Косовский конфликт кратко. Трагедия Косова

Конфликт в Косово (некоторые источники используют термин «война») – это вооруженное восстание сторонников отделения албанских территорий от Союзной Республики Югославия. Конфликт начался в феврале 1998 г. по инициативе албанцев в Косово и Метохии и завершился десять лет спустя в 2008 г., когда албанские сепаратисты официально объявили о независимости вышеназванных земель.

Истоки конфликта в Косово

Косовский конфликт вспыхнул на религиозной почве: албанцы-мусульмане и сербы-христиане издревле жили в Косово бок обок, но это не уменьшало взаимной неприязни. После Косово присоединили к Югославии, не принимая во внимание мнение большинства населения. В 1974 г. край получил статус автономного, но албанцы посчитали это полумерой. После смерти И. Тито они развернули масштабную кампанию с требованиями независимости. В ответ на это власти в Белграде внесли изменения в Конституцию и ликвидировали законные основания для автономии Косово.

Сторонники независимости партия «Демократическая лига» во главе с И. Руговой создали собственное правительство и отказались подчиняться правительству Югославии. Централизованная власть ответила арестами участников протестов. Все это привело к созданию в 1996 г. вооруженной за счет Албании Армии освобождения Косово (АОК), и развязыванию конфликта, который с переменной интенсивностью будет продолжаться больше десяти лет.

Хронология военных действий в Косово

Точкой отсчета войны в Косово принято считать 28 февраля 1998 г., когда АОК официально объявили, что начинают войну за независимость края. Первой мишенью боевиков АОК стали югославские полицейские. После нескольких таких нападений армия центральных властей атаковала несколько населенных пунктов рядом с Дреницей (в самом центре Косово). В результате были убиты приблизительно 80 человек из числа местного населения, около четверти из них составили женщины и дети. Этот вопиющий акт насилия имел большой международный резонанс.

До осени того же 1998 г. число жертв среди населения Косово достигло 1000 человек, из края начался отток беженцев всех национальностей и вероисповеданий. Конфликт перерастал в интернациональный – страны-участники предпринимали попытки увещевания Белграда с целью прекращения войны. В сентябре 1998 г. последовала резолюция от Совета Безопасности ООН с призывом к прекращению огня.

Уже на следующий день после принятия резолюции в вооруженных силах НАТО было начато планирование бомбардировок Югославии, как крайние меры устрашения правительства в Белграде. 15 октября 1998 г. официальный Белград заключил перемирие с албанскими сепаратистами в Косово, и с 25 октября огонь прекратили. Однако акты насилия против местного населения не прекратились, а с начала 1999 г. открытые военные действия возобновились в полной мере.

В конце января 1999 г. у международных сил под эгидой НАТО появился повод вмешаться в косовский конфликт – кровавый инцидент в Рачаке, когда югославские военные расстреляли 45 человек из местного населения, обвинив в пособничестве сепаратистам. В феврале 1999 г. на французской земле (в замке Рамбуйе около Парижа) прошли переговоры между обеими сторонами конфликта при участии представителей США и России, но никаких конструктивных результатов достичь не удалось.

В ходе встречи западные страны лоббировали утверждение автономного статуса Косово и немедленный вывод сербских войск из края. Россия поддерживала позицию Белграда – территориальную целостность страны в установленных границах. Сербская сторона не могла согласиться с ультиматумом, для них это фактически означало поражение в войне и утрату части территории. Белград отказался от перемирия на таких условиях, и уже в марте военно-воздушные силы НАТО начали бомбардировки сербской территории. Она завершилась только в июне, после того как С. Милошевич согласился вывести военные формирования с территории Косово.

11 июня на спорных землях был введен протекторат «Международных миротворческих сил», в Косово вошли войска от НАТО и России. К середине месяца удалось добиться договоренности с албанскими боевиками о прекращении огня, но мелкие столкновения не прекратились, число раненых и погибших с обеих сторон постоянно росло. В ноябре 2001 г. И. Ругова по результатам выборов среди албанского населения Косово был избран президентом и официально объявил о независимости края в качестве суверенного государства.

Естественно, Югославия не признала его действия законными, а конфликт продолжал тлеть, унося жизни людей. В октябре 2003 г., поддавшись увещеваниям ООН и Евросоюза, представители Югославии и Косово снова сели за стол переговоров. Встреча прошла в Вене, исход не принес положительных изменений. Завершением Косовского конфликта можно считать 17 февраля 2008 г., когда власти края в одностороннем порядке объявили о независимости Косово и Метохии от Сербии.

Итоги

К тому времени, когда война в Косово завершилась, Югославии как таковой уже не существовало: в 2006 г. распад Союзной Республики завершился отделением Черногории. Этнические противоречия в крае, разобщенность и взаимная неприязнь сербского и албанского населения по-прежнему поддерживают взрывоопасную ситуацию в Косово. Интернационализация конфликта, по некоторым мнениям, стала лишь очередным поводом для «бряцанья оружием» Запада и России в условиях скрытой «холодной войны».

15 июня 1389 года сербское войско во главе скнязем Лазарем Хребеляновичем приняло сражение с армией османского султана Мурада I на Косовом поле. В той кровавой битве погибли лучшие сербские воины, которые даже ценой своей жизни не смогли предотвратить наступление османского ига, растянувшегося на пять веков.

Косово — не географическое, но историческое сердце Сербии, духовный центр сербского православия. Сегодня это сердце вырвали из груди сербов.

«Великое переселение»: как все начиналось

Трагедия, которую ныне переживает сербский народ, была предопределена целой цепью исторических событий.

В конце XVII — начале XVIII веков сербы, пытаясь сбросить себя цепи османского владычества, решили опереться на Габсбургскую монархию. Поражение в борьбе с Османской империей заставило сербов уходить с родных земель под страхом массового истребления.

Этот процесс, известный в истории как «Великое переселение сербов», привел к тому, что такие исторические области как Рашка, Косово и Метохия лишились большинства своего исторического населения. Дабы закрепить эту ситуацию, власти Османской империи переселяли в южные районы Сербии албанцев-мусульман, действуя согласно древнему принципу «разделяй и властвуй».

К моменту обретения Сербией независимости в XIX веке проблема взаимоотношений сербов и албанцев стояла уже во весь рост. Мирного сосуществования не получалось — Сербия, получившая в начале XX века контроль над землями Косова, поощряла переселение в регион сербских крестьян, стараясь изменить демографическую ситуацию в свою пользу. Эти попытки встречали ожесточенное сопротивление албанцев, которые не брезговали методами террора в отношении сербского населения.

Автономный край Косово

Внешний фактор тоже играл большую роль. Например, в годы Второй Мировой войны Италия включила большую часть территорию Косова в свой протекторат под названием «Албанское королевство». Албанские вооруженные группировки с полного одобрения Италии развернули в регионе кампанию террора против сербского населения, конечной целью которой было полное изгнание сербов. Жертвами геноцида времен Второй Мировой войны в Косове стали от 10 до 40 тысяч сербов, около 100 тысяч стали беженцами. Одновременно продолжалось переселение в регион албанцев.

После окончания войны, согласно Конституции Югославии 1946 года, был образован автономный край Косово и Метохия в составе Социалистической республики Сербия. В ноябре 1968 года он был преобразован в Социалистический автономный край Косово.

Югославия к 1970-м годам превратилась в одну из наиболее успешных европейских стран, которая, несмотря на свою социалистическую ориентацию, поддерживала взаимовыгодные отношения с Западом.

Но Косово оставалось для Белграда большой головной болью. Во второй половине 1970-х регион получал больше дотаций из центра, чем, к примеру, союзные республики Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Албанское население Косова продолжало увеличиваться за счет притока из самой Албании, где условия жизни были на порядок хуже. Но прибывающие албанцы ориентировались не на Белград, а на лидера Албании Энвера Ходжу, и мечтали о создании «Великой Албании».

Все держалось на Тито

Мощная фигура югославского лидера Иосипа Броз Тито, цементировавшая страну в целом, не давала разгораться и этническому конфликту в Косове.

Но ситуация продолжала осложняться. Если по данным 1948 года в Косове проживало около 500 тысяч албанцев против 172 тысяч сербов, то к 1981 году албанцев стало более 1, 225 млн, в то время как сербов — 0,209 млн.

Пролетарский интернационализм сдерживал межнациональный конфликт как мог, но усилия радикалов даром не пропадали.

4 мая 1980 года умер Тито — пожалуй, единственный человек, который и сегодня пользуется одинаковым уважением у людей на всей территории бывшей Югославии. Заменить Тито не мог никто. Вспышка в Косове стала вопросом времени.

Фадиль Ходжа, один из лидеров косовских албанцев, в годы Второй Мировой войны был не просто соратником Тито. Он возглавлял штаб Народно-освободительной армии Югославии в Косово и Метохии. В послевоенные годы Ходжа был главой правительства региона, входил в Президиум СФРЮ в качестве представителя автономного края Косово, и даже занимал пост вице-президента Югославии. Все это не мешало ему открыто рассуждать о необходимости объединения албанцев в Косове и Албании в одном государстве.

В обстановке, когда даже албанская элита Косова проводила националистическую и сепаратистскую линию, радикалы готовы были взяться за оружие.

Кровавая весна 1981-го

11 марта 1981 года в столице Косова Приштине прошли стихийные выступления студентов, недовольных бытовыми условиями в общежитии и столовой.

Несанкционированную манифестацию пресекли милиционеры, что, в свою очередь, вызвало возмущение граждан.

Поначалу, как водится, лозунги были безобидные — «За свободу и равноправие», «За лучшую жизнь», «Да здравствует марксизм-ленинизм, долой ревизионизм». Но вскоре стали звучать призывы к соединению с Албанией, к изгнанию сербов из края.

Вслед за этим начались погромы сербских домов по всему Косову. 16 марта 1981 года албанцы подожгли православный монастырь, что сделало конфликт уже не только национальным, но и религиозным.

Остановить погромы не удавалось три недели. Тысячи сербов в страхе бежали из региона. На стол руководству Югославии лег рапорт спецслужб: обстановка критическая, милиция не может остановить волнения, возможна полная потеря контроля над Косово.

В начале апреля 1981 года для пресечения беспорядков были задействованы силы Югославской народной армии. Только благодаря этому волнения удалось подавить.

Количество жертв противостояния 1981 года до сих пор точно неизвестно. По официальным данным, погибло 5 сотрудников сил правопорядка и около десятка протестующих. По мнению ряда историков, общее число погибших может измеряться десятками и даже сотнями.

Тлеющий костер

Конфликт удалось погасить, но не удалось решить. Более того, общеюгославский кризис еще усугубил проблему.

В 1987 году новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич выступил с лозунгами в защиту прав сербского населения Косова. В марте 1989 года, стремясь укрепить центральную власть, Милошевич добился резкого ограничения прав, которые были предоставлены автономии Косово при Тито. Это вызвало новые волнения, переросшие в уличные столкновения, унесшие жизни более чем двух десятков человек.

Кровавый распад Югославии на какое-то время оставил проблему Косова в тени. Но ситуация там продолжала ухудшаться. В среде албанцев-мусульман стали активно работать эмиссары радикальных террористических группировок. Новоявленные боевики проходили первоначальную подготовку и приобретали боевой опыт в соседних республиках, где кипела война. Оружие поступало в Косово как из соседней Албании, где в нем никогда не было недостатка, так и из других стран.

Югославская «Чечня»

С начала 1990-х годов в Косове началось создание бандформирований, действовавших как против югославских силовиков, так и против мирного сербского населения.

К середине 1990 годов югославские силовики были вынуждены де-факто вести войну с албанскими террористами. Полностью разгромить террористическое подполье не удавалось, так как это требовало привлечения очень серьезных военных сил. Власти Югославии, и без того находившиеся под западными санкциями, не хотели обострять обстановку, прекрасно понимая, какой будет реакция мирового сообщества.

В итоге к началу 1998 года была сформировано объединение вооруженных террористических группировок, которое получило название «Армия освобождения Косова» (АОК). 28 февраля 1998 года АОК официально объявила о начале вооруженной борьбы за независимость Косова. Боевики атаковали полицейские участки и помещения государственных органов.

5 марта 1998 года Специальной антитеррористической группе Югославии в местечке Преказ удалось уничтожить более 30 боевиков АОК, включая братьев Адема и Хамеза Яшари , основателей террористической группировки. Международное сообщество, однако, обвинило власти Югославии в репрессиях против гражданских лиц.

Косовская война — яркий пример политики «двойных стандартов». Не замечая терактов и преступлений со стороны АОК, представители США и стран Евросоюза во всем обвиняли официальный Белград. Чем эффективнее были удары югославских военных по террористической инфраструктуре, тем жестче звучали угрозы в адрес сербов.

Бомбы НАТО решают все

К началу 1999 года стало ясно, что, несмотря на поставки вооружений и помощь иностранных инструкторов, АОК не может успешно противостоять действиям силовиков Югославии. Тогда страны НАТО предъявили Белграду ультиматум — обвинив сербов в проведении этнических чисток, они потребовали полного вывода армии с территории Косова под угрозой военной интервенции.

Фактически речь шла об отделении Косова от Югославии. Президент Слободан Милошевич отказался пойти на этот шаг.

К концу марта 1999 года подразделения армии Югославии загнали террористов в горные и лесистые районы края. 24 марта 1999 года, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана , спасая боевиков от разгрома, отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии.

Впервые со времен Второй Мировой войны на европейские города посыпались авиабомбы.

Почти три месяца бомбардировок, направленных на уничтожение инфраструктуры страны, дали свой результат — 9 июня 1999 года было заключено соглашение о выводе войск Югославии с территории Косова и передаче его под контроль сил KFOR.

Конец Сербского Косова

Окончание войны стало фактическим окончанием истории Сербского Косова. Вместе с югославскими военными регион покинули около 200 тысяч сербов и представителей других этнических меньшинств.

Нынешняя сербская диаспора, которая составляет около 5-6 процентов от населения Косова, сосредоточена в северных районах края, непосредственно граничащих с территорией Сербии.

В Косове, с момента перехода его под международный контроль, происходит планомерное уничтожение всего, что напоминает о сербском прошлом региона. Счет уничтоженных православных храмов идет на десятки, бывшие сербские села заселяются албанцами или приходят в полное запустение.

В 2008 году Республика Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость. Ее нынешний президент Хашим Тачи — один из полевых командиров АОК, которого бывший прокурор Международного трибунала ООН Карла дель Понте обвиняла в торговле органами, изъятыми у живых людей. Нынешний премьер Косова Рамуш Харадинай обвинялся Гаагским трибуналом в массовых убийствах сербов, однако был оправдан после того, как свидетели его преступлений стали гибнуть либо отказываться от дачи показаний.

Процесс, некогда начатый карателями османского султана, был успешно завершен под лозунгами сохранения демократических ценностей.

Косово - согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона - Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии - Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика - «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости края.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Письменные заявления по данному вопросу представили в Международный суд тридцать пять государств : Чехия, Франция, Кипр, Китай, Швейцария, Румыния, Албания, Австрия, Египет, Германия, Словакия, Россия, Финляндия, Польша, Люксембург, Ливия, Великобритания, США, Сербия, Испания, Иран, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения, Латвия, Япония, Бразилия, Ирландия, Дания, Аргентина, Азербайджан, Мальдивские Острова, Сьерра-Леоне и Боливия.

Россия представила суду свое мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права .

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии .

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.

Не намерены признавать Косово Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Иран. Не признают Косово Ватикан, Ливия, Аргентина, Израиль, Египет, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, ЮАР. В общей сложности - 44 государства твердо «против» Косово.

Какие причины вызвали конфликт в сербском крае Косово и вторую интервенцию НАТО на Балканах?
2. Какие последствия имел косовский конфликт?
3. Почему произошел конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001 г.)?
1. Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом дезинтеграции бывшей Югославии. В конце 1990-х годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном преимуществе первых. Еще в 1989 г. в ответ на требования албанского большинства объявить край республикой лидер Сербии С. Милошевич де-факто отменил автономный статус Косово (по конституции 1974 г. он, входя в состав Сербии, фактически пользовался правами республики). Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации борьбы. Война в Хорватии и Боснии способствовала снижению активности косовских албанцев, так как они опасались, что в условиях военного времени сербскому руководству будет легче применить против них силу. Подписание Дейтонских соглашений, показавшее слабость позиций Сербии, послужило косовским албанцам ободряющим сигналом. Последовала активизация сепаратистов.
Отменив в 1996 г. санкции против Югославии после Дейтонских соглашений, международное сообщество отказалось восстановить ее членство в ООН, ОБСЕ и международных финансово-экономических институтах. Предварительным условием нормализации отношений с СРЮ западные страны считали урегулирование «косовской проблемы» и восстановление самоуправления края. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Страны НАТО требовали от С. Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев Ибрагимом Рутовой.
Ситуация обострилась, когда весной 1997 г. в Республике Албании разразился кризис, связанный с падением режима Сали Бериши (пользовавшегося поддержкой США). В результате протестов населения, пострадавшего от краха «финансовых пирамид» - афер, в причастности к которым обвинялось албанское руководство, - в Албании возник «вакуум власти». Центральное правительство утратило контроль над положением дел. В ситуации политического брожения произошла вспышка настроений в пользу реализации «проекта Великой Албании» через присоединение к Албании сербских земель с албанским населением.
На территории Северной Албании, подконтрольной правительству в Тиране, были созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить отсюда удары по федеральным войскам,и сербской полиции в Косово. Отряды боевиков пополнялись за счет беженцев из числа косовских албанцев, уходивших на албанскую территорию от этнических чисток, проводимых в крае укомплектованными сербами федеральными подразделениями.
Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 г. С. Милошевич (в 1997 г. истек срок его мандата в качестве президента Сербии, и он стал президентом СРЮ) принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между правительственными войсками и сепаратистами начались столкновения, в ходе которых страдало гражданское население - сербское и албанское. Международное сообщество зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО требовали от Белграда отказаться от применения силы. Фактически они стали на сторону косовских албанцев.
Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете безопасности. 23 сентября 1998 г. он принял резолюцию № 1199 с требованием прекратить военные действия в Косово. Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия «дополнительных мер» для обеспечения мира.
13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае ее отказа принять требования Совета Безопасности. Правительство СРЮ пошло на уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого контингента, в задачи которого входило бы обеспечение гуманитарных прав всего населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».
Западные страны предложили созвать в Рамбуйе (Франция) конференцию конфликтующих сторон для выработки компромисса. 30 января 1999 г. руководство НАТО выступило с призывом к участникам конфликта согласиться на переговоры, угрожая в противном случае нанести по ним авиаудары. Переговоры начались. По их результатам в феврале-марте 1999 г. был выработан текст мирного соглашения («соглашение в Рамбуйе»). Но делегация Сербии отказалась его подписать, сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных войск.
20 марта 1999 г. территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места расположения армейских частей и т.д.). Югославия стала объектом военного нападения НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета безопасности. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово. При посредничестве России 9 июня 1999 г. сербские представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции. Сербское население края почти полностью его покинуло. Действия НАТО в Косово не были санкционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 г.
Российская Федерация выступала против интервенции в Косово и оказывала Сербии гуманитарную и экономическую помощь. Проблема Косово вызвала напряженность в отношениях между Москвой и НАТО. Государственную Думу России переполняли настроения в пользу принятия «энергичных» мер в защиту Сербии. Со своей стороны, западные политики критиковали Россию за отказ поддержать НАТО и требовали применить против нее санкции. Косовский вопрос был предметом напряженных политических консультаций между российскими дипломатами и представителями западных стран, целью которых было предупредить подрыв отношений между Россией и Западом.
Когда к лету 1999 г. стало очевидно, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен, российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав многонациональных сил, с тем чтобы он был размешен в районах компактного проживания сербов в Косово для их защиты.
В феврале 2008 г. вопреки протестам сербского населения края и правительства Сербии, которую поддерживала Россия, косовские албанцы провозгласили независимость Косова. США и страны ЕС безоговорочно встали на позицию косовских албанцев. Российское правительство протестовало против решения о провозглашении Косова, отказалось признать косовское правительство и предупредило о том, что будет рассматривать решение косовской проблемы как прецедент при рассмотрении вопроса об отношении к международному статусу Абхазии и Южной Осетии.
2. После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Президент СРЮ С. Милошевич решил выставить свою кандидатуру для избрания президентом Сербии, поскольку подозревал, что единое государство Сербии и Черногории, которое он официально возглавлял, может распасться. Выборы были назначены на 28 сентября 2000 г. Официально они принесли победу С. Милошевичу, но оппозиция отказалась признать их результаты.
В стране начались протесты. Вооруженные силы отказались подчиняться президенту, и он был бескровно отстранен от власти 6 октября 2000 г. после решения конституционного суда Сербии, который вынес вердикт в пользу законности избрания президентом кандидата оппозиции Воислава Коштуницы. С. Милошевич официально отказался от власти, и В. Коштуница был провозглашен президентом. Его приход позволил нормализовать отношения Югославии с западными странами. Новое сербское правительство возглавил Зоран Джинджич, по настоянию которого С. Милошевич в июне 2001 г. был выдан Международному трибунату в Гааге по обвинению в преступлениях против человечности в связи с событиями в Косово. (В феврале 2003 г. 3. Джинджич был убит в Белграде.)
Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г. к власти в Черногории президент Мило Джукано- вич повел дело к мирному отделению от Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение Югославии как единого государства, так как миссии Евросоюза в Косово действовали на основании документов, принятых в отношении Югославии, и исчезновение этого государства формально поставило бы под вопрос их легитимность. Между тем, Косово, номинально числясь частью Сербии, фактически управлялось чиновниками ООН.
С 4 февраля 2003 г. в связи с принятием новой конституционной хартии бывшая Союзная Республика Югославия стала официально называться «Сербией и Черногорией». В мае 2006 г. в Черногории был проведен референдум о независимости, и она стала отдельным государством, выйдя из федерации с Сербией.
3. К началу 2000-х годов «исламский фактор» стал зримо проявлять себя в Европе. Войны в Боснии и сербском крае Косово были прямо связаны с противостояниями между христианскими и мусульманскими общинами, хотя по природе это были конфликты более сложного этно-ре- лигиозного характера. Сходное противостояние возникло в Македонии.
Становление ее государственности проходило сложно. Большая часть стран международного сообщества признала это небольшое государство сразу после его провозглашения в 1991 г. под его конституционным названием «Республика Македония». Но против этого выступила Греция, которая имела в своем составе провинцию с одноименным названием.
После разделов исторической Македонии в XX в. часть ее вместе с проживающим населением отошла к Греции. Греческое правительство не признало македонцев отдельной этнической группой. В результате ассимиляции они в значительной мере утратили черты самобытности и растворились в греческом этносе. В Афинах опасались, что образование македонского государства у границ Греции может спровоцировать напряженность среди потомков «греческих македонцев» и косвенным образом поставит под сомнение право Греции на обладание историческими македонскими землями. Из-за сопротивления Греции Македонию приняли в ООН под причудливым искусственным названием «Бывшая Югославская Республика Македония». Лишь 13 сентября 1995 г. греко-македонские противоречия были урегулированы специальным соглашением, после чего Афины перестали возражать против вступления Македонии в ОБСЕ и Совет Европы.
С марта 2001 г. в Македонии стала возрастать внутренняя напряженность. В основе конфликта была этно-демографическая ситуация. В стране преобладали две этнические группы - македонцы-христиане и албанцы-мусульмане. Последние составляли треть от двухмиллионного населения страны и населяли район, приграничный с сербским краем Косово. Когда в 1999 г. в Косово начались этнические чистки, в Македонию хлынул поток албанских беженцев. Македонское население начало опасаться, что албанское меньшинство превратится в Македонии в большинство. В македонских районах возникли антиалбанские настроения, а преимущественно албанские части Македонии оказались под контролем албанских боевиков. Возникла угроза гражданской войны и раскола. Албанцы требовали расширения своих прав, а македонцы - усиления гарантий территориальной целостности страны. Летом 2001 г. в Македонии начались вооруженные столкновения. На территорию страны из Косово перешли отряды «Армии национального освобождения Косово», которые вступили в бои с полицейскими силами македонского правительства.
США и страны Евросоюза стали добиваться примирения в Македонии. Они выступили с осуждением вмешательства косовских албанцев в дела Македонии и причислили «Армию освобождения» к террористическим организациям, тем самым сняв вопрос об оказании ей поддержки. Одновременно западные державы оказывали давление на президента Македонии Бориса Трайковского, убеждая его пойти на переговоры с албанскими общинами и согласиться на изменение конституции в направлении расширения прав албанского населения. Взамен страны НАТО обещали добиться разоружения отрядов албанцев и восстановления контроля македонского правительства над албанскими районами.
12 августа 2001 г. при посредничестве Евросоюза и США в г. Орхиде (Македония) состоялось подписание соглашения между македонским правительством и представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами миротворческого контингента НАТО (операция «Сбор урожая»), который был введен в албанские районы одновременно с размещением там полицейских частей македонского правительства. В ноябре 2001 г. македонский парламент утвердил это соглашение и внес изменения в конституцию Македонии. Объем прав албанского населения был увеличен (расширены сфера применения албанского языка, представительство албанцев в органах власти, урегулирован статус исламских общин). В марте 2002 г. была объявлена амнистия албанским боевикам.
В 2002 г. претензии к Македонии выдвинул парламент края Косово, который юридически оставался частью Сербии под управлением ООН. Косовские депутаты заявили о непризнании договора о границе, который был заключен между Югославией и Македонией после провозглашения независимости последней в 1991 г.
Минимум знаний
1. После Дейтонских соглашений по Боснии произошла эскалация конфликта 1 в сербском крае Косово, где подавляющее большинство населения составляли албанцы, требовавшие независимости. Для подавления террора албанских боевиков против косовских сербов центральное правительство ввело в Косово дополнительные войска. Столкновения между боевиками и армией привели к жертвам среди албанского населения. Страны НАТО, не имея санкции ООН, осуществили вооруженное вмешательство в дела Сербии, назвав его гуманитарной интервенцией. Россия безуспешно пыталась предотвратить вмешательство НАТО, однако фактически Косово было отделено от Сербии и на время стало своего рода протекторатом ООН. В 2008 г. Косово было объявлено независимым государством вопреки протестам Сербии, поддержанным Россией.
2. Косовский кризис привел к ускорению дезинтеграции Югославии, ставшей на время «Сербией и Черногорией». В 2006 г. две эти страны окончательно отделились друг от друга и стали независимыми государствами.
3. Положение Македонии было неустойчивым в связи с осложнениями в отношениях с Грецией, а также наличием большой албанской общины, составлявшей треть населения страны. В 2001 г. противоречия между албанцами и македонцами вырвались наружу: начались столкновения, македонское правительство практически перестало контролировать положение в местах проживания албанцев. Запад не стал в этот раз активно поддерживать албанцев, в Македонию были введены миротворческие войска НАТО, между общинами был достигнут компромисс, а македонский парламент расширил права албанского населения страны

