Либретто трубадур на русском языке. Самые известные оперы мира: Трубадур (Il Trovatore), Дж

Действие происходит в XV веке в испанских городах Бискайе и Арагоне. Командир стражи возле замка графа де Луна рассказывает солдатам историю.

Старый граф де Луна имел двух сыновей. Младшего околдовала цыганка, после чего он стал чахнуть, а виновницу схватили и сожгли на костре. Азучена, дочь цыганки , решив отомстить за казнь матери, проникла во дворец, схватила ребёнка графа и бросила его в костёр. Отец, не вынеся тоски по сыну, умер, приказав старшему сыну разыскать брата.
В сад к красавице Леноре приходят её любимый Манрико и влюблённый в неё граф. Мужчины, испытывающие друг к другу давнюю неприязнь, готовятся к дуэли. Азучена , приёмная мать трубадура, вылечила его после дуэльного ранения. Оказывается, охваченная жаждой мести, она ошиблась и бросила в костёр не графского сына, а своего собственного.
Тут стало известно об организованной графом предстоящей казни Азучены . Манрико спешит вызволить приёмную мать, однако граф приказал заточить его вместе с цыганкой в крепость. Кроме того, де Луна обещает Леноре освободить трубадура, если она станет его женой. Девушка выпивает яд, отправляется к любимому и сообщает ему о помиловании. Яд начал действовать, и она умирает. Трубадур приговорён к казни, граф подталкивает Азучену к окну, чтобы она видела, как казнят её, как он думал, сына. «Это брат твой, а не мой сын!», - рыдая, говорит она. «Мать, ты теперь отмщена», - восклицает Манрико перед смертью.

История создания

19 января 1853 года состоялась премьера оперы Дж. Верди «Трубадур» . Гениальный композитор 3 года назад замыслил создать это произведение сразу же по окончании оперы « Луиза Миллер » . Заинтересовавшись драмой испанца Гутьерреса, в январе 1850 года он обращается к хорошо знакомому ему Каммарано с просьбой написать либретто на её сюжет. Однако Верди получил отказ: молодой либреттист опасался, что цензура может счесть либретто крамольным, а его самого – политически неблагонадёжным. В обществе того времени гуляли свободолюбивые настроения, а передовая его часть участвовала в освободительном движении и борьбе против угнетателей. Этими же идеями было пронизано произведение Гутьерреса, так что опасения Каммарано были не напрасными…

Время шло, и Верди в 1851 году, закончив работу над «Риголетто », вновь обращается к Каммарано за ответом. На сей раз просьба была выполнена, и вскоре композитор получает готовое либретто. Этот вариант не устроил Верди: ввиду сокращений «острых» моментов интрига получилась перегруженной мелкими деталями. Он попросил подправить текст. К сожалению, это не удалось в связи с внезапной кончиной либреттиста. Работу завершил совсем молодой поэт Леоне Бардаре.

Интересные факты

  • От того момента, когда Верди начал обдумывать «Трубадур» и до премьеры прошло немало времени, а работа над музыкой заняла меньше месяца.
  • Некоторые критики и того, и нынешнего времени считают действие оперы излишне запутанным, а сюжет откровенно слабым, но страстная и проникнутая идеей освобождения музыка вполне искупает этот недостаток. Она настолько выразительна и красноречива, что, даже не зная языка, можно определить настроение героя: радостен или чем-то расстроен. Благодаря выдающимся достоинствам музыки «Трубадур» считается одной из лучших опер композитора.
  • Общий фон оперы – печальный. Не исключено, что причиной тому явилась череда утрат композитором близких людей, в том числе и Каммарано. Сам Верди писал в одном из писем знакомому, что вся жизнь – это сплошная смерть, ничего другого в ней и нет.
  • Россия стала одной из первых стран, где была поставлена эта опера. В Одессе в 1854 году, а годом позже в Петербурге легендарную оперу Верди исполнили итальянцы. В последующее время на оперной сцене разных городов страны блистали такие певцы, как Д. Леонова, Ф. Литвин, С. Преображенская и другие.

Опера в четырёх действиях

Либретто Сальваторе Каммарано

Действующие лица

Граф ди Луна (баритон)

Леонора (сопрано)

Азучена, цыганка (меццо-сопрано)

Манрико, трубадур (тенор)

Феррандо, начальник графской стражи (бас)

Инес, наперсница Леоноры (сопрано)

Руис, друг Манрико (тенор)

Гонец (бас)

Старый цыган (бас)

Подруги Леоноры, свита графа, солдаты, цыгане и цыганки.

Действие происходит в Арагоне и Бискайи в начале XV века.

Действие первое

ПОЕДИНОК

Картина первая

(Двор во дворце Алиафериа: дверь сбоку в покои графа ди Луна. Феррандо и некоторые из свиты графа лежат у двери; солдаты ходят в глубине сцены.)

ФЕРРАНДО

(к графским приближённым, которые почти засыпают)

Вставайте! Вставайте!

Надо встретить графа; он ведь иногда блуждает

почти всю ночь под террасой.

Лютые змеи ревности впились в его грудь.

ФЕРРАНДО

Он, не без основания, боится встретить соперника в трубадуре,

который по ночам поёт в садах.

