Магия японской уборки кон мари. Уборка по методу конмари, мой опыт

Метод КонМари прост. Это остроумный и эффективный способ победить захламленность навсегда. Начните с избавления от мусора. Затем организуйте свое пространство – тщательно, полностью, за один раз. Если вы возьмете на вооружение эту стратегию, то больше никогда не вернетесь к захламленности.

Хотя этот подход противоречит общепринятому мнению, каждый, кто применяет метод КонМари целиком и полностью, с успехом поддерживает порядок в своем доме – причем с неожиданными результатами. Приведение дома в порядок позитивно воздействует на все остальные аспекты жизни – включая работу и семью. Посвятив более 80 процентов своей жизни этой теме, я знаю , что уборка может преобразить и вашу жизнь.

Вам по-прежнему кажется, что это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Если ваше представление об уборке состоит в том, что нужно избавляться от одного ненужного предмета в день или понемногу убирать свою комнату, тогда вы правы. Это вряд ли сколько-нибудь серьезно повлияет на вашу жизнь. Однако если вы измените свой подход, то уборка может оказать поистине неизмеримое воздействие. В сущности, это и означает – привести ваш дом в порядок.

Я начала читать журналы для домохозяек с тех пор, как мне исполнилось пять лет, и именно это вдохновило меня, начиная с пятнадцатилетнего возраста, всерьез заняться поиском идеального способа уборки. Что, в свою очередь, привело к созданию Метода КонМари (КонМари – это мой псевдоним, сложенный из первого слога моей фамилии и имени). Теперь я стала консультантом и провожу бо́льшую часть своего времени, приезжая в дома и офисы, давая практические советы людям, которые считают уборку трудным делом, которые убирают, но страдают от эффекта обратного действия или которые хотят заняться уборкой, но не знают, с чего начать.

Наводя порядок в доме, вы наводите порядок и в жизни.

Количество вещей, выброшенных моими клиентами, – от предметов одежды и белья до фотографий, ручек, вырезок из журналов и пробной косметики – наверняка уже перевалило за миллион единиц. Это не преувеличение. Мне случалось помогать отдельным клиентам, которые за один раз выбрасывали по двести 45-литровых пакетов с мусором.

В результате исследования искусства упорядочивания и моего обширного опыта в помощи неорганизованным людям, желающим стать чистюлями, появилось одно убеждение, которое я могу высказать с абсолютной уверенностью: существенная реорганизация дома вызывает столь же существенные перемены в образе жизни и мировоззрении. Она трансформирует жизнь. Я не шучу. Вот лишь несколько свидетельств из тех, которые я ежедневно получаю от бывших клиентов.

«Окончив ваши курсы, я ушла со своей работы, открыла собственный бизнес и теперь занимаюсь тем, чем мечтала заниматься с тех пор, как была ребенком».

«Ваш курс помог мне понять, что мне по-настоящему нужно, а что нет. Поэтому я подала на развод. Теперь я чувствую себя намного счастливее».

«Недавно со мной связался человек, с которым я давно хотела познакомиться».

«Рада сообщить, что после того, как я вычистила свою квартиру, мне удалось существенно увеличить продажи».

«Между мной и мужем возникло гораздо большее взаимопонимание».

«Я с изумлением обнаружила, что, выбросив некоторые вещи, во многом изменилась сама».

«Мне наконец-то удалось сбросить три килограмма».

Мои клиенты просто светятся от счастья, и результаты показывают, что уборка изменила их способ мышления и подход к жизни. В сущности, она изменила их будущее. Почему? Более подробный ответ на этот вопрос дается на протяжении всей книги; но, если в двух словах, приводя свой дом в порядок, человек приводит в порядок свои дела и свое прошлое. В результате он вполне отчетливо понимает, что ему нужно в жизни, а что не нужно, чем сто́ит заниматься, а чем не сто́ит.

В настоящее время я предлагаю курс занятий для клиентов у них на дому, а для владельцев компаний – в их офисах. Все это частные уроки, проходящие один на один с клиентом, но от желающих нет отбоя. В настоящее время мой список ожидания растянулся уже на три месяца, и я ежедневно получаю запросы от людей, рекомендованных мне бывшими клиентами или наслышанных о моем курсе от кого-то другого. Я езжу по Японии из конца в конец, а иногда бываю и за границей. Билеты на одну из моих публичных лекций для домохозяек и матерей были полностью распроданы за один вечер. Был составлен не только лист ожидания на случай отказа от занятий, но и список желающих просто попасть на лист ожидания. Однако количество повторных обращений ко мне равно нулю. С точки зрения бизнеса это может показаться фатальным недостатком. Но что, если отсутствие повторных обращений в действительности является секретом эффективности моего подхода?

Как я уже сказала в самом начале, люди, которые пользуются методом КонМари, больше никогда не захламляют свои жилища и офисы. Поскольку они способны поддерживать порядок в своем пространстве, нет необходимости повторно приходить на занятия. Время от времени я связываюсь с людьми, окончившими мои курсы, и узнаю, как у них дела. Почти во всех случаях их дом или офис по-прежнему пребывает в порядке; мало того, они еще и продолжают совершенствовать свое пространство. По присылаемым ими фотографиям видно, что теперь у них еще меньше вещей, чем было, когда они оканчивали мой курс, и что они приобрели новые занавески и мебель. Они окружены только теми вещами, которые по-настоящему любят.

