Константин (Ярослав) Муромский, блгв.

Ярослав — славящий Ярилу или сильный и славный, или яркая слава (древнеславянское). Воистину княжеское имя, в настоящее время не очень распространенное.

Зодиак имени: Лев.

Планета: Солнце.

Цвет имени: алый.

Камень-талисман: янтарь.

Благоприятное растение: дуб, крапива.

Покровитель имени: фазан.

Счастливый день: воскресенье.

Счастливое время года: лето.

Основные черты: индивидуальность, честолюбие.

Именины, святые покровители

Народные приметы, обычаи

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Ярик капризный, упрямый, неуравновешен-ный ребенок. С детьми часто ссорится, пытается навязать свои правила игры, обижается, когда его не слушают. Внешне он похож на мать, но по характеру ближе к отцу. Ребенок вспыльчивый, может совершать необдуманные поступки. Родителям необходимо завоевать его доверие, иначе он «уйдет в себя», и добиться от него чего-либо будет трудно. Настроение его часто меняется, он пере-борчив в друзьях, то приходит в восторг от одного из них, то слишком в нем разочаровывается, вплоть до ссоры. Ярик очень рано начинает читать и писать, любит сказки, поз-же приключения, фантастику, военные рассказы, сам меч-тает стать военным. Он очень самолюбивый, но по натуре добрый, поддаётся влиянию, и вырастает таким, каким его воспитают родители. Взрослый Ярослав также сильно зависит от окруже-ния. Он с трудом сдерживает свою гордыню, жизненные невзгоды встречает стойко, мобилизуется, не дает им себя сломать. Стремится приспособиться к самым суровым ус-ловиям жизни и довольствоваться малым.

Ярослава глубоко интересуют тайны мироздания, кос-мос, философия, психология, он натура тонкая и впечат-лительная. Нередко становится священником или серьез-но, с помощью науки, уходит в эти проблемы. Ярослав может быть также учителем, инженером, музыкантом, пи-сателем, рабочим, но всегда думающим о жизни, для чего он существует, что должен сделать.

В любом деле Ярослав талантлив, но скромен, жиз-ненного успеха добивается с трудом. Он человек утончен-ный, дипломатичный, всегда корректен, обожает детей, цветы, любит животных, держит в доме не обязательно породистую собаку, сам за ней ухаживает. Он очень чув-ствителен, остро переживает обиды и неудачи, не стесня-ется искать утешения у друзей и близких людей. Но если глубоко задеть его душевные струны, он может быть мсти-тельным, жестко расправиться с обидчиком, унизить его. Никто даже не ожидает, что Ярослав может показать себя с такой стороны. Это доказывает, что Ярослав — натура сложная, неоднозначная.Ярослав сексуально сильный мужчина, способный под-чинить себе женщину. Инициатива всегда принадлежит ему. Его возбуждает, когда женщина в его объятиях сла-бая и покорная. Первый брак у Ярослава чаще всего неудачен. Но лю-бит он обычно свою первую жену. Сравнивает с ней дру-гих, что не делает последующие браки счастливыми. Лишь после десяти лет второго или третьего брака он начинает особенно ценить ту, с которой живет и которая его любит. Вполне счастлив Ярослав с Анной, Ларисой, Светла-ной, Елизаветой.

Отчество: Ярославич, Ярославович, Ярославна, Ярос-лавовна.

Имя в истории и ИСКУССТВЕ

Ярослав Владимирович (982-1054) — великий князь Киевский и всея Руси, сын Владимира Святого и полоц-кой княжны Рогнеды, которая дала ему хорошее образо-вание, приставив к нему учителей греческих, болгарских, варяжских и латинских.

Будучи старшим сыном великого князя, Ярослав был за-конным наследником престола, но его занял силой Свято- гголк с нелестным прозвищем Окаянный, убивший князей Бориса и Глеба, а также Святослава, князя древлянского.

Ярослав, бывший князем в Новгороде, пригласил ва-рягов, вместе с ними и новгородцами пришел к Киеву и на реке Альте, на том самом месте, где погиб князь Бо-рис, победил своего сводного брата в 1019 году.

Еще один брат Ярослава — Мстислав, пришел вое-вать за Киевский престол. Его не зря называли Удалым, Мстислав выиграл сражение. Однако он не воспользо-вался своим счастьем, а предложил разделить Россию на две части по Днепру: все земли, лежащие по левую сто-рону реки, принадлежали Мстиславу, по правую — Ярос-лаву. Через десять лет Мстислав заболел и умер, после него не осталось наследников, и Ярослав стал один госу-дарем России.Ярослав был крупным государственным деятелем, дип-ломатом, градостроителем и военачальником. Под самы-ми стенами Киева в 1036 году сразился с печенегами. Битва продолжалась целый день, и Ярослав одержал самую сча-стливую для Отечества победу, навсегда освободив Рос-сию от постоянных жестоких набегов.

