Модальная оценка в русском языке. Способы выражения модальности в русском языке

Введение

Актуальность данной работы определяется значимостью объекта изучения.

Предмет исследования - модальные глаголы: dьrfen, kцnnen, mцgen, mьssen, sollen, wollen, lassen и их переводы.

Цель предлагаемого исследования заключается в проведении системного лексико-грамматического анализа модальных глаголов и их переводов на материале художественного произведения.

В соответствии с названной общей целью задачи исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Проанализировать существующие классификации понятия «модальность».

2. Представить возможность модальных глаголов передавать различные оттенки и нюансы действий, выражающих - желание, возможность, сомнение, неопределённость или мнение третьего лица.

3. Выявить факторы, обусловливающие возможность модальных глаголов передавать отношение к другим глаголам и образовывать вместе с ними сложные сказуемые.

4. Исследовать применяемые способы передачи основного значения и оттенков модальных глаголов в художественной литературе.

Материалом исследования послужил роман Ф.Кафки «Америка» и его перевод на русский язык.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке и развитии вопросов, касающихся адекватной передачи смысла модальных глаголов при переводе художественного текста.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и исследовательской), заключения, списка использованной литературы.

В качестве исходной базы использовались наиболее общие теоретические положения, разработанные в трудах как российских, так и немецких лингвистов (В.В. Виноградова, О.С. Ахмановой, А.Н. Тихонова, В.З. Панфилова, H.Genzmer), позволившие предпринять попытку системного исследования значения немецких модальных глаголов при переводе художественной литературы с немецкого языка на русский.

Категория модальности как языковая универсалия

Значение модальности в лингвистике

Существует несколько различных определений к термину «модальность», в этой работе автор считает необходимым рассмотреть некоторые из них.

Модальность - это функционально- семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также отношение говорящего к содержанию высказывания. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и др. и выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»). В логике такие слова называются модальными операторами, с их помощью указывается способ понимания суждений (высказываний).

Модальность англ. modality. Понятийная категория со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности (отношения сообщаемого к его реальному осуществлению), выражаемая различными грамматическими и лексическими средствами, такими как формы наклонения, модальные глаголы, интонация и т.п. Модальности категория . Модальность предложения . Модальность гипотетическая англ. hypothetical (suppositional) modality. Представление содержания высказываемого как предположительного. Модальность глагольная англ. verbal modality. Модальность, выражаемая глаголом. Модальность ирреальная англ. Unreal modality. Представление содержания высказываемого как невозможного, неосуществимого. Модальность отрицательная англ. negative modality. Представление содержания высказывания как не соответствующего действительности Словарь лингвистических терминов О.С. Ахманова.

Модальность - понятийная категория. Она выражает отношение сообщаемого к его реальному осуществлению, устанавливаемое (определяемое) говорящим лицом. Отношение высказывания к реальности в разных языках выражается при помощи различных средств - морфологических, синтаксических, лексических. На этом основании категорию модальности следует считать универсальной.

Специальным морфологическим средством выражения модальности высказывания являются формы наклонения глагола, которые передают самые разнообразные модальные значения и оттенки.

Синтаксические средства выражения модальности - это прежде всего различные типы вводных и вставных слов и конструкций (словосочетаний и предложений).

Разнообразные значения модальности присущи повествовательным (утвердительным, отрицательным). Вопросительным, побудительным, восклицательным предложениям. Модальные значения входят в семантическое содержание многих знаменательных слов, относящихся к различным частям речи. Такие слова выражают модальность лексически. Эти слова разных частей речи объединяет в одну лексико-семантическую группу общий тип лексического значения - обозначение модальности. В то же время эти слова грамматически разнородны, каждое из них обладает всеми грамматическими признаками своей части речи.

На фоне подобных слов выделяются так называемые модальные слова, обособившиеся в самостоятельную часть речи. Они объединяются на базе общности лексического значения и грамматических свойств и функций. Как известно, изучение модальности в лингвистике имеет давнюю традицию. Проблемам модальности посвящено много работ, в которых понятие модальности трактуется по-разному.

