Малый бельт на карте. Мосты Дании – гордость страны

Проливы представляют собой водные перемычки, соединяющие соседние водоёмы и, наоборот, разделяющие отдельные участки суши. Каналы, созданные руками человека, также формально можно причислить к проливам, но там всегда цель - соединить водоёмы, подать куда-то воду, но не разделять сушу (это входит в обязанность оборонительных рвов, заполненных водой). Проливы имеют важнейшее значение для морского судоходства как сугубо мирного, так и военного. Благодаря им корабли могут значительно сокращать свои маршруты, но только если эти проливы пригодны для судоходства, а не слишком мелкие, узкие или заполненные опасными рифами.

1. Малый Бельт (500 м)


Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.


Лучшие пляжи сочетают в себе не только мягкий шелковистый песок, ласкающее лазурное море, свежий воздух и чарующую природу, но и достаточно развитую и...

2. Маточкин Шар (600 м)


Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

3. Босфор (700 м)


Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».


Пляжный отдых в роскошном месте, где бьются лазурные волны о мягкий шелковый песок, вода кристально чистая, а от окружающего пейзажа захватывает дух -...

4. Дарданеллы (1,3 км)


Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента - Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы - по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

5. Магелланов пролив (2,2 км)


Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана - Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива - Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.


Земная суша имеет самые разнообразные очертания берегов, в том числе и полуострова: среди них есть очень длинные, вытянутые узкой полосой, есть...

6. Эресунн или Зунд (3,4 км)


Пролив Зунд или Эресунн разделяет остров Зеландия, принадлежащий Дании, от Скандинавского полуострова (Швеции). Он, как и другие датские проливы связывает Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 километров, ширина колеблется от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегах Зунда стоят два больших города Мальмё и Копенгаген, которые связаны между собой Эресуннским мостом, включающим также тоннель.
Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника - освободившаяся от него Скандинавская плита стала крениться, опускаясь на юге и поднимаясь на севере. Тогда вода из Северного моря размыла узкий перешеек возле современного Эресунна, затопив низменные территории и сформировав Балтийское море. В зимний период, с октября по март здесь чаще всего происходят бури, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале море здесь наиболее полноводное, а самый низкий его уровень наблюдается в январе либо апреле.

7. Большой Бельт (11 км)


На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него - острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.


Одним из наиболее популярных объектов для отдыха давно уже стали океанские и морские пляжи. Сюда тянутся все: и стар и млад, одинокие и семейные. По в...

8. Сингапурский пролив (12 км)


Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной - архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.
Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.

9. Малаккский пролив (15 км)


Малакский пролив отделяет остров Суматра от таиландской и малайской частей Малайского полуострова. Им соединено Южно-Китайское море, относящееся к Тихому океану, с Андаманским морем, являющимся частью Индийского океана. На южной оконечности пролива расположен порт Сингапур. Глубина Малаккского пролива не слишком велика, особенно ближе к Сингапуру. Назвали его так, возможно, в честь Малаккского султаната, который когда-то правил этим регионом. Есть и другая версия - его могли назвать в честь важнейшего в XVI-XVII столетиях порта Мелака, который ныне превратился в малазийский город Малакка. Это единственный морской пролив, где наблюдается активное отложение речного ила, хотя это и не вредит имеющемуся здесь интенсивному судоходству. В последние десятилетия у восточного берега Суматры, в акватории самого Малаккского пролива были найдены большие запасы нефти, а с началом её разработки экономическое значение пролива ещё больше возросло.


Существуют на нашей планете такие пляжи, которые отличаются от тех, к которым мы привыкли, отдыхая в Турции или в Крыму. Они поражают своей живописнос...

10. Пролив Шокальского (19 км)


Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где разделяет Северную землю (остров Большевик) от острова Октябрьской Революции. Он соединяет Карское море и море Лаптевых. Его назвали в честь картографа и географа Юлия Шокальского. Воды, в которых находится этот пролив, относятся к компетенции Красноярского края. Обрывистые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетский, Гротов, Семёнова-Тянь-Шаньского), от которых периодически откалываются айсберги. Большую часть года пролив скован льдами.

