Кто такой ушинский константин дмитриевич. Педагогическое учение К.Д

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно — педагогической деятельности. В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете.

Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Влияние Константина Дмитриевича Ушинского выходит далеко за пределы школы и педагогики.

Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию.

Константин Дмитриевич Ушинский

Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания».

К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Сегодня, 17 марта в истории:

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский.

Жена Константина Дмитриевича Ушинского - Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском, происходила из древнего казацкого рода. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания.

Воспитать человека

В 1840 году Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. Не получив специальной педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 году, в «Журнале для воспитания», выступил с педагогическими статьями. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая

Учился в гимназии.С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия. В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы.

В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. В них было полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание. В то время образование считалось вредным для женщин.

Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность.

Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово». В ту эпоху в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем.

Пока Вы вводите запрос в поле поиска, система выдает Вам подсказки, облегчающие Ваш выбор и исправляющие опечатки. Для многих браузеров есть возможность встроить поиск по нашему сайту напрямую в браузер. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию.

Поселился Ушинский на бульваре, в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855). Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель.

Дочь Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К онстантин Д митриевич у шинский биография

М альчик к остя родился в 1824 году. город Тула Костя

П апа был офицером.

М ама умерла, когда мальчику было 12 лет.

В школе костя учился хорошо, много читал. Школа и учитель К остя

В 16 лет к онстантин учился в университете. Университет и учитель к онстантин

В 22 года к онстантин д митриевич работал учителем. К онстантин д митриевич - учитель школа

У У шинского была большая семья. папа мама семья

У шинский много работал. школа библиотека

о н проверял школу. У шинский к. д. школа

О н писал книги. Книги для детей Книги для учителей

О н печатался в газетах и журналах. газеты журналы

у шинский умер в 1870 году и похоронен в городе к иеве. У шинский к. д. похоронен

В м оскве есть библиотека имени к. д. у шинского, стоит памятник. библиотека памятник

Х оршие учителя получают медаль имени к. д. у шинского. университет Медаль учителя

С ейчас дети читают книги к. д. у шинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д.Ушинский об уроках и методах обучения

Данная статья посвящена работе К.Д.Ушинского по проблемам развивающего обучения.Рассматриваются разные типы уроков и методы их обучения на основе технологий развивающего обучения....

"Педагогическая деятельность и взгляды К.Д. Ушинского"

В презентации представлен материал, отражающий основные этапы деятельности и взгляды выдающегося отечественного педагога....

К.Д.Ушинский “Дүрт теләк”. Билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары.

Башҡа халыҡ яҙыусыларының әҫәрҙәрен өйрәнеү, уҡыусыларҙың телмәр күнекмәләрен үҫтереү, билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары менән таныштырыу, уларҙы телмәрҙә ҡулланырға өйрәнеү....

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (19.2.1823, Тула — 22.12.1870, Одесса) — педагог, юрист, основоположник научной педагогики в России.

Константин Ушинский закончил гимназию в Новгороде-Северском и юридический факультет Московского университета(1844).

В 1845 назначен исполняющим обязанности профессора Демидовского лицея . Читал энциклопедию законоведения, государственные законы, науку финансов. Как преподаватель пользовался большим успехом у студентов. Усовершенствовал учебную программу, добился пополнения библиотеки лицея юридической литературой. С марта по май 1848 был редактором Неофициальной части« Ярославских Губернских ведомостей », увеличив ее объем и расширив содержательность за счет статей о местном крае.

Недовольство старой консервативной профессуры преподавательскими новациями Ушинского привело к его уходу из лицея в связи с подозрениями в неблагонадежности, а следом и к отъезду из Ярославля. Служил в Петербурге, с 1854 преподавал в Гатчинском сиротском институте, с 1859 — инспектор Смольного института. Одновременно в 1860−61 редактировал« Журнал Министерства Народного Просвещения», пытаясь превратить его в специальное педагогическое издание; в связи с неудачей этого замысла покинул пост редактора. В 1862 после конфликта с консерваторами в Смольном институте покинул и его.

От Министерства народного просвещения был направлен в командировку в Германию и Швейцарию для изучения постановки учебной работы и написания учебника по педагогике. С перерывом провел за границей несколько лет. Работал над научными трудами.

Педагогическая система Ушинского выросла на усвоении уроков передовой профессуры Московского университета 40-х, идей В. Г. Белинского, опыта зарубежных педагогов. В своем основном педагогическом сочинении« Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» цель воспитания видел в развитии человечности в ребенке, формировании полезного для общества человека. Основным средством воспитания ему виделось развитие природных свойств ребенка при внимательном отношении к его личности, к его способностям, наклонностям, достижениям и недостаткам. Для правильного воспитания педагогу нужны знания о человеке, которые дают антропологические науки, на достижения которых Ушинский и предлагает опираться. В воспитательно-образовательной деятельности необходимы связь с национальными традициями и идеалами, с христианскими моральными ценностями, верное понимание народных потребностей, равно как и учет передового европейского опыта.

Центральным предметом в преподавании, по Ушинскому, является родной язык, который знаком ребенку еще до начала учебы и потому может служить естественной базой в образовании. В преподавании родного языка интегрируются самые широкие знания. Дал примеры учебной книги для детей в классических пособиях« Детский мир»(где, в частности, изложено описание путешествия Ушинского по Волге с характеристиками Углича, Рыбинска, Мологи, Ярославля) и «Родное слово» с «Приложением» к нему.

Как« учитель учителей» с 60-х XIX века пользовался огромным авторитетом в обществе.

1 . Краткий биографический очерк

2. Основные педагогические труды

1. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844 году блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как "Современник" и "Библиотека для чтения", где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей.

В 1854 году назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855 - 1859 гг. был его инспектором, т. е. заведующим учебной частью.

В 1859 - 1862 гг. был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860 - 1861 гг. одновременно редактором "Журнала Министерства народного просвещения". С 1862 года К.Д. Ушинский после того как был освобожден от работы и вплоть до самой смерти интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения. 2, Уже в первой своей педагогической статье "О пользе педагогической литературы" (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует:

Соединению педагогической теории с практикой,

Превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.

В статье "О народности в общественном воспитании" (1857) К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях.

Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского "Родное слово" (1861), "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867), "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870). В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания. В статье "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики - определения "основной идеи образования".



По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная его работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" , первый том которой вышел в Петербурге в 1868 году, второй - в 1869 году. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы автору не удалось; завершены были две части -"Часть физиологическая" и "Часть психологическая", в которых Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен. Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др.

    Краткая биография К.Д. Ушинского. . . . . . . . . . . . . . . . .2

    Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

    Ушинский о педагогике, как науке и искусстве. . . . . . . . .12

    Ушинский о народном учителе и его подготовке. . . . . . .14

    Отрывки из книг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

    Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .23

Краткая биография к.Д. Ушинского. (1824-1870)

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".

После окончания юридического факультета Московского университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения".

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет