Микены и троя 5 кл презентация. Вопросы к тексту

Оборудование: мультимедийная презентация, карта Древней Греции.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны.
  • продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документов давать характеристику событиям и их участникам.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне».

    Работа по карте:

    • Покажите государство Древняя Греция на карте.
    • Покажите и назовите части древней Греции.
    • Покажите самый большой остров Древней Греции.
    • Покажите моря, которыми омывались берега Древней Греции.

    Презентация , Слайд №1. «Вставь пропущенные слова».

  3. Переход к изучению новой темы.
    Итак, мы продолжаем изучать историю цивилизации Древней Греции. Одним из признаков цивилизованного развития людей является наличие городов. Рассмотрите карту, каким условным значком изображены на карте города? Назовите их. Докажите, что Грецию можно назвать страной городов. Найдите город-государство Микены.
  4. Слайд № 2. Тема нашего сегодняшнего урока называется «Микены и Троя».
  5. Слайд №3. «Цели урока»
  6. Слайд №4. План изучения темы урока.
  7. Слайд №5. «Руины города Микены».
    Развалины Древнего города Микены нашёл археолог Генрих Шлиман. Вот такими они предстанут перед нами, если мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию."Следующий пункт - Микены, за них я бы пожертвовал всеми другими памятниками", - описывает свою поездку в Грецию археолог, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский. "Внезапно перед нами слева открылся акрополь, отчетливо видны циклопические стены... Внезапно очутились перед Львиными воротами. Они монументальны и величественны. Две вздыбившиеся львицы перед колонной минойского типа из темного камня (голова, вероятно, в фас) были приставные, сохранились углубления для крепления".
  8. Слайд №6. Прочитаем текст. Сколько лет город Микены главенствовал в истории Древнейшей Греции?.

Конкурс «Мой лучший урок»

по истории Древнего мира 5 класс

Тема: Микены и Троя.

Выполнил: учитель истории высшей категории

МОУ «ЛСОШ № 2»,

г. Лихославль, Тверская область

Зверева Светлана Владимировна

Тема: Микены и Троя.

Цели занятия:

Образовательные:

    ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции

    обеспечить усвоение учащимися понятий: повод к Троянской войне, причины начала Троянской войны;

Развивающие:

Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры;

    способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их суждениям и выводам).

Оборудование : компьютер, костюмы для сценки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне».

Тестирование

    Какими морями омывается Греция?

А. Средиземным и Красным;

Б. Ионическим и Эгейским;

В. Чёрным и Средиземным.

    Назовите самый большой остров, бывший частью Греции.

    Как имя героя, который победил Минотавра?

А. Персей;

    Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?

А. Артемида;

Б. Ариадна;

В. Андромеда.

    Кто создал лабиринт для Минотавра?

Б. Персей;

6. На каком острове в 15 веке до н.э. произошло землетрясение, которое привело к гибели Критское царство?

(проверяют друг у друга)

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю цивилизации Древней Греции. Одним из признаков цивилизованного развития людей является наличие городов.

Вспомните, в каких странах, которые мы уже изучали, было тоже много городов? (Двуречье, Финикия)

В Древней Греции городов было больше чем в Финикии. Как вы думаете, почему? Назовите крупные города Греции.

Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я прошу вас ответить на два вопроса.

    Как вы понимаете «нить Ариадны»?

    Почему погиб Икар?

Тема сегодняшнего урока «Микены и Троя».

IV. Изучение новой темы

План урока :

  1. Троянская война.

    Миф о начале Троянской войны.

На доске : тема урока, план, новые слова: богини Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Парис- царевич, Агамемнон – владыка Микен.

    Рассказ учителя .

Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции (город показывается на карте). Как же жили люди этого города? Судите сами.

    Решение задачи.

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

Ответы:

а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

    Работа с историческим документом .

Исторический документ.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

Сыновей швей (мужчин) 2.

Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4.

    Беседа по вопросам к документу .

Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

(В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов. Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь).

    Физкультминутка. Видеоролик о Греции.

    Рассказ ученика о Генрихе Шлимане.

Генрих Шлиман (1822-1890)

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.

14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

    Рассказ учителя.

В борьбе за побережье п-ва Малая Азия сильным соперником греков стало Троянское царство.

Сценка «Яблоко раздора»

На одном пиру богиня раздора Эрида решила отомстить богам за то, что не позвали её на пиршество. Она взяла золотое яблоко из далёких садов; одно лишь слово написано было на нём - “прекраснейшей”. Незаметно для всех бросила на стол яблоко. (Кладёт его на стол)

Гера (взяла яблоко) Прекраснейшей, я уверена, что яблоко принадлежит мне, ведь на Олимпе все знают, что я сама прекрасная. Я главная богиня, я жена Зевса.

Афина (забирает яблоко) Да, все знают, что ты красива, но я богиня мудрости и справедливой войны, в честь меня назван красивейший город Греции, поэтому яблоко должно принадлежать мне!

Афродита (забирает яблоко себе) Почему тебе, я тоже дочь Зевса, я родилась из морской пены, я богиня молодости и любви, нет никого прекраснее меня!

обратились к Зевсу.)

Гера (держа яблоко) : Зевс, скажи, кто из нас прекраснейшая?..

Зевс Не дело мне решать женские распри. Пусть лучше этим занимается человек.

Гера: Кто же он?

Афродита и Афина: Да, кто?

Зевс: Парис, сын царя Трои Приама. Он самый справедливый из смертных. (Уходит. Выходит Парис)

Парис Прекрасные богини, вы звали меня?

Гера: Возьми яблоко, Парис, (отдаёт ему яблоко) прочитай надпись и реши, кто из нас троих самая прекраснейшая.

Парис: Да не знаю я. Вы каждая прекрасна.

Гера (отводит в сторону Париса): Скажи, что я, и будешь властвовать над Азией. Я всего лишь хочу сделать тебя царём царей. Великие страны покорятся тебе. Сила и власть в обмен на маленькое яблоко.

Афина (берёт за руку Париса и отходит с ним в другую сторону): Красоты, отваги и силы тебе не занимать. Послушай, не хотел бы ты стать мудрым полководцем, не знающим поражений. Обещаю военную славу и победы, если назовёшь меня.

Парис: подожди, но я ещё не выслушал Афродиту.

Афродита: Выбери меня. Я отдам тебе в жёны прекраснейшую из смертных женщин, Елену Спартанскую, дочь Зевса и Леды.

Парис: Спасибо, великодушная Гера, но я и так богат. Благодарю и тебя, справедливая Афина, но слава и так со мной, я известен и в Греции, и в Азии. А вот жены у меня нет. А она красива, Елена Спартанская?

Афродита: Она не просто красива, она самая красивая из смертных. Прекраснейшая женщина в мире будет твоей! Или ты не веришь обещанию богини любви?

Парис: Я верю тебе, Афродита. Да, да, прекраснейшая из богинь - это Афродита!!! (Отдаёт ей яблоко)

Гера: Дорого заплатишь ты, Парис, за такой выбор!

Афина: Погубишь ты Трою и весь народ!! (Уходят).

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города длилась долго и закончилась его падением. Греки разрушили и сожгли Трою.

Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом).

Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны? (Стремление греков укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения).

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на карточках в группах

Карточка № 1

Внимательно прочтите текст и найдите ошибки.

Греция располагается на Пиренейском полуострове. Территория Греции разделена на четыре части: Южную, Среднюю, Северную и Горную. На территории страны две полноводные реки и самая высокая гора Балкан – Джомолунгма.

Карточка № 2

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Минотавре». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

Карточка № 3

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Троянской войне». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина Зевс, Гера.

Карточка № 4

Найдите соответствие:

Афродита

лабиринт

Минотавр

Карточка № 5

Вставьте пропущенные слова

В 15 веке до н.э. на острове ….произошло землетрясение и извержение вулкана. Огромные тучи пепла обрушились на остров… . Около 1200 года н.э. началась война между … и … .

Карточка № 6

Определите, из каких мифов следующие предметы:

Клубок ниток; яблоко; чёрные паруса; лабиринт.

Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

§ 25, задание в тетради № 3, 4

План урока в 5 классе.

Микены и Троя.

Цель: Сформировать у учащихся полноценное представление о взаимоотношениях двух крупнейших центров античного мира.

А) Образовательные:

    Сформировать у учащихся представление о могуществе Микен и Трои, уникальности культуры этих городов;

    Подвести учащихся к пониманию истиной причины Троянской войны.