Тимощук Денис

Сербско-албанский конфликт-это только конфликт 2-х сторон?Почему Косово стало яблоком раздора?Почему распалась Югославия?Какие ошибки допустил Милошевич?Тагедия для одних-путь к свободе и беспределу для других.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сербско-албанский конфликт

Общее обозрение (начало вражды)

Кажется, что все события последнего времени отошли на задний план по сравнению с войной, которую вели в 1999 году государства – члены НАТО – против Югославии.

И весь раскол Югославии сопровождался всегда большой кровью.

Распри на Балканах всегда были очень кровавы и запутаны. Наверное потому, что все народы Балкан имели одни корни, при всём разнообразии языков и вер.

Во всех сообщениях СМИ присутствует Косово, колыбель сербской государственности, албанцы. Слова вроде бы все понятные, но вызывающие вопросы: Что такое Косово?

Откуда там взялись албанцы?

Кто они такие – мусульманские фанатики? Или сепаратисты?

БСЭ даёт беспристрастное географическое положение и краткий исторический очерк Косово.

“Косово – автономный край, в составе Социальной республики Сербии, которая тогда ещё входила в состав Федеративной Югославии, от которой не откололись ещё ни Хорватия, ни Словения, ни Македония, Босния – Герцеговина. Площадь = 10,9км в квадрате, столица – Пришитина. Большую часть края составляют котловины Косово и Метохия.

В 15в. Косово вышло в состав Османской империи. В 16 – 18вв. здесь вспыхивают антитурецкие восстания, жестоко подавляемые турками, и вследствие этого, массовая Эмиграция сербов и колонизация албанцами.

В 1913г. Косово поделено между Сербией и Черногорией, а в 1918 вышло в состав королевство сербов, хорватов и словенцев. В 1944г. освобождено от фашистской оккупации Народно – освободительной армией Югославии и Народно – освободительной армией Албании.

Надо обратить внимание: ещё вместе. В то время камунистические руководители обеих стран – Иосип Броз Тито и Энвер Ходжа ещё не воспылали друг к другу смертельной ненавистью, как через пару лет, когда Тито противопоставил себя Сталину, а Ходжа до конца остался его приверженцем. И в край, где албанцы и так составляли крупнейшую группу населения, хлынули несогласные с Ходжей его подданные.

Тито охотно пускал их селиться: в полном соответствии с марксистской фразеологией он видел основную угрозу “в сербском шовинизме”. Угрозу для единой Югославии, где у всех будет одна национальность – ”югослав”,одна для сербов, хорватов, словенцев и косовских албанцев. То, что сам Тито был хорват и католик(в юности) ни сыграла тут ни малейшей роли.

Основанное в 1918г. югославское государство до конца века не раз меняло своё название. Сперва оно именовалось Королевством сербов, хорватов и словенцев, с 1929г. – Югославией, с 1945г. – Федеративной Народной Республикой Югославией (ФНРЮ), с 1963г. – Социалистической Федеративной Республикой Югославией (СФРЮ), с 1992г. – Союзной Республикой Югославией (СРЮ). Югославия объединила хотя и родственные по происхождению, но давно шедшие разными историческими путями народы.

Жители Сербии, Черногории, Хорватии и Боснии говорят на одном и том же языке и, по суше, составляют один народ. Но ещё в средние века образовались три самостоятельных королевства – Сербия, Хорватия и чуть позже Босния. Христианство пришло сюда из православной Византии. Хорватия с 17в. находилась в составе католической Венгрии и также стала католической. Боснию и Сербию в 14 – 15вв. завоевали турки. После этого многие жители Боснии приняли ислам, тогда как сербы остались верны православию. Из всех сербских областей независимой от турок была лишь приморская Черногория. Со временем черногорцы начали осознавать себя особым народом. Только в 1918г. при создании югославского королевства, Сербия и Черногория объединились.

Ядром Югославии стали именно сербские земли. Столица Сербии – Белград – была столицей всей страны. Хорватия всегда пользовалась автономией, но всегда стремилась к независимости. В составе ФНРЮ она получила статус республики. Только тогда обрели в том же качестве некоторую самостоятельность Босния и Черногория.

Кроме древних сербскохорватских земель в югославское государство вошли также Словения на севере и Македония на юге. Католическая Словения с 9в. являлась частью сначала Германии, затем Австрии и тяготела и Западной Европе. Македонские славяне исповедовали православие, хотя по происхождению и культуре были ближе не к сербам, а к другим единоверцам – болгарам. Борьба против “сербского государства” в Македонии не прекращалась даже при камунистах.

Крупнейшими неславянскими народами Югославии были венгры и албанцы. Венгров много в Воеводине на северной Сербии. В 1945г. Воеводине предоставили автономию. Те же права получила Косово и Метохия на юге Сербии, где компактно проживали албанцы, потомки племён, обитавших на Балканах ещё при древних римлянах, но долгое время лишённых собственного сильного государства. В период турецкого владычества восприняли религию завоевателей – ислам. После турецкого завоевания, Албания в последствии обрела независимость и короля, потом попала в итальянскую оккупацию, затем стала под водительством Э.Ходжи ультракаммунистичным государством. Будучи дл того самым отсталым государством Европы, после правления Ходжи стала ещё и самым нищим.

Поэтому в сравнении с ней и не особенно богатое Косово казалось раем, и новые албанцы устремились туда.

Религия в Албании при социализме была отменена, да и религиозными албанцы никогда не были. Зато все – и мусульмане, и христиане обоих обрядов сохраняли языческое верование.

Так сломились исторические события: много албанцев живут вне Албании. В Греции например всех православных албанцев учитывают как греков, мусульманских албанцев оттуда изгнали после Второй Мировой войны, в Македонии их чуть ли не четверть населения и отношения их с православными славянами весьма напряжены.

В 1913г. Албания добилась независимости от Турции. Однако многие албанские поселения оказались на территории других государств – Сербии, Черногории, Греции. В Югославской Федерации албанцы населяли Косово.

Религиозные и межнациональные противоречия сыграли главную роль в распаде Югославской Федерации. В 1991г. из её состава вышли Словения и Хорватия, затем, после кровопролитной войны, Босния. В 1992г. была провозглашена независимость Македонии. В 2001г. вслед за отторжением Косовского края, курс на выход из Федерации взяла и Черногория. Попытка создания единого югославского государства не удалась.

Югославия страна, не пережившая 10в. Она образовалась в 1918г. и распалась в 19991г. Почему же родственным друг к другу южнославянским народам не удалось сохранить единство? Часто ответ на данный вопрос видят в религиозных разногласиях. Действительно, населявшие Югославию сербы и македонцы исповедуют православие, хорваты и словенцы – католизм, боснийцы – ислам. Много веков эти народы были лишены самостоятельности и находились в составе многонациональных империй – Австро–Венгерской и Османской. После Первой мировой войны обе империи распались, и югославские земли объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929г. именуемое Югославией. С тех пор здесь постоянно происходят национальные конфликты.

После второй мировой войны лидеры США и Англии предполагали вернуть власть в Югославии королю Петру 2, который находился в Лондоне – но к тому времени в стране уже установилась камунистическая власть во главе с Тито, который вместе с премьером Эмигрантского правительства Шубашичем подписали соглашение о проведении выборов и о создании единого правительства. Оно сформировалось в марте 1945г.

В январе 1946г. была принята новая конституция, по которой правительство национализировало большое количество крупных предприятий, банков, были конфискованы земли, в руки государства перешла почти вся промышленность, все крупные частные предприятия, банки, владения Римско – католической и православной церкви.

В первые послевоенные годы главным союзником Югославии оставался СССР.

Но к 1948г. отношения резко ухудшились, т.к. Тито попросил СССР не вмешиваться во внутренние дела страны. В ответ Сталин выступил с осуждением ” антидемократической позиции ” югославского руководства. Отношения были прерваны, прекратилась экономическая помощь ФНРЮ.

Разрыв с СССР тяжело отразился на югославской экономике. Вновь ввели карточки.

После смерти Сталина отношения с СССР вновь возобновились, но когда Тито осудил вторжение армий пяти социальных стран в Чехословакию, называя политику Советского Союза ” красным империализмом ”, отношения вновь прервались. Но к тому времени успехи в Югославии говорили сами за себя: за 20 послевоенных лет промышленное производство выросло в 3 раза, а доход на душу населения увеличился в 2,5 раза. Но к началу шестидесятых годов развитие югославской промышленности снизилось, в стране началось недовольство. Отстающие республики: край Косово и Метохия, Босния, Македония требовали изменений в стране. Более развитые – Хорватия и Словения не хотели делиться прибылью с бедными республиками.

В Югославии начали назревать недовольства, внутренний раскол. Стал проявляться национализм.

В 1971 году начались вооружённые стычки между хорватами и сербами, т.к. хорваты потребовали расширения своих прав, вплоть до отделения от Федерации.

В 1987г. вспыхнул межнациональный конфликт в автономном крае Косово. Оживились националисты и в других частях Югославии.

Центральные власти не имели сил противостоять распаду страны. За единство выступали теперь Сербия, Черногория и Македония.

В июле 1991г. Хорватия и Словения провозгласили независимость. Югославская армия тут же вступила территорию этих республик и попыталась силой удержать их в составе единого государства. Всё это привело к многолетней войне, которая не только уничтожила Югославию, но и была уничтожена социалистическая экономика, которую строил президент Тито.

Кризис в Югославии.

Историческое развитие народов Югославии шло по-разному: одни веками жили под Игом Турции, другие входили в состав державы Габсбургов; одни боролись за освобождение с оружием в руках, другие ждали, пока власть завоевателей падёт сама собой. Но после создания единого независимого государства в 1918г. между вошедшими в него народами возникли противоречия. Установление к концу 40-гоо года коммунистического режима не разрешило этих противоречий. Примером их является многолетний конфликт между албанцами и сербами из-за исторической области Косово и Метохия.

В югославской и албанской исторической науке до сих пор идут споры о происхождении албанцев и их исконных землях. Директор Исторического института Сербской академии наук С.Терзич отмечал, что спорные области Косово и Метохия никогда не относились к какому-либо албанскому государству, а с 17в. были частью средневековой страны сербов. В Албании, наоборот, полагают, что Косово всегда принадлежало албанцам.

В 1912-1913гг. Болгария, Греция, Сербия и Черногория выиграли Первую балканскую войну, которую вели против Турции. Территории стран победительниц расширились. Благодаря дипломатическим усилиям Великобритании, Франции и России была провозглашена независимая Албания (1912), но без Косово и Метохии, хотя там и преобладало албанское население. Сербское правительство не соглашалось, ни на какие уступки по поводу этих областей, считая их ” святой землёй “ своего народа, и Косово и Метохией отошли к Сербии. Началось массовое возвращение сербов на эти древние земли.

В 1939г. большая часть Косово и Метохии оказалась в созданной Муссолини “ Великой Албании ”, откуда именно в это время упорно выселялись ” неалбанцы “. В июне 1942 года М.Края, премьер-министр правительства “ Великой Албании ”, открыто заявил: “ … необходимо приложить усилия к тому, чтобы всех сербов-старожилов из Косово выгнать … Сослать в конц

лагерь в Албанию. А сербов-переселенцев надо убить. ” По данным американской спецслужбы с апреля 1941г. по август 1942г. албанцы уничтожили около 10 тыс. сербов, а число сербских беженцев за годы оккупации достигло 100 тыс. человек. Однако после окончания Второй мировой войны Косов и Метохия вновь вошли в состав Югославии, но уже в качестве автономной области.

Требования косовских албанцев.

Косовские албанцы, однако, не были довольны своей судьбой в новой Югославии. Во всяком случае, так заявлял руководству СССР Энвер Ходжа, председатель Совета министров Албании. В 1949г. он писал в ЦК ВКП (б): ” … демократические и национальные права албанского национального меньшинства Косова и Метохии совершенно не соблюдаются. Никакой связи с Албанией! ” Предоставление Косову автономии, открытие там албанских школ Ходжа расценил как демагогию, поскольку их идеал [косовских албанцев] – соединение с Албанией – остался несущественным.

Югославское законодательство постепенно расширяло права автономных областей. По конституции 1963г. национальные меньшинства стали называться народностями, автономные области – краями. Согласно конституции 1974г. автономные края получали полномочия самостоятельно решать все вопросы, касающиеся их внутренней жизни. Они обладали двойным статусом: во-первых, являлись составной частью Сербии, во-вторых, имели фактически те же права в рамках СФРЮ, что и сама республика. Однако автономному краю нельзя было отделиться от Сербии. Потому-то в Косове постоянно звучали призывы предоставить краю статус республики. Поскольку албанцы по численности занимали четвёртое место в Федерации, они считали свои требования обоснованными.

Начало албанско-сербского конфликта.

В 1956г. сербская служба безопасности раскрыла несколько нелегальных групп, заброшенных албанскими спецслужбами в Косово с целью создания подпольных организаций. В конце пятидесятых начале шестидесятых годов в Косове действовало Революционное движение за объединение албанцев во главе Адемом Деманчи. В уставе движения говорилось: ” Основная и конечная цель… освобождения шкиптарских краёв, аннексированных Югославией и их объединение с матерью Албании ”.

Албанские сепаратисты устраивали провокации: оскверняли церкви и памятники, запугивали православное население. В 1968г. в крае произошли массовые выступления националистически настроенной албанской молодёжи, которые были подавлены полицией.

В 1973г. окружной суд Пришитины приговорил к тюремному заключению Х.Хайзерая, называвшего себя ” министром обороны ” не созданной пока ” Республики Косово ”, и ещё 13 человек, вербовавших людей в отряды ” армии Косова ”. Новобранцы проходили военную подготовку в Северной Албании.

В марте 1981г. в Косове начались массовые беспорядки. Демонстранты несли плакаты ” Косово – республики ”, ” Мы албанцы, а не югославы”, ” Косов – косоварам ”. Один из участников тех событий писал: ” … демонстрации в какой-то степени были реакцией на тенденции к усилению сербского национализма и объявленную Белградом деструктивную политику по отношению к албанцам. Мы попытались защищаться путём создания республики Косово, т.к. считали, что это единственная гарантия того, что мы будем независимы, как Македония или Черногория ”. Сепаратисты пользовались активной поддержкой Албании. Теле – и радиопередачи из соседней страны принимались почти на всей территории Косова. Местные националисты угрожали сербам и черногорцам физическим истреблением, поджигали их дома, насильственно занимали землю для того, чтобы заставить славян покинуть край. Уже к 1981г. из 635 населённых пунктов сербскими были только 216. На протяжении 10 лет в Косове царил албанский террор. К 1991г. сербского населения там оставалось менее 10%. По хозяйственным показателям в пересчёте на душу населения автономный край Косово и Метохия значительно уступал другим регионам: например, количество общественного продукта произведённого в крае 1980г., было на 72% меньше по сравнению со средним по стране. Безработица на 30% превышала среднеюгославскую: более 800 тыс. косоваров не могли найти работу. Причина такой диспропорции заключалась в высоком естественном приросте населения. В этом отношении Косово занимало первое место в Югославии. Все средства и ресурсы, которые страна направляла в автономию, ” проедались ”. Неудивительно, что происходящее вызывало, с одной стороны, нарекания остальных республик Югославии, а с другой – недовольство самих албанцев, полагавших, что они недополучают средства, предназначенные для развития края.

По мнению специалистов ” албанизации “ и росту воинственных построений в Косове во многом способствовала система образования. Сюда приезжали сотни учителей и профессоров из Тираны, а местные преподаватели стажировались в Албании. Будущий посол США в Югославии Лоуренс Иглбергер в 1974г. заметили, что югославы постоянно тратят силы на борьбу с антикоммунистической эмиграцией, не осознавая, что могилу Югославии копают в Пришитине. “Вы открыли им [косовским албанцам] один из самых больших университетов в Югославии… - говорил Иглбергер – готовите… политологов, социологов, философов, чем сами себе создаёте великую армию будущих недовольных, которые не будут их хотеть, ни уметь делать что-нибудь серьёзное, которые завтра выйдут на улицы и потребуют своё государство и свою республику ”.

Два общества.

В конце восьмидесятых годов положение в крае резко обострилось, когда были сняты с постов партийные руководители Косова. В их числе оказался популярный среди албанцев Азем Власи. В Пришитине и других городах прошли демонстрации протеста, а в феврале 1989г. забастовали шахтёры, выступавшие против исключения Власи из ЦК Союза коммунистов Югославии. События в крае вызвали огромный резонанс в стране. В Словении население поддержало шахтёров, а в Сербии – осудило, потребовав от правительства принять срочные меры, чтобы стабилизировать ситуацию. 3 марта 1989г. Президиум СФРЮ ввёл в Косове комендантский час.

В апреле 1987г., выступая на Косовом поле, партийный функционер Слободан Милошевич впервые заявил о несправедливом отношении к Сербии в Югославии и пообещал защиту сербскому народу. Это выступление было воспринято как сербская национальная программа. В 1988г. он организовал по всей стране так называемые митинги истины. Воодушевлённые возможностью говорить о своих национальных чувствах и проблемах, люди скандировали имя Милошевича и несли его портреты. В конце восьмидесятых годов Милошевич стал фактически ” неприкосновенным политическим правителем Сербии “.

В республиканском руководстве возобладала точку зрения, согласно которой конституция 1974г. ослабила Сербию, лишив её права на создание собственного государства. В то же время развернулась кампания за ограничение прав автономных краёв.

Принятые сербской скупщиной (парламент) в марте 1989г. поправки к конституции, лишавшие автономного ряда политических прав, косовские албанцы встретили в штыки. В ответ за изменение статуса Косово здесь начались демонстрации и стычки с полицией, которые с этого момента приобрели массовый характер. В январе 1990г. в демонстрациях участвовало уже около 40 тыс. албанцев. 2 июля 1990г. албанские делегаты краевой скупщины приняли Конституционную декларацию, объявившую Косово республикой. Тогда республиканская скупщина распустила краевую, обосновав своё постановление многочисленными нарушениями общественного порядка в автономии.

Делегаты распущенной скупщины 7 сентября 1990г. в обстановке полной секретности приняли конституцию ” Республики Косово ”. В крае развернулась кампания гражданского неповиновения, началась массовая бессрочная забастовка. Албанские учителя не приняли новую школьную программу и требовали ввести обучение детей по албанским программами на родном языке.

В то время как с государственной службы было уволено большое число школьных и вузовских преподавателе, албанцев по национальности, работал подпольной албанский университет. Нелегальная система образования охватывала 400 тыс. детей и 15 тыс. студентов. В результате весь край разделился на 2 параллельных общества – албанское и сербское. Каждое имело собственную экономику, системы управления, образования, культуру.

Борьба за отделение.

В 1990г., после четырёх с лишним десятилетий коммунистического единовластия, в СФРЮ начала складываться многопартийная система. Возникли и албанские политические организации: Демократическая лига Косова (ДЛК), Партия демократического действия, Демократическая мусульманская партия реформ. ДЛК стала самой крупной политической организацией края, а авторитет её руководителя, писателя – диссидента Ибрагима Ругова, был непререкаем. Ругова призывал своих сторонников и мирному отпору ” сербской оккупации “, опасаясь последствий серьёзных столкновений.

В сентябре 1991г. косовские албанцы провели референдум о независимости края и единодушно высказались за создание независимого государства. 24 мая 1992г. здесь состоялись выборы президента и парламента. Руководство Сербии объявило выборы незаконными, но не вмешивалось в избирательную кампанию. Сербы в ней не участвовали. 95% албанцев отдали свои голоса Ибрагиму Ругове как президенту ” Республики Косово ”, а 78% - его партии (ДНК).

Ругова многое сделал для того, чтобы привлечь внимание правящих кругов Запада к проблеме Косова. Он обращался к ним с просьбой о размышлении в автономии миротворческих сил ООН и войск НАТО. Населённые албанцами области Македонии и Черногории также никогда не исключались из планов косовских албанцев.

Ругова сначала полагал, что Косово будет независимой республикой ” открытой для Сербии и Албании “, албанцы в Черногории получат автономию, а в Македонии добьются ” статуса государствообразующего народа “ в рамках республики. Однако с осени 1994г. Ругова всё чаще стал говорить об объединении Косова с Албанией.

Весной 1996г. напряжённость в крае вновь возросла. Убийство сербом албанского юноши вызвало ответные акции со стороны албанских боевиков: нападения на полицейских, расстрелы посетителей кафе и т.п. Власти провели массовые аресты. Международная общественность обвинила сербское руководство в нарушении прав человека, физическом насилии и даже в применении пыток к арестованным.

Албанцы разуверились в эффективности мирных переговоров с сербскими властями, и все надежды теперь возлагали на Освободительную армию Косова (ОАК), действовавшую террористическими методами. Цели её политического и военного руководства заключалась в том, чтобы создать и расширить территорию, свободную от власти Сербии. Ставилась задача добиться признания своей борьбы как национально – освободительной и, заручившись поддержкой международных организаций, отделиться от Югославии. После этого планировалось объединить те территории Косова, Черногории и Македонии, где большинство населения составляли этнические албанцы.

В начале 1998г. боевики ОАК спровоцировали несколько вооруженных столкновений с сербской полицией, подготовили взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилен, во время которых погибли мирные жители. Кроме сербов пострадали и лояльные албанцы, не желавшие воевать. Албанцы – католике в страхе уезжали из метохийских сёл, чтобы избежать насильственной мобилизации в отряды террористов.

От переговоров – к бомбардировке.

С 1997г. к решению косовских проблемы подключилось международное сообщество. В ноябре 1997г. министры иностранных дел Франции и Германии выступали с инициативной предоставить краю специальный ” промежуточный “ статус, рассчитанный на переходный период. Согласно этой инициативе предлагалось создать с помощью международных организаций ” оптимальные условия для мирного политического выхода Косова из-под юрисдикции Сербии “.

Заявку на участие в урегулировании конфликта в Косове сделало и НАТО, в августе 1997г. предупредив югославского вмешательства в конфликт с целью ” предотвращения дальнейшего кровопролития “. Уже тогда в качестве в качестве наиболее вероятного сценария силовой акции в Косове рассматривались удары с воздуха по сербским войскам. Жесткую применить к Белграду самые суровые меры, вплоть до экономических санкций с военной интервенции.

В сентябре 1998г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1199, обязавшую руководство Югославской Федерации прекратить огонь и приступить к мирным переговорам с косовскими албанцами. Однако албанская сторона долго отказывалась от переговоров с Белградом, на которых настаивал Запад. В первых числах октября 1998г. ситуация накалилась: в Косове снова начались боевые действия, а НАТО пригрозило, что без санкций ООН нанесёт по Югославии воздушные удары, если сербские полицейские силы и войска продолжали операции в крае.

Под влиянием этих обстоятельств 13 октября 1998г. Милошевич подписал соглашение с представителем США Ричардом Холбруком. Предполагалось отвести сербские силы из края и разместить там 2 тыс. наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничество в Европе (ОБСЕ). Несмотря на серьёзные уступки, сделанные сербской стороной, резолюции Советской Безопасности ООН №1203 говорилось, что Югославия являет ” собой сохраняющуюся угрозу миру и безопасности в регионе ”.

Мирная конференция, на которой должна была обсуждаться косовская проблема, началась 6 февраля 1999г. в Рамбуйе (Франция). Однако делегациям сторон предложили для рассмотрения только часть ” Временного договора о мире и самоуправлении в Косове и Метохии ”. Весь текст соглашения обнародовали лишь в день окончания переговоров. Оказалось, что около 70% документа сербская делегация видела впервые. Югославская сторона заявила, что переговоры следует продолжить, чётко определив элементы автономии края и подтвердив территориальную целостность как Сербии, так и Югославии в целом. Делегация же косоваров подчеркнула, что подпишет договор, если через 3 года албанскому населению Косова позволят провести референдум о независимости. Представители США не согласились продлить обсуждение документа, заявив, что предложенный текст необходимо подписать в первый день второго раунда переговоров. Фактически Союзная Республика Югославия получила ультиматум: если её делегация подпишет мирное соглашение – на территорию края введут войска НАТО, если не подпишет – на Сербию обрушаются бомбы.

Второй раунд переговоров начался в Париже 15марта 1999г. Сербия требовала предоставления гарантий своей целостности. Косовары отказывались их дать. Переговоры зашли в тупик. Албанской делегации разрешили подписать договор в одностороннем порядке. США и НАТО стали готовиться к наказанию ” виновника срыва переговоров ”. 24 марта НАТО нанесло по Югославии первые ракетно-бомбовые удары.

Карательная акция НАТО длилась несколько недель и последствия её были ужасны. Только за первые 14 дней 430 самолётов произвели свыше 1000 бомбёжек, выпустили 800 крылатых ракет и сбросили около 3000 тыс. взрывчатки. Бомбовые удары поразили не только военные объекты. Пострадали национальные парки и заповедники, Петроварадинская крепость, средневековые монастыри и святыни. Бомбы падали на города, разрушая центры для беженцев, больницы, водопроводы, мосты, школы, частные дома, предприятия, телефонные станции, автомагистрали, склады и т.д. Лавины беженцев из Косова запомнили дороги, ведущие в Македонию, Албанию, Сербию и Черногорию…

В 2000 году сербы всё же были вынуждены разрешить войскам НАТО взять под свой контроль Косово. Однако мир в автономии так и не был установлен. Албанские боевики, несмотря на присутствие натовских миротворцев, безнаказанно изгоняли из края славянское и цыганское население. К 2001г. конфликт перешагнул границы Косова - албанцы начали военные действия в Македонии. На выборах 2001г. в Косове победу одержали сторонники Руговы, добивающиеся международного признания независимости края.

Наши дни: продолжение косовской резни…

Пять лет назад войска НАТО изгнали югославскую армию с территории Косово. Сомнений не осталось: вслед за косовскими сербами из края уйдут и натовские миротворцы. А проваленная миссия может обернуться катастрофой, выходящей далеко за пределы Косово.

После начала операции натовскими войсками чужими в своей стране оказались уже косовские сербы, их десятками тысяч выгоняли из собственных городов и деревень, их убивали. Каждую неделю в крае горели сербские дома и храмы. И лишь после ужасного погрома, который учинили албанские боевики, натовское командование, наконец, поняло, что начались вновь кровавые события.

Но вся 20-ти тысячная миротворческая армия оказалась бессильна перед албанскими головорезами.

Поводом для жестокого погрома стала смерть албанских подростков, которые при невыясненных обстоятельствах утонули в реке Ибар. Настораживает, что события оказались, как будто специально приурочены к пятилетию «избавления албанцев от сербского ига» кто-то умело раздул тлевший все эти годы конфликт. За несколько дней были сожжены три десятка православных храмов и, по разным данным, до 400 сербских дворов. Несколько десятков сербов были убиты, а сотни и тысячи, не надеясь больше на защиту миротворцев, в одночасье бежали.

Новых погромов можно ждать когда угодно и в какой угодно части Косово, где ещё есть сербы. Сможет ли их предотвратить международный контингент? Зачем вообще нужно было начинать войну, жертвовать солдатами и мирными жителями? Всё окончилось тем, с чего и начиналось – этическими чистками. А неудачное «миротворческое вторжение» оказалось вмешательством под благовидным предлогом во внутренние дела другого государства.

В настоящее время косовские сербы находятся в безнадёжном, ужасающем состоянии. Военной защиты от натовских миротворцев они не дождались. Многие из сербов находятся на грани душевного и физического срыва. В сложившейся обстановке, при натовской глухоте они были бы брошены на произвол судьбы, если бы не Россия, которая оказывает им гуманитарную помощь.

И.Иванов, выступая по телевидению, сказал, что при существующих порядках и беспорядках в заново вспыхнувшем конфликте, русских миротворцев в Косово посылать не будут. Гуманитарная помощь будет продолжаться и дальше. В данное время Р.Ф. будет строить палаточные городки, доставлять медикаменты, провизию, вещи. Пока никто не знает чем всё это может кончиться и кончится ли…

Два политических портрета югославских руководителей:

Иосип Броз Тито.

Президент Тито правил Югославией 35 лет. Он был одержим идеей межнационального единства. Тито – его партизанская кличка.

В Первой мировой войне его призвали в австро-венгерскую армию. Он воевал на фронте, но в марте 1915 года попал в русский плен, получив тяжёлое ранение. Он долгое время лечился в госпитале, затем его перевели в лагерь военнопленных на Урале, где рабочие-большевики познакомили молодого человека с марксистским учением.

После Февральской революции 1917 года, Иосип приехал в Петроград, но его арестовали и выслали в Омск. Там он вступил в Красную гвардию, скрывался от белых и едва не умер от голода.

В 1920г. Иосип вернулся на родину, вошёл в руководство хорватских коммунистов, но коммунистическая партия была запрещена, и он ушёл в подполье. В августе 1928г. его арестовали, и он 6 лет провёл в тюрьме.

Тито, после возвращения в свою страну избирают генеральным секретарём КПЮ. После захвата немцами Югославии он бежал из Белграда в горы, создаёт там партизанский отряд, затем образуется народно-освободительная армия, её командующим стал Тито.

В 1943г. он на сессии Антифашистского веча Югославии получил звание маршала и был назначен главой Временного правительства.

В 1945 году он занимает пост главы правительства и начинает строительство «социализма с югославской спецификой». Все политические противники были отстранены к тому времени.

Оставаясь убеждённым коммунистом, он уделял много внимания самоуправлению, допускал элементы капитализма в экономике, поддерживал доброжелательные отношения с Западом. При этом пресекались всякие посягательства на руководительскую роль коммунистической партии и свою власть. Постепенно в Югославии возник культ личности Тито: тюнеры клялись его именем, о нём сочиняли песни, воздвигали скульптурные изображения. Почти все дворцы со временем превратились в его резиденции.

Он был неравнодушен к модной одежде, хорошей кухне, дорогим винам. Он с удовольствием танцевал, обожал шутки, был остроумным и внимательным собеседником. Много читал, приобрёл знания по самым разным дисциплинам. Даже в пожилом возрасте сохранил элегантность и привлекательность.

4 мая 1980 года он умер в госпитале словенской столице – Любляна. Югославы восприняли смерть Тито, как национальную трагедию.

Слободан Милошевич.

Моё личное отношение к данной проблеме.

Моя точка зрения.

Так всегда было и есть, что за просчёты, ошибки правительства, расплачивается всегда народ, что сейчас и происходит в Югославии.

Броз Тито был за межнациональное единство. Этой идеей он был одержим всю свою жизнь. При нём распада Югославии удалось избежать.

Ибрагим Ругова в 1991г. призывал своих сторонников к мирному отпору «сербской оккупации», опасаясь серьёзных военных столкновений, но уже в 1994г. стал придерживаться политики объединения Косова с Албанией, т.е. всё тот же режим раскола и вражды между двумя народами.

Слободан Милошевич сделал непоправимый, губительный шаг: в 1989г. он отменяет автономно Косова, где преобладают албанцы, берёт сторону сербов и всенародно обещает им быстро «покончить с Косово», т.е. присоединить её к сербам. Этим он обеспечил начало кровопролитной войны.

Особенно для народов этой многострадальной, распавшейся страны, были драматичны вступление чужих армий на их территорию, т.к. помощи, кроме усиливавшихся распрей, они своим присутствием никакой не дали.

США под предлогом «наказания виновников срывов мирных переговоров», т.е. Югославию, 24 марта 1999г. нанесли по ней первые ракетно-бомбовые удары. Эта карамельная акция длилась несколько недель – для народа всё это было горе и ужас.

Россия в этих кровавых событиях тоже сыграла свою роль: в 1999г. также ввела свои миротворческие войска, но как защитников сербов, американцы – как защитники албанцев. Во всей этой жуткой неразберихи гибли люди, горели города и деревни, тысячи беженцев покидали свои земли. Но и Россия вынуждена была вывести свои войска, ничем не оказав помощи, своим присутствием, усилив вражду между нациями и к себе.

На это раз И.Иванов отказался вводить миротворческие войска в Косово. Может быть, российское правительство, наконец, поняло – сколько же будут русские солдаты погибать в чужих войнах?

Особенно это практиковал наш последний монарх – Николай 2, посылая на верную гибель тысячи русских солдат, которые даже не понимали, за кого и почему они воюют. За личный престиж государства?

Этот кровавый список пополнялся афганской войной, чеченской, миротворческими акциями в Югославии. Афганская и чеченская войны – это всё те же неверные шаги наших правительств, выстроенные на кровавых потерях русских солдат.

Совсем недавно произошёл инцидент-признание частью государств в обход ООН независимости Косово, вопреки протестам Сербии и ряда государств. На этом конфликт не разрешился, а даже наоборот-вспыхивает с новой силой. До сих пор нет механизмов для его разрешения.