Мальчик в полосатой пижаме краткое. Кто не понравился? Почему? Рецензии на книгу «Мальчик в полосатой пижаме»

Узнать о существовании книги первоисточника после просмотра фильма для меня это классика. Скажу больше, так чаще и бывает. С бестселлерами зарубежных издательств я знаком плохо, не слежу за этими трендами. Поэтому читаю хиты намного позже пика их популярности. Или не читаю вообще. Период, когда просвещенная общественность охала и восхищалась романом «Мальчик в полосатой пижаме» за авторством Джона Бойна уже позади, хотя произведение вышло всего лишь в 2006 году. Да и фильм я посмотрел аж 6 лет назад, но вот воспоминания о нем были столь сильными, что про книгу я все-таки не забыл.



Произведение ирландского писателя Джона Бойна действительно всеобще признано успешным, вот хотя бы несколько рецензий от мировых сми:

  • «Иногда среди потока книг появляется та, что пробуждает чувства, тревожит ум и надолго застревает в памяти. „Мальчик в полосатой пижаме“ - именно такая книга».
    The Yorkshire Evening Post
  • «Очень просто и совершенно незабываемо. В этой книге нет никаких монстров и страшилищ, но настоящий ужас всегда прячется в обыденном».
    Ireland On Sunday
  • «Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла».
    The First Post
  • «Маленький шедевр».
    The Guardian
  • «Удивительная вещь, такая простая и такая легкая, она буквально разрывает душу».
    The Irish Times

Приплюсуйте к этому массу номинаций на международные награды, в том числе и British Book Award, а также перевод на более чем 50 языков по всему миру. Зная немного о сюжете книги и принимая в расчет озвученные регалии, можно подумать, что это действительно восхитительный роман. Но по-моему заслуги слишком преувеличены. Нет, книга действительно хорошая, история, рассказанная в ней, на самом деле трогает за душу, но хватит ли этого для того, чтобы стать классикой литературного жанра.

Сюжет и повествование

Хотелось бы вернуться к оценке издания The Guardian, которые назвали «Мальчик в полосатой пижаме» маленьким шедевром. Маленьким действительно, лично я не ожидал, что книга будет столь миниатюрной. Всего лишь несколько поездок в электричке, и вот она уже закончилась. Но шедевр ли это?

Следующее, что меня поразило после увиденного размера книги, так это формат повествования, который чаще всего представлял собой диалоги. А это означает, что данный роман представлен в виде истории, события которой развиваются очень быстро или же происходит залипание вокруг того или иного происшествия. В контексте «Мальчика в полосатой пижаме» с момента начала истории в Берлине до драматической развязки проходит лишь мгновение, и шансов читателю представить себя в обстановке главных героев просто никаких. Минимум описаний местности и ровно столько же в уровне понимания автора, что такое концентрационный лагерь.

Видимо, это какой-то отголосок новых поколений писателей, которые знать не знали про ужасы Второй мировой войны, но все-таки исторические сведения можно же было почитать. Хотя бы в пункте про режимность такого объекта, как концлагерь. Сидящий часами напролет у ограды мальчик ни разу не привлек ничьего внимания. Странно, не правда ли?

Собственно на нелогичности построен весь роман, и мне кажется, что сценарист снятого по мотивами книги Бойна фильма значительно лучше знает толк в своем ремесле по части передачи драматизма и трагичности описываемых событий. Конечно, легко так сравнивать, ведь картинка сильнее давит на восприятие человека, нежели черные буквы на белом фоне книжной страницы. Но как ни крути, в мире литературы столь много произведений, чей сюжет заставляет сердце просто-напросто замирать и читать снова-снова главу за главой, лишь бы добраться до разгадки. Но давайте про главный минус.

Герои романа

Если честно, мне ужасно хочется знать, какие обоснования были у рецензоров, когда они номинировали «Мальчика в полосатой пижаме» на более чем 20 наград? Любое произведение должно оцениваться по упоминающимся в нем героям. И чем сильнее персонажи, чем они харизматичнее и интереснее, тем больше шансов у книги стать хитом. Но здесь же мы не увидели ни единого раскрытого персонажа. В образах каждого остались белые пятна и недосказанности.

Но как умудрился роман с такими слабыми персонажами стать популярным, вот загадка.

