Медосмотр у женщин сс для борделей. Бордели вермахта на оккупированных территориях ссср

Эта тема долгое время замалчивалась. Оказывается, в десяти концентрационных лагерях СС содержало публичные дома и принуждало женщин-заключённых заниматься в них сексом. Но были среди женщин и добровольцы, ведь это часто спасало от неминуемой гибели. Историк Роберт Зоммер впервые открывает тёмные страницы истории.

«Между 1942 и 1945 годами нацисты организовали всего десять «Специальных учреждений» в Бухенвальде, Дахау, Заксенхаузене и даже в Аушвице. Всего в них было принуждено к работе около 200 женщин, — говорит Зоммер. — Публичные дома для заключённых были организованы в качестве поощрения за хорошую работу по указанию тогдашнего рейхсфюрера СС Гиммлера. При содействии промышленников он ввёл в концлагерях премиальную систему, которая поощряла примерную работу заключённых облегчением содержания, дополнительным пайком, денежными премиями, табаком и, конечно же, посещением борделя».

При этом нужно знать, что нацистский режим Третьего Рейха не запрещал проституцию и не боролся с ней. Наоборот, с началом Второй Мировой войны проституция в Рейхе была взята под особый контроль. Половину Европы покрывала сеть борделей, контролируемых нацистским государством. Публичные дома для военных, гражданских, бордели для насильно вывезенных рабочих и, наконец, для заключённых концлагерей.

Как рассказал историк, СС отбирало женщин в женских концлагерях Равенсбрюк или Аушвиц-Биркенау, затем 10 дней их откармливали в больничном отделении и отправляли в мужские лагеря. Большинство «девочек» были коренными немками в возрасте 17-35 лет, но среди них встречались также польки, украинки и белоруски. Многие из них были арестованы за антисоциальное поведение и носили в лагере знак «чёрный угол», навешивавшийся за уклонение от рабочей повинности. СС мобилизовало и арестованных проституток, которые занимались организацией работы публичных домов.

«Как и вся жизнь в лагере, работа борделя жёстко контролировалась СС, личной жизни не существовало. «Специальное учреждение» в концлагере Бухенвальд было открыто с 19 до 22 часов каждый вечер, двери комнат были оборудованы «глазками», коридоры патрулировались эсэсовцами», — говорит Зоммер.

«Каждый заключённый должен был вначале подать прошение на посещение борделя, а затем он мог купить за 2 рейхсмарки входной билет. Для сравнения, 20 сигарет в столовой стоили 3 марки. Евреям вход в бордель был строго воспрещён. Разводящий выкрикивал номер заключённого и номер комнаты, которую он должен был занять. Заключённому позволялось находиться в комнате не более 15 минут, при «этом» была разрешена только «поза миссионера»».

СС боялось распространения венерических болезней в лагере, поэтому женщин регулярно проверяли на триппер и сифилис. О предохранении женщины заботились сами – презервативов просто не было. Однако беременели они редко.

Большинство так называемых «асоциальных» женщин стерилизовали ещё перед направлением в лагеря, другие были неспособны к деторождению из-за плохих условий лагерной жизни. При редких случаях беременности женщин заменяли; беременных высылали обратно в женские лагеря, где и производился аборт. Часто беременность в лагере приравнивалась к смертной казни, однако не сохранилось никаких документов о казнях беременных.

По информации ученого, доходы от лагерных борделей поступали на счета СС. Но лагерная проституция старательно замалчивалась все эти годы. Это была особо жестокая форма проявления нацистской власти: в лагерных борделях СС пыталось сделать заключённых своими сообщниками. Поэтому данная тема даже не поднимается в воспоминаниях заключённых и замалчивается союзом бывших заключённых концлагерей. Многие женщины молчали из стыда. Особенно трагично то, что ни одна из секс-рабынь не получила возмещения ущерба.

В Германии предан гласности доселе малоизученный факт из истории нацистского прошлого. Немецкий культуролог Роберт Зоммер впервые поведал миру о судьбе лагерных проституток в своей книге "Das KZ-Bordell" ("Бордель в концентрационном лагере"), сняв табу с запретной темы.

Табу Второй Мировой войны

На прошлой неделе в берлинском ландтаге (региональном парламенте) прошла презентация книги Роберта Зоммера "Das KZ-Bordell" ("Бордель в концентрационном лагере"). На 460 страницах исследования описана история появления, структура работы и социальная роль публичных домов, созданных нацистами в концентрационных лагерях. Согласно данным культуролога, вырученные от проституции средства поступали на счета Третьего Рейха. Однако историки старательно умалчивали о лагерной проституции. Бордели были расположены на территории Захсенхаузена, Дахау, Аушвица, Бухенвальда, Дора-Миттельбау, Равенсбрюка, Маутхаузена и Берген-Бельзена. Самый большой публичный дом, с 20 девушками, существовал на территории Освенцима.

"Между 1942 и 1945 годами нацисты организовали всего десять "специальных учреждений" в Бухенвальде, Дахау, Заксенхаузене и даже в Аушвице. Всего в них было принуждено к работе около 200 женщин. Как пишет автор, публичные дома для заключенных были организованы в качестве поощрения за хорошую работу по указанию тогдашнего рейхсфюрера СС Гиммлера. При содействии промышленников он ввел в концлагерях премиальную систему, которая поощряла примерную работу заключенных облегчением содержания, дополнительным пайком, денежными премиями, табаком и, конечно же, посещением борделя.

Несмотря на то, что со дня окончания Второй Мировой войны прошло 60 с лишним лет наличие в лагерях смерти борделей, в которых узниц принуждали к проституции все еще остается малоизученным аспектом нацистского террора. Но чем больше времени проходит, тем меньше остается свидетелей, а значит становится легче снимать табу с "неудобной" темы.

