"Коробейники" (Некрасов): анализ поэмы (2 вариант). Размер и рифмовка

«Коробейники» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создани​я

Поэма «Коробейники » была написана в 1861 г. и напечатана в журнале «Современник» № 10. В 1862 г. поэма была издана в серии «Красные книжки», предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки.

Сюжет поэмы Некрасов задумал во время охоты с крестьянином Гаврилой Захаровым, которому и посвятил поэму, назвав его другом-приятелем. Спутник рассказал Некрасову о том, как охотник убил из двустволки сразу двух бекасов, а потом и об убийстве двух коробейников в Мисковской волости.

Литературное направление, жанр

Поэма «Коробейники» реалистическая. Революционеры-демократы восприняли её как агитационную поэму, которая поможет сближению с народом. «Коробейники» - народная поэма, она написана для народа и о народе, его глазами видит Русь читатель. Это эпическая поэма-путешествие.

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы - преступление в народной среде.

Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.

Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.

В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.

Эпиграф ко второй главе - один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.

Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.

В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское. Эта глава - путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.

Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.

Эпиграф к последней главе - формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.

Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.

Песня убогого странника - это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) - холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.

Герои и образы

Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчёмного человека дана только одному отрицательному герою - леснику-убийце. Ваня - молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе. Тихоныч - пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь - не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.

Катерина - обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Судьба её после смерти Вани неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.

Честный ткач Тит из рассказа коробейника - это человек, чью жизнь сломала ошибка. Извинения судьи не смогли ничего исправить.

Главный разбойник в поэме - убийца. Но хуже его те, кто довели его до убийства. Отрицательные образы в романе - царь, который кровью гасит чёрное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну (метафоры), целовальник, грабящий народ, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «всё подклеено, подвязано» (метафора).

Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений (пословиц, афоризмов). Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.

Размер и рифмовка

Поэма написана дольником. Этот близкий к тоническому стих Некрасов использует для подражания народному песенному. Дактилическая рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Жизни деревенской России и её крестьянства посвящена и великолепная поэма «Коробейники» (Некрасов), анализ которой мы проведем. Она была создана в год крестьянской реформы. Это была наиболее ранняя из поэм Некрасова о народе.

Поэма «Коробейники» непосредственно обращена к крестьянской аудитории, написана для народа, и примечательно, что уже само посвящение «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)» как бы подчеркивает, кому адресованы сцены и строки этого произведения. Народность поэмы проявляется в необычайно щедром использовании русского фольклора, крестьянского лубка, сказки, поговорок, пословиц и особенно песен. Каждая глава произведения предваряется фольклорным эпиграфом. А сама первая главка текста вскоре станет народной песней — знаменитой «Коробушкой». В произведении же в целом отражены коренные интересы крестьянства в период реформы 1861 года, активное неприятие им преступного зла, выражено народное мировосприятие и понимание крестьянами общественных явлений. Всем событиям, людским порокам и достоинствам даётся народная оценка, крестьянский приговор произносится в адрес «верхов», тузов-помещиков, чиновников, этих «черных воронов», подлецов-целовальников, спаивающих народ, и купцов-стяжателей.

Центральными персонажами поэмы «Коробейники» (Некрасов), анализ которой нас интересует, оказываются коробейники, деревенские торгаши, странствующие по бескрайним просторам русской земли, что даёт повод им всё увидеть, всех узнать, а автору — ввести в структуру целого многочисленные картины, сцены и эпизоды. Эти коробейники (отсюда и название поэмы) цементируют своими хождениями отдельные сочные зарисовки произведения. Старый Тихоныч и юный его сотоварищ Ванька являются выходцами из крепостных крестьян и тесно связаны с мужиками и родом своих занятий, и знанием обычаев мужиков, и пребыванием в их деревнях, ночевкой в крестьянских избах, и, наконец, романтическими отношениями младшего из них с Катеринушкой, для чего и понадобилось автору ввести в текст побочный любовный сюжет. Старший из них, Тихоныч, интересен своими суждениями и отрицательным отношением к деревенской буржуазии и «спесивым» помещикам. Младший — Ванька — примечателен своим жизнелюбием, поэтической настроенностью, веселостью, богатством сил. Но коробейники, презирающие богатеев и деревенскую буржуазию, сами являются носителями новых, вошедших в жизнь тогдашней России буржуазных нравов.

Их ремесло держится на обмане, цель их занятий — накопительство и погоня за наживой. Собрав добрую сумму, коробейники начинают бояться встречных и сторонятся людей, выбирая окольные, окружные пути-дороги. Правда, оба коробейника стыдятся своего «обманного» дела, торгашеского промысла; они понимают, что творят безбожное дело, когда надувают простых мужиков и их молодиц. Тем не менее занятия своего они не оставляют, и именно деньги, накопленные ими, становятся причиной гибели коробейников. Драматический эпизод их убийства лесником обнажает сокровенный смысл конфликта поэмы — противопоставления богатства и беспросветной бедности, торгашества и поэзии. Лесник, застреливший коробейников, отнюдь не традиционный убийца и не удалой разбойник: это жалкий, тщедушный, преследуемый нуждой крепостной крестьянин, который отнимает у торгашей полученное ими обманным путем. Образ «христова охотничка» нарисован поэтом и с убедительной психологической достоверностью, и в известной мере с легким юмором, когда в трактире этот «молодец» выбалтывает, где хранятся у него добытые в лесу деньги.

Однако Некрасова в его поэме интересует не столько сюжетное развертывание истории коробейников, сколько широкая картина народной жизни. Эпическое начало становится здесь главенствующим и торжествует над драматизмом заключительного эпизода. Поэт тесно сопрягает жизнь крестьянства с происходящим в России, и оценки мудрыми мужиками властей и гибельной войны становятся в поэме особенно значительными. Существенным в «Коробейниках» является и внесюжетный эпизод — рассказ Тихоныча о Титушке-ткаче, печальную судьбу которого определили неправедные судьи, словно «черные вороны» выклевавшие «очи» этого странника. Огромной эмоциональной силой отличается сочиненная Титушкой «Песня убитого странника», построенная на вопросах, обращенных к голодным и холодным мужикам, и их ответах, подхваченных природой — лесами и заунывным ветром. Эта песня воспроизводит безотрадную участь крестьянской России и тот стон, который стоял по её бесчисленным деревням и в свою очередь звался «песней».

Но поэма «Коробейники» (Некрасов), анализ которой нас интересует, отличается и исключительной силы лиризмом, более всего связанный с ещё одним побочным сюжетом — историей любви Катеринушки и Ванюши. Некрасов рисует сильную, крепкую, цветущую женщину, образ которой овеян высокой поэзией искренней любви и красоты, тем более, что Катеринушка всю свою жизнь проводит в неустанном труде крестьянки. Образ героини предваряет таких крестьянских женщин-тружениц, как Дарья из поэмы «Мороз, Красный Нос» и Матрёна Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо». В то же время образы любящих в «Коробейниках» генетически связаны с песенной «красной девушкой» и сказовым «добрым молодцем». И оттого так мощно фольклорная, песенная стихия пронизывает ткань поэмы, наиболее ярко проявляясь в песне «Коробушка», такой задорной, жизнерадостной, исполненной молодецкой удали, раскрепощенности и одновременно легкой грусти. Песня органически связана с характером чувств любящих героев, которые сделали свой свободный выбор по взаимной симпатии и влечению. В то же время Катеринушка и противопоставлена Ванюше-коробейнику: в отличие от него ей приходится своё глубокое чувство выстрадать в долгом ожидании бесшабашного парня; она занята напряженным крестьянским трудом, от которого далёк торгашеский промысел коробейника. Ему не суждено вернуться к любимой — горе обрушится на молодую крестьянку, и тогда в песне «Коробушка» на первый план выйдет щемящая нота печали. Так в творчестве Некрасова родился шедевр уникального жанра: поэма, сотканная из песен, баллад и вставных новелл, основанная на мотиве путешествия, давшего возможность автору показать глубокий социальный срез жизни народа. Написанная легким, мелодическим стихом, насыщенная юмором и народной речью, словами ласкательными и грубовато-просторечными, образными выражениями, воспринятыми из фольклора, поэма «Коробейники» необычайно раздвинула представления читателей о тяготах и поэзии крестьянской жизни.

Первое пореформенное лето Некрасов провел, как обычно, в Грешневе в кругу своих приятелей, ярославских и костромских крестьян. Осенью он вернулся в Петербург с целым «ворохом стихов». Его друзей интересовали настроения пореформенной деревни: к чему приведет недовольство народа реформой, есть ли надежда на революционный взрыв? Некрасов отвечал на эти вопросы поэмой «Коробейники». В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было адресовано в основном читателей образованных слоев общества. В «Коробейниках» он смело расширил предполагаемый круг своих читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)». Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии «Красные книжки» и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром.