Почему этот курс преображает людей? Потому что мой подход – не просто технический метод. Акт уборки – это ряд простых действий, в ходе которых объекты передвигаются с одного места на другое. Он подразумевает перемещение вещей на те места, где им надлежит быть. Кажется, всё настолько просто, что это должен быть способен сделать даже шестилетний ребенок. Однако большинство людей с задачей не справляются. Вскоре после уборки их пространство вновь превращается в хаотический беспорядок. Причина тому – не отсутствие навыков, но скорее отсутствие осознания и неспособность убираться эффективно. Иными словами, корень проблемы находится в мышлении. Успех на 90 процентов зависит от нашего мысленного настроя. Если исключить из общего числа людей немногочисленных счастливчиков, для которых упорядочивание – естественный процесс, у всех остальных, если мы не занимаемся этим аспектом прицельно, эффект обратного действия неизбежен, и неважно, насколько много вещей выброшено или насколько разумно упорядочены остальные.

Так каким же образом обрести этот правильный мысленный настрой? Для этого существует лишь один способ, и, как ни парадоксально, этот способ – обзавестись правильным методом. Запомните: Метод КонМари, который я описываю в этой книге, – это не просто набор правил сортировки, упорядочивания и хранения. Это руководство по обретению правильного мысленного настроя для создания порядка и становлению вас как аккуратного человека.

1. «Прежде чем начинать уборку, взгляните на образ жизни, к которому вы стремитесь, и спросите себя: «Зачем мне нужно провести уборку?».

А действительно - зачем? Даже если я когда-нибудь задавала себе такой вопрос раньше, ответ на него звучал, как «чтобы не было стыдно перед гостями» или «просто нужно и все». Стоит ли удивляться, что вначале я не придала ему особого значения, даже читая книгу Мари Кондо «Магическая уборка» , в первую очередь на своих носках и колготах протестировав ее необычные советы по складыванию вещей.

И вот однажды, впопыхах собираясь куда-то с утра пораньше, думая при этом о чем-то другом, я открыла ящик комода, чтобы как обычно быстро схватить оттуда нужную вещь и бежать дальше, как вдруг замерла, увидев там еще непривычные глазу аккуратно расставленные по цветам свои чулочно-носочные изделия.

Мысли тут же испарились из моей головы, у меня пропало желание спешить, и я чудесным образом попала в свое «здесь и сейчас», заодно поймав инсайт: так вот для чего я хочу убрать свой дом! Чтобы, будучи дома, по максимуму пребывать в нем в настоящем моменте и получать от этого удовольствие! Это было подобно тому, как если бы я решила для себя, зачем хочу стать богатой, или родить ребенка, или объехать весь мир… Уборка дома тут же обрела для меня важный смысл и показалась не таким уж неосуществимым мероприятием.

2. «Нам следует выбирать, что мы хотим сохранить, а не то, от чего мы хотим избавиться… Наилучший критерий для выбора, что сохранить, а что выбросить, - это дать ответ на вопрос, сделает ли сохранение данного предмета тебя счастливым, подарит ли он тебе радость».

Раньше я все делала наоборот: в первую очередь думала, что мне нужно выбросить во время уборки, и, как правило, под мою горячую руку попадало только что-то сломанное, прохудившееся, испорченное, в лучшем случае - не использующееся мною в течение продолжительного времени. Единственным исключением была одежда - при ее разборе я, конечно, спрашивала себя, нравится мне та или иная вещь, или нет. Но если честно, во мне этот вопрос на самом деле звучал как «выгляжу ли я для других в этой одежде красиво или не очень?». Стоит ли говорить, что при таком подходе к уборке дома я обычно мало что выбрасывала, годами накапливая у себя все еще добротный и время от времени используемый хлам.

Именно поэтому совет Мари Кондо отобрать те вещи, которые делают меня счастливой (заодно разобравшись с тем, что подвигло меня когда-то приобрести-принять в подарок ту или иную не радующую меня вещь), а все остальное - выбросить, буквально «сделал» мою уборку дома (и заодно помог разобраться с некоторыми своими проблемами и отношениями).

Чтобы процесс перезагрузки моей жизни во время уборки шел еще интенсивней, при разборе некоторых вещей я задавала себе также такие вопросы:

  • Вдохновляет ли меня эта вещь становиться лучше?
  • Чувствую ли я себя в ней той самой, какой я только лишь хотела бы стать?
  • Пробуждает ли/усиливает ли эта вещь мою любовь к себе?
  • Поднимает ли она мою самооценку, мое самоуважение?
  • Помогла бы она мне решиться на то, что прежде я еще не делала?
  • Могу ли я чувствовать себя в ней расслабленно?
  • Являюсь ли я собой, когда пользуюсь ею?
  • Позволяет ли она мне полнее проживать свою жизнь?

3. «Разбираясь всего с одной категорий в пределах одного промежутка времени, вы ускоряете процесс уборки».