Б) Развивающие:

    Способствовать развитию и активизации познавательной деятельности;

    Способствовать развитию логического мышления;

    Развивать у ребят умение ориентироваться в текстах учебниках дополнительных источниках информации, работать с картографическими материалами.

В) Воспитательные:

    Продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету;

    Воспитывать у ребят чувство патриотизма на примере защитников Трои.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование :

    Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С..История Древнего мира, 5 класс;

    Мультимедийная установка, презентация «Микены и Троя»;

    Раздаточный материал.

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока «Микены и Троя». Мы продолжаем с вами изучение истории Древнейшей Греции.

Сегодня на уроке мы узнаем, как выглядел один из самых могущественных и древнейших городов, Микены. Выясним причины Троянской войны.

Запишем план и тему урока.

Тема: Микены и Троя.

План урока :

    В крепкостенных Микенах.

    Троянская война.

    Миф о начале Троянской войны.

    Проверка домашнего задания по теме «Греки и критяне».

Но прежде, давайте с вами вспомним где была расположена Древнейшая Греция?

Ответ с места : Древнейшая Греция была расположена на юге Балканского п-ва.

Мы с Вами отправляемся в короткое виртуальное путешествие по местам где жили древние греки. Кто хочет отправиться?

Где жили древние греки?

Ответ у доски: Древние греки жили на юге Балканского п-ва (показывает на карте).

Вот Балканский п-в, а здесь расположена Др. Греция.

Как поделила природа Др. Грецию?

Ответ у доски : Природа поделила Др. Грецию на три части (показывает). Южную – Пелопонесс, он отделен от Средней морскими заливами и соединен Коринфским перешейком, Среднюю от Северной отделяют горы.

Греки ведь были хорошими мореплавателями. почему? Как вы думаете?

Ответ с места: Полуостров омывался морями

По каким морям плавали Греки?

Ответ у доски: Др. Грецию омывали Эгейское море (вот оно), Ионическое море (вот оно), Средиземное море. Кроме этого в этих морях было много островов (показывает несколько) среди них был большой о. Крит.

Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь, я думаю, вы справитесь и с тестами.

Тестирование

    Какими морями омывается Греция?

А. Средиземным и Красным;

Б. Ионическим и Эгейским;

В. Чёрным и Средиземным.

    Назовите самый большой остров, бывший частью Греции.

А. Кипр;

Б. Крит;

В. Фера.

    Как имя героя, который победил Минотавра?

А. Персей;

Б.Тесей;

В. Минос.

    Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?

А. Артемида;

Б. Ариадна;

В. Андромеда.

    Кто создал лабиринт для Минотавра?

А. Дедал;

Б. Персей;

В. Икар.

6. На каком острове в 15 веке до н.э. произошло землетрясение, которое привело к гибели Критское царство?

А. Фера;

Б. Кипр;

В. Родос.

(проверяют друг у друга)

    Переход к изучению новой темы

Мы продолжаем работу с картой.

Назовите крупные города Греции?

Ответ с места: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.

Найдите Микены?! (они показывают у себя, а я на карте)

Отметьте у себя Микены на контурной карте (пройти проверить)

Ребята, все эти города не были единым государством. В каждом из них был свой собственный царь.

IV . Изучение новой темы

    Рассказ учителя .

И так, ребята, город Микены, как вы видите, был расположен в Южной Греции, на скалистом холме. Войти в Микены было не просто. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходит через Львиные ворота.

Посмотрите внимательно на это изображение, как вы думаете, почему эти ворота назывались Львиными?

Ответ с места :В верхней части треугольника львиные тела, львы.

Верно. В треугольнике высечено 2 льва, вот только головы не сохранились.

А как вы думаете, почему над входными воротами изобразили львов ?

Ответ с места: это сильное животное. И такое изображение, как бы предостерегало человека от входа в крепость без разрешения.

Внутри крепости располагался царский дворец. Рядом дома родственников, приближенных микенского царя. Недалеко от ворот раскопали царские могилы. На лицах погребенных были золотые маски (показываю на доске), видите, как древние греки смогли передать выражение лица царя на маске, кроме этого найдены и другие артефакты.

При раскопках царских дворцов в древнейших городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Работа с учебником, стр. 122.

Прочитайте и сделайте выводы о жизни др. греков.

Прочитали и так, какой вывод о жизни древних греков вы сделали?

Ответ с места: существовало неравенство т.к были рабы, еще были ремесленники, гребцы.

Греки учувствовали в войнах, разорительных походах. Об одной из таких войн мы сейчас поговорим, но прежде немножечко отдохнем.

Физминутка:

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

Троянская война.

Итак, сейчас мы поговорим о троянской войне. Как вы знаете, войны не бывают без причины. Если начинается война, значит, была веская причина.

Все внимание на карту.

Вы помните, что греки заселили о. Крит (показываю на карте), потом стали заселять другие острова Эгейского моря. Но больше всего их манил к себе п-в Малая Азия (показываю на карте)

Покажите у себя на карте п-в Малая Азия (показывают)

Греки стремились укрепиться на этом п-ве, но противником греков оказалось Троянское царство, столицей которого был г. Троя.

Найдите у себя на карте этот город (смотрю правильно ли показывают на карте, а я на доске)

Нанесите на свои контурные карты г. Троя (Наносят, проверяю)

Против троянского царства выступило объединенное войско нескольких греческих городов, началась Троянская война.

Запишите в тетради 1200 г до н.э – Троянская война

Сколько лет прошло с тех пор? 1200 + 2018 = 3218 лет.

Работа с учебником п 2. (читают)

Найдите в тексе, чем закончилась троянская война?!

Кто победил троянцев?

Ответ с места: греки победи троянцев, разграбили и сожгли Трою.

Неизмерно любя свою Родину, желая ее сохранить в целостности, сохранить ее великую культуру, троянцы были готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения Трои, настолько они были патриотами своей родины. Древнегреческий историк Гомер нам сообщает, что Троянцы сражались, как герои и только хитрость и происки врагов привели к гибели города.

Каковы последствия были для греков?

Ответ с места: В Грецию вторглись воинственные племена, которые опустошили юг страны. Хозяйство пришло в упадок.

Вывод: как видите ребята, любые войны имеют тяжелое последствия, как для экономики так и являются личной трагедией для людей. Мы даже сегодня наблюдаем за военными действиями в Сирии и видим, какая это трагедия мирового масштаба.

Итак, еще раз вспомним причину Троянской войны (перевожу указкой сначала на Грецию, потом на Малую Азию)

Ответ с места: причиной Троянской войны было стремление греков укрепиться на п-ве Малая Азия.

Запомните это ребята!

Причной Троянской войны было стремление греков закрепиться на п-ве Малая Азия. Но ведь вы знаете, как сильно греки любили свою территорию. На каждое явление природы, название морей, например Эгейского, названия городов, у них был свой миф.

Так было и с причиной Троянской войны. Вам следует найти различие между настоящей причиной и причиной изложенной в мифе.

Рассказываю миф.

Ребята, а кому бы вы отдали яблоко?

А вот Парис присудил яблоко Афродите.

Так что стало причиной Троянской войны из мифа?

Ответ: яблоко раздора.

Это яблоко получило название. Яблоко раздора. Раздор – т.е ссора, вражда…

Итак, у нас появилось еще одно крылатое выражение, которое пришло к нам из Др. Греции и которое мы используем до сих пор в переносном смысле.

Например: поссорились вы из-за тетради, тетрадь стала яблоком раздора, поссорились из-за вазы, ваза стала яблоком раздора.

А какова настоящая причина этой войны?

Ответ: причиной Троянской войны было стремление греков укрепиться на п-ве Малая Азия.

А сейчас мы поработаем с карточками: 2, 3 , 6 , 4.

V . Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на карточках в группах

Карточка № 2

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Минотавре». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

Карточка № 3

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Троянской войне». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина Зевс, Гера.

Карточка № 4

Найдите соответствие:

Дедал

Тесей

Афродита

лабиринт

Ариадна

Парис

Минотавр

нить

Карточка № 6

Определите, из каких мифов следующие предметы:

Клубок ниток; яблоко; чёрные паруса; лабиринт.

А сейчас мы с Вами посмотрим небольшой отрывок из фильма «Троя»

Он, конечно, не является историческим источником, но показанное здесь сражение является попыткой реконструировать события тех времен. Даже из этого отрывка видно, как защищали свой город Троянцы. Они были настоящими патриотами своей Родины.

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Что нового, ребята, вы узнали на уроке?