Можно говорить о модальности в широком и узком смысле. К модальности в широком смысле ряд исследователей относит так называемую общую, или конститутивную модальность, которая является одной из категорий предикативности и входит в обязательное грамматическое значение предложения. Через общую модальность «говорящий придает грамматической формуле предложения при ее реализации в высказывании статус сообщения, вопроса, приказания или пожелания» Мирослав Грепл. О сущности модальности. // Языкознание в Чехословакии. М., 1978. , что соответствует 4-м типам высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное, желательное). «Общее» понимание модальности соотносят так же с понятием модусности, в котором, в свою очередь, выделяют собственно модальность, в более узком смысле Т.В. Шмелева. Смысловая организация предложения и проблема модальности. // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984. .

К модальности в узком смысле можно отнести следующие семантические категории: объективная модальность, характеризующая положение дел как реальное или ирреальное; эпистемическая, или субъективная, модальность, характеризующая положение дел в плане достоверности с точки зрения говорящего; интенциональная модальность, описывающая состояние сознания человека, направленное на некоторое положение дел.

Когда с точки зрения объективной модальности положение дел характеризуется как ирреальное, образуется ряд значений, указывающих на поворот события от ирреальности к реальности. Наряду с компонентом «ирреальность» их компонентная структура содержит такие компоненты, как, например, волюнтативность, градуальность или категоричность 2 . Основными полюсами являются возможность и необходимость, при этом событие считается возможным при наличии выбора возможности его реализации из ряда других, и необходимым - при отсутствии такого выбора И.Б. Шатуновский. Пропозициональные установки: воля и желание. // Семантика предложения и нереферентного слова. М., 1996. .

Модальные глаголы . Означают желание, намерение, способность деятеля осуществить действие: хотеть, мочь, желать, предполагать, намереваться, стремиться, решиться, успевать и т.п. Они часто употребляются в структуре составного глагольного сказуемого.

Все глаголы немецкого языка можно классифицировать по значению на: глаголы состояния, действия, полнозначные, вспомогательные, модальные, функциональные, безличные и возвратные глаголы. Автор считает, что наибольший исследовательский интерес вызывает одна из самых малочисленных групп глаголов немецкого языка - модальные глаголы. Интерес к данной языковой области является вполне закономерным, т.к. именно эта группа глаголов (которую некоторые лингвисты относят не к самостоятельной группе, а к группе вспомогательных глаголов) является чрезвычайно важной и уникальной как в грамматическом, так и в лексическом смыслах. Модальные глаголы отличны от прочих глаголов полисемантичностью и множеством оттенков, что особенно важно учитывать при переводе художественных текстов. Таким образом, интерес к данной языковой области может, в определённой степени, служить обоснованием выбора темы настоящего исследования.

Модальные слова - это неизменяемые слова, выражающие отношение всего высказывания или его частей к реальности, грамматически не связанные с другими словами, но интонационно выделяющиеся в структуре предложения.

Как правило, все изменяемые слова при переходе в модальные слова становятся неизменяемыми. В качестве модального слова в языке закрепляется лишь одна из грамматических форм изменяемого слова, напр. Краткая форма ср.рода, ед. числа прилагательного вероятный- вероятно. Единичны случаи перехода в модальные слова нескольких форм одного и того же слова.

Модальные слова в структуре предложения синтаксически не связаны с остальными словами. Они и не примыкают к другим словам, и не управляют ими, не являются членами предложения. С высказыванием, модальность которого они выражают, модальные слова связаны лишь интонационно.

Чаще всего модальные слова выступают в функции вводных слов.

Находясь в начале предложения, модальные слова обычно выражают модальность всего высказывания. Когда употребляются в середине предложения, они подчёркивают главным образом модальность последующей части высказывания.

Модальные слова обладают необходимыми предикативными свойствами и употребляются как слова-предложения.

Слова, употреблённые в ответной реплике диалога, выражают модальность предыдущего высказывания.

Модальные слова могут подчёркивать модальность сказуемого. В этом случае они способствуют логическому выделению сказуемого и интонационно не обособляются.

В модальные слова переходят некоторые лексикализованные словосочетания.

Еще легче переходят в модальные слова наречия и категория состояния, т.е. неизменяемые слова. Они ничего не утрачивают из морфологических свойств (были и остаются неизменяемыми), но лишаются категориальных значений и типичных для своих частей речи синтаксических связей и функций Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий, Том 1; под общей редакцией А.Н. Тихонова.

