Кто лучше чеченцы или черкесы. Мориц Вагнер

Конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно

События в Пугачёве вызывали в социальных сетях и блогосфере дискуссии на тему о том, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно.

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству межнациональное противостояние в Нальчике в 2005-м году и роль черкесов на Северном Кавказе.

Эта информация, - крайне неординарная, - многое разъясняет. А потому, на мой взгляд, крайне полезна для понимания реальных раскладов на российском Кавказе. Тем паче, что линк на этот материал прислал мне и подтвердил своим словом (дескать, своими глазами наблюдал) давний и очень уважаемый читатель-кабардинец, то есть, черкес, - чье ручательство значит для меня более чем много. Так что, безо всяких сомнений рекомендую, а заодно, пользуясь случаем, хочу кое-что уточнить.

На самом деле, мне следовало, конечно, больше уделять внимание и народам Кавказа в своих комментариях. Хотя бы ради того, чтобы мои читатели были в курсе той простой истины, что все эти многочисленные народы вовсе не ЛКН (лица кавказской национальности) на одно лицо, но очень и очень разные. По всем параметрам. И различие между некоторыми не то даже, что между баварцем и пруссаком или испанцем и каталонцем, а не меньшие, нежели, скажем, между баском и вьетом. В том числе, и в смысле отношения к России и с Россией. Если та же Чечня комплиментарна русским и России не была никогда (есть на то разные причины), то уже народы Дагестана восприняли приход новых соседей на свою землю очень по-разному, а про осетин и говорить нечего.

С черкесами же (или, как сами они обобщенно говорят, "адыгэ") и вовсе интересно. Этот многочисленный (а когда-то и очень многочисленный) и социально развитый (степень формализации феодализма и его этики сложнее японской, на которую весьма похож) народ кооперировался с русскими с незапамятных времен. Как минимум, с тех (хотя, скорее, еще раньше), когда князь Мстислав, победив касожского рикса Рэдэда , включил его дружину в свою и отвоевал у братоубийцы Ярослава вотчину, включая Чернигов, в награду выделив кавказским витязям, - родоначальникам множества знатных русских фамилий, - земли под поселение (кстати, в частности, и там где нынче стоят Черкассы). И потом кооперация не прекращалась. Настолько, что для православных князей (а потом и царей), считавших западных монархов себе не ровней, браки с черкешенками считались равнородными (вспомним хоть царицу Марию Темрюковну, во девичестве - кабардинскую княжну Кученей). И знатные черкесы, выселившись в Москву, органично вливались в московскую элиту, получая титулы и честно, не на жизнь, а на смерть служа России в самых разных ведомствах, с самого же начала воспринимаясь не как "понаехавшие", но как свои.

Эта схема сбоев не давала. Ни разу. Даже когда черкесы приняли ислам и связи ослабли. Сложности начались только под конец XVIII века, когда Стамбул реализовал масштабный проект массовой исламизации Северо-Западного Кавказа, а затем в Большую Игру включились, -раз , два , - "тихие англичане". Да и объективные причины, именуемые плодородными землями, имели место. Так что, война, начавшись, вышла жестокой и завершилась эмиграцией тех кланов и племен, вожди которых сочли, что в Турции, куда активно зазывали, им будет лучше. Лучше, однако, карта легла как раз у тех, кто остался в России, и (в отличие от той же Чечни) после заключения мира черкесы служили Империи, - благо, та договоры соблюдала, - верой и правдой (кстати, посмотрите на картинку, где этот факт отражен и обратите внимание: всадники хоть и мусульмане, но на знамени их - православный крест). И даже много позже, когда "индейцам" пришлось ответить по-крупному, к черкесам у Иосифа Виссарионовича претензий не было.

Так вот, мой читатель-кабардинец, о котором сказано выше, будучи человеком, помимо всего прочего, ироничным, обожает изредка подразнить "хватиткормителей", - не всех, конечно, а из числа тех, у кого, в рамках пунктика, извилины кипят, - разъясняя им, что следует разбираться в реалиях Кавказа хоть сколько-то. Потому что, не разбираясь вовсе, можно допрыгаться до потери Краснодара (с краем), Ставрополя (тоже с краем), еще чего-то и сосать лапу, окопавшись в Таганроге с Азовом. В ответ же на немедленно вспыхивающие заполошные вопли про "всех под корень", "рррраздавим-сокрррушим" и насчет белого фосфора мягко и ненавязчиво разъясняет некоторые элементарные вещи.

Например, что ежели к власти таки придут придурки, которым окажется по силам сделать черкесов не комплиментарными России (а это очень трудно, но можно, потому что людям не нравится, когда зверьки считают их зверьками), последствия будут такими, каких оппоненты, о войне знающие только по веселым картинкам, даже представить не могут. А стоило бы. По той простой причине, что, в отличие от тех же вайнахов и некоторых народов Дагестана, разборки с которыми, как бы жестока ни была и как бы ни помогали всяческим "имаратам" шейхи залива, не может подняться выше уровня "индейских войн", черкесов в мире очень много : до 9 миллионов, включая утративших язык, традиции и даже религию, но не самосознание. И более того, они не далеко "дети подземелья": счет офицерам всех рангов разных армий, министров, мультимиллионеров, журналистов англо-, франко- и туркоязычных, модных интеллектуалов и так далее счет идет на многие тысячи.

Так что, ежели придурки своего добьются, столкнуться придется не с "трактористами", еле-еле спустившимися с гор, а с (диаспора отреагирует мгновенно) сотнями "инструкторов", имеющих дипломы Вест-Пойнта, Сен-Сира и Академии Ататюрка, практически неисчерпаемым потоком добровольцев с опытом службы в регулярных армиях и отлаженным, прижившимся в самых верхах лобби самых разных стран на всех пяти континентах. Не говоря уж о том, что ни в финансовой подпитке, ни в поставках самого вкусного оружия нужды не будет, а вспышка в черкесских регионах взорвет Кавказа (а вслед за тем, по принципу домино, и не только Кавказа, куда круче, чем любые события в Чечне или Дагестане, ибо чеченцев недолюбливают и побаиваются, голос малых народов Дагестана не очень слышат, зато мнение черкесов чтут.

В общем, все проще некуда. Пока черкесы традиционно лояльны России и русским, Кавказ не превратится в язву, которую нельзя залечить. Это, кстати, прекрасно понимают и в Лондоне, и в Вашингтоне, в Анкаре, где проект "Великая Черкесия" раскручивается уже давно, умело и очень, очень целенаправленно , но, по счастью, до сих пор безо всякого реального успеха. Благо, подавляющее большинство черкесов не идиоты, сознают, во что их хотят втравить и активно (как бы кто ни пытался) не втравливаются. Думаю, тем, кто об этом не знает, следует знать, тем, кто знает, но не думает, - если еще способен, - думать, а тем, кто думать не способен вовсе, по крайней мере, зарубить на своих истинно арийских носах. Мне же, наверное, все-таки стоит, пересилив себя, вновь пойти в народ с ликбезами. Ибо ученье свет, знание сила, а мы в ответе за тех, кого приручили...

