Жизнь в 20 е годы. Строительство советской школы

Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М. И. Калинина.

«Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» . В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30 -х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. За границей оказались: С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. Понижение духовноинтеллектуального уровня 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др

«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ. . . РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ. . . » Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А. А. Блок)

Остались на Родине В. М. Бехтерев Н. Д. Зелинский Н. И. Вавилов К. А. Тимирязев Н. Е. Жуковский В. И. Вернадский И. П. Павлов К. Э. Циолковский

Остались на Родине М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

«Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920 -х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

«Сменовеховство» (результаты) Возвратились на Родину: А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.

Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922 г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922 г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Первые декреты советской власти в области культуры были нацелены на установление партийного контроля за институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, и подъем общего культурного уровня народа. Изначально в культурной политике партии демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизацией. Принципиальные установки в области культуры были сформулированы еще в Конституции РСФСР 1918 г., которая закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». В 1920-е гг. основным направлением политики в области культуры стала борьба с неграмотностью населения. Накануне Октябрьской революции 1917 г. 3/4 взрослого населения России не умело читать и писать. С конца 1918 г. реорганизация системы народного образования началась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церковноприходских и земских школ. Создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года). БОРЬБА С НЕГРАМОТНОСТЬЮ И МАЛОГРАМОТНОСТЬЮ В 1920–1930-Е ГГ.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на родном или русском языке. За уклонение от этой обязанности грозила уголовная ответственность. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) под руководством наркома просвещения А. В. Луначарского. В 1923 г. основано добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ВЦИК М. И. Калининым. Повсеместно создавались пункты ликбеза, кружки, избы-читальни для обучения чтению и письму. К концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80 %. Плакаты ликбеза 1920-х гг.

5 слайд

Описание слайда:

В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. На значительные средства, выделенные на развитие школьного образования, в 1930-е гг. появилось более 30 тыс. школьных зданий, было выпущено около 300 млн экземпляров учебников, расширена сеть педагогических учебных заведений. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему 10-летнему образованию. Для повышения образовательного уровня рабочих в ходе индустриализации была создана сеть производственного обучения: технические школы, ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Заводская школа по ликвидации безграмотности (ликбез), 1920 г.

6 слайд

Описание слайда:

Изменения коснулись высшей школы. В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки). Начиная с 1932 г. упор делался на качество и фундаментальность подготовки специалистов в высшей школе. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы, сняты ограничения для поступления в них «классово чуждых элементов». Повышению ответственности и роли преподавателей в учебном процессе способствовало установление в 1934 г. ученых степеней и званий. К концу 1930-х гг. в 820 вузах страны обучалось более 800 тыс. студентов. 60 % из них составляли женщины.

7 слайд

Описание слайда:

Российская интеллигенция настороженно отнеслась к Октябрьской революции 1917 г. Власти, заинтересованные в вовлечении старой интеллигенции в трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали ее. Специалистам, работавшим над укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства, обеспечивались более сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы. Вместе с тем власти ограничивали возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. была упразднена автономия высших учебных заведений, поставленных под бдительный надзор партийных и государственных органов. Уволены профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистической идеологии. К середине 1920-х гг. прекращается деятельность частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. Многие общественные профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти, например Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз деятелей искусств и др., были распущены. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. РУКОВОДСТВО КУЛЬТУРНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

8 слайд

Описание слайда:

Российская интеллигенция пыталась осмыслить свою роль в новых условиях. В 1921 г. в Праге видные представители либерального направления общественной мысли русской эмиграции (Н. Устрялов, С. Чахотин и др.) опубликовали сборник "Смена вех", общей идеей которого стала мысль о возможности принятия Октябрьской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Большевики стремились к созданию новой интеллигенции, преданной режиму. Реформа образования помимо прочего преследовала эту цель. Были национализированы театры и кинодело; создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских учреждений. Новые общественные организации становились орудиями проведения культурной политики партии. К началу 1920-х гг. сложилась советская система партийно-государственного руководства культурным строительством. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР контролировал просвещение, внешкольное образование, науку, литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, книгоиздание, творческие объединения. В 1920 г. был создан специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, − агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп).

9 слайд

Описание слайда:

Среди общественных организаций особое положение с 1917 г. занимал Пролеткульт − объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Он ставил задачу создать новую пролетарскую культуру,развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Идеологом Пролеткульта являлся А. А. Богданов, крупный ученый-марксист. Его последователи считали, что культура нового типа может быть создана только представителями рабочего класса, на базе пролетарской психики и быта. Классическое культурное наследие ими отрицалось. Из документа (В. Кириллов. Мы): Мы во власти мятежного страшного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!», Во имя нашего завтра − сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы! Пик деятельности Пролеткульта пришелся на 1918–1920 гг., когда он объединил более полумиллиона человек. Если в годы Гражданской войны руководители партии терпели независимость Пролеткульта, то уже осенью 1920 г. были предприняты меры к ликвидации его автономии. На I Всероссийском съезде Пролеткульта большевики приняли резолюцию о подчинении этой организации Наркомпросу. В декабре 1920 г. решение ЦК о Пролеткульте отвергло попытки создания особой пролетарской культуры. Главным направлением в работе этой организации признавалось участие в деле народного просвещения «на основе миросозерцания марксизма». Руководство Пролеткульта было сменено, его отделения стали составной частью сети учреждений Наркомпроса.

10 слайд

Описание слайда:

Еще в годы Гражданской войны большевики уделяли внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские учреждения: Физико-химический, Физико-технический, Центральный аэрогидродинамический институты. К участию в их организации привлекли известных ученых: крупного теоретика в области авиации Н. Е. Жуковского, физика А. Ф. Иоффе и др. В 1920-е гг. продолжилась научная деятельность И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, И. В. Мичурина, В. И. Вернадского и др. Была создана библиотека Социалистической академии общественных наук. В условиях голода и нехватки ресурсов правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков и повышенных окладов. Вместе с тем призывы власти к достижению новых успехов в науке, стремление привлечь научные кадры на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой в 1922 г. из страны группы выдающихся ученых (Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк и др.). Развитие науки в 1920-е гг.

11 слайд

Описание слайда:

В первые послереволюционные годы литературно-художественная жизнь отличалась обилием различных творческих группировок и течений. Продолжали публиковать свои произведения оставшиеся в России писатели и поэты «серебряного века» русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый и др.). Последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» устраивали выставки картин. В поэзии, живописи, театре, архитектуре повысили активность представители модернистских течений −футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма. В составе нового поколения творческой интеллигенции выделялись писатели А. А. Фадеев и М. А. Шолохов, режиссер С. М. Эйзенштейн и др. Приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов ("Котлован", "Чевенгур"), Е. И. Замятин ("Мы"), М. А. Булгаков ("Собачье сердце", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"). В 1920-е гг. были созданы РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), литературно-художественные группы «Октябрь», «Левый фронт искусств» и др. В ходе борьбы различных творческих групп объединения коммунистической ориентации вносили в художественное творчество элементы классовой борьбы, травили в печати беспартийных деятелей культуры как «попутчиков» и «внутренних эмигрантов». Развитие литературы и искусства в 1920-1930-е гг.

12 слайд

Описание слайда:

В 1920-х гг. появились несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Сатирикон», «Смехач», «Прожектор», публикующих помимо новостей из рабочей жизни юморески, пародийные стихи, карикатуры. Их издание завершилось со свертыванием НЭПа. Д. Моор. Буржуй и еж. Рисунок для журнала «Крокодил», 1920-е гг.

13 слайд

Описание слайда:

В 1920-е гг. развивался новый режиссерский театр. В конце 1920 г. В. Э. Мейерхольд выдвинул программу «Театральный Октябрь», воплощенную на сцене Театра РСФСР-1. Первые шаги советского кинематографа связаны с поисками нового. Фильм «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна приобрел мировую известность.

14 слайд

Описание слайда:

В живописи активно разрабатывалась историко-революционная тематика. Ассоциация художников революционной России (1922 г.) устраивала тематические выставки «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии». Одним из мастеров группировки являлся И. Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»). И. Бродский. Выступление Ленина на Путиловском заводе

15 слайд

Описание слайда:

ОСТ (Общество художников-станковистов, 1925 г.) включало художников, поддерживавших лозунг возрождения и развития станковой картины. Они ориентировались на опыт современных им экспрессионистов, развивали темы индустриализации, жизни города и спорта. А. А. Дейнека. На стройке новых цехов, 1925 г.

В декабре 1921 г. Ленин предложил реорганизовать ВЧК, ограничив ее функции решением политических задач. ВЦИК реформировал ВЧК, передав ее функции НКВД. После образования СССР было учреждено единое самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности ОГПУ при СНК СССР под председательством Ф.Э.Лзержинского. В 1922 г. были приняты Уголовный, Гражданский, Земельный кодексы и Кодекс о труде, создана Государственная прокуратура, проведена судебная реформа.

20-е годы стали временем острейшей внутрипартийной борьбы. Состоявшаяся в августе 1922 г. 7-я конференция РКП(б) признала антигосударственными все антибольшевистские партии и течения.

Были закрыты все газеты и журналы левых социалистических партий и течений. Начались политические процессы над бывшими соратниками по политической борьбе - представителями эсеров.

В 1923 г. большевики решились на конфронтацию с меньшевиками, по разработанной секретной инструкции ЦК РКП(б) часть меньшевиков была выслана за границу, а полностью партии эсеров и меньшевиков прекратили деятельность в середине 20-х годов.

В борьбе за власть политическая верхушка коммунистов все чаще стала использовать репрессивный аппарат ОГПУ, раскрывая несуществующие заговоры и карая за несовершенные преступления. Так, в 1922 г. было сфабриковано дело против группы российских ученных и деятелей культуры в Петрограде. Из страны по инициативе Ленина были высланы 160 человек; расстреляны поэт Н.С.Гумилев и профессор М.М.Тихвинский. К середине 20-х годов в списке политических эмигрантов оказались многие выдающиеся люди: И.Бунин, С.Прокофьев, А.Куприн, А.Толстой, М.Горький, С.Рахманинов и др.

В 1922 г. продолжилась травля служителей церкви. По сфабрикованным делам был обвинен в контрреволюционной деятельности патриарх Тихон, в 1925 г. репрессирован и сослан его преемник митрополит Петр.

Под давлением большевиков в 1927 г. митрополитом Сергием был подписан указ, обязывающий священнослужителей покинуть церковь в случае несогласия с политикой власти. Это вызвало протест у части священнослужителей, которые объединились вокруг митрополита Иосифа, впоследствии также репрессированного.

В декабре 1922 г. ухудшилось состояние здоровья Ленина. Продолжая работу, он написал несколько статей и писем к съезду, которые получили название «Политическое завещание Ленина», где была дана отрицательная характеристика Троцкому, Бухарину, Каменеву, Зиновьеву и Сталину.

Последующие статьи посвящены необходимости реформирования правительства и преемнику власти. Некоторые статьи так и не были опубликованы.

Смерть Ленина обострила внутрипартийную борьбу. 13-й съезд партии отклонил предложение о смещении с должности Генерального секретаря Сталина.

В 1924 г. с началом критики Л.Троцким «правых уклонистов» - Зиновьева и Каменева - внутрипартийная борьба усилилась.

В ходе дискуссии с Троцким Сталин сформулировал свое видение построения социализма в отдельно взятой стране.

Против этого выступила «новая оппозиция» (Зиновьев, Каменев, Сокольников, Крупская). Однако в ходе 14-го съезда Сталин одержал победу над этим оппозиционным блоком.

В апреле 1926 г. началось оппозиционное движение, получившее название «объединенная оппозиция», насчитывающая несколько тысяч членов. Были созданы подпольные организации, начались дискуссии в партийных ячейках. В июле 1926 г. оппозиция открыто выступила на пленуме ЦК, но из-за отсутствия единства этот блок потерпел поражение, его участники были исключены из партии.

В 1928 г. в Москве прошло «Шахтинское дело». По обвинению во вредительстве и шпионаже были привлечены 50 горных инженеров из числа старых специалистов. Суд под председательством А.Я.Вышинского вынес пять смертных приговоров. По стране прокатилась волна арестов и увольнений

Индустриализация страны

Основной задачей, стоявшей перед экономикой страны, была необходимость индустриализации, гарантировавшей превращение аграрной страны в индустриальную державу, обеспечивавшей ее экономическую независимость и обороноспособность.

В условиях полной разрухи начались поиски средств и разработка плана по созданию базовых отраслей народного хозяйства.

При выборе концепции индустриального развития возникли разногласия между различными партийными группировками.

Группа членов политбюро (Бухарин, Рыков, Томский, Дзержинский) предлагали сделать ставку на поддержку индивидуального хозяйства бедняков и середняков, которые составляли большинство населения страны, и только после подъема сельского хозяйства приступать к индустриализации.

Каменев и Зиновьев предлагали провести индустриализацию за счет повышения налогов на крестьянство.

За эти же меры сверхиндустриализации и применения в управлении хозяйством военно-командных методов высказались Троцкий, Пятаков и Куйбышев.

Сторонников быстрых темпов развития тяжелой промышленности поддерживал Сталин . Он высказывался за перераспределение средств из сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности в пользу тяжелой индустрии.

В декабре 1925 г. 14-й съезд ВКП(б) провозгласил курс на индустриализацию и усиление планово-директивного развития промышленности. В основу этой программы легли идеи Сталина.

Законодательно этот курс утвердил 4-й съезд Советов СССР в 1927 г. целью этой программы стало возрождение машиностроения, проведение механизации народного хозяйства, ускорение темпов производства.

Все усилия направлялись на развитие государственного сектора хозяйства, который признавался основой социалистической экономики.

Плановое управление народным хозяйством, новые взаимоотношения между городом и деревней, сокращение непроизводительного потребления давали надежду на быстрые положительные результаты.

При отсутствии средств на проведение индустриализации правительство пошло на непопулярные меры. Фактически началось разграбление деревни, изъятие личных средств у населения (займы, принудительная реализация облигаций), увеличились производство и продажа спиртных напитков, экспорт природных ресурсов, выпуск денежной массы, не подтвержденной золотым резервом и товарами.

Первый пятилетний план (1929-1933 гг.) разрабатывался с привлечением крупных ученых (А.Н.Бах, И.Г.Александров, А.В.Винтер, Д.Н.Прянишников и др.)

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), принятый на 17-м съезде партии, выдвинул задачу завершения переходного периода от капитализма к социализму, построения материально-технической базы социализма. Началась борьба за повышение производительности труда и воспитание кадров.

За годы первых пятилеток в стране построено более 5 тыс. предприятий. Наиболее значимые - Днепрогэс, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, тракторные заводы в Сталинграде, Ростове-на-Дону, Челябинске, Харькове, предприятия металлургии в Магнитогорске и Кузнецке. По объему промышленного производства в конце 30-х годов СССР вышел на второе место в мире после США. Была преодолена зависимость страны от импорта машин.

Индустриализация значительно стимулировала увеличение численности рабочих за счет оттока населения из деревень. Появившаяся в избытке дешевая рабочая сила позволила в короткие сроки и с наименьшими затратами претворить в жизнь многие экономические проекты.

