случаях эта доза радиации была смертельна для работников АЭС. Люди, которые осуществляли работы по ликвидации аварии на АЭС, получили немного меньший уровень облучения. В зависимости от сложности работы и времени ее выполнения уровень облучения варьировался от 100 до 500 мЗв (измеряется эффективная доза и эквивалентная доза излучения ионов). Некоторые люди, которые ликвидировали аварию, получили загрязнение радиацией не только снаружи, но и внутри. Радиационная пыль проникала через дыхательные органы, потому что респираторы не всегда помогали.


Жители, не побоявшиеся поселиться в городе Припять до аварии, получили разный уровень радиации, от десятков до сотен мЗв. Меньшего влияния радиации постигли , которые были эвакуированы после катастрофы. А те люди, которые остались в других районах, получили дозу от 0,03 до 2 Гр. Так произошло, потому что эвакуированному населению давали специальные препараты.

Жители, которые остались в соседних районах, употребляли вместе с едой облученные продукты, впоследствии чего их внутренние органы тоже подверглись большой дозе облучения. Особенно пострадала щитовидная железа, в которой накапливался йод-131, а из-за этого позже образовывались злокачественные опухоли.

Радиация в Припяти. Наши дни

На данный момент радиоактивные выбросы в окружающую среду не осуществляются, так что Припять полностью безопасна для посещения в течении одного или нескольких дней. Период полураспада йода-131 уже давно закончился, так как он длится всего восемь дней. Только в некоторых участках города Припять радиация достигает от 50-70 мкР/ч, но общий уровень в городе сегодня безопасный для здоровья. Другое дело, собирать урожай и дары природы в этом регионе. Вот этого делать действительно не стоит, даже если вас очень приветливо угощают редкие жители Припяти.


И еще один факт, на выезде из города специалисты проверяют уровень радиации у всех посетителей обязательно. Это делается на тот случай, если вы были очень любопытными и все-таки забрели в зону повышенной радиации (место возле южных ворот АЭС). Вас не выпустят из Припяти, пока вы не скинете с себя все радиоактивные частички, даже если придется ехать домой босиком.

Фото города Припять

Просмотрев материалы по теме Припять фото после аварии и сравнив их с городом Припять фото до аварии 1982 года, вы увидите насколько печальная ситуация этого города. Фотографии счастливых деток на каруселях соседствуют с фото, где изображены заброшенные, облезлые качели с города Припять после аварии. Где счастливая семья красуется возле гордой статуи Прометея, сейчас стоит серый и тусклый кинотеатр, который может показать только одно немое кино – свой город. На стадионе, где играли в футбол, организовывали марафоны и конкурсы, сейчас растут деревья, пробившиеся прямо из-под асфальта.


Еще одной «достопримечательностью» и показателем вида города Припять до и после аварии является . Это лес, который вследствие катастрофы впитал в себя большую часть радиоактивной пыли. Позже его срубили, но все равно, прорастая, деревья питаются соками из земли, которая на 20-25 см заражена радиацией.

Припять фото до аварии и после показывают всю правдивость ситуации. Города, считай, не остался в живых. Самые первые здания уже начали рушиться, что будет с ним через 10 лет, неизвестно. Разрушать и без того пустой город помогают вандалы, которые раскрадывают и так бедную Припять. С собой они выносят радиоактивные частицы, которые могут причинить вред незараженным территориям.

Город Припять получил свою печально известную славу из-за страшной катастрофы. Сейчас город привлекает туристов, не меньше, чем до катастрофы. Но нужна ли слава такой ценой. Может лучше бы Припять со временем утратила свою популярность, но люди были бы живы, жили в своих домах, спокойной жизнью, а не скитались по миру. Кто его знает, что будет дальше. Может, из-за разрушения город еще больше заинтересует туристов своей таинственностью, а может, о нем просто все забудут.

Печально известная Чернобыльская АЭС и трагедия, произошедшая здесь в 1986-м году, стала причиной создания так называемой Чернобыльской Зоны Отчуждения. К этой территории повышенной опасности и радиоактивного заражения относится и город Припять, появившийся как основное место проживания работников ЧАЭС и их семей. Более 20-ти лет не лишённый статуса населённого пункта Припять является заброшенным местом, куда периодически организуются многочисленные экскурсии.