Чтобы отдалить сон от наших отяжелевших век,

расскажи нам подлинную историю Гарсии,

брата нашего графа.

ФЕРРАНДО

Расскажу. Садитесь вокруг.

(Свита приближается.)

(Подходят и они.)

Слушайте, слушайте.

(Все окружают Феррандо.)

ФЕРРАНДО

Счастливым отцом своих детей был добрый граф ди Луна.

Надёжная кормилица второго из них спала

подле его колыбели, как вдруг однажды, на рассвете,

раскрыв глаза, кого же она увидела близ младенца!

Кого? Говори, кого же?

ФЕРРАНДО

Отвратительную цыганку, страшную старуху,

по всем признакам колдунью!

Она пристально смотрела на ребёнка мутными,

налитыми кровью глазами…

Объятая ужасом, кормилица закричала;

в одно мгновение ока сбежались слуги и угрозами,

криками, ударами выгнали преступницу,

которая осмелилась туда пробраться.

Безумная старуха сама возбудила

против себя справедливое их негодование!

ФЕРРАНДО

По её уверениям, она хотела только предсказать

младенцу будущую его судьбу…

Но это была ложь!

Бедняжка начал с тех пор хиреть, томиться

изнурительной лихорадкой!

Бледный, слабый, истощённый, он весь дрожал по вечерам

и жалобно плакал всю ночь…

Она его сглазила!

(Свита и солдаты выражают ужас.)

Колдунью разыскали и присудили к костру;

но у проклятой осталась дочь, которой она и завещала

отмстить за себя!

Последняя отмстила ужасным преступлением!

Младенец исчез… А на том месте,

где когда-то сожжена была колдунья,

остались до сих пор тлеющие уголья и полуобгоревшие кости!

Ребёнок же… О горе!..

О злодейка! О преступница!

Меня охватывают гнев и ужас!

ФЕРРАНДО

Он после того горевал недолго.

Однако ж, сердечное предчувствие подсказывало ему,

что сын его не был убит; и, чувствуя приближение смерти,

он пожелал, чтобы наш господин ему клятвенно обещал

продолжать розыски… но, увы! Они были безуспешны!

И до сих пор о преступнице ничего не известно?

ФЕРРАНДО

Ничего… О, если бы мне удалось её разыскать когда-либо!

А ты бы узнал её?

ФЕРРАНДО

Принимая во внимание столько протекших лет…

Я всё-таки мог бы.

Давно пора её отправить к матери её в ад!

ФЕРРАНДО

В ад! Да, ходит слух, что проклятая душа её

ещё бродит по свету, и когда небо заволакивают

тучи, она под разными видами является живущим.

Это правда!

ПЕРВАЯ ГРУППА СОЛДАТ

Видали, что она ходит по краю крыш.

ВТОРАЯ ГРУППА СОЛДАТ

Она оборачивается иногда филином, иногда вампиром.

ТРЕТЬЯ ГРУППА СОЛДАТ

Иногда вороном; но чаще всего совою,

и исчезает при первых лучах рассвета.

ФЕРРАНДО

Один из слуг графа умер от страха из-за того,

что бил цыганку.

(Всех охватывает суеверный страх.)

Она к нему явилась под видом летучей мыши,

в отдалённой комнате, среди мёртвой тишины!..

Огненными глазами она смотрела…

Смотрела на мрачное небо, испуская зловещие крики!

И вот била полночь…

(Бьёт полночь.)

Ах! Будь проклята адская ведьма!

(Все мгновенно вздрагивают. Слышатся звуки барабана. Солдаты бегут в глубину сцены; свита направляется к двери.)

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Площадка перед замком графа ди Луна. Начальник графской стражи Феррандо рассказывает воинам страшную историю, случившуюся много лет назад. Младшего брата графа, маленького мальчика, околдовала ведьма-цыганка. За это отец - старый ди Луна приказал колдунью сжечь живьем. Но дочь цыганки, мстя за мать, похитила ребенка графа. И вскоре, на месте костра, на котором сожгли ведьму, нашли обгоревшие детские кости. Старик - отец не поверил в гибель своего ребенка и завещал старшему сыну найти младшего брата. Однако, поиски оказались безуспешными… Существует поверье, что старая колдунья обернулась громадной совой и до сих пор по ночам летает над замком. Воинов охватывает леденящий ужас.

Картина вторая

Сад перед дворцом, где живет Леонора. Она рассказывает своей подруге Инес, что горячо полюбила рыцаря - трубадура Манрико, которого увидела на турнире. С ним она ждет свидание каждый вечер. В саду появляется граф ди Луна, страстно мечтающий добиться взаимности Леоноры. Издалека слышится пение - это Манрико! Леонора, приняв за Манрико закутанную в плащ фигуру графа, бросается в его объятия. Появляется Манрико: Леонора в смятении от своей ошибки. Граф узнает в своем сопернике вождя повстанцев, объявленного вне закона. Между ди Луной и Манрико разгорается дуэль, но победивший графа Манрико оставляет его в живых.

Картина третья

Цыганский табор. Среди них – Манрико, сын цыганки Азучены. Он лечится здесь от ран, полученных в бою. Азучена погружена в свои воспоминания: она не может забыть страшную гибель на костре своей матери, не может забыть ее призыва, прозвучавшего из пламени: «Отмсти за мать!». Когда цыгане уходят в долину на работу, Азучена рассказывает Манрико, как желая отомстить за страшную смерть матери, она выкрала ребенка графа ди Луна и ночью, в исступлении, бросила его в костер. Однако утром она увидела, что графский сын жив, а в огне сгорел ее родной сын. Манрико потрясен: значит, он не сын Азучены? Цыганка разубеждает его: «Он ее единственный любимый сын». Но она не понимает, почему он пощадил графа ди Луна в том ночном поединке в саду дворца Леоноры. Манрико и сам не понимает, какая сила удержала его руку от смертельного удара. А граф, после этого, с отрядом своих воинов вероломно напал на него и, уверенный в гибели соперника, бросил его на поле боя. Азучена берет с Манрико клятву отомстить ди Лунаи не щадить его.
Появляется вестник с посланием от Рюица – верного сподвижника Манрико. В своем послании Рюиц сообщает, что повстанцы овладели цитаделью графа – замком Кастеллор. Но из того же письма Манрико узнает, что Леонора, считая его погибшим отправляется в путь. Тщетно Азучена пытается удержать его.

Картина четвертая

Двор женского монастыря. Граф ди Луна вместе с солдатами хочет похитить Леонору до обряда пострижения и насильно с ней обвенчаться. Напрасно Феррандо пытается отговорить его. Графа не останавливает даже страх перед Божьей карой. Появляется скорбная процессия монахинь. Следом выходит Леонора. Ди Луна силой пытается увести Леонору, но внезапно, во двор врывается Манрико со своими соратниками. Граф и его воины в ужасе, считая Манрико вставшим из гроба мертвецом. Но потом, убедившись, что соперник жив, вступают с ним в бой, который повстанцы выигрывают. Леонора умоляет Манрико не совершать кровопролития, простить врага: ведь теперь они вместе. Манрико, Леонора и повстанцы покидают монастырь, оставляя графа в бессильной ярости.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина пятая

Лагерь графа ди Луна. Идут последние приготовления к штурму замка Кастеллор, где укрылись Манрико и Леонора. Войны приводят Азучену, схваченную близ лагеря. Она жалобно рассказывает, что ищет бросившего ее сына. Однако, Феррандо узнает в ней ту цыганку, которая когда-то похитила маленького сына графа. Азучену связывают. Она громко зовет на помощь Манрико. Ди Луна ликует: у него в руках мать смертельного врага!

Картина шестая

Замок Кастеллор. Леонора в тревоге: она слышит звон оружия. Враг готов пойти на приступ. Манрико утешает любимую. Пусть силы не равны, но он уверен в победе. Вбежавший Рюиц сообщает о пленении и готовящейся казни Азучены. Леонора не понимает, почему Манрико, рискуя жизнью хочет спасать какую-то цыганку. Манрико признается Леоноре, что он не рыцарь, а сын цыганки. Он спешит на помощь матери.

Картина седьмая

Часть дворца Альяферия. Возле башни, где заточены Манрико и его мать появляются Леонора и его верный соратник - Рюиц. Леонора полна решимости спасти своего возлюбленного. Из башни слышится пение заупокойной молитвы и прощальная песнь Трубадура. Вошедший граф до Луна приказывает до полудня казнить Манрико и Азучену Напрасно Леонора просит графа о пощаде: он не умолим. Тогда она дает клятву стать женой ди Луна, если тот освободит Манрико. Пораженный граф соглашается помиловать врага, а в это время Леонора незаметно выпивает яд.

Картина восьмая

Башня дворца, где заточены Манрико и Азучена. Утро последнего дня жизни узников. Манрико успокаивает измученную Азучену, и она засыпает, мечтая о возвращении в родные горы… Входит Леонора и освобождает Манрико. Однако она не может идти вместе с ним. Манрико понимает какой ценой она купила его свободу и гневно обвиняет ее в измене. Но в это время начинает действовать яд и Манрико осознает, что Леонора умирает. Он прощает ее.
Эту сцену застает граф ди Луна. Видя, что его обманули и Леонора мертва, он приказывает сковать Манрико. Просыпается Азучена. Ди Луна убивает Манрико. «Ты казнил родного брата!» - бросает Азучена потрясенному графу. Теперь ее мать отомщена.