"Das KZ-Bordell"

В течение девяти лет 34-летний берлинский ученый исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам различных стран, беседовал с жертвами сексуальной эксплуатации и очевидцами, дожившими до наших дней. Ученый развенчал миф о том, что национал-социалисты боролись с проституцией. Скорее, режим стремился к тотальному контролю над весьма выгодным бизнесом. Целая сеть борделей, покрывавшая в те годы половину Европы, контролировалась властями нацистской Германии. Зоммер утверждает, что в сеть входили "гражданские и военные публичные дома, а также заведения для принудительных рабочих, в связи с чем эта сеть частично накладывалась на систему концентрационных лагерей".

Защитив диссертацию, которая по сути стала первым обширным научным исследованием на тему нацизма и проституции, Зоммер решил опубликовать добытые материалы в книге "Das KZ-Bordell" ("Бордель в концентрационном лагере"). Помимо этого, факты, на которые Зоммер пролил свет, легли в основу передвижной выставки "Лагерные бордели. Принудительная проституция в нацистских концлагерях". Организаторы планируют провести ее в нескольких мемориальных комплексах до конца года. "Ни одна тема в истории концлагерей так не замалчивалась либо не искажалась в общественном сознании, как эта" - сказала директор мемориала Инза Эшенбах. На стендах, оформленных художниками Берлинского университета искусств, представлены документы или их копии. Это первая выставка на запретную тему в немецком музее женского концлагеря Равенсбрюк. "Тем не менее, в исследованиях еще существует много пробелов, - отметила доцент Катя Йедерман. - Ведь хотя женщинам был нанесен физический и моральный ущерб, многие из них из-за чувства стыда не обращались за компенсацией. Усугубляло положение и то, что вступавшие с ними в половые отношения мужчины отзывались о них большей частью презрительно. Если вообще отзывались".


Бордель в Освенциме Stammlager, блок 24А, имел 21 шлюху, и был расположен сразу же за главными воротами прямо перед надписью Arbeit Macht Frei (Работа делает свободным).

Хороший работник - это удовлетворенный работник

Размышления о повышении работоспособности заключенных, вместе с тем и о прибыли от их работы привели рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера к мысли об открытии спецбараков на территории концлагерей. Гиммлер цинично полагал, что немного женской ласки повысит производительность рабского труда в каменоломнях и на оружейных заводах. Поощрить "прилежно трудящихся заключенных возможностью посетить бордель и насладиться обществом женщины" представлялось для рейхсфюрера целесообразным. 23 марта 1942 года он написал о своей идее Освальду Полю, ведавшему управлением лагерей.

Рейхсфюрер СС даже ввел своеобразную систему поощрения узников концентрационных лагерей: за "особые заслуги" узники вознаграждались облегчением условий содержания, добавками к рациону питания, а также небольшими денежными премиями. Всего же в публичных домах концлагерей работали порядка 200 "секс-рабынь". В некоторых лагерях на одну проститутку приходилось по 300 - 500 мужчин.

Согласно расистской иерархии национал-социалистов, изначально посещение публичных домов позволялось только узникам немецкого происхождения. Но позднее "услугой" могли пользоваться практически все кроме евреев, советских военнопленных и простых интернированных. Этим правом обладали так называемые заключенные-функционеры: интернированные, занимавшиеся внутренней охраной, и надзиратели из числа узников.

"Смысл учреждения борделей состоял в том, чтобы увеличить производительность насильственного труда, создав людям дополнительный стимул, - поясняет Зоммер. - Судя по собранным мной данным, план не сработал: большинство заключенных были просто физически не в состоянии пойти к проститутке".

"Черный треугольник"

Активистка австрийского движения Сопротивления и заключенная лагеря Равенсбрюк Антониа Бруа вспоминает: "Самые красивые женщины оказывались в борделях СС, менее эффектные - в военных борделях". Остальные же высылались в мужские концлагеря. Так, в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии был создан первый лагерный "дом терпимости". Здание насчитывало десять небольших комнат с зарешеченными окнами "барака №1". В публичном доме у каждой женщины было собственное "место работы" - отдельная комната. В ней обычно имелись стол, стулья, скамья, окно и даже занавеска.

Будущих проституток в возрасте от 17 до 35 лет набирали в самом большом женском концентрационном лагере на территории самой Германии Равенсбрюк или Аушвиц-Биркенау из числа "антиобщественных элементов". Многие из них ранее уже занимались проституцией, на первых порах они обучали новичков "профессиональным навыкам". Около 60-70 процентов лагерных путан были немками по происхождению. Оставшаяся часть набиралась из числа полек, украинок или белорусок, еврейки же не допускались к работе в лагерных борделях, а заключенные-евреи не имели права их посещать.

В кинохронике, которую отсняли сами фашисты, четко заметны номера узников. Однако из-за того, что архивный материал был отснят на черно-белую пленку трудно заметить другие знаки различия - разноцветные нашивки. К рукавам проституток нашивали "черные треугольники".

По прибытию в мужской лагерь надзирательницы цинично сообщали им, что они находятся в "борделе для заключенных" и что им непомерно повезло. Женщин помещали в лазарет, где их в течение десяти дней приводили в форму - им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие акриловые ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами.

Врачи СС пресекали распространение венерических болезней в лагере, поэтому женщин регулярно осматривали, а посетителям выдавались дезинфицирующие мази. Однако, в отсутствии презервативов, о предохранении путаны не заботились. Но и беременели они редко. Большинство "асоциальных" женщин стерилизовали еще до мобилизации в лагеря, а другие были неспособны к деторождению из-за стресса. При "производственных ошибках" женщин заменяли на вновь прибывших, а беременных высылали обратно в женские лагеря для прохождения надлежащей медицинской процедуры. По редким данным, можно сделать вывод, что беременность могла означать заочный смертный приговор, но никаких документальных подтверждений казней беременных нет.