Начало строительства рабочего посёлка атомщиков было положено в 1970-м году. Статус города это место получило лишь 9 лет спустя, когда привлечённое со всех уголков Советского Союза население стало достаточно большим, чтобы посёлок стал полноценным городом. На Припять возлагались большие надежды не только, как на город, где могли проживать специалисты мирового уровня, но и как на важный транспортный узел Украинской ССР. Здесь была пущена ветка железнодорожных путей от Чернигова в западные регионы.

Уличная планировка Припяти также имела существенные отличия от многих советских городов с так называемой «типовой» застройкой. План ярко-выраженного Центрального района Припяти разрабатывался таким образом, чтобы даже между хозяйственными пристройками было достаточное расстояние и широкие дороги. Таким образом, Припять должна была стать городом, в котором невозможно появление автомобильных пробок. Расчёт численности населения вёлся в пределах 85-ти тысяч человек с возможным расширением жилой застройки.

Инфраструктура Припяти также была на высоте. Уже в начале 1980-го года здесь стали появляться высотные жилые здания, включая знаменитые шестнадцатиэтажные дома, для семейного отдыха был создан парк аттракционов, строились различные спортивные и культурные учреждения. В городе создали один из крупнейших в регионе кинотеатров, вмещавший 1200 зрителей, а также 2 крупных стадиона, не считая небольшие общественные бассейны и стрелковые тиры. Промышленный потенциал Припяти, не касавшийся атомной энергетики, до года аварии оценивался в полмиллиарда рублей ежегодной прибыли.

О Припяти уже с момента активного развития города снимались агитационные фильмы, город должен был стать образцовым научным центром Советского Союза. По обмену и на рабочие командировки сюда приглашались специалисты из Дальнего зарубежья, для комфортного проживания которых была построена гостиница «Полесье», сохранившаяся до сих пор. Всё это могло получить и дальнейшее развитие уже в составе независимой Украины, если бы не трагические события 26-го апреля 1986-го года.

Апрельская ночь для всех жителей Припяти была завершена громким сообщением о случившейся аварии. 4-й энергоблок ЧАЭС разрушился как минимум двумя взрывами реактора, которые стали последствиями планового ремонта и тестирования реактора. В воздух вокруг станции из-за взрыва было выброшено огромное количество радиоактивных веществ с минимальным временем полураспада в 25 лет. В Припяти объявили срочную эвакуацию.

Из-за того, что руководство ЧАЭС в первые часы после аварии скрыло ряд фактов, раскрывающих масштаб катастрофы, население Припяти было уведомлено о «временной» эвакуации, и сразу мало кто знал, что в этот город они уже не вернутся. Уровень радиации каждого беженца проверялся на выезде из города, многим запрещали брать даже личные вещи, кроме документов – настолько был велик риск облучения.

Первое время после объявления эвакуации и начала ликвидационных работ на станции в городе дежурили милиционеры, главной задачей которых была охрана жилых домов. Но, когда стало ясно, что дальнейшее проживание в Припяти невозможно, дома остались без присмотра. Только за первые 5 лет после катастрофы мародёрами было похищено почти всё оборудование из спортивных центров, больниц и других заведений. Всё, что можно было унести в руках из вскрытых квартир, вынесли, Припять была разграблена.

Мародёров не останавливал ни высокий уровень радиации, ни дежурившие на блокпостах военные, главной задачей которых было не допустить проникновение людей в зону радиационного заражения. Только в последние несколько лет уровень радиации в черте города начал падать, благодаря саркофагу, возведённому над 4-м энергоблоком. Припять же стала приходить в крайнюю степень запустения: сквозь асфальт проросли уже достаточно высокие деревья, а большая часть открытого пространства покрыта полынью и другими сорняками.

Сейчас в городе не зарегистрировано ни одного жителя. Так называемые «Сталкеры», до сих пор живущие на территории Зоны Отчуждения, предпочитают селиться как можно дальше от пустующего города-призрака. В общей сложности в окраинных районах Припяти проживает более 100 человек, большая часть из них – это пожилые люди, имеющие свои деревянные дома и натуральное хозяйство.

Официальными экскурсиями в Припять на международном уровне в настоящее время занимается только одна организация, называется она «Чернобыль-Тур» . Все остальные фирмы, якобы оказывающие услуги проводников в Зону Отчуждения, незаконны, и обращаться к их услугам натуральным образом опасно. Экскурсионные группы проводятся по знаменитым объектам Припяти – парку аттракционов, гостинице «Полесье», нескольким спортивным центрам и жилым домам. Все объекты маршрута давно разведаны и максимально безопасны.

