Нахичевань конфликт. Нахичеванский джокер, или скрытая карта в рукаве алиева

Нахичевань - город с особым колоритом, который впитал в себя сразу несколько различных культур и характерных черт, и стал чем-то вроде их своеобразного примирения. Здесь чувствуются и остатки когда-то великого советского государства, и влияние соседствующих Ирана и Китая. Сегодняшний город Нахичевань - это Азербайджанский город со множеством Иранских названий, потрясающими видами на кавказские горы (в особенности - на Арарат) и нещадной реконструкцией, упорно стремящейся замаскировать азиатские черты улочек и вокзалов под европейские.

Туристическая сторона города Нахичевань

Для туристов Нахичевань является практически неизведанной главой. Причины этого досадного недоразумения кроются в том, что въезд в город наравне со многими другими пунктами Азербайджана был заблокирован из-за боевых действий в рамках азербайджано-армянской войны в 1992-94 годах. И сейчас Нахичевань не позиционирует себя как город туристический - поэтому вниманием путешественников этот регион страны далеко не избалован.

На фоне общей картины вовсе не удивительно, почему в городе так немного развлекательных мест, нацеленных на туристов и гостящих здесь проездом путешественников. Достопримечательностей в Нахичевани критически мало, но, тем не менее, каждая из них достойна внимания и интереса.

Нахичевань: как добраться

Так как «наплыв» туристов в Нахичевань, мягко скажем, не пышет ажиотажем, авиарейсов и железнодорожных сообщений из России сюда существует минимальное количество. К примеру, самолет в Нахичевань из Москвы летает лишь один раз за неделю. В связи с этим и билеты следует покупать загодя. Несмотря на то, что на самом деле людей на этих рейсах не так много, у многих с собой зачастую присутствует багаж, занимающий по 2-3 пассажирских места дополнительно! Поэтому самолеты никогда не бывают пустыми.

Авиа перелет является наиболее целесообразным способом добраться до Нахичевани. А вот перемещаться внутри страны - гораздо удобнее и проще на поезде. Построенный около сотни лет назад, но при этом превосходно отремонтированный ж/д-вокзал выглядит гротескно-массивным на фоне того мизерного числа сообщений, которые он обслуживает. Дело в том, что в советское время Нахичевань представляла собой популярный транспортный узел, через который проходила уйма поездов в Ленинград и Москву, в Тегеран и по Закавказью.

Однако сегодняшние реалии намного менее вдохновляющие. Нынешний вокзал простаивает: он обслуживает лишь две пары поездов в день - из Ордубада в Шарур и обратно. Расписание этих поездов составлено с расчетом, что с утра любой житель НАР сумел прибыть в столицу республики, а уже в обед была возможность вернуться обратно в свой город.

Цены в отелях и магазинах

Попав, наконец, на азербайджанскую землю, возникает вопрос: как же доехать из аэропорта в центр Нахичевани? Где поселиться? Как ни странно, оптимальный транспортный вариант в этом случае - такси. Дорога от аэропорта займет около 2,5-3 км, за что таксист попросит около 5 евро. Подрабатывать в НАР таксистом, как нередко бывает в России или Украине, нельзя.

Каждому таксисту необходимо приобрести своеобразную лицензию - специальный номерной знак синего цвета. Лишь при наличии такого отличительного знака водитель имеет право работать в качестве таксиста.

Такси в городе много - все они, в основном, китайские. Проезд по городу обойдется не более чем в 2 евро. Центр Нахичевани удивительно чист, при том, что по улицам не снуют дворники и видимой работы по наведению порядка не проводится. Самой престижной гостиницей по праву считается «Тэбриз».

Неподалеку располагается небольшой комплекс, включающий в себя несколько ТРЦ и изящный парк с красивым каскадом водопадов. Что примечательно, в Нахичевани многие кафе и магазины носят названия крупных городов: Стамбул, Баку, Дубай.

Рядом раскинулся колхозный рынок, в котором лавки четко разграничены по регионам, из которых приехали торговцы. Стоимость всех товаров здесь поистине низка и ни с чем несравнима, при том качество их - всегда на высшем уровне. Здесь представлены натуральные, природные, выращенные собственными трудами и усилиями здешних жителей продукты.

Район железнодорожного вокзала находится в низине, в то время как центр города поднимается на возвышенности. На горном склоне расположился мемориальный комплекс, чествующий память погибших в военных действиях 90-х годов. На высоком холме стоит крепость Кехня-Кала, на которую следует подняться как минимум ради того, чтобы увидеть потрясающий открывающийся отсюда вид на южную часть города и долину р. Аракс, протекающей между Ираном и Азербайджаном. Здесь . Главная достопримечательность в крепости - Мавзолей Ноя (да, того самого, что согласно библейским сюжетам отстроил ковчег и пришвартовал его около горы , находящейся в 120 км от Нахичевани).

Еще один мавзолей (под открытым небом) превосходит гробницу Ноя по размерам и убранству. Это мавзолей Момине Хатун с высеченными в камне декоративными архитектурными элементами, поражающими воображение.

Северо-западная часть Нахичевани знаменита тем, что именно тут находится самая крупная городская мечеть. В остальном же примечательных для туристов мест в городе практически нет. Разумеется, уже сами виды, открывающиеся на горные хребты и разделяющие их реки, можно без сомнений называть бесценной достопримечательностью и особенностью этого скрытного города.

Южный Кавказ имеет важное геостратегическое значение в системе международных отношений, является актуальным связующим пространством между Ближним Востоком и Россией, Европой и Центральной Азией. География, в отличие от этнографии, этнополитики и экономики, имеет более постоянную характеристику и, естественно, определяет политику.

К сожалению, современная геополитическая характеристика Южного Кавказа свидетельствует о том, что данный регион остается одним из самых противоречивых и конфликтогенных, сохраняет высокий потенциал дестабилизации в силу наличия острых территориальных споров.

Так, основа существующего армяно-азербайджанского конфликта была заложена известными соглашениями между правительствами большевиков и кемалистов в 1920–1921 гг. Речь прежде всего идет о:

– секретных соглашениях от 24 августа 1920 г., инициировавших очередную агрессию Турции против независимой Армении в сентябре – ноябре 1920 г.;

– Московском договоре от 16 марта 1921 г., по которому Советская Россия и кемалистская Турция осуществили раздел Армении;

– Карсском договоре от 13 октября 1921 г., подтвердившем навязанные той же Армении границы с Турцией и Азербайджаном.

Возможность наличия секретного соглашения между большевиками и кемалистами в августе 1920 г. отмечает весьма компетентный, научно подготовленный и политически информированный источник – первый президент Армении Левон Тер-Петросян, а также ход последующих событий в сентябре – ноябре 1920 г., приведших к наступлению турецкой армии под командованием генерала Карабекира на Армению.

После подписания странами Антанты Севрского договора 10 августа 1920 г., согласно положениям которого Армения получала собственную этническую территорию в 170 тыс. кв. км и выход в Черное море в районе Трабзона, в Москву срочным порядком выехала официальная делегация независимой Армении во главе с Левоном Шантом для ведения переговоров с главой НКИД РСФСР Георгием Чичериным и заключения соответствующего армяно-российского договора. Ереван, состоявший в союзнических отношениях со странами – победителями в Первой мировой войне (Антанта), рассчитывал, что Россия также признает независимую Армению в границах Севрского договора, что соответствовало положениям секретного соглашения Сайкс – Пико – Сазонов 1916 г., под которым стояла подпись и российской стороны. Однако армянская сторона не осознала того факта, что правительство В.И. Ленина отказалось от обязательств царской России и того же соглашения Сайкс – Пико – Сазонов.

Вслед за Л. Шантом в Москву выехала и турецкая делегация непризнанного на тот период правительства Мустафы Кемаль-паши во главе с Али-Фуадом Джебесоем с единственной целью – не допустить признания со стороны Советской России независимой Армении в границах Севрского договора, да и вообще исключить понятие «Армения» с политической карты региона. Результатом миссии А.-Ф. Джебесоя стал турецко-российский договор от 24 августа 1920 г.

Российско-армянские же переговоры, как известно, были прерваны не без давления турок. Чичерин поставил факт признания и подписания договора с Арменией в зависимость от отказа Еревана от решений Севра. Естественно, Армения не могла собственноручно отказаться от Севрского договора, так как речь шла об исконно армянских территориях с выходом в Черное море. При этом армянский народ пережил в ходе Первой мировой войны геноцид и потерял большую часть своего народа.

Одновременно Армения гарантировала России пропуск Красной армии по своей территории, но Москва поддержала Турцию, приостановила переговоры и пообещала возобновить их, направив в Баку своего представителя Леграна. В действительности же большевики заключили секретные соглашения с кемалистами на предмет начала новой военной кампании (точнее очередной агрессии) против независимой Армении, пребывающей в союзнических отношениях со странами Антанты. Война, естественно, привела к поражению Армении (так как Запад – в лице тех же США и Великобритании – не оказал военной помощи Еревану, а меньшевистская Грузия сохранила нейтралитет), падению правительства дашнаков и передаче власти Ревкому, то есть армянским большевикам.

Иными словами, Москву не интересовала судьба Армении и ее трагедия, Ленин рассчитывал только удержаться у власти и расширить движение большевизма на периферию бывшей Российской империи.

Итоги осенней военной кампании 1920 г. привели к советизации Армении и подписанию Московского договора от 16 марта 1921 г., который определил и судьбу статуса древней армянской провинции Нахичевани на правах автономии в составе формально тогда независимого Азербайджана.

В советский период истории власти Азербайджана предприняли целенаправленную политику по вытеснению коренного армянского населения из Нахичевани. Численность армянского населения края в 1917 г. составляла 41%, и это несмотря на резню со стороны турок. К концу советской власти в данной автономии численность армян сократилась до менее 1%, с началом же очередного этапа карабахского движения в 1988 г., армяно-азербайджанского конфликта и развала СССР армян и вовсе не осталось в Нахичеванской автономной республике. В этой связи возникает вопрос: а в чем же тогда суть автономии, если, кроме азербайджанского населения, в этом крае нет никого? Автономия для кого и от кого?

Конфликтные отношения между Баку и Ереваном привели к транспортной блокаде Армении и Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана и Турции. И в этой связи важнейшая транспортная коммуникация в регионе – нахичеванская железная дорога (связывающая Иран, Азербайджан, Армению, Грузию, Россию, Черное море) перестала функционировать. При этом Нахичевань, блокируя Армению, сам страдает от этой экономической абсурдности.

Азербайджан размещает в Нахичевани крупную воинскую группировку – 5-ю бригаду ВС, пытается через Иран и Турцию наладить экономическую жизнь данной автономии. Армения также держит на границе с Нахичеванью значительную часть своих ВС для отражения возможных провокаций с сопредельной стороны.

Вопрос Нахичевани в двусторонних армяно-азербайджанских отношениях приобретает особую важность как с политико-правовой точки зрения, так и транспортно-экономической характеристики. Разблокирование нахичеванской железной дороги имеет серьезное региональное и международное значение, и эта актуальность набирает силу с учетом снятия санкций со стороны стран Запада в отношении Ирана 16 января 2016 г. и апрельского 4-дневного конфликта в Нагорном Карабахе.

Тегеран, наращивая торгово-экономические отношения с внешним миром (прежде всего со странами ЕС), крайне заинтересован в разблокировании нахичеванской железной дороги для связи Джульфы и Ерасха. В этой коммуникации может быть заинтересован и Китай с учетом реализации мегапроекта «Шелковый путь», где одним из маршрутов в Европу могут стать Иран, страны Южного Кавказа, Черное море. Соответственно, заинтересованными в Нахичевани сторонами в новой конфигурации после 16 января 2016 г. могут быть страны ЕС и, конечно, США.

Однако решение данного вопроса лишь в рамках армяно-азербайджанских отношений становится нереальным в силу неурегулированности карабахского вопроса и противоречивых подходов Еревана и Баку к теме компромисса. Азербайджанская агрессия 2–5 апреля 2016 г. против Нагорного Карабаха в расчете на блицкриг вновь провалилась, что еще более отдалило стороны от политического урегулирования данной территориальной проблемы. До недавнего времени политико-экономический формат решения нахичеванской проблемы в экспертных кругах мог рассматриваться только в формате военного противостояния между Арменией и Азербайджаном в случае возобновления нового широкомасштабного конфликта в Карабахе. Хоть 5 апреля при посредничестве российского Генштаба конфликтующие стороны и достигли устного перемирия, однако перестрелки вдоль линии соприкосновения сил в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе (включая и Нахичевань) регулярно продолжаются. Власти Баку не перестают проводить провокации, но они не в состоянии одержать убедительную военную победу над Арцахом и вынудить Степанакерт к капитуляции.

За прошедшие годы независимости Азербайджана и карабахского конфликта власти Баку предприняли в Нахичевани дополнительные деструктивные действия антиармянского характера, направленные на уничтожение материальных и этнокультурных памятников истории армянского народа в данной провинции (например, разрушение подразделениями ВС Азербайджана древнего армянского кладбища в Новой Джульфе и превращение его в военный полигон). Все это дополнительно обостряет нахичеванский вопрос.

Практически вековой период подобного раздела территорий Армении между Россией и Турцией подходит к развязке. С распадом СССР Россия сначала признала независимость Азербайджана, а потом вынуждена была в 1992 г. вывести свои войска из этой страны, включая и территорию Нахичеванской автономии. Последнее, на мой взгляд, было ошибочным решением, впрочем, как и в ситуации с определением статуса Крыма в том же 1992?г., и по условиям Будапештского саммита 1994 г. Но если в Севастополе Россия все же сохранила свою черноморскую военно-морскую базу и флот, то в Нахичевани Москва не имела никакого военного присутствия и предоставила Турции и Азербайджану все возможности по тюркизации данной провинции, развязке транспортной блокады и созданию новых геополитических угроз. И всякий раз российские власти уповали на то, что, видите ли, азербайджанское правительство по согласованию с Турцией и США отказывает России в размещении на своей территории военных баз и русских пограничников. Но почему-то Кремль не вспоминает условия Московского договора 1921 г., не напоминает тому же Баку, каким образом Нахичевань стала автономией и оказалась в том же Азербайджане.

Азербайджан в надежде на военно-технический перевес 2–5 апреля развязал новую военную агрессию против Карабаха, но его план стремительного прорыва эшелонированной армянской обороны с треском провалился, привел к значительным потерям в живой силе и технике, что и вынудило власти Баку запросить через Москву перемирие. Азербайджан выступает против инициатив американской стороны, поддержанных другими посредниками и ЕС, по размещению на линии соприкосновения сил в зоне конфликта технических сенсорных устройств по выявлению нарушителей условий Бишкекского перемирия 1994?г. и проведения по данным фактам соответствующих расследований.

На что же рассчитывает Азербайджан? Вести широкомасштабную войну, как показал опыт апрельской 4-дневной войны, Баку сегодня не в состоянии, поскольку может получить обратный своим ожиданиям результат, что неминуемо приведет к печальным последствиям для страны. Рассчитывать на военную помощь и вмешательство в конфликт с Арменией братской Турции (несмотря на громкие пропагандистские заявления ее лидеров и дипломатов) Азербайджан в нынешних условиях, в которых оказалась Турция, тоже не может, поскольку подобная вольность Анкары вряд ли понравится России, США и Европе. Турция скорее сама окажется на грани территориального распада с учетом курдского и армянского вопросов.