Статья "Чеченцы" (пер. Б. Скилотти) представляет из себя перевод с немецкого языка статьи путешественника по Кавказу М. Вагнера. М. Вагнер был напуган рассказами о чеченцах, и эта боязнь чеченцев наложила свой неприятный отпечаток на его статью. Ему мерещилось во взгляде чеченцев "неверность и стремление к убийству", он "по приглашению чеченцев в аул бы не последовал". Несмотря на все это, "Чеченцы" представляют историю. Ценность, тем более, что литературы о Чечне до сих пор почти никакой не было. "Чеченцы", написанные почти 80 лет тому назад, интересны для современного читателя, хотя в статье и имеются некоторые неправильные положения и ошибочные выводы, совершенно очевидные для советского человека. И только потому, что интересно почитать статью о Чечне и чеченцах иностранца- современника кавказской войны, настоящая статья помещена в предлагаемом сборнике. "Чеченцы" помещены в немецком сборнике "Кавказ и земля казаков с 1843 по 1846 ", Лейпциг, 1848 г

Как черкесы составляют на Западном Кавказе главное ядро русских врагов, вокруг которых группируются разные роды других мелких народностей- абхазцев, абихов, чигетов, эльбрусских татар (карачаевцев) и кабардинцев, так среди горских народностей Восточного Кавказа чеченцы стоят во главе сопротивляющихся нашествию северных завоевателей. Название "чеченцы" относится, собственно, к одному небольшому роду этого народа, который, однако, так выделился своей храбростью и энергией, что русские этим именем обозначают все народности, говорящие на одном наречии, которых, включая кистинцев и ингушей, насчитывается до 150 тысяч душ. Черкесы, татары и лезгины называют этот народ "мизчеги" (с. 187). Чрезвычайно суровое наречие чеченцев не имеет ничего общего с языком черкесов, лезгин, татар или осетин, хотя отдельные слова из разных горских наречий перешли и в чеченский язык. Клапрот раскрывает этот язык вследствие его строения, как совершено самостоятельный, но говорит вместе с тем, что чеченцы взяли много слов у соседей своих - аварцев. Относительно происхождения чеченцев еще существует самая глубокая тьма. Их считают древнейшими обитателями кавказского полуострова, которые сохранили первобытные обычаи и воинственный дух древних, и еще теперь, как во времена Эсхила, они "дикие толпы, страшные в шуме своих бряцающих мечей". Немецкому ученому, который в своей книге "Россия и черкесы" очень мало ценил силу сопротивления горских народов русскому мечу и скипетру, чеченцы дали блестящее опровержение. Наш знаменитый и обладающий проницательным взглядом географ Риттер оказался более правым, говоря: "Войны Тимура, Петра Великого и Надир-Шаха против народов восточного Кавказа показали, что области Дагестана и Лезгистана принадлежат к мировым изолированным крепостям, которые дают возможность их обитателям и защитникам противостоять самым знаменитым завоевателям". Чеченцы населяют прекрасную горную страну между высокой Кавказской альпийской цепью и Тереком; на востоке их область ограничена Койсу, а на западе перевалом, идущим из Владикавказа в Закавказье. Эта горная площадь богата прекрасными лесами и лугами, но земледелие дает в высоко лежащих долинах Чечни лишь небольшие урожаи; но все-таки время созревания хлебов самое важное для горных жителей, которые тогда обыкновенно держатся спокойно, пока хлеб не будет убран в безопасное место. Когда поздней осенью снопы с полей исчезли и быстрые воды Терека и Сунжи пали, тогда в казачьей линии все знают, что воинственный крик чеченцев недолго заставит себя ждать. Все пункты, лежащие в долине Терека от Владикавказа до Внезапной, подвергаются нападениям чеченцев. Владикавказ, Грозная, Гизель- Аул и Темир-хан-Шура являются в настоящее время главными операционными пунктами русских против чеченцев. В этих крепостях можно ежедневно встретить большое количество этих стройных дикарей. Как и черкесы, они посещают русские крепости большей частью для провождения времени, и русские, ожидающие от этих оживленных сношений со своими врагами хорошие результаты, позволяют им беспрепятственно посещать свои укрепленные места. Во Владикавказе - большом и важном пункте на Тереке - я в первый раз увидел большое количество чеченцев и, т.к. я только приехал с Кубани, где видел черкесов, то естественно, я сравнивал внешнее впечатление и вид, которые оба эти народа призвели на меня. Они играют на Кавказе одинаковую роль, но по языку и происхождению отличаются и до недавнего времени не имели сношений между собой. "Чеченцы, - писал я в своем дневнике во Владикавказе, - мне нравятся менее черкесов, с которыми они имеют общую стройность, смелую выдержку и орлиный нос, но не общее выражение физиономии. В лицах черкесских узденей господствует свободное, открытое, любознательное и немного дикое выражение, их поведение настолько рыцарское, что к ним нельзя относиться без симпатии. В более темноокрашенном лице чеченца существует, вместе с выражением большой энергии, какая-то угрюмая, неприятная черта: я видел здесь людей, во взгляде которых блестели неверность и стремление к убийству, которые меня пугали. Гостеприимство черкесского узденя я бы доверчиво принял, по приглашению чеченца в аул я бы не последовал. Лицо чеченцев немного длиннее и худее, нежели лицо черкесов, и борода у них менее обильна, нежели у других восточных народностей, например, турок и арабов. Одежда, кажется, у большинства кавказских народностей одинакова: узкие коричневые штаны и коричневое пальто с кожаным поясом и с разноцветными, пришитыми с обеих сторон груди, кусками материи для хранения патронов. Голову украшает кавказский тюрбан - большая шапка с разноцветным верхом и широким околышем из взлохмаченной длиной овчины, которая, падая на лоб, еще более увеличивает дикий и суровый вид горных жителей. Все носят длинный кинжал на поясе и длинное ружье, крепко прилегающее к спине. Некоторые молодые люди более богато одеты: они носят пальто, вытканное серебром, и великолепные кинжалы и шашки с серебряными рукоятками. Смотр войскам, который производил во Владикавказе генерал Балдинин, чеченцы, кабардинцы и осетины смотрели с большим интересом, так же, как и я рассматривал художественные фигуры кавказцев". Я привел этот отрывок из моей записной книжки неизменным, но согласен, что слышанные мною раньше рассказы русских военных о поступках и чертах черкесов и чеченцев, может быть, не остались без влияния на эту сравнительную оценку двух народов. Отзывы русских более благоприятны для жителей Западного Кавказа, нежели для жителей восточной горной полосы. Верность данному слову у них встречается реже, суровость с военнопленными больше и, кроме того, они воодушевлены таким религиозным фанатизмом, которого черкес не знает. Последняя черта особенно отличает западного кавказца от восточного горца. Если черкесы в последнее время немного больше о Коране думают, то это больше для того, чтобы увеличить ненависть и нелюбовь к христианам-русским, нежели из внутренних духовных побуждений... ... В то время, как у черкесов врожденная любовь к свободе и самостоятельности и, вместе с тем, некоторая надежда на грабеж и добычу составляют основную причину их сопротивления России, у чеченцев ненависть к русскому господству мотивируется больше их пылким религиозным фанатизмом. Все выдающиеся предводители чеченцев от шейха Мансура, который знал наизусть 20.000 религиозных стихов, до теперешнего главаря чеченцев-Шамиля, играющего роль пророка, чувствовали необходимость обосновать свою светскую власть на религиозном фанатизме, так же, как это делал марабут Абд- Эль-Кадер в Алжире. Этот религиозный фанатизм на Восточном Кавказе облегчает объединение различных по языку народностей под одним руководством и затрудняет ведение войны многочисленным русским войскам, войны, которая, благодаря геройской храбрости жителей и естественным условиям страны - "Мировая крепость народностей", еще нескоро закончится. Во время моего пребывания на берегах Терека и в высоких горах Кавказа я получил много интересных сведений о жизни и обычаях чеченцев. Особенно меня привлекали простые рассказы одного польского солдата, который больше года пробыл в плену среди чеченцев и почти в непосредственной близости от Шамиля, которому он служил рабом. Он не смог вынести жизнь в горах - суровый климат, плохое питание, - и воспользовался удобным случаем, чтобы бежать под знамена двуглавого орла, как ни мало симпатии, как поляк, он к ним ни чувствовал. Хотя он, по его уверениям, был взят в плен во время экспедиции генерала Граббе, но он рисковал получить наказание в 3.000 розог, - обыкновенное наказание для всех русских дезертиров на Кавказе - наказание равносильное мученической смерти, если кому-нибудь из более человечных офицеров не удавалось как-нибудь смягчить наказание. Только с большим трудом удалось бедному поляку избежать ужасной смерти, которая, по словам русских же офицеров, часто постигала невинных. По рассказам этого поляка и других спасшихся и обмененных пленных, описания жилья, обычаев и занятий черкесов, данные мною выше, можно почти полностью отнести к чеченцам. Но это совпадение не дает еще права заключить о родовом родстве, потому что образ жизни и занятий первобытных народов зависит от природы и климата их страны, а эти совпадают в этих двух странах вполне. Положение женщины у чеченцев и черкесов почти одинаково, но у первых продажи женщин в чужие страны не существует. Достойные доверия лица мне передавали, что чеченские женщины относятся благосклонно к иностранцу и они выказывают к пленным много жалости, насколько это позволяет ревность и недоверчивость их мужей. Не один русский пленный бежал из плена благодаря чеченкам, и вместе со своими освободительницами они приходили в русский лагерь. После всего узнанного мною о кавказской женщине, я могу сказать, что в них, помимо воинственного духа амазонки живет искра нежности и женственности. Возвращающихся победителей женщины и девушки встречают радостными выкликами и объятиями, о раненых заботятся с бескорыстной преданностью, и даже бедный военнопленный, благодаря добросердечному отношению со стороны женщины, находит утешение в своей несчастной судьбе. Поэт Пушкин в своем "Кавказском пленнике" верно схватил этот характер чеченской девушки, которая как голос "доброго гения" звучит над потоком и предупреждает казачьих девушек. Очень трудно для путешественника, даже если он собрал много фактов и выслушал много мнений, высказаться о судьбе народа, если он не изучит его при многолетнем пребывании среди него. Русские военные также не способны к верному суждению, потому что их наблюдения не обновляются постоянными новыми наблюдениями, а их ненависть к народу, защищающему так беззаветно и отчаянно свою свободу, - общеизвестна. С другой стороны, иностранцы, охваченные ненавистью к России и восхищением всей Европы перед храбростью и воинственностью русских врагов на Кавказе, еще менее способны к верному суждению... Чеченцы храбрый варварский народ, но заслуживают еще меньше, чем черкесы, того преувеличенного восхищения, с которым к ним относятся в некоторых странах Европы. Фанатизм, неверность, суровость не есть черты культурного народа. Другой вопрос: неужели восхищение лично народом - это симпатии к его делу? Можно решительно отвергнуть дикость какого-нибудь народа, но все-таки нужно спросить: "Но какое право имеют другие огнем и мечом этот свободный народ себе подчинять?" Кто знает судьбу армян в Турции или духоборов в России, тому не нужно других мотивов, чтобы объяснить заявление шейха Мансура англичанину Беллю: "Если Англия и Турция нас оставят, если все другие средства сопротивления будут истощены, тогда мы дома наши и имущество сожжем, наших жен и детей удушим и, отступая на наши скалы, умрем до последнего человека" (с. 193)