Бруно

Главный провал произведения и причина большинства отрицательных отзывов, как мальчик из Берлина, учащийся в одной из школ нацистской Германии, где на «Гитлерюгенд» просто молились, мог абсолютно ничего не знать про нацистов, евреев, Гитлера, концлагеря, приветствие со вскинутой рукой? Неужели автор вот на этом самом моменте уже не задумался над абсурдностью своей истории? А дальнейшие нестыковки, связанные с Бруно, можно даже не обсуждать, ведь корень всех проблем я уже упомянул — авторская промашка.

Шмуэль

Как 9-летний ребенок умудрялся дни напролет просиживать у забора концлагеря, который должен регулярно обходиться охранными подразделениями? Плюс если он знал про дырку в ограде, то почему бы ему было не позвать своего отца и им вместе не сбежать из лагеря? Учитывая, насколько все в Аушвице были истощены, большинство бы спокойно пролезло через отходящую ограду. Если упитанный бюргерский сынок 9 лет от роду смог, то почему бы узникам концентрационного лагеря этого не сделать? Все-таки не зря существует версия, что Шмуэль просто-напросто отомстил своему германскому дружку, отведя того на верную смерть.

Папа и мама Бруно

Эпичные персонажи, которые решили привезти своих детей в дом, в нескольких метрах от которого расположен Аушвиц. Мама — абсолютно аморфная дама, без характера, которая могла вести себя надменно только с Бруно и прислугой. В остальном же ее поведение не вызывает симпатий. Против деспотии мужа она почти ничего не предпринимала, зато умело заигрывала с его помощником, который к слову очень нравился сестре Бруно. Про отца, который принял предложение стать комендантом концлагеря, думаю, и говорить ничего не стоит. Единственное, хотел бы отметить, что его характер абсолютно никак не раскрыт. Мотивы его фанатичной преданности Фюреру не поясняются, плохие взаимоотношения с родной матерью, бабушкой Бруно, затрагиваются лишь отчасти. А ведь такую подробность можно было бы развить куда шире, что помогло бы взглянуть на многих жителей Германии тех лет другими глазами. Узнать, почему одни так резко переключились на режим жестоких зомби, и какова была судьба тех, кто упрямился власти НСДАП.

Остальные герои

Второстепенных персонажей было на самом деле не мало, и в контексте данной истории они могли бы играть куда более важную роль, нежели им отвел автор. Это касается и прислуг в доме коменданта, и евреев, и немецких солдат, или хотя бы побольше рассказать нам о сестре Бруно. Но Бойн был непреклонен, сконцентрировав все свое внимание на двух мальчиках. Хотя вряд ли непродолжительные отступления могли как-то испортить произведение. Наоборот, обогатили бы его и сделали содержательнее.

Итог

Я ни в коем случае не могу и не хочу отговаривать от чтения «Мальчика в полосатой пижаме», наоборот, стоит прочесть. Я лишь хотел бы выразить свое мнение, что уровень самого произведения мягко говоря не соответствует тому шуму, что родился вокруг него. Мне понравились многие эпизоды романа, особенно часть забавных монологов Бруно. Но слишком уж быстро пролетела перед моими глазами столь перспективная история, что я бы в целом не отважился считать ее романом, а отнес бы в определенной степени к рассказу, новелле. Роман — это что-то более эпичное и масштабное.

Кстати я с удовольствием бы выслушал мнение читателей, кому произведение Джона Бойна крайне понравилось, ведь я совершенно не исключаю той возможности, что очень-очень-очень сильно заблуждаюсь в понимании данного литературного творения.

Джон Бойн "Мальчик в полосатой пижаме"

Аннотация:
Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация даёт читателю понять, о чём пойдёт речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему. Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждёт. Скажем лишь, что вас ждёт необычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращённая к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остаётся только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнётесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит.

Это достаточно короткая книга и очень прямая, поэтому рассказывая о ней, я не смогу не рассказать о сюжете. Предупреждаю, дальше будут спойлеры.

Однажды, не помню уже как, я узнала о фильме "Мальчик в полосатой пижаме", грустный фильм про мальчиков во время второй мировой. Фильм был скачен, и всё ждала нужного настроения, чтобы посмотреть. Настроение не приходило. Потом я узнала, что фильм снят по одноимённой книги Джона Бойна. Книга - это же лучше чем фильм! Книга была скачана и тут же прочитана. Надо сказать, что это не книга, скорее короткая повесть, или длинный рассказ.