В детстве родители просили меня - «приберись в своей комнате/на своем рабочем месте - сделай уборку в кухне/в ванной/кладовке/в прихожей». Так я всегда делала и в своем доме. Может, поэтому моя уборка никогда не заканчивалась, учитывая то, что вещи из каждой категории - одежда, книги, журналы, косметика и прочие, у меня, как, наверное, у большинства людей, обычно были «размазаны» почти по всем помещениям дома. А ведь прибраться в той или иной комнате означает привести в порядок именно находящиеся там предметы, что просто невозможно сделать по-настоящему, если мы не видим полной картины по той или иной категории вещей.

Когда я собрала всю свою одежду, имеющуюся в доме, свалив ее на свой диван, то впервые с ужасом поняла, сколько всего у меня лишнего!

Про какие-то свои вещи я уже даже не помнила, про что-то специально старалась не вспоминать, некоторые из них дублировали друг друга… Стоит ли говорить, что в тот вечер я с легкостью навела в них настоящий порядок, в итоге оставив всего один ящик радующих меня вещей!

То же самое я проделала позже со всеми остальными категориями вещей, которые Мари Кондо рекомендует разбирать в строго определенном порядке: одежда, белье, сумки, обувь, книги, документы, комоно (разное) и, наконец, сентиментальные вещи.

4. «Если у вас мало пространства, а его всегда должно быть достаточно, попробуйте ставить вещи вертикально. Вы обнаружите, что это разрешает большинство проблем».

Вертикальное хранение для всего - носков и продуктов, коробок со скрепками и ноутбука, документов и обуви, постельного белья и косметики, оказалось для меня поистине революционной идеей! Основных преимуществ у такого способа хранения три. Во-первых, сложенные таким образом вещи всегда имеют границы, очерченные стенками ящика, шкафа, коробки или стойки, которые становятся прекрасным ограничителем для появления в доме лишних вещей.

Во-вторых, поставленные на попа вещи, подобно корешкам книг, всегда открывают хороший обзор для выбора нужного предмета. И, наконец, в-третьих, сами вещи при таком способе хранения хранятся лучше, так как на них не оказывают давление сложенные поверх них другие вещи, касается дело одежды, постельного белья, бумаг или журналов. Поэтому даже документы теперь я храню в вертикально поставленном портфеле с файлами - для ценных бумаг и в отдельном файле - для паспортов, дипломов и свидетельств.

5. «Вы можете разрешить свои проблемы с хранением с помощью тех вещей, которые уже есть в доме».

На мой взгляд, этот совет - просто гениален! Действительно, все, что мне нужно для хранения - уже есть в моем доме. Сумки можно хранить в однотипных сумках побольше, ручками наружу. Для хранения дополнительных предметов (шарфов, шапок, перчаток, платков) я использую прозрачный чехол из-под подушки (это мое личное ноу-хау), а для всего остального Мари советует использовать… обыкновенные коробки из-под обуви, а также их крышки! Это оказалось настолько удобно, что сейчас в них у меня хранятся и лекарства, и набор для починки одежды, и предметы для ухода за животными, и детские носки-трусы, и сентиментальные вещи.

Для хранения своего собственного белья, каюсь, уже после рахламления я не удержалась и купила специальные органайзеры. Выглядят они, конечно, красиво: у каждой вещи есть свой «домик», но коробки из-под обуви, которые я использовала на начальном этапе, на самом деле, были гораздо удобнее:)

6. «Правильный порядок - размещать одежду более светлых тонов в передней части ящика и постепенно переходить к более темным цветам в его задней части».

А еще вешать одежду на плечики, ранжируя ее от более длинных, темных, сшитых из более плотной ткани к более коротким, светлым, легким изделиям - слева направо. Тогда одежда в шкафу будет ощущаться как будто взлетающей, наполняя сердце своего хозяина энергией и легкостью. Вот такой психологический фокус!

Хотя честно скажу, четко последовать этому совету лично мне оказалось сложно, так как в одной кладовке у меня одновременно висит и светлая верхняя одежда, и темные воздушные платья. Тем более что Мари также рекомендует развешивать одежду в соответствии с категориями - пиджаки с пиджаками, юбки с юбками, и так далее. Но зато в своем ящике комода, где у меня хранится вся моя одежда, которую можно не вешать на плечики, я отрываюсь по полной! Cлева - все темное, из тяжелых тканей, сложенное в крупные прямоугольники, а справа все более светлое, легкое, в коротких прямоугольниках. Хотя это и противоречит совету Мари о размещении вещей в ящике комода, меня мой способ хранения действительно радует и наполняет энергией каждый раз, когда я туда заглядываю, а ведь это в методе конмари самый главный критерий «правильности».

7. «…хранение должно снижать объем усилий, необходимых, чтобы класть вещи на места, а не усилий, необходимых для того, чтобы доставать их».

Долгое время этот совет представлял для меня настоящий дзэнский коан. Хотя суть его проста и очевидна - если класть вещи не туда, откуда их удобно взять, а туда, куда их проще всего положить на хранение, постоянный порядок в доме будет обеспечен!

Для этого у вещей каждого члена семьи или в случае, если человек живет один, у каждой категории его вещей в доме должно быть одно-единственное место для хранения. Например, нечего каждый раз думать - куда положить журнал, где когда-нибудь вы захотите его полистать. Как и все журналы, а в идеале как все вещи, сделанные из бумаги, он должен лежать в одном месте с ними. Поверьте, если вы захотите взять его в руки, то не поленитесь пройти три шага до нужной полки.