Бельт Ма́лый

(Little Belt ), пролив между п-овом Ютландия и о. Фюн , соединяет Кильскую бухту (ЮЗ. Балтийского моря ) с прол. Каттегат (Северное море). Узок и извилист. Длина 125 км, ширина 0,5–41 км, глубина судоходной ч. 11,9–81 м, преобладающая 10–30 м. Приливы и течения невелики, зимой замерзает. Осн. порты на зап. берегу: Вайле, Фредересия, Коллинг (Дания). Через проливы построены мосты.

  • - Бельт Большо́й, один из скандинавских проливов, соединяющих Балтийское и Северное моря. Расположен между о-вами Зеландия и Лолланн на В. и Фюн и Лангеланн на З. С Балтийским морем...

    Географическая энциклопедия

  • - пролив между о. Фюн и о. Зеландия, Балтийское море; Дания. Дат. Сторе-Бельт - "большой пролив" . Определение противопоставляет его проливу Малый Бельт между о. Фюн и п-овом Ютландия...

    Географическая энциклопедия

  • - см. Полиген...

    Большой медицинский словарь

  • - ; так наз. два морских пролива, которые вместе с Зундом соединяют Балтийское море с Каттегатом...
  • - см. Бельт...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - центральный из проливов, соединяющих Балтийское море с проливом Каттегат, между островами Лолланн и Зеландия на В. и Лангеланн и Фюн на З. Длина около 120 км, наименьшая ширина 11 км, глубина до 58 м. В...
  • - западный из проливов, соединяющих Балтийское море с проливом Каттегат, между островами Фюн и Эре на В., Альс и Ютландским полуостровом на З. Длина около 130 км, наименьшая ширина 0,6 км, глубина в южной части...

    Большая Советская энциклопедия

  • - один из проливов - соединяющих Балтийское м. с прол. Каттегат. Ок. 120 км, наименьшая ширина 11 км, наименьшая глубина 11,3 м. В суровые зимы замерзает...
  • - один из проливов, соединяющих Балтийское м. с прол. Каттегат. Ок. 130 км, наименьшая ширина 0,5 км, глубина от 10-15 м на севере до 25-35 м на юге. В суровые зимы замерзает...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Общеславянское слово, которое имеет соответствия и в других европейских языках, скажем, в древненемецком – smals...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - -а...
  • - Больш"ой Б"...

    Русский орфографический словарь

  • - См. МОЛОДОСТЬ -...
  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пролив...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 пролив...

    Словарь синонимов

"Бельт Малый" в книгах

МАЛЫЙ ЗАЛ

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

МАЛЫЙ ЗАЛ

Малый Гнездниковский, дом 7

Из книги Путеводитель по судьбе: От Малого до Большого Гнездниковского переулка автора Красухин Геннадий Григорьевич

Малый Гнездниковский, дом 7 А видела ли мама этот дом? Не уверен. Не убеждён даже, что она хоть раз была на улице Горького, так при ней называлась Тверская.Она не выходила за границы раз и навсегда отведённой ею самой для себя территории: Шаболовка – Хавско-Шаболовский

автора Ротенгаттер Вернер

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт и Эресунд Туннель под Ла-Маншем, также известный как «Chunnel», является самым длинным подводным железнодорожным туннелем в Европе. Он был открыт в 1994 г. и соединяет Францию и Великобританию. Когда договор о строительстве туннеля под

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт и Эресунд

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт и Эресунд Туннель под Ла-Маншем начал функционировать в 1994 г. Прогноз перевозок, сделанный во время принятия решения о строительстве туннеля, предусматривал 15,9 миллиона пассажиров на поездах Eurostar в год открытия. Фактический

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт и Эресунд

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт и Эресунд Для туннеля под Ла-Маншем первоначальные оценки жизнеспособности оказались несостоятельными из-за фактического развития событий, которые привели проект к резкому скачку от ожидаемой высокой рентабельности до

На пути к лучшей практике: Большой Бельт и Эресунд

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

На пути к лучшей практике: Большой Бельт и Эресунд Сообщения Большой Бельт и Эресунд, как уже говорилось, могут считаться одними из наиболее передовых крупных транспортных инфраструктурных проектов в мире в том, что касается неточной науки экологического аудита и

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт, Эресунд и другие проекты

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

Туннель под Ла-Маншем, Большой Бельт, Эресунд и другие проекты Когда в 1987 г. Eurotunnel стал известен как компания, инвесторам было сказано, что проект сравнительно прост. Относительно риска в проспекте говорится: «Тогда как сооружение туннеля такого типа обязательно