Рассмотрев целый ряд определений к термину «модальность» автор считает необходимым выделить суть этого явления в лингвистике. Таким образом «модальность» - это категория, которая отражает отношение говорящего к содержанию высказывания и, в свою очередь, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность можно рассматривать в широком смысле, тогда мы говорим об общей или конститутивной модальности или в узком смысле, в таком случае модальность делится на: объективную; эпистемическую или субъективную; интенциональную.

Модальные глаголы - это глаголы, обладающие свойствами модальности, то есть, отражающие отношение говорящего к содержанию высказывания и означающие желание, намерение, способность деятеля осуществить действие. К модальным словам в лингвистике относят такие слова, которые выражают отношение всего высказывания или его части к реальности. По итогам этого раздела можно сделать вывод о том, что же такое модальность, модальные глаголы и слова в лингвистике и когда их следует употреблять.

Модальность включает в себя разнородные модальные характеристики, которые проявляются в разных аспектах структуры предложения, зачастую наслаиваясь одна на другую. Они очень разнородны: утверждение – вопрос – побуждение, реальность – достоверность – вероятность – нереальность, утверждение – отрицание, необходимость – возможность – намерение и т.д. Трудность изучения модальности заключается в том, что в живом языке модальные оттенки перекликаются с экспрессивными и даже эмоциональными.

Виноградов писал 1 , что различия в выражении категории модальности отчасти связаны с внутренними различиями в ее синтаксических функциях.

Инвариантное модальное значение: противопоставленность реального/ирреального отношения высказывания к действительности. Существует три типа отношений, различных по своему семантико-синтаксическому существу: 1) отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения говорящего; 2) отношение говорящего к содержанию высказывания; 3) отношение между субъектом – носителем признака и предикативным признаком.

1. Модальную характеристику предикативной оси предложения определяют отношения первого типа. Модальность предложения – это субъективно-объективное отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения его реальности, соответствия или несоответствия действительности. Соответственно, различается модальность реальная (прямая) и нереальная (ирреальная, косвенная, гипотетическая). Грамматически основная (предикативная) модальность выражается категорией наклонения: изъявительного, условно-желательного, побудительного. Способ выражения основной модальности при помощи категории наклонения является морфолого-синтаксическим . В ряде безглагольных и бессвязочных типов предложений могут выражаться реальная модальность и настоящее время (конструктивно-синтаксический способ выражения) – Ночь. Улица. Фонарь. В определенных синтаксических конструкциях значение ирреальной модальности может выражаться лексико-синтаксическим способом , с помощью некоторых частиц. К примеру, частица бы может выражать ирреальное значение самостоятельно: Табачку бы! Частицы да, пусть оформляют побудительное значение для 3 лица: Пусть сильнее грянет буря (Горький).

Выражать модальность может и интонация. Например, по отношению к инфинитивным предложениям можно говорить об интонационно-синтаксическом способе выражения модальности. также об этом способе можно говорить, когда синтаксическая конструкция допускает двоякое интонационное прочтение. Воды, Наверх, Завтра, Терпение. Интонация может менять основное модальное значение предложения, преобразовывать значение наклонения. Таким образом, главный способ выражения основной модальности – морфолого-синтаксический – дополняется конструктивно-синтаксическим, лексико-синтаксическим и интонационно-синтаксическим способами.


Из тех типов предложений (повестоват., побудит., вопросит.,) только побудительные отличаются единством модального значения, они представляют одну из основных разновидностей ирреальной модальности. Повествовательные предложения распадаются на два типа: с реальной модальностью и с нереальной. Весна идет, Он бы сам к вам явился, да побоялся. Что касается вопрос. предложений, то, так как познавательная установка не является разновидностью модального значения, вопрос. не является средством выражения высказывания к действительности. В отношении к категории модальности вопрос. предл. делятся на несколько типов: а) вопрос. только по форме, но не по существу (к примеру, риторический вопрос), в модальном плане как повествовательные; 2) предл., чья вопрос. форма является экспрессивным средством побуждения к действию; как побудительные; 3) в основе собственно вопрос. предл. лежит представление о реальности или нереальности искомого, может быть использована форма как условного, так и изъяв. наклонения.

Противопоставление предложений по утвердительности – отрицательности отвечает первому условию инвариантности (реальность/ирреальность), однако само это противопоставление – собственно смысловое, накладывается на выраженное в предложении модальное значение.

2. Отношение говорящего к содержанию высказывания. Основным средством выражения субъективной модальности служат вводные (модальные) слова. Вводных слова, определяющие отношение говорящего к содержанию высказывания (эмоц. реакция, стремление к логическому упорядочению речи и т.д.): 1) слова (сочетания слов), вносящие в высказывание значение уверенности, убежденности говорящего: разумеется, несомненно, безусловно, действительно ; 2) предположительность, неуверенность: вероятно, должно быть, возможно .

В отличие от основном (объективной) модальности, модальность субъективная – признак необязательный. Различается общая субъективная модальность (если относится к предикату) и частная (если относится к одному из остальных компонентов предложения). Объективная и субъективная модальности взаимодействуют, но не перекрещиваются. Также со вводными модальными словами соотносятся и наряду с ними являются выражением субъектив. модальности многие модальные частицы, связанные со значением достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, небось )

3. Отношение между действием (предикативным признаком) и его субъектом. Чаще всего выражается посредством модальных слов, включаемых в состав предиката: мочь, хотеть, желать , можно, возможно, желательно, нужно, должен, намерен + некоторые модальные сущ. Эти модальные отношения можно назвать внутрисинтаксическими, в отличие от внешнесинтаксических (1, 2). Внутрисинтаксическая модальность выражается в основном лексическими средствами (модальное значение, заключенное в словах определенных разрядов). Если основная модальность предложения лишь выявляет одно из модальных значений, совокупность которых заложена в инвариантной модели предложения, в структуре его предикативной оси, то лексическая модальность прибавляет к это оси семантический компонент, равный лексическому значению модального слова. Грамматическая модификация предложения обязательна, а семантическая лишь возможна. Общее условие лексической модальности – наличие в предложении синтаксических значений субъекта и действия (процесс. признака).

3.1. Внутрисинтаксическая модальность обнаруживается в безличных предложениях с модальными словами из категории состоянии и глаголов на –ся: Можно ехать, мне необходимо ехать . С этим сопоставима модальность инфинитивных предложений, хоть она и не выражена лексически. Сравнивается модальность таких синонимичных пар: Нам ехать – Нам надо ехать, Посмотреть бы – Хочется посмотреть . Здесь модальность выражается самим строением предложения, интонацией и частицей бы, если она есть. Эти два плана - внешнесинтаксический и внутрисинтаксический – совмещаются, если говорящий субъект и субъект действия совпадают, т.е. субъект выражен формой 1 лица. Мне бы только один разочек пройтись с вами на гору .

4. В предложении основное модальное значение обогащается, уточняется разнообразными дополнительными модальными значениями или оттенками. Для этого используются самые разнообразные средства: интонационные оттенки, частицы, порядок слов, логическое ударение и т.д. Именно на этом уровне взаимодействуют значение модальные и экспрессивные.

Источник - Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973

Языковая), «в разных формах обнару­жи­ва­ю­щих­ся в языках разных систем..., в языках европейской системы она охватывает всю ткань речи» (В. В. Виноградов). Термин «модаль­ность» используется для обозначения широкого круга явле­ний, неодно­род­ных по смысловому объёму, грамматическим свойствам и по степени оформ­лен­но­сти на разных уровнях языковой структуры. Вопрос о границах этой категории решается разными иссле­до­ва­те­ля­ми по-разному. К сфере модаль­но­сти относят: противо­по­став­ле­ние высказы­ва­ний по характе­ру их коммуникативной целе­уста­нов­ки (утверж­де­ние - вопрос - побуждение); противо­по­став­ле­ние по призна­ку «утвержде­ние - отрицание »; града­ции значений в диапазо­не «реаль­ность - ирреаль­ность» (реаль­ность - гипоте­тич­ность - ирреаль­ность), разную степень уверен­но­сти говоря­ще­го в досто­вер­но­сти формирующейся у него мысли о действи­тель­но­сти; различ­ные видо­из­ме­не­ния связи между подлежа­щим и сказуемым , выражен­ные лекси­че­ски­ми средствами («хочет», «может», «должен», «нужно») и др.

