Кто такой фраер на блатном жаргоне. "Фраер": значение слова в русском языке

История слова – история страны

«Обменяли хулигана
на Луиса Корвалана»

Итак, уже в начале 50-х воры и их подручные после разборок с «битыми фраерами» и "мужиками" меняют тактику. Они поддерживают забастовки и восстания «политиков», выступая с ними единым фронтом.

С конца 50-х начинается период «развода» также и профессиональных преступников из "сучьей масти" и официальных властей. После провозглашения курса на полное искоренение преступности государство перестало считать уголовников «социально близкими». И те ответили взаимностью. С этого времени «воровской закон», арестантские «правила» и «понятия» становятся открыто антикоммунистическими. «Коммуняки» наряду с «мусорами» выдвигаются в первые ряды врагов «благородного преступного мира».

Всякий человек, открыто или тайно выступающий против советского тоталитарного режима, становится личностью, уважаемой в «воровском» мире. С этого времени слово «политик» ПРИОБРЕТАЕТ В УГОЛОВНОЙ СРЕДЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ, СЛУЖИТ ОДОБРИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ. В середине 60-х, когда власть развернула борьбу против «диссидентов» и стала бросать их в лагеря после «показательных процессов», она всё ещё не понимала перемены в настроениях уголовников, по старинке считая, что те бросятся творить расправу с «антисоветчиками». Но выходило всё с точностью до наоборот: «политиков» встречали с распростёртыми объятиями, они становились здесь одними из самых уважаемых людей, к их словам и советам прислушивались... Тюрьмы и колонии стали настоящими школами антисоветского воспитания народа, университетами и академиями антикоммунизма.

Шаламов, Снегов, Гинзбург, Разгон, Солженицын, сотни и тысячи узников сталинского ГУЛАГа в своих мемуарах единодушно подчёркивают негативное отношение «блатных» 30-х – 50-х годов к «контрикам». Однако в 60-е и далее картина вырисовывается совершенно противоположная. Для иллюстрации обратимся к автобиографическому роману Андрея Донатовича Синявского «Спокойной ночи!» Напомним, что Синявский с 1959 года передавал часть своих произведений на Запад, где они печатались под псевдонимом Абрам Терц. 8 сентября 1965 года Синявский со своим другом Юлием Даниэлем был арестован. Позже, после громкого политического процесса, они были приговорены к длительным срокам наказания: Синявский - к семи годам лишения свободы, Даниэль - к пяти. И вот «Абрашка Терц» направляется этапом в Потьму, в мордовские лагеря. Далее предоставим слово ему самому:

"Смотрю, проталкиваются трое. Судя по всему, - из серьёзных. Независимо. Раскидывая взглядом толпу, которая раздаётся как веер, хотя некуда тесниться.
- Вы из Лефортова?
- Из Лефортова.
- А вы в Лефортове, случайно, Даниэля, или, там, Синявского не видали?
- Видал. Я - Синявский...
Стою, опираясь на ноги, жду удара. И происходит неладное. Вместо того, чтобы бить, обнимают, жмут руки. Кто-то орёт: «Качать Синявского!» И заткнулся: «Молчи, падаль! Нашёл время...»
...Народ грамотный, толковый. Рецидивисты. У одного четыре судимости. У другого - пять. Я один - интеллигент, «политик». Послезавтра, говорят, нас развезут, кого куда, по ветке, по лагпунктам... И мы уже не встретимся, не пересечёмся. Политических с некоторых пор отделяют от уголовных. Чтобы не слилась, очевидно, вражеская агитация с естественной народной волной. Боятся идеи? Заразы? Им виднее. У них позади - революция. Но куда ещё идейнее, активнее добрых моих уголовников и кто из нас тут, не пойму, опасный агитатор? Каждый торопится выразить своё уважение. Ещё бы - читали в газетах! Большой человек в преступном мире! Пахан!
- По радио о вас передавали, Андрей Донатович! Я сам слышал! По радио!
В блатной среде ценится известность. Но есть и ещё одно, что я уцепил тогда: вопреки! Вопреки газетам, тюрьме, правительству. Вопреки смыслу. Что меня поносили на радио, на собраниях и в печати - было для них почётом. Сподобился!.. А то, что обманным путём переправил на Запад, не винился, не кланялся перед судом, - вырастало меня, вообще, в какой-то неузнаваемый образ. Не человека. Не автора. Нет, скорее, в какого-то Вора с прописной, изобразительной буквы, как в старинных инкунабулах. И, признаться, это нравилось мне и льстило...
...Да, Пахомов (следователь, который вёл дело Синявского. - А.С.), не повезло вам... Вам невдомёк, как меня сейчас величают, как цацкают меня, писателя, благодаря вашим стараниям. И кто? Кто? Воры, хулиганы, бандиты, что, дайте срок, всякого прирежут, независимо от ранга. И нас раньше, по вашему наущению, резали. Времена, что ли, не те? Верить вам перестали? Народ, ваш народ, Пахомов, из которого вы вышли, а не я, которым вы гордитесь, клянётесь, козыряете что ни час, а не я, от которого остерегали, который науськивали на меня: изуродуют! спалят! растерзают! Вам, выходит, Пахомов, его надо бояться! Настала моя пора. Мой народ меня не убьёт. Вас бы, боюсь, не убили".

