Мы старое до основания разрушим. Революционные песни - интернационал текст песни

1.
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов,
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилия мы разрушим
До основания, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.
Это есть наш последний
И решительный бой,
С Интернационалом
Воспрянет род людской!
2.
Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,
Отвоевать свое добро,
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!
3.
Довольно кровь сосать, вампиры,
Тюрьмой, налогом, нищетой!
У вас - вся власть, все блага мира,
А наше право - звук пустой.
Мы жизнь построим по иному,
И вот наш лозунг боевой:
Вся власть народу трудовому,
А дармоедов всех - долой!
4.
Презренны вы в своем богатстве,
Угля и стали короли!
Вы ваши троны, тунеядцы,
На наших спинах возвели.
Заводы, фабрики, палаты -
Все нашим создано трудом.
Пора! Мы требуем возврата
Того, что взято грабежом.
5.
Довольно королям в угоду
Дурманить нас в чаду войны.
Война тиранам! Мир народу!
Бастуйте, армии сыны!
Когда ж тираны нас заставят
В бою геройски пасть за них, -
Убийцы, в вас тогда направим
Мы жерла пушек боевых!
6.
Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда
Владеть землей имеем право,
Но паразиты - никогда!
И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас все также солнце станет
Сиять огнем своих лучей.

Перевод песни Интернационал - на Русском

1.
Get up, curse, branding,
The whole world is hungry and slaves,
Boils our mind is disturbed
And in mortal combat to conduct ready.
The whole world of violence we destroy
To the ground, and then
We build our new world,
Who was nothing will become all.
This is our last
And decisive battle,
With International
Rise human race!
2.
Nobody will give us escape,
Neither God, nor the king or hero,
We will achieve freedom
His own hand.
To overthrow the yoke of the hand of skillful,
Win their approval,
Вздувайте horn and куйте boldly,
While the iron"s hot.
3.
Quite a blood sucking vampires,
Prison, tax, poverty!
You have all the power, all the benefits of the world,
And our right - hollow sound.
We build a life on the other,
And this is our slogan for the battle:
All the power of the people"s labour,
And parasites of all - out there!
4.
Despicable you with his riches,
Coal and steel kings!
You your thrones, parasites,
On our backs erected.
Plants, factories, chamber -
All our created by hard work.
Now"s the time. We demand the return
What is taken and plundered.
5.
Rather kings for the sake of
Дурманить us in a daze of war.
The war tyrants. The world people!
Strike, the army of the children!
Then when tyrants make us
In the battle valiantly fall for them,"
The killer in you then send
We the muzzle of cannon battle!
6.
Only we, the workers of the world
The great army of labour
Own land have the right,
But parasites - never!
And if the thunder of the great hits
Over a bunch of dogs and executioners,
For us it is also the sun will be
Shine with the fire of his rays.

Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, -
Кто был ничем, тот станет всем.

Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добъёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,
Отвоевать своё добро, -
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!

Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Перевод

Arise, ye workers from your slumbers,
The whole world is hungry and slaves!
Our outraged minds are boiling
And to fight to the death ready.
The whole world of violence we destroy
To the ground, and then
We ours, we construct a new world, -
Who was nothing will become everything.

This is our final
And decisive battle;
With The International
The human race will rise!

Nobody will give us deliverance:
Neither God, nor Tsar, nor hero.
We"ll get the release
With his own hand.
To throw down oppression with a skilled hand,
To regain their good, -
Vzduvat the furnace and hammer boldly,
While the iron is hot!

This is our final
And decisive battle;
With The International
The human race will rise!

Only we, the workers of the world
The great army of labor,
To own land have the right,
But the parasites - never!
And if the great thunder rolls
Over the pack of dogs and executioners,
For us, the sun will be
Shine on with its fiery beams.

This is our final
And decisive battle;
With The International
The human race will rise!

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ

ИЛИ

ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ БЫБРОСИШЬ

На днях прочитал в интернете, как некий блогер, не стану называть его фамилию, в порыве критики ушедшей советской власти процитировал строку «», обвиняя большевиков в том, что они де всё разрушали и пели об этом в песне. К сожалению, он не единственный сегодня, кто и строку эту подобным образом цитирует, и обвиняет советскую власть в разрушении прошлого. Но прежде чем говорить о справедливости или ложности такого обвинения, разберёмся в самой цитируемой строке.

Я не просто писатель, но исследователь и люблю точность определений и верность приводимых цитат. Иная неверно поданная фраза искажает смысл высказывания автора слов, изменяя его буквально на противоположный. Иногда это происходит случайно, а часто целенаправленно, как, например, в данном рассматриваемом мною случае.