Название: Трубадур
Оригинальное название: Il Trovatore
Год: 2006 (Премьера видео - 26 августа 2007)
Жанр: Опера в четырёх действиях
Композитор: Джузеппе Верди
Либретто: Сальваторе Каммарано (Salvatore Commarano)
Режиссер-постановщик: Robert Carsen
Венский симфонический оркестр (Vienna Symphonic Orchestra)
Музыкальный руководитель и дирижер: Thomas Rösner
Московский камерный хор (Moscow Chamber Choir), Chorus of the Bregenz Festival
Сценография: Пол Стейнберг (Paul Steinberg)
Режиссер ТВ: François Roussillon
Выпущено: Франция, Германия, Австрия
Язык: Итальянский с французскими субтитрами

Исполнители и действующие лица:
Iano Tamar (Leonora),
Marianne Cornetti (Azucena),
Zeljko Lucic (il Conte di Luna),
Carl Tanner (Manrico),
Giovanni Batista Parodi (Ferrando),
José Luis Ordonez (Ruiz),
Deanne Meek (Ines)

«Трубадур» - со времени своей первой постановки в Риме в необычно темную и грозовую ночь полтора столетия назад остается одной из самых популярных опер мирового репертуара. Причиной этой популярности, по крайней мере отчасти, может быть то, что в ней так много мелодий, которые все знают с детства. Хор «Miserere», «В горы родные мы возвратимся», хор цыган с ударами молота по наковальне, ария графа ди Луны «II balen del suo sorriso» («Свет ее улыбки ясной») - это лишь немногие из чудесных мелодий, которые формируют нашу культуру и которые звучат даже в исполнении школьников и на механических органах.

Данная версия оперы была записана на видео на 60-м Брегенцском фестивале (Bregenz Festival) в 2006 году.

О фестивале

Брегенцский фестиваль (Bregenz Festival) Является фестивалем исполнительских искусств, который проводится каждый год в июле - августе в Брегенце, Австрия.

Брегенц (нем. Bregenz, лат. Brigantium) - старинный австрийский город на западе страны, в федеральной земле Форарльберг. Расположен на берегу Боденского озера в долине верхнего Рейна в непосредственной близости от границ Германии и Швейцарии. Население 26 752 человека по данным 2006 года. Брегенц - столица Форарльберга.

Фестиваль основан в 1946 году, в его рамках ставятся театральные представления различных музыкальных жанров от оперы до мюзикла.

Открытый концертный зал - Seebühne (или Lake Stage) на 7 тыс. посадочных мест расположен на берегу Боденского озера, является местом для крупномасштабных оперных и музыкальных постановок на сцене и на воде.

Спектакли на озере, как правило, в основном, ставятся на популярный оперный репертуар, но зачастую экстравагантно, оригинально, новаторски, часто с использованием водной глади озера. Последние постановки включали "Аида" Джузеппе Верди в 2009-2010 годах; "Тоска" Джакомо Пуччини в 2007-2008; "Трубадур" Джузеппе Верди в 2005-2006; "Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна в 2003-2004; "Богема" Джакомо Пуччини в 2001-2002, и "Бал-маскарад" Джузеппе Верди в 1999-2000.

С декабря 2003 года лидером фестиваля является Дэвид Паунтни (David Pountney) - английский театральный и оперный режиссер, проживающий во Франции.

Если гововить о популярности, то в 2004 году фестиваль предложил около 80 спектаклей, которые собрали аудиторию более 215 тысяч человек.

Официальный сайт фестиваля: http://www.bregenzerfestspiele.com/en/



О произведении

Трубадур (итал. Il trovatore) ― опера в четырёх действиях Джузеппе Верди на либретто Сальваторе Каммарано. Премьера состоялась 19 января 1853 года в римском театре «Аполло». Наряду с «Травиатой» и «Риголетто» «Трубадур» считается одной из крупнейших работ Верди, созданных в 1850-е годы.

История создания

Верди задумал написать оперу на этот сюжет в начале 1850 года, вскоре после окончания работы над «Луизой Миллер». В письме от 2 января 1850 к Каммарано он просит написать либретто по драме испанского драматурга Антонио Гарсия Гутьерреса (1813―1884) «Трубадур». Каммарано ответил далеко не сразу: его смутил сюжет, который цензура могла посчитать крамольным. Тем временем Верди, окончив в 1851 году оперу «Риголетто», вновь требует от Каммарано ответа. Наконец, в апреле 1851 Каммарано присылает Верди вариант либретто, но оно не устраивает композитора. Новый текст Каммарано окончить не успел: летом 1852 года он умирает, и оставшуюся работу берёт на себя поэт Леоне Бардаре. Потрясённый смертью своего друга Каммарано, Верди, тем не менее, продолжил писать оперу, и закончил работу к концу 1852 года.

Действующие лица

Граф ди Луна - баритон;
Леонора, герцогиня - сопрано;
Азучена, цыганка - меццо-сопрано;
Манрико, трубадур, её приёмный сын и родной брат графа - тенор;
Феррандо, начальник графской стражи - бас;
Инес, подруга Леоноры - сопрано;
Руис, друг Манрико - тенор;
Старый цыган - бас;
Гонец - тенор;
Подруги Леоноры, монахини, приближённые графа, воины, цыгане.

Действие происходит в Бискайе и Арагоне (Испания) в XV веке.