8. «Исключив избыточную визуальную информацию, которая не вызывает радости, вы сможете сделать свое пространство гораздо более спокойным и комфортным».

Как я узнала позже, проблема устранения информационного шума в доме уже не раз поднималась и обсуждалась на просторах интернета, но лично я впервые прочла о ней именно у Мари Кондо. Хочу сказать, что достаточно долго я обдумывала идею создания в доме визуальной тишины, прислушиваясь к себе каждый раз, когда подходила к своим пестрящим этикетками бутылям с бытовой химией и тюбикам с косметикой. А одним прекрасным вечером я собрала их все вместе и ободрала всю информационную мишуру с их упаковок, оставив на некоторых из них лишь оборотные подписи мелким шрифтом о составе и способе применения того или иного средства. Знали бы вы, с каким облегчением я сразу же после этого вздохнула! С тех пор у меня окончательно пропало желание вестись на рекламу и бренды, а вместо этого я стала лучше вчитываться в состав того, что потребляю.

Вот такие я выделила нехитрые и в то же время трансформационные советы по уборке дома, которые помогли мне привести свой дом в порядок раз и навсегда, хотя не всем ним я еще следую идеально четко. А какие из них показались вам самыми интересными?

ФОТО Getty Images

Многие из нас посвящают весенние выходные уборке дома. Весна настраивает на «перезагрузку», хочется сбросить весь балласт, накопленный за темные зимние месяцы, впустить в квартиру воздух, вдохнуть полной грудью. Но часто уборка, начатая рано утром, почти не продвигается до самого вечера. Мы устаем, раздражаемся, чувствуем недовольство собой и отправляемся спать, задаваясь одним вопросом: «Чем же я занимался весь день?»

1. Уберите все одним махом

Не верьте советам о постепенной уборке помещения. Убирайте понемногу каждый день – и будете убирать вечно. «Изменить привычки в области стиля жизни, приобретенные на протяжении многих лет, бывает крайне трудно. Если вы до сих пор не преуспели в сохранении порядка, то вскоре обнаружите, что почти невозможно приучить себя убирать понемногу. Большая уборка дает видимые результаты. Уборка никогда не лжет. Если убирать одним махом, а не постепенно, то можно навсегда изменить свое мышление и жизненные привычки. Этот подход – ключ к предотвращению эффекта обратного действия. Убираясь одним махом, вы будете видеть результаты и чувствовать воздействия своих усилий», – советует Мари Кондо 1 .

2. Не позволяйте родным подглядывать

Убирайтесь, если это возможно, в одиночестве. И ни в коем случае не показывайте мужу, сестре или матери мешки с вещами, которые вы будете выбрасывать. «Если это возможно, вынесите мешки с мусором самостоятельно, – пишет Мари Кондо. – Нет необходимости давать вашим родным знать, что именно вы собираетесь выбрасывать. Дело не в том, что вам есть чего стыдиться. В уборке нет ничего плохого. Однако зрелище того, что выбрасывают их дети, это сильнейший стресс для родителей. Сам объем мусорной кучи может вызвать у них тревогу, заставляя задуматься, смогут ли дети прожить с тем, что у них осталось. В подавляющем большинстве случаев именно матери «спасают» вещи, выброшенные дочерьми. Однако они редко носят одежду, которую забирают».

3. Одна категория – за один раз

У большинства людей предметы, которые попадают под одну категорию (например, одежда), хранятся в двух или более местах, разбросанных по всему дому. Именно поэтому принцип уборки «сначала спальня, потом гостиная, потом кухня» не работает. «Скажем, к примеру, вы начинаете с платяного шкафа в комнате или комода, – описывает ситуацию Мари. – После того как вы закончите сортировать и выбрасывать то, что хранится в нем, вы непременно наткнетесь на одежду, которую держали в другом шкафу, или наброшенную на кресло в гостиной. Вам придется повторить все усилия, а это может убить мотивацию». Вместо этого можно разбирать по одной категории вещей за один раз. Например, соберите всю одежду в доме и положите ее на пол в гостиной. Вытащите все из мешка с грязными вещами, шкафа с прихожей, ящиков с сезонными и пляжными костюмами. А затем берите каждую вещь в руки и спрашивайте себя: «Доставляет ли это мне радость?» Если эта вещь делает вас счастливой, оставляйте ее. Если же это платье никаких эмоций у вас не вызывает, то от него не жалко избавиться. С большой вероятностью вы и носили его всего один раз, и то несколько лет назад.

4. Безжалостно избавляйтесь от документов

Документ документу рознь – уверена Мари Кондо. А это значит, что все бумаги в доме нужно для начала рассортировать на две кучи. Первая – это те документы, которые точно остаются. Это страховки, трудовые договоры и договоры по сдаче и найму квартиры, свидетельства о рождении и собственности и прочие документы, имеющие важную жизненную ценность. А вторая стопка – это документы, с которыми надо разобраться. Из нее точно отправляются в мусор инструкции по использованию техники (к гарантиям это не относится, они должны быть в первой стопке). А также старые счеты, выписки с кредитной карты, старые чеки, билеты и купоны на скидку, которые давно просрочены. И постарайтесь не хранить бумаги горизонтально. Лучше приобретите для них жесткие вертикальные папки – так они не смогут вернуться к своему первоначальному хаотическому состоянию.