Категорию модаль­но­сти большинство исследователей дифферен­ци­ру­ют. Один из аспектов диф­фе­рен­ци­а­ции - противо­по­став­ле­ние объективной и субъективной модаль­но­сти. Объектив­ная модаль­ность - обязательный признак любого выска­зы­ва­ния, одна из категорий, формирующих предикатив­ную единицу - предложение . Объективная модаль­ность выражает отношение сообща­е­мо­го к действи­тель­но­сти в плане реальности (осуществляемости или осуществлённости) и ирреальности (неосуще­ствлён­но­сти). Главным средством оформ­ле­ния модаль­но­сти в этой функции является категория глагольного наклонения . На синтаксическом уровне объективная модаль­ность представ­ле­на противо­по­став­ле­ни­ем форм синтаксического изъявительного наклонения формам синтаксических ирреальных наклонений (сослагательного, условного, желательного, побудительного, должен­ство­ва­тель­но­го). Категория изъяви­тель­но­го наклонения (индикатива) заключает в себе объективно-модальные значения реальности, т. е. временно́й определённости: соотношением форм индикатива («Люди счастли­вы» - «Люди были счастли­вы» - «Люди будут счастли­вы») содержание сообщения отнесено в один из трёх временных планов - настоящего, прошедшего или будущего. Соотно­ше­ни­ем форм ирреальных наклоне­ний, характе­ри­зу­ю­щих­ся временно́й неопреде­лён­но­стью («Люди были бы счастли­вы» - «Пусть бы люди были счастли­вы» - «Пусть люди будут счастли­вы»), при помощи специальных модификаторов (глагольных форм и частиц) то же сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необхо­ди­мо­го. Объектив­ная модаль­ность органически связана с категорией времени и дифферен­ци­ро­ва­на по признаку времен­но́й определённости​/​неопределённости. Объективно-модальные значе­ния органи­зу­ют­ся в систему противо­по­став­ле­ний, выявляющуюся в грамматической парадигме предло­же­ния.

Субъективная модаль­ность, т. е. отношение говорящего к сообщаемому, в отличие от объек­тив­ной модаль­но­сти, является факультативным признаком выска­зы­ва­ния. Семанти­че­ский объём субъек­тив­ной модаль­но­сти шире семантического объёма объективной модаль­но­сти; значения, состав­ля­ю­щие содержание категории субъективной модаль­но­сти, неодно­род­ны, требуют упорядо­че­ния; многие из них не имеют прямого отношения к грамматике. Смысловую основу субъективной модаль­но­сти образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллек­ту­аль­ную, рацио­наль­ную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррацио­наль­ной) реакции. Субъективная модаль­ность охватывает всю гамму реально существующих в естествен­ном языке разно­аспект­ных и разно­ха­рак­тер­ных способов квалификации сообщаемого и реализуется: 1) специ­аль­ным лексико-грамматическим классом слов , а также функционально близкими к ним слово­со­че­та­ни­я­ми и предло­же­ни­я­ми; эти средства обычно занимают в составе высказывания синтагма­ти­че­ски автономную позицию и функцио­ни­ру­ют в качестве вводных единиц; 2) введе­ни­ем специаль­ных модальных частиц, например, для выраже­ния неуверенности («вроде»), предположения («разве что»), недосто­вер­но­сти («якобы»), удивления («ну и»), опасения («чего доброго») и др.; 3) при помощи междометий («ах!», «ой-ой-ой!», «увы» и др.); 4) специаль­ны­ми интонационными сред­ства­ми для акценти­ро­ва­ния удивле­ния, сомне­ния, уверен­но­сти, недоверия, протеста, иронии и других эмоцио­наль­но-экспрес­сив­ных оттенков субъективного отношения к сообщаемому; 5) при помощи порядка слов , напри­мер вынесением главного члена предложения в начало для выраже­ния отрицательного отношения, иронического отрицания («Станет он тебя слушать!», «Хорош друг!»); 6) специальными конструк­ци­я­ми - специали­зи­ро­ван­ной структурной схемой предло­же­ния или схемой постро­е­ния его компонентов, например построениями типа: «Нет чтобы подождать» (для выраже­ния сожаления по поводу чего-либо неосуществившегося), «Она возьми и скажи» (для выраже­ния непод­го­тов­лен­но­сти, внезапности действия) и др.