Повествование ведётся от лица девятилетнего мальчика Бруно, который живёт в Берлине со своей семьей. Бруно наивен, в его мироощущении всё просто и логично. У него есть лучшие друзья, с которыми Бруно ходит в школу. Его отец военный в высоких чинах. Его семья живёт в огромном особняке и даёт приёмы. И вдруг, отца Бруно переводят служить в место под названием "Аушвысь", именно так произносит его мальчик. Место это глухое, других детей там нет, из взрослых только военные и Бруно начинает исследования новых мест. Однажды мальчик Бруно находит мальчика Шмуэля, только Шмуэль почему-то за забором и одет в полосатую пижаму. Мальчики знакомятся и много разговаривают. Бруно рассказывает про свою жизнь, Шмуэль про свою. И на этом контрасте хорошо видно на сколько мальчики отличаются. Бруно и Шмуэль встречаются почти каждый день и каждый день разговаривают, и наконец, становятся друзьями. Друзьями, которых разделяет забор.

Бруно видит не только Шмуэля. Через его детское, наивное и не замутнённое восприятие мы видим взаимоотношение между военными; мы видим как рушится семья этого мальчика.

Финал книги предсказуем, но от этого не становится легче. Напротив, до последнего надеешься, что всё обойдётся и это будет просто детская книга. Возникают мысли: "Но ведь так быть не должно!"... однако именно это окончание показывает нам, что мальчик Бруно на самом деле ничем не отличается от мальчика Шмуэля.

Книга про фашизм, про концлагерь. Но, благодаря чистоте Бруно, мы не видим натурализма этого ужасного места, а на душе всё равно скребут кошки, по тому что так быть не должно...

Книга про вторую мировую войну, но в ней нет ни сражений, ни ратных подвигов. Только быт... Ужасно, но мы начинаем забывать почему случилась вторая мировая, почему произошла Великая Отечественная. В остатке сухие строки и смутное представление: "война двух мировых военно-политических коалиций". И всё, и кажется, что это были просто идеологические разногласия. Книга "Мальчик в полосатой пижаме" безжалостно напоминает из-за чего всё произошло, почему половина мира ополчилась на фашистский режим.

А ещё эта книга даёт не информацию, а эмоции и ощущения. Настоящая книга...тяжёлая книга... Я считаю, что эта книга вакцина, против идей превосходства одних людей над другими.

"Мальчик в полосатой пижаме" стоит прочитать если:

  • Вам необходима прививка от нацизма.
  • Вы хотите знать и помнить против чего воевали люди во второй мировой войне.
  • Вы считаете, что советская и российская проза и культура однобоко отображает события второй мировой. Это хорошая возможность посмотреть, как к этим событиям относится ирландец Джон Бойн.
  • Вы любите книги с "послевкусием" и не боитесь тяжёлых книг.
"Мальчик в полосатой пижаме" не стоит читать если:
  • Вы слишком сентиментальны и впечатлительны и у Вас не будет нескольких дней, чтобы прийти в себя.

Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация дает читателю понять, о чем пойдет речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему. Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждет. Скажем лишь, что вас ждет не обычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак НЕ для девятилетних мальчиков, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит."Мальчик в полосатой пижаме" - притча о Холокосте, рассказанная Бруно, наивным и мало что еще понимающим мальчиком. Это крайне непривычный, небанальный и оттого особенно страшный ракурс на ужас 20 века. По роману только что снят фильм, съемки велись в Будапеште. В одной из главных ролей - английский актер Дэвид Тьюлис, которого российские зрители знают по роли Поля Верлена в драме Агнешки Холланд "Полное затмение" и Римуса Люпина в экранизациях "Гарри Поттера". Английский режиссер Марк Херман за свой предыдущий фильм "Оркестранты отложили свои трубы" в 1998 году получил французскую премию "Сезар" за лучший иностранный фильм. Премьера фильма запланирована на конец 2008 года.

«Мальчик в полосатой пижаме» - сюжет

История глазами девятилетнего немецкого мальчика - Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднелась ему из окна, где люди разгуливали в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга - еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны уехать обратно в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно решает помочь Шмуэлю разыскать отца. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.