5. Сначала выбросите, а потом наводите порядок

Большая ошибка, которую мы совершаем во время уборки – одновременно убираться и избавляться от ненужных вещей. Самый эффективный и быстрый способ уборки – это сначала избавиться от ненужного, а уже после решать, куда и как положить оставшиеся вещи. И выносите мешок с мусором сразу, как только он будет заполнен. Это не позволит вам «дать слабину» и в последний момент вытащить из него и оставить в доме что-то ненужное.

1 Подробнее см. в книге М. Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» (Эксмо, 2016).

Метод КонМари: уборка шкафа по японски – это часть системы наведения порядка не только в шкафу, но и в жизни. Придуман этот метод японкой Мари Кондо и назван в честь нее по первым буквам ее имени. Ее революционный способ уборки очень быстро захватил весь мир под лозунгом «Вы хотите больше никогда в жизни не делать генеральную уборку?» Он наполнен японской философией, «живым» отношением к вещам, общением со Вселенной.

Главной нитью, протянувшейся сквозь весь метод, является осознание того, что окружающие нас вещи должны нас радовать, нести только положительный настрой. Отличается от других алгоритмов наведения порядка (например, от системы флайледи) тем, что предлагается один раз разобрать от хлама ваш шкаф, а потом только поддерживать порядок.

Масштаб «трагедии»

По методу КонМари нужно за один раз разобрать всю одежду одного человека. Вот совсем всю – начиная от белья и заканчивая пуховиком. Собираем все предметы гардероба в одном месте, проверив все места, где они может находиться. Процесс этот довольно личный и лучше его проводить в одиночестве. Еще Мари советует начинать разбор вещей как можно раньше, чтобы управиться за один день.

  • одежда, которую нужно хранить на вешалках – жакеты, юбки, брюки, костюмы, пальто и т.д.;
  • футболки, топы, толстовки, джемперы;
  • нижнее белье;
  • носки и колготки;
  • специальная одежда – купальники, спортивная форма;
  • обувь;
  • сумки;
  • аксессуары – шарфы, шапки, ремни и т.д.

Избавляемся от ненужного

Теперь, следуя методу, надо «протестировать» каждый предмет гардероба на положительные эмоции. Нужно взять каждую вещь в руки и понять, доставляет она радость или нет. Таким образом определяем, что оставить, а не что выбросить. Расплывчатый критерий, не правда ли? Ну чем может порадовать, например, носок. Оказывается, может. Хотя бы тем, что он красивого цвета и не дырявый. Конечно с некоторыми предметами гардероба может возникнуть сложность. Классический тренч может радости и не доставлять, но он вроде как быть должен. В таком случае Мари рекомендует спросить саму себя – готова ли я еще раз надеть это на себя. Если да – оставляем. Если засомневались хоть на долю секунды – однозначно вещь выбрасываем.

Мари считает, что у каждой вещи своя функция, и прежде чем выбросить или отдать, надо поблагодарить ее за службу. К примеру, если вещь вам не подходит, значит ее функция была научить вас не покупать больше подобное — такого же фасона или цвета.

Главное правило системы КонМари: нельзя переводить в разряд одежды для дома ту, которую вы уже не наденете на работу или «в люди» (футболки – исключение). Во-первых, потому, что в итоге гора домашнего обязательно вырастет, а носиться она не будет. А во-вторых, по мнению Мари – те вещи, что мы носим дома, влияют на наше представление о себе.

Возможно, не все готовы сразу выкинуть хорошие крепкие вещи. Тогда предлагается более мягкий вариант системы. Те предметы гардероба, которые не вызвали положительных эмоций – разложить по коробкам и предложить родственникам или отдать нуждающимся.

По системе запрещено навязывать близким то, что вы хотите им отдать. Возможно, ваша мама или подруга возьмет предлагаемую вещичку, потому что ей будет неудобно отказаться. Но она окажется неподходящей, будет лежать без дела и создавать проблему уже им. Оставлять для близких нужно исключительно то, что подойдет им стопроцентно.

Мари Кондо пишет, что обычно люди избавляются от четверти, а то и трети гардероба. Уходят вещи, купленные на случай, который так и не наступил; подаренные, которые по какой-то причине не нравятся; купленные на распродажах, которые не идут вам, но жаль потраченных денег.

Достаточно ли вам будет оставшегося или надо будет что-то приобрести дополнительно, вы поймете интуитивно. Как пишет Мари, в вашей голове что-то должно щелкнуть.

Правильное хранение одежды

Когда осталось только нужное, приступаем к организации хранения. Существуют два способа хранения: на вешалках и на полках или в ящиках. Мари Кондо предлагает в основном использовать для хранения второй способ, только вещи хранить не горизонтальных стопках, а в вертикальном положении. Советует она это по нескольким причинам:

  • экономия занимаемого места;
  • когда все вещи сложены и заполнили собой ящик от стенки до стенки, вы лишний раз зададите себе вопрос, а нужно ли приобретать очередную хотелку, если складывать ее некуда;
  • каждый раз, когда мы прикасаемся к предметам гардероба, складывая их, мы наделяем их своей положительной энергетикой.