(В кн.: «О ТЕХ, КОГО НАЗЫВАЛИ АБРЕКАМИ». Сборник рассказов, повестей, легенд, сказок, стихотворений и социально-экономических очерков о Чечне и чеченцах. Грозный, 1927)

.

Други мои, представляю Вам интересную публикацию о малоизвестных событиях. Честно говоря, я, например, ранее не знал, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно...

________________________________________ _________________


Массовые протесты в городе Пугачев чуть-чуть не дотянули до совпадения с десятилетним юбилеем октябрьских погромов 2003 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Это малоизвестные события, сведений в интернете о них почти нет. Намного больше информации о сентябрьских столкновениях кабардино-балкарских и чеченских студентов в сентябре 2005 года.

Предыстория.

В советское и первое постсоветское время чеченцев в Кабардино-Балкарии было немного. Но во время и сразу после Первой Чеченской войны в Кабардино-Балкарию приехало значительное количество беженцев. В республике их хорошо принимали, власти обеспечивали жильем и питанием. Но уже тогда некоторая напряженность возникала. Были жалобы на буйное поведение «жертв войны» размещенных в санаториях Нальчика.


Но в начале 2000-х годов, - с окончанием Второй Чеченской войны, - ситуация резко изменилась. С возвращением Ичкерии в «российское конституционное поле» начались компенсационные выплаты «за утраченное в результате боевых действий» жилье. Пострадавшим чеченцам выплачивалось порядка 300 000 рублей. Русским платили по 120 000. Причем чеченцы получали деньги практически сразу после окончания войны, русские минимум через 2-3 года, когда масштаб цен сильно изменился.


Однако в начале 2000-х годов 300 000 были большими деньгами. В КБР цены на жилье были очень низкими, даже по сравнению с соседней Северной Осетией или Ставропольем. Двухкомнатная квартира на окраине Нальчике стоила порядка 150 000 рублей. Причем предложение жилья намного превышало спрос, люди порой годами не могли продать жилье.


Вскоре после начала компенсационных выплат в Кабардино-Балкарию хлынул поток беженцев скупавших дешевое жилье. Приоритетом пользовались типовые квартиры на окраинах городов, переселенцы старались при этом селиться группами, в пределах одного подъезда или двора.


Больше всего чеченцев переселилось в Нальчик, где окраинный микрорайон «Горная» быстро получил народное имя «Малая Ичкерия». Немало беженцев поселилось и в других городах-райцентрах: в близкой к Нальчику Нарткале, Тереке и даже в отдаленном поселке Залукокоаже. Но быстрое заселение чеченцами Нальчика и других мест, вскоре обернулось рядом проблем. На Кавказе, и в Нальчике в частности, люди с многоквартирных домах живут как бы большой семьей, все друг с другом знакомы, дети вместе играют допоздна, старики общаются. Чеченцы вливаться в «жилищный коллектив» не спешили. Как утверждали аборигены, они вели себя высокомерно и дерзко. В домах и дворах начались конфликты, порой серьезные. При этом новоприбывшие всегда поддерживали друг дург: даже в случае словесной перепалки двух старух немедленно подтягивалась многочисленная «группа поддержки». Вечерние игры детей и посиделки стариков допоздна во дворах многоэтажек быстро прекратились.


В «Малой Ичкерии» и по всему Нальчику стали обыденностью уличные грабежи и избиения, совершаемые, как писали в местной прессе некими «группами молодых людей». Нередко таксистов некие наглые «молодые люди» угрозами принуждали бесплатно себя возить. Коренные нальчане винили в этих действиях почему-то именно чеченцев.

Взрыв.

Как рассказывал автору пожилой нальчанин, в один из октябрьских дней 2003 молодой парень-кабардинец шел вдоль «Ореховой рощи»: парка в 10 минутах ходьбы от здания Правительства республики. До окраины «Малой Ичкерии» - района «Горная» было недалеко.


Навстречу одинокому прохожему двигалась группа «разговаривающих на некабардинском языке молодых людей». Поравнявшись, они сбили одинокого прохожего с ног и избили, попутно вывернув карманы и забрав все что в них было. После чего с хохотом веселая компания двинулась в направлении «Малой Ичкерии». Побитый парень сумел как-то дойти до центрального проспекта Ленина, где вокруг него, окровавленного и едва стоящего на ногах, быстро образовалась толпа возмущенных горожан. Пострадавшего отвезли на «Скорой» в больницу, но толпа не расходилась. Начался своеобразный митинг: эмоциональные выступления, крики, проклятия. В какой-то момент состоящая уже из десятков, или даже соте людей двинулась в сторону «Горной».


В самой «Малой Ичкерии» толпа распалась на группы в по нескольку десятков погромщиков, и начался «подворный обход». В окна квартир где жили недавно приехавшие «новоселы» летели камни, жильцов, если те не смогли спрятаться, били. Погром продолжалось до ночи. Тогда серьезно пострадало около 30 человек.


На следующий день были новые разгромы квартир и избиения, хотя и в меньшем количестве.


После октябрьских событий 2003 года октябрьских погромов избиения на улицах и буйное поведение во дворах почти прекратились. Топоним «Новая Ичкерия» постепенно забылся, его сейчас уже мало кто помнит.


Что побудило нальчан к погромам можно понять из сказанных через год после событий слов

Хачима Шогенова, возглавлявшего в то время министерство внутренних дел Кабардино-Балкарии: «Почему они покупают квартиры в Нальчике любыми способами? Сколько мы просили: не давайте им внедряться в нашу экономику. Почему студенты, которых мы встретили с распростертыми объятиями, себя так ведут: там, где ступила нога чеченца, его земля. Я имею право это говорить, так как потерял двух парней в первую чеченскую войну, во вторую многие контужены, ранены. Я люблю наших соседей, но не больше своего народа». http://www.gazetayuga.ru/archive/2004/39.htm

Студенты.

Глава кабардино-балкарского МВД в 2004 году упомянул о проблемах с чеченскими студентами. Через год после этих слов в Нальчике проихошла новая вспышка насилия. С начала 2000-х годов в Кабардино-Балкарию было направлено для обучения множество чеченских студентов-целевиков. И почему-то снова возникли специфические проблемы: драки и грабежи. Как утверждали местные студенты, одинокому парню было опасно ходить вечером по студгородку, некие «группы молодежи» нападали на одиночек, избивали, отбирали деньги и дорогие тогда мобильные телефоны. Из общежитий начали массово съезжать местные, из районов, студенты.