И так ребята на сегодняшнем на уроке мы с узнали о могуществе древнегреческого города Микены, о его культуре, жизни людей. Выяснили причины, итог и последствия Троянской войны, узнали, что такое «яблоко раздора» и к чему может привести обладание им.

VI . Домашнее задание.

§ 25, работа с картой, составить тесты по изученном материалу.

Цели: дать представление о микенской культуре Древней Греции; ознакомить с поводом, причинами и результатами Троянской войны; формировать исследовательские навыки на основе изучения документальных источников; развивать умение работать с исторической картой, историческое мышление; воспитывать интерес к культуре Древней Греции; способствовать формированию нравственных качеств личности.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; сравнивать простые однородные исторические факты истории Микен, выявляя черты их сходства и различия по предложенным вопросам; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять черты их сходства и различия; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта «Древнейшая Греция»; яблоко; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Как вы думаете, почему на территории Древней Греции городов было больше, чем на территории других уже известных вам стран?

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены.

— Хотите ли вы продолжить наше путешествие? Что вы ожидаете от нашей экскурсии в этот удивительный город?

Тема урока: «Микены и Троя».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Микены.

2. Троянская война.

3. Миф о Троянской войне.

Проблемный вопрос. Почему жители древнейших греческих городов стали воздвигать мощные крепостные стены?

III. Работа по теме урока

1. Микены

— Работая с картой, определите местоположение Микен.

Первые города в Греции появились уже в III тысячелетии до н. э. Города-государства вели между собой борьбу за влияние в данном регионе. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции. На холме в 15 км от моря был возведен акрополь, его стены были сложены из огромных каменных глыб.

(Запись в словаре.)

Акрополь — крепость (кремль), обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

— Почему город не был построен прямо у моря, ведь это было бы гораздо удобнее для жителей?

Представим себя в привычной уже роли исследователей. Нам известно, что Микены — крепость и город в северной части Пелопоннеса, один из центров культуры, получившей название микенской.

Первые раскопки в 1876 г. произвел Г. Шлиман, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу «златообильных Микен».

Сохранились развалины дворца на холме и крепостные сооружения с Львиными воротами, воздвигнутые в XIV—XIII вв. до н. э., а также другие шахтовые гробницы, расположенные внутри акрополя и за его пределами. На подступах к холму найдено значительное количество купольных и камерных гробниц, а также дома ремесленников.

Слайд 1. Вход в крепость ведет через Львиные ворота. Сами ворота, видимо сделанные когда-то из прочного дерева, не сохранились. Входной проем сложен из двух поставленных вертикально камней и положенной сверху монолитной горизонтальной плиты. Чтобы уменьшить давление на эту и без того тяжелую плиту, строители вставили над ней треугольник из относительно легкого известняка. В нем высечены два льва, которые стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Они, как живые сторожа, смотрели на всех входящих в крепость.

Слайд 2. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. На лицах погребенных лежали золотые маски.

— О чем говорит факт этой находки?

(Предположения и выводы учеников.)

— Представьте, что к нам в руки попали интересные исторические артефакты. Внимательно их изучите и выполните задания. Для эффективности работы разбейтесь на две группы. Первая группа исследует археологические находки, а вторая — исторический документ.

Материал для первой группы

Археологические находки

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, в котором находились царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями — списками рабынь, ремесленников — плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Также многие из них повествуют о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие походы за добычей. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

Вопрос к тексту

— Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать на основе этих данных?

Материал для второй группы

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Мололыциц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин) 37, девочек 26, мальчиков 4.

Банщиц (женщин) 38, девочек...

Подсобных работниц (женщин) 4...

Служанок (женщин) 32, девочек 26...

Швей (женщин) 38, девочек 20...

б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности):

сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

В Пилосе:

сыновей швей (мужчин) 2,

сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности):

сыновей белошвеек (мужчин) 4.

Вопросы к тексту

— Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети? (Обычно в плен в то время брали женщин и их детей. Рабов-мужчин, взятых в плен, боялись, поэтому предпочитали «домашних» рабов, выросших в неволе.)

— О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц? (О том, в какой местности было больше сыновей рабынь.)

2. Троянская война

После ослабления Крита греки-ахейцы вступают в борьбу за власть над Эгейским морем. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах — на полуострове Малая Азия. Противником греков здесь было Троянское царство. Эта борьба приводит их к столкновению с могущественной Троей, или Илионом, — городом на побережье Малой Азии.

