D чтение вот лучшее учение. Классный час (1 класс) на тему: Чтение- вот лучшее учение

Урок литературы в 5 классе

Тема: Чтение – лучшее учение.

Цели: - познакомить детей с учебником, с историей создания книги; - дать представление о том, как устроена книга; - развивать любознательность, словарный запас учащихся.

Ход урока

    Знакомство.

    Как вы понимаете слова А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение»?

Отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)

Согласны ли вы, что с книгой нужно дружить? Книги – наши первые и надежные друзья. Они идут с нами по жизни. Помните ли вы первую книгу, которую вам прочитали взрослые? А какую первую книгу прочитали вы сами? Эти книги и их героев вы будете помнить всегда.

- «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Фрэнсис Бэкон.)

Как вы поняли выражения «по волнам времени», «драгоценный груз», «от поколения к поколению»?

А знаете ли вы, когда и где появились первые книги, какими они были?

3. Египетродина книги. Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус– речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Древней Греции в городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.

Древний Китай. Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага.Бумагу создал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Германии в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Евангелие.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.

В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. Но каждая книга дорога, так как несет массу полезной и интереснейшей информации.

Во многих городах земного шара книгу вознесли на пьедестал, создали ее памятники, тем самым увековечив ее на все времена.

Россия. Санкт-Петербург.КниганаУниверситетскойнабережной. На ней высечены строки Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье…”

Россия. Омск. Композиция «Книга – источник знаний».

Памятник книге в Сургуте.

Туркмения. Ашхабад. Памятник книге «Рухнама».

Шарджа. Памятник Корану.

Московская область. Памятник Карамзину и первым семи томам его истории.

4. А есть ли у вас, ребята, любимые книги? Кто их автор? Как зовут главного героя? Какие книги вы прочитали летом? Расскажите, пожалуйста, всему классу о них? (Рассказы ребят.)

5. Молодцы! Вы прочитали интересные произведения, написанные специально для вас. А о чем еще можно прочитать в книгах, какую информацию они несут до своего читателя?

Литература – от «литера» (буква). Буквы складываются в слова, в которых смысл всего прочитанного.

В словаре С.И. Ожегова слово книга объясняется как «произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом», а в Толковом словаре В.И. Даля «книга - это сшитые в один переплёт листы бумаги».

Из чего состоит любая книга? Как листы бумаги переплетаются между собой? Давайте внимательно приглядимся.

6. Перед нами книга. Первое, что мы видим – это обложка. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, твердой, из картона, тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась теснённым рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки. У некоторых книг поверх твердого переплета надевается еще одна бумажная обложка, на которой помещен рисунок, написаны название книги, ее автор. Это суперобложка.

Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Иногда он белый, а иногда на нем изображен рисунок.

Перевернем еще одну страницу. Новый разворот. На левой стороне – фронтиспис, на правой – титул (титульный лист). Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги. На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания.

Для удобства обращения с книгой в конце, реже в начале, помещено содержание (оглавление) – указатель заголовков издания.

7. Л.Н. Толстой сказал: «Хорошая книга - точно беседа с умным человеком». Книга – собеседник, друг, советчик… Для того чтобы книга раскрыла все свои секреты ее нужно читать очень внимательно, перечитывать то, что осталось непонятным. Хороший читатель – перечитыватель.

8. Итог урока. Домашнее задание:

Подбери пословицы и поговорки о книге, чтении.

Что было для вас интересным?

Что вы узнали нового?

Я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу на уроке.

Лучшее Учение

Около одного уважаемого учителя собралось много учеников. Занятия шли успешно, но потом прошёл слух, что в отдалённом городе появился другой учитель. Такое сведение постепенно поселило в учениках сомнение, раздвоение мышления, обессилило их внимание и лишило успешности.

Однажды учитель сказал: «Пойду в горы, вы же между тем укрепитесь в усвоении Учения», Учитель ушёл. Но через краткий срок нежданно ученики были посещены новым учителем, которому весьма обрадовались. Наконец, один ученик, желая сказать приятное новому учителю, воскликнул: «Насколько твоё Учение превосходнее и понятнее прежнего!»

Тогда новый учитель снял тюрбан, распахнул одежды, изменил выражение лица, и все ученики узнали своего первого учителя. Они пришли в великое смущение и шептали: «Зачем изменил ты облик?»