В сентябре 2005 года, после каникул, начался массовый заезд старых и новых жильцов в общежития. Естественно сразу «новоприбывшие» стали сразу показывать «кто в доме хозяин». После нескольких драк, 22 сентября местные студенты из КБР предложили «пришельцам» выяснить отношения на нейтральной территории у кинотеатра «Восток». Вечером этого дня там произошла массовая драка, в которой победа осталась за «местными». Побитые «пришельцы» ретировались в студгородок, но решили взять реванш на следующий день, вызвав подмогу с родины. К середине дня, когда шли занятия, несколько машин с вооруженными чеченцами (говорилось о бойцах кадыровского ОМОНА) выстроились перед входом в главный корпус университета.


Расчет был на демонстрацию силы, но там где другие предпочли бы остаться внутри здания, кабардинцы и балкарцы, - кавказская кровь, - не испугались. Поток студентов бросивших занятия выплеснулся на улицу, началась словесная перепалка. Как рассказывал спустя несколько лет участник событий, один из приехавших «десантников», - как говорили командир, - выйдя из машины, достал пистолет и начал стрелять в воздух. Но стоявшая в нескольких метрах плотная толпа после первого выстрела ринулась вперед. Стрелка разоружили, а машину перевернули несколько раз. По словам моего собеседника, командира успели затащить в другую машину и увезти. Пистолет остался студенческим трофеем.


Большая часть студентов, несколько сот человек направилась к Дому Правительства КБР. Однако подходы туда перекрыла милиция. Тогда толпа двинулась на площадь 400-летия присоединения Кабарды к России, к зданию республиканского МВД. Там у них произошла интересная встреча и разговор с уже упоминавшимся министром Хачимом Шогеновым.


Чего хотели студенты и как развивались события можно узнать из публикаций центральной прессы сентября 2005 года.

Так «Известия» писали:«После драки студенты кабардинской и русской национальностей организовали стихийный митинг, на котором звучали требования к правоохранительным органам «жестче привлекать к ответственности проживающих в КБР выходцев из Чечни за нарушение ими правил общежития».http://izvestia.ru/news/306500#ixzz2Z1MwoG81

Более подробно писал «Коммерсант»: «После этого студенты госуниверситета КБР вышли на площадь, требуя, чтобы власти убрали из города чеченцев… Когда вы (милиционеры.- Ъ) начнете что-то делать? - сказал министру другой студент.- Ваши были там (на месте драки. - Ъ) с самого начала. Смотрели и не вмешивались!

Я не меньше, чем вы, устал от этой (чеченской.- Ъ) проблемы,— ответил генерал Шогенов.— Вы показали, что в состоянии себя защитить. А теперь идите домой. Уступите место закону. А потом приходите ко мне, все обсудим, разберемся. Студенты, поверив министру, стали расходиться. «Кадыровцы приехали в университет со стволами, устроили погром», - говорили они журналистам. «То, что Россия за годы не сделала с Чечней, кабардинцы сделают за час, - обещали студенты.- Чеченцев уже давно надо убрать из Нальчика, они всех здесь достали». http://www.kommersant.ru/doc/611932

Студенческие волнения продолжались до глубокой ночи. Но на следующий день в Нальчик приехал сам Рамзан Кадыров. Представители студентов и руководства КБР встретились ним за закрытыми дверями. О чем там говорилось, никто не знает, все участники встречи хранили молчание. Но факт: после визита Руслана Ахмадовича в учебных заведениях Нальчика стало спокойно и тихо.


А вскоре, - чуть больше чем две недели после студенческих волнений, - Нальчик взорвало ваххабитское «Восстание 13 октября 2005 года».

События 2003-2005 года в столице Кабардино-Балкарии произошли задолго до волнений в русском городе Пугачев. Проводить или не проводить параллели между ними - это пусть решает читатель.

Юрий Сошин

Такое научное понятие как кавказская раса было генерировано и получило повсеместное признание на Западе в первой половине XIX века. Антропологи, историки, этнографы, философы, государственные учреждения в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии и множестве других стран оперируют понятием «кавказцы» или «кавказская раса» в наши дни. Российские антропологи и царского, и советского времени почти никогда не пользовались этой дефиницией, предпочитая термин «европеоидная раса». Причины игнорирования кавказской темы, я думаю, вполне очевидны и лежат всецело в плоскости политики.

Свои антропологические классификации европейские ученые предприняли, в основном, на примере черкесов (адыгов), абхазов, грузин, т.е. тех этносов, которые были изучены давно и основательно. Крупнейший османский историограф Джевдет-паша (перв. пол. XIX в.) особо подчеркивал значение изучения черкесов (адыгов) и абазов для создания правильной научной антропологической классификации белой расы. Он же, по всей видимости, впервые ввел в научный оборот понятие «кавказская раса»: обычно считается, что это сделал Блуменбах. Джевдет-паша уделил много внимания анализу антропологического облика черкесов (адыгов) и абазов, и пришел к выводу, что эти два народа являются наиболее архаичными носителями базовых признаков белой кавказской расы.

Великий современник Джевдета и Блуменбаха - Гегель - также пользовался определением «кавказская раса», считая итальянцев, грузин и черкесов (адыгов) (к последним он, видимо, относил и абхазов, и чеченцев - С.Х.) наиболее яркими представителями белого населения планеты. «Физиология различает, - отмечал Гегель, - кавказскую, эфиопскую и монгольскую расы. Физическое различие всех этих рас обнаруживается главным образом в строении черепа и лица. Строение черепа определяется посредством горизонтальной и вертикальной линий, из которых первая идет от внешнего слухового прохода в направлении к корню носа, а вторая от лобной кости к верхней челюсти. Посредством угла, образуемого этими двумя линиями, голова животного отличается от человеческой головы; у животных этот угол чрезвычайно заострен. Другое определение, важное для установления расовых различий и предложенное Блуменбахом, касается большей или меньшей выдвинутости вперед скуловых костей. Выпуклость и ширина лба также являются при этом определяющими. У кавказской расы упомянутый угол прямой. Особенно это справедливо относительно итальянской, грузинской и черкесской физиономий. У этой расы череп сверху закруглен, лоб слегка выпуклый, скуловые кости мало выдаются, передние зубы на обеих челюстях перпендикулярны, цвет кожи белый, щеки румяны, волосы длинные и мягкие. Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой … Прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе».

Вера в исключительную природу Кавказа и кавказцев создана усилиями европейских ученых, но не чужды ей и уроженцы Кавказа. У А.А. Джаримова мы читаем: «… древние корни многих самостоятельных этнических групп всего мира - в нашей земле». Образец европейского взгляда может быть представлен отрывком из Ф.Д. де Монперэ: «Если бы я с большей смелостью мог судить о путях провидения, я подумал бы, что его намерением было воссоздать, обновить другие вырождающиеся расы смешением их с прекрасной черкесской нацией. Но не нам измерить всю глубину высшего разума». Обилие подобных мнений в европейской и русской исторической, и художественной литературе формирует совершенно определенный имидж кавказца, вообще, и черкеса (адыга), в частности.

Эдмунд Спенсер был восхищен обликом черкесов (адыгов), их этикетом и храбростью, и расточал комплементы в их адрес в каждой главе своих четырех томов. Вот один из характерных пассажей: «Сейчас я путешествую в области натухаев - народа, считаемого самым красивым из всех черкесских племен… во время моего пути я не видал ни единого лица, не отличающегося красотой, разве только ногайского татарина, калмыка или русского пленного… Общий контур лица натухайца совершенно классический, представляющий в профиль ту изысканно мягко вьющуюся линию, считаемую знатоками идеалом красоты. Их большие темные глаза, обычно темно-голубые, прикрытые длинными ресницами, были бы прекраснейшими из всех, которые я когда-либо видел, если бы не выражение дикой жестокости, которое сильно поразило меня, когда я впервые прибыл в Черкесию, … ». После посещения земель шапсугов, абадзехов и темиргоев Спенсер констатирует: «Красота черт и симметрия фигуры, которыми отличен этот народ - не фантазия; некоторые из прекраснейших статуй древности не являют в своих пропорциях большего совершенства».