— Познакомьтесь с исторической справкой и определите причины Троянской войны.

Историческая справка

Область Троада с главным городом Троей расположена на северо-западе Малой Азии. Плодородные почвы и выгодное положение на море привлекали сюда поселенцев. Троя пользовалась славой богатого города и тем самым привлекала взоры «хищников тогдашнего мира». Ежегодно под стенами Трои собирались купцы Эгейского и соседнего морей и вели здесь оживленную торговлю.

— Прочитайте текст п. 2 § 25.

— Когда началась Троянская война?

— Чем закончилась Троянская война?

(Учитель на доске составляет схему.)

3. Миф о Троянской войне

Исследуя исторические источники, мы выяснили, почему началась Троянская война. Но сами греки в своих мифах по-иному объясняли ее причины.

— Ребята заранее подготовили сценку «Яблоко раздора». Давайте посмотрим ее.

Автор. Однажды богиня раздора Эрида решила отомстить богам за то, что не позвали ее на пиршество. Она взяла золотое яблоко. Одно лишь слово написано было на нем: «Прекраснейшей». Незаметно для всех она бросила на стол яблоко.

(Кладет яблоко на стол.)

Гера (взяла яблоко). Прекраснейшей... Я уверена, что яблоко принадлежит мне, ведь на Олимпе все знают, что я сама прекрасная. Я главная богиня, я жена Зевса.

Афина (забирает яблоко). Да, все знают, что ты красива, но я богиня мудрости и справедливой войны, в честь меня назван красивейший город Греции, поэтому яблоко должно принадлежать мне!

Афродита (берет яблоко). Почему тебе? Я тоже дочь Зевса, я родилась из морской пены, я богиня молодости и любви, нет никого прекраснее меня!

(Обращаются к Зевсу.)

Гера (держа яблоко в руке). Зевс, скажи, кто из нас прекраснейшая?

Зевс. Не дело мне решать женские распри. Пусть лучше этим занимается человек.

Гера. Кто же он?

Афина и Афродита (вместе). Да, кто?

Зевс. Парис, сын царя Трои Приама. Он самый справедливый из смертных.

(Уходит. Входит Парис.)

Парис. Прекрасные богини, вы звали меня?

Гера. Возьми яблоко, Парис (отдает ему яблоко). Прочитай надпись и реши, кто из нас троих прекраснейшая.

Парис. Да не знаю я. Каждая прекрасна.

Гера (отводит Париса в сторону). Скажи, что я, и будешь властвовать над Азией. Я всего лишь хочу сделать тебя царем царей. Великие страны покорятся тебе. Сила и власть в обмен на маленькое яблоко.

Афина (берет за руку Париса и отходит с ним в другую сторону). Красоты, отваги и силы тебе не занимать. Послушай, не хотел бы ты стать мудрым полководцем, не знающим поражений? Обещаю военную славу и победы, если назовешь меня.

Парис. Подожди, но я еще не выслушал Афродиту.

Афродита. Выбери меня. Я отдам тебе в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену Спартанскую, дочь Зевса и Леды.

Парис. Спасибо, великодушная Гера, но я итак богат. Благодарю и тебя, справедливая Афина, но слава и так со мной: я известен и в Греции, и в Азии. А вот жены у меня нет. Красива ли она, Елена из Спарты?

Афродита. Она не просто красива, она самая красивая из смертных. Прекраснейшая женщина в мире будет твоей! Или ты не веришь обещанию богини любви?

Парис. Я верю тебе, Афродита. Да, да, прекраснейшая из богинь — это Афродита! (Отдает ей яблоко.)

Гера. Дорого заплатишь ты, Парис, за такой выбор.

Афина. Погубишь ты Трою и весь народ!

— Какая причина начала Троянской войны указана в мифе?

IV. Закрепление изученного материала

Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора задать вопросы самым внимательным слушателям.

Задание 1. Выберите из предложенного списка имена героев мифа о Минотавре.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродита, Минотавр, Эгей, Эней, кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

Задание 2. Выберите из предложенного списка имена героев мифа о Троянской войне.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродита, Минотавр, Эгей, Эней, кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс, Гера.

Задание 3. Установите соответствие.