Расчет на российскую наступательную военную технику (РСЗО «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек», танки Т-90С и др.) определенное преимущество азербайджанской армии дает, но ожидаемого результата не приносит из-за умелой обороны Армии обороны НКР. Да и Россия своими поставками вооружения и техники Азербайджану подорвала собственную политическую репутацию союзника Армении. Русские цинично предали в очередной раз интересы Армении. Высказывания о том, что если не Россия будет продавать Азербайджану оружие, то это сделает кто-то другой, еще более звучат нелепо и нереалистично, поскольку, во-первых, этот «кто-то» (а точнее Турция, Израиль, Пакистан) как продавали, так и продолжают данные поставки Азербайджану, во-вторых, кроме России, у других стран нет такого смертоносного оружия, как РСЗО «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек», танки Т-90С.

Нефтезависимая экономика Азербайджана из-за падения мировых цен на нефть несет большие убытки, что в скором времени скажется и на военном бюджете. Запад будет оказывать давление на администрацию Ильхама Алиева по факту расширения закупок российского вооружения, и не столько из-за интересов Армении, сколько из необходимости увеличить градус экономического давления на Россию.

Баку должен понимать, что Армения и ее ВС способны не только адекватно отвечать на военные провокации и агрессию на карабахском направлении, но и создать определенную напряженность и на нахичеванском отрезке. Это может иметь место в двух случаях: а) если Азербайджан не прекратит эскалацию напряженности против Нагорного Карабаха; б) если Иран, США, страны ЕС и Россия пожелают изменить ситуацию вокруг Нахичевани и пойти на ее разблокировку.

Оборонная доктрина Армении вынуждена перейти от «пассивной обороны» к «сдерживанию и обузданию» противника. Этой стратегии будет посвящаться стратегия перевооружения армянской армии, военно-техническое сотрудничество Армении с Россией, Китаем и, возможно, Ираном. Ереван и Степанакерт порядком устали от провокаций Баку и намерены в случае очередной военной провокации Азербайджана перейти в контрнаступление для изменения статус-кво НКР в сторону расширения плацдарма на восточном направлении до естественных рубежей. То обстоятельство, что армянское командование согласилось на перемирие 5 апреля 2016 г. и не дало команды на контрудар, вызвало большую критику в военных кругах Арцаха и Армении. Однако данная война показала, что армянская сторона будет категорично против в вопросе территориальных уступок, ибо Баку в очередной раз показал свое нежелание к политическому урегулированию проблемы. Более того, армянская сторона будет отрицательно относиться ко всяким попыткам размещения иностранных (международных) миротворческих воинских формирований из-за отсутствия доверия к ним и соответствующего невосприятия их как со стороны Еревана и Степанакерта, так и Тегерана.

Иран и шесть держав (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) 14 июля 2015 г. в Вене достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. В итоге Венские соглашения привели к тому, что 16 января 2016 г. стал историческим днем для Ирана, поскольку с него была снята часть санкций, введенных Советом Безопасности ООН, ЕС и США.

В результате снятия санкций Иран получил доступ к своим замороженным зарубежным активам, которые, по данным министерства финансов США, составляют свыше 50 млрд долларов. Президент Ирана Хасан Роухани назвал атомную сделку «золотой страницей в истории Ирана» и «переломным моментом» в развитии экономики страны.

Снятие санкций с Ирана, предпринятое Западом (а точнее США), несмотря на устойчивое противодействие Израиля с его премьер-министром Беньямином Нетаньяху, исходит из новой конфигурации в регионе Ближнего Востока и Южного Кавказа. Внешнеполитические ведомства ведущих стран мира (России, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Китая) заявили, что договоренности с Ираном способствуют укреплению безопасности на Ближнем Востоке и в Персидском заливе.

В этой связи изменилась геополитическая ситуация и в Закавказском регионе. У той же Армении появилась возможность строить с Ираном стратегические отношения. Будучи непосредственным соседом Ирана, Армения должна извлечь прямую выгоду из ситуации.

Иранский газ и нефть имеют важное значение для той же Европы, которая сегодня широко открывает свои двери перед Ираном и предоставляет большие инвестиции иранской экономике. Через Иран, как уже отмечалось, может проходить и один из маршрутов китайского проекта «Шелковый путь», а вслед за ним и индийские товары.

После решений о завершении первого этапа создания новых границ на Ближнем Востоке (то есть в Сирии и Ираке), по мнению Игоря Мурадяна, «США и Европа будут вынуждены однозначно избрать в роли своего стратегического союзника в регионе Иран и шиитские общины. Это станет тяжелым и сложным решением, но на протяжении ХХI в. на Ближнем Востоке иных стратегических союзников атлантическое сообщество иметь не будет».

Иными словами, Тегеран рассматривает Армению в качестве связующего звена и моста для связи с той же Грузией, странами ЕС и Россией (ЕАЭС). Армения может стать важным логистическим субъектом на Южном Кавказе, практически так же, как и Грузия по связи стран Запада и Турции с Азербайджаном и республиками Центральной Азии, как и Азербайджан по связи России и Ирана, Турции и стран ЕС с Центральной Азией.

Вопрос открытия транспортного коридора между Ираном и Арменией в последние месяцы стал одним из обсуждаемых в официальных и экспертных кругах. Основными совместными ирано-армянскими экономическими проектами являются строительство ГЭС на реке Аракс близ армянского города Мегри, третьей высоковольтной ЛЭП и железной дороги.

Особый интерес к проекту Южной скоростной железной дороги Иран – Армения проявляет Китай. По информации китайского посла в Армении г-на Тянь Эрлуна, Пекин рассматривает возможности инвестирования в проект строительства железной дороги Иран – Армения. Проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International). Интерес к проекту проявляют китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы. Однако до 2022 г. есть временная дистанция, за этот отрезок могут произойти важные события в регионе. Дороговизна строительства армянского отрезка железной дороги в высокогорных условиях не только затягивает сам процесс его реализации, но и позволяет тому же Тегерану искать обходные пути через Азербайджан (Астару и Нахичевань).

Так, февральский визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран подтвердил, что к концу 2016 г. Иран и Азербайджан объединят железные дороги и они станут частью коридора Север – Юг. Остается возвести через р. Аракс железнодорожный мост для связи иранской Астары с азербайджанской Астарой. Реализация данного проекта может «девальвировать» армяно-иранскую железную дорогу. Если Азербайджан объединит свои железные дороги с Ираном, то после пуска в эксплуатацию железной дороги Карс – Ахалкалак – Баку поезда из Ирана могут добраться до Черного моря. Тогда оценивающаяся в 3,5 млрд долл. армяно-иранская железная дорога может утерять для Тегерана смысл, если таковой был.

Правда, в подобном случае Иран окажется в зависимости от турецко-азербайджанского коммуникационного коридора и вынужден будет учитывать интересы Анкары и Баку, что не совсем соответствует намерениям Тегерана.

Однако для Ирана важно иметь альтернативные коммуникации с учетом непредсказуемости региональных отношений и наличия конфликтного потенциала. К тому же Армения демонстрировала по отношению к Ирану высокую степень политической лояльности и в условиях режима санкций, что не забывается на Востоке. Да и Запад в лице США будет заинтересован в армянском коридоре инвестиционных отношений с Ираном.