Вырванная страница истории

Процедура посещения борделей, а также время их работы регламентировались СС. "Специальное учреждение" в концлагере Бухенвальд было открыто 11 июля 1943 года. Оно работало ежедневно с 19.00 до 22.00. В те вечера, когда не было света или воды, объявляли воздушную тревогу или передавали по радио речь фюрера, публичный дом закрывался. В свободное от основной работы время девушки занимались несложной работой: починкой носков или сбором трав.


Комната в борделе лагеря Бухенвальд

Двери "номеров" были оборудованы глазками. Коридоры патрулировались эсэсовцами. Посетители должны были разуваться, говорить разрешалось только о самом необходимом. "Каждый заключенный должен был вначале подать прошение на посещение борделя, а затем он мог купить за две рейхсмарки входной билет. Для сравнения, 20 сигарет в столовой стоили три марки. Евреям вход в бордель был строго воспрещен. Разводящий выкрикивал номер заключенного и номер комнаты, которую он должен был занять. Заключенному позволялось находиться в комнате не более 15 минут, при "этом" была разрешена только "поза миссионера" - описывает Зоммер в своей книге.

В дневнике заключенного Дахау Эдгара Купфер-Кобервитца записано: "Ждешь в коридоре. Фамилию и номер узника вписывают в журнал. Потом называют некий номер и фамилию какого-то узника. Тогда нужно спешить в комнатку с названным номером. Каждый раз тебе достается другая комната. У тебя есть 15 минут. Ровно 15 минут". Однако нередко до полового акта не доходило. Одни мужчины оказывались физически не в состоянии его совершить, "другие, - продолжает Зоммер, - испытывали потребность, скорее, просто поговорить с женщиной, ощутить ее близость".

Бывший узник Бухенвальда голландец Альберт Ван Дейк вспоминает ужасы, пережитые им и многими другими в отдельной главе в своих мемуарах - нерассказанное никем. Именно в ней он рассказывает о том, что посещал в лагере, где он провел два года, публичный дом для узников. "Этих женщин большинство узников презирало. Но разве они туда добровольно приехали? Нет" - пишет он. "Старшие мне говорили: как тебе не стыдно, мама скопила для тебя деньги, а ты их на женщину тратишь? А мне не было стыдно: тебя моют, бреют, дают чистую одежду, ты получаешь женщину. Так я познакомился с Фридой" - говорит Ван Дейк. Для бывшего узника концлагеря это память о первой любви.


Проституция, как средство выживания

Среди женщин из "команды особого назначения" были и добровольцы. Бруа, которой пришлось работать в медсанчасти Равенсбрюка, вспоминала, что некоторые женщины "добровольно шли в публичный дом, потому что им обещали освобождение" ровно через шесть месяцев. Однако это утверждение спорно. Так, испанка Лола Касадель, участвовавшая в движении Сопротивления и в 1944 году попавшая в Равенсбрюк, рассказала как их староста в лагере объявила: "Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется прибегнуть к силе".

Для многих женщин, обреченных на смерть, "повинность" в борделе стала последней надеждой на выживание. "Важнее всего, что нам удалось вырваться из ада Берген-Бельзена и Равенсбрюка, - говорила Лизелотте Б., бывшая узница лагеря Миттельбау-Дора. - Главное - как-то выжить".

"Исследование публичных домов в лагерях смерти раскрывает новую грань нацистского террора: эсэсовцы фактически пытались сделать узников своими сообщниками в преступлении против женщин", - уверен берлинский культуролог. Как выяснил Зоммер, тот, у кого хватило сил перенести ужасы борделя, имел больше шансов не умереть в лагере. Почти все вынужденные проститутки пережили времена нацистского террора. Инза Эшебах, руководитель мемориала бывшего концлагеря Равенсбрюк добавляет: "Женщины, разумеется, не рассказывали об этом после войны. Одно дело говорить: я работала плотником или я строила дороги, и совсем другое - меня вынудили работать проституткой".

Что стало с теми лагерными проститутками, которые дожили до освобождения, сумели ли они исцелиться от душевных травм, имеют ли они семью и детей в большинстве случаев не известно. Как правило, женщины до конца своих дней молчат о том, что с ними произошло. Сотни узниц публичных домов после войны жили в стыде. Военное сексуальное насилие ООН признала преступлением против человечности только в ХХI веке. "Ни одна из них не получила компенсацию за то, через что ей пришлось пройти, - говорит Зоммер. - Чрезвычайно важно хоть в какой-то степени восстановить сегодня доброе имя этих женщин".

Идея организации борделей для поощрения лояльных заключённых пришла Генриху Гиммлеру во время посещения концлагеря Маутхаузен. Дома терпимости должны были повысить производительность труда в каменоломнях и на оружейных заводах.

Первый, из десяти подобных, лагерный бордель появился в концлагере Маутхаузен в июне 1942 года, позже, осенью - в KZ Гузена. В 1943 - в KZ Флоссенбюрга, Бухенвальда, Аушвитце (Освенциме), Аушвитце-Моновице, в 1944 - в Нойенгамме, Дахау, Заксенхаузене, в 1945 - в Доре-Миттельбау.

Пополнявшие ряды проституток были в основном женщины-заключённые из лагеря Равенсбрюк. Также в бордель попадали немки из асоциальной среды, уличные проститутки, бомжихи. Им обещали хороший паёк и выпуск через 6 месяцев на волю.

Освенцим-Биркенау, женский лагерь, май 1944.

Одна из заключённых, Маргарет В., вспоминает день ее отбора для борделя: «В помещении мы должны были раздеться до гола. Туда вошла группа SS и врач лагеря Шидлаувски. Они нас осмотрели. Я слышала, как Шидлаувски произнёс, что неужели они хотят эти кости? Другой, это был комендант Бухенвальда Кох, ответил, что она хорошо сложена, мы её откормим…»

Тогда Маргарет В. было 25 лет. Вместе с 16 следующими отобранными арестантками она была переправлена из женского концлагеря Равенсбрюк в Бухенвальд к 20.000 мужским арестантам. Ее барак был огорожен колючей проволокой, к ее телу был предоставлен постоянный доступ.

Здание состояло из жилой комнаты, спальни, служебного кабинета SS, комнаты врачей и отдельных комнат для интима. Каждая комната имела свой порядковый номер, такой же получала женщина, принимающая в комнате. Маргарет В. получила «13».

Бордель работал с 19 до 22 часов. Входящие арестанты могли выбирать женщину, но сначала проходили медосмотр и получали разрешение на 15 минут половых сношений. Была разрешена только миссионерская поза. В каждой двери находилось отверстие для наблюдения и неотъемлемый надзиратель SS, следящий за точным процессом - разговоры и просто общение, без полового акта, запрещались.

Для посещения борделя арестант должен был сделать заявку и купить так называемую «Sprungkarte» стоимостью 2 рейхсмарки. Для сравнения - пачка 20-ти сигарет в столовой стоила 3 рейхсмарки. Евреям посещение борделя было запрещено. Ослабшие после трудового дня узники неохотно шли в предоставленные им Гиммлером дома терпимости. Одни - по моральным соображениям, другие - по материальным - бордельный талон можно было выгодно обменять на пропитание.

Карта для посещения борделя.


Талончик ценностью 1 рейхсмарка.

Надзиратели боялись распространения венерических болезней и тщательно проверяли женщин на триппер и сифилис. Нежелательные беременности их не волновали, презервативы не выдавали, и как предохранятся - женщины должны были придумывать сами. Среди узниц возникала своя иерархия: были любимые и не пользующиеся популярностью. «Любимые» девушки, дабы не быть замученными за день посещениями, платили надзирателям за перенаправление клиентов. В день девушка должна была принять до 10 клиентов. За одного клиента девушке полагалось 45 пфеннигов, но только 20 приходили на руки. Надзиратели исполняли роль сутенёров, обеспечивая особо примечательных девушек новыми клиентами, расплачиваясь с девушками одеждой и едой.




Заключенные в Освенциме. Девушкам, отобранным для борделей, делали инъекции кальция, заставляли мыться в дезинфекционных ваннах, облучали ультрафиолетовыми лампами и кормили лучше, чем других заключённых.

Невообразимо, что эти женщины должны были терпеть: унижения, наказания, изоляцию, дискриминацию и болезни. Если сексуальная привлекательность женщин была израсходована, они были больны или беременны, их как вещь обменивали на новеньких. А выработавшихся отправляли назад в концлагерь, где они, если не были расстреляны или отравлены газом, то умирали от венерических болезней. Только в самых редких случаях женщины были отпущены на свободу, как это им обещалось.

Предположительно в лагерных борделях работали 220 женщин, 17-35-ти летние, в общей массе немки, но также полячки, украинки, белоруски и цыганки.

Бордель в Бухенвальде

Внешне этот барак на территории концлагеря Бухенвальд ничем не отличался, и только занавески на окнах говорят о том, что это была не совсем обычная постройка на территории бывшего концлагеря. Внутри на столах стояли вазы с цветами, на кроватях лежали подушки, а на стенах висели картины. "Вечером, после смены караула на лагерной башне у главных ворот, около двух десятков заключенных Бухенвальда женского пола должны были приступать к своим обязанностям - они были проститутками в лагерном борделе", - пишет в своей статье, опубликованной в Sueddeutsche Zeitung, Кристиане Коль.

Бордель в Бухенвальде существовал с 1943 года и был закрыт незадолго до освобождения лагеря в 1945 году. При этом клиентами женщин были не офицеры СС, а сами заключенные. По словам берлинского культуролога Роберта Зоммера, изучившего архивы концлагеря, ежедневно бордель посещали до 100 заключенных.

"Над этой главой деяний НСДАП долго висела завеса молчания, поскольку ни сами нацистские преступники, ни их жертвы не были заинтересованы в том, чтобы подобная форма принудительных работ всплыла на поверхность", - говорится в статье.

И только исследования Зоммера пролили свет на эту темную сторону деятельности нацистского режима. Его книга "Бордель в концлагере" стала основой для выставки, которая проводится сейчас в Бухенвальде. "Лагерные бордели стали формироваться по приказу главы СС Генриха Гиммлера, который видел в них возможность повысить производительность и работоспособность заключенных", - пишет издание. Официально сексуальные услуги были частью системы поощрений, которая предусматривала и выдачу сигарет или послабления в переписке. "Однако на деле речь шла прежде всего о дополнительном унижении узников концлагеря". Если посещение борделя после письменного прошения было одобрено руководством лагеря, заключенного после унизительных медицинских процедур под конвоем сопровождали в комнату в "особом бараке". Время визита было строго ограничено, за происходящим в помещении следили охранники.

По сведениям Зоммера, женщин в бордели привлекали обещанием досрочного освобождения. Как пишет ученый, многие бывшие узницы не сознавались в своем прошлом и не требовали компенсации в том числе и потому, что боялись быть на всю жизнь заклейменными.

---------------------

В годы Великой Отечественной войны многие города и поселки Северо-Запада России были оккупированы фашистами. На передовой, на подступах к Ленинграду, шли кровопролитные бои, а в тихом тылу немцы обживались и пытались создать комфортные условия для отдыха и досуга.

«Немецкий солдат должен вовремя покушать, помыться и снять половое напряжение», - так рассуждали многие командиры вермахта. Для решения последней проблемы были созданы публичные дома в крупных оккупированных городах и комнаты свиданий при немецких столовых и ресторанчиках, а также разрешена свободная проституция.

Русские девушки отдавались за буханку хлеба

В борделях работали в основном местные русские девушки. Иногда дефицит жриц любви восполнялся из жительниц Прибалтики. Информация о том, что нацистов обслуживали только чистокровные немки, - миф. Проблемами расовой чистоты была озабочена только верхушка нацистской партии в Берлине. Но в военных условиях никто не интересовался национальностью женщины. Ошибочно также считать, что девушек в борделях заставляли работать только под угрозой расправы. Очень часто их туда приводил лютый военный голод.

Бордели в крупных городах Северо-Запада, как правило, располагались в небольших двухэтажных домах, где посменно работали от 20 до 30 девушек. В день одна обслуживала до нескольких десятков военнослужащих. Публичные дома пользовались небывалой популярностью у немцев. «В иной день у крыльца выстраивались длинные очереди», - писал один из нацистов в своем дневнике. За сексуальные услуги женщины чаще всего получали натуральную оплату. Например, немецкие клиенты банно-прачечного комбината в Марево Новгородской области частенько баловали излюбленных русских девушек в «бордель-хаусах» шоколадными конфетами, что тогда было почти гастрономическим чудом. Денег девушки обычно не брали. Буханка хлеба - плата гораздо более щедрая, чем быстро обесценивающиеся рубли.

За порядком в публичных домах следили немецкие тыловые службы, некоторые увеселительные заведения работали под крылышком немецкой контрразведки. В Сольцах и Печках нацистами были открыты крупные разведывательно-диверсионные школы. Их «выпускники» засылались в советский тыл и партизанские отряды. Немецкие разведчики здраво полагали, что «колоть» агентов легче всего «на женщине». Поэтому в Солецком борделе весь обслуживающий персонал был завербован Абвером. Девушки в приватных беседах выясняли у курсантов разведывательной школы, насколько они преданы идеям Третьего рейха, не собираются ли перейти на сторону советского Сопротивления. За такую «интимно-интеллектуальную» работу женщины получали особые гонорары.

И сыт и доволен

В некоторых столовых и ресторанах, где обедали немецкие солдаты, были так называемые комнаты свиданий. Официантки, посудомойки помимо основной работы на кухне и в зале дополнительно оказывали сексуальные услуги. Есть мнение, что в ресторанах знаменитой Грановитой палаты в Новгородском Кремле располагалась такая комната свиданий для испанцев «Голубой дивизии». Об этом говорили в народе, но официальных документов, которые подтверждали бы этот факт, нет.

Столовая и клуб в небольшой деревне Медведь получили известность среди солдат вермахта не только «культурной программой», но и тем, что там показывали стриптиз!

Свободные проститутки

В одном из документов 1942 года мы находим следующее: «Так как имевшихся во Пскове публичных домов для немцев не хватало, то они создали так называемый институт санитарно-поднадзорных женщин или, проще говоря, возродили свободных проституток. Периодически они также должны были являться на медицинский осмотр и получать соответствующие отметки в особых билетах (медицинских удостоверениях)».

После победы над фашистской Германией женщины, которые обслуживали нацистов в годы войны, подверглись общественному порицанию. Люди обзывали их «немецкими подстилками, шкурами, б...». Некоторым из них брили головы, как падшим женщинам во Франции. Однако ни одного уголовного дела по факту сожительства с врагом не было заведено. Советское правительство смотрело на эту проблему сквозь пальцы. На войне - особые законы.

Сексуальное «сотрудничество» во время войны надолго оставило память о себе. От оккупантов рождались ни в чем не повинные малыши. Трудно даже посчитать, в каком количестве появились на свет белокурые и голубоглазые ребятишки с «арийской кровью». Сегодня запросто можно встретить на Северо-Западе России человека пенсионного возраста с чертами чистокровного немца, который родился не в Баварии, а в какой-нибудь далекой деревушке Ленинградской области.

Прижитого в годы войны «немчонка» женщины далеко не всегда оставляли в живых. Известны случаи, когда мать собственноручно убивала младенца, потому что он «сын врага». В одном из партизанских воспоминаний описан случай. За три года, пока в деревне «столовались» немцы, русская женщина прижила от них троих детей. В первый же день после прихода советских войск она вынесла свое потомство на дорогу, положила рядком и с криком: «Смерть немецким оккупантам!» разбила всем головы булыжником...

Во время Второй мировой войны проституция в Третьем рейхе была взята под строгий контроль: эсэсовский режим не только не запрещал публичные дома, наоборот, всячески поощрял их посещение солдатами. Разветвленная сеть борделей покрывала половину Европы и находилась под строгим контролем нацистского государства.
Существовало четкое разграничение по статусу: рядовому солдату вход в публичный дом для офицеров был строго заказан. За нарушение этого правила можно было схлопотать десять суток ареста. Отдельные публичные дома создавались также для насильно вывезенных рабочих, гражданских и заключенных концлагерей.

Принудительная проституция и поощрение узников

«Строения особого назначения» начали появляться на оккупированных территориях в 1942 году. В Дахау, Заксенхаузене и даже Освенциме создавались лагерные бордели, в которых узниц женского пола принуждали к занятию проституцией. Параллельно с открытием подобных заведений велась жесткая политика по пресечению уличной проституции. Девушек легкого поведения, которые рискнули продавать свое тело без указа рейха, отлавливали на улицах, отправляли в лагеря и подвергали принудительной стерилизации.

Идея поощрять «прилежно трудящихся узников возможностью насладиться обществом женщины» принадлежала Генриху Гиммлеру. Однако обманчиво считать действия рейхсфюрера СС заботой о заключенных. Наоборот, дома терпимости создавались с единственной целью: как эффективнее сподвигнуть узников к еще более усердному труду. Услуга пользовалась популярностью: поход в бордель узники выбирали не реже, чем добавку к рациону, облегчение условий содержания или денежную премию.

Принудительная проституция в нацистских концлагерях дала свои плоды: стремясь заработать вожделенное телесное вознаграждение, заключенные действительно показывали высокую производительность труда на оружейных заводах и в каменоломнях.

«Премия» для надсмотрщиков

Расистская иерархия существовала и при посещении лагерных борделей. Поначалу половые утехи разрешались только узникам, которые были чистокровными немцами. Со временем рейх смягчился и разрешил общение с женщинами представителям некоторых других наций. Исключение составляли евреи: им дорога в лагерные бордели была всегда закрыта.

За определенную плату – две рейхсмарки – внеочередной «премии» могли удостоиться надсмотрщики, старосты и прочая «знать» из числа заключенных лагеря. Стоимость входного билета была довольно высокой. В те времена, например, за три рейхсмарки в столовой можно было купить 20 сигарет.

Утехи в одной позе

График работы и процедура посещения лагерных домов терпимости четко регламентировались. По приходу узника записывали в специальный журнал и называли номер комнаты, в которой уже ждала проститутка. На любовные утехи выделялось около 15 минут, иногда немного больше. Что примечательно, комнаты и девушки никогда не повторялись. Посетителей обязывали разуваться на входе и говорить только о самом необходимом. Разнообразие в во время интимных отношений не приветствовалось - заключенным дозволялась исключительно миссионерская поза.

Аскетичная обстановка не способствовала возникновению влечения, поэтому нередко дело вовсе не доходило до полового акта. Одни мужчины были не в состоянии его совершить из-за проблем с физическим здоровьем, другие предпочитали ему задушевный разговор и ощущение моральной близости с женщиной.
В Бухенвальде, например, «строение особого назначения» было открыто только в вечернее время - с 19 до 22 часов. В дни воздушной тревоги, при отключении воды или света, трансляции по радио речи фюрера, бордель закрывался. Приватного пространства заключенным не оставляли - по коридору всегда ходил эсэсовец, а в дверях были глазки.

Забота о здоровье и отсутствие контрацепции

Нацисты боялись венерических заболеваний, поэтому всерьез заботились об их профилактике. У проституток регулярно проверяли кровь и брали мазки на предмет заболевания сифилисом и гонореей. В больничных бараках выдавались специальные дезинфицирующие мази, которыми женщины обязаны были пользоваться до и после каждого полового акта. Несколько раз в неделю менялось постельное белье, которое подвергалось кипячению.

Наряду с повальной обеспокоенностью здоровьем мужчин, эсэсовцы совершенно не переживали о защите женщин. Вопрос контрацепции оставался открытым – предполагалось, что проститутки сами выберут подходящий способ. Надо отметить, что нежелательная беременность действительно наступала крайне редко. Большинство женщин принудительно стерилизовали еще до заключения, многие стали бесплодными из-за тягот лагерной жизни. Если система все же давала сбой, провинившуюся тут же отправляли на аборт, а на ее место назначали временную замену.

Лишь недавно исследователи установили, что в десятке европейских концлагерей нацисты заставляли женщин-заключенных заниматься проституцией в специальных борделях, - пишет Владимир Гинда в рубрике Архив в № 31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года.

Мучения и смерть или проституция - перед таким выбором нацисты ставили европеек и славянок, оказавшихся в концлагерях. Из тех нескольких сотен девушек, что выбрали второй вариант, администрация укомплектовала бордели в десяти лагерях - не только в тех, где узники использовались как рабочая сила, но и в других, нацеленных на массовое уничтожение.

В советской и современной европейской историографии эта тема фактически не существовала, лишь пара американских ученых - Венди Гертъенсен и Джессика Хьюз - поднимали некоторые аспекты проблемы в своих научных работах.

В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах

В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах, действовавших в ужасающих условиях немецких концлагерей и фабрик смерти.

Итогом девяти лет исследований стала изданная Зоммером в 2009 году книга Бордель в концентрационном лагере , которая шокировала европейских читателей. На основе этой работы в Берлине организовали выставку Секс-работа в концлагерях.

Постельная мотивация

“Узаконенный секс” появился в фашистских концентрационных лагерях в 1942 году. Дома терпимости эсэсовцы организовали в десяти учреждениях, среди которых были в основном так называемые трудовые лагеря, - в австрийском Маутхаузене и его филиале Гузене, немецких Флоссенбурге, Бухенвальде, Нойенгамме, Заксенхаузене и Дора-Миттельбау. Кроме того, институт подневольных проституток ввели еще и в трех лагерях смерти, предназначенных для уничтожения заключенных: в польском Аушвице-Освенциме и его “спутнике" Моновице, а также в немецком Дахау.

Идея создания лагерных борделей принадлежала рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. Данные исследователей говорят, что он был впечатлен системой стимулов, применявшейся в советских исправительно-трудовых лагерях с целью повышения производительности труда заключенных.

Imperial War Museum
Один из его бараков Равенсбрюка, крупнейшего женского концлагеря нацистской Германии

Гиммлер решил перенять опыт, попутно от себя присовокупив к списку “стимулов” то, чего не было в советской системе, - “поощрительную” проституцию. Шеф СС был уверен, что право на посещение борделя наряду с получением прочих бонусов - сигарет, наличных или лагерных ваучеров, улучшенного рациона - может заставить узников работать больше и лучше.

На деле право посещения таких заведений было преимущественно у лагерных охранников из числа заключенных. И этому есть логичное объяснение: большинство мужчин-узников были измождены, так что ни о каком сексуальном влечении и не думали.

Хьюз указывает, что доля мужчин из числа заключенных, которые пользовались услугами борделей, была крайне мала. В Бухенвальде, по ее данным, где в сентябре 1943 года содержались около 12,5 тыс. человек, за три месяца публичный барак посетили 0,77% узников. Схожая ситуация была и в Дахау, где по состоянию на сентябрь 1944-го услугами проституток воспользовались 0,75% от тех 22 тыс. заключенных, которые там находились.

Тяжелая доля

Одновременно в борделях работали до двух сотен секс-рабынь. Больше всего женщин, два десятка, содержались в притоне в Освенциме.

Работницами борделей становились исключительно женщины-заключенные, как правило, привлекательные, в возрасте от 17 до 35 лет. Около 60-70% из них были немками по происхождению, из числа тех, кого власти Рейха называли “антиобщественными элементами”. Некоторые до попадания в концлагеря занимались проституцией, поэтому соглашались на схожую работу, но уже за колючей проволокой, без проблем и даже передавали свои навыки неискушенным коллегам.

Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок. Еврейки не допускались к такой работе, а заключенные-евреи не имели права посещать публичные дома.

Эти работницы носили специальные знаки отличия - черные треугольники, нашитые на рукава их роб.

Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок

Часть девушек добровольно соглашались на “работу”. Так, одна бывшая сотрудница медсанчасти Равенсбрюка - крупнейшего женского концентрационного лагеря Третьего рейха, где содержались до 130 тыс. человек, - вспоминала: некоторые женщины добровольно шли в публичный дом, потому что им обещали освобождение после шести месяцев работы.

Испанка Лола Касадель, участница движения Сопротивления, в 1944 году попавшая в этот же лагерь, рассказывала, как староста их барака объявила: “Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется прибегнуть к силе”.

Угроза не была пустой: как вспоминала Шейна Эпштейн, еврейка из каунасского гетто, в лагере обитательницы женских бараков жили в постоянном страхе перед охраной, которая регулярно насиловала узниц. Налеты совершались ночью: пьяные мужчины ходили с фонариками вдоль нар, выбирая самую красивую жертву.

"Их радости не было предела, когда они обнаруживали, что девушка была девственницей. Тогда они громко смеялись и звали своих коллег”, - говорила Эпштейн.

Потеряв честь, а то и волю к борьбе, некоторые девушки шли в бордели, понимая, что это их последняя надежда на выживание.

“Самое важное, что нам удалось вырваться из [лагерей] Берген-Бельзен и Равенсбрюка, - говорила о своей “постельной карьере” Лизелотта Б., бывшая заключенная лагеря Дора-Миттельбау. - Главное было как-то выжить”.

С арийской дотошностью

После первоначального отбора работниц привозили в спецбараки в тех концлагерях, где их планировали использовать. Чтобы привести изможденных узниц в болееменее пристойный вид, их помещали в лазарет. Там медработники в форме СС делали им уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, ели и даже загорали под кварцевыми лампами.

Во всем этом не было сочувствия, а только расчет: тела готовили к тяжелому труду. Как только цикл реабилитации заканчивался, девушки становились частью секс-конвейера. Работа была ежедневной, отдых - только если не было света или воды, если объявлялась воздушная тревога или во время трансляции по радио речей германского лидера Адольфа Гитлера.

Конвейер работал как часы и строго по расписанию. Например, в Бухенвальде проститутки вставали в 7:00 и до 19:00 занимались собой: завтракали, делали зарядку, проходили ежедневные медосмотры, стирали и убирали, обедали. По лагерным меркам еды было так много, что проститутки даже меняли продукты на одежду и другие вещи. Все заканчивалось ужином, а с семи вечера начиналась двухчасовая работа. Не выходить на нее лагерные проститутки могли, только если у них были “эти дни” или они заболевали.


AP
Женщины и дети в одном из бараков лагеря Берген-Бельзен, освобожденные британцами

Сама процедура предоставления интимных услуг, начиная от отбора мужчин, была максимально детализирована. Получить женщину могли в основном так называемые лагерные функционеры - интернированные, занимавшиеся внутренней охраной и надзиратели из числа заключенных.

Причем поначалу двери борделей открывались исключительно перед немцами или представителями народов, проживавших на территории Рейха, а также перед испанцами и чехами. Позже круг посетителей расширили - из него исключили лишь евреев, советских военнопленных и рядовых интернированных. Например, журналы посещения публичного дома в Маутхаузене, которые педантично вели представители администрации, показывают, что 60% клиентов составляли уголовники.

Мужчины, желавшие предаться плотским утехам, сначала должны были взять разрешение у руководства лагеря. После они покупали входной билет за две рейхсмарки - это чуть меньше, чем стоимость 20 сигарет, продававшихся в столовой. Из этой суммы четверть доставалась самой женщине, причем лишь в том случае, если она была немкой.

В лагерном борделе клиенты, прежде всего, оказывались в зале ожидания, где сверяли их данные. Затем они проходили медобследование и получали профилактические инъекции. Далее посетителю указывали номер комнаты, куда он должен идти. Там и происходило соитие. Разрешена была только “поза миссионера”. Разговоры не приветствовались.

Вот как описывает работу борделя в Бухенвальде одна из содержавшихся там “наложниц” - Магдалена Вальтер: “У нас была одна ванная с туалетом, куда женщины шли, чтобы помыться перед приходом следующего посетителя. Сразу же после мытья появлялся клиент. Все работало как конвейер; мужчинам не разрешалось находиться в комнате больше 15 минут”.

За вечер проститутка, согласно сохранившимся документам, принимала 6-15 человек.

Тело в дело

Узаконенная проституция была выгодна властям. Так, только в Бухенвальде за первые шесть месяцев работы бордель заработал 14-19 тыс. рейхсмарок. Деньги шли на счет управления экономической политики Германии.

Немцы использовали женщин не только как объект сексуальных утех, но и как научный материал. Обитательницы борделей тщательно следили за гигиеной, ведь любая венерическая болезнь могла стоить им жизни: заразившихся проституток в лагерях не лечили, а ставили над ними эксперименты.


Imperial War Museum
Освобожденные узницы лагеря Берген-Бельзен

Ученые Рейха делали это, выполняя волю Гитлера: тот еще до войны назвал сифилис одной из самых опасных болезней в Европе, способной привести к катастрофе. Фюрер считал, что спасутся только те народы, которые найдут способ быстро излечивать недуг. Ради получения чудо-лекарства эсэсовцы и превращали зараженных женщин в живые лаборатории. Впрочем, живыми они оставались недолго - интенсивные эксперименты быстро приводили узниц к мучительной смерти.

Исследователи обнаружили ряд случаев, когда даже здоровых проституток отдавали на растерзание садистов-медиков.

В лагерях не жалели и беременных. Кое-где их сразу умерщвляли, кое-где делали им искусственное прерывание и через пять недель вновь отправляли “в строй”. Причем аборты производились на разных сроках и разными способами - и это тоже становилось частью исследований. Некоторым узницам разрешали рожать, но лишь затем, чтобы после экспериментальным путем определить, сколько может прожить младенец без питания.

Презренные узницы

По словам бывшего узника Бухенвальда голландца Альберта ван Дейка, лагерных проституток другие заключенные презирали, не обращая внимания на то обстоятельство, что выйти “на панель” их заставили жестокие условия содержания и попытка спасти свою жизнь. Да и сама работа обитательниц борделей была сродни ежедневному многократному изнасилованию.

Некоторые из женщин, даже оказавшись в борделе, пытались отстоять свою честь. Например, Вальтер попала в Бухенвальд девственницей и, оказавшись в роли проститутки, пыталась защититься от первого клиента ножницами. Попытка не удалась, и, согласно записям учета, в тот же день бывшая девственница удовлетворила шестерых мужчин. Вальтер вытерпела это потому, что знала: в противном случае ее ждет газовая камера, крематорий или барак для жестоких экспериментов.

Не у всех хватало сил пережить насилие. Часть обитательниц лагерных борделей, по данным исследователей, свели счеты с жизнью, некоторые потеряли рассудок. Кое-кто выжил, но на всю жизнь остался пленником психологических проблем. Физическое освобождение не избавило их от груза прошлого, и после войны лагерные проститутки вынуждены были скрывать свою историю. Поэтому и задокументированных свидетельств о жизни в этих домах терпимости ученые собрали немного.

“Одно дело говорить “я работала плотником” или “я строила дороги” и совсем другое - “меня вынудили работать проституткой”, - отмечает Инза Эшебах, руководитель мемориала бывшего лагеря Равенсбрюк.

Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .

Стремление повысить работоспособность узников концентрационных лагерей навело рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера на идею создать при 10 концлагерях бордели. "Система лагерных борделей стала частью извращенной стратегии по унижению узников", - пишет в своей статье на сайте Focus Армин Фюрер.

"Они приходили вечером. 15 минут от силы, дольше они не задерживались. Одного сменял другой. Маргарет В. помнила об этих вечерах всю жизнь. Шел 1943 год, ей было 25, и она была заключенной концлагеря Бухенвальд", - повествует журналист.

Она была одной из 16 женщин на десяток тысяч мужчин, "номер 13": в лагере у нее была особая функция - оказывать мужчинам "услуги", Маргарет была вынуждена заниматься проституцией. "Ее клиентами были не надсмотрщики-эсэсовцы, а заключенные", - говорится в статье.

Идея создания борделей при лагерях пришла в голову самому Гиммлеру - "при этом речь не шла о том, чтобы сделать что-то хорошее для мужчин-узников, которых морили голодом, эксплуатировали их рабский труд, пытали и убивали. Рейхсфюрер СС хотел повысить их работоспособность", - пишет автор статьи.

Изначально, после внедрения системы лагерных борделей в 1942 году, женщин доставляли из женского концлагеря Равенсбрюк, позже их стали привозить и из других лагерей. "В большинстве случаев это были немки: еврейки не годились по расистским причинам", - повествует автор.

Сотрудники из рядов СС отбирали первоначально "профессионалок", то есть тех, кто еще до ареста занимался проституцией или подозревался в этом. Затем очередь дошла и до тех, кто был уличен в "постыдной" связи с польскими или русскими заключенными, а также евреями.

"Заявить о готовности оказывать мужчинам сексуальные услуги женщина могла "добровольно" (...), - повествует журналист. - В таком случае женщина могла надеяться на усиленный паек, регулярный медицинский осмотр, защиту от побоев и тяжелого физического труда".

Конечно, замечает автор, по-настоящему "добровольным" в условиях концлагеря это желание назвать нельзя. "Сотрудничество спасало многим жизнь: по оценке историка Роберта Зоммера, все женщины, задействованные в этой системе, выжили; некоторые, правда, позднее погибли в жерновах нацистских лагерей".

Описывая непосредственно сам "визит" заключенных мужчин к проституткам, автор рассказывает о том, что весь процесс был строго регламентирован: ему предшествовал медицинский осмотр, на акт отводилось 15 минут, за происходящим в комнате через специальное окошко наблюдал надсмотрщик.

"Многие мужчины использовали эту возможность, чтобы еще раз, возможно, последний, (...) побыть рядом с женщиной, поговорить с ней, ощутить физическую близость", - повествует автор.

"Лишь около 1% узников концлагерей посещали бордель хотя бы раз, считает Зоммер. Речь, как правило, шла о тех, кто принадлежал к "привилегированному" слою заключенных и занимал верхние позиции в лагерной иерархии. Для них визит к проститутке был премией за хорошую работу. Он стоил 2 рейхсмарки и был в принципе недоступен "простым" заключенным. О визите нужно было просить лагерное начальство в письменной форме", - говорится в статье.

"Система лагерных борделей была частью извращенной стратегии СС по намеренному унижению узников. Повысить работоспособность заключенных можно было, улучшив питание и бытовые условия. Гиммлеру это было не нужно. Когда мужчины шли в бордель, они автоматически унижались перед сотрудниками СС. Кроме того, они становились соучастниками сексуальной эксплуатации женщин. Для женщин ситуация была ужаснее всего - они становились жертвами и СС, и заключенных", - замечает Армин Фюрер.

Долгое время тема принудительной проституции в концлагерях была табуирована. Лишь в начале 1990-х годов такие женщины, как Маргарет В., стали заявлять о себе. "Их страдания никогда не были официально признаны таковыми, компенсации никто из них не получил. В 1966 году одна женщина в ФРГ подала иск с требованием компенсации - он был отклонен, суд посчитал, что у пережитого ею истек срок давности", - пишет в заключение журналист.