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

Февральская революция семнадцатого года отдала власть революционному Временному правительству. Новый государственный строй оказался не в состоянии обеспечить порядок в стране. Повсюду нарастал хаос, завершением которого послужил захват власти большевистской партией во главе В.И. Ленина, анархистов и левых эсеров.
После распада огромной империи, на периферии территорий стали образовываться советские республики с суверенным статусом. Формально республики были вне московского контроля. В декабре 1917 года образовалась Украинская ССР, в январе 1919 года – Белорусская ССР, в апреле 1920 года – Азербайджанская ССР. В конце двадцатого и начале двадцать первого годов сформировались Армянская ССР и Грузинская ССР соответственно. В марте 1922 года Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР объединились в Закавказской федерации.
Вначале Латвия, Литва и Эстония приветствовали советскую власть. Однако гражданская война и интервенция послужили главной причиной неудачи большевиков в стараниях покорить республики.
Стоило только республикам признать себя суверенным государством, как они моментально оказывались внутри политического союза. Советская власть концентрировалась в руках одной большевистской партии и одинаково влияла на руководство объектов своей страны и союзных республик. Коммунистические партии союзных республик с самого начала официально числились в РКП как «областные организации».
Общее бедствие – гражданская война, сблизила Россию, Украины, Белоруссию, Латвию и Литву. 1 июня 1919 года ВЦИК издал декрет, согласно которому официально закреплялось объединение наркоматов труда и финансов, вооруженных сил, железнодорожного транспорта и совнархозов всех существовавших на тот момент советских республик.
В начале двадцатых годов правительство РСФР определило сущность государственных связей с помощью двухсторонних договоров с советскими республиками. Договоры закрепляли и существенно расширяли управляющую власть российских народных комиссариатов в экономической сфере всех участников.
Непосредственная подготовка к участию в международной Гаагской конференции побудила советское правительство пойти на определенные уступки и установить дипломатические союзные отношения России, Белоруссии, Украины и республик Закавказья.
30 декабря 1922 года состоялся съезд представителей власти из РСФР, Белоруссии, Украины и Закавказской федерации, впоследствии получивший название первого съезда Советов СССР. Исходом мероприятия послужило принятие Декларации и Договора «Об образовании СССР». Был избран ЦИК – Центральный Исполнительный Комитет.
Через два года на втором Всесоюзном съезде Советов была одобрена Конституция СССР. Согласно Конституции, Всесоюзный съезд Советов становился высшим органом власти. В периоды между съездами власть сосредоточивалась в руках Центрального Исполнительного Комитета. ЦИК состоял из двух палат с равными правами – Союзный Совет и Совет Национальностей.
Главная исполнительная власть передавалась Совету Народных Комиссаров СССР. В его ведении находились все дела, связанные с финансами, внешней торговлей, иностранными делами, оборонным комплексом, путями сообщения и многими другими важными делами. Союзные республики сохраняли власть над здравоохранением, юстицией, просвещением, внутренними делами, земледелием и социальным обеспечением.
1924 год ознаменован созданием Узбекской и Туркменской ССР. Для этого были упразднены Бухарская и Хорезмская народные советские республики. Впоследствии были сформированы Таджикская, Киргизская и Казахская ССР. После упразднения Закавказской федерации Грузия, Армения и Азербайджан стали полноправными участниками СССР.
Культурная жизнь СССР служила одной цели – воспитать приверженцев компартии. Сфера культуры полностью контролировалась государством. Послереволюционное время стерло с культуры творчество и самостоятельность. Был установлен строгий идейный стандарт, с которым сверялись все произведения искусства, все проявления художественной самодеятельности. Основной идеей коммунистической культуры было противопоставление её уже существующей художественной культуре.
Положительная сторона советской культуры – плодотворная борьба с неграмотностью. Образование строилось на основе идеи единой трудовой школы. В двадцатых годах начинают создаваться рабочие факультеты, цель которых – подготовить крестьянскую и рабочую молодежь к последующему поступлению и обучению в высших учебных заведениях.
Осенью 1917 года начала свою деятельность организация Пролеткульт. В её ведении находились все дела, связанные с культурой, художественным и литературным просвещением.
Восемнадцатый год вошел в историю, как год уничтожения уникальной культуры. Тогда был принят декрет об уничтожении памятников царского времени. Вместо разрушенных культурных объектов возводились памятники известным революционерам и некоторым известным культурным деятелям.
Не вся советская интеллигенция приняла новый режим. Всем несогласным с новой политикой пришлось покинуть пределы страны. В числе их Д.С, Мережковский, И.А. Бунин, И.И Сикорский. На сторону сотрудничества с новой культурной концепцией встали В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, К.А. Тимирязев. Постепенно негатив в искусстве уступает место сдержанному оптимизму и признанию прошлых заслуг деятелей прежней культуры.