Кто такой самуэль батлер. Сэмюэль батлер

Самюэль Батлер - английский писатель, классик викторианской литературы, переводчик, живописец - появился на свет 4 декабря 1835 г. в г. Лангар (графство Ноттингемпшир). Его дед и отец были священнослужителями, и жизненный путь их наследника, казалось бы, был предопределен. Сэмюэл действительно принял духовный сан, закончив в 1858 г. Кембриджский университет. Однако течение его жизни приняло совершенно другое направление: нешуточная увлеченность естествознанием, философией, страстная любовь к рисованию и музыке совершили переворот в его мировоззрении, заставив разочароваться в религии и отказаться от сана священника. Ценой этого шага стал разрыв с близкими людьми; многие из друзей Батлера тоже не смогли поддерживать прежние теплые отношения.

Порвав с окружением, Сэмюэл Батлер с 1859 г. уехал жить в Новую Зеландию, где зарабатывал разведением овец. Несостоявшийся священник весьма преуспел в этом занятии, но оно было далеко не единственным в его жизни. Он мог уделять достаточно внимания любимой живописи и музыке, стал активно осваивать современные ему и древние языки, писал эссе на темы естествознания и теологии. На этом этапе биографии он заявил о себе как страстный поклонник и пропагандист эволюционного учения Чарльза Дарвин .

Возвращение Батлера на родину состоялось в 1864 г. Он вел уединенный образ жизни, занимаясь не только публицистикой и переводами, но и написанием художественных произведений. В 1872 г. увидел свет сатирический роман под названием «Едгин», представлявшим собой перевертыш (если прочитать его наоборот, получится «нигде»). Отражавшая пороки викторианского общества книга быстро стала очень известной и стала единственным более-менее успешным коммерческим предприятием Батлера, т.к. его другие литературные труды не принесли прибыли, хотя и не остались без внимания публики. В 1897 г. вышла книга «Сочинительница Одиссеи», в которой исследователь рассматривает оригинальную версию о том, что великое произведение принадлежит перу женщины. Сам он перевел и «Одиссею», и «Илиаду».

В 1899 г. Сэмюэл Батлер издал «Перечитывая сонеты Шекспира », в 1901 г. - роман «Возвращение в Едгин», ставший продолжением первого произведения, однако головокружительной славы писателя так и не познал – равно как не стал знаменитым художником, хотя достаточно много времени уделял живописи, выставлял полотна в Королевской Академии. Тем не менее Батлер внес определенный вклад в историю английской прозы, его реалистичное творчество было высоко оценено Бернардом Шоу и Форстером, впоследствии – Моэмом, Оруэллом, Джойсом, Хаксли.

Самым знаменитым литературным произведением Сэмюэля Батлера считается написанный в 80-х гг., но в соответствии с его волеизъявлением опубликованный уже после смерти, в 1903 г., автобиографический роман «Путь всякой плоти», который был написан в очень откровенной манере и изобличал лицемерие пуританского общества. Скончался Сэмюэль Батлер в Лондоне 18 июня 1902 года.

Биография из Википедии

Сын и внук священников. Закончил Кембриджский университет в 1858 году. Увлёкся музыкой и рисованием. Порвав с отцом, в 1859-1864 годах жил в Новой Зеландии, разводил овец. Стал горячим приверженцем дарвинизма, свои взгляды изложил в исследовании Life and Habit (1877). Вернувшись в Англию, занялся литературой и живописью, жил отшельником. Путешествовал по Италии и Сицилии. Выставлял картины в Королевской Академии, писал об итальянском искусстве. Ни литературного, ни художнического успеха не имел, хотя его прозу высоко ценили Форстер и Шоу, а позднее Джойс, Лоренс, Олдос Хаксли, Моэм, Джордж Оруэлл.

Творчество

Автор утопических романов «Едгин (англ.)» (1872, без имени автора; название - анаграмма слова нигде ) и «Возвращение в Едгин (англ.)» (1901), представляющих критическую пародию на общество Викторианской эпохи. Перевёл поэмы Гомера , выступал по гомеровскому и шекспировскому вопросу; в частности, он выдвинул гипотезу, что автором «Одиссеи» могла быть женщина (затем её развил Роберт Грейвс).

Перу Батлера принадлежит чрезвычайно откровенный автобиографический роман «Путь всякой плоти» (The Way of All Flesh ), который был завершён автором в 1880-х годах, но по воле автора не был опубликован при его жизни и вышел в свет лишь в 1903 году. Изданы также шесть томов его записных книжек, переписка.

Публикации на русском языке

  • Жизненный путь. - Л., 1938.
  • Путём всея плоти = The Way of All Flesh. - М.: Критерион, 2004. - 368 с. - (Мансарда). - 1000 экз. Х.
  • Сочинительница «Одиссеи» = The Authoress of the Odyssey / Переводчик Наталия Кулакова. - М.: Критерион, 2009. - 244 с. - (Мансарда).
  • Из записных книжек // Факт или вымысел? Антология / Составитель Александр Ливергант. - М.: Б. С. Г.-Пресс, 2008. - С. 511-541. - 1128 с. - 4000 экз.
  • Путь всякой плоти = The Way of All Flesh / Переводчики Л. Чернышева, А. Тарасова, Иван Чекалов. - М.: Ладомир; Наука, 2009. - 464 с. - (Литературные памятники). - 1000 экз.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Биография

Сын и внук священников. Закончил Кембриджский университет (). Увлёкся музыкой и рисованием. Порвав с отцом, в -1864 годах жил в Новой Зеландии , разводил овец. Стал горячим приверженцем дарвинизма , свои взгляды изложил в исследовании «Life and Habit» (1877) . Вернувшись в Англию, занялся литературой и живописью, жил отшельником. Путешествовал по Италии и Сицилии. Выставлял картины в Королевской Академии, писал об итальянском искусстве. Ни литературного, ни художнического успеха не имел, хотя его прозу высоко ценили Форстер и Шоу , а позднее Джойс , Лоуренс , Олдос Хаксли , Моэм , Джордж Оруэлл .

Творчество

Автор утопических романов «Едгин (англ. )» ( , без имени автора; название - анаграмма слова нигде ) и «Возвращение в Едгин (англ. )» (), представляющих критическую пародию на общество Викторианской эпохи . Перевёл поэмы Гомера , выступал по гомеровскому и шекспировскому вопросу ; в частности, он выдвинул гипотезу, что автором «Одиссеи » могла быть женщина (затем её развил Роберт Грейвс).

Перу Батлера принадлежит чрезвычайно откровенный автобиографический роман «The Way of All Flesh » (Путь всякой плоти), который был завершён автором в 1880-х годах, но по воле автора не был опубликован при его жизни и вышел в свет лишь в 1903 году . Изданы также шесть томов его записных книжек, переписка.

Публикации на русском языке

  • Жизненный путь. Л., 1938
  • Путём всея плоти. М.: Критерион, 2004
  • Из записных книжек// Факт или вымысел? Антология. М.: Б. С. Г.-Пресс, 2008, с.511-541
  • Путь всякой плоти. М.: Ладомир; Наука, 2009 (Литературные памятники )
  • Сокращённый перевод (пересказ) книги Самюэля Батлера "Нигдея" (Erewhon, 1872) можно найти по адресу: yurgenkon.ucoz.ru/Butler_Erewhon_pereskaz.pdf

Напишите отзыв о статье "Батлер, Сэмюэл"

Литература

  • Jones H.F. Samuel Butler, author of Erewhon (1835-1902) a memoir. London: Macmillan and Co., 1919 (биография)
  • Paradis J.G. Samuel Butler, Victorian against the grain: a critical overview. Toronto: University of Toronto Press, 2007
  • Шадурский М. И. Художественная модель мира в романах-утопиях С.Батлера и О.Хаксли. Минск: Изд-во БГУ, 2008

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1021 день))
  • на сайте Проза.ру

Отрывок, характеризующий Батлер, Сэмюэл

С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.

- (1835 1902) английский писатель. Антибуржуазная сатирическая дилогия Едгин (анаграмма слова нигде, 1872) и Возвращение в Едгин (1901); реалистический роман Жизненный путь (опубликован в 1903). Прозаический перевод поэм Гомера … Большой Энциклопедический словарь

Батлер Сэмюэл - I (Butler) (1612 1680), английский писатель. Ироикомическая поэма «Гудибрас» (1663 1678, не закончена) сатира на буржуа пуритан периода Английской революции XVII в. II (1835 1902), английский писатель. Скептическое отношение к общественной… … Энциклопедический словарь

БАТЛЕР Сэмюэл - (Butler, Samuel) 1. английский сатирик (1612 1680), английский сатирик. Крещен 8 февраля 1612 в Стренсеме (графство Вустершир). В 1663 опубликовал первую часть поэмы Гудибрас (Hudibras). Вторая часть появилась на следующий год, третья в 1678. В… … Энциклопедия Кольера

БАТЛЕР Сэмюэл - БАТЛЕР (Butler) Сэмюэл (1835—1902), английский писатель. Сатирич. дилогия «Едгин» (перевертыш слова «нигде»; 1872), «Возвращение в Едгин» (1901); ром. «Путь всякой плоти» (опубл. 1903, п. — «Жизненный путь», 1938). Иссл. о Гомере,… … Литературный энциклопедический словарь

БАТЛЕР Сэмюэл (1835-1902) - БАТЛЕР Сэмюэл (4 декабря 1835, Лангар, близ Бингема, графство Ноттингемшир 18 июня 1902, Лондон), английский писатель. Родился в семье священника. Учился в Шрусбери скул, затем в Сент Джонс колледже Кембриджского университета (окончил в 1858). В… … Энциклопедический словарь

БАТЛЕР Сэмюэл (1612-1680) - БАТЛЕР (Butler) Сэмюэл (8 февраля 1612, Вустер 25 сентября 1680, Лондон), английский писатель. Сын мелкого фермера. Литературную деятельность начал в годы Реставрации восстановления династии Стюартов (1600 1688). Противник пуритан (см. ПУРИТАНЕ) … Энциклопедический словарь

Батлер Сэмюэл (англ. писатель) - Батлер (Butler) Сэмюэл (4.12.1835, Лангар, графство Ноттингемшир, ‒ 18.6.1902, Лондон), английский писатель. Сын священника; окончив университет, принял духовный сан, затем отказался от карьеры священника. Разоблачение лицемерия буржуазной морали …

Батлер Сэмюэл (англ. поэт-сатирик) - Батлер (Butler) Сэмюэл (8.2.1612, Вустер, ‒ 25.9.1680, Лондон), английский поэт сатирик. Сын мелкого фермера. Литературную деятельность начал в годы Реставрации ‒ восстановления династии Стюартов (1600‒88). Противник пуритан, Б. прославился… … Большая советская энциклопедия

Батлер, Сэмюэл (поэт) - «Гудибрас» с портретом Батлера (издание 1744 г. с иллюстрациями У. Хогарта) Сэмюэл Батлер (крещён в феврале 1613 25 сентября 1680) английский поэт сатири … Википедия

Батлер (Butler). Биография. - Батлер (Butler). Биография. Батлер Сэмюэл (Butler, Samuel) (1835 1902) Батлер (Butler) Биография Английский философ, писатель, музыкант, художник, теолог. Родился 4 декабря 1835, в Лангаре, близ Бингема, графство Ноттингемшир. Сын священника.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Батлер Сэмюэл (1835-1902), английский писатель. Родился 4 декабря 1835 в Лангаре близ Бингема (графство Ноттингемшир), в семье священника. Учился сначала в Шрусбери-скул, затем в Сент-Джонс-колледже Кембриджского университета, который окончил в 1858. В 1859 эмигрировал в Новую Зеландию, где занялся разведением овец. Там он прочел Происхождение видов Ч.Дарвина и сделался горячим приверженцем теории эволюции. Пропагандировал идеи Дарвина в местных газетах.

Успешно занимаясь овцеводством, Батлер удвоил свой капитал и в 1864 вернулся в Англию. Несколько лет он посвятил изучению живописи и переработке ранних очерков, которые впоследствии включил в свою первую книгу Едгин (Erehwon, 1872), навеянную яркими воспоминаниями о жизни в Новой Зеландии. В этом сатирическом романе молодой англичанин открывает страну Едгин (анаграмма слова "нигде"), нравы и общественное устройство которой - не что иное, как иронически преображенная викторианская Англия. Книга мгновенно завоевала успех, хотя и осталась единственной публикацией Батлера, которая принесли какую-то прибыль. Его следующая книга Надежная гавань (The Fair Haven, 1873) - изложение рационалистических взглядов автора. Со временем Батлер пришел к выводу, что Дарвин недооценил роль в эволюции индивидуального сознания.

Бог не может изменить прошлое, но историки могут.

Батлер Сэмюэл

Сэмюэл Батлер - фото

Сэмюэл Батлер - цитаты

Наша ошибка часто заключается не в содеянном, а в сожалении о содеянном.

Реальность - не более чем иллюзия, однако иллюзия настолько сильная и универсальная, что никто не может ей сопротивляться.