Он же сказал им: «Хотели иметь нового учителя и превосходное учение, я помог вам в этом».

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

37. Лучшее время для колдовства Одна из коммуникативных сверхзадач заговорных текстов (и прежде всего их зачинов) состоит в том, чтобы передать (создать) при помощи слова таинственную, заведомо нереалистическую, тревожную и зыбкую, как предрассветный туман, атмосферу

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1470: Изменение имени на лучшее. 1959 (6192). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что первоначально Зайнаб звали Барра, и (люди стали) говорить: «Она (как бы) сама себя восхваляет», после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Всё - лучшее Когда Бандзан шёл по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.- Дай мне самый лучший кусок мяса, - сказал покупатель.- Всё, что есть у меня в лавке - лучшее, - ответил мясник.- Ты не сможешь найти кусок мяса, который был бы самым лучшим?При

Из книги За кулисами Сторожевой Башни автора Рид Дэвид

Глава 28: Нечто лучшее Церковное правительство вовсе не должно быть тоталитарным. Хотя Свидетели Иеговы и утверждают, что структура их организации позаимствована из Писания, другие христианские группы убеждены, что Библия допускает гораздо большую свободу.Несколько

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

В. Лучшее доказательство бытия Божия. Из опытных доказательств бытия Божия самое сильное есть сознание в себе действия Божия, когда человек ведет богоподобную жизнь. Кто живет благочестиво, согласно воле верховного Существа, тот чрез общение своего ума, сердца и воли с

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Лучшее святилище а. Небесное святилище в Послании к Евреям. Автор Послания к Евреям придерживается такой последовательности исхода: искупление, завет и святилище. Святилище нового завета превосходнее, потому что оно небесное (Евр. 8:1, 2; 9:24). В данном случае автор Послания

Из книги Слова о воспитании детей автора Кавсокаливит Порфирий

3. Лучшее священство Главная весть Послания к Евреям заключается в следующем: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (8:1). С самого начала Послания объявляется о священническом служении Христа (1:3); об этом служении говорится

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Святость родителей -

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

15. Лучшее в жизни 15. И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. 16. Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Лучшее грядет Царство Божье наступило и Его сила уже действует, но ее проявление в Галилее незначительно. То, чего ожидает народ Израиля и сам Иисус в конце времен, нечто гораздо большее. Царство Божье уже прокладывает себе путь, но его спасительная сила проявляется лишь

Из книги Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей автора (Максимович) Иоанн Тобольский

Самое лучшее миссионерство - поменьше слов! Будем ревнителями (зилотис)! - воскликнул Старец Порфирий. - Ревнитель (зилотис) - это тот, кто от всей души любит Христа и во имя Его служит человеку. Любовь к Богу и людям - это неразлучная парочка. Горячее желание (патос),

Из книги Том - Маленький Миссионер автора Хайнер Вольфганг

Надо всё лучшее направлять к Богу Наконец человеческая воля, чтобы быть ей благоприятной Богу, должна быть доброплодной.Доброплодной называем такую волю, которая, по подобию плодоносной земли, производит из своего сердца (внутреннего человека) многоразличные высокие

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Лучшее противодействие злу Совершающиеся разорения и многоразличные бедствия бывают попускаемы Богом. Это открывается из следующего сравнения и из отдельного рассмотрения каждого вида этих бедствий.Очень хорошо всем известно, что ни государство не отвратит

Из книги Библия без цензуры Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета автора Томпсон Алден

Мое самое лучшее переживание - Гено, - позвал Юрген, - нам нужно поспешить. Пригородный автобус уже ушел, а на часах мясника было уже без десяти минут восемь!- Не бойся, ведь мы уже почти пришли, - успокоил его Гено.Крепко держа под мышками ранцы с книгами, оба двенадцатилетних

Из книги автора

Душа и плоть – лучшее и худшее 12. Высоко ценя и воздержание, с которым вместе вырос и которое преимущественно чтил, как соработника и руководителя в добродетелях, дивный [Феодор] весьма благоразумно, как, может быть, и не выразишь, относился к нему: не помышляя о

Из книги автора

«Лучшее» откровение? В самом начале главы я говорил о том, что Ветхий Завет часто противопоставляют Новому Завету. И между ними действительно есть большие отличия, так что нам не следует их игнорировать, ибо тот факт, что Бог выбрал такие разные способы открыть нам себя,

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, которые содержатся в книгах, чуткости и внимательности к слову, любви к чтению.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: Первый урок в данной теме.

Метод: Комбинированный, интегрированный с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная аппаратура;
  • презентация урока <Приложение 1 >
  • рисунки, иллюстрации;
  • выставка книг «Книга в твоей жизни»:
  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит.– М.: Педагогика, 1991.
  3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Линкова И.Я. Ты и твоя книга. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Николаева Л.А. Учитесь быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о книгах. – М.: Книга, 1977.
  8. Павлов И. Про твою книгу. – Л.: Детская литература, 1991.
  9. Тимаев Р. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книги. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать? Книга о книгах и людях, их написавших. – М.: Советская Россия, 1967.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

1. Сообщение темы урока и постановка задачи. Слайд 2

Учитель. «Чтение – вот лучшее учение». Так называется наш урок литературы, а эпиграфом к нему станет пословица: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Что такое пословица ? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль ).

Какие пословицы о книге вы знаете?

2. Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают пословицы).

С книгою жить – век не тужить.
Одна книга тысячи людей учит.
Дом без книги – день без солнца.
С ручейка – река, с книг – знания.
Книга – лучший друг. <Слайд3 >

II. Создание проблемной ситуации .

Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока: «Чтение – вот лучшее учение». Можно ли назвать это высказывание пословицей? Это слова Пушкина, который всю свою жизнь посвятил книгам. О значении книги и ее роли в жизни человека говорили многие русские поэты и писатели, в том числе и Паустовский. Слайд 4.

О пользе «учения книжного» размышляли люди во все времена, с тех самых пор, как научились читать. Как вы думаете, когда могла быть произнесена следующая фраза? <Слайд 5> « …Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости… ими мы в печали утешаемся…» (Из «Повести временных лет» )

Фронтальный опрос:

Назовите столицу Древней Руси? (Киев)

При каком князе Киев стал культурным центром Древней Руси? (Ярослав Мудрый)

В каком веке началось летописание на Руси? (в ХI веке)

Что такое летопись? (описание событий по годам)

Кто был первым русским летописцем? (киево-печерский монах Никон, в 1073 г. составил летопись, его труд продолжили другие; в 1113 году монах Киево-Печерской лавры Нестор составил «Повесть временных лет»; до нас дошла переработанная, переписанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром).

III. Объяснение новой темы.

Рассказ о русском летописании. Слайд 6.

Работа с иллюстрациями «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56 учебника «Литература» 6 кл.) и репродукция картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац учебника).

Учитель. Произведения древнерусского искусства – иконы, книжные миниатюры – отличались от картин и рисунков художников нашего времени. Сравним древнерусскую миниатюру «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56) и репродукцию картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац). Тема одна, но изображение монаха-летописца разное.

Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на них толстые книги. Перед наклонным столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Подробно выписаны детали одежды, столик и все, что находится на нем. Позади летописца – окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

Всмотримся в древнерусскую миниатюру . Это келья? Почему же она снаружи монастыря? Почему столик – где-то позади летописца? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Перед древнерусским художником стоят особые задачи: не запечатлеть увиденное, а указать, что за видимым миром есть мир невидимый. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.

Поэтому-то он и вслушивается в Слово истины, доносящееся с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца, а его поза и выражение лица исполнены глубокого благоговейного внимания. На свитке, который как бы парит в воздухе, написано: «Вначале было Слово» – так начинается Евангелие от Иоанна.

Предметы изображены лишь для того, чтобы указать на главное (нет правдоподобного и точного выписывания деталей). В центре – фигура летописца, а все остальное расположено вокруг него, чтобы указать: перед нами летописец. Столик с двумя чернильницами (черные и красные чернила), перочинный нож (чинить перья), стул и подножие (рабочее место летописца) – все обозначено точно, хотя и расположено необычно. Монастырское здание позади, как бы вне стен – указать, что летопись пишется в монастыре: вот этот монах.

Как же писали первые книги? Как относились к книгам в Древней Руси? Послушаем ваших одноклассников.

IV. Сообщения учащихся.

Красная строка (читает ученик). Слайд 7.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные.

Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

В ХVI веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали. Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой. Позже появилось и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.

Книгопечатание (читает ученик). <Слайд 8>

Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойденными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.

Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатным станком Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания – пунсон и матрица , подвижные литеры , печатная форма и книжный блок – сохранились.

Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Черные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, – лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей.

Первопечатник Иван Федоров (читает ученик). <Слайд 9>

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице нашей Родины?

Перенесемся в ХVI век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.

Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.

V. Библиотекарь <Слайд10>

В XVI веке после возникновения книгопечатания и появления первой печатной книги Ивана Федорова в России было выпущено до конца столетия не более 50 наименований книг, в XVII веке – около 1000, в XVIII – до 500 тысяч наименований.

Каждый 4-й экземпляр книг, выпускаемых теперь во всем мире, – это книга, изданная в нашей стране. Мир знаний и духовных богатств широко раскрылся для всех.

Поэт А.Блок заметил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» Пользоваться книгой – значит знать, из чего она состоит. Каждый учебный год на первом уроке вы знакомитесь с учебником и вспоминаете основные элементы книги. Посмотрите внимательно на экран. Все ли слова вам знакомы? <Слайд 11>

VI. Учитель. Словарная работа.

Фронтиспис <Слайд 12>. Происходит от двух латинских слов frontis – «лоб» и аspiecio – «смотреть» – рисунок, отражающий главную идею или наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте (рядом) с титульным листом.

VII. Библиотекарь.

Книга, по словам М.Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством». И подтверждением этих слов станет занимательная страничка нашего урока.

1. Знаете ли вы? Книга – великан. <Слайд 13>. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из них находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

2. Это интересно! «От доски до доски». <Слайд 14>, Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы они лучше сохранялись и чтобы ими было удобнее пользоваться, переплеты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Сохранилось выражение «от доски до доски». Оно напоминает об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

3. Есть над чем подумать. Символ благосостояния нашего народа. <Слайд 15>. ВДревней Руси книги писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей. И украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, на целое стадо коров. Значит, символомблагосостояния в Древней Руси была книга. А в ХХ веке? 60-е гг. – телевизор; 70-е гг.– магнитофон; 80-е гг. – видео; начало 90-х гг. – компьютер; начало ХХI в. – Интернет. За чем же будет Будущее???Будет ли в нем место для книги?

VII. Учитель.

Вы уже знаете, что в рамках подготовки к проведению Всероссийской акции «Открытый урок чтения» среди учащихся 5-11-х классов и родителей в гимназии проводился опрос на тему «Может ли компьютер заменить книгу?» Общие итоги по школе еще не подведены. Я ознакомлю вас с результатами анкетирования нашего класса и зачитаю самые интересные высказывания ваших родителей.

Может ли компьютер заменить книгу?

Из высказываний родителей : «Читать книгу интереснее, но когда нужно что-то узнать или получить какую-нибудь информацию, с компьютером это можно сделать быстрее и легче» (мама Алины С.); «Книга – это что-то живое, а компьютер – это экран, который излучает. Его нельзя долго читать. Это искусственный лист» (мама Лилии М.); «В компьютере можно найти любую информацию и разные тексты книг, но читать приятнее и интереснее, держа книгу в руках» (мама Эльвиры Ф.); «Благодаря книге, мы становимся образованнее, мудрее, лучше понимаем окружающий мир» (мама Эльмиры Г.).

VIII. Библиотекарь. Обзор книжной выставки: «Книга в твоей жизни»

IХ. Учитель.

Обратим внимание еще на один эпиграф к нашему уроку.

Книга – учитель, книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук. (В.Боков)

«Велика есть польза от учения книжного…» Как прав был древний летописец! Оживают под его пером в «Повести временных лет» события и люди Древней Руси. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.

    Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации и слайды к литературным произведениям.

    Ход занятия .

    Учитель

    Без головы, а всё знает,

    Учитель : Молодцы! Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение - лучшее учение.

    Учитель

    Учитель:

    Учитель:

    Учитель : Есть такая пословица: чтение - лучшее учение. Как вы её понимаете? (ответы учеников)

    Учитель:

    Учитель: Книга - это источник знаний, зеркало жизни и наш друг. И мы должны бережно относиться к этому источнику и другу. А почему нужно беречь книгу? Как нужно обращаться с книгой? (Ответы учеников).

    Примерные варианты ответов:

    Книги нельзя рвать;

    Нельзя книги бросать;

    Учитель: Правильно, книги надо беречь. С помощью книг мы окунаемся в другой мир - мир фантазий, интриг, знаний, смеха и добра. Книги часто открывают нам то, что мы не знаем, о чём даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений, внутренний мир человека и многое другое. Книги развивают нашу речь. Книги полезны и необходимы человеку. Их нужно беречь, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.

    Учитель:

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия "Чтение - вот лучшее учение" »

Методическая разработка внеклассного мероприятия по чтению (классный час).

Тема: «Чтение – вот лучшее учение»

(беседа – викторина) 3 класс.

Цели:

    развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку;

    учить детей любить книги и воспитывать бережное отношение к ним;

    формировать учебно-языковые и речевые умения и навыки;

    закреплять знания, полученные при чтении;

    развивать речь, память, воображение и мышление;

    совершенствовать свою устную речь; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: презентация,выставка книг, иллюстрации и слайды к литературным произведениям.

Ход занятия .

Учитель : Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.

Без языка, а обо всём рассказывает?

Без головы, а всё знает,

Без ног, а везде бывает? (Книга).

Учитель : Молодцы! Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение – лучшее учение.

Какие ваши любимые книги? (Ответы учеников).

Учитель : Проведём викторину «Кто много читает, тот много знает», которая покажет ваши знания по литературным произведениям.

1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)

2. В какой сказке посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).

3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).

5. К кому шла Элли? (К волшебнику Изумрудного города).

6. Имя девочки с голубыми волосами? (Мальвина).

7. В какой сказке жила очень маленькая девочка, которая на ласточке улетела в страну эльфов? («Дюймовочка»).

8. Что нашёл Алладин? (Волшебную лампу).

9. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).

10. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).

11. Кто такой Н.Н. Носов? (Писатель).

13. Умывальник хромоногий, всех мочалок командир? (Мойдодыр).

14.Человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).

15. Какой дед спасал зайцев? (Дед Мазай).

16. Сколько лепестков было на цветке у девочки Жени? (Семь).

Учитель: А вы знаете, как появилась грамотность на Руси? Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука была названа кириллица.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками-миниатюрами. Первыми литературными произведениями были летописи, а первыми летописцами (т.е. писателями) являются Митрополит Илларион и монах Нестор.

Учитель: Книг много, они учат нас, помогают ориентироваться в жизни и учёбе.

Учитель : Есть такая пословица: чтение – лучшее учение. Как вы её понимаете? (ответы учеников)

Учитель: Казахский писатель Нурпеисов как-то сказал: «Ну что я знал раньше? Свою деревню и на два дня конского бега кругом неё. А книги открыли мне мир». Книг очень много и все они разные. Бывают исторические книги, они рассказывают нам об истории нашей страны, фантастические книги, книги, рассказывающие о природе, животных. С какими книгами вы уже знакомы? (Ученики рассказывают, какие книги они принесли на классный час и почему выбрали именно данную книгу).

Учитель: Книга – это источник знаний, зеркало жизни и наш друг. И мы должны бережно относиться к этому источнику и другу. А почему нужно беречь книгу? Как нужно обращаться с книгой? (Ответы учеников).

Примерныевариантыответов:

Книги нельзя рвать;

Вымыть руки перед тем, как начать работать с книгой;

Пользоваться обложками для книг;

Нельзя книги бросать;

Пользоваться закладками при остановках чтения;

Не сгибать книгу пополам и не вырывать страницы;

Не рисовать в книгах и не загибать страницы;

У каждой книги должно быть своё место;

Если книга порвалась, заклеить её.

Учитель: Правильно, книги надо беречь. С помощью книг мы окунаемся в другой мир – мир фантазий, интриг, знаний, смеха и добра. Книги часто открывают нам то, что мы не знаем, о чём даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений, внутренний мир человека и многое другое. Книги развивают нашу речь. Книги полезны и необходимы человеку. Их нужно беречь, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.

А вы знаете, что картон и бумагу делают из дерева? Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей планеты.

Учитель: Существует множество книг: учебники, словари, энциклопедии, справочники, художественная литература. К книге нужно относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Рассматривать, выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Вы будете идти по жизни всё дальше и дальше, а прочитанные вами книги будут идти вместе с вами. Поэтому, читать важно, читать нужно, читать интересно!