Для потенциальных гостей Припяти существует ряд ограничений поведения, которые беспрекословно должны соблюдаться всё время поездки. Самым строгим правилом здесь станет сухой закон, который распространяется не только на алкоголь, но и на любое употребление воды и пищи на открытом воздухе из-за повышенного уровня радиации. То же самое относится и к фототехнике, которую всегда нужно держать в руках, не ставя на землю.

Строгий дресс-код обязателен для посещения Припяти. Одежда должна быть максимально закрытой и максимально прилегать к телу. По маршрутам следований также есть ограничения. Ни один человек не должен отставать от группы или же наоборот – заходить вперёд. Больше всего радиационный фон проявляется в канавах, низинах и близ крупных деревьев – эти места значительно в стороне всех экскурсионных маршрутов.

На выходе из Припяти на КПП проводится замер радиационного фона личных вещей посетителей. Если какая-то вещь не деактивируется в специальной камере, то она подлежит изъятию. Правило крайне неприятное, но обязательное для всех.

(среднее: 4,77 из 5)


Припять - город-призрак на Украине, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник самой страшной ядерной катастрофы в мировой истории.

Много путешествуя по миру в самые отдаленные уголки планеты, мне очень часто задают один вопрос: «Where are you from?» (откуда ты?), и многие даже не знают о такой стране как Украина, но когда говоришь Чернобыль, то всем сразу становится понятно. Ведь о катастрофе мирового масштаба знают даже в самых далеких странах, в самых глухих деревнях. Слыша слово , я вижу одну и ту же реакцию: люди качают головой из стороны в сторону, всем своим видом показывая сожаление и сопереживание.

Добро пожаловать в Припять - город, где остановилось время. Расстояние до Киева 94 км.

Пустынная дорога, по которой теперь ездит только рабочий персонал в зоне отчуждения. Дорога в .

Поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе атомных электростанций. Прожил город 16 лет и навсегда остался в СССР.

Памятник пожарным, одним из первых принявших участие в ликвидации , сделан своими руками ликвидаторами аварии из такого же бетона, под которым похоронен четвертый энергоблок:

В результате аварии, из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн гектар земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжелой техникой) сотни мелких населенных пунктов. А первые дни правительство не хотело оглашать и признавать аварию, жители города даже не знали, что произошло и вместо эвакуации они просто бегали поглазеть на пожар.

После аварии на четвертом энергоблоке работа атомной станции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки «саркофага», 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го энергоблока.

Строительство пятого энергоблока ЧАЭС было практически завершено, остановлено после аварии, для шестого энергоблока был подготовлен только фундамент.

Решение об окончательной остановке энергоблока № 1 принято 30 ноября 1996 года, энергоблока № 2 - 15 марта 1999 года. 15 декабря 2000 года в 13:17 по приказу Президента Украины поворотом ключа аварийной защиты (АЗ-5) навсегда остановлен реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС. Станция прекратила генерацию электроэнергии.

Одна из достопримечательностей здешних мест - большие сомы, которых можно покормить, заранее приготовленными несколькими буханками хлеба.

Возле саркофага стоит памятник Героям-профессионалам, тем, кто защитил мир от ядерной беды:

Город Припять. Природа постепенно поглощает город, уже из асфальта растут деревья и кустарники:

Плавательный бассейн «Лазурный» :

Спортзал:

Средняя школа № 3:

Школьный буфет:

В буфете кладбище противогазов:

Под ногами валяется куча учебников:

Пустынный школьный коридор, в котором больше никогда не будет раздаваться веселый шум перемены:

Лавочка во дворе:

Заходим в подъезд дома , чтобы подняться на крышу и увидеть панораму города-призрака. Трудно себе представить, что человек, проработав всю жизнь ради благоустройства своего дома, в один миг потерял все, и ему пришлось уезжать, оставив все нажитое, вместе со своими мечтами о хорошем будущем, с девизом: «Государственное - значит мое!» в никуда. А еще сложнее представить, что это не один человек, а целые города.