Чтобы одежда могла храниться вертикально, ее нужно правильно сложить. Каждый предмет нужно свернуть в маленький прямоугольник или скрутить в рулончик – как японские роллы. В прямоугольники складываем топы, футболки, шорты, джинсы, белье. В рулончики сворачиваем носки и колготки. Научиться складывать вещи по методу КонМари можно по схематичным рисункам или посмотреть ролики на YouTube. Количество сложений рассчитывается так: высота поставленного не ребро прямоугольника или рулона не должна превышать высоту стенки ящика или коробки для одежды.

После этого расставляем сложенные и скрученные вещи рядами по категориям (носки к носкам, трусики к трусикам, свитера к свитерам и т.д.). При такой раскладке есть два преимущества: первое — можно легко найти нужное, потому что на виду, и второе – доставая что-то одно, прочее остается в исходном положении. На вопрос сильно ли мнется одежда, хранимая таким способом, Мари отвечает, что не сильно. Сложенная вертикально, она мнется намного меньше, чем брошенная просто так или лежащая привычной стопкой.

Мари советует не приобретать пишет специальные приспособления для хранения. Можно обходиться подручными предметами – пластиковыми разделителями, коробками от обуви или бумаги, пластиковыми корзинами.

Развешиваем оставшиеся вещи

Помимо складывания одежды, Мари также дает рекомендации по развешиванию – костюмов, платьев, блузок, курток и плащей.

Главное правило: развешивать ее нужно также по видам – блузки к блузкам, брюки к брюкам. Более длинные и тяжелые предметы гардероба будут находиться слева, а более легкие и короткие – с правой стороны. Получится, будто бы вещи визуально поднимаются слева направо. Мари пишет, что предметы гардероба, расположенные таким способом, наполнят ваше жилище положительной энергией и дают легкость и комфорт.

Не сезонную одежду не убираем

Мари Кондо считает, что убирать на хранение не сезонную одежду не нужно. Но для России этот совет не очень подходит, как мне кажется. У нас слишком большой перепад температур по сезонам. Зимой нам вряд ли пригодятся шорты, а летом точно не будем надевать пуховик.

Сумки

Система КонМари действительно помогает навести порядок в своем шкафу, нужно только решиться претворить ее в жизнь. И самое главное – после стирки и глажки сразу возвращать все по своим местам. Тогда ваш шкаф будет образцом японского порядка и минимализма и скорее всего вам захочется действовать по этому методу и дальше.

Сегодня я расскажу о своем опыте приведения дома в порядок по методу Конмари. Этот метод, придуманный японкой Мари Кондо, стал популярным в Японии и по всему миру вполне заслуженно. Он переворачивает сознание, а следование его основным принципам помогает в наведении порядка не только дома, но и в собственной жизни.

Избавляемся от ненужного

Основное отличие метода Конмари от широко известных методов уборки (например, тех же принципов флайледи) заключается в том, что автор делает упор не столько на методах регулярного очищения квартиры и упорядочивания вещей (хотя информация по хранению тоже есть), сколько на том, как избавиться от всего ненужного, произвести расхламление жилья, разгрузить его, оставив там только то, что доставляет человеку радость.

Такую уборку нужно произвести всего раз, а в дальнейшем требуется только возвращать вещи на свои места и, как правило, если все сделать верно, это получается без труда.

То есть уборка это не про мытье полов и вытирание пыли, это не сортировка и придумывание как все сохранить на минимальном пространстве, это все вторично, в первую очередь уборка - это действо, праздник, который становится новой ступенькой в вашей жизни. При этом, не имеет значения неряшливы вы по своей природе, или аккуратны, метод работает для всех.

И самый значительный шаг, который нужно сделать в первую очередь - это избавиться от того, что вам не нужно. А уже потом все остальное. Это основа.

Но не буду вас томить, перейду к основным этапам метода Конмари, а также тому, что получилось на практике у меня.

Одежда

Итак, Мари Кондо советует не убирать отдельно комнату одну за другой, а убирать вещи одного типа единоразово. И начать следует с одежды.

Вся одежда, которая у вас есть должна оказаться в одном месте, это важно. Вы должны видеть ее всю и вещь за вещью принимать решение оставить ее или нет. И вот тут самый интересный момент. Нужно оставлять только ту одежду, которая вызывает у вас радость. Можно ее примерить, чтобы разобраться лучше. Нельзя оставлять то, что вы не будете носить, на всякий случай, а вдруг пригодится и т д. Нельзя. Остается только та одежда, которая заставляет сердце биться.

Расплывчатый критерий, правда?

Признаюсь честно, это было самое сложное для меня. Я раньше делала ревизию одежды примерно раз в год, но по другому принципу. И, в итоге, я все равно оставляла кучу вещей, которые в дальнейшем просто лежали на полках. В этот раз я решила стать более радикальной, но чтобы не резать по живому, я просто сложила одежду, которая еще в хорошем состоянии, но которая не заставляет сердце биться, в большой ящик (чтобы носить у родителей в гостях, либо отдать).