Апрельская 4-дневная война в карабахской зоне не случайно была развязана Азербайджаном вслед за Вашингтонским саммитом по ядерной безопасности и в преддверии трехстороннего саммита глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Ирана и России по судьбе транспортных коммуникаций Север – Юг. Но Россия глубоко ошибается, что Азербайджан будет лучшим другом Москвы в отношениях с Тегераном, ради чего можно пожертвовать интересами Армении. Война в Карабахе так и не позволила Азербайджану в южном направлении продвинуться в сторону Физули, Джебраила, Зангелана и Кубатлу, то есть восстановить азербайджанский контроль над утраченными районами и 132-км границей с Ираном по р. Аракс. И наоборот, ожидаемое контрнаступление Армии обороны НКР могло бы ввергнуть Азербайджан и его союзников (партнеров) в шок в случае расширения армянского контроля над границей с Ираном. Иными словами, на восточном направлении строительство новых коммуникаций через р. Аракс и Азербайджан является небезопасным мероприятием, учитывая неурегулированность карабахского конфликта и возможность его возобновления.

В этой связи актуализируется нахичеванская тема. Если Ирану и его западным партнерам удастся «уговорить» Азербайджан разблокировать Нахичевань, то коридор станет реальностью.

Таким образом, Иран и Запад (США, ведущие страны ЕС) стоят перед необходимостью разблокирования нахичеванской железной дороги через Джульфу в направлении Армения – Грузия – Черное море – Европа. Учитывая падение цен на нефть, Азербайджан несет серьезные экономические и финансовые убытки, что приводит к серьезным социальным издержкам. И с этой точки зрения Азербайджан, как и та же Армения с Грузией, объективно заинтересован в иранском трафике через Нахичевань и Астару. Тема нахичеванской железной дороги (как, впрочем, и самой Нахичевани) становится актуальной геоэкономической и геополитической проблемой в отношениях с Азербайджаном (причем не только и не столько Армении, но и Ирана, США, ЕС, России и Китая).

Азербайджан пока что считает неприемлемым для себя разблокирование Нахичевани без решения карабахского вопроса по условиям Баку, поскольку в противном случае это может привести к замораживанию проблемы Нагорного Карабаха и экономическому росту Армении, что изменит и военный баланс между конфликтующими сторонами. Однако в данном случае, как говорится, ставка больше, чем вопрос азербайджано-армянских отношений. Не случайно в последнее время Тегеран вновь заявил о своей готовности содействовать карабахскому урегулированию, а представители МИД ИРИ провели в Москве соответствующие переговоры с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным.

Касаясь апрельского военного кризиса в Карабахе, Иран устами спикера своего парламента г-на Лариджани в очередной раз призвал стороны к мирным переговорам и политическому урегулированию. Одновременно иранский политик отметил, что возобновление широкомасштабной войны в Нагорном Карабахе недопустимо из-за турбулентных процессов в регионе, что может привести к разрастанию и интернационализации самого конфликта, к разрушительным последствиям для его участников. Вместе с тем, Лариджани подчеркнул, что неизвестно, кто в этой новой войне выйдет победителем. Иными словами, Иран дал понять Азербайджану, что рассчитывать на успех в карабахской войне не стоит, ибо это может вынудить Тегеран принять соответствующие военные меры. Известно, что в дни апрельской войны 7-я бронетанковая бригада ВС ИРИ была приведена в полную боевую готовность и могла перейти р.?Аракс на север.

Как поступит Запад? США весьма заинтересованы в открытии коридора для связи Ирана через Армению с Европой. Вашингтон, используя свои позиции в МВФ и ВБ, фактически отказал Азербайджану в предоставлении кредита на сумму 4 млрд долл. Запад, безусловно, может добиться дефолта Азербайджана, если И. Алиев продолжит бескомпромиссную позицию по Карабаху. Однако Вашингтон может пойти на этот шаг, если Ереван скорректирует свою внешнюю политику от ЕАЭС в пользу ЕС, ОДКБ – НАТО, России к США.

Нахичеванский вопрос приобретает особую геоэкономическую привлекательность для внешнего мира, и Азербайджану следует проводить более осторожную и прагматичную политику. Известная громкая пропагандистская акция – инициатива депутатов Государственной думы России от фракции КПРФ В. Рашкина и С. Обухова о денонсации Московского договора от 16 марта 1921 г., определившего, в том числе, статус Нахичеванской автономии, – может рассматриваться и неким сигналом Азербайджану по судьбе нахичеванской железной дороги.

Москва пока что в одностороннем порядке не намерена пересматривать границы закавказских республик, но может по согласованию со странами Запада (теми же США) дать старт новому историческому процессу и разместить здесь свои войска в качестве гаранта региональной стабильности. В этой связи от позиции руководства Азербайджана во многом будет зависеть и судьба самого Азербайджана. Баку, пока что сохраняя братскую дружбу с этнически родственной Турцией, все же не теряет реальности и не позволяет втянуть себя в турецко-российские конфликтные отношения. Да и по Сирии заместитель министра иностранных дел Азербайджана Азимов отметил вполне обоснованную поддержку России.

Факт американо-российского регионального партнерства по установлению перемирия в Сирии после очевидных успехов российских ВКС, положительная оценка роли России в сирийском урегулировании, данная в феврале 2016 г. госсекретарем США Дж. Керри, и его предупреждение о санкциях в отношении нарушителей договоренностей (то есть Турции) говорит о возможности американо-российского успеха и на Южном Кавказе. Вашингтон не для того снимал санкции с Ирана, чтобы кто-то блокировал Тегерану транспортные развязки региона.

В карабахском вопросе Азербайджан и Армения способны добиться больших успехов в случае разблокирования той же Нахичевани, налаживания азербайджано-армянского торгово-экономического сотрудничества и примирения этнических общин в крае. Вопрос возврата отдельных территорий из зоны безопасности вокруг НКР не может быть решен без одновременного определения статуса Нагорного Карабаха, решения проблем всех беженцев (и азербайджанских, и армянских), возвращения Шаумяновского района Степанакерту и разблокирования той же Нахичевани.

Если же Азербайджан будет вновь делать ставку на военный метод решения вопроса и продолжать пропаганду антиармянской ненависти, то Баку не имеет шансов на успех. Военная победа будет за Арцахом и Арменией.

Мнение российских политиков и дипломатов о том, что военным путем никто не решал подобные Карабаху проблемы, на наш взгляд, крайне неадекватно. Я всеми мыслями согласен со всеми, кто выступает за политические методы решения данного вопроса. Но одно дело желание, другое – реальность. Можно подумать капитуляция фашистской Германии в мае 1945 г. стала итогом 4-летних кропотливых советско-германских переговоров. Судьбу того же Крыма весной 2014 г. Россия решила вовсе не по результатам политических консультаций с Киевом, а благодаря своей военно-морской базе в Севастополе и так называемым зеленым человечкам русского спецназа, спешно переброшенного в Крым для исключения провокаций, проведения заседания тогдашнего Верховного Совета Крымской автономной республики с целью принятия необходимого политического решения в пользу выхода из состава Украины и присоединения к России. Можно подумать, что независимый статус Южной Осетии и Абхазии решался путем политического урегулирования между Россией и Грузией, а не итогами 5-дневной войны в августе 2008 г.

В то же время 4-дневная война в Арцахе не помогла Азербайджану решить вопрос армянской капитуляции, даже несмотря на военно-техническую помощь со стороны России. Но кто гарантировал Азербайджан от очередного разрушительного поражения, потери новых территорий и полной капитуляции под угрозой провала государственности? Такой гарантии Баку никто не решится дать, поскольку ни у кого нет мирного плана решения данной проблемы. Единственный выход в том, чтобы Азербайджан и Армения при посредничестве того же Ирана, США, стран ЕС и России стали постепенно, шаг за шагом восстанавливать торгово-экономические связи через транзит Джульфинской железной дороги в Нахичевани. Эта политика со временем способна привести к снижению градуса взаимной нетерпимости и ненависти двух обществ, восстановлению степени доверия и традиций добрососедства. Соответственно, демократизация армяно-азербайджанских отношений будет стимулировать и политическое разрешение территориального вопроса в Карабахе.

Александр Сваранц, доктор политических наук, профессор

Каких потрясений ждут Нахичевань и Азербайджан?