На месте сражения Ярослав заложил каменный собор, посвященный, как и главная церковь Константинополя, Святой Софии. В середине сороковых годов выросло вели-чественное здание, строгих совершенных пропорций, с полосатыми красно-белыми стенами и тринадцатью купо-лами. Освещенные восходящим или предзакатным солн-цем, они были видны далеко за пределами городской черты.Строгость внешнего облика сочеталась с ослепительной роскошью внутренней отделки. Современники сравнивали Св. Софию с воспетым в Библии храмом царя Соломона. Ярослав значительно расширил Киев, обнес его кре-постной стеной. Главным входом служили Золотые воро-та, трехпролетные, укрепленные, они выглядели как на-стоящее крепостное сооружение. Название «золотые» так-же связано с воротами Константинополя, на великолеп-ные сооружения которого равнялся в своем строительстве Ярослав.

Ярослав организовал первую на Руси библиотеку, ве-лел переводить священные книги с греческого на славян-ский язык, заводил школы в Киеве и Новгороде, уговари-вал подданных отдавать туда детей, вызывал из Византии художников для украшения церквей и дворцов. Ярослав собрал все законы, по которым предки его управляли зем-лей Русской, и приказал написать их — это была первая книга законов — «Русская правда». По инициативе Ярос-лава, прозванного «Мудрым», начал создаваться летопис-ный свод.

В 1096 г. Олег, собрав войско в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину Владимира Мономаха - в Ростов и Суздаль. Но Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев.
В битве под стенами Мурома 6 сентября 1096 г. Изяслав погиб.
«В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса...»

Князь Константин Муромский

Ярослав Святославич (в крещении Панкратий, в местных святцах упоминается как Константин (Ярослав) - сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, вероятно дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга, внук Ярослава Владимировича Мудрого.
По некоторым сведениям, воспитывался в Германии.

Князь муромский: 1096 - 1123 гг.
Впервые появляется на страницах летописи в 1096 г., когда он помогал Олегу Святославичу Гориславичу овладеть Ростово-Суздальской землей. Святославичи были тогда разбиты под Ростовом братьями Мстиславом Владимировичем и Вячеславом Владимировичем. После поражения Ярослав ушёл в Муром.

Датой основания города Рязани считается ее первое упоминание в летописи в 1096 г. Ярослава Святославича. Иловайский считает первым независимым Рязанским князем. От него пошли линии независимых Муромских и Рязанских князей.
В 1097 г., вместе с братьями Олегом и Давыдом участвовал в съезде князей в Любече, на котором они получили Черниговское княжество.

Крещение Мурома

Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын).
«Повесть о водворении христианства в Муроме» рассказывает, что муромские жители пребывали в язычестве, соблюдали свои обряды. Они считали своим пророком «Моамефа» и приносили в жертву собственных детей, поклонялись рекам, озерам, потокам, колодцам и деревьям, мертвых хоронили по обычаям, отличным от христианских.
Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры.

В 1097 г. сын киевского князя Святослава князь Константин испросил благословения на просвещение муромских язычников вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел к городу Мурому.
Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития.

На месте, где лежало «извергнутое из города» тело убиенного князя Михаила, существовала деревянная божонка или часовня, «рубленая в клетку, съ шатровымъ верхомъ, возстановляемая время отъ времени въ прежнемъ виде», позже была заменена каменной церковью-часовней. См.


Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила


Каменная церковь-часовня на месте убиения князя Михаила



Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря

Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба . Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец.

После общего поста князь «повеле всем людям идти на реку, глаголемую Оку. И тако все люди с великой радостию идяху на реку с женами и детьми, и всяк возраст града Мурома мужеский пол и женский бродяху в реке… пресвиторы же, по берегу стоящи, молитвы глаголаху». По местному преданию, крещение муромцев проходило в озере Кстово, соединенном с рекой Окой. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого озера нет, а находилось оно недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской.


Благоверные князья Константин (Ярослав) и чада его Михаил и Феодор Муромские

После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру.
Согласно летописи, в 1098 г. в Муроме уже был построен

В 1101 г. Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.
В 1110 г. потерпел поражение от мордвы.

До смерти Давыда в 1123 г. Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань.

Князь черниговский: 1123 - 1127 гг.