Средства субъективной модаль­но­сти функционируют как модификаторы основной модаль­ной квали­фи­ка­ции, выражен­ной глагольным наклонением, они способны пере­кры­вать объективно-модальные характеристики, образуя в модальной иерархии выска­зы­ва­ния квалификацию «последней инстанции». При этом объектом факультативной оценки может оказаться не только предикативная основа, но любой информативно значи­мый фрагмент сообщаемого; в этом случае на периферии предложения возникает имитация дополни­тель­но­го предикативного ядра, создавая эффект полипредикативности сообщаемого.

В категории субъективной модаль­но­сти естественный язык фиксирует одно из ключе­вых свойств человеческой психики: способность противо­по­став­лять «я» и «не‑я» (концепту­аль­ное начало нейтраль­но-информативному фону) в рамках высказывания. В наиболее законченном виде эта концеп­ция нашла отражение в работах Ш. Балли, который считал, что в любом высказывании реализуется противо­по­став­ле­ние фактического содержания (диктума) и индивидуальной оценки излагаемых фактов (модуса). Балли определяет модаль­ность как активную мыслительную операцию, произво­ди­мую говорящим субъектом над представ­ле­ни­ем, содержащимся в диктуме. В русском языкознании глубокий анализ функцио­наль­но­го диапазона модаль­но­сти и, в частности, конкретных форм проявления субъективной модаль­но­сти на разных уровнях языковой системы представлен в работе Виноградова «О категории модаль­но­сти и модальных словах в русском языке», послужившей стимулом для ряда исследований, направ­лен­ных на углубление поиска собственно языковых аспектов изучения модаль­но­сти (в отличие от логической модаль­но­сти), а также на изучение специфики оформления этой категории в условиях конкретного языка с учетом его типологических особен­но­стей. Во многих иссле­до­ва­ни­ях подчёрки­ва­ет­ся условность противо­по­став­ле­ния объективной и субъективной модаль­но­сти. По мнению А. М. Пешковского, категория модаль­но­сти выражает только одно отноше­ние - отношение говорящего к той связи, которая устанавливается им же между содержанием данного высказывания и действи­тель­но­стью, т. е. «отношение к отношению». При таком подходе модаль­ность изучается как комплексная и много­аспект­ная категория, активно взаимо­дей­ству­ю­щая с целой системой других функционально-семантических категорий языка и тесно связанная с категориями прагма­ти­че­ско­го уровня (см. Прагматика). С этих позиций в категории модаль­но­сти усматривают отражение сложных взаимо­дей­ствий между четырь­мя факторами коммуникации : говоря­щим, собеседником, содержа­ни­ем выска­зы­ва­ния и действи­тель­но­стью.

  • Виноградов В. В., О категории модальности и модальных словах в русском языке, в кн.: Труды института русского языка АН СССР, т. 2, М.-Л., 1950;
  • Балли Ш., Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц., М., 1955;
  • Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956;
  • Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958;
  • Шведова Н. Ю., Очерки по синтаксису русской разговорной речи, М., 1960;
  • Панфилов В. З., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971;
  • Русская грамматика, т. 2, М., 1980;
  • Bally Ch ., Syntaxe de la modalité explicite, «Cahiers F. de Saussure», 1942, № 2;
  • Ďurovič L., Modálnosť, Brat., 1956;
  • Jodłowski S., Istota, granice i formy językowe modalności, в его кн.: Studia nad częściami mowy, Warsz., ;
  • Otázky slovanské syntaxe. III. Sborník symposia «Modální výstavba výpovědi v slovanských jazycích», Brno, 1973.

Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности называется модальностью. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами . Академик А.А. Шахматов решительно заявил о наличии в языке помимо наклонений и других средств выражения модальности. Он писал, что модальность, природа и характер которой имеют своим источником единственно волю говорящего, его эмоциональные побуждения, может получать несколько различных словесных выражений: во-первых, в форме глагольного сказуемого, посредством изменения его основы и окончаний; во-вторых, в особых служебных словах, сопровождающих сказуемое или главный член предложения; в-третьих, в особенном порядке слов в предложении; в-четвертых, в особенной интонации сказуемого или главного члена односоставного предложения . В данной работе мы рассмотрим мнение российских ученых, касаемо разграничения модальности и наклонения, а также модальные слова и частицы.