Рустам Искандари

Как уже известно из СМИ, 20 декабря на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заместитель главы администрации президента АР Вахид Алиев объявил о создании в Нахичеванской автономной республике Отдельной общевойсковой армии, согласно неопубликованному указу Ильхама Алиеву. Командующим армией назначен генерал-лейтенант Керем Мустафаев . Официальной версией причин подобного новшества является то, что новая армия была создана «с целью усиления обороноспособности Нахичеванской Автономной Республики, повышения боевой подготовки частей и соединений Вооруженных сил и усовершенствования централизованного управлении».

Бакинские аналитики в большинстве своем стараются не делать однозначных выводов, многие отмалчиваются, но невооруженным глазом видна их ошеломленность столь откровенными действиями президента по усилению статуса Нахичевани без видимых на то реальных причин.

Бывший министр обороны АР, генерал-майор Дадаш Рзаев в интервью «Мусават» высказал свое мнение следующим образом: «Азербайджан находится в военном положении, и с каждой стороны имеется опасность. Создание Отдельной общевойсковой армии в Нахичеванской Автономной Республики является неслучайным. Нахичевань находится в условиях блокады, не имеется сухопутной связи с другими частями страны; ... Отдельная общевойсковая армия создана в Нахичевани для того, чтобы в случае опасности, автономная республика могла хорошо защитить наши границы». Военный эксперт Узеир Джафаров поддерживает эту мысль о блокаде и о том, что «для ее надежной защиты требовалось определенная работа».

Однако, как справедливо отмечает глава центра «Доктрина» Джасур Сумеринли , «аргументации, приведенные во время создания Особой общевойсковой армия в Нахчыване, абсурдны. Для реализации целей, вполне можно было обойтись без создания новой структуры. Потому что формат старого армейского объединения не создавал препятствий этих целей. Необходимо было всего лишь желание».

Итак, в чем истинная цель создания «Нахичеванской армии»? И почему этот шаг был предпринят именно сейчас?

Эйнулла Фатуллаев - известный ныне правительственный пропагандист - изучает в своем аналитическом материале три версии причин реформы:

1. Угроза Нахичевани;

2. «Распил бабла»;

3. Конфедерализация Азербайджана.

Первые две версии он справедливо отметает (я не стану приводить всю аргументацию Фатуллаева - статья доступна в Интернете), но останавливается на третьей.

Создание Нахичеванской армии он связывает с недавними переговорами Алиева и Саргсяна в Вене и предстоящей евразийской интеграцией АР и Армении, которая невозможна без урегулирования карабахской проблемы (автор совершенно беспочвенно (учитывая целый ряд очевидных проблем двухсторонних отношений) утверждает, что «Азербайджан фактически уладил все проблемы с Путиным, страна входит в зону геополитических интересов России и де-факто находится в союзнических отношениях с Кремлем»). Он считает увеличение самостоятельности Нахичевани опытным и демонстрационным образцом будущего статуса Карабаха. «На мой взгляд, создание отдельной Нахчыванской армии - это символическое решение, напрямую связанное с карабахским урегулированием. Если даже допустить вероятное объединение Азербайджана и Карабаха в конфедеративном государстве, то, видимо, Алиев не желает, чтобы это объединение включало в себя два равнозначных субъекта - слишком унизительный мир, поскольку это уравнивает в статусах Азербайджан и Карабах, и получится что-то вроде Боснии и Герцоговины, поэтому, возможно, решили разбавить Азербайджан и Нахчываном», - пишет Фатуллаев . Однако здесь же он отмечает: «С другой стороны, повышение государственного статуса Нахчывана - форпоста нынешней азербайджанской элиты тоже может быть рассчитано с вероятными планами на долгосрочную перспективу, и трудно предположить развитие внутриполитической ситуации, скажем, через 15 лет. Первый шаг был сделан в 2009 году, когда во время конституционной реформы Нахчыван получил статус государства - автономного государства, второй шаг - создание своей армии... Остается сделать третий - признать независимость и подписать конфедеративный договор». Именно в последней мысли и кроется главная интрига указа Алиева. Вероятнее всего, вопрос карабахского урегулирования, как это часто происходит в АР, является всего лишь фоном или даже, скорее, ширмой для проведения серьезных структурных изменений в государстве.

Статья 134 Конституции АР (вопреки утверждению Фатуллаева, эта статья не редактировалась в 2009 году (http://www.trend.az/news/politics/1442873.html)) определяет статус Нахичевани следующим образом: «Нахчыванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики». Статья 1 Конституции НАР гласит: «Нахчыванское автономное государство является демократической, правовой, светской автономной республикой в составе Азербайджанской Республики ». При этом статья 2 Конституции НАР имеет примечательную деталь: «Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский — от 16 марта 1921 года и Карсский — от 13 октября 1921 года международные договоры ». Дело в том, что ни Московский, ни Карсский договоры не содержат статей о вхождении Нахичевании в состав Азербайджана. Речь в них идет лишь о протекторате и покровительстве Азербайджана над Нахичеванью. Отсылка к этим соглашениям все годы независимости АР служила источников своего рода латентного сепаратизма нахичеванской элиты.

Известно и то, что 19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости . Верховный Совет Нахичевана обратился за помощью к ООН, Турции, Ирану и ко «всем государствам мира». В постановлении (п. 6) указывается: «Довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР» . 17 ноября того же года Верховный Совет изменил название государства на Нахичеванскую Автономную Республику. Нахичевань фактически перестала принимать участие в политической жизни Азербайджана.

Вплоть до захвата власти в АР, Гейдар Алиев проводил фактически независимую от Баку политику в Нахичевани. Одним из самых показательных действий Алиева в этот период стал сепаратный мир автономной республики с Арменией, содействовавший сосредоточению армянских войск на карабахском фронте .

С приходом Алиева-старшего к власти в Баку сепаратизм Нахичевани перешел в латентную фазу, но никоим образом не угас , как это может показаться на первый взгляд. Нахичеванцы (вместе с еразами и курдами) полностью взяли власть в свои руки в АР.
Как писал в 2004 году (в газете «Монитор») тогда еще оппозиционный (не просидевший еще в тюрьме) Эйнулла Фатуллаев , «в политическом лексиконе «нахичеванец» и «алиевец» стали понятиями тождественными». В самой Нахичевани после кратковременной борьбы за правление с Намиком Гасановым, местным «ханом» стал Васиф Талыбов, близкий родственник Гейдара Алиева, который, по словам последнего, таскал ведра с водой для купания Алиева-старшего, когда тот был в опале.

Немаловажно отметить, что за время правления Талыбова из Нахичевани выехала значительная часть официально проживающих там 400.000 (по переписи 2009) людей. Вместо тюркского населения туда активно завозятся курды из Турции и Ирака - сородичи Талыбова, Алиева и многих других высших функционеров АР. Постепенно вскрываются также детали финансовой поддержки Талыбова Рабочей Партии Курдистана.Плюс к этому, в последнее время учащаются сообщения о конфликте Талыбова с бакинскими элитами.

Как уже много раз нами писалось, в том числе и на ИА REX, Нахичевань всегда рассматривалась Алиевыми не только как «колыбель династии», но и как «запасной выход»: в критический момент одним из вариантов их действий станет «откупоривание старой доброй бутылки» местного сепаратизма.

Поэтому создание отдельной «нахичеванской армии» можно уверенно связывать с возможным ожиданием властями системных потрясений, которые будут сопряжены с необходимостью «самообороны» Нахичевани . Как верно отметил Фатуллаев, до независимости Нахичевани остается один небольшой шаг.

А теперь р ассмотрим сценарии развития ситуация в случае полноценной конфедерализации АР и в случае объявления в будущем независимости Нахичевани .

