Краснов Николай Федорович. Махов николай федорович

Николай Фёдорович Щербина родился 14 декабря 1821 года в деревне Грузко-Еланчинская что под Таганрогом, в семье донского помещика. Бабка будущего поэта по материнской линии была, по собственному признанию, "чистая гречанка", из Греции родом, и мальчик воспитывался под влиянием песен и преданий ее родины. Под руководством матери изучал греческий язы. Уже в десять лет читал в подлиннике "Илиаду" Гомера, а в тринадцать – написал поэму «Сафо».

Учился Щербина в Таганрогской мужской гимназии, затем - в Харьковском университете, который не смог окончить из-за недостатка средств. Чтобы как-то обеспечить свое существование, молодой поэт был вынужден стать домашним учителем. Восемь лет ездил по Украине, учил детей помещиков, писал стихи.

Щербине было семнадцать лет, когда в журнале "Сын отечества" опубликовали его стихотворение "К морю". Впоследствии он печатался в "Отечественных записках" , "Москвитянине" и харьковском альманахе "Молодик".

В 1850 году появился его первый поэтический сборник "Греческие стихотворения". Книга имела большой успех. Оригинальность и художественное совершенство стихотворений приветствовал критик Дружинин. Поэт переехал в Москву, где стал помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей». В 1854 году Щербина переезжает в Санкт-Петербург; служит чиновником в главном управлении по делам печати. Чтобы поправить свое материальное положение, он издает «Пчелу» - сборник для народного чтения, одобренный министерством просвещения.

В 1857 году вышли в свет два тома стихотворений Щербины, на которые откликнулся Чернышевский , отметив поэтическое дарование автора и положительно оценив его обращение к современной тематике. В то же время Чернышевский указал на некоторую искусственность древнегреческих образов Щербины. По мнению многих других современников, подражания древним удавались Щербине и были ценимы читателями.

Обращался он и к сатирическому творчеству. Характерны в этом отношении его эпиграммы "Сонник современной русской литературы" и "Альбом ипохондрика", носящие в большей степени антиправительственный характер.

Творчество Николая Щербины во многом перекликается с поэзией Полонского. Щербина недоволен условиями современной ему общественной жизни ("В обществе", 1845; "Болезнь", 1853); его пленяет красота природы (" Notturno ", 1846: "Природа", 1851), могущество искусства ("Сила песни", 1843; "Стих", 1845; "Поэту", 1855). Но у Щербины громче, нежели у Полонского, звучит гражданственный протест против засилья зла ("Современная дума", 1848). Не принимая окружающей его социальной среды, Щербина противопоставлял ей древнюю Элладу ("Эллада", 1845), образ абстрактно понимаемого гармонически развитого человека ("Человеку", 1848; "Миг", 1846; "Купанье", 1847; "Ваятель и натурщица", 1847). Упиваясь красотой древней Греции, поэт не терял веры в то, что для человечества наступит "солнце свободы" в будущие "века золотые" ("Песня Прометея", 1848).

После 1848 г. поэт постепенно утрачивал свой гражданско-обличительный пафос, уходя в мир иллюзий и "чистого искусства". В его стихах все отчетливее стали звучать религиозно-примирительные мотивы ("Когда давно с креста изречено прощенье", 1848; "Поэт", 1852; "Познав тщету и ложь борьбы", "Наш Демон", 1846). Поэт выражает желание уйти "от борьбы жестокой", от мысли "о всяком зле". Это обусловило его враждебные выпады против прогрессивного искусства, якобы отражающего "вседневность", несущего "клевету на жизнь и дух народа".

Скончался Николай Фёдорович Щербина 22 апреля 1869 года в Санкт-Петербурге.

Стихотворения Н.Щербины

Использованы материалы кн. «История русской литературы XIX века. Первая половина» / А.И. Ревякин. – М.: Просвещение, 1985 г.

Николай Фёдорович Щербина
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

деревня Грузко-Еланчинская (близ Таганрога),
Область Войска Донского

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Никола́й Фёдорович Щерби́на ( , деревня Грузко-Еланчинская близ Таганрога - , Санкт-Петербург) - русский поэт XIX века .

Биография

Творчество

В 1850 году он издал книжку «Греческие стихотворения», очень благосклонно принятую публикой, и переселился сначала в Москву , а затем в Петербург, где был причислен к главному управлению по делам печати. Щербина стал известен в русской литературе главным образом как автор мастерских антологических стихотворений из древнегреческой жизни, отличающихся чистотой и музыкальностью языка, но отвлечённое содержание, далёкое от запросов и интересов современности, придало его произведениям слишком книжный характер и тем лишило их живой и непосредственной поэзии.

В 1855 году во время осады Таганрога был в составе парламентёров (прокурор Война, Ю. Франк и Н. Щербина), доставивших ответ на ультиматум англичан о сдаче Таганрога.

Стихотворения Щербины были изданы 5 раз до революции: в 1850, 1851, 1857, 1907 годах и полное собрание сочинений в 1873 году . Неоднократно издавался и в советское время.

Романс А. Гурилёва на стихи Щербины «После битвы» был весьма популярен в среде российского флота . По мотивам этого романса Г. Д. Зубаревым в 1900-е годы была написана (по другой версии - записана из фольклора) песня «Раскинулось море широко », ставшая знаменитой (в записана Леонидом Утёсовым , в записана Юрием Шевчуком для проекта «Митьковские песни ») и часто обозначаемая как народная.

В последние годы жизни приобрёл известность как сатирик («Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному „Соннику Мартына Задеки“», 1857, «Альбом ипохондрика», 1841-1861; «Сатирическая летопись», 1861-1869). По замечанию ЭСБЕ, «некоторые из его эпиграмм по неприличию тона не могли быть напечатаны даже после его смерти».

Издания сочинений

  • Греческие стихотворения.-- Одесса, 1850.
  • Новые греческие стихотворения Н. Ф. Щербины (1850–1851).-- М., 1851.
  • Стихотворения; В 2 т.--Спб., 1857.
  • Полн. собр. соч.-- Спб., 1873.
  • Из неизданных стихотворений Н. Ф. Щербины.-- Спб., 1907.
  • Альбом ипохондрика / Ред. и примеч. Р. В. Иванова-Разумника.-- Л., 1929.
  • Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. И. Айзенштока.-- «Библиотека поэта », Малая серия. Л., 1937.
  • Поэты 1840–1850-х годов / Вступ. ст. и общ. ред. Б. Я. Бухштаба; Библ. справки, примеч. В. С. Киселева.-- М.; Л., 1962.
  • Избр. произв. / Вступ. ст. И. Д. Гликмана; Сост., подгот. текста и примеч. Г. Я. Галагана.-- Л., 1970.

Напишите отзыв о статье "Щербина, Николай Фёдорович"

Литература

  • Щербина, Николай Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Щербина, Николай Федорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Щербина Николай Фёдорович - статья из Большой советской энциклопедии .
  • . // «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева. М ., «Просвещение», 1990.
  • Магина Р. Г., Стихотворный цикл «Ямбы и элегии» Н. Ф. Щербины, «Уч. зап. Моск. гос. пед. института», 1967, т. 256, ч. 2.
  • Борейко В. Е. Николай Федорович Щербина (1821-1869) - первый русский и украинский поэт-экофилософ // Гуманитарный экол. журн. - 2002. - Т. 4.- В. 1. - С. 86-88.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Щербина, Николай Фёдорович