Критика

Иногда среди потока книг появляется та, что пробуждает чувства, тревожит ум и надолго застревает в памяти. „Мальчик в полосатой пижаме“ - именно такая книга». The Yorkshire Evening Post

«Очень просто и совершенно незабываемо. В этой книги нет никаких монстров и страшилищ, но настоящий ужас всегда прячется в обыденном». Ireland On Sunday

«Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла». The First Post

«Маленький шедевр». The Guardian

«Удивительная вещь, такая простая и такая легкая, она буквально разрывает душу». The Irish Times

Рецензии

Рецензии на книгу «Мальчик в полосатой пижаме»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Кристина Борисова

Одна из самых запоминающихся

Помню, когда попалась на глаза эта книга я все думала, стоит ли мне её прочесть, немного поразмышляв, я все же её взяла.

С первых сраниц сюжет начинает захватывать.

Написано понятным языком, поэтому она будет интересна любому возрасту.

На протяжении всего прочтения, я ощущала огромный интерес и ожидание, чем же все это закончится.

И хоть читала я её очень давно, все ещё помню все мелочи и детали этого потрясающего произведения.

В общем, после прочтения оставляет приятный след в душе.

Полезная рецензия?

/

1 / 0

Диля Быкова

Сложно, очень сложно писать о книге, которая настолько сильно встряхнула чувства

Сложно, очень сложно писать о книге, которая настолько сильно встряхнула чувства. Тема второй мировой войны сама по себе всегда волновала меня. Возможно, потому что в бою погиб мой прадед, возможно, потому что для меня человеческая жизнь - наивысшая ценность, возможно, потому что война никого не оставляет безучастными. Даже детей. Детей, которые еще не успели пожить в этом мире, которые могли бы быть счастливыми и здоровыми, но война не пожалела даже их. Маленькие, невинные души... Они не знают, что такое вражда. Они открыты для дружбы и принимают друг друга безусловно.

Главный герой романа - восьмилетний мальчик, сын начальника концлагеря, который вместе с отцом и семьей переехал жить из Германии в Польшу. Волей судьбы он знакомится с еврейским мальчиком, который доживает свою короткую жизнь в концлагере. Детям сложно понять, почему все это происходит, почему они, два одинаковых мальчика вынуждены общаться через колючую проволоку. Но никакая ограда, никакие условности, никакие правила, никакие предрассудки не могут помешать их светлой, искренней дружбе. Они видят в себе исключительно сходство: в возрасте, во внешнем виде, в увлечениях, во взглядах на жизнь. Даже в жизненных ситуациях, которые происходят по разные стороны оград с каждым из них, они находят что-то такое, что еще лучше их сближает. Для них не существует национальности. Главная ценность для них - теплота человеческих отношений, дружба и взаимовыручка.

История заканчивается трагически. Оба мальчика оказываются в концлагере и принимают смерть, уготованную им фашистским режимом. Но даже в самые последние минуты они держатся за руки, потому что они лучшие друзья. Немец и еврей, две невинные души, так мало видевшие в жизни, но так глубоко познавшие истинные ценности.

Нет, вы не найдете в этой книге кровопролитных битв, буйства агрессивных эмоций, не увидите страшные смерти той войны. Но вы прочувствуете весь ужас где-то в глубине души. Тревога, нарастающая с первых страниц, превратится в молчаливый крик, разрывая сердце на части. "Мальчик в полосатой пижаме" - безумно трогательная книга о детской искренней дружбе и взрослой глупой ненависти.

У меня о книге сложилось двоякое впечатление, чтобы объяснить причину, я немного расскажу о содержании романа. Главный герой девятилетний немецкий мальчик Бруно, однажды его отца назначают комендантом концлагеря и вся семья — родители, сам Бруно, его сестра Гретель и вся их прислуга переезжают из чудесного Берлинского особняка в дом, стоящий напротив лагеря Аж-Высь (не понадобится много времени, чтобы догадаться, что речь идёт об Аушвице, Освенцим) . Бруно не понимает, куда они приехали, кто эти люди за оградой, одетые в одинаковые полосатые пижамы. Родители ему ничего не объясняют, да и вообще уделяют ему не слишком много внимания. Ему скучно и, исследуя территорию, он знакомится с мальчиком Шмуэлем, которого увидел по ту сторону ограды, у них завязывается дружба.