Конфедерализация АР под начальством Алиевых (по формату Нахичевани) ведет к нескольким сценариям. Первый состоит в том, что в государстве могут появиться несколько новых (изначально полностью подконтрольных Алиевам) квазиобразований в виде автономий некоторых крупных коренных этносов - талышей, лезгин и др., а, следовательно, и несколько новых местных военизированных элит. В условиях криминализованности всего режима не стоит прогнозировать меньшей криминализованности местных элит, а, следовательно, местные элиты не раз предпримут попытку пустить в ход свои армии при разрешении каких-то двух- или многосторонних конфликтов. Эта ситуация может вырасти вплоть до гражданской войны с последующим крахом государства.

Впрочем, несмотря в определенном смысле на внешнюю «очевидность» такого хода развития событий в Азербайджане, который, кстати, некоторыми наблюдателями преподносится в качестве самого вероятного сценария, мы более чем убеждены в том, что Алиевы до последнего не согласятся на создание национальных автономий коренных этносов . Исходя из этого, мы исключаем такого сценария развития событий.

Взглянем на другие варианты, которые, на наш взгляд, в той или иной степени имеют большую вероятность осуществления.

Само озвучивание в СМИ информации о создание отдельной нахичеванской армии из уст двух проправительственных аналитиков - Фархада Мамедова и Заура Расулзаде , причем на не менее проильхамовском сайте haqqin.az уже вызвали подозрения у некоторых аналитиков. Ф. Мамедовым и З. Разулзаде была выдвинута версия о том, что якобы это может быть связано с «начавшимся переходом к конфедеративному устройству Азербайджана». По мнению авторов материала, «вероятно, на армяно-азербайджанских переговорах в верхах наметился определенный прорыв, и в случае, если Армения согласится на включение Нагорного Карабаха в качестве субъекта будущей азербайджанской конфедерации, то спорный субъект может получить право на создание своей армии. Не исключено, что азербайджанское руководство решило проявить добрую волю - и создание отдельной армии Нахчыванской Автономной Республики - это своего рода знак, адресованный армянской стороне, что этим правом после карабахского урегулирования может воспользоваться и карабахская сторона». То, что в дальнейщем эта версия, причем в таком же духе, нашла свое продолжение в вышеназванной «аналитике» руководителя данного сайта Э. Фатуллаева, тоже является косвенным доказательством тому, что И. Алиев с самого начала хотел «увести» читателей по ложному следу. То, что Ф. Абосзода свои комментарии по данной информации озаглавил вопросительным знаком, уверены, связано с тем, что он сразу поставил эту версию под сомнение .

Что касается армянской стороны, кажется маловероятным, если вообще не невероятным, чтобы они согласились сдать не только районы вокруг Нагорного Карабаха, но плюс к этому еще и согласились на то, чтобы Карабах вернулся в лоно азербайджанского государства.

В этом плане, думаю, было неплохо напомнить читателям слова одного авторитетного армянского генерала, сказанные им недавно: «Не Серж Саргсян освободил районы вокруг Нагорного Карабаха, чтобы он взял и подарил какого-нибудь из них Ильхаму Алиеву».

Примечательно, что сами авторитетные бакинские аналитики не верят в то, что таким образом И. Алиев готовится к разрешению Карабахского вопроса. Так, по словам депутата ММ, политолога Расима Мусабекова : «Сегодня завлечь НК в состав Азербайджана на повестке дня не стоит. Потому что армяне все формы автономии, предлагаемые Азербайджаном, отвергают. Сегодня реально рассматривается армянами только статус НК для переходного периода, при котором де-факто он не будет входить в состав Азербайджана, а де-юре этот вопрос остается открытым. Ничего другого армяне обсуждать не хотят. Они обсуждают только один вопрос: независимость Нагорного Карабаха. Когда мы им говорим о примере швейцарских кантонов или Олланда, они говорят о примере Андорры. Поэтому найти формулу, чтобы Азербайджан и Армения нашли взаимоприемлемое решение, не удается».

По мнению политолога Арифа Юнуса , возможно здесь присутствует элемент переговорного процесса по Нагорному Карабаху, но вряд ли нахичеванский пример станет привлекательным для карабахских армян. «Нахчыван - это отдельный вопрос, Карабах - отдельный. Это совершенно разные вещи. Я также не думаю, что власти Азербайджана серьезно рассматривают вопрос конфедеративного устройства страны», - сказал он.

Второй сценарий конфедерализации АР предполагает, что Алиев, предчувствующий скорое отстранение от власти, возможно, желает подготовить почву для переговоров с будущими властями страны и с их согласия пойти на меньшее из зол - стать санджакбейем Нахичевани, номинально подчиняющимся центральным властям. В случае, если это не удастся сделать, то он сможет воспользоваться хитросплетением юридического статуса Нахичевании объявить о ее независимости и выходе из состава Азербайджана.

В таком случае, новые бакинские власти будут иметь мало шансов на начало военных действий с эксклавной Нахичеванью. Как отмечает выше упомянутый Дадаш Рзаев , в Отдельную общевойсковую (Нахичеванскую) армию направляются лучшая в стране техника и специалисты. К тому же военные контингенты в Нахичевани уже давно проходят обучение под управлением турецких военных экспертов по всем критериям НАТО. Более того, нет сомнения в том, что Алиев первым делом подпишет по примеру отца - сепаратный мир с Арменией и, вероятно, попытается подтолкнуть ее к совместным военным действиям против Баку.

Как мы ранее отмечали, одним из сценариев объявления независимости может стать то, что Алиев специально запустит крах АР и появление на его обломках новых государств. Это создаст удобный для него политический фон отделения Нахичевани.

В случае такого сценария развития событий, основной проблемой для Ильхама Алиева станет внешняя легитимизация его действий - признание и поддержка региональных и глобальных акторов. Рассмотрим возможные варианты внешней поддержки.

Запад. Как известно, единственной поддержкой Алиевых со стороны Запада являлись нефтяные богатства Баку, которые силой были захвачены режимом. С потерей этого переговорного аргумента, Алиевы теряют всякий интерес для Запада в качестве партнера.

Турция . Узеир Джафаров сообщил в своем интервью Turan, что еще несколько лет назад Турция выступила с предложением создать подобное военное соединение в Нахичевани. Интересно и то, что на днях, перед объявлением о создании «Нахичеванской армии» в Баку побывали высокопоставленные функционеры Вооруженных сил Турции, которые провели переговоры и консультации со своими азербайджанскими коллегами.

Такой ход событий не может не вызывать сопутствующие выводы. Напомним, что еще в 2010 г. министр иностранных дел Турция после своей встречи с Васифым Талыбовым в Анкаре заявил, что «Турция проявляла активное участие в будущем Нахичевани и будет продолжать это делать».

В ответ на вопрос о Карском договоре, он отметил, что нет никаких сомнений по поводу юридической силы договора. «Турция - гарант статуса Нахичевани - это очевидно», - сказал Давутоглу. «Безопасность и благополучие Нахичевани - это наша безопасность и благополучие». Мало того, что Турция подготавливает военные кадры Нахичевани, она фактически превратила этот регион - по примеру Аджарии - в одну из собственных провинций. Вывод Нахичевани из-под подчинения Баку может рассматриваться Анкарой как промежуточный шаг по включению этой области в состав своей территории. В случае если будет запущен механизм краха АР (под протекторатом которого должна была находиться Нахичевань, согласно упомянутым договорам), задача Турции станет еще более простой.

Но, с другой стороны, весьма сомнительно, что Турция будет рада видеть во главе Нахичевании Алиева или кого-то из его подопечных. На фоне сильно испорченных личных отношений между властями АР и Турции, сомнительно, чтобы турки продолжали - в отсутствие уже нефтяного пряника - терпеть спонсирование Алиевыми строительства будущего Курдистана.