Большевики никогда не пели «весь мир до основанья мы разрушим » по той простой причине, что эта строка в гимне коммунистов «Интернационале» звучит иначе, а именно так, как её написал француз Эжен Потье ещё в 1871 г., когда большевиков и в помине не было. Правда, Эжен Потье писал на французском языке, а русский перевод, получивший распространение, был впервые опубликован в Лондоне в 1902 году. Тогда эта цитируемая часто в наши дни строка звучала по другому, а именно «Весь мир насилья мы разроем ». Слово «разроем » вскоре кто-то заменил на более точное и ёмкое «разрушим » и уже в 1906 году песня на музыку Пьера Дегейтера в этой части звучала так:

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим…

Кто был ничем, тот станет всем.

И вот тут я хочу обратить внимание читателя на то, что ни коммунисты, продолжающие исполнять эту песню и считающие её своим гимном, ни сам автор Эжен Потье никогда не имели в виду разрушение всего мира, в чём их и обвиняют постоянно, а говорят и поют о разрушении мира насилия , не больше и не меньше. Мне тут же возразят современные поборники демократии, заявив, что коммунисты не обходились без насилия. И я соглашусь с ними. Никакая революция без насилия произойти не может. Но в гимне поётся о насилии над насилием. И тут же речь идёт о строительстве нового мира, который должен быть без насилия, в котором никто становится кем-то. Вот что главное.

Чем же славен этот гимн, написанный более ста пятидесяти лет назад, но до сих пор исполняемый во многих странах мира? К кому он обращается? Вдумаемся в его слова.

Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.

Речь идёт обо всех голодных мира и, конечно, слова гимна призывают их не к пассивности и смирению, а к бою смертному. Кто-то скажет, что вот, мол, призывает к войне, а не миру. Да, но почему? Автор песни тут же поясняет:

Никто не даст нам избавленья -

Ни бог, ни царь и ни герой.

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

То есть Эжен Потье полагал, и это приняли коммунисты всех стран, что обрести свободу и равенство для всех молитвами к богу или петициями к царю невозможно. Это было доказано в кровавое воскресенье 1905 года на Сенатской площади Петербурга, в апреле 1912 года расстрелом демонстрантов на Ленских приисках и тысячами других насилий над рабочими и крестьянами. Об этом почему-то забывают очернители советского прошлого, но об этом напоминают слова гимна, одну строку из которого часто цитируют, выбрасывая из неё важнейшее - «мир насилья », а не весь мир.

Разумеется, если сказать, что коммунисты хотели и хотят разрушить весь мир до основанья, то это звучит устрашающе. Но любопытно знать, что Эжен Потье написал на самом деле больше того, что поётся у нас в России. В русском варианте чаще всего исполняются только первая, вторая и шестая строфы. Между тем, в 1923 году в брошюре М. Арика опубликован был текст гимна, третья строфа которого, на мой взгляд, весьма актуальна и в наши дни. Вот как она выглядит:

Владыки шахт и паровозов,
Вы наглы, мерзки и подлы!
Трудом чужим набив карманы,
Чьи пожинаете плоды?
Разврат ваш, пьянство поглотило
Труды кровавые рабов,
Не снесть вам, наглым кровопийцам,
В возмездья час своих голов.

Это четвёртая строфа, которую тоже редко поют у нас. Здесь снова говорится о насилии, но над кем? Над теми, кто набивает свои карманы (читай банковские счета), используя чужой труд. Есть у нас такие сегодня? К сожалению, есть. Отдадут ли они добровольно награбленное? Нет, конечно. Читайте начало статьи.

Но в наших рассуждениях мы незаметно дошли до пятой строфы, написанной Эженом Потье. Интересно, что она была запрещена во Франции. По этой причине её не было в первом подстрочном переводе на русский язык, который был выполнен Екатериной Бартеневой ещё в 1896 г. Опубликовали эту пятую строфу на русском языке лишь в 1917 г. в Иркутске в сборнике «Песни Великой Российской революции». Вот эти строки:

На брата гнать царям нас можно, -
Но мир меж нами – им война!
Вести нам в войсках стачку нужно,
Приклады вверх зовёт страна.
Мешать борьбе буржуям вольно –
Уж бить пойдут они тогда…
Для генералов пуль довольно:
Не помешают никогда!