Теофил Лапинский, длительное время проживший в Черкесии, особо останавливается на теме антропологического облика черкесов (адыгов): «Турка, татарина, еврея и настоящего московита можно как угодно замаскировать европейцем, и все-таки чрезвычайно редко он сможет скрыть свое происхождение, но никто не заподозрит «неевропейца» в черкесе (адыге,) одетом в шляпу и фрак. Черкес (адыг) несколько выше среднего роста, стройный и сильный по сложению, но более мускулист, чем крепок в кости. Они имеют большей частью каштановые волосы, прекрасные темно-синие глаза, маленькие стройные ноги. Чрезвычайно редко встречаются люди, которые имели бы телесные недостатки». Джордж Кеннан, американский антрополог, посетивший Дагестан в начале XX в., писал в этой связи: «Доминирующие этнологические типы в тех районах Дагестана, которые я посетил, - тевтонский или кельтский. Часть из тех мужчин, которых я наблюдал, были бы приняты за германцев в любой столице Западной Европы, тогда как другие были совершенно неотличимы от шотландцев, как будто бы они были Мак-Кензи, Мак-Дональдсы или Мак-Лины из Аргайла, или Инвернеза»

В солидном издании Кеннета Йанда, Джеффри Бэрри и Джэрри Гольдмана «Правительственная система в Америке» в таблице расового состава отмечено, что в Бразилии кавказцы составляют 60% населения, в Мексике - 10%, в США - 83%. Подростки, пребывающие в орбите организаций черных расистов, пишут на стенах призывы - «Убивайте кавказцев». В полицейских сводках в США ирландские и итальянские мафиози фигурируют как кавказцы. О белом, погибшем в аварии, могут сообщить: «у нас 1 погибший - кавказец». Черим Сообцоков, небезызвестный ветеран СС, въехавший в США в 1948 г., вписал в главе национальность «кавказец», справедливо полагая, что такие термины как «черкес» и «адыг» вряд ли кому-то известны. Таможенник, по происхождению ирландец, заявил Сообцокову: «Ну, это ясно - я тоже кавказец, но кто вы по национальности?» Как видим, Бесик Уригашвили, написавший в «Независимой газете» гневную статью, был далек от знания предмета, когда говорил, что в культурной Америке только в неприличном обществе можно услышать термины «кавказская раса» и «кавказец».

В наиболее сконцентрированном виде представления советской школы по этому вопросу можно выразить словами В.В. Бунака: «В действительности, общего европеоидного комплекса не существует, и нельзя указать ни эпоху, когда подобный комплекс реально существовал, ни территорию с определенными условиями природной среды, которая могла бы служить основой для формирования общего комплекса и отправной областью расселения европеоидных групп. Европеоиды - понятие чисто морфологическое. Отдельные группы европеоидов возникали разновременно, развивались независимо и параллельно, генетическая связь между ними невелика».

Черкесов (адыгов) В.В. Бунак относит к так называемому понтийскому типу европейской расы: «Понтийский тип распространялся по Кавказскому и Балканскому побережьям Черного моря, где он сохраняется в настоящее время в отдельных группах, видоизмененных последующим смешением, - у западных черкесов (адыгов), местами по Дунаю у румын; в позднейшее время видоизмененный понтийский тип распространился и в более северных областях Европы, особенно Восточной… ».

Черкесы (адыги), населявшие обширные территории Северо-Западного и Центрального Кавказа, граничили со многими народами: абхазами, абазинами, карачаевцами, балкарцами, осетинами, ингушами, чеченцами и дагестанцами. Естественно, что отношения с этими народами носили интенсивный характер и имели важное значение во внутри- и внешнеполитической истории черкесов (адыгов). Помимо непосредственных соседей, образовавших вместе со страной черкесов (адыгов), Черкесией, единое культурное и географическое пространство, существенное значение имели связи со странами Закавказья - Грузией, Арменией, Азербайджаном. Здесь необходимо вспомнить, что как этнос черкесы (адыги) сформировались на рубеже античности и средних веков. В глубокой древности отдаленные предки черкесов (адыгов) занимали значительно более обширные территории по периметру Черного моря: в Крыму, Юго-Восточной Европе и Малой Азии. Крупнейшие российские антропологи (В.В. Бунак, М.Г. Абдушелишвили, Я.А. Федоров) отмечали, что с эпохи ранней бронзы (III тыс. до н.э.) и до средних веков на Северо-Западном Кавказе не было смены населения, т.е. древнейшие жители нашего края имели черкесский (адыгский) антропологический тип. В III-I тыс. до н.э. племена, носители черкесской (адыгской) и абхазской речи, населяли территорию современной Грузии и являлись создателями знаменитой Колхидской культуры. На территории современной Абхазии многие видные грузинские и абхазские ученые (И.А. Джавахишвили, Г.А. Меликишвили, С.Х. Бгажба, Е.С. Шакрыл и др.) отмечают ряд топонимов (названий местностей) и гидронимов (названий рек) черкесского (адыгского) происхождения.

Рассмотрение истории межнациональных отношений на Кавказе невозможно вне учета сложных этногенетических процессов, сопровождавших складывание черкесского (адыгского) этноса и всех других этносов региона в их современном виде. Доминирование черкесов (адыгов) на пространстве между Черным и Каспийским морями отразилось в самом понятии «черкесские степи». Северной границей черкесских степей является Кума-Манычская впадина. Понятием «черкесские степи» пользовались многие средневековые авторы: в одном из итальянских документов отмечается, что татары путешествовали из Крыма в Астрахань и обратно, «огибая степи Черкесии» (intorno apreso la Circassia). Этот термин фигурирует в работах крупнейших кавказоведов: Адольфа Берже, Джона Бадли, Моше Гаммера. О доминировании черкесов (адыгов) на Кавказе писал арабский энциклопедист второй половины XIV в. Ибн Халдун: «В этих горах живут христианские турки, асы, лазы и народы, которые суть смесь из персов и греков, но черкесы (адыги) могущественнее всех».

Черкесская (адыгская) культура и образ жизни, обладавшие большой внутренней привлекательностью, служили на Кавказе образцом для подражания. Черкесский (адыгский) стиль в одежде, доспехах, оружии и манере верховой езды был чрезвычайно популярен в Грузии. Это объясняется еще и тем обстоятельством, что значительный процент правящей элиты этой страны происходил из Черкесии, а еще большее число аристократических домов имели сильные родственные связи с черкесами (адыгами). Описывая положение русской администрации в Мингрелии, Имеретии и Грузии, Эдмунд Спенсер писал в 1837 г.: «Невыгодное положение России усугублено еще одним обстоятельством, препятствующим ей в достижении власти над людьми, чуждыми ей своими обычаями, нравами и языком - черкесским (адыгским) происхождением их вождей, князей и старшин».

В XIX в. вся грузинская знать одевалась в черкесскую (адыгскую) одежду и следовала правилам черкесского (адыгского) этикета. В 1748-1752 гг. цари Картли и Кахетии Теймураз и Ираклий привлекли к себе на службу большое число черкесов (адыгов)(в основном из Кабарды), при помощи которых добились вассальной зависимости Ереванского, Ганджийского и Нахичеванского ханств, тем самым, обеспечив себе первенствующее положение в Восточном Закавказье. При разгроме персов у Тифлиса (Тбилиси) в 1753 г. решающую роль сыграла кабардинская (адыгская) двухтысячная конница во главе с князем Кургоко. «Сын правителя Большой Черкесии по имени Кургоко, - сообщал князь Орбелиани в сентябре 1753 г., - проявил такую отвагу, что и перехвалить его нельзя. Так и все черкесское (адыгское) войско сражалось доблестно и хорошо поработало мечом». Тот же Ираклий пытался в 1778 и 1782 гг. переселить часть кабардинцев (восточных адыгов) в Грузию. Он предполагал составить из этих кабардинцев (восточных адыгов) боевую силу, которая должна была участвовать в борьбе за дальнейшее объединение Грузии и ее гегемонию в Закавказье. Этим проектам воспрепятствовала Россия и переселение не состоялось. Военное отходничество черкесских (адыгских) всадников в Грузию имело место уже в VI веке. «Согласно грузинским летописям, - пишет князь С. Бараташвили (кстати, тоже черкесского (адыгского) происхождения), - предки эриставов ксанских и аргвских, пришедшие из Черкесии и Осетии и водворившиеся в Грузии, в его (Юстиниана - прим. С.Х.) веке получили от него одежды и гербы. Так поддерживал Юстиниан свое влияние над Грузией, и расширял его до господства над западными районами Кавказа».

Черкесские наемники составляли постоянное войско грузинских царей, начиная с Давида Строителя (1089-1125 гг.). В грузинской истории хорошо известен черкесский наемник Джикур, фаворит царя Давида V. Последний был увезен монголами в Каракорум, а затем был вынужден участвовать в войне с египетскими мамлюками. Наместником Грузии, в отсутствие Давида, был Джикур. Твердое управление этого черкеса оставило свой след в истории Грузии. Черкесские всадники выступили на стороне грузин в их борьбе против полчищ Тамерлана, напавших на Карталинию в царствование Георгия VII. Некоторые из черкесских всадников уходили в Грузию в результате поражений во внутричеркесских столкновениях. Примером служит род кахетинских князей Черкесишвили с резиденцией в Веджини. Предком этих князей является пши Шегенуко из Бесленея.

В грузинской народной поэзии, в сказаниях и поговорках черкес выступает как носитель высших воинских качеств. «Он храбр как черкес!» - говорят грузины. История грузино-черкесского взаимодействия полна интереснейших эпизодов и отразилась в фольклоре. Один из наиболее героических персонажей мингрельских сказаний - кабардинский богатырь Эрам-Хут. В изложении Ш. Ломинадзе (информатор - учитель Борис Хорава) персона Эрам-Хута предстает в былинных размерах: «за горами, за долами, жил был в Великой Кабарде необыкновенного роста великан. Звали его не именем, а прозвищем - «Эрам-Хут». Сказание об Эрам-Хуте было в XIX веке весьма популярным, а само его имя «превратилось в имя нарицательное и употребляется теперь по всей Мингрелии и Абхазии, как эпитет, для обозначения высшего геройства и храбрости».

Сам этноним зих (джик) помимо реального этнического содержания в грузинском языке получил еще одно значение: так стали называть горного барса. Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) , толкуя грузинское слово джик, писал: «Подобен барсу, поболее, которого персы именуют бабр. Так называют и одно племя, сопредельное с Абхазией». Весьма показательно, что древнее обозначение адыгов было перенесено на самого сильного хищника (из тех, что имелись на территории Грузии). Во времена С.-С. Орбелиани под джиками уже не фигурировал весь адыгский или адыго-абазинский массив: так называлось лишь этнотерриториальное объединение джигетов (самоназвание «садз»). Этникон джигет, вполне возможно, имел более сложную природу и являлся двойным этниконом «зихо-гет» (на манер кельтиберов, каталонцев, готаланов, асо-аланов и т.д.). Трансформация этникона в зооним видна и на примере асо-аланов, чье имя «аслан» стало обозначением льва, а также именем собственным. Как видим, одно упоминание названий северокавказских этносов порождало в умах их соседей прямые аллегории с образами хищников - львов, барсов и т. п. В древнегрузинских источниках зихи (джики) охарактеризованы как полудикие племена. Более того, жестокость объявляется каноническим качеством джиков: Мровели, характеризуя царя Мирвана I, писал, что он «жестокий как джик». Разумеется, зихи были не столь дики и жестоки, как это казалось многим летописцам, но сами эти характеристики, само восприятие их в Грузии представляет интерес. В армянском языке слово разбойник - «авазак» - по мнению Н.Я. Марра восходит к названию avazg или abazg.

Схожее восприятие черкесского имиджа наблюдалось у вайнахов. В этом плане интерес представляют чеченские героико-эпические песни-илли «О князе Кахарме кабардинском» и «Кабардинце Курслоте», действие которых комментаторы относят к рубежу XVII-XVIII вв. Герой одной из популярных ингушских легенд, олицетворяющий собой образ истинного рыцаря, носит имя Черкес-Иса. Вайнахо-адыгские отношения восходят ко времени Майкопской культуры, заложившей основы формирования адыгов. Племена Майкопской культуры на восток продвинулись как раз до территории современной Чечни. Здесь они встретились с племенами куро-араксского происхождения, лингвистически и антропологически являющихся протовайнахами. Точно также, как абхазо-адыги считаются этническим сообществом хаттского происхождения, так и вайнахов возводят к хуррито-урартам (Я.А. Федоров, И.М. Дьяконов, С.А. Старостин, С.М. Трубецкой и др.).

Народы Центрального и Восточного Кавказа в большей степени контактировали с восточными адыгами - кабардинцами. Влияние кабардинцев было огромно. В XVI-XVIII вв. многие осетинские и ингушские общества входили в состав владений кабардинских князей. В состав Кабарды входили также горские общества Абазинии, Балкарии и Карачая. Горцы Центрального Кавказа отправляли своих детей в Кабарду учиться адыгскому языку и этикету, и фраза «Он одет» или «Он ездит как кабардинец» - звучала величайшей похвалой в устах соседнего горца. «Благородный тип кабардинца, - отмечал русский военный историк В.А. Потто, - изящество его манер, искусство носить оружие, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному виду можно отличить кабардинца».

В результате внутриадыгских конфликтов значительное число людей, спасавшихся от кровной мести, поселялось в Осетии, Чечне, Балкарии. Великий осетинский поэт Коста Хетагуров происходил из рода, основанного адыгским аристократом Хетагом, поселившимся в горах Осетии в XVIII в. Почти все наиболее важные фамилии осетинских алдаров (князей) происходили из Черкесии. В их числе выделяются Канукти - Кануковы. В осетинском фольклоре выделяется историческая песня о Есе Канукти, соперничавшего в доблести с кабардинским князем Асланбеком Кайтуко.

Особенно тесные отношения связывали адыгов с абхазами. В научной литературе (М.Ф. Броссэ, В.Э. Аллен) высказывалась гипотеза о черкесском происхождении Леонидов, правящей династии Абхазского царства. В византийских источниках это государство фигурирует как царство Абазгов. В отдельные периоды крайние западные пределы царства Абазгов достигали Туапсе и в этой связи можно предположить, что в состав этого политического образования входили какие-то зихские племена. В XIII-XVIII вв. Черкесия и Абхазия представляли собой единое этнокультурное пространство, население которого жило одними обычаями, верило в одних богов, носило одинаковую одежду. Обычным явлением для Абхазии было знание адыгского языка. В период русско-черкесской войны (1763-1864 гг.) большое число абхазов сражалось в составе адыгских отрядов. Абхазские мюриды Шамиля зарекомендовали себя как великолепные воины. Абхазы разделили трагическую участь адыгов и также подверглись массовой депортации в Османскую империю.

Знаменитый военный предводитель Ажджериеко Кущук, происходивший из темиргоевского княжеского рода Болотоко (ум. в 1840 г.), почитался в Абхазии как народный герой.

Для Абхазии и Адыгеи характерно наличие большого числа общих фамилий (Бгажба - Бгажноков, Багба - Багов, Ардзинба - Ардзинов, Чичба - Чич, Чачхалия - Чачух, Чиргба - Чирг и мн. др.). Еще в середине XVII в. часть бжедугов, согласно Э. Челеби, разговаривала на абхазском языке. Можно предположить абхазское происхождение отдельных шапсугских и абадзехских кланов.

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество всегда обладало набором необходимых характеристик, той степенью тождества, если угодно, «похожести», которые позволяют определить его как самостоятельный историко-культурный тип. На протяжении длительного периода история абхазов, абазин, убыхов, садзов, адыгов рассматривалась, как правило, изолированно - причем до такой степени, что во многих трудах по адыгам мы не сможем обнаружить ни единого упоминания об абхазо-абазинах, и наоборот.

Кабардинские и абазинские территории были оторваны от западно-адыгских лишь в период Кавказской войны и депортации. Между абхазами, абазинами, убыхами и адыгами никогда не было границы: апсуаязычные поселения были распространены вплоть до Таманского полуострова на севере и вплоть до Малой Кабарды на востоке. Точно также адыги свободно проникали в Абхазию и их топонимические следы отмечены вплоть до Мингрелии, и даже южнее. Именно абхазо-абазин чаще чем других кавказцев путали с черкесами, либо сознательно относили к черкесам. Абхазо-адыгское этническое взаимодействие составляет важнейший процесс их истории: эти этносы действительно имеют общие генетические корни, антропологический тип, этноконфессиональную традицию, духовную и материальную культуру. Они совместно пережили все важнейшие моменты истории, испытали одинаковые влияния (византийское, османское, русское). Они едины в диаспоре. А лингвистические различия не могут быть расценены как препятствие для обозначения абхазо-адыгов как населения единой страны, как единого историко-культурного типа. В противном случае мы должны были бы отказаться от рассмотрения дагестанской истории, как таковой, и взамен предложить узко-этническое видение. Абхазо-адыги представляют собой гораздо более унифицированную, сплоченную общность, чем грузины, но словосочетание «грузинская история» не удивляет. Наконец, лингвистическая обособленность современных абхазов, абазин и адыгов во многом является результатом разрушения того единого цивилизационного пространства, которым обладали абхазо-адыги до русского завоевания. Многие наблюдатели отмечали двуязычие и трехязычие абазин, убыхов, садзов. Лексика садзов, к примеру, уже в XVII в. (по отчету Э. Челеби) едва отличима от адыгской. Более того, тысячи нитей социальных связей (родства, приемного родства, семейные, клановые, феодальные отношения) реально объединяли абхазо-адыгские этносы в единое культурное, и, очень часто, политическое сообщество. Абазинское, абхазское происхождение современных адыгских фамилий - явление массовое, точно также десятки абхазо-абазинских родов ведут свое происхождение от адыгов.

Многие аспекты абхазской, абазинской, адыгейской и кабардинской истории получат качественно новое освещение в рамках предложенной идеи - существования абхазо-адыгского историко-культурного типа. Сама эта идея естественно не отрицает специфики отдельно кабардинской, отдельно адыгейской или абхазской истории. Для княжеской Абхазии XVI-XVIII вв. отношения с Крымским ханством, столь актуальные для Адыгеи и Кабарды, занимают скромное место в общем спектре политико-военных проблем. Безусловно, адыго-калмыцкие столкновения, абхазо-мингрельская 30-летняя война, союз Малой Кабарды с Москвой при Темрюке и многие другие темы существенно разнят политическую историю Абхазии и Черкесии. И в русле этого написаны почти все труды по истории Северо-Западного Кавказа. Но отношения абхазов с Грузией сложились именно так, а не иначе, именно ввиду мощного адыго-абазинского фактора. И, если Чачба-Шервашидзе не испытывали на себе непосредственной угрозы со стороны Бахчисарая, то эту угрозу впитали в себя северокавказские абазины, во всех отношениях связанные и с княжеской Абхазией, и с княжеской Кабардой. В конечном счете, все векторы (политические, военные, конфессиональные, культурные, любые другие) направленные на Абхазию доходили до Адыгеи, Убыхии, Кабарды. А влияние Степи через адыгские земли доходило до абхазов.

Отношения адыгов с соседними кавказскими народами носили, по большей части, мирный характер. Возникавшие конфликтные ситуации носили, как правило, частный характер. Мирному сосуществованию народов способствовало совместное природопользование, совместная борьба с иноземными захватчиками. Народы Кавказа умели ценить дружбу и тщательно соблюдали заключенные договоры. История и культура адыгов испытали на себе заметное влияние со стороны братских кавказских народов.

ИСЛАМ БАУДИНОВ

Марк Блиев. Черкесия и черкесы, Чечня и чеченцы, Оетия и осетины... Что дальше?

В 2004 г. вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора Северо-Осетинского государственного университета М.М. Блиева "Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации" (М.: Мысль, 2004. - 877с.). В 2011 г. часть этой монографии выпущена как отдельная книга «Черкесия и черкесы…». Ни та ни другая так и не получили объективной оценки. По замыслу автора первая работа направлена к полному пересмотру сложившихся взглядов на такой крупный исторический феномен, как Кавказская война. Посыл Марка Блиева сводится к относительно простому логическому умозаключению: дагестанцы, чеченцы и черкесы Северо-Западного Кавказа находились на такой стадии социально-общественного и экономического развития, когда внешние набеги и войны составляли их естественную "природу". Поэтому "оплоту цивилизации" - Российской империи, пришлось оказать сопротивление натиску горских варваров. Вследствие чего произошла Кавказская война в XIX в., реинкарнацией которой на рубеже XX - XXI вв. явились две "чеченские" войны.
Земледелие и скотоводство, ремесленные занятия и торговля не являлись по Марку Блиеву определяющими в жизни указанных выше горских народов Кавказа, а только набеги и грабежи. И ничего не могло изменить эту стадиально-генетическую предрасположенность природных бандитов к насильственному изъятию собственности. И, хотя львиная доля грузинских пленников на рынках Северного Кавказа обеспечивалась усилиями его собратьев осетин, последние (как, к примеру, ингуши, балкарцы и кабардинцы) наглухо вычеркнуты из почетного разбойничьего ряда. Порадел!
Многим в 90-х гг. XX в. захотелось "оттянуться" на "чеченах»; составной частью чеченофобии стало такое явление как "зачистка" чеченской истории. Из наиболее известных здесь имен - наш друг Марк Блиев. Первый засыпал своими «справками» о дагестанцах, чеченцах и черкесах, обреченных своей "стадиальностью" на набеги и войны с Россией силовые министерства Российской Федерации: МВД России, МИД России, ФСБ России, Главное разведывательное управление и институты истории РАН.
Старая истина утверждает, если человек ставит перед собой неправые цели, он в обязательном порядке будет вынужден прибегать к неправым средствам и приемам. Особенно это бывает заметно в научных исследованиях. Первая странность, с которой читатель сталкивается, приступая к изучению объемного труда М. Блиева, заключается в полном отсутствии историографического анализа проблемы.
Абсолютно необходимый научный анализ трудов предшественников оказался подмененным у М. Блиева в разделе "Вместо введения" несколькими редкими по степени цинизма и невежества фразочками: "В развязанной ими самими (черкесами. - Авт.) войне с Россией они не справились с преодолением собственной разобщенности и, потеряв исторические ориентиры, были вовлечены в массовую эмиграцию."
И это о том бесспорном факте, когда более полумиллиона, а то и болеее черкесов к 1864 г. были согнаны русской армией со своих земель на береговую полосу Черного моря, откуда их умирающими от голода и болезней, вывезли турки в Малую Азию и на Балканы. Согласно собственным словам, Блиев не забывал при оценке этой трагедии "о важности уберечь факты от "нравственных трактовок" во имя сохранения их собственной исторической сути и исследовательской значимости". Браво! Так расписаться в собственной беспринципности не у всякого духу хватит…
Ну, а теперь давайте последуем совету автора, отбросим и в его отношении "нравственные трактовки" и займемся "бухгалтерией" - посмотрим, как строится доказательная сторона исследования в главе "Чечня" (стр.43-63), которую можно смело назвать иначе: "Чеченская история от Марка Блиева изложенная на языке вражды».
Судите сами: "Отдельно стоит сказать о детерминизме законов развития общества и об отношении их к истории Чечни. Поверхностный взгляд на прошлое создает впечатление о наличии в Чечне "своеобразной" традиционной культуры, где насилия и жестокости занимают свой особый пласт; уже в начале XVII в. русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками. В те давние времена участники набегов из Чечни наряду с огнестрельным оружием пользовались луком и стрелами. На глазах у наших современников чеченцы, вооруженные новейшим стрелковым и зенитным оружием, встретили XXI в., совершая набеги и похищая людей».
Дружище Марк, ну и где же здесь наука и где заурядное свинство? Ничего личного в ваш адрес. Вы просто нас просветите, в какой ипостаси в данном случае вас рассматривать. Согласитесь, что в ваших эскападах легко можно заподозрить не только свинство, но еще и элементарное незнание предмета постыдное для доктора наук. Во-первых, XXI век столь оригинально встретили на территории Чеченской Республики, Дагестана, Ингушетии, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарии представители международного террористического интернационала. Во-вторых, чеченцы первыми на территории Российской Федерации в 1993 г. с оружием в руках организованно поднялись на борьбу с диктатом криминального режима, в данном случае в лице генерала Дудаева и, до ввода российских войск в декабре 1994 г. успели отбить 11 карательных экспедиций сепаратистов на города и села Чечни. И в этой войне чеченцам более всего помогала братская Северная Осетия, о чем вам, дорогой Марк, руководители Осетии того времени не оказались видимо расположенными рассказывать.
Что же касается похищений людей в Чечне, в Москве и на Северном Кавказе в целом, и в Северной Осетии в частности в 1996-1999 гг.: Марк, Марк…, чья бы корова мычала!
Теперь давайте вернемся к началу XVII в. в истории Чечни, когда по мнению М.Блиева "русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками".
Казаки Запорожской Сечи, Войска Донского, Гребенского войска, по крайней мере, в начале XVII в., не занимались производящим хозяйством, а жили дорогой Марк, как раз за счет того, чем вы столь щедро «наградили» других. Вот тут могла бы разгуляться ваша фантазия, ведь здесь имеются и "мужские братства" и "войсковая община" и классическая "набеговая система" и запрет на такие невинные хозяйственные занятия, как хлебопашество.
И реинкарнацию "разбойничьей" казачьей стихии в XXI в. мог бы усмотреть пытливый взгляд нашего исследователя, взяв в руки современный справочник казачьих войск Российской Федерации. А уж, если вдобавок привести цифры о количестве тяжких уголовных преступлений совершаемых в Российской Федерации, о числе профессиональных бандитов в организованных преступных группировках российских городов, о краже и выаозе капиталов в оффшоры и т.д. и т.д. Марк, да тут море разливанное по вашей проблеме. Но, как мы уже поняли, бредить о чем-то другом, кроме как о своих собратьях горцах, дорогому Марку нельзя-с.
Марк, вы сообщили о нападениях чеченцев на русских аж в начале ХУП в. А я хочу пригласить вас в более ранние времена - середина ХУ1 в. На заре русско-кавказских отношений в 1562 г. состоялся поход в осетинские горы воеводы Плещеева и союзника Москвы князя Темрюка, которые жестоко «воевали Татцкие земли близ Скиньских городков…и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре и людей многих побили и в полон имали". Вы тут объясните, за какие хорошие дела громили осетинские селения русские стрельцы, казаки и их союзники. Не за чеченцев и не за кого-либо других взялись первыми на Кавказе русские, а почему-то сразу за «неконфликтных» осетин.
Перефразируя вас скажу - наверное потому Осетия встретила ХХ1 в. грозя России паленой водкой. Оружие куда страшнее чеченских автоматов, гранатометов и зениток. Марк, Марк, подобные приемы дискуссии для самого автора этих строк совершенно несвойственны и неприемлемы, да простят меня осетинские братья. Но вы Марк своими глупостями просто достали!
Вам, безусловно, надо больше читать. Начните с Карамзина.
Читаем дальше и глазам своим не верим. Напоминаю, речь Марк ведет о чеченцах самом крупном автохтонном народе Северного Кавказа, занимающем сегодня по численности четвертое место на Кавказе после грузин, азербайджанцев и армян и 4-5 место по численности среди коренных народов Российской Федерации. Без тени сомнения бедный Марк расписывается в элементарном незнании древней и средневековой истории Чечни. Согласно "преданиям», говорит он, до XVI в. "чеченское племя" обитало где-то там, в горах в верховьях Аргуна и, вообще его появление на Северном Кавказе "позднее явление". Доказательство - оказывается "первый чеченский историк" (это Лаудаев) не отрицал, что "чеченцы - пришлый на Кавказе народ" (?!)". Ну честное слово оторопь берет.
Все это очень плохо, но дальше еще хуже, так как в ход пошла прямая, явная и подлая ложь: "Работавшие в 70-е годы в Чечне археологические экспедиции, изучавшие досредневековые периоды материальной культуры, не обнаружили памятников, тесно связанных с чеченским этносом...».
Между тем одного вашего чеченского собрата по духу - Саламу Дауева, так же как и вы оболгавшего и облившего грязью в своем опусе целые народы, включая осетин, другой чеченский историк печатно заклеймил как "мразь нации!" Дело, видимо, в том, что бывает "герой нации", а бывает и его антипод - "мразь нации". Советую почитать вам еще одного вашего духовного собрата - Дени Баксана. Уверен, вам очень понравится, что и как он пишет о происхождении осетин. Причем не менее оригинально, чем вы о чеченцах.
Вам, уважаемый Марк показалось мало объявить чеченцев вне цивилизации и истории, Вам невыносима сама мысль, что этот народ со времен окончания ледникового периода занимает физическое место на своей земле, ни одна пядь которой не отнята, а тем более не украдена у другого народа!
В современном чеченском обществе, между тем, с глубоким уважением относятся к представителям Осетии, выражающим в своем творчестве общегорские идеалы, настроения и чаяния. Это великий поэт Коста Хетагуров, выдающийся писатель Чечни осетин Дзахо Гатуев, выдающийся историк Чечни осетин Феликс Тотоев, замечательный историк современности, единственный представитель историософии в российской историографии, блестящий научный талант - осетин Владимир Дегоев. Можно во многом с ним не соглашаться, но нельзя не уважать за подлинное и чистое биение мысли, высочайшую философию исторического познания.
Того, чего хотел добиться М.Блиев используя научно выверенные средства, пользуясь законами научного познания, достичь было невозможно. Поэтому наш автор, во-первых, практически отказался от всей огромной историографической базы истории Чечни, а во-вторых, от научности как таковой. Была сделана грубая попытка инсталляции на заданную тему в параметрах черной (скорее даже грязной) пропаганды. Но так как наш бедный Марк специалист в информационной войне никакой (здесь тоже нужны специальные знания и профессиональная сноровка), то получилось ни то, ни се! Ни Богу свечка, ни черту кочерга!
Что же касается прелестей реальной колониальной политики царизма обуславливавшие столь оскорбляющие нежную натуру Блиева горские набеги, предоставим слово… самому М.М. Блиеву, образца 1957 г. В одной из своих ранних статей он приводит интересный документ - жалобу выгнанных на принудительные работы осетин от 1804 г.: "нас заставили срубать хворост и бросать в эту грязь… в настланном таким образом хворосте завязли ноги казачьей лошади и за это стали бить нас плетью и убили 2 человека.
Пришли 80 солдат и 12 конных казаков, для которых администрация требовала продовольствие от крестьян: в день - на солдат 10 штук скота, на казаков - 2…
На лошадях и быках от перевоза тяжестей не осталось и кожи, а платы нам не давали…
Двух женщин запрягли в ярмо и привязали сани, а солдаты сзади подгоняли женщин плетьми".
Это письмо осетинские крестьяне злодейски (ох, этот генотип!) заключили так: "Мы предпочитаем умереть…, чем мучиться, ждать смерти от плетей и видеть позор наших жен (подч., нами. - Авт.)". Ну выразились совсем как идеолог кавказского мюридизма Магомед Яраглинский: «Лучше рай на том свете, чем ермоловский ад на этом свете».
И как же отвечали на протест горских крестьян проводники "цивилизаторской" политики в эполетах занимавшиеся согласно декларации арбатского мыслителя Ю.Балуевского "исключительно… вооруженной защитой" народов региона? Читаем: "у кого есть штыки, тому денег платить не следует. Клянусь богом…, что камня на камне не оставлю…".
Цитирую М.М. Блиева образца 1957 г. дальше: "Сам Александр I вынужден был признать: "Если свойственно горским народам покушаться на всякие хищничества, то с другой стороны, по сведениям, довольно достоверным, нельзя оправдать, кажется, поступков с ними разных чиновников или жителей наших, позволяющих себе нередко отгонять их скот и делать им и другие притеснения, отвлекавшие их от нас и истреблявшие всякую доверенность (подч., нами. - Авт.)".
Не к тому мы приводим эти тексты, чтобы противопоставить М.М. Блиева образца 1957 г. Марку Блиеву образца 2004 г. Концепции, идеи и подходы могут меняться от времени и уровня знаний. Единственное, чего нельзя, так это лгать и вовлекать людей в грязную политизированную ложь. Какие бы не были времена. Марк, мы уверены в том, что вас никто утюгом не прижигал!
Представив современных чеченцев, горных дагестанцев и черкесов прямо и потенциально опасными для цивилизованного мира (в силу своей "природы" и "стадиальности"), Марк Блиев вступил в противоречие не только с истиной, но и с Уголовным кодексом Российской Федерации. Финал более чем закономерный!