К тому же, если Нахичевань в будущем полноценно переориентируется на построение очага курдской государственности, еще одно курдское квазигособразование (или полноценное государство) на собственной границе вряд ли обрадует Анкару.

Мало того, надо иметь в виду и то, что никто еще не может спрогнозировать ход событий в самой Турции, ситуацию в которой посол США в Анкаре охарактеризовал как «крах целой империи». Что будет, например, если этот «коррупционный скандал» приведет к новой «турецкой весне»? А может создание Нахичеванской армии связано с тем, чтобы быть готовым именно к возможным потрясениям в Турции? Это - одна сторона данного вопроса. Но есть и другая сторона. Как станет реагировать на возможные потрясения в Турции руководство Ирана, которому исторически принадлежала Нахичевань? Наконец, никто еще не может предвидеть, как будут развиваться события в регионе, если «курдский джинн» будет заброшен в Иран, где проживают несколько миллионов курдов? Исходя из этого, попытаемся рассмотреть «Нахичеванское начало» И. Алиева с точки зрения развития событий на «курдском фланге».

Если учитывать то, в каких именно условиях И. Алиев пошел на такой шаг (известные события в Турции и пр.), то, нам кажется, было бы правильно искать ответ на этот вопрос на границе Нахичевани с Турцией и Ираном , где в течение последнего времени «курдский джинн» блуждает над терриориями некоторых государств Ближнего Востока. Вполне возможно, что на фоне ожидаемых в Турции в связи с набирающим ход коррупционным скандалом внутренних потрясений, И. Алиев готовится к «геополитическому эндшпилю» разрешения курдского вопроса . Учитывая, что это будет касаться интересов Турции и Ирана, то укрепление боевой мощи нахичеванской армии представляется более логичным и правдоподобным.

Предполагаемый Курдистан. Несмотря на то, что большинство экспертов сходиться во мнении, что создание Курдистана является неизбежным, мало кто говорит о формате будущего государства. Как известно, на тех территориях, на которые претендуют курды, живут как носители сильно отличающихся друг от друга (вплоть до отсутствия взаимопонимания) диалектов курдского языка (курманджи, сорани, леки (фейли), келхури), на каждом из которых плодотворно создается литература (особенно - на курманджи и сорани), так и других языков, называемых курдами, «курдскими диалектами» - например, зазаи и горани. Кроме того, силен и спектр распределения курдов по их религиозным убеждениям - от различных шиитских сект и суннитских тарикатов вплоть до языческих верований (например, езиды).

Стоить добавить, что в среде курдов, несмотря на происходившие в ХХ веке изменения, сохраняется сильная племенная идентичность. В предполагаемом Курдистане будет, вероятно (кстати, подобных примеров полно в других странах) сильна идентификация по государствам, от которых откололась та или иная часть Курдистана: турецкие курды, иракские курды, сирийские курды и т.д.

Немаловажным является и факт наличия реальной разобщенности курдского политикума в связи с сильной амбициозностью различных курдских лидеров .

Таким образом, весьма сомнительно, чтобы построение унитарного курдского государства - если будет претворяться именно такая модель его устройства - пройдет спокойно и безболезненно как для самих курдов, так и для их ближайших соседей. Вполне, вероятно, что хотя бы на первом этапе будет сформировано некое федеративное/конфедеративное объединение, которое в будущем должно будет слиться в единое государство.

На этом фоне можно говорить о том, что Алиев и его ближайшее окружение, долгие годы импортирующее курдов в АР, в том числе и в НАР, предпримут попытку стать частью федеративного Курдистана, а до его полноценного формирования войти в состав - условно - лиги курдских квазигосударств. Сложностью здесь является то, что подобная тенденциозность вполне может не устроить глобальных акторов, не говоря уже о Турции и Иране. В этом случае курды скорее предпочтут повременить со своими закавказскими абмициями (а они, безусловно, есть) и не будут рисковать «синицами в руках» ради Алиевской Нахичевани, вступая в конфронтацию, в первую очередь, с соседями.

Иран . ИРИ, разочарованная в Алиеве-старшем, который фактически обвел их вокруг пальца, вряд ли устремится на помощь Алиеву-младшему, который в этом плане мало чем отстает от своего отца. Хоть ИРИ и заинтересован в крахе антииранского режима в АР, а часть иранской элиты - и самой Азербайджанской Республики, т.к. это стало бы сильным ударом по сепаратизму части тюркских активистов внутри Ирана, она вряд ли согласится с тем, что здесь появится новый тенденциозный региональный актор.

Тем более, что на него будет претендовать Турция или Курдистан (а при некоторых обстоятельствах - совместное образование турков и курдов). Нельзя отбрасывать вариант того, что Иран при определенных условиях поддержит претензии Армении на Нахичевань, ведь исторически так сложилось, что в этой области с разных времен проживали армяне, выселенные в течение ХХ века, вытесняемые ныне тюрки, курды, численность которых здесь последовательно увеличивается, а на юге, в Джульфийском и Ордубадском районах - азари-талышские этносы (килитцы, котамцы и пр. потомки местного мидийского населения), ныне полностью тюркизированные.

Нахичевань может стать еще одним плацдармом для экспорта нестабильности в сам Иран. Мы ранее останавливались более подробно на этой ситуации, поэтому ограничимся краткой характеристикой ситуации: продолжающее становление курдского квазигосударства в Ираке, ожидаемое разрешение «курдского вопроса» в Турции, вероятное юридическое оформление де-факто появившегося курдского квазигосударства в Сирии высвобождает значительные курдское военные ресурсы. Учитывая начавшееся сближение Ирана и Запада, стоит также ожидать, что Запад потребует от ИРИ демократизации, в том числе, и в области «национальных прав и свобод». Сомнительно, чтобы нынешние власти ИРИ это легко приняли. Но вполне возможно, что это будет принято уже после Али Хаменеи, сообщения о смертельной болезни которого в последние годы только учащаются.

Таким образом, появятся параллельные движения - военное и мирное - за предоставление иранским народам, в первую очередь, курдам различных национальных прав и свобод, в том числе, и права на самоопределение (хотя бы в рамках самого Ирана). Нахичевань, огибающая на севере Иранский Курдистан, в этом случае действительно будет одним из стратегических плацдармов для военных действий курдских боевиков против Ирана.

Россия. Судя по всему, Россию устраивает роль «внешнего наблюдателя» в нынешних, да и в предстоящих событиях в регионе, и, вероятно, не стоит ожидать ее активного включения в эти процессы, в крайнем случае, как кажется, в начале ожидаемого «цунами». Можно только строить догадки, каким именно может быть «подключение» России в последующих этапах развития ситуации. Но все-таки безусловном является и то, что Россию вряд ли до конца будет устраивать роль пассивного наблюдателя, если принять во внимание то, что с известных времен этот регион входит в сферы интересов этого государства, не говоря уже о том, что Гюлистанский и Тюрменчайский мирные договора никто еще не отменял. А ведь согласно им, все эти земли в течение последних почти 200 лет принадлежали непосредственно России.

Итак, подготавливая себе «уютную лагуну» в условиях приблежающегося геополитического шторма и желая вписаться в новую мозайку региона, Ильхам Алиев, судя по всему, рискует не только оказаться в самой гуще новых потрясений, но и стать одной из «спичек» будущего регионального пожара. А значит, «спичке» придется «догореть» до самого конца.

О том, что в последнее время в Нахичевани наблюдается серьезная концентрация не только азербайджанских, но и турецких войск, говорилось много. Реакция азербайджанских масс-медиа, старающихся по возможности не реагировать и не отвечать на подобную информацию, время от времени проскакивающую в изданиях их коллег по региону, лишний раз доказывает, что дело там действительно обстоит нечисто.

Некоторые из экспертов называют конкретные цифры, уверяют, что сегодня в Нахичевани расположился и окопался целый армейский корпус. И что количество турецких солдат в этом районе раза в три больше, чем азербайджанских.