Это не совсем правильно, правильнее было бы избавиться от всего, что не нужно сразу, но, как я уже сказала, с вещами это оказалось сложнее, чем я думала, поэтому метод для себя я немного деформировала. В любом случае, как итог, на моих полках оказались лишь вещи, которые мне нравятся. А к этому мы и стремились.

Мари Кондо советует складывать одежду не так, как многие привыкли это делать, то есть стопочками, а вертикально. Но этот момент заслуживает более детального пояснения, поэтому подробно расскажу о нем отдельно.

Книги, журналы

Оставить только те, которые заставляют сердце биться. Опять та же интересная формулировка. Это не касается профессиональной литературы, но остальную я перебрала основательно.

Все книги и периодику, как и в случае с одеждой, нужно достать с полок и разложить перед собой, затем каждую взять в руки и принять решение. Работает это только так. Когда книги стоят на полке, сделать выбор очень сложно или почти невозможно. Читать и листать их при этом не стоит, понять нужно просто взяв в руки, нужна вам эта книга или нет.

Лично я оставила книжки по психологии, которые читаю и перечитываю, пособия для занятий пилатесом и йогой, все что связано с фитнесом и тренировками, книжки по рисованию, руководства по шитью, несколько художественных книг и необходимые мне справочники. При этом все, что удалось найти и скачать в интернете на айпад, я скачала и со спокойной совестью бумажные варианты отдала. Вообще, в наш век стремительно развивающихся технологий, действительно не обязательно хранить огромные тома из книг, которые когда-то прочел или собирался прочесть, но уже 10 лет не получалось. Если эта книга есть у меня в айпаде, я ее прочитаю с большей вероятностью, как показывает практика.

Однако, некоторые книги все равно мне приятней читать в бумажном виде, приятней и удобней смотреть текст и рисунки на бумаге, более тонко создается атмосфера при чтении. Но, согласитесь, таких книг не очень много. А раньше сама мысль, что что-то может пропасть из моей священной библиотеки, уже повергала меня в уныние. Самое смешное, что после того, как я разобралась с книгами, мне действительно стало легче и проще. Стало меньше этого информационного шума вокруг, я сосредоточилась на том, что действительно важно, нужно и доставляет радость.

Отдельно скажу про детскую литературу. Раскраски, обучающие книжки с заданиями, которые уже выполнены и раскрашены, мы с дочкой выбросили. Оставили только то, что еще будем делать. Детские книги я оставила в полном объеме, их довольно много, но дочка любит выбирать одну из них и читает разные каждый день, поэтому вопрос решился легко.

Хранятся все книги (и детские и взрослые) на полках вертикально и только вертикально, но детские в детской зоне, взрослые - во взрослой.

Бумаги и документы

Вот тут я избавилась просто от груды ненужного хлама. Гарантии, которые давно вышли, какие-то чеки, жировки 5-летней давности, инструкции, которыми никто не пользовался и пользоваться не будет, все это ушло в мусор. Осталось только то, что действительно нужно, и разобраться в этом стало гораздо проще. В разы просто! А использованные блокноты и тетрадки, которые лежали и ждали не ясно чего занимая кучу пространства? Стоит ли загромождать свою квартиру целыми коробками таких вещей, в которых ценных 2-3 листочка? Я пришла к выводу, что не стоит и с 99% объема из бумаг благополучно распрощалась. И стало легче дышать.

Вертикальное хранение

По методу Конмари все вещи следует хранить вертикально, включая белье. Так они занимают мало места, хорошо сохраняют свои свойства, вам не составляет труда посмотреть, что у вас есть в наличии, вещь легко взять и так же легко вернуть на место.

Скажу сразу, я относилась к этому варианту хранения применительно к одежде скептически. Когда я видела на картинках, как вертикально стоят в полках комода сложенные вещи, мне казалось, что это неудобно и очень трудозатратно постоянно их таким образом складывать, и доставать тоже не пойми как. Но на практике все оказалось иначе, мой мир просто перевернулся, это было настоящее открытие!

Во-первых, я научилась складывать вещи так, чтобы они самостоятельно могли стоять, это оказалось не трудно и даже необычно приятно. Заполнив так одну выдвижную полку, мне захотелось сделать так еще и еще.

Во-вторых, дочка и муж, наблюдая все мои действия тоже не выдержали и подключились к процессу. И, стоило только начать, как все их вещи также быстро и красиво упорядочились.

В-третьих, при таком хранении, когда берешь вещи, полка не превращается через неделю в месиво из одежды, потому что ничего в общем-то не меняется для других вещей, они прекрасно стоят самостоятельно.

В-четвертых, все легко возвращать на свои места. А это залог порядка.

В общем, я пожалела что у нас так мало выдвижных ящиков, потому что удобнее всего вертикально хранить вещи именно в них. В обычных полках тоже можно, но выглядит это не так шикарно.

Еще один важный момент в вертикальном хранении, для разделения вещей по типу можно использовать коробки для обуви, особенно хорошо туда складывать белье, носки, гольфы, колготки и чулки. Да-да, это все тоже складывается, стоит, и компактно размещается вертикально и это здорово.