Итак, сначала о плохом — что мне не понравилось. Девятилетний герой с одной стороны воспитанный, но очень эгоистичный — думает только о себе и не умеет сочувствовать, не умеет слушать того, кого считает другом. Он читает книги, ходит в школу, но не знает, что идёт война, что такое концлагерь и ни разу не слышал про ненависть немцев к евреям? Я могу предположить, что от него скрывали правду, но он часто подслушивал беседы взрослых и не мог не слышать разговоры военных, которых на территории было в избытке. Эти противоречия, а также недалёкость Бруно, помешали мне проникнуться к нему симпатией.

В остальном, читается книга очень легко — часто повторяются определённые речевые обороты, но это лишь подчеркивает, что нам показывают, как воспринимает окружающее ребенок. Здесь нет зверств и издевательств, я ожидала более сильных эмоций. Но есть фразы — с первого взгляда наивные, но оттого они такие сильные, в них заключена истина, не обрамленная ложью взрослых.

Так в чем же разница между людьми за оградой и военными? — спрашивал себя Бруно. И кто решает, кому надевать полосатые пижамы, а кому красивую форму?

Что ещё заставляет задуматься? Намёки. Нам очень тонко показывают жестокость — серый цвет лица, истощённость, синяки Шмуэля. А вместе с этим и неимоверную силу воли — ведь маленький заключенный не жалуется, он очень стойко переносит страдания.

Каждый должен сам составить мнение об этом произведении. Роман полон исторических неточностей, но он напоминает нам, что за всё в жизни придётся платить, совершённое зло не окажется безнаказанным. По крайней мере, хочется в это надеяться. А ещё, очень страшно, когда для людей становятся привычными вещи, поражающие своей жестокостью.

Актеры дубляжа Константин Ефимов , Влад Мурох , Артем Веселов , еще Композитор Джеймс Хорнер Монтаж Майкл Эллис Оператор Бенуа Деломм Переводчик Дмитрий Усачев Режиссер дубляжа Игорь Ефимов Сценаристы Марк Херман , Джон Бойн Художники Мартин Чайлдс , Род МакЛин , Разван Раду , еще

Знаете ли вы, что

  • В основу картины был положен сюжет одноименного труда писателя Бойна.
  • Фильм был снят на территории Будапешта.

Ошибки в фильме

  • В эпизоде, где показаны похороны бабушки, мать немецкого мальчика сначала стоит возле левой руки отца, но в следующем кадре, когда женщина убирает с гроба фашистскую открытку, ее показывают уже справа.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Маленький немецкий мальчик, сын высокопоставленного нацистского офицера, вместе с семьей переезжает на новое место после назначения отца на особую должность. Там, прямо возле дома, он видит необычную ферму, в которой все люди почему-то ходят в пижамах с номерами. Еще странные крестьяне частенько сжигают одежду в огромных печах, из труб которых поднимается черный зловонный дым.

Дочь чиновника, несмотря на свой юный возраст, активно поддерживает идею нацистов, но все прочие члены его семьи, включая жену, с трудом мирятся с жизнью вблизи от концентрационного лагеря, узники которого уничтожаются в газовых камерах.

Ничего не понимающий мальчик однажды сводит знакомство со своим ровесником-евреем, вроде бы счастливо живущим на «ферме». Когда-то он увидел у отца фильм про жизнь в таких местах, где все заключенные проводят время легко и весело, играя в футбол и даже прогуливаясь по кафе.

Когда мать маленького немца не выдерживает морального груза и решает уехать, оставив мужа в одиночестве, он сбегает из дома и, выкопав лаз под тюремным забором, перебирается к другу. Переодевшись в робу, вместе со своим товарищем он отправляется на поиски его пропавшего на новой работе отца. Внезапно военные начинают гнать людей в какой-то душ. Не понимая, что за дверью скрывается газовая камера, взявшись за руки, ребята входят в жуткое помещение, где погибают вместе с другими пленными.

Поднятые в ружье немецкие солдаты под руководством своего начальник обыскивают лагерь, но в результате родители беглеца понимают, какую цену они заплатили за эту войну.