Наклонение и модальность

В речи, в конкретном высказывании отношение действия к действительности устанавливается говорящим. Однако определенный тип отношения к действительности заложен уже в самой грамматической форме наклонения. Этот тип отношения фиксируется в системе форм наклонения как ячейки грамматической системы языка. Говорящий лишь выбирает ту или иную форму наклонения, используя присущее ей грамматическое значение для выражения отношения данного действия в данном конкретном высказывании к действительности .

Категория наклонения является грамматическим (морфологическим) ядром более широкой функционально-семантической категории модальности, охватывающей не только морфологические, но также и синтаксические и лексические средства выражения отношения высказывания к действительности.

Оттенки модальности, сходные с функциями глагольных наклонений, выражает вместе с другими элементами предложения инфинитив: Всем опустить воротники!

С «изъявительной» модальностью связаны в контексте формы причастий и деепричастий. Например: Звон этот - сильный, красивый - влетел в комнату, заставляя дрожать цельные зеркальные стекла больших высоких окон и колебаться кремовые шторы, ярко освещенные солнцем.

К модальности, но не к грамматической категории наклонения относятся формы типа скажи, привяжись и т.п., выражающие неожиданное наступление действия с оттенком произвольности, немотивированности, например: Мы вот так-то возили раз с покойником родителем хлеб с поля, а я и пристань к нему, что, да как, да зачем. Эти формы нельзя отнести к повелительному наклонению, с которыми они внешне совпадают, так как они никак не связаны с ним семантически. Такие формы не могут быть отнесены и к изъявительному наклонению, так как они не обладают его морфологическими признаками (изменяемостью по временам, лицам и числам) . В.В. Виноградов рассматривает эти формы как «эмбрион особого, волюнтативного наклонения», отмечая, что оно «близко к изъявительному, но отличается от него яркой модальной окраской». Сама по себе модальная окраска не является достаточным основанием для выделения особого наклонения. Рассматриваемые формы не обладают таким семантическим признаком, который включил бы их в систему наклонений в качестве равноправного члена, находящегося в определенных отношениях с другими членами этой системы. Не случайно В.В. Виноградов говорит лишь об «эмбрионе» (зародыше) особого наклонения, т.е. не ставит «волюнтатив» в один ряд с тремя известными наклонениями. Поэтому представляется целесообразным считать формы типа скажи одним из глагольных средств выражения модальности (одного из оттенков «изъявительной» модальности) за пределами грамматической системы наклонений .

Модальные слова

В учебнике современного русского языка модальные слова - это выделившиеся в самостоятельную часть речи неизменяемые слова, обозначающие отношения всего высказывания или отдельной его части к реальности с точки зрения говорящего, грамматически не связанные с другими словами в предложении.

В предложении модальные слова выступают в качестве синтаксически изолированных единиц - вводных слов или словосочетаний, а также в качестве слов-предложений, в которых выражается оценка ранее сказанного с точки зрения его достоверности-недостоверности.

По лексическому значению модальные слова делятся на две большие группы:

1) модальные слова со значением утверждения: конечно, несомненно, бесспорно, безусловно, без всякого сомнения и т.д.;

2) модальные слова со значением предположительности: вероятно, по-видимому, наверное, должно быть, небось и так далее .

Модальные частицы

Этот разряд частиц выражает точку зрения говорящего на действительность, на сообщение о ней. В свою очередь модальные частицы делятся на следующие подгруппы:

1) Утвердительные частицы: да, точно, определенно, так, ага и др.;

2) Отрицательные частицы: нет, не, ни, вовсе не, отнюдь не и т.д.;

3) Вопросительные частицы: разве, неужели, ли (ль), неужто, что ли, ужели и т.д.;

4) Сравнительные частицы: как, как бы, будто;

5) Частицы содержащие указание на чужую речь: дескать, мол, якобы;

6) Модально-волевые частицы: да, бы, пусть, давай .