Пророчество игуменьи, или Призрак в черной рясе Малый Ивановский переулок, № 2, Малый Подкопаевский переулок, № 5/2 и 14-й корпус Московского Кремля

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Пророчество игуменьи, или Призрак в черной рясе Малый Ивановский переулок, № 2, Малый Подкопаевский переулок, № 5/2 и 14-й корпус Московского Кремля Вчера сожгли мою сестру, Безумную Мари. Ушли монахини к костру Молиться до зари... Я двери наглухо запру. Кто может –

20 МАЛЫЙ МИР

Из книги Краткая история почти всего на свете автора Брайсон Билл

20 МАЛЫЙ МИР Пожалуй, не очень хорошо проявлять излишний интерес к собственным микробам. Но великий французский химик и бактериолог Луи Пастер увлекся этим до того, что взял за привычку критически разглядывать в лупу каждое поданное ему блюдо. Вряд ли эта привычка

Бельт Большой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Малый Бельт - пролив между островами Фюн и Эрё на востоке, островом Альс и полуостровом Ютландия на западе. Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат.

На карте: пролив, ближний к материковой Дании

Длина пролива около 130 км, наименьшая ширина - 0,6 км, глубина в южной части - 25-35 м, в северной 10-15 м. В суровые зимы пролив замерзает. Через пролив перекинуты два моста - "Старый мост" и "Новый мост". Через мосты проходит международная магистраль Гамбург - Копенгаген - Стокгольм.

Бельт - на кельтском языке значит "вода" или "море"; так назывались два морских пролива, которые вместе с Зундом соединяют Балтийское море с Каттегатом. Малый Бельт (по-датски Lille Beltet) в южной части имеет весьма глубокий (шириною в 7 км) фарватер. Однако вследствие сильных течений и многих излучин его берегов суда редко пользуются этим проливом. А поскольку Зунд слишком мелководен, суда и, особенно военные корабли, проходят через Большой Бельт. Правда, вследствие множества песчаных отмелей, мелководных мест и маленьких островов, равно как и сильных течений, Большой Бельт очень опасен для судоходства.

Из истории. Значение Северного моря и соответствующей группы проливов (Большой и Малый Бельт, Тэ-Хол, Пентленд-Ферт, Ла-Манш) резко возросло в эпоху Реформации. В течение четырех столетий после разгрома «Непобедимой Армады» Англии удавалось удерживать эти жизненно важные для нее ключевые позиции. В тот период геополитические ориентиры Великобритании были очень просты:

Безусловное господство в Северном море;

Оспаривание контроля над Средиземным морем у любой континентальной державы (для чего в обязательном порядке сохранять за собой Гибралтар, а после 1869 года и Суэц);

Развитие колониальной системы и мировой океанской торговли.

Эресунн (Зунд)

Эресунн (детск. Шresund, швед. Цresund), также Зунд (нем. Sund), - пролив между островом Зеландия (Дания) и Скандинавским полуостровом (Швеция). В числе прочих Датских проливов соединяет Балтийское и Северное моря. Длина продива 70 км, ширина - 3,4-24 км, глубина на фарватере - до 8 м.

У Эресунна расположены два крупных города - Копенгаген и Мальмё, связанные друг с другом Эресуннским мостом, состоящим из собственно моста и тоннеля.

Образование пролива. Пролив возник около 8000 лет назад, когда освобождённая от тяжести льдов ледникового периода Скандинавская плита начала наклоняться, поднявшись на севере и опустившись на юге; воды Северного моря размыли перешеек в районе нынешнего Эресунна и затопили обширные низменные территории, образовав Балтийское море.

Рельеф дна. Бури. В отношении рельефа дна Зунд может быть разделен на две части - северную и южную; линия раздела обозначается подводным порогом с глубиной менее 10 м немного южнее линии Копенгаген-Мальмё. Как к севера, так и к югу от порога глубина увеличивается, и быстрее в первом направлении, чем в последнем, так что у острова Хвэн и далее в самой узкой части Зунда глубина достигает 20-30 м, в южной же широкой части Зунда глубина на фарватере - 10-20 м.