Дедал Тесей

Афродита Лабиринт

Ариадна Парис

Минотавр Нить

Задание 4. В каких мифах упоминаются следующие предметы?

Клубок ниток, яблоко, черные паруса, Лабиринт.

Задание 5. Как по-другому называли Грецию?

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 25. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите по рисунку».

2. Для средних учеников — сопоставить подлинную и мифологическую причины Троянской войны.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, закрепление изученного материала и домашнее задание. Актуализация знаний учащихся проводится в игровой форме, что вызывает особый интерес и энтузиазм у учащихся 5-го класса. Изучение новой темы содержит и объяснение учителя, и выступление учащегося перед классом с заранее подготовленным сообщением, и работу учащихся с историческим документом с последующим его обсуждением. Закрепление изученного материала на уроке проводится в форме устного ответа учащихся, которые опираются на логическую цепь понятий по теме урока (цепь представлена на доске). Данный урок способствует развитию у учащихся умений работы с документами, умения высказывать свою точку зрения и аргументирвоать ее, навыка публичного выступления перед публикой.

Материал включает в себя: конспект урока, приложение 1 (исторический документ), приложение 2 (текст выступления учащегося), приложение 3 (записи на доске к уроку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5-м классе по теме

"Микены и Троя"

Цели урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников, давать характеристику событиям и их участникам.

На доске:

  • Тема урока: “Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя”.
  • План урока:
  1. Возвышение Микен, акрополь.
  2. Причины Троянской войны: миф и реальность.
  3. «Яблоко раздора»

Ход урока:

I.Организационный момент: приветствие, подготовка учащихся к работе

II.Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»:

На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики».

Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).

По окончании игры определяется победа крестиков или ноликов, проверяется правильность выполнения учащимися задания.

Вопросы для игры:

  1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями
  2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы
  3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную
  4. В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр
  5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей
  6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал
  7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова
  8. Города-государства Греции платили дань критскому царю
  9. Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков
  1. Переход к изучению новой темы.

Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?

1. Рассказ учителя.

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены, расположенный в Южной Греции. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.

- Запись в тетради: акрополь – крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 117-118

- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней – треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.

На рисунке на стр. 118 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен.

Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены многочисленные глиняные таблички. Какие данные о Древней Греции дают нам эти таблички? Обратите внимание на отрывок одной из такой таблицы

2. Работа с историческим документом

а) Списки рабынь и их детей.

Банщиц (женщин) 38, девочек…

3. Беседа с учащимися по источнику:

У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе)

Итак многие данные об истории Древней Греции материалы археологических раскопок. Большая заслуга в этом немецкого ученого Генриха Шлимана.

4. Выступление учащегося с биографией Г. Шлимана (заранее подготовленное)

в Малой Азии , на месте античной (гомеровской ) Трои , а также на Пелопоннесе - в Микенах , Тиринфе и Орхомене , первооткрыватель микенской культуры .

14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

5. Рассказ учителя.

После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем. Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей – городом на побережье Малой Азии.

- Запись в тетради: 1200 г. До н.э. – Троянская война

Микены (+) 1200 г. До н.э. (-) Троя

Греки троянцы

Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность.

Современные ученые причиной Троянской войны называют стремление греков укрепить свою власть на всем Эгейском побережье. В Древней же Греции существовала другая точка зрения. Обратите внимание на доску. Перед Вами «яблоко раздора». Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»? Помочь нам разобраться в этом поможет миф о начале Троянской войны на стр. 118-119 учебника

гер А фин А фродита

ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ

Парис - Елена - Менелай

6. Беседа с учащимися:

Как Вы понимаете выражение «яблоко раздора»? Почему возникло этот выражение?

- Запись в тетради: яблоко раздора – источник ссоры, конфликта

Запись на доске: Крита --- Микены --- акрополь --- Львиные ворота --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора

Обратите внимание на доску. Перед вами логическая цепочка понятий по теме нашего урока. Составьте пожалуйста краткий пересказ с использованием этих понятий

V. Домашнее задание: пересказ & 25

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Раздаточный материал на партах:

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

Вопросы к документу:

Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе?

- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему?

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Биография Г. Шлимана (заранее раздается одному учащемуся)

Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии , на месте античной (гомеровской ) Трои , а также на Пелопоннесе - в Микенах , Тиринфе и Орхомене , первооткрыватель микенской культуры .

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.