В современной лингвистике не существует однозначного мнения относительно природы и содержания категории модальности. Конец ХХ века в лингвистике ознаменовался увеличением интереса к языку не как к знаковой, а как к антропоцентрической системе, целью изучения которой является речемыслительная деятельность человека. В связи с этим появилось множество различных направлений в науке, таких как: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, этнопсихолингвистика, психолингвистика, межкультурная коммуникация и другие. Модальность - явление многоаспектное, и поэтому в лингвистической литературе существует различное множество мнений и подходов по поводу сущности данного феномена. Все перечисленные лингвистические направления ставят одну задачу - выявить те ментально-психологические процессы, результатом которых и является речь человека. Эти ментальные процессы неразрывно связаны с модальностью.

Важно отметить, что модальность реализуется то на грамматическом, то на лексическом, то на интонационном уровне и имеет различные способы выражения. Она выражается различными грамматическими и лексическими средствами: модальными глаголами, словами, частицами, междометиями, наклонениями и другими средствами.

Различают объективную и субъективную модальность.

Объективная модальность - обязательный признак любого высказывания, одна из категорий, формирующих предикативную единицу - предложение. Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществляемости или осуществленности) и ирреальности (неосуществленности). Главным средством оформления такой модальности является категория глагольного наклонения, а также синтаксические частицы в некоторых случаях - грамматически значимый порядок расположения главных членов предложения. В конкретном высказывании эти средства обязательно вступают во взаимодействие с той или иной интонационной конструкцией. Все это находит выражение в синтаксисе в формах синтаксического изъявительного наклонения (индикатива) и в формах синтаксических ирреальных наклонений (сослагательного, условного, желательного, побудительного, долженствовательного). Объективная модальность также органически связана с категорией времени. Однако следует различать наклонение и время как глагольные и синтаксические категории.

Поскольку во многих языках широко представлены не только глагольные, но и безглагольные предложения, глагол с его морфологическими категориями не может быть признан единственным носителем этих значений в предложении: он является весьма важным средством, но все же одним из средств их формирования и выражения - наряду с упомянутыми выше другими грамматическими средствами. В морфологических формах глагола значения наклонения (и времени) сконцентрированы и абстрагированы, и это дает основание представлять их как значения собственно глагола во всей системе его форм. Морфологические значения времени и наклонения глагола вступают во взаимодействие с другими средствами выражения одноименных синтаксических значений. Глагол со своими значениями времени и наклонения входит в предложении в более широкую систему средств формирования синтаксических времен и наклонений и взаимодействует с этими синтаксическими средствами в единой системе выражения синтаксических значений.

Субъективная модальность, то есть выражение отношения говорящего к сообщаемому, в отличие от объективной модальности, является факультативным признаком высказывания. Семантический объем субъективной модальности шире семантического объема модальности объективной. Субъективная лингвистическая модальность включает в себя не только логическую квалификацию сообщаемого, но и разные лексико-грамматические способы выражения эмоциональной реакции. Это могут быть:

  • 1) члены специального лексико-грамматического класса слов, а также функционально близкие к ним словосочетания и предложения; эти члены, как правило, функционируют в качестве вводных единиц;
  • 2) специальные модальные частицы для выражения неуверенности, предположения, недостоверности, удивления, опасения и т. д.;
  • 3) междометия;
  • 4) специальная интонация для акцентирования удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста, иронии и проч.;
  • 5) порядок слов, эмфатические конструкции;
  • 6) специальные конструкции;
  • 7) единицы экспрессивной лексики.

По справедливому замечанию В.В. Виноградова, все модальные частицы, слова, словосочетания чрезвычайно пестры по своим значениям и по своей этимологической природе. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке, Тр. Института русского языка АН СССР. Т.2. М.; Л., 1950.. В категории субъективной модальности естественный язык фиксирует одно из ключевых свойств человеческой психики - способность противопоставлять "я" и "не-я" в рамках высказывания. В каждом конкретном языке модальность оформляется с учетом его типологических особенностей, но везде она отражает сложное взаимодействие между четырьмя факторами коммуникации: говорящим, собеседником, содержанием высказывания и действительностью.

Итак, можно рассматривать два вида модальности: объективную и субъективную, но, в любом случае, модальность - это сложное взаимодействие между говорящим, собеседником, содержанием высказывания и действительностью.