Подводя итог всему вышесказанному, после использования метода на практике, я стала большим поклонником вертикального хранения, это действительно замечательный способ, наверное, лучший из всех, что я знаю. При этом, касается это не только одежды. Сейчас я стараюсь хранить вертикально все: полотенца, постельное белье, бумаги, материалы, игры, альбомы и т д. И вижу насколько это чудесно и практично. Почему я не пробовала этого раньше?

Свое пространство для каждого члена семьи

У каждого члена семьи должен быть свой комод, свой шкаф или стеллаж, в общем, свое личное пространство для хранения и тогда, человек, понимая свою власть и ответственность за это пространство, будет поддерживать там порядок. Важно также, чтобы эти места не были рассредоточены по всему дому, а логично объединялись в одной зоне.

Этот принцип я особенно тщательно проработала для вещей дочки. Книжки, игрушки, куклы, все-все, что принадлежит ей, я упорядочила в одном месте, осталась только одежда в общем шкафу, но и там есть только ее полка, за которую она отвечает, а в ближайших планах содержимое и этой полки перенести в ее личный комодик.

Мои старания не прошли бесследно, ребенок в 5 лет сам теперь складывает одежду и каждый день убирает за собой игрушки, много ли детей делают так?

Как долго и какой кровью обычно родители добиваются подобного результата?

А тут, благодаря хорошей и продуманной организации и тому, что все в рамках одной зоны, ребенок убирает сам и с удовольствием. То есть развивается правильная привычка и ответственность за свои вещи. К тому же дочке очень нравится складывать одежду, чтобы она могла стоять вертикально и я ее в этом отлично понимаю. :)

Где хранить вещи?

Хранить вещи нужно по категориям: книги отдельно, одежда отдельно и тоже разделена по типу для удобства, все лекарства отдельно, косметика тоже. В общем, для каждой категории вещей должно быть свое место. Тогда их легко найти и вещь не потеряется. При этом, сложных конструкций для хранения лучше избегать, чем проще хранение, тем лучше.

Одежду идеально хранить в комодах , выдвижных ящиках гардеробов, либо на полках. Вешалки тоже хороши, но вещи на них занимают в разы больше места, поэтому рекомендуется на вешалках оставлять только одежду из летящих, воздушных тканей, такую, которая требует пространства.

Как я уже говорила, прекрасны и незаменимы для разделения одежды при вертикальном хранении коробки для обуви.

Для документов и бумаг я использую папки с файликами, они также хранятся вертикально.

Для книг хороши стеллажи, открытые или закрытые, подходят и комоды с выдвижными ящиками, если ящики достаточно высокие для вертикального хранения книг корешками вверх.

Детские игрушки у меня хранятся на открытом большом стеллаже, частично в коробках на колесиках где все логично разложено по типам. Игры на полках стеллажа хранятся естественно вертикально, и именно поэтому их удобно доставать и возвращать на место. Коробки с конструкторами тоже легко достаются и возвращаются.

Вообще, удобство возврата вещи на место - основной ключ к успеху в организации вещей. Потому что как бы красиво не были сложены вещи, если их сложно взять, а главное, сложно вернуть на место, то порядок долго не продержится, и уборка будет постоянной. А значит, дом будет выглядеть неряшливо с проблесками кратковременной чистоты. Поэтому так важно не растягивать удовольствие, а быстро осуществить уборку с реорганизацией жизненного пространства, удобной для всех. Что мы и сделали.

Мои выводы и результаты

Уборка по методу Конмари способна преобразить любой дом, любую комнату, и с основными принципами имеет смысл познакомиться каждому, поскольку даже если вы не станете радикальным последователем, то почерпнете много полезного и сэкономите массу времени и сил на поддержание чистоты в доме после претворения в жизнь принципов этого метода.

После того, как мы начали уборку, мы выбросили мешков 20 мусора, реально мусора и все эти 20 мешков были в нашей 2-хкомнатной квартире, мы были окружены уже давно не нужными нам вещами, я даже жаловалась на необходимость добавить мест для хранения в то время как мы просто хранили то, с чем стоило попрощаться. И это при том, что я периодически перебирала (раз в год-два) вещи и мне казалось, что выбрасывала ненужное. Но, началась большая уборка, и стало понятно, что мы храним вещи, которые хранить не стоит, которые годами лежат в коробках, занимают место, и принцип "а вдруг пригодится" вообще не работает. Мы просто забываем, что у нас есть, в доме становится тесно, появляются новые шкафы и стеллажи, которые загромождают пространство и не очень-то и нужны.

Помимо этого, в результате уборки произошла ревизия ресурсов, активировалась способность выбирать, что нужно в жизни и прощаться с тем, что уже не нужно.

И вот прошел почти месяц с момента, как мы закончили уборку и я чувствую, как появляются новые идеи, силы, как легко стало дышать в комнатах, насколько приятнее стало находиться в квартире.

Путь наш еще не закончен, потому что есть еще мысли по реорганизации, но это уже не так важно, важно то, что я с уверенностью могу сказать, что метод работает, жизнь преображается, порядок сохраняется. Пространство вокруг начинает работать на человека, подпитывать силами и приятными эмоциями. А разве не для этого мы окружаем себя вещами? Разве не для того, чтобы они нас радовали, помогали нам?

Поэтому мой совет всем, попробуйте основные принципы уборки описанные мною, освободите место для воздуха и радости в вашем доме.