Достаточно часто эту цифру упоминают лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Гаспарович Саркисян и бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. Они уверены, что Турция именно сейчас осуществляет в Нахичевани своеобразную ползучую, негласную армейскую экспансию. Причем делается это не просто с молчаливого согласия Баку, а в силу конкретных договоренностей с ним.

Директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян считает, что Анкара целенаправленно усиливает свое влияние и увеличивает количество своего армейского контингента в автономной области, так как в планах у Турции в среднесрочной перспективе — увеличение своего влияния и усиление давления на геополитические процессы в регионе Южного Кавказа.

Все это действительно способно навести на тревожные мысли, особенно в том плане, что граница с Нахичеванью проходит всего лишь в каких-то 80-100 километрах от столицы Армении. То есть Ереван в радиусе действия турецких ракетных комплексов, которых у азербайджанской армии на вооружении очень много.

Если ко всему вышесказанному добавить еще и тот фактор, что Баку в последнее время достаточно часто проводит в Нахичевани военные учения (штабные, танковые, пехотные), то можно с уверенностью говорить о том, что в автономной области идет накачивание военной силы.

Только в последних общевойсковых учениях там участвовало до 25 тысяч военных, до 250 единиц танков и бронетехники, до 50 единиц армейской и фронтовой авиации. Причем наша армейская разведка имеет данные, что участвовали в учениях далеко не только азербайджанская бронетехника и пехотные подразделения.

Самая свежая информация, поступающая из Нахичевани, свидетельствует, что на днях там была открыта новая полноценная воинская часть. Вернее даже целый учебно-образовательный центр. Там построены солдатские казармы, армейский бытовой комплекс, здание штаба, госпиталь. Созданы смотровая площадка, спортивный городок, стрелковый полигон — словом, полный набор.

Поговаривают, что основной преподавательский состав в учебно-образовательном центре — специалисты из Турции, прошедшие натовскую подготовку.

Примечательно, что на церемонии сдачи в эксплуатацию всего комплекса присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев, который в эти дни приезжал в Нахичевань в связи с мероприятиями, посвященными 95-летию дня рождения своего отца Гейдара Алиева.

Там же, во время своего выступления Алиев говорил о том, что скоро (в ближайшие три года) будет сдана в эксплуатацию та часть железной дороги, которая будет соединять Нахичеванскую автономную республику с "материковым" Азербайджаном через территорию Ирана.

Президент Азербайджана назвал это "прорывом блокады", в которой, оказывается, все эти годы находился Нахичевань.

Побывал в одном из самых малопосещаемых туристами регионов бывшего Советского Союза - Нахичеванской Автономной Республике. Это эксклав Азербайджана. Географически Нахичевань отделена от остальной части Азербайджана территорией Армении и сейчас граница между странами полностью закрыта. Попасть из Баку в Нахичевань по земле можно только через Иран. Или через Грузию и Турцию (но это очень долго). Я проехал Нахичевань транзитом из турецкого города Ыгдыр в иранский Тебриз с остановкой на ночь. Давно я не получал столько внимания к свой скромной персоне от официальных лиц. Про нахичеванскую границу я немножко почитал в инете, туристов туда ездит очень мало, т.ч. каждый вызывает неподдельный интерес. Некоторых путешественников подозревают в шпионаже, поэтому обыски и длительные допросы не редкость. Впрочем, по порядку.

Новый год я отметил в турецком городе Ыгдыр. Достопримечательностей в нем, кроме двух букв "ы" в названии, нет. А еще это ближайший город к священной армянской горе Арарат. Большую часть времени из любой точки города на нее открываются шикарные виды. Но не 1 января 2016 года. Снег валил всю ночь и всё утро. Засыпало совершенно все. Автобус в Нахичевань, к счастью, не отменили. Все пассажиры автобуса были либо азербайджанцы, либо турки - я был единственным иностранцем. Я разговорился с одним азербайджанцем, который хорошо говорил по-русски. Слово за слово и он пригласил меня переночевать у него дома. Особо долго я не раздумывал, всё лучше, чем в гостинице.

На турецкой границе построен огромный пограничный пункт. При этом совершенно пустой сейчас. Куча парковок, мест для досмотра, много помещений. Похоже, что построено это впрок - неужели они ожидают настолько большого увеличения пограничного движения? И почему через Нахичевань, которая имеет вторую открытую границу только с Ираном, при этом у Турции есть своя граница с Ираном, и пограничный пункт буквально в 50 км. Азербайджанцы тоже много чего строят у себя на границе, но пока что не достроили еще. Моя "легенда" (она же правда) - транзит из Турции в Иран, вполне укладывалась в мировосприятие пограничников. Опять же у меня и виза иранская была, поэтому мне задали всего десяток вопросов (на русском) и даже не досматривали. Потом подошел бравый офицер, который желал потренировать свой английский и задал те же примерно вопросы. Я получил свой штамп и "добро пожаловать".

В Нахичевани я поехал к своему новому знакомому из автобуса. Жил он недалеко от центра в частном секторе. Не успели мы приехать и зайти в дом, как он на улице имел беседу с кем-то, я подумал сначала - соседи его. Ан нет. Он сказал, что это местная гос.безопасность с автовокзала следила за мной - куда это я намылился. Вероятно, моего гостеприимного хозяина предупредили, что теперь он несет ответственность за непутевого туриста, которого приютил. Мужик всю дорогу мечтал выпить, похоже, что он меня как собутыльника и позвал. Правда, я его сразу предупредил, что временно не пью, но вероятно не убедил - "пиво-то немножко выпьешь". После беседы с местным КГБ пить со мной он передумал. Впрочем, все равно мы весьма душевно пообщались.

С утра меня под конвоем (разумеется под предлогом "я тебе сейчас все покажу") повели смотреть город. И тут ему позвонили и срочно вызвали на работу на водоканал, из-за морозов что-то там прорвало. Меня он хотел было посадить в такси до границы, но я отказался, сказал что хочу город немножко посмотреть. Этот факт часто удивляет местных жителей во многих местах, не только в Нахичевани. Дескать достопримечательностей у нас нет. Пришлось ему звонить куда-то и сообщить о моем непутевом поведении. Появился "родственник", как мне его представили, который мне сейчас все в городе покажет. Мне честно говоря было пофиг, военные укрепления я не собирался все равно фотографировать. К сожалению, "родственник" не говорил по-русски, и этот факт его тоже огорчал, т.ч. минут через 10 и пару звонков куда-то, появился "друг", который случайно тут прогуливался и тоже не прочь показать мне город. На русском "друг" говорил весьма прилично, к тому же знал еще и английский и французский. Вообще классный чувак оказался, интересный собеседник. И как гид не плох:)

Осмотрев Нахичевань, меня посадили на такси в сторону иранской границы, в приграничный город Джульфа. Автобусов туда не ходит, но таксисты собирают по 4 человека в машину и везут за пару долларов в Джульфу. Таксисту тоже наказали следить за мной, пару раз звонили по дороге, проверяли, как я там. Таксист передал меня на руки одному из своих пассажиров, который как раз в Иран ехал, с наказом провести через границу и довезти до Тебриза. Что в общем и случилось. Я бы, конечно, и сам справился, но не так шустро. А тут все получилось совсем просто - и на границе у меня был личный переводчик и деньги мне поменяли по отличному курсу и в такси до Тебриза взяли совсем небольшую сумму. Всё как для местных.

Приезжайте в Нахичевань! Индивидуальное внимание - каждому путешественнику:) У меня правда было почему-то чувство, что я мешок с картошкой, который все время куда-то тащат. Главное дотащить до забора, перекинуть и дальше уже не наша проблема.
Но всё что я хотел - я увидел и лишнего времени не потерял. Фотографий пока не будет - инет совсем дохлый сейчас.