«Коробейники» - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного предреформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского «многоголосия», искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - «Коробушкой». Главные критики и судьи в поэме - не патриархальные мужики, а «бывалые», много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы «умственных» крестьян, деревенских философов и политиков. Не случайно в «Крестьянских детях», созданных одновременно с «Коробейниками», Некрасов воспевает суровую прозу и высокую поэзию крестьянского детства и призывает хранить в чистоте вечные нравственные ценности, связанные с трудом на земле,- то самое христианское «вековое наследство», которое поэт считает истоком русской национальной культуры:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

Первое пореформенное лето было проведено Некрасовым, как обычно, — в кругу своих друзей в городе Грешнев. Осенью же поэт возвращается в северную столицу со множеством стихов.

В некоторых он попытался ответить на вопросы свои друзей, касающиеся настроений, которые существовали в деревнях после проведения реформы. Будет ли народный бунт или революция или нет? На этот вопрос поэт пытается ответить своей поэмой под названием «Коробейники».

Стоит заметить, что в этой поэме Некрасов пошел несколько по иному пути, решив обратиться через свое произведение не к образованным слоям российского общества, как он обычно делала до этого времени, а к простому народу. Обо всей серьезности поставленной перед автором задачи свидетельствует тот факт, что серия «Красные книжки», куда, собственно, и вошла поэма «Коробейники», была отпечатана исключительно за счет личных средств Некрасова.

«Коробейники» представляет собой поэму-путешествие, которая повествует о старом Тихоныче и его молодом помощнике Ваньке — торгашам, бродящим по сельским просторам. Именно сюжет дороги и помогает Некрасову составить вполне детальный обзор тогдашней провинциальной действительности.

Все, что имеет место быть в данной поэме, воспринимается через призму народной морали. Если говорить о настоящей «народности» данной поэмы, то необходимо в особенности выделить тот факт, что данное произведение немного позже трансформировалось в народную песню под названием «Коробушка».

В поэме в качестве главных критиков выступают не обычные патриархальные мужики, а люди бывалые, которые многое увидели на своем веку, и имеют свою собственную точку зрения на происходящее в стране. Некрасову удалось создать по-настоящему яркие и колоритные, живые образы русских крестьян — носителей народной морали и совести.

А осуждать тогда в России было что. Мужики сокрушаются сломом извечных устоев, которые были на Руси и начинают свой справедливый народный суд над верхушкой российского общества той эпохи с самого царя-батюшки. Подается критике и осуждению Крымская война.

Поэма «Коробейники» была написана в 1861 г. и напечатана в журнале «Современник» № 10. В 1862 г. поэма была издана в серии «Красные книжки», предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки.

Сюжет поэмы Некрасов задумал во время охоты с крестьянином Гаврилой Захаровым, которому и посвятил поэму, назвав его другом-приятелем. Спутник рассказал Некрасову о том, как охотник убил из двустволки сразу двух бекасов, а потом и об убийстве двух коробейников в Мисковской волости.

Литературное направление, жанр

Поэма «Коробейники» реалистическая. Революционеры-демократы восприняли её как агитационную поэму, которая поможет сближению с народом. «Коробейники» - народная поэма, она написана для народа и о народе, его глазами видит Русь читатель. Это эпическая поэма-путешествие.

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – преступление в народной среде.

Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.

Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.

В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.

Эпиграф ко второй главе – один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.

Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.

В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское. Эта глава – путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.

Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.

Эпиграф к последней главе – формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.

Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.

Песня убогого странника – это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) – холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.

Герои и образы

Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчёмного человека дана только одному отрицательному герою – леснику-убийце. Ваня – молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе. Тихоныч – пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь – не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.

Катерина – обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Судьба её после смерти Вани неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.

Честный ткач Тит из рассказа коробейника - это человек, чью жизнь сломала ошибка. Извинения судьи не смогли ничего исправить.

Главный разбойник в поэме – убийца. Но хуже его те, кто довели его до убийства. Отрицательные образы в романе – царь, который кровью гасит чёрное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну (метафоры), целовальник, грабящий народ, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «всё подклеено, подвязано» (метафора).

Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений (пословиц, афоризмов). Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.

Размер и рифмовка

Поэма написана дольником. Этот близкий к тоническому стих Некрасов использует для подражания народному песенному. Дактилическая рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Коробейники», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова