Кто такие купцы в древней руси. Купец происхождение, этимология

Введение

К VIII-IX вв. славяне занимали половину европейского континента - от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства распространилась на значительной части великой Русской равнины, почти до Финского залива на севере, а на юге - до Черного моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Центром расселения восточного славянства было Среднее Поднепровье.

Восточные славяне населяли территорию площадью приблизительно 700 тыс. кв. км. Природные условия отличается от остальной Европы равнинным рельефом, более холодным и относительно равномерным климатом, сильными ветрами, большой разностью зимних и летних температур. Лес, покрывавший в ранний период Среднерусскую равнину, с одной стороны, затруднял земледелие, с другой - обеспечивал плодородие почв. Долгое время он также позволял поддерживать самодостаточность хозяйственной жизни, являясь источником удовлетворения практически всех основных жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, защите от врагов. Расселившись на приднепровских территориях, славяне оказались вовлеченными в международную торговлю, которая способствовала более широкому освоению богатых лесных ресурсов.

Центрами хозяйственной жизни были реки. Речные системы располагались относительно близко и исключительно благоприятно. Они служили важнейшими транспортными артериями и летом, и зимой. Реки давали пищу и способствовали развитию земледелия и скотоводства, а их берега были привлекательными местами для поселений. Мощные речные системы Среднерусской равнины с древности считались удобным путем сообщения между севером и югом, западом и востоком.

Степь представляла собой враждебную макросреду. Являясь воротами в Азию, она несла угрозу набегов кочевников. Для своей защиты восточные славяне вынуждены были создавать военные поселения. Вместе с тем, степь отчасти заменяла море: кочевые народы связывали друг с другом разрозненные очаги оседлой цивилизации, не только разрушая, но и распространяя материальную культуру различных народов.

Все перечисленные условия наложили существенный отпечаток на характер труда восточных славян. Задачи выживания и развития в сложных климатических условиях обусловили необходимость напряженного совместного труда.

Приспособившись к жизни на больших неосвоенных территориях, русские стали обладателями огромных природных ресурсов, что оказало сильное влияние, как на характер их труда, так и на всю последующую историю. Богатство лесов, рек, земных недр сформировало такую черту характера, как небережливость, граничащая с расточительностью. В то же время природные ресурсы России часто становились объектом притязаний со стороны других народов, что порождало военные конфликты. Огромные незаселенные пространства и холодный климат развивали предприимчивость и склонность к колонизации.

Глава 1. Становление предпринимательства в Древней Руси.

Зарождение предпринимательства

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков.

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.

Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизировало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

В конце IX в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.

Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX - X вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в X в., представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили особо ценный товар (меха) в хазарскую столицу Итиль (вблизи современной Астрахани), преодолевая большие пространства - от Киева до Дона, перетаскивая затем суда по суше волоком до Волги. Посредническую роль в налаживании торговли с соседними народами на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.

Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и включение в выдающийся памятник права XI в. - Русскую Правду - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.

Глава 2. Купечество, торговое сословие

В записках византийского императора Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в первой половине X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.

В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь святого Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.

Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII в.

Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.

«Правда», – пишет историк В.О. Ключевский, – строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный – от долгосрочного и, наконец, заем – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит – хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша».

Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Русское законодательство дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5–6 гривен).

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в конце XII – н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю – типичный для того времени случай.

Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример – новгородская былина о купце Садко.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т.п.

Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.

Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов, возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.

Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.

Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос – в 50 гривен – и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.

Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.

Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Если... складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать...

  • Древнерусская литература. Ответы

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово... повести становится купеческий сын, т.к. именно купечество самый подвижный слой(странствуют, общаются...

  • Древнерусская культура (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    Русской культуры…………………………………………………7 Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………..8 2.1. Образование …………………………………………………………………8 2.2. Славянская азбука... горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества , зажиточных ремесленников. В сельской...

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    Торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых... выходцами из дворянства, купечества , крестьянства, чиновничества. Экономическое... несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. ...

  • В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утепленный, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась "Сибирка". Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто и представительского костюма.

    В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , а иногда и фраки и цилиндры .

    Для того, чтобы выделиться купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочитаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца земенилясь на европейскую - фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров.

    Браки

    Жены купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках , а количество внутрисословных браков выросло до 20 %- 30 %.

    Семья

    Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.

    Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например "Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями" .

    После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем.

    Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

    Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д.

    Многие купеческие семьи имели "воспитанников" - приёмных детей.

    Образ купца в русском искусстве

    Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Впервые в русском искусстве образ купца появился во второй половине XVIII века .

    Были известны оперы и пьесы: опера М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779 год), комедия «Дворянющийся купец» В. П. Колычева (1780 год), «Купецкая компания» О. Чернявского (1780 год), «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год). Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. А. Плавильщикова (Сиделец – работник кабака, торгующий акцизными товарами).

    Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия».

    В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство , или просто подражать дворянам.

    В комедии «Сиделец» П. А. Плавильщикова показан новый тип купца – стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

    В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и мало образованным.

    Пословицы и поговорки о купцах

    • Не обманешь - не продашь
    • Купец божится, а про себя отрекается
    • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера
    • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
    • По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается
    • На гнилой товар слепой купец

    См. также

    • святой купец - праведный Василий Грязнов

    Литература

    • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. 1913. N1.
    • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». 2000. N45 (168). 30 нояб.
    • Ушаков А. «Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны». Москва, 1865.
    • Берков П. «Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века». Москва, 1950.
    • Всеволожский-Гернсросс В.Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. Москва, 1977.
    • Гуковский Г.А. "Комическая опера // История русской литературы". Том IV: Литература XVIII века. Москва, 1947
    • Брянцев М.В. "Культура русского купечества: Воспитание и образование". Брянск, 1999
    • Гончаров Ю. М. "Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX - начала XX в." Барнаул, 2004. ISBN 5-7904-0206-2

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Купцов Валентин Александрович
    • Купчегень (село, Онгудайский район Республики Алтай)

    Смотреть что такое "Купцы" в других словарях:

      купцы - деньгоробы (Коринфский); купцы толстосумы (Садовников) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

      Купцы - Купцы. В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие ккупеческим гильдиям. Ныне в Зап. Европе К. представляют собою несословие, а класс, корпоративная организация которого выражается вторговых палатах. По франц. торгов. кодексу 1807 г … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Купцы - (Ис.23:2). Один из древнейших видов торговли, несомненно, был караванный. Купцы, которым был продан Иосиф, принадлежали к караванным торговцам. Древнейшая торговля с Индиею, о которой мы имеем несколько сведений, велась также караванным путем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

      купцы - 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играли никакой роли в экономической и общественной жизни. Торговые связи в районе Средиземноморья не… … Словарь средневековой культуры

      Купцы - В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие к купеческим гильдиям (см. Гильдии купеческие.). Ныне в Зап. Европе К. представляют собою не сословие, а класс (см. Класс.), корпоративная организация которого выражается в торговых палатах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Купцы на пороге в лавке не стоят. - (покупателей отгонишь). См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Происходившие изменения в экономической, социальной и духовной жизни славян привели в IX в. к образованию государства Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов (иностранцы называли Русь страной «Гордарики»), выгодным геополитическим положением.

    Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

    Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».

    Лишь в Х в. появились купцы - профессионалы. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

    Это были, в первую очередь, воины-дружинники (представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов), ремесленники, княжеские и боярские слуги, т.е. те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью.

    В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

    В XI-XII вв. на Руси начинали возникать купеческие организации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу.

    По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. купцы Новгорода. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т.е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили (от слова «пошло»), т.е. потомственным купцом (пошлое купечество передавалось от отца к сыну). Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

    Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации.

    Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы.

    О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) - штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа - 5 гривен.

    Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Почему? Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г. после съезда князей издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвовавших во внутренней торговле. Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришел: простой ли, именитый ли, или посол».

    Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это прежде всего мыт - старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» - сборщиках данного налога. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов. Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.

    Таким образом, в древнерусском обществе утвердился слой деловых людей - купцов, занимающихся коммерческой деятельностью регулярно и профессионально. Низшую категорию этого слоя составляли торговые (или купчие люди), промышлявшие преимущественно местной торговлей. Высшая - это гости (от древнерусского «гостьба» - торговля), которые вели внешнеторговые операции, а также операции с другими русскими княжествами.

    Зарождение купечества на Руси

    Цирроз

    Тема 1

    ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

    1. Зарождение купечества на Руси.

    2. Социальный статус купечества в средневековой Руси.

    Зарождение купечества на Руси

    Торговый обмен – древнейший вид предпринимательской деятельности, а купцов по праву называют первыми русскими предпринимателями, внесшими значительный вклад в поступательное развитие экономики страны.

    На протяжении IX – X вв. одновременно с началом формирования классовых отношений происходил процесс выделения группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей.

    Предпосылки появления торговцев-профессионалов:

    1. Накопление в руках княжеской, дружинной и племенной верхушки значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства.

    2. Отделение ремесла от земледелия.

    3. Возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг племенных центров, ставших зародышами городов.

    4. Растущая потребность в сбыте излишков натуральных богатств в обмен на не производившиеся тогда на Руси материальные ценности (предметы роскоши, монетное серебро).

    Первые русские купы происходили в основном из рядов воинов-дружинников, ремесленников, княжеских и боярских слуг. В отличие от крестьян их жизнь и благополучие зависели не от занятий земледелием и скотоводством, приковывавшим человека к постоянному месту жительства.

    Каждый год, когда наступала осень, великий князь киевский со своей дружиной отбывал в объезд покоренных восточнославянских племен с целью сбора полюдья. Полученная дань в сопровождении охраны доставлялась в Киев, где княжеские закрома пополнялись пушниной, кожей, воском, медом. Излишки дани сбывались при помощи дружины князя, отправлявшихся в дальние военно-торговые экспедиции в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, Германию и другие страны Востока и Запада.

    Надо признать абсолютно справедливыми слова историка А.Я. Гуревича о том, что в эпоху викингов «торговля и грабеж шли рука об руку». Действительно, торговые экспедиции средневековых воинов-купцов нередко превращались в военные набеги, и наоборот. Это подтверждают материалы археологических раскопок: меч, кинжал, наконечники копий и стрел, боевой топор, кольчуга или панцирь встречаются в сочетании с гирями, весами в инвентаре богатых дружинных погребений X в. на территории Древней Руси.

    К концу X в. начинается разделение воинов и купцов, что подтверждают материалы археологических раскопок, позволяющие проследить имущественное и социальное расслоение среди лиц, причастных к торговле.

    Лишь к середине XI в. купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Состав бывших воинов-купцов пополняется за счет выходцев из других слоев – городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства.

    Слово «купец» («купчина») применялось в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. Во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли.

    Ремесло и торговля в период становления Руси (XI – XIII века)

    Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, кожаную обувь, железные ножи, топоры, дверные замки, изделия из стекла.

    В XI – XIII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались как натуральный обмен («товар на товар»), так и товарно-денежные отношения («товар-деньги-товар»), в том числе кредитные сделки и предоплата за товар. С XI в. наиболее качественные изделия (например, металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки – в Византию, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию, Англию. Но ведущими статьями экспорта по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, полотно.

    Для оплаты крупных покупок в безмонетный период в русских землях использовались серебряные слитки-гривны, их фрагменты (полтины и др.). Кроме того, в обращении находились своеобразные меховые и кожаные деньги.

    Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться. В Южной Руси выделилась группа «гостей», ездивших регулярно в Византию и посему называвшихся «гречниками». Для того, чтобы обезопасить от нападений половцев купцов организовывались военные экспедиции.

    Центром купеческих объединений как правило являлся патрональный храм (например, церковь Параскевы Пятницы – покровительницы торговли в Великом Новгороде).

    Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия – нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок.

    Постепенно на Руси сформировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки.

    Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты.

    Ремесленное производство, промыслы и торговая деятельность в XIV – XV вв.

    Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни.

    Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел (стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр.), в огне пожаров были уничтожены мастерские с инструментами и запасами сырья.

    Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.



    В ремесленном производстве XIV – XV вв. продолжаются тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период: углубление специализации и упрощение технологии производства, которые способствовали удешевлению изделий массового спроса. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. привело к сокращению количества потребляемой стали, уменьшению трудовых затрат и вместе с тем к ухудшению качества изделий.

    В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла – массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда. Часть из производств (литье колоколов, оружия, монет) работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры – «братчины».

    Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. нарушенные торговые связи, в чем были заинтересованы и правители Золотой Орды, получавшие значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой.

    Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике (уклад – стальные изделия) и др.

    Средневековые письменные источники подтверждают, что на Руси в XIV – XV вв. продолжали торговать, как и ранее, не только свободные, но и зависимые от феодалов люди, в том числе холопы. Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам.

    Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород Великий 300 возов зимой и 300 возов летом.

    Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю. уси.Руси.

    Купец - это не такая древняя профессия как охотник, но все же достаточно старинная специальность в области предпринимательства, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от торговли.

    Основа основ

    На Руси купцы были уже в IX веке. В те времена казна государства наполнялась в основном за счет дани, взимаемой с покоренных народов. Второй статьёй дохода была торговля. Она же являлась и двигателем прогресса. Города строились в основном по берегам рек, служивших торговыми путями. По историческим сведениям скифы вообще не имели других дорог. Прибрежные города становились сначала торговыми центрами, а затем в них развивались ремесла. В Древней Руси купец - это не только торговец. которому установлен в Твери, на его родине, был и ходившим «за три моря», и первооткрывателем, и дипломатом. А знаменитый легендарный новгородский купец Садко хаживал и на дно морское.

    Торговые пути

    Благодаря товарообмену и его представителям купцам были открыты такие великие торговый пути, как «из варяг в греки», «великий шелковый путь», который называют «перекрестком цивилизаций», «чумацкий шлях», знаменитый «путь благовоний», пересекающий и многие другие. Купцами были русские князья, вынужденные каким-то образом избавляться от излишков натуральной дани или накопившихся денег, тратя их на заморские диковинки. Купец - это и главный информатор в те далекие времена «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» - узнавали только от представителей этой многогранной профессии.

    Петровские реформы коснулись всех

    Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена. О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы. В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами. Царь провел реформы, в результате чего старая форма купеческих объединений «сотни» была упразднена, а на смену им пришли гильдии. было или плохо, но купечество не погибло.

    Богатые и добрые

    Купечество развивалось и набирало силу, лучшие представители этого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством. Например, Руковишниковы. Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич (1843—1901) дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию. Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец - это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия - Мамонтовы и Морозовы (легендарный Савва Морозов), Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы. Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов.

    Образы положительные и отрицательные

    Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец - это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Кустодиевские купцы и купчихи олицетворяют то, что с насмешкой называют «купеческим вкусом». К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев. В этой связи хочется отметить, что русских, о которых иностранцы отзываются хорошо, вообще крайне мало. Их мнение не должно быть приговором. Многие известные писатели над купцами подсмеивались. А вот Калашников у Лермонтова очень хорош. В нем сконцентрированы лучшие черты купечества - честность, порядочность, смелость, готовность отдать жизнь за доброе имя любимого человека. Были, конечно, в этой среде и проходимцы. А в какой среде их нет? И потом, купечество, как отмечалось выше, делилось на гильдии. К «третьей», с небольшим капиталом (500 рублей) могли относиться любые безответственные люди. Но состоятельные русские купцы, живущие на виду у всех, думающие о своей торговой марке, в большинстве своем были мало сказать совестливыми и порядочными, а фанатично честными людьми. «Слово купца» - не легенда. Конечно же, не все сделки заключались только устно. Но данное купеческое слово держалось жестко, иначе бы оно не стало легендой в хорошем смысле этого слова.