На горизонте виднеется, ранее засекреченный объект под названием «Чернобыль 2» и радиолокационная станция «Дуга» (чуть левее). Эта огромная антенна была гордостью Советского Союза, она позволяла засечь старт межконтинентальных баллистических ракет на территории США ещё при запуске двигателей.

От горящего реактора, образовалось облако, которое разнесло различные радиоактивные материалы по Земле. Наибольшие выпадения были на территориях Советского Союза: Белоруссии, России и Украины.

За горизонтом Беларусь:

Смотря на панораму города даже не верится, что он пустой, и в нём никто не живет. В домах все квартиры пустые, нет ни мебели, ни вещей, только изредка встречаются поломанные, никому не нужные предметы.

Во дворе жилого дома. Фонарь и телефонные будки:

Гастроном . Таких названий как «супермаркет» Припять не знает:

Советские весы. Электронных тогда не было и продукты взвешивали гирьками:

Детский сад .

Детские куклы советских времен навсегда замерли:

Детские рисунки:

Ресторан:

Саркофаг тем самым над четвертым энергоблоком:

Это реально джунгли. За 30 лет город скрылся в лесу. Ещё лет через десять начнут массово сыпаться здания. Поэтому в Припять нужно ехать именно сейчас, дальше будет только хуже. Попасть сюда нетрудно, развит даже своеобразный туризм.

Но мне удалось увидеть немного больше, и я покажу вам Зону Отчуждения с необычной стороны. Добро пожаловать в место, где СССР никогда не кончался, а радиация кое где до сих пор превышает норму в 50 000 раз.

1. Сегодня побывать в знаменитом городе-призраке может каждый. Это чуть сложнее, чем съездить в Киев, территория на 30 километров вокруг всё ещё считается закрытой Зоной, но попасть туда проще простого, причём поездка будет не опаснее, чем часовой полёт на самолёте. То, о чём я буду рассказывать в этом репортаже - мой личный опыт, у вас он может быть немного другим, но лучше действительно один раз увидеть. В Чернобыль я хотел ещё десять лет назад, но по какой-то причине откладывал, боялся радиации и не находил повода. Вывод - зря, чем дальше, тем меньше остаётся, природа берёт своё, здания разрушаются, артефакты исчезают. Итак, поехали!

2. КПП “Дитятки”. Граница между живым и мёртвым, ворота Зоны Отчуждения. Через этот пункт пропуска в Зону попадают все, кто едет в неё легально. Если вы не сотрудник атомной станции (а она работает до сих пор!), то скорее всего, единственный способ попасть в Припять это купить тур на один или два дня. Стоит это, с учётом дороги из Киева и назад, оформления документов, обеда и ночлега 100-150 долларов, причём большую часть забирает сама Зона за оформление документов. Украинцам сильно дешевле, чем иностранцам. Я же не могу порекомендовать гида, так как ездил частным образом при помощи друзей: на двоих с Дашей мы заплатили порядка 10 тысяч рублей за однодневный тур.

3. На въезде информационный и сувенирный киоск одной из туристических компаний. Какую выбрать - решайте сами, изучайте сайты и отзывы, делитесь в комментариях.

4. Есть строгие правила посещения Зоны отчуждения, а сама программа чётко расписана на бумаге. Шаг в сторону - получаешь риск выдворения за территорию. Говорят, что иногда можно от них отступать, но главное не попадать на глаза другим группам: а то и гиду сильно попадёт, и туристам мало не покажется: конкуренты с удовольствием “стучат” друг на друга.

5. Ещё одна застава, уже в 10 километрах от Чернобыльской станции. Здесь полицейские проверяют маршрутный лист, сверяются, что всё в порядке и пускают внутрь. Дальше всё и начинается. Забегая вперёд, напишу что Зона намного более живая, чем может показаться на первый взгляд, а сам Чернобыль так и вовсе обитаемый город с магазинами и кафе. Обитаемый, но очень странный. Следующий рассказ будет как раз о том, почему здесь до сих пор живут люди, и что это за жизнь после ядерной катастрофы.

6. Этот знак приветствовал посетителей в Чернобыльской атомной станции имени Ленина, сейчас буквы убрали и остался только факел. Не советую здесь останавливаться даже на минутку: поржавевшая стела с факелом - одно из самых загрязнённых мест в Чернобыльской Зоне, находится на территории Рыжего леса. Его деревья приняли на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли во время взрыва в 1986 году, их кроны окрасились в буро-красный цвет. Позже деревья погибли, а по ночам на этом месте наблюдали свечение. (по легендам и байкам, реально ничего там не светилось)

Радиация - страшная вещь, и многие боятся сюда ехать, опасаясь последствий. Беда в том, что её не видно. Прогулка в тихом на вид месте может грозить смертельной опасностью. Так что, едем дальше.