Запрещены эти строки были по причине того, что они призывали к бунту в армии. При этом необходимо отметить, что автор опять-таки подчёркивает, что это цари наталкивают брата на брата, но песня призывает к войне с царями и установлению мира между братьями.

В упоминавшемся мной ранее варианте, опубликованном в брошюре Арика, пятая строфа опубликована в другом переводе и смысл её несколько изменён:

Не рано ль трубите победу?
Дружнее в ногу – враг долой!
За нами армия готова,
Да здравствует труда герой!
Вы, людоеды, прочь с дороги!
Не то возьмём мы вас в штыки…
Вождям трудящихся винтовки,
Создать трудящихся полки!

Мы видим из приведенных строф разных вариантов переводов, что гимн, написанный французским революционером, отражает интересы трудящегося и не призывает к бессмысленному насилию, не призывает к разрушению мира вообще. И это было кредо революционеров не только во Франции, но и в России, которая вплоть до 1944 г. исполняла гимн Эжена Потье в качестве официального гимна России. Это было генеральной установкой коммунистов для всех работников труда, что подтверждается последней шестой строфой гимна широко известной любителям «Интернационала»:

В то время Премьер-министр, а теперь Президент государства Российского, продолжая разговор, обратил внимание на необычность перехода от одной экономической формации к другой, когда в стране неожиданно появились миллиардеры, следующим образом: «Где-то в рыночных экономиках такие состояния скапливались из поколения в поколение, а у нас они возникли в результате каких-то залоговых аукционов, непонятных нормальному человеку даже с приличным образованием ».

Действительно, какой даже образованный человек может понять и принять внезапное обогащение одних за счёт обнищания других? Это же грабёж средь бела дня. И важно, что первое лицо государства это само понимает. Но что же он предложил, идя на президентские выборы? Он сказал журналистам следующее в этом своём выступлении: «И вот, конечно, эту ситуацию надо как-то поменять. Нужно чтобы подавляющее большинство граждан приняли сердцем и душой и головой, что двигателем развития страны является частная инициатива, но конечно, справедливое распределение государственных ресурсов, государственных финансов и различных инструментов, связанных с развитием. Вот я считаю, что это наша общая с вами задача. Это и задача государства, задача средств массовой информации, это и задача бизнеса самого ».

Так вот, оказывается, что для исправления сложившейся ситуации надо, по мнению главы государства - не ставить на место зарвавшихся воров, бандитски награбивших миллиарды, а убедить граждан страны принять ситуацию «сердцем и душой и головой ». Тут явное расхождение и с «Интернационалом», и с политикой, проводившейся коммунистами в советской стране. Несправедливость ситуации Путин как раз понимает прекрасно и потому сам говорит представителям СМИ: «когда граждане видят, что после этой несправедливой приватизации зарабатываемые сотни миллионов и миллиарды денег тратятся на приобретение спортивных клубов и за рубежом вместо того чтобы эти же деньги вложить в развитие спорта в Российской Федерации, тратятся на сверхпотребления, в том числе и за границей, это усугубляет негативное отношение к бизнесу. Это не способствует созданию благоприятного климата ».

Вот в чём видит проблему наш руководитель - в неправильном расходовании награбленных денег. Если бы Абрамович купил на эти деньги не английский клуб, а, скажем, российский «Спартак» или «Динамо», а потом купил самую дорогую яхту или что-то ещё не за границей, а у себя в стране, если бы Прохоров гулял с девочками, пропивая миллионы, не в иностранном спортивном отеле Куршевеля, а в Москве - это было бы нормально. Да, кто спорит, России было бы лучше, если бы деньги миллиардеров не уходили за границу, но было бы легче при этом тем, у кого эти деньги отняли в одночасье? Мне это напоминает байку, когда один человек предлагает другому: Давай, сначала съедим вместе твоё, а потом честно каждый своё. Миллиардеры съели народное добро, а теперь предлагают честно есть то, что у каждого осталось, и в этом видят справедливость.

Однако миллиарды людей по всему миру не согласны с таким подходом и потому они поют, призывая к борьбе с миром насилия, поют слова, которые из песни не выкинешь.

Во время Великой Отечественной войны наш народ пел «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой ». Найдутся критиканы, кто скажет: «Вот опять призывают к бою ». Но ведь в песне есть продолжение. Автор песни В. Лебедев-Кумач призывал к бою «С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой » и народ поднялся, как один, и отстоял свою свободу. Ценой многих жертв, но отстоял.

Вот почему нельзя выбрасывать слова из песни, особенно, если они о народе и его праве на счастливую жизнь.