Наибольшее число бурь приходится на зимний период, от октября до марта, но чаще всего они бушуют в декабре. Уровень моря наивысший в феврале, наинизший - в январе и апреле.

Течения. Принадлежа к числу проливов, служащих для обмена вод, полупресных - с Балтийского моря и почти океанской солености - с Немецкого моря, Зунд меняет свою соленость в зависимости от направления течений. В большинстве случаев течение на поверхности направляется из Балтийского моря к Немецкому; особенно сильно оно весною и летом, благодаря весенним половодьям в прибалтийских странах; осенью это течение ослабевает, иногда сглаживается и даже принимает противоположное направление.

С другой стороны, воды Немецкого моря, встретив в Каттегате течение из Балтийского моря, мало-помалу опускаются на глубину и в виде нижнего потока проникают и в Зунд. Такое нижнее течение доходит только до Копенгагена; над порогом между Мальмё и Амагером это течение исчезает.

Множество прибрежных отмелей и сильные переменные течения чрезвычайно затрудняют плавание по Зунду. Для безопасной судов имеются концессионированные датские и шведские лоцмана; но брать лоцмана судам не обязательно.

Берега. Берега Зунда имеют разнообразный характер. Шведский берег постепенно повышается, и у Гельсингборга становится обрывистым, тогда как датский, покрытый буковыми рощами, почти у самого входа в пролив образует низменный, береговой мыс, на котором стоит замок Кронборг, выделяющийся своими остроконечными башнями, служащими превосходным приметным пунктом для мореплавателей.

На берегах Зунда вовсе нет естественных гаваней, за исключением Ландскроны и Копенгагена. Наибольшее значение приобрел гельсингёрский рейд, где нередко скапливаются сотни судов или во время штормов, в ожидании перемены погоды, или же во время ледохода в проливе. В прежние времена все суда, проходившие Зунд (а их бывало свыше 30 тысяч), должны были останавливаться у Гельсингёра, для уплаты корабельных и товарных пошлин.

Территория Королевства Дании включает в себя полуостров Ютландия, острова Датского архипелага, среди них наиболее известные Зеландия, Венсюссель-Ти, Фюн, Лолланн, Борнхольм, Фальстер и др., омывается Северным и Балтийским морями. Для страны и для всей Северной Европы Новый мост через пролив Малый Бельт, мост Большой Бельт, Эресуннский не просто мосты, соединяющие берега проливов между морями. Они образуют значимую европейскую автомагистраль, короткий путь между Германией и Скандинавией.

Благодаря сложным конструкциям Дания становится сама мостом между Скандинавией и Западной Европой. Большой Бельт и Эресуннский мосты – это комплексы замысловатых сооружений, переправы, которые часто называют «соединениями» или «линиями».

Старый мост Малый Бельт через пролив с таким же названием, соединяющий Балтийское море и пролив Каттегат, начали строить в 1925 году, а для движения открыли в 1935 году. Это первый мост над проливом, соединивший Ютландию с островом Фюн. До этого пассажирские перевозки через Бельт осуществлялись с помощью судов и паромов. В 1940 году Германия оккупировала Данию, захватив сначала этот объект.

Фермовый мост общей длиною 1178 м, высотой просвета над морем 33 м является собственностью государства, ответственность за его состояние несут Датские железные дороги. На мосту проложены пешеходные тротуары, два железнодорожных пути, для движения автомобилей – две узкие полосы.

При строительстве конструкции техника почти не была задействована. С судов погружались в море палевые (столбчатые) фундаменты, затем устанавливалась деревянная опалубка, бетон заливали вручную.

Старый мост утратил свое назначение, как главная автомобильная линия между Ютландией и островом Фюн, когда в эксплуатацию ввели Новый мост. Но, как и раньше его используют в качестве железнодорожного моста между Фюном и Ютландией, он связывает Фредерисию и Миддельфарт.

Висячий Новый мост через Малый Бельт общей протяженностью 1700 м, с высотой пилонов 120 м был построен в 1965-70 гг. и открыт королем Дании Фредериком IX. Ранее автомобильное движение между Фюном и Ютландией (Е 20) происходило по мосту с одной полосой в каждом направлении. С увеличением интенсивности движения возле Старого моста постоянно образовывались пробки. По Новому мосту движение осуществляется в каждом направлении по трем полосам. Дорожное полотно Нового моста через Малый Бельт подогревается, это позволяет в зимнее время не допустить образование наледи. Мост обустроен пешеходными тротуарами, поэтому многие туристы совершают через пролив пешие прогулки.