7. Въездной знак Припяти. Налево в жилую часть города, прямо или направо - к Чернобыльской АЭС. Сам город Чернобыль остался в стороне. Он к катастрофе не имеет отношения, хотя и оказался внутри Зоны после аварии. Почему же станция Чернобыльская, а не Припятская? Всегда это интересовало. Её начали строить раньше, чем город-спутник, и назвали просто по имени района, центром которого и является Чернобыль. Чтобы два раза не вставать, обсудим ещё один миф: что за название такое ЧЕРНОБЫЛЬ? Чёрная быль? Проклятие? Те, кто не верит в теории заговоров, ответят, что это просто украинское название полыни, обильно здесь произрастающего. Более впечатлительные вспомнят Священное Писание, где именно полынь является символом наказаний Господних: у древних иудеев растение упоминается как синоним отравы, горечи или проклятия. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, “Полынью" названа упавшая звезда либо же ангел:

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

И вот тут можно совсем не верить в мистику, но результатом взрыва реактора стало, в том числе, загрязнение водных систем не только в окрестностях, но и во многих районах Европы. Так что думайте сами, совпадение это или нет.

8. Мы же ступаем на улицы города, наяву ставшего символами горечи и скорби.

9. Вот уже тридцать лет Припять застряла в Дне сурка. Время навсегда застыло в 1986 году, и это по-настоящему. Здесь не развалился Советский Союз, не появилось интернета и спутникового ТВ, а в магазинах такой же дефицит, как по всей стране в те же годы. Но тогда в Припяти, образцово-показательном советском городе, нехватки продуктов как раз не знали.

10. Город очень сильно зарос, за деревьями и кустами даже не разглядеть, что написано на вывеске магазина. Летом здесь совсем непролазные дебри: настоящие каменные джунгли это тут!

11. А ведь это проспект Ленина, одна из главных улиц 50-тысячного города!

12. Сдвоенное дерево проросло через канализационный люк и устремилось к небу. Дерево растёт во дворе одной из школ: мощное, густое, метров 15 в выссоту.

13. Один из главных официальных запретов - не заходить в здания. Говорят, что это опасно и они могут обрушиться в любой момент. Но невозможно оказаться здесь и гулять только по улицам!

14. Если очень захотеть, никто не помешает проникнуть в опустевшие многоэтажки. Самые интересные - 16 этажные высотки, с них открывается отличный вид. На те, что с гербами, лучше не ходить: они действительно в очень плачевном состоянии, плюс находятся в центре, там проще “спалиться”.

15. Как славно жилось в восемьдесят шестом: ни тебе домофонов, ни железных дверей! Заходи, товарищ, открыто! И кондиционеры на фасады не вешали, их просто не было. Хотя самопальным остеклением балконов уже начинали баловаться...

17. Внутри очень похожи на 16-этажки московских серий, сразу возникает странное чувство. Такие высокие жилые здания редко попадаются заброшенными на территории бывшего СССР, поэтому сразу ощущаешь, что Припять место особенное.

18. Почтовые ящики…да в некоторых домах и в жилых подъездах такие!

19. Для здания, пустующего столько лет, порядок почти идеальный. Почти во всех жилых домах целые лифты, никаких надписей на стенах - граффити можно встретить только в центре. Их сделали уже после аварии. Мне повезло найти квартиру с целыми батареями: сегодня это большая редкость, за последние 15 лет город неплохо пограбили. Но представляете, как здесь было в начале 2000х? Всё целое!

20. Люди оставляли свои квартиры на три дня, не зная что не смогут вернуться домой и спустя тридцать лет.

21. В одних квартирах целые стёкла, а в других разбиты. Но дело не в вандалах, до многих домов они просто не добрались. Ветер. Хотя мародёры ураганом прошлись по Припяти ещё лет двадцать назад, большую часть содержимого квартир унесли ликвидаторы аварии: мебель в могильник, какую-то техникуна хранение в магазины. В магазине “Радуга” до сих пор склад старых плит, сервантов и роялей.

22. Поднимаемся на верхний этаж. Проходим мимо машинной комнаты. Дверь открыта, оборудование раскурочено, но не вывезено. Из лифтового оборудования в первую очередь извлекали медную обмотку моторов. Вообще медные кабели это цель №1 для мародеров.

23. Выходим на крышу 16-этажки.

24. В хорошую погоду отсюда должен открываться вид на АЭС и Четвёртый энергоблок, но в тумане не различить даже города. Зато посмотрите, как заросли его улицы

сравните с фотографией, сделанной с точно такого же ракурса в 1995 году.

25. Продолжаем прогулку по Припяти. Одно из самых узнаваемых мест, угол магазина “Радуга” с ярко-жёлтыми телефонными будками. И одно из самых первых детских воспоминаний про чернобыльскую трагедию: в память навсегда врезалась телевизионная картинка именно с этим домом и будками. А жилое здание, где находился магазин, называли "Белым домом", потому что в нем жила вся городская элита, от директора ЧАЭС до начальника железнодорожной станции Янов. 4-х комнатные квартиры там рядовое дело.

26. Передовой советский атомоград был обильно украшен всевозможными коммунистическими лозунгаами. “Хай буде атом робiтником, а не солдатом”. Про эту вывеску тоже ходит байка, что через день после аварии какой-то шутник залез на крышу и повалил первую букву “а”, отчего надпись приобрела совершенно другой смысл. Позже всю надпись “положили” на крышу, но несколько лет назад нелегальные “самоходы" подняли буквы назад.

27. Отель “Полесье” на центральной площади Припяти, рядом с ДК “Энергетик”. Внутри мало что сохранилось. Вообще, в Припяти интереснее гулять как можно дальше от центра, там куда больше шансов встретить интересные артефакты, а не голые стены. Отель же, как и некоторые другие объекты, продолжал свою работу долгое время после аварии: здесь жили дозиметристы, следившие за уровнем радиации в городе.

28. Потрясающие неоновые вывески! Как бы хотелось своими глазами увидеть, как они работали. Если когда-нибудь изобретут машину времени, я обязательно вернусь в Припять 1985 года.

29. Граффити с медведями появилось на здании дворца культуры “Энергетик" недавно, не видел его в других отчётах. Настоящих медведей в городе так и не появилось, а вот стаи кабанов регулярно бегают по городу. Иногда заходят волки. Ещё в Припяти живёт лис Семён, он часто выходит к гостям. Почти ручной, вот его портрет. А вот домашних кошечек-собачек и след простыл. Хотя из города их не вывозили, жителям не разрешали забирать притомцев, всех любимцев пришлось оставить. Они одичали, сбились в стаи и нападали на ликвидаторов. Говорят, в какой-то момент их всех расстреляли…правда или очередной чернобыльский миф? Как знать.

30. Катастрофа произошла за неделю до одного из главных советских праздников, Дня трудящихся. Работники культуры готовились к его проведению, печатали и рисовали плакаты к демонстрации. Они так и остались стоять в углу “Энергетика”.

31. Один день для поездки в Зону это очень мало, особенно зимой, когда световой день короткий.

32. Я был в городе первый раз, и не смог запомнить названия всех объектов. Не помню, что это за здание с красивой мозаикой, то ли клуб, то ли музыкальная школа. Инфраструктура в Припяти была на высоте, в советские годы о комфорте учёных реально заботились, потому работать на ЧАЭС и жить в Припяти считалось большой удачей, сюда съезжались лучшие мозги страны.

33. Кинотеатр “Прометей”…нажмите на стрелку вправо, посмотрите, как он выглядел в 80-е. Сегодня место почти неузнаваемо. От фонтана не осталось и следа, всё заросло деревьями, а скульптуру Прометея от греха подальше перенесли на территорию атомной станции, благодаря этому она сохранилась по сей день (нажмите на стрелку ещё раз).

34. Знаменитый парк развлечений с его жёлтым колесом обозрения оказался не таким грандиозным, как я представлял. Даже разочаровал…самих аттракционов там кот наплакал, кроме колеса и автодрома есть лишь карусель и качели. Парк совсем крошечный, как бы в нём уместились все желающие? Чёртово колесо должны были открыть лишь 1 мая 1986 года, оно было подарком к празднику и так и не успело поработать. Вот ещё одна легенда. На самом деле, на колесе многие смогли прокатиться, причём не бесплатно. Ниже процитирую воспоминание одной из бывших жительниц:

Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.