Aлександра (Alexis) Оболенская Василий и Анна Серёгины

Наверное, надо было быть по-настоящему ДРУГОМ, чтобы найти в себе силы сделать подобный выбор и поехать по собственному желанию туда, куда ехали, как едут только на собственную смерть. И этой «смертью», к сожалению, тогда называлась Сибирь...
Мне всегда было очень грустно и больно за нашу, такую гордую, но так безжалостно большевистскими сапогами растоптанную, красавицу Сибирь!.. Её, точно так же, как и многое другое, «чёрные» силы превратили в проклятое людьми, пугающее «земное пекло»… И никакими словами не рассказать, сколько страданий, боли, жизней и слёз впитала в себя эта гордая, но до предела измученная, земля... Не потому ли, что когда-то она была сердцем нашей прародины, «дальновидные революционеры» решили очернить и погубить эту землю, выбрав именно её для своих дьявольских целей?... Ведь для очень многих людей, даже спустя много лет, Сибирь всё ещё оставалась «проклятой» землёй, где погиб чей-то отец, чей-то брат, чей-то сын… или может быть даже вся чья-то семья.
Моя бабушка, которую я, к моему большому огорчению, никогда не знала, в то время была беременна папой и дорогу переносила очень тяжело. Но, конечно же, помощи ждать ниоткуда не приходилось... Так молодая княжна Елена, вместо тихого шелеста книг в семейной библиотеке или привычных звуков фортепиано, когда она играла свои любимые произведения, слушала на этот раз лишь зловещий стук колёс, которые как бы грозно отсчитывали оставшиеся часы её, такой хрупкой, и ставшей настоящим кошмаром, жизни… Она сидела на каких-то мешках у грязного вагонного окна и неотрывно смотрела на уходящие всё дальше и дальше последние жалкие следы так хорошо ей знакомой и привычной «цивилизации»...
Дедушкиной сестре, Александре, с помощью друзей, на одной из остановок удалось бежать. По общему согласию, она должна была добраться (если повезёт) до Франции, где на данный момент жила вся её семья. Правда, никто из присутствующих не представлял, каким образом она могла бы это сделать, но так как это была их единственная, хоть и маленькая, но наверняка последняя надежда, то отказаться от неё было слишком большой роскошью для их совершенно безвыходного положения. Во Франции в тот момент находился также и муж Александры – Дмитрий, с помощью которого они надеялись, уже оттуда, попытаться помочь дедушкиной семье выбраться из того кошмара, в который их так безжалостно швырнула жизнь, подлыми руками озверевших людей...
По прибытию в Курган, их поселили в холодный подвал, ничего не объясняя и не отвечая ни на какие вопросы. Через два дня какие-то люди пришли за дедушкой, и заявили, что якобы они пришли «эскортировать» его в другой «пункт назначения»... Его забрали, как преступника, не разрешив взять с собой никаких вещей, и не изволив объяснить, куда и на сколько его везут. Больше дедушку не видел никто и никогда. Спустя какое-то время, неизвестный военный принёс бабушке дедовы личные вещи в грязном мешке из под угля... не объяснив ничего и не оставив никакой надежды увидеть его живым. На этом любые сведения о дедушкиной судьбе прекратились, как будто он исчез с лица земли без всяких следов и доказательств...
Истерзанное, измученное сердце бедной княжны Елены не желало смириться с такой жуткой потерей, и она буквально засыпала местного штабного офицера просьбами о выяснении обстоятельств гибели своего любимого Николая. Но «красные» офицеры были слепы и глухи к просьбам одинокой женщины, как они её звали – «из благородных», которая являлась для них всего лишь одной из тысяч и тысяч безымянных «номерных» единиц, ничего не значащих в их холодном и жестоком мире…Это было настоящее пекло, из которого не было выхода назад в тот привычный и добрый мир, в котором остался её дом, её друзья, и всё то, к чему она с малых лет была привычна, и что так сильно и искренне любила... И не было никого, кто мог бы помочь или хотя бы дал малейшую надежду выжить.
Серёгины пытались сохранять присутствие духа за троих, и старались любыми способами поднять настроение княжны Елены, но она всё глубже и глубже входила в почти что полное оцепенение, и иногда сидела целыми днями в безразлично-замороженном состоянии, почти не реагируя на попытки друзей спасти её сердце и ум от окончательной депрессии. Были только две вещи, которые ненадолго возвращали её в реальный мир – если кто-то заводил разговор о её будущем ребёнке или, если приходили любые, хоть малейшие, новые подробности о предполагаемой гибели её горячо любимого Николая. Она отчаянно желала узнать (пока ещё была жива), что же по-настоящему случилось, и где находился её муж или хотя бы где было похоронено (или брошено) его тело.
К сожалению, не осталось почти никакой информации о жизни этих двух мужественных и светлых людей, Елены и Николая де Роган-Гессе-Оболенских, но даже те несколько строчек из двух оставшихся писем Елены к её невестке – Александре, которые каким-то образом сохранились в семейных архивах Александры во Франции, показывают, как глубоко и нежно любила своего пропавшего мужа княжна. Сохранилось всего несколько рукописных листов, некоторые строчки которых, к сожалению, вообще невозможно разобрать. Но даже то, что удалось – кричит глубокой болью о большой человеческой беде, которую, не испытав, нелегко понять и невозможно принять.

12 апреля, 1927 года. Из письма княжны Елены к Александре (Alix) Оболенской:
«Сегодня очень устала. Вернулась из Синячихи совершенно разбитой. Вагоны забиты людьми, даже везти скот в них было бы стыдно………………………….. Останавливались в лесу – там так вкусно пахло грибами и земляникой... Трудно поверить, что именно там убивали этих несчастных! Бедная Эллочка (имеется в виду великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая являлась роднёй моего дедушки по линии Гессе) была убита здесь рядом, в этой жуткой Староселимской шахте… какой ужас! Моя душа не может принять такое. Помнишь, мы говорили: «пусть земля будет пухом»?.. Великий Боже, как же может быть пухом такая земля?!..

Щербина (Николай Федорович, 1821 - 1869) - талантливый поэт.


Родился в дворянской семье близ Таганрога; учился в таганрогской гимназии, затем поступил в Харьковский университет, но не кончил курса по тяжелым семейным обстоятельствам. Выдержав экзамен на учителя, занимался преподаванием по деревням и в Харькове. В Одессе издал первый свой сборник: "Греческие с

тихотворения", встреченный очень сочувственно критикой. С 1850 г. жил в Москве; был помощником редактора "Московских Губернских Ведомостей", писал стихи в "Москвитянине" и петербургских журналах. В Санкт-Петербурге, куда переехал в 1854 г., был назначен чиновником особых поручений при товарище минис

тра народного просвещения, князе П.А. Вяземском. Положение его, до тех пор бедственное, теперь упрочалось. Он издал "Пчелу", сборник для народного чтения, который был одобрен министерством и поправил дела составителя. В это же время он издал полное собрание своих стихотворений, в двух томах (1857),

и "Сборник лучших произведений русской поэзии". Последние годы жизни Щербина служил по Министерству внутренних дел при главном управлении по делам печати. История поэтического творчества Щербины распадается на два периода, причем время с 1854 по 1860 гг. является как бы переходным. В первом периоде

Щербина не подвергался влияниям литературных течений и в своей поэзии был предоставлен самому себе. В это время он писал антологические стихотворения, звучные и красивые. Он никогда не был в Греции, но живо представлял себе Грецию и ее природу. Он тосковал в своих стихах о Греции, о любви к женщина

м, которая у него является пластической и чувственной. Эпоха подготовки реформ отразилась и на поэзии Щербины: у него появились и гражданские мотивы, и чувство бодрости. Но это продолжалось недолго; в конце жизни Щербина перешел на сторону реакции; остроумный и желчный, он выливал свою злобу в эпигр

аммах, осмеивавших, по большей части, передовые идеи и передовых людей. Некоторые из его эпиграмм, по неприличию тона, не могли быть напечатаны даже после его смерти. Во всяком случае лучшими стихотворениями Щербины являются антологические и о природе. Щербина любил природу так же чувственно, как и

женщин, и по своему миросозерцанию являлся пантеистом. О нем см. "Журнал Министерства Народного Просвещения" (1869, апрель, некролог Данилевского); "Ольга Н. Щербина" ("Заря", 1870, 5); Бельский "Поэзия и жизнь Щербины" ("Почин на 1896 г.", М., 1896); критические статьи Чернышевского ("Эстетика и

) - русский поэт XIX века .

Биография

Творчество

В 1850 году он издал книжку «Греческие стихотворения», очень благосклонно принятую публикой, и переселился сначала в Москву , а затем в Петербург, где был причислен к главному управлению по делам печати. Щербина стал известен в русской литературе главным образом как автор мастерских антологических стихотворений из древнегреческой жизни, отличающихся чистотой и музыкальностью языка, но отвлечённое содержание, далёкое от запросов и интересов современности, придало его произведениям слишком книжный характер и тем лишило их живой и непосредственной поэзии.

В 1855 году во время осады Таганрога был в составе парламентёров (прокурор Война, Ю. Франк и Н. Щербина), доставивших ответ на ультиматум англичан о сдаче Таганрога.

Стихотворения Щербины были изданы 5 раз до революции: в 1850, 1851, 1857, 1907 годах и полное собрание сочинений в 1873 году . Неоднократно издавался и в советское время.

Романс А. Гурилёва на стихи Щербины «После битвы» был весьма популярен в среде российского флота . По мотивам этого романса Г. Д. Зубаревым в 1900-е годы была написана (по другой версии - записана из фольклора) песня «Раскинулось море широко », ставшая знаменитой (в записана Леонидом Утёсовым , в записана Юрием Шевчуком для проекта «Митьковские песни») и часто обозначаемая как народная.

В последние годы жизни приобрёл известность как сатирик («Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному „Соннику Мартына Задеки“», 1857, «Альбом ипохондрика», 1841-1861; «Сатирическая летопись», 1861-1869). По замечанию ЭСБЕ, «некоторые из его эпиграмм по неприличию тона не могли быть напечатаны даже после его смерти».

Издания сочинений

  • Греческие стихотворения.-- Одесса, 1850.
  • Новые греческие стихотворения Н. Ф. Щербины (1850–1851).-- М., 1851.
  • Стихотворения; В 2 т.--Спб., 1857.
  • Полн. собр. соч.-- Спб., 1873.
  • Из неизданных стихотворений Н. Ф. Щербины.-- Спб., 1907.
  • Альбом ипохондрика / Ред. и примеч. Р. В. Иванова-Разумника.-- Л., 1929.
  • Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. И. Айзенштока.-- «Библиотека поэта », Малая серия. Л., 1937.
  • Поэты 1840–1850-х годов / Вступ. ст. и общ. ред. Б. Я. Бухштаба; Библ. справки, примеч. В. С. Киселева.-- М.; Л., 1962.
  • Избр. произв. / Вступ. ст. И. Д. Гликмана; Сост., подгот. текста и примеч. Г. Я. Галагана.-- Л., 1970.

Никола́й Фёдорович Щерби́на (1821, деревня Грузко-Еланчинская близ Таганрога - 1869, Санкт-Петербург) - русский поэт XIX века.

Биография

Родился в 1821 году в Миусском округе Земли Войска Донского, в имении своей матери. Его отец был украинец, а мать - гречанка. Это последнее обстоятельство, а также переселение его родителей в Таганрог (в 1829 году), населённый по преимуществу греками, имело большое влияние на воспитание эстетического чувства Щербины, познакомив его с греческим бытом и преданиями.

Учился в Таганрогской мужской гимназии. Уже с самой ранней юности Щербина пристрастился к изучению греческого языка и литературы и в 13 лет написал поэму «Сафо». В 1838 году в «Сыне Отечества» появилось его первое произведение «К морю». Принуждённый вследствие бедности снискивать пропитание уроками, Щербина не мог окончить систематического курса высшего образования.

После издания в Одессе книжки «Греческие стихотворения» - переселился в Москву, где был помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей», писал стихи в «Москвитянине». В 1854 году перебрался в Санкт-Петербург, получил место чиновника особых поручений при товарище министра народного просвещения, князе П. А. Вяземском. Последние годы жизни Николай Щербина служил в Министерстве внутренних дел при главном управлении по делам печати.

Творчество

В 1850 году он издал книжку «Греческие стихотворения», очень благосклонно принятую публикой, и переселился сначала в Москву, а затем в Петербург, где был причислен к главному управлению по делам печати. Щербина стал известен в русской литературе главным образом как автор мастерских антологических стихотворений из древнегреческой жизни, отличающихся чистотой и музыкальностью языка, но отвлечённое содержание, далёкое от запросов и интересов современности, придало его произведениям слишком книжный характер и тем лишило их живой и непосредственной поэзии.

В 1855 году во время осады Таганрога был в составе парламентёров (прокурор Война, Ю. Франк и Н. Щербина), доставивших ответ на ультиматум англичан о сдаче Таганрога.

Стихотворения Щербины были изданы 5 раз до революции: в 1850, 1851, 1857, 1907 годах и полное собрание сочинений в 1873 году. Неоднократно издавался и в советское время.

Романс А. Гурилёва на стихи Щербины «После битвы» был весьма популярен в среде российского флота. По мотивам этого романса Г. Д. Зубаревым в 1900-е годы была написана (по другой версии - записана из фольклора) песня «Раскинулось море широко», ставшая знаменитой (в 1937 записана Леонидом Утёсовым, в 1996 записана Юрием Шевчуком для проекта «Митьковские песни») и часто обозначаемая как народная.

В последние годы жизни приобрёл известность как сатирик («Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному „Соннику Мартына Задеки“», 1857, «Альбом ипохондрика», 1841-1861; «Сатирическая летопись», 1861-1869). По замечанию ЭСБЕ, «некоторые из его эпиграмм по неприличию тона не могли быть напечатаны даже после его смерти».