Либретто

Действие первое «Дуэль»

Картина первая. Караульный пост у входа в замок молодого графа ди Луна. Феррандо, начальник стражи, будит заснувших стражников. Он предупреждает их, что их может застигнуть граф, который часто бродит здесь ночью под окном герцогини Леоноры. Солдаты просят рассказать им таинственную историю о брате графа. Феррандо, чтобы разогнать их сон, охотно соглашается и рассказывает:

«У старого графа ди Луна было два сына. Однажды ночью, когда все в замке спали, в комнату младшего сына пробралась цыганка и околдовала его. Цыганку прогнали, хотя она уверяла, что малютку ждёт счастье. Вскоре ребёнок стал чахнуть. Колдунью поймали и сожгли на костре. Её дочь, молодая цыганка Азучена, поклялась отомстить за мать. В ночь казни она со своим сыном на руках пробралась в замок, выкрала графское дитя из колыбели и бросила в огонь, на котором сгорела её мать. Старый граф после этого прожил недолго и до самой смерти не верил в гибель младшего сына. Перед смертью граф завещал своему старшему сыну отомстить за брата. С тех пор тот всюду ищет цыганку, однако его поиски напрасны». Феррандо добавляет, что душа старой колдуньи всё ещё скитается по свету, принимая разные облики. Колокол бьёт полночь, испуганные солдаты и Феррандо уходят.

Картина вторая. Сад Леоноры. Ночь. Леонора с нетерпением ждёт своего возлюбленного, трубадура Манрико. Она рассказывает своей подруге Инес о любви к нему. На последнем певческом турнире он победил всех соперников, и теперь каждую ночь поёт под её окнами. Инес советует забыть это увлечение, так как предчувствие ей подсказывает, что оно погубит Леонору. Девушки уходят в замок. Из чащи раздаётся серенада трубадура. Услышав её, в сад входит ди Луна, влюблённый в Леонору. В темноте Леонора принимает графа за возлюбленного трубадура и выбегает навстречу ему, но из-за облаков показывается луна, и она убеждается в своей ошибке. Из-за деревьев выходит трубадур, в котором граф узнаёт своего заклятого врага Манрико, осуждённого на смерть и изгнанного из Арагонии. Ди Луна объявляет тому, что настал его смертный час и вызывает его на дуэль. Оба соперника удаляются, обнажив шпаги, Леонора падает без чувств.

Действие второе «Цыганка»

Картина первая. Долина в горах Бискайи. Цыганский табор, горят костры. Еще не рассвело, и люди уже на ногах. Работают, перекликаются, шутят, напевают о жарких солнечных лучах, искристом вине, желанной красотке.

Цыганский табор в горах. Рассвет. У костра ― цыганка Азучена и её приёмный сын Манрико, которого она только что вылечила после тяжёлого ранения на дуэли с графом. Азучена в грустной песне вспоминает о своей матери, которую жестокие люди сожгли на костре. Ослеплённая жаждой мести, Азучена по ошибке бросила в огонь не сына старого графа, а своего собственного ребёнка. Сына графа, Манрико, Азучена воспитала как родного. Гибель её матери осталась неотомщённой, долг Манрико ― сделать это. Друг Манрико, Руис, говорит ему, что Леонора хочет удалиться в монастырь, решив, что трубадур погиб. Манрико прощается с Азученой и спешит к Леоноре.

Картина вторая. Ночь. К монастырю подходит отряд солдат под началом графа ди Луна и Феррандо. Они хотят похитить Леонору прежде, чем она примет монашеский постриг. Как только она выходит из часовни, граф бросается к ней, но дорогу ему преграждает Манрико со своими друзьями. Отряд графа разбит и спасается бегством. Леонора, не веря своим глазам, бросается в объятия Манрико, которого считала погибшим.

Действие третье «Сын цыганки»

Картина первая. Лагерь графа ди Луна. Его войска осаждают крепость, в которой Манрико укрывает Леонору. Солдаты поймали старуху, бродившую вокруг лагеря. Феррандо узнаёт в ней ту самую цыганку, которая когда-то бросила в костёр младшего брата графа. Азучена в отчаянии призывает Манрико. Граф приказывает отвести цыганку в тюрьму и сжечь на костре.

Картина вторая. Часовня при замке. Манрико и Леонора готовы идти к алтарю. Вбегает Руис и сообщает, что граф захватил Азучену и собирается её казнить. Манрико вместе с Руисом и его воинами спешит на выручку, слышен шум оружия. Леонора в отчаянии.

Действие четвёртое «Казнь»

Картина первая. Перед тюрьмой в замке Кастеллоре. Тёмная ночь. Появляются закутанные в плащи Руис и Леонора. Руис указывает ей на тюремную башню, где томится побеждённый пленник графа ― Манрико. Леонора ради спасения возлюбленного согласна стать женой графа, если он помилует Манрико. Граф соглашается, но Леонора тайно выпивает яд.

Картина вторая. Подземелье. Манрико утешает осуждённую на казнь Азучену. Они предаются горьким воспоминаниям о минувших днях, о свободной жизни в горах. Отворяется дверь, входит Леонора, от которой Манрико узнаёт, что помилован. Он зовёт Леонору с собой, но та отвечает, что должна вернуться в замок. Манрико догадывается, что пощаду она купила своим бесчестием, и проклинает её. Оскорблённая жестокостью Манрико, Леонора уверяет его в своей невинности и умоляет бежать. Манрико гонит её прочь. Принятый Леонорой яд начинает действовать, и девушка падает замертво на его руки. Вошедший граф ди Луна находит только что ставшую его женой Леонору мёртвой в объятиях врага. Разгневанный обманом, он приказывает увести Манрико на плаху, а сам, глумясь над Азученой, подводит цыганку к окну и указывает ей на казнённого Манрико. Азучена восклицает: «Узнай же всё ― то брат твой! Мать, теперь ты отомщена!» и падает замертво.

«Трубадур» - драма острых контрастов, бурных столкновений, сильных, романтически приподнятых чувств. Воссоздавая трагические судьбы героев оперы, воплощая их переживания, композитор большое внимание уделил показу жизненного фона разворачивающихся событий. Колоритные образы цыган, монахов, солдат и приближенных графа, очерченные в рельефных, запоминающихся хорах, придают опере разнообразие, оживляют действие. Музыка «Трубадура» богата красивыми, свободно льющимися мелодиями, близкими народным напевам. Не случайно многие из них стали в Италии широко известными и любимыми народом революционными песнями.

Первый акт - «Дуэль». Первая картина передает мрачную, гнетущую атмосферу средневекового замка, предвосхищая последующие жестокие и кровавые события. В центре картины - рассказ Феррандо с хором «Два у графа сыночка милых было». Рассказ начинается в спокойно-повествовательной манере, но все более насыщается тревожным чувством, взволнованной порывистостью.

Вторая картина переводит действие в иной план: она открывается светлой, безмятежной каватиной Леоноры «Полна роскошной прелести, ночь тихая стояла»; красивая, задумчивая мелодия, сменяется жизнерадостными танцевальными мотивами, украшенными колоратурами. Песня Манрико «Вечно один с тоскою» раскрывает лирические черты образа; арфа в оркестре подражает звучанию лютни, на которой импровизирует влюбленный трубадур. В терцете маршеобразная, воинственная музыкальная тема графа сопоставляется с напевной мелодией Леоноры и Манрико.

В начале второй картины второго акта - большая ария графа ди Луна «Взор ее приветный, ясный». Центральный эпизод финала - развернутый ансамбль с хором, который передает оцепенение героев, пораженных неожиданной встречей.

Третий акт - «Сын цыганки». В первой картине царит воинственное оживление; энергичные возгласы хора, блестящие фанфары приводят к маршевой мелодии «Вот нас сзывает труба полковая». В терцете Азучены, графа и Феррандо господствуют мелодии Азучены. Ее грустная песня «В страшной бедности жила я» передает нежную любовь к сыну, а героический напев «Зачем вы так безжалостны» - ненависть и гордое презрение к врагам.

В центре второй картины - образ Манрико. Его ария «Когда пред алтарем ты поклялась моей быть вечно» отмечена красотой и благородством мелодии. Знаменитая кабалетта «Нет, не удастся дерзким злодеям», подхватываемая хором, насыщена могучей волей, героическим порывом.

Четвертый акт - «Казнь». Ария Леоноры «Вздохи любви и печали» перерастают в большую драматическую сцену; проникновенная, полная страстного чувства мелодия сочетается со зловещими напевами заупокойной молитвы и с прощальной песней Манрико. Дуэт Леоноры и графа ди Луна основан на столкновении контрастных музыкальных тем - стремительной, полетной мелодии героини и упорно непреклонных реплик графа; второй эпизод дуэта (Леонора обещает стать женой графа ди Луна) проникнут восторженным ликованием (своей смертью самоотверженная Леонора надеется спасти горячо любимого Манрико).

Этой ликующей музыке противостоит мрачное начало последней картины оперы. Дуэттино Азучены и Манрико передает смену горестных настроений; в оркестре звучат мотивы первой песни Азучены, рисуя жуткие видения казни; тихой печалью пронизано напевное обращение цыганки к сыну «Да, я устала, ослабли силы»; ее мечты воплощены в безыскусственной колыбельной мелодии. Краткое успокоение нарушается появлением Леоноры - возникает взволнованный ансамбль; гневной речи Манрико отвечают умоляющие фразы Деоноры, с ними сплетается просветленная песня Азучены, грезящей о вольных просторах.

Файл
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 704x416 25.00fps 1000kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps
Продолжительность: 02:18:02
размер: 1250 MB

; либретто С. Каммарано, с дополнениями Л. Э. Бардаре, по трагедии А. Г. Гутьерреса «Трубадур».
Первая постановка: Рим, театр «Аполло», 19 января 1853 года.

Действующие лица: граф ди Луна (баритон), Леонора (сопрано), Азучена (контральто), Манрико (тенор), Феррандо (бас), Инес (сопрано), Рюиц (тенор), старый цыган (бас), гонец (тенор). Подруги Леоноры и монахини, приближённые графа, воины, цыгане.

Действие происходит в начале XV века.

Часть первая: «Дуэль»

Замок в Арагоне. Ночь. Феррандо, начальник стражи на службе у графа ди Луна, призывает всех бодрствовать до возвращения господина: тот влюблён в Леонору и проводит ночи под её окнами. Чтобы люди не уснули, Феррандо рассказывает им историю младшего брата графа, которого в раннем детстве «сглазила» цыганка, за что его отец приказал сжечь ведьму. Дочь цыганки, мстя за мать, похитила ребёнка. На месте костра, на котором сожгли цыганку, нашли обгоревшие детские кости. Старый граф завещал старшему сыну узнать всё о судьбе брата, в смерть которого он не верил, но поиски ни к чему не привели («Di due figli vivea padre beato»; «Небо ди Луна ниспослало двух сыночков прелестных»). Феррандо говорит, что душа цыганки-ведьмы до сих пор бродит в окрестностях: некий слуга графа умер от страха, увидев её в полночь в обличье совы. В это время башенные часы бьют полночь. Все в страхе разбегаются.

Сад перед дворцом. Леонора рассказывает своей наперснице Инес, что недавно узнала в трубадуре, певшем под её балконом, воина, которого она некогда наградила за победу на турнире («Tacea la notte placida»; «Кругом тёмная ночь была»). Леонора признаётся, что полюбила незнакомца. Девушки уходят во дворец. Появляется граф ди Луна. В это время раздаются звуки лютни звучит и звучит песня («Deserto sulla terra!» «Рос я один сиротою»). Леонора бежит навстречу певцу, но в темноте путает его с графом ди Луна, которому дарит поцелуй. При свете луны она убеждается в своей ошибке и просит прощения у трубадура. Граф, узнав в сопернике своего заклятого врага Манрико, вызывает его на поединок (терцет «Di geloso amor sprezzato»; «Кто ревнив, пощады тот не знает!»). Они удаляются, обнажив шпаги.

Часть вторая: «Цыганка»

Цыганский табор в горах Бискайи. Цыгане поют, сидя вокруг костра. Одна из них, Азучена, вспоминает смерть матери на костре (песня «Stride la vampa»; «Пламя пылает») и призывает трубадура Манрико отомстить. Она рассказывает как похитила его ребёнком, чтобы бросить в костёр, но, от волнения не понимая, что делает, по ошибке сожгла собственного сына. Манрико должен отбросить жалость, заставившую его во время поединка пощадить жизнь графа (дуэт «Mal reggendo all’aspro assalto»; «Бой меж нами был в полном разгаре»). Приходит известие о том, что Леонора, считая Манрико мёртвым, собралась в монастырь. Манрико немедленно отправляется в путь.

Поблизости от монастыря граф ди Луна со своими воинами готовится похитить Леонору («Il balen del suo sorriso»; «Свет её улыбки ясной»; с хором «Per me ora fatale»; «Осталось ждать немного»). Слышится пение монахинь. В окружении печальных подруг появляется Леонора («O dolci amiche»; «О дорогая подруга»). Граф пытается увести её, но тут между ними встаёт Манрико (терцет «E deggio e posso crederlo»; «Не верю я своим глазам!»). Поддержанный вооружённым отрядом мятежников, Манрико обращает графа в бегство.

Часть третья: «Сын цыганки»

Лагерь графа ди Луна. Готовится осада замка, в котором укрылись Манрико и Леонора («Squilli, echeggi la tromba guerriera»; «Эй, трубачи, разбудите всё живое»). Фернандо приводит Азучену, задержанную вблизи лагеря. Цыганка уверяет, что ищет своего сына («Giorni poveri vivea»; «Побираясь, дни влачу я»). Феррандо узнаёт её: это она похитила маленького брата графа! Азучена произносит имя Манрико, и граф в восторге от того, что он захватил мать своего соперника («Tua prole, o turpe zingara»; «Цыганское отродье!»). Азучена проклинает его («Deh, rallentate, o barbari»; «Не в силах муки я сносить»). Все требуют сжечь цыганку на костре.

Манрико в замке утешает Леонору: любовь поможет им («Ah! si, ben mio, coll’essere»; «О да, теперь я твой навек»). Рюиц предупреждает его о готовящейся казни Азучены. Манрико бросается к ней на помощь («Di quella pira»; «Пламенем адским, что мать сжигает»).

Часть четвёртая: «Казнь»

Леонора под покровом темноты пробралась к тюремной башне, где заключён Манрико («D’amor sull’ ali rosee»; «О, пусть зефир Манрико несёт»). Слышны удары похоронного колокола и голоса, бормочущие заупокойную молитву Miserere. Из башни доносится песня Манрико («Ah, che la morte ognora»; «Тянется ночь уныло...»). Леонора клянётся спасти возлюбленного («Tu vedrai che amore in terra»; «Свет не знал любви сильнее»). Граф ди Луна приказывает на рассвете казнить Манрико и его мать. Леонора просит о помиловании: она обещает стать женой графа, если трубадур будет спасён. Граф соглашается, в то время как Леонора незаметно выпивает яд (дуэт «Qual voce!.. come!.. tu, donna?»; «Чей голос!.. Ты ли?»).

В темнице Манрико успокаивает Азучену, она засыпает (дуэт «Ai nostri monti»; «В горы родные»). Входит Леонора: Манрико свободен, но она не может следовать за ним. Манрико не хочет свободы такой ценой. Леонора угасает в его обЪятиях. Граф, застав эту сцену, приказывает казнить трубадура. Азучена просыпается, зовёт «сына», граф тащит её к окну, чтобы она увидела казнь. «Это был твой брат! Ты отомщена, о мать!» - восклицает Азучена.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ТРУБАДУР (Il trovatore) - опера Дж. Верди в 4 действиях (8 картинах), либретто С. Каммарано и Л. Э. Бардаре по одноименной драме Г. А. Гутьерреса. Премьера: Рим, театр «Аполло», 19 января 1853 г.

«Трубадур» создавался после поражения итальянской революции, в пору личных несчастий, постигших композитора (смерть матери, а затем долголетнего друга и либреттиста С. Каммарано), - отсюда мрачный характер произведения. В письме от 29 января 1853 г., адресованном К. Маффеи, композитор писал: «Говорят, что эта опера слишком печальна и в ней слишком много смерти. Но ведь, в конце концов, все в жизни смерть! Что еще в ней есть?»

В драме испанского поэта Г. А. Гутьерреса (1836), действие которой развертывается в начале XV в., показано столкновение гуманистического и феодального сознания. Написанная под сильным воздействием драматургии В. Гюго, пьеса проникнута духом свободолюбия. Это политическая трагедия, близкая «Эрнани» и «Рюи Блазу» Гюго. К сожалению, Каммарано при создании либретто главное внимание уделил запутанной интриге, которая из-за произведенных им сокращений оказалась переусложненной и малопонятной. Он умер, не завершив работы; доделывал либретто по указаниям композитора Бардаре. В результате сценарная драматургия оперы слаба и уязвима.

Цыганка Азучена, мстя за гибель матери, сожженой по приказу старого графа ди Луны, похищает его младшего сына. В порыве ненависти она бросает ребенка в костер. Но оказалось, что Азучена убила родного сына, а похищенный младенец жив. Цыганка вырастила Манрико, который считает ее своей матерью и, подобно ей, ненавидит угнетателей. Он возглавляет восстание, направленное против молодого графа ди Луны, не зная, что это его родной брат. Манрико любит прекрасную Леонору и любим взаимно. Девушка отвергла домогательства графа. Тот нападает на Манрико, ранит его, и Леонора, считая любимого умершим, уходит в монастырь. Тем временем Азучена, повсюду искавшая Манрико, попадает в рукт графа. Ей грозит казнь. Манрико, пытавшийся спасти Азучену, также захвачен в плен и осужден на смерть. Леонора проникает в тюрьму к Манрико и, приняв яд, умирает в его объятиях. По приказу ди Луны Манрико казнят. Азучена, открыв графу, что он убил родного брата, падает мертвой.

Избыток внешнего действия заставил композитора и либреттистов все время «в помощь слушателю» вводить рассказы, поясняющие ход событий. Однако недостатки либретто перекрываются выдающимися достоинствами музыки. В центре оперы - не столько противопоставление образов Манрико и ди Луны, сколько по-шекспировски трагический, мощный и патетический образ цыганки Азучены. Дочь обездоленного племени, преследуемая ненавистью, она отвечает насильникам тем же. Но в ее сердце живет неугасимая любовь к приемному сыну Манрико. Любовь к нему приводит ее к гибели.

Блистательно воплощены в музыке фигуры главных героев: пылкого, благородного, свободолюбивого Манрико; надменного, жестокого графа ди Луны; мечтательной, благородной, самоотверженной Леоноры. Ярко выписан фон, не являющийся нейтральным по отношению к героям. Здесь господствует тот же принцип контраста: цыганский лагерь и замок, сад и темница (последняя картина), в которой похоронный колокол и заупокойный хорал (за сценой) создают атмосферу действия. Партитура - образец гениального мастерства, вдохновения и таланта.

После Рима опера была поставлена в других городах Италии, а затем и в Париже (для этого спектакля композитор написал вставные балетные номера), Лондоне, Вене, Берлине и т. д. Россия - одна из первых стран, где был поставлен «Трубадур». В 1854 г. его исполнила в Одессе итальянская труппа, а затем в Петербурге 21 ноября 1855 г. с огромным успехом представила Императорская итальянская опера. На русской сцене он был исполнен впервые в Москве 7 января 1859 г., позднее неоднократно возобновлялся и до сих пор не уходит из отечественного театра. До революции «Трубадур» ставился в Петербурге, Москве, в крупнейших провинциальных городах. Среди лучших его исполнителей - русские певцы Д. Леонова, М. Славина, Ф. Литвин, Н. Фигнер. Позднее он шел на сценах многих отечественных театров (Ленинград, Малый оперный и Кировский театры; Новосибирск и др.). Выдающиеся интерпретаторы партии Азучены в XX в. - С. Преображенская, Л. Мясникова. С большим успехом опера была исполнена в Москве во время гастролей театра «Ла Скала» (1964, К. Бергонци - Манрико). В «Трубадуре» блистали такие зарубежные певцы, как М. Баттистини, Э. Бастьянини, Дж. Дзанканаро, Э. Карузо, А. Пертиле, М. дель Монако, Ф. Корелли, Л. Паваротти, П. Доминго, М. Каллас, Р. Тебальди, Л. Прайс, Дж. Симионато и др.

В 1949 г. опера была экранизирована (режиссер К. Галлоне, Т. Гобби - граф ди Луна).