35. Аттракционы очень сильно “фонят”, железо собирает всю радиацию, так что не советую задерживаться в парке. Особенно стоять возле автодрома. Я не знал об этом, стоял-фотографировал, но меня одёрнули попутчики.

Позже оказалось, что парк вообще одно из самых “грязных” мест Припяти. Грязнее в центре только на площади перед ДК “Энергетик” и готелем “Полесье”.

А в микрорайонах на удивление мало радиации. Второе по заражённости место в пределах города - речная пристань. Туда мы ещё отправимся.

36. Красивые мостики через небольшой ручей по пути из парка к центральной площади.

37. В заброшенной школе было невыносимо грустно. Вроде и видел всё это десятки раз на картинках, как кто-то мелом на доске написал своё имя и класс на момент учёбы в 86-м, но за душу берёт. Дети Припяти приняли трагедию особенно близко, и некоторые из них связали свою уже взрослую жизнь с городом, снимая фильмы, проводя исследования и устраивая туры в Зону Отчуждения.

38. Немного школьных интерьеров и артефактов. Полистайте галерею.

39. Где ты теперь, Николай Коротких?

40. Третья школа находится в очень плохом состоянии, внутри стопроцентная сырость. А здание школы №1 уже обрушилось.

41. Детские противогазы на полу столовой.

42. Детали прошлого: старые дорожные знаки, ручка от дипломата и крышечка от советского кефира.

43. Припять была городом молодым во всех отношениях. Средний возраст составлял всего 25 лет, а сам город едва успел отпраздновать своё 16-летие…И как же его любили, что не могут забыть до сих пор?!

44. После аварии шли разговоры о том, что после дезактивации, возможно, в город разрешат вернуться и он снова оживёт. Его тщательно “отмывали” от радиации ликвидаторы, и многие из них поплатились за это здоровьем, а то и жизнью. Ужасная правда открылась потом: Припять и вся Чернобыльская Зона ещё очень, очень долго не будет обитаемой, как минимум до середины 21 века. Некоторые районы очищать не стали. Мы стоим на границе “чистой” зоны, дальше радиация будет сильнее.

45. Заброшенный речной вокзал. Отсюда ходили скоростные катера-“ракеты” в Киев или в белорусский Мозырь. В здании вокзала было отличное летнее кафе.

46. В полностью раздраконенном здании сохранилась красивая хитро сделанная мозаика.

47. А в автомате с газировкой остался “тот самый” гранёный стакан, из которого пили все советские люди, но никто не болел.

48. Второе супергрязное место в черте города - вот эта лестница. Фонит так, что уши трясутся, но иного способа спуститься на пристань нет...

49. Зачем я это рассказываю? Чтобы вы понимали: с одной стороны, поездка в Чернобыль в 2018 году легка и достаточно безопасна, а с другой - нужно быть осторожным и не стоит гулять самостоятельно и без дозиметра.

50. Помните деревянную пристань на архивной фотографии в галерее пять абзацев назад? Дебаркадер отнесло течением на сто метров в сторону, он сель на мель и частично затонул. Но всё ещё хорошо узнаваем...

51. За три десятка лет природа Зоны восстановилась, здесь растут большие пышные грибы и сочные ягоды. Некоторые визитёры, особенно те, кто ходили самоходом и “выживали” в Зоне несколько дней, охотно их употребляют в пищу: но на мой взгляд - не стоит.

52. А теперь пришло время нагнать настоящей жути. Здание на фото - самое страшное и опасное место во всей Припяти, это не шутка и не преувеличение. Один его вид навевает ужас. Любая заброшенная больница отпугивает, но мне трудно передать словами, что я там испытал.

53. Медсанчасть №126, единственная больница Припяти, приняла первых пострадавших в аварии: пожарные, тушившие возгорание Четвёртого энергоблока, сразу после вызова отправились сюда. В больничном подвале они сбросили с себя всю одежду, так как она была заражена. Вся форма до сих пор находится там, и даже самые отчаянные, побывавшие в подвале, охренели от увиденного и вряд ли пойдут второй раз. В воздухе летает пыль с "горячими" частицами, фон доходит до миллиона распадов в минуту (на квадратный сантиметр по бете). В комнате с остатками роб пожарных на дозиметре можно увидеть и 20, и 50 миллизивертов в час.

54. Перед входом в приёмный покой лежат новенькие, совсем не ношеные сапоги. Кто-то выбросил, и этот кто-то явно был в том самом подвале

55. Конечно, ни в какие подземелья мы не полезли, но и прогулки по первому этажу хватило.

56. Юра меряет фон возле стойки регистратуры в больнице. Счётчик Гейгера визжит, как надрезанная свинья. Показания зашкаливают - в 50 тысяч раз (!) выше нормы.

57. Так фонит подшлемник пожарного, когда-то вытащенный из зловещего подвала. Позже сюда принесли металлическую табличку и положили рядом: прикасаться к такой радиоактивной вещи, тем более переносить её с места на место было бы слабоумием и отвагой.

58. Радиация - главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного.
(Юра поправил: да нет конечно, просто это режимная территория, за вынос добра могут и срок впаять. Да и пешком идти от границы зоны далеко, а нелегально ехать на транспорте по закону означает подарить машину первому менту)

59. А вот и наглядная причина, почему в здания просят не заходить…Сейчас самое время, чтобы ехать в Зону. Чем дальше, тем больше город будет разрушаться, многих мест скоро просто не останется: без помощи людей, силами самой природы, они исчезнут навсегда под грудами ненужного бетона.

60. То, что осталось от книжного магазина. Это его крыша провалилась на предыдущей фотографии.

61. Обвалившаяся стена первой школы обнажила прекрасный стенд о методике партийной пропаганды.

62. Несмотря ни на что, этот мёртвый город умер не до конца. До начала двухтысячных здесь вообще кипела жизнь, предприятия Припяти работали для сотрудников атомной станции. Здесь не жили, но приезжали. А ЧАЭС лишь году прекратила вырабатывать электричество уже в 21 веке, ведь три других реактора были совершенно исправны! Их постепенно закрывали, последний, 3-й блок остановили в 2000-м по требованиям Европы.

63. Теперь в атомограде топят дровами…

64. Здесь по сей день работает прачечная сотрудников ЧАЭС: да-да, станция по-прежнему функционирует и там трудится несколько тысяч человек. Их одежду нужно обеззараживать, и лучшего места не нашлось.

65. Тут же заодно подкрашивают знаки радиационной опасности.

66. На обратном пути, уже вечером, проехали мимо самой атомной станции. В отличие от Припяти, там я ровным счётом ничего не испытал. Хотя и видел её воочию в первый раз, сама АЭС практически точная копия Десногорской в Смоленской области, я делал про неё репортаж много лет назад.

67. Так сегодня выглядит печально известный четвёртый энергоблок, где и произошёл взрыв. В прошлом году его накрыли новым саркофагом - аркой, который прослужит сто лет, и позволит за это время разобрать реактор и захоронить его по частям.

Идея закрыть развороченное жерло реактора возникла почти сразу после взрыва. Уже к ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «Укрытие», более известное как «саркофаг». Старый саркофаг был, по сути, большой бетонной коробкой (на его постройку ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. т металлоконструкций). Воздвигнутый в спешке, он тем не менее 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Однако его перекрытия и стены уже обветшали и начали разрушаться. Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2012/13 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем. Новый саркофаг стал самой большой наземной передвижной конструкцией: Так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.

68. Недостроенные 5 и 6 энергоблоки. ЧАЭС должна была быть ещё больше…в 1986 году стройку бросили, как есть, вместе со строительными кранами, а по всему СССР срочно остановили возведение новых атомных станций: они так и стоят заброшенными на разной степени готовности.

69. Ещё один новый объект - хранилище отработанного ядерного топлива №2. Его только запустили в эксплуатацию. Ещё рядом начали строить ещё одно хранилище, где будут хранить отходы от эксплуатации Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Сейчас топливо вывозят в Россию, и Украина платит нам за это около 200 миллионов долларов в год.

70. Время покидать Чернобыльскую Зону. Садимся в машину и проделываем весь путь до КПП “Дитятки”. По дороге дважды проходим дозиметрический контроль: всё чисто.
Надеюсь, мой репортаж был полезен для тех, кто ещё не был в Припяти. Теперь вы точно решили, хотите туда или ни за что не решитесь на такое путешествие. Те, кто был, наверняка вспомнят знакомые места.