ТАКАЯ КАРТИНА БРАТАНИЯ УГОЛОВНИКОВ И «ПОЛИТИКОВ» характерна и для советской эпохи последующих десятилетий. Обратимся к свидетельствам Владимира Буковского, известного диссидента, правозащитника, неоднократно репрессированного, получившего в 1972 году семь лет лишения свободы с «довеском» - пять лет ссылки. В декабре 1976 года Буковского обменяли на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана. Это событие тут же вошло в фольклор, причём народ причислил диссидента к уголовникам:

Обменяли хулигана
На Луиса Корвалана.
Где бы взять такую ****ь,
Чтоб на Брежнева сменять?!

В автобиографической книге «И возвращается ветер...» Буковский пишет:

"Надо сказать, что отношение к нам уголовников тоже стало совершенно иное. Рассказывают, что ещё лет 20 назад называли они нашего брата не иначе как фашистами, грабили на этапе и по пересылкам, угнетали в лагерях и так далее. Теперь же вот эти самые уголовники добровольно помогали таскать на этапах мои мешки с книгами, делились куревом и едой. Просили рассказать, за что мы сидим, чего добиваемся, с любопытством читали мой приговор и только одному не могли поверить - что всё это мы бесплатно делаем, не за деньги. Очень их поражало, что вот так, запросто, сознательно и бескорыстно люди идут в тюрьму. Во Владимирской тюрьме отношения у нас с ними сложились самые добрососедские: постоянно обращались они к нам с вопросами, за советами, а то и за помощью. Мы были высшими судьями во всех их спорах, помогали им писать жалобы, разъясняли законы, и уж, разумеется, бесконечно расспрашивали они нас о политике.
В тюрьме хочешь не хочешь, а даже уголовники читают газеты, слушают местное радио и, может быть, впервые в жизни задумываются: отчего же так скверно жизнь устроена в Советском Союзе? Подавляющее их большинство настроено резко антисоветски, а слово «коммунист» - чуть ли не ругательство".

Буковский абсолютно прав. Более того: ругательством считалось и считается в «блатном» мире не только слово «коммунист», «коммуняка». Пренебрежительно-презрительный оттенок появился в эти годы и у слова «комсомолец». Так называют в арестантском мире зэков, которые стремятся добросовестно следовать указаниям начальства, выполнять все требования режима, правила внутреннего распорядка, проявляют инициативу... «Комсомольцами» также называют уголовники людей простодушных, которых легко обмануть, которыми легко помыкать...

Слышишь, ты меня что, за комсомольца держишь?! - может резко бросить один уголовник другому, если тот обратится с просьбой принести ему что-то или куда-то сходить.

И даже слово «пионер» звучит на жаргоне издевательски, обозначая мелкого, незначащего человечка, готового на любые услуги (часто произносят «пионэр»). Обращение типа - «Сбегай по-пионерски!» может легко быть воспринято как оскорбление именно из-за последнего определения.

Именно в 60-е годы в уголовном мире возникает активное неприятие красного цвета как символа ненавистной власти. Поначалу уголовники даже могли не выйти на свидание к жене или матери только потому, что она приехала в платье красного цвета; не брали в посылках еду или предметы первой необходимости в красной упаковке и т.д. (очень быстро, впрочем, эти запреты на «взросляке» отмирают, но ещё долго продолжают существовать в колониях для несовершеннолетних преступников - на «малолетке»).

В жаргоне появляется определение помощников администрации из числа арестантов - «красные». Этот эпитет стал равноценен таким, как «сука», «козёл», «лохмач»... «Зоны» начинают разделяться на «красные» и «чёрные» (как во время «сучьей войны» - на «сучьи» и «воровские»). «Красными зонами» уголовный мир называет те, где главенствует администрация и члены самодеятельных организаций осуждённых; «чёрными» - где действуют арестантские «понятия» и «воровской закон».

В 60-е-70-е «уркаганы» доходят до того, что начинают наносить себе антикоммунистические наколки, открыто бравируя этим! Во время «воровских ломок» чрезвычайно популярной становится наколка «Раб КПСС», демонстративно наносимая «урками» на лоб или на веки.

Администрация мест лишения свободы жестоко боролась с этим, заставляя врачей без наркоза вырезать надпись и сшивать строптивцам кожу на лбу. Татуировались также надписи типа «Лучше иметь дочку-****ь, чем сына - коммуниста», «Хороший коммунист - мёртвый коммунист», «Верь не в коммунизм, а в Бога» и проч.
Распространилась мода на татуировки с фашистской символикой: свастикой, Железным крестом, эсэсовскими «молниями», надписями «Gott mit uns» («С нами Бог») и «Jedem das seine» («Каждому - своё» - надпись над воротами Бухенвальда). Таким образом «блатной» мир бросал вызов официальной идеологии...

ИТАК, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УГОЛОВНИКИ С НАЧАЛА 60-Х СТАНОВЯТСЯ ЯРЫМИ АНТИКОММУНИСТАМИ. С другой стороны, и власть использует «блатную карту» в своих интересах, нередко навязывая обывателю представление о том, что любые выступления против официальной линии - дело либо ненормальных людей, либо негодяев, работающих на иностранные разведки, либо «блатных». Шпионы и «уркаганы» официальной пропагандой часто подаются как идейные соратники, «близнецы-братья». Эта линия проводится и в искусстве: например, в детективе «Дело пёстрых» агент зарубежной разведки обращается за помощью к уголовному «пахану»; позже в сериале «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение Бекаса» сотрудник КГБ втирается в доверие к иностранному шпиону под видом уголовника Бекаса - и т.д.

Массовые политические выступления тоже подавались под видом «общеуголовных». Например, новочеркасские события 1962 года, когда рабочие, студенты и другие жители города выступили с экономическими требованиями и критикой власти, а затем были расстреляны и разогнаны при помощи танков и подразделений МВД и армии, преподносились как «беспорядки, спровоцированные уголовниками». Автору этой книги приходилось беседовать в начале 80-х годов с некоторыми милицейскими чинами, имевшими отношение к подавлению новочеркасского восстания. Они совершенно серьёзно пытались доказать, что в 1962 году в Новочеркасске «бунтовали» хулиганы и бандиты, а рабочие чуть ли не сидели по домам!

В общем, в результате государство и уголовники стали настолько «социально далёкими», что ни о каком сближении и взаимопонимании (как это было в 30-е - 40-е годы) не могло быть и речи.

Фраер становится «благородным разбойником»
В ЭТОТ ЖЕ ПЕРИОД испытавший серьёзные удары судьбы «воровской» мир ищет новые методы работы, разрабатывает несколько изменённую идеологию. Ему нужны новые легионеры, молодое пополнение. Причём теперь, в отличие от прошлого, «воры» и их подручные проповедуют «демократизм» и «широту взглядов».

Первоначальная «идея» «воровского» мира была основана на том, что «блатные», «законники» - единственные люди, достойные уважения. По отношению друг к другу они используют самые святые принципы. Зато все остальные («штымпы», «фраера», «олени» и пр.) - не более чем жертвы, недостойные ни сострадания, ни сожаления. С ними «блатной» волен поступать как угодно. В отношении людей, не принадлежащих к профессиональному преступному сообществу, у «вора» не существует соображений морали. «Фраер - это такое животное» - говорили «блатари».

Однако уже в 70-е портрет «идейного» уголовника вырисовывается несколько иной. Чем выше по рангу, «авторитетнее» преступник, тем сдержаннее, спокойнее, даже культурнее ведёт он себя по отношению к людям, не принадлежащим к уголовному миру. Более того: он не подчёркивает своего антагонизма по отношению к законопослушным гражданам. Наоборот, часто старается выступить их защитником от беспредела, человеком, который печётся о справедливости... «Честные воры» на первое место стали выдвигать идеи «защиты справедливости», «братства честных арестантов», во главе которого стоят «честные воры». Именно они пекутся о том, чтобы каждый «достойный сиделец» без помех, спокойно «отмотал» свой срок, не нарушая «вековых традиций» тюремно-лагерной жизни. Выковывался образ «вора»-«страдальца» «за народное дело», справедливого и мудрого человека, готового отстаивать «идею» и защищать арестантов.

Кто такой настоящий вор? - терпеливо разъясняли «идеологи» «воровского движения». - Им по блату не станешь. Вор своё звание выстрадал. Он полжизни по этапам «плавал», страдал за «братву», чахотку по тюрьмам зарабатывал... Он крест на шею надел. Знаешь, почему в воры крестят? Потому что он за всех арестантов крест несёт! Если «суки» беспредельничают или, к примеру, «менты» на «зоне» несправедливость творят, «мужик» может промолчать или в уголке отсидеться. А вор обязан за арестанта голос поднять! Вору скрываться по «масти» не положено. Он, как на «зону» входит, сразу объявляется! И народ знает: если это - вор, то в лагерях порядок будет! И любой спор между «сидельцами» он справедливо решит. Воры - это святые люди.

ИЗМЕНЕНИЯ «ПОНЯТИЙ» КОСНУЛИСЬ И АРГО. Именно ближе к 80-м в жаргоне изменяется значение слова «фраер». Теперь «фраерами» стали называть преступников и осуждённых из числа профессиональных уголовников! И в настоящее время «фраер» - это рядовой, пехотинец уголовного мира, его, так сказать, «вольный стрелок». «Козырный фраер», «честный фраер» - это вообще авторитетный уголовник, БЛИЗКИЙ К «ВОРАМ». Таким образом «воровское» сообщество как бы пыталось стереть резкую границу между «фраерским» и преступным миром. Кроме того, не следует забывать, что и диссиденты, «политики», «шпионы» - люди, заслужившие с начала 60-х уважение и почёт в «воровском» мире - принадлежали к «фраерскому» сословию. А они зарекомендовали себя как «духовитые», то есть люди с характером, волей, куражом - с теми качествами, которые ценятся в «босяцком» кругу.

Слово «фраер» завоевало достойные позиции в уголовном мире. Для обозначения простачка остались такие слова, как «штемп» («штымп»), «лох», «фуцан» и т.д. Фраера же нынче – это «благородные разбойники».

Наверняка, каждый из нас слышал выражение про какого-то фраера, которого сгубила собственная жадность. Также частенько употребляется выражение «недолго музыка играла, недолго фраер танцевал». Что же означает это выражение? Фраер - кто это вообще? Откуда пошло это слово и что оно означает, если рассматривать его с разных социальных углов.

Происхождение

Как утверждают специалисты-историки, слово freier впервые появилось в обиходе немцев несколько сотен лет тому назад. С древненемецкого «фраер» - кто человек, который совершенно свободен от каких-либо обязательств, или жених. Также есть перевод, где данное слово обозначает молодого человека, часто посещающего публичные дома и имеющего достаточно денег, чтобы снимать на ночь девушку легкого поведения. Подобный перевод «жених, возлюбленный» встречается у этого слова и в украинских толковых словарях.

Воровской жаргон

Неизвестно, из немецкого или украинского лексикона пошло слово, как говорится, в народ, но пришилось оно там основательно. Ученые говорят, что ближе всего был немецкий, так как он перешел в идиш, а оттуда уже многие слова и выражения попали в блатной воровской лексикон одесситов довоенного и поствоенного времени.

Если говорить о воровском лексиконе, то это слово может иметь разное значение. Фраер козырный - это человек, который сидел в местах лишения свободы и относится к блатным ворам. Фраер цивильный - человек, который никогда в тюрьме не был, интеллигент, является очень лакомым денежным куском для бандитов, хулиганов и воров. Даже в польском воровском жаргоне есть такое слово. У поляков frajer - это простофиля, которого очень легко обмануть. Получается, что языки разные, а фраер - это везде фраер.

Есть и другие жаргонные вариации, объясняющие, что значит «фраер». Например, это слово может означать заключенного, но того, кто только начал свой воровской путь и еще не причислен к высшей воровской касте. Бандиты и блатные - это одно, а приблатненный фраер - совсем другое.

Вторую группу разрешается обворовывать, обманывать. Такой фраер считается простаком, лохом, неопытным человеком. Довольно часто можно услышать фразу: «Что я - фраер что ли?». Она будет означать, что человек не причисляет себя в тем, кого так легко обмануть, обворовать и обвести вокруг пальца.

Щеголь или франт

А что говорят толковые словари? Фраер - кто это? В них есть несколько определений слова. Во-первых, это просто мужчина. Да, так и пишут многие словари: фраер - мужчина. Наверняка, здесь подразумевается человек, который ухаживает за женщиной или проводит с ней время. Во-вторых, данное слово обозначает очень хорошо и по моде одетого человека. Довольно часто в советских лагерях так называли людей, принадлежащих в политической элите. Политзаключенные всегда были на порядок опрятнее, следили даже в таких ужасных условиях за тем, как они выглядят.

Выражения

Итак, мы разобрались и ответили на поставленный вопрос: «Фраер - кто это такой?». Однако с данным словом существует огромная масса выражений и словосочетаний, в значении которых тоже стоит разобраться.

  • Фраер на катушках - человек, который отличается веселым бойким нравом. Его еще называют «живчик».
  • Фраернуться - не получить желаемого, ошибиться или даже опозориться.
  • Набушмаченный фраер - человек, который может никогда и не бывал в местах лишения свободы, но отлично знает все законы и традиции воровского мира.
  • Фраериться означает пытаться выдать себя за опытного и матерого вора, который длительное время отсидел в тюрьме. Также может означать банальное хвастовство.
  • «Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал» - фраза, упомянутая нами выше. Означает, что бесшабашному гуляке пришел конец, удовольствия заканчиваются, начинается момент расплаты.

"КОЗЫРНОЙ ФРАЕР"

Отмотав от звонка до звонка первый срок, Карьков в провинцию возвращаться не стал. В зоне он быстро сошелся с нужными людьми. Они-то и написали кому надо «маляву» (воровское послание), в которой рекомендовалось: "Козырного фраера" встретить, обогреть и пристроить".

По фене "Козырным фраером" называют представителя низшей ступени в воровской иерархии. Проще сказать - начинающего вора. Только не в карьковском характере было находиться на подхвате. В зоне еще ладно. Там свои порядки и правила. От них никуда не денешься. Ты всегда на виду. На свободе совсем иное дело. Тут масштабы и возможности другие. Есть простор, на котором можно развернуться. Как это сделать? Такого вопроса перед Карьковымне стояло. Зоновские «университеты» он прошел не без пользы.

Из наркоманов, мелких воришек-домушников будущий пахан быстро собирает ядро новой банды примерно в двадцать человек. Он же намечает главный промысел - охота на подпольных наркоторговцев, щипание торгашей, разбогатевших на обмане покупателей и разных махинациях. У этого люда самого рыльце в пуху, и за здорово живешь не каждый побежит заявлять в милицию. Добычу делили и тут же пропивали, хватали «кайф» на воровских «малинах».

Можно назвать некоторых сотоварищей по банде, или по теперешнему «бойцов», "пехотинцев", из карьковской организованной преступной группы. Кто они? Что представляют из себя при более близком знакомстве? Например, Косой, или Владимир Куприянов. В свои сорок два года он имел образование четыре класса и в два раза больше судимостей, сроки по которым, если сложить их вместе, тянут аж за семьдесят лет. Спасибо амнистиям, досрочным освобождениям, на которые наше гуманное государство всегда было щедрым даже по отношению к самым изощренным бандюкам.

Другая не менее колоритная фигура - Сиська. Это по воровской кликухе. По паспорту это был Лев Генкин, тридцати шести лет. По милицейской картотеке - особо опасный рецидивист, каковым его признали после пятой судимости.

Для полноты картины можно назвать еще некоторых. По несколько судимостей и ходок на зону имели Миха (Владимир Михневич), Муха (Мухамед Ибрагимов), Жора (Георгий Аверьянов), Галка (Василий Галкин) и Балда (Владимир Быков). На момент формирования банды некоторые только вернулись из зон после отбытия наказания за предыдущие преступления. В массе своей все они были пристрастны к алкоголю и наркотикам.

Среди этой братвы резко выделялся девятнадцатилетний Вячеслав Иваньков, коренастый, взрывной крепыш. Он неплохо владел приемами японской борьбы джиу-джитсу. Говорят, именно за это свое умение он и получил впоследствии кличку Япончик, а совсем не за восточные черты лица, которые ему приписываются. Иваньков быстро вошел в круг приближенных Карькова, с кем пахан чаще всего выезжал на «дела». Забегая вперед, стоит подчеркнуть, что именно эта черта "личное участие", характерная для воров 60-70-х годов, подвела Монгола. Его повязали на разбое. Личное участие было доказано, и он загремел под фанфары на 15 лет. Произошло это в 1972 году. В приговоре суда от 12 июля по делу банды Карькова Вячеслав Иваньков упоминался пять раз, но тем не менее он остался за кадром, за недоказанностью. Хотя на самом деле был ни кем иным, как правой рукой пахана.

Это по инициативе Иванькова банда обзавелась грузовиком и двумя «Волгами». Колеса обеспечивали таксисты Трифонов, Бурмистров и шофер Буздин. В паре с Жорой Япончик добыл удостоверение сотрудника милиции. Его вытащили из кармана бесчувственного младшего лейтенанта Чухрова, которого напоили водкой со снотворным в гостинице «Северная» на Сущевском валу. Была раздобыта и форма. Она не вполне соответствовала удостоверению майора внутренних войск и старшего лейтенанта милиции. Но менять они ничего не стали. Так выглядело солиднее. К тому же, когда под нос перепуганной жертве суется удостоверение, у той вряд ли бывает возможность возмутиться несоответствием просветов и звездочек на погонах.

Пять эпизодов по делу в суде, которые пытались доказать Япончику, приходятся на факт разбойного нападения на буфетчицу шашлычной Ломакину. Охоту на нее братва Монгола устроила в мае-июне 1971 года. С десяток братков выслеживали жертву днем и ночью, на работе и дома. Однако женщине все удавалось ускользнуть. Несколько раз она чуть не попадала в расставленные засады, но всегда ускользала. Наконец, ее удалось подкараулить у подъезда дома.

К возвращающейся с работы женщине подкатила «Волга». Она не успела и пикнуть, как выскочившие из нее мужчины подхватили ее под руки и впихнули на заднее сиденье машины. «Волга» тут же сорвалась с места. После этого буфетчицу почти два часа катали по вечернему городу и постоянно подкалывали в толстый, упитанно-упругий бок тонким и острым лезвием финки. При этом нравоучительно рекомендовали: "Либо дань каждый месяц, либо мы тебя закопаем еще живой в Подмосковном лесу…"

Наконец, женщина сломалась и дала согласие на все условия. Ее повезли домой, чтобы получить первые пять тысяч. По дороге из сумочки у нее вытащили 630 рублей. Больше взять не удалось. В квартиру ее провожали Карьков и Иваньков. Когда дверь открылась, казалось, смирившаяся буфетчица вдруг вырвалась и закричала: "Помогите! Грабят". Джентльменам удачи ничего не оставалось, как мгновенно удалиться по-английски, не попрощавшись со столь «гостеприимной» хозяйкой.

Безусловно, позже со строптивой буфетчицы было взыскано гораздо больше. Из каждого проигрыша бандиты извлекали необходимые уроки. В будущем проколов старались избегать. И пахан, и его подопечные матерели по мере того, как и сколько проворачивали «дел». С каждым разом они становились опытнее, безжалостнее. Лишь в одном Монгол оставался неизменным. Как и в первый раз, он также лично принимал участие в каждом налете. Чаще всего был за рулем «Волги», которой управлял по доверенности. Иногда облачался в майорскую форму. Тогда Япончику доставалось обличие старлея. Что поделаешь, субординация - святое дело и в воровской среде.

Можно сказать, наиболее показательным делом монгольской банды был наезд на узбекских наркодельцов. Здесь одна из ведущих ролей отводилась члену банды - женщине. Ею была двадцатилетняя Татьяна Модэ. Ее привлек к делу Япончик. Он «снял» красивую девицу в ресторане «Узбекистан». Оттуда махнули на ее квартиру на Большую Почтовую улицу. Именно там, кстати, потом в качестве заложника держали продавца антиквариатом Миркина. Но это было уже тогда, когда Модэ получила кличку Плутиха. Пока же милая девица попросила своего кавалера разобраться с наркодельцами, к которым у нее были свои счеты. Она призналась, что на жизнь подрабатывала продажей травки. Ее получала у Минаева, постоянного клиента какой-то узбечки, кажется, Фатимы. Та отказалась заплатить ей за распространенное зелье. Это по легенде. На самом деле хитрая девица таким образом хотела избавиться от серьезного конкурента и прибрать к рукам его рынок сбыта.

Минай (Минаев) жил в доме 26 по Байкальской улице. На условный стук, что пришел кто-то из его клиентов, распространителей травки, он открыл дверь. Но вместо знакомой физиономии увидел на пороге милиционера. Это был Япончик. За ним стояли двое в штатском. Балда и Косой.

Гражданин Минаев?

Вам придется проехать в отделение для выяснения обстоятельств…

Каких именно, он до конца так и не понял. Да это было и неважно, главное - в претензии милиции ничего не было связано с его наркобизнесом. Потому вместе со стражами порядка он проследовал без всяких опасений и колебаний.

В машине у подъезда их поджидал Монгол в роли шофера. Старлей на правах хозяина положения устроился впереди, вежливо предложив Минаеву сесть на заднее сиденье. С боков его тут же зажали Япончик и Косой. «Волга» резво взяла с места и, конечно, покатила не в ближайшее отделение милиции, а в сторону Калужского шоссе. Там невдалеке от трассы располагалось село Маклино, откуда был родом Сиська. Но и это не насторожило Миная. Он был уверен, что неприятности ему не грозят. Наоборот, его помощь необходима для расследования какого-то преступления.

Маскарад закончился, когда выехали за МКАД. «Волга» остановилась около грузовика на обочине. Из кабины выглядывал Золотой.

В кузове этой машины - вещи, которые вы можете опознать, - старлей открыл дверцу, приглашая выходить.

Какие вещи? - хотел уточнить Минай.

Двигай. Увидишь, - «шкаф» в гражданке, а это был Косой, подтолкнул его вперед.

Как только наркоделец оказался рядом со знакомым уже ящиком-гробом, любезность сопровождающих окончательно пропала с их лиц.

Сразу все расскажешь или процедуру будешь принимать? - Косой ударил Миная в живот. - Где деньги прячешь, с…?

Согнувшись пополам, тот сел на ящик, судорожно глотая открытым ртом воздух:

За что? Какие деньги?

Погоди. Надо сперва крышку с гроба снять, - засуетился рядом Балда.

До Миная начало доходить, в руки каких «милиционеров» он попал. Он попробовал сопротивляться, но после нескольких ударов и пинков успокоился и сам улегся в ящик. Но на этом он не сдался. Его пришлось все же везти в деревню. Там всю ночь держать в сыром погребе. Только и это не помогло. Тогда его снова запихали в ящик. Япончик и Балда схватили двуручную пилу и принялись распиливать ящик и лежащего в нем человека. Когда на Миная обильно брызнули опилки и показалось зубчатое лезвие, прогрызшее уже крышку, он заскулил и запросил пощады.

По прибытии в Москву Минаев позвонил сожительнице, которая вскоре принесла в указанное ей место пять тысяч рублей в облигациях, золотые часы и морфий. После этого его отпустили, обязав платить регулярную дань.

Оказавшись на свободе, Минай быстро выяснил, что виновницей всех его злоключений является Модэ. Позвонив ей, он убедился, что она дома, и отправился чинить разборку. Но разборку учинили ему. В татьяниной квартире вместе с хозяйкой его поджидали Япончик и Балда.

Деньги принес? - встретил его вопросом Иваньков. - Молодец. Даже раньше срока. Инициативу мы ценим.

Нет. Я по другом…

Другого быть не может, - в лоб уперся ствол пистолета.

Под угрозой оружия Минаю пришлось раскрыть источник, из которого он получал наркоту. Так бандиты вышли непосредственно на Фатиму. Они без промедления отправились по указанному адресу. Команда опять замаскировалась под сотрудников милиции. Пять раз судимый Муха представился "старшим оперуполномоченным по особо важным делам МВД майором Моргисом". Имевший три ходки в зону Галка стал «следователем». Приговоренный в общей сложности почти к сотне лет отсидки Сиська и пока зеленый Иваньков выступили в роли понятых.

Вот эта "оперативно-следственная бригада" и проводила обыск в квартире Фатимы. И нашли, что искали: полкило морфия, пару золотых часов и 30 рублей. Такой куш явно не устраивал бандитов, но для «оперов» был достаточным поводом, чтобы перепроводить гражданку Берснукаеву на Петровку, 38. Но отвезли ее не в уголовный розыск, а на квартиру к жене Сиськи. Там потребовали в качестве откупных, чтобы закрыть дело о наркоте, десять тысяч рублей. Фатима даже обрадовалась, что так легко отделалась, мол, хорошо, что и среди ментов есть такие, кто хочет вкусно есть и пить. Она пока не поняла, в чьи лапы попала.

Заполучив вскоре выкуп, бандиты поняли, что продешевили. Чтобы исправить положение, решили еще раз заманить жертву в ловушку. Эту роль опять возложили на Татьяну Модэ. Та, зная, что Фатиме нужны деньги, пригласила ее на встречу как клиентка, якобы для приобретения крупной партии наркоты. Болтая о грандиозной сделке, угощая чаем, а все происходило на квартире татьяниной матери, задержала гостью допоздна. Потом вышла проводить и заодно помогла поймать такси. Конечно, за рулем машины был человек Монгола. По пути он взял попутчиков. Не заметив подвоха, Фатима не возражала против этого. Но, как только дверцы «Волги» захлопнулись, она пожалела об этом. Пассажирами оказались уже знакомые ей Монгол, Япончик и Сиська.

Как позже, на суде, зачитывались данные следствия, женщину связали, заткнули рот кляпом и бросили на пол машины. Маршрут такси сразу изменился. «Волга» помчалась уже по известной дороге, к деревне Маклино. Как и Минаева, Фатиму ждали сырой погреб, а потом жестокие издевательства и побои. Больше других усердствовал Людоед, сорокадвухлетний подсобный рабочий продмага Шурушкин. Он отличался особыми садистскими наклонностями. Накинув на шею Берсункаевой веревочную петлю, он становился одной ногой ей на грудь, а руками тянул удавку пока жертва не теряла сознание. Так продолжалось до тех пор, пока Фатима не сломалась…

В Петербурге 26 июля 2015 задержан сбежавший из колонии прелюбопытнейший «Артист». Он менял внешность в клиниках, старинные татуировки перебил под Якудзу, слыл налоговиком, жил по белорусским документам у грека под Выборгом. Оперативники ФСИН даже нашли в топях Ленобласти его тайную заимку с оружием. Но это сыскное шоу подвела простая сырокопченая колбаса.

В УФСИН говорят, что искать 54-летнего Николая Уланова оперативникам было интересно. Ведь, в колониях-поселениях, как правило, отдыхает деклассированный элемент – не на кого посмотреть, а эта история имела все признаки прочного плутовского романа.

Пока Уланов сидел тихо, никто в его биографии не копался. Получил он чуть боле полутора лет за мошенничество, должен был освободиться в конце 2015 года, ну и хорошо. Но даже уже в первоначальной информации о побеге из колонии-поселения в Борисовой Гриве Всеволожского района Ленобласти в мае этого года, пресс-служба УФСИН отметила, что нарушитель спокойствия строит свои схемы на «психологическом блефе».

Уланов родился в семье офицера в Карагандинской области, школьником с родителями приехал в поселок Каменку Выборгского района, где исторически расположены воинские части. В 1976 году, в возрасте 17 лет первый раз был осужден за обман. Вряд ли именно этот год он посмотрел вышедший тогда фильм с Челентано «Блеф», но жить он стал явно в стиле этой культовой ныне картины.

С тех пор Уланов слушал приговоры судов десять раз и все за мошенничество. Двадцать лет провел за решеткой. Сидел всегда благородно с точки зрения ортодоксальных тюремных традиций – на досрочное сокращение сроков не стремился. Со временем на теле появились наколки в виде воровских звезд на плечах. Между арестами, как правило, находился в розыске. То его искала милиция, то сотрудники пенитенциарной системы. Так, например, в 1993 году он уже бегал из колонии. В соответствующих учетах, да и среди жуликов он слыл под марками «Артист» или «Чистодел». В друзьях ходил у петербургского вора в законе по прозвищу «Хобот». С лагерной точки зрения – достойный арестант, а если точнее – козырный фраер. Признавался особо опасным рецидивистом, что у мошенников бывает не часто.

Мошенник «гипнотезер»

Все эпизоды изъятия чужих денег из обращения владельцев у Уланова строились буквально на гипнозе. Так, одним из его коронных номеров был фокус, когда он заранее выяснив имя директора магазина, являлся в компанию под видом налогового инспектора и умудрялся так запутать персонал какой-то чепухой о поддельных купюрах, что продавцы отдавали ему выручку.


Наколка Уланова под «Якудзу»

Пока оперативники ФСИН шли по его связям, они выяснили, что Уланов заглядывал в медицинскую клинику «Гранд Мед» на проспекте Луначарского, где менял внешность. Начал носить модные очки. Выражение его стало походить на филолога, разбирающегося в тонкостях текстов. «Мне кажется, синтаксис Баратынского помощнее пушкинского», - можно произнести фразу под такое лицо.

Заодно, розыскники, идя по следу, выяснили, что он изменил «черной» идее – перебил уголовные наколки на модные, но все же под Якудзу.

Однако самая любопытная находка сотрудников ФСИН ждала в Кировском районе Ленобласти. Когда сыщики узнали, что тот, кто помогал Уланову в побеге, имеет под деревней Назией дом, они рванули туда. Дальше все происходило, будто действия разворачивались в послевоенной Прибалтике, во время борьбы с суровыми лесными братьями. Местная полиция подтвердила, что где-то на болотах есть заимка, но посоветовала туда не соваться. Тогда человек десять фсиновцев перекрыли дороги у Назии, а другой десяток выдвинулся в топи. Кое-как проехав километров двадцать на «Нивах» по дорогам, когда-то выложенным на торфоразработках, они окружили дом, спрятанный между трех озер. Атмосфера была не похожа на 2015-ый год. Если снимать кино в таких декорациях, то подошел бы крик: «Сдавайтесь!». И ответ с выстрелом: «А нам смысла нет, начальник».

В сторожке был найден двигатель для выработки электричества, холодильник, антенна и телевизор, небольшая плантация марихуаны, доморощенный цех по производству оружия из копанных запчастей автоматов и винтовок. Нашли и Диму – приятеля Уланова.

Из Кировского района рванули в Выборгский. Где зашли к фермеру по фамилии Диокас, у которого Уланов, оказывается, тоже столовался. Грек оказался с биографией. Его дед принимал активное участие в гражданской войне в Финляндии на стороне коммунистов, но после убийства в Ленинграде Кирова в 1934-ом году их семью выслали под Караганду. Там он, кстати, и познакомился пацаном с Колей Улановым. Грек также, как и многие выборжане в 80-е годы, промышлял валютой. Так что на его искренность при таком жизненном опыте никто не рассчитывал.

Наконец, оперативники ФСИН добрались до дамы Уланова. Она жила почти напротив здания ГУ МВД, на Таврической улице. Знала ухажера под другой фамилией и ежемесячно получала от любовника по сто тысяч рублей.

И вот когда это шоу должно было закончиться самым приятным – детективной развязкой, Уланов все испортил.

Глупое воровство

26 июля, около 11 часов утра, он заглянул в «Ленту» на проспекте Руставели и стянул палку сырокопченой колбасы. Его банально задержал охранник и скучно доставил в 15 отдел полиции Калининского района. Где сержант повертел в руках поддельные водительские права Уланова на имя вымышленного гражданина Белоруссии, но на всякий случай проверил отпечатки его пальцев по электронным учетам. Система «Папилон» называется. «Папилон» указал на Уланова в розыске.

Короче, это нелепая выходка испортила УФСИН все настроение. Случайность победила дедукцию.

По словам собеседника в УФСИН, «Уланов предельно спокоен, на вопросы отзывается сказками. Его хотят проверить на полиграфе, но технику жалко – сломается под напором вранья».

© Источник материала www.mzk1.ru

0 Сегодня уголовный жаргон активно "вторгается" в подростковую речь, причём большинство из них даже представления не имеют, о происхождение употребляемых ими понятий. На сайте сайт мы создали отдельную категорию, в которой станем расшифровывать смысл подобных терминов. Чтобы вновь заглянуть к нам на огонёк, рекомендую добавить наш ресурс в закладки. Сегодня поговорим о довольно популярном в узких кругах слове, это Фраер , что значит вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хотелось предложить вам познакомиться с ещё парочкой другой понятий на тематику воровского сленга . Например, что значит Фармазон , как понять Бля буду , кто такой Урка , что такое ССЖВ и т. п.
Итак, продолжим, что значит Фраер ? Этот термин был заимствован из немецкого / идиш языка "Frej ", и переводится, как "свобода ".

Фраер - это человек, не имеющий отношения к криминальному миру, чужой в блатной среде


Фраер - это потенциальная жертва


Фраер - так пренебрежительно криминальный элемент отзывается об обычном человеке


Фраер - это член криминального сообщества, не пользующийся уважением, то есть "тормоз ", "тупица " и "козёл отпущения"


Фраер - это человек, который старается "косить" под уголовника, хотя на самом деле, к братве не имеет никакого отношения


Синоним слова Фраер: приблатнёный .

Пример :

Бог не фраер, он всё видит!

Да тебя развели, как голимого фраера.

Сегодня утром мы у одного фраера сотик отжали.

Вы что, меня тут за фраера держите?

Не буксуй фраер.

Сканай за фраера, метнись в магаз за водочкой.

Жадность фраера сгубила (означает, что человека хотели просто ограбить, но он стал сопротивляться, и пришлось его убить).

Данным термином обозначают человека, который всем своим внешним видом, словно напрашивается на ограбление, он богато одет, и достаточно наивен для кидка .

Происхождение слова Фраер

По одной из версий, его придумал известный в узких кругах Михаил Японец, он же Мишка Япончик . Когда Мишка стал знаменит, и многие узнали об его удачливости, к нему стали приходить люди, чтобы устроиться к нему на "работу". Этот человек, даже став криминальным "Королём", никогда не отказывался от общения с простым народом. Вот так к нему пришла мать одного юноши, по имени мадам Фраерман . Она настолько нудно и долго упрашивала Япончика, чтобы тот взял к себе её чадо, что он не выдержал, и чтобы от неё отвязаться, согласился на её требования.

После того, как к нему явился этот молодой отрок Фраерман, Япончик, пообщавшись с ним несколько минут, вынес суждение - "Какой из тебя Фраерман? - Вот Бушмак, этот точно Фраерман, ты пока ещё только Фраер ". После этих слов, молодой человек поступил в распоряжение налётчика по кличке Бушмак , и по фамилии Фраерман.

С тех пор, эволюция этого слова претерпела несколько изменений, и первоначальное значение Фраер - это "неопытный преступник ", сменился на "чужой, не относящийся к преступному миру человек ".

Ознакомившись с этой статьёй, вы узнали, что значит Фраер , и больше не окажетесь в дураках, когда вновь обнаружите это слово.