Этот мост стал первым шагом для соединения автомобильными дорогами трех частей Дании, второй этап – строительство моста Большой Бельт.

Висячий мост, в мире третий по длине пролета – Мост Большой Бельт пересекает пролив Большой Бельт и соединяет острова Зеландия и Фюн. Сооружение моста осуществлялось с 1988 г по 1998 г., стоимость переправы составила 21.4 миллиарда датских крон. После завершения строительства моста период пересечения транспортными средствами между островами уменьшился больше, чем на один час, между западной и восточной частями Дании значительно увеличились грузовые и пассажирские перевозки. Каждый день по мосту проезжает около 27 600 автомобилей, в то же время паромная переправа обеспечивала пересечение через пролив не более 8000 автомобилей.

Восемнадцать километров транспортной системы составляют висячий мост и железнодорожный тоннель на востоке, промежуточный остров Спрогё, и на западе автомобильно-железнодорожный мост. Железнодорожное движение двухпутное, электрифицированное, автомобильное – четырехполосное.

Восточная часть конструкции имеет протяженность 2800 м, западная – 1700 м. Основная часть представляет подвесной мост, центральный пролет которого составляет в длину 1624 м, а два боковых пролета – по 585 м, в высоту – 57 м. настил изготовлен из стали, пилоны – из железобетона. Они поднимаются над уровнем моря на 280 м, состоят из двух конусообразных пустотелых колонн, объединенных двумя траверсами. В верхней части едва замечается деформация жесткой секции колонн, прорисовывается наиболее отчетливо под дорожным настилом. Таким способом сочетается эстетический вид и технические требования по гашению напряжений, которые испытывает конструкция под воздействием силы ветра. Уделялось особое внимание внешнему облику креплений подвесных тросов: для того, чтобы они не казались на общем фоне массивной конструкции слишком хрупкими, соответствующие блоки разделили на отдельные треугольные секции.

Западный виадук представляет из себя два прилегающих моста, протяженность которых 6611 м и пролет 18 м, по южной стороне происходит автомобильное движение, железнодорожное осуществляется по северной стороне.

Железнодорожный тоннель составляет в длину 8024 м, на максимальной глубине 75 метров, он проложен параллельно восточному мосту.

Не только для Дании, но и для всей Европы мост имеет большое значение. Благодаря мосту Большой Бельт прямая дорога из столицы страны в Оденсе занимает один час пятнадцать минут, из Копенгагена в Орхус – два с половиной часа, из Копенгагена в Ольборг – менее четырех часов. Строительство моста значительно сократило количество авиарейсов между городами Копенгагеном и Орхус, Ольборг, Эсбьерг, были прекращены перелеты внутри страны между Копенгагеном и Оденсе.

На этих направлениях основным общественным транспортом стал поезд. Мост Большой Бельт в совокупности с Эресуннским мостом обеспечивает прямое соединение между Скандинавией и континентальной Европой. Благодаря мосту резко увеличилось количество поездок на автомобилях и электропоездах между Германией и Швецией, Германией и восточной Данией. Благодаря мосту стало возможным из Гамбурга на ночном поезде приехать в Копенгаген менее чем за пять часов, на автомобиле – около четырех часов. Для дневных поездов из Гамбурга в Копенгаген, как и раньше, используется паром через пролив Фемарн между датским островом Лолланд и германским Фемарн. В Дании мост Большой Бельт является единственной платной дорогой.

В ходе строительства транспортной конструкции животный и растительный мир пострадали больше, чем было заявлено в предварительных оценках. Но после завершения строительных работ все довольно быстро восстановилось, и по оценкам экспертов природе непоправимого ущерба нанесено не было.

Пассажиры теперь отдают предпочтение автомобилям и поездам, а не паромам и самолетам, что привело к заметной экономии электроэнергии в стране. Отмечено также сокращение выброса углекислого газа.