В 1127 г. Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил.
Князь киевский Мстислав Владимирович, объединившись с братом Ярополком Переяславским, пошёл на Всеволода, требуя, чтобы тот вернул Чернигов Ярославу. Всеволод же действовал более не оружием, а подарками, задаривая киевских бояр, чтобы они были ему заступниками перед великим князем, и так тянулось до самой зимы.
Зимой Ярослав пришёл из Мурома в Киев и стал торопить Мстислава, моля его о помощи. Мстислав, ещё прежде обещавший защищать Ярославову Вотчину и целовавший на том крест, совсем уже было собрался в поход, но тут игумен Андреева монастыря Григорий, всем известный, как человек праведный и честный, отговорил его. Мстислав помирился со Всеволодом, а Ярослава отослал в Муром, не вернув ему вотчину.

Самостоятельность Муромо-Рязанского княжества

В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 г. при князе Ярославе Святославиче.

Скончался святой князь в 1129 г. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.
"В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме" ПСРЛ. - Т.7. - С.242.

Мощи святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора

За несколько лет до того, как муромские жители покинули город вследствие разрушительного набега татар, «в некое время», как повествует местная легенда, некоторой монахине Варсонофии в тонком сне явилась Божия Матерь со святым князем Константином и чадами его. И сказала Богородица: «Иди, старице, и извести людям, что у церкви Благовещения лежат нетленные мощи благоверного князя Константина с чады, которые подают исцеления».
Старица усомнилась в видении, но через некоторое время оно повторилось. После этого она уже без сомнения пошла к епископу, и Владыка Василий благословил освидетельствовать захоронение благоверных князей. На их гробах лежала самородная каменная плита с волнообразной поверхностью. Эта плита до сих пор в сохранности и в нынешнее время находится в притворе монастырского собора перед входом в придел святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. После молебна святые мощи были оставлены на прежнем месте.
В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
В конце XIV в., в городе произошло одно чудесное явление. Его удостоился видеть некий «муж богобоязненный именем Петр Псковитянин», живший в Муроме на посаде, которому в ночном видении явились князь Константин «с чады» и велели идти во Псков в соборную Троицкую церковь и «принести образ наш, чудотворцев, благоверного князя Константина и чад его князя Михаила и князя Феодора... во град Муром к Благовещению Пресвятыя Богородицы», а также принести оттуда тексты стихир и канона. «Муж богобоязненный именем Петр Псковитянин» так и поступил.
В пояснительном тексте к изображению сообщается следующее: «Константин подобием надсед, власы кудряв, брада аки Власиева. Поуже, на концы раздвоилась, на нем шапка красная и ризы на нем княжеские». Тогда же была установлена дата местного празднования святым благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору - 21 мая (3 июня по новому стилю).
В 1547 г. на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были причислил к лику местночтимых святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.
Царь Иоанн Грозный был в Муроме в 1552 г. во время военного похода на Казань для покорения Казанского ханства. В «Летописце начала царства» (1533-1552) сказано: «А сам Государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и прииде в Муром того же месяца 13, в среду. И приходит Государь в соборную церковь града того же Рождества Пречистые и к сродником своим великим чюдотворцом князю Петру и княгини Февронии и по всем святым местом обходит с молением».
В Муроме царь Иоанн усиленно молился. Принимая во внимание важность похода, а также глубокую религиозность царской особы, нетрудно догадаться, какую важность Иоанн Грозный придавал заступничеству святых угодников.
Кроме того, в Муроме царь получил два важных известия. Первое - пастырское послание митрополита Макария, благословляющее царя «добре стояти... противу супостат своих безбожных Казанских татар». Второе известие было не менее желанно. Согласно свидетельству, приведенному историком С.М. Соловьевым, именно в Муроме царь узнал о том, «что воеводы князь Микулинский и боярин Данила Романович ходили на горных людей и разбили их, вследствие чего горные люди... снова присягнули государю».
Богобоязненный Иоанн Грозный не замедлил посетить и Благовещенский монастырский храм, в подклете которого находились святые мощи царских предков - Рюриковичей. Очевидцы впоследствии вспоминали: «И прииде государь царь со всем своим воинством во град Муром и пребысть в Муроме две недели, и прииде помолитися в первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и Муромским чудотворцам. И по совершении молебного пения изыде из церкви, и нача вопрошати священноинока Герасима - где почивают отца моего и мои сродники Муромские чудотворцы благоверный князь Константин с чады. И священноинок Герасим место указа... И государь царь у чудотворцевых гробниц поклонися, и моляся им со слезами, помощи прося на супостаты и одоления». Налицо присутствие в причте Благовещенского храма монашествующего духовенства (священноинока Герасима).
Царь дал обет перед святыми мощами Муромских чудотворцев построить на прежнем месте в случае успешного окончания военного похода на Казань новый каменный и более обширный Благовещенский храм с приделом в честь своих сродников - святых благоверных Муромских князей.