Совмещенный с тоннелем Эресуннский мост включает два пути железной дороги и четыре полосы автомагистрали через пролив Эресунн. Столицу Королевства Дании – Копенгаген и город Мальмё в Швеции связывает самый протяженный в Европе железнодорожный мост совмещенный с автомагистралью. Тоннель и мост служат отрезком международного европейского автомобильного маршрута Е 20 и Эресуннской железнодорожной линии. Создание непрерывного пути моста Большого Бельта и Эресуннского моста дало возможность соединить континентальную Европу со всей Скандинавией и Швецией. Проект моста разработала датская фирма Диссинг + Вейтлинг.

Пассажиры автомобильного и железнодорожного транспорта, пересекающие по Эресуннскому мосту границу «Дания – Швеция» не проходят паспортный контроль благодаря Шенгенскому соглашению. Таможней проводится проверка для тех, кто едет в Швецию, для въезжающих в Данию проверок нет.

На датском искусственно созданном острове Пеберхольм (Перец) мост переходит в тоннель. Насыпанный из пород и скал Пеберхольм имеет длину около четырех километров и среднюю ширину 500 метров. Датчане сделали остров природным заповедником.

Для жителей Дании и Швеции Эресуннский мост служит удобным и практичным способом передвижения между странами. А вот туристы, прибывшие в эти края впервые, не перестают восхищаться и удивляться.

В Копенгагене при подлете к международному аэропорту, перед взором пассажира самолета открывается уникальное зрелище: огромный мост с поездами и автомашинами в одно мгновение проваливается под воду и скрывается из поля зрения. Происходящее можно принять за катастрофу и не на шутку испугаться, если не владеть информацией о подводном тоннеле.

Если рассмотреть поближе, то конструкция поражает своей грандиозностью и величием. Сидя в автомобиле или поезде, может показаться, что дорога не закончится никогда. Захватывающие дух, сказочно красивые морские пейзажи, путешествие по тоннелю превращают в настоящее приключение.

Создан проект Фемарнбельтского моста , который должен связать датский остров Лоллан с немецким островом Фемарн. Конструкция по планам пересекает восемнадцатикилометровый пролив Фемарн-Бельт в Балтийском море. Сооружение намечено завершить в 2018 году.

В длину вантовый мост будет составлять до 19 километров, иметь три пролета по 724 метра. Сооружение будет держаться на четырех пилонах высотой по 280 метров. Для прохода больших судов из Балтийского моря конструкция не помешает, так как вертикальный зазор будет иметь 65 метров.

На мосту построят четырехполосную автомагистраль и двухпутную железную дорогу. Транспортная система сократит время поездки из Копенгагена в Гамбург почти на два часа. По планам, интервал движения составят два грузовых и один пассажирский поезд в час. Проект Фемарнбельтского моста является крупным из задуманных в Северной Европе инфраструктурных проектов. Его сравнивают с планами строительства переправы через Мессинский пролив, с мостом Большой Бельт, Эресуннским мостом. Маршрут станет главной магистралью между Гамбургом, Копенгагеном и Мальме, далее в Скандинавию.

В Берлине в 2007 году между правительством Дании и Германии было заключено Временное соглашение о строительстве моста.

Датское королевство в виду его географического положения соединяет страны и регионы. Поэтому мосты для страны имеют огромное значение. Эти грандиозные уникальные конструкции – настоящая гордость датчан.

Мосты в Дании - больше, чем мосты.

В этом разделе речь пойдет о трех главных мостах Дании - Эресуннском (дат. Øresundsbroen, швед. Öresundsbron), мосте Большой Бельт (дат. Storebæltsforbindelsen) и о Новом мосте через пролив Малый Бельт. Для Дании, да и для всей Европы, это не просто обычные мосты, соединяющие берега трех проливов между Балтийским и Северным морями. Во-первых, потому, что они дают короткий путь по суше между Германией и Скандинавией, образуют важнейшую европейскую автомагистраль. По сути, благодаря этим конструкциям Дания сама становится мостом между Западной Европой и Скандинавией. Конечно, без них, в принципе, можно было бы добраться по суше из Германии в Швецию, но только вокруг Балтийского моря, через Польшу, Прибалтику и Россию, что бессмысленно, поскольку передвижение на пароме получится заведомо быстрее и дешевле. Во-вторых, Эресуннский мост и мост Большой Бельт - на самом деле не просто мосты, а целые комплексы сложных сооружений, их правильнее было бы называть переправами (иногда их еще называют линиями или соединениями).

Как строились мосты?

Мост через самый узкий из трех проливов - Малый Бельт - был построен давно, еще в 1935 году. Оккупация Дании Германией началась именно с захвата этого объекта. Первый мост был узким, двухполосным, поэтому пришлось сделать еще один, так называемый, Новый мост. Он строился с 1965 по 1970 год и был открыт 21 октября 1970 года королём Дании Фредериком IX. Но один этот мост не мог обеспечить сухопутный транзит между Германией и Швецией. Конечно, между берегами расположенных на этом пути двух других проливов действовали паромы. Но паром - всегда потеря времени и всегда ограничение по трафику. В 1991 году правительства Дании и Швеции подписали соглашение о создании постоянной магистрали через пролив Эресунн. Нужно сказать, что мечта об этом сооружении родилась в XIX веке, первый проект тоннеля обсуждался еще в 1888 году. Тут можно провести аналогию с тоннелем под проливом Ла-Манш, масштабы этих проектов соизмеримы. В двадцатом веке дважды возвращались к эресуннскому проекту: первый раз помешала Вторая мировая война, а в 60-е годы не хватило средств. В 90-е придумали план финансирования, который оказался эффективным и не использовал напрямую деньги налогоплательщиков. Была создана компания, половина акций которой принадлежала государству Дания, а другая половина - государству Швеция. Компания взяла кредит, его дали под государственные гарантии. Строительство было завершено 14 августа 1999 года, когда наследный принц Дании Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория символически встретились на середине нового моста. А официальное открытие состоялось 1 июля 2000 года с участием королевы Маргрете II, и короля Карла XVI Густава в качестве почетных гостей. После открытия движения за проезд начали брать плату.

Сначала это отпугивало, тарифы установили немалые, возникла даже опасность финансового краха проекта. Но трафик постепенно рос, поскольку граждане начали понимать преимущества быстрой переправы через пролив. Датчане могли жить в более дешевом шведском Мальмё, а на работу ездить в родную Данию, шведы могли быстро смотать в Копенгаген за дешевым спиртным или, скажем, под настроение, навестить Христианию . Между прочим, таможенный контроль тут существует только в одну сторону - из Дании в Швецию. Тем, кто часто пользуется мостом, полагалась большая скидка за проезд. В итоге проект смог отдавать кредит в положенные сроки, планируется, что где-то к 2030 году долг будет полностью погашен, и проект станет приносить прибыль. Либо проезд сделают бесплатным, если так решат правительства двух стран.

Мост через Большой Бельт, соединяющий датские острова Фюн и Зеландия строился в период с 1988 по 1998 год. Проезд по нему тоже платный, в результате его открытия пассажиры авто стали экономить на переправе около часа времени, а трафик вырос более чем втрое.

Как устроены переправы через проливы?

Новая переправа через Малый Бельт - действительно подвесной мост длиной 1700 м. Что касается двух других переправ - тут все гораздо сложнее.

Соединение Эресунн состоит из трех участков. Если двигаться со стороны Швеции, то сначала вы переезжаете через длинный мост. Мост сложный, двухслойный. По верхнему уровню двигаются автомашины (по два ряда в каждую сторону), а по нижнему - поезда (двухколейка).

Большая часть моста покоится на опорах, но есть и красивый, высокий (57 м), похожий на огромную арфу вантовый пролет. Сделан, чтобы под ним могли проходить большие суда. По традиции тип моста определяется его самым большим пролетом, поэтому и весь мост называют вантовым (подвесным). Между прочим, железнодорожные мосты редко бывают вантовыми: трудно обеспечить необходимую для прохода тяжелых составов жесткость конструкции. За мостом, общая длина которого 7845м, транспорт попадает на намывной искусственный остров Пеберхольм (Перец-остров, шутливое дополнение к расположенному севернее натуральному Соль-острову, датчане не лишены чувства юмора), с которого начинается система подводных тоннелей на другой берег пролива. Такое техническое решение было принято, чтобы со стороны Копенгагена надводный мост не мешал проходу кораблей и заходящим на посадку самолетам. Общая длина всей переправы - около 16 км.

18-километровая переправа через Большой Бельт также устроена не просто. Если двигаться с востока, со стороны острова Зеландия, транспортная система начинается с вантового моста и железнодорожного тоннеля, затем переходит на промежуточный остров Спрогё. Он, в свою очередь, соединяется с островом Фюн автомобильно-железнодорожным мостом, состоящим из двух путепроводов, выполненных из предварительно напряженного железобетона, — один предназначен для автомобильного, а другой - для железнодорожного транспорта Автомобильное движение четырехполосное, железнодорожное - двухпутное.

Проблемы при строительстве мостов.

Технические проблемы при конструировании соединений были связаны с несколькими факторами. Очень сильные ветры, которые часто наблюдаются в этом регионе, интенсивное судоходство, близость аэропорта в Копенгагене , необходимость обеспечения железнодорожного сообщения, наряду с автомобильным. Все эти обстоятельства обусловили разнообразие технических решений: сочетание вантовых, опорных мостов и тоннелей при строительстве переправ. Во время строительства Эресуннской переправы произошло как минимум два крупных происшествия: строители наткнулись на 16 неразорвавшихся бомб времен Второй мировой войны на морском дне, и произошел перекос одного из сегментов подводного тоннеля. Тем не менее, работы были завершены в намеченные сроки, даже на несколько месяцев раньше.

Много технических проблем было решено при организации железнодорожного движения. Дело в том, что в Швеции и Дании разные стандарты электрификации и сигнализации на железных дорогах. В итоге, система электроснабжения поезда переключается от шведского стандарта 15 кВ на датский 25 кВ переменного тока непосредственно перед восточным окончанием моста, а сигнал в линии переключается на датский стандарт на искусственном острове Peberholm. Естественно, и в конструкцию локомотивов также пришлось внести соответствующие изменения. Кроме того, Швеция использует железные дороги с левосторонним движением, а Дания - с правосторонним. Переход делается на центральном вокзале Мальмё.

Несмотря на учет местных метеоусловий, все-таки бывают ситуации, когда мосты полностью закрывают для движения при сильном ветре. В 2005 году произошло ЧП, своеобразное испытание переправы на прочность: пилон моста Большой Бельт зацепил датский сухогруз "Карен Даниэлсен". Мосту был нанесен лишь незначительный ущерб, но автомобильное и железнодорожное движение было все-таки остановлено на шесть часов.

Стоимость переправ и стоимость проезда по ним.

По опубликованным в прессе данным на строительство Эресуннской переправы было затрачено 3.8 млрд. USD, а на строительство Большого Бельта - 5.6 млрд. USD. Стоимость проезда по переправам меняется ежегодно, увы, в сторону возрастания. Но растет не быстро, примерно на 1 EUR в год. В 2010 году проезд через Эресунн в одну сторону для обычной легковой автомашины стоил 39 EUR, а через Большой Бельт - 31 EUR. То есть съездить из Швеции на остров Фюн и обратно обойдется в 140 EUR за машину. Актуальные цены для переправы Эресунн и для Большого Бельта можно посмотреть на их официальных сайтах. Посоветуем водителям быть внимательными и осторожными при проезде по переправам: ведь многие, кроме руля, тут держат в руке и фотоаппарат, и смотрят не только на дорогу, но и в видоискатель. Водителей можно понять: виды действительно открываются очень красивые.

А будут ли новые большие датские мосты?

Да, объявлено о строительстве еще одного, самого длинного моста, соединяющего Германию и Данию. В соответствии с заключенным между двумя странами соглашением, строительство должно быть завершено к 2018 году. Это будет самый длинный в Европе мост - 20 километров. Он свяжет немецкий остров Фемерн с датским Лолландом, то есть, новая переправа соединит берега пролива Фемерн в Балтийской море.

Строительство переправы приведет к сокращению сухопутного пути из Германии в Швецию примерно на 500 км, автотранспорту уже не потребуется проезжать через полуостров Ютландию и остров Фюн. Переправа будет состоять из четырехполосной магистрали и двухколейной железной дороги. Строительство моста оценено в 4,3 млрд. евро, причем финансирование полностью взяла на себя Дания. Доходы от эксплуатации также будут полностью поступать в датскую казну. Проект предусматривает строительство дополнительных 119 км железных дорог по территории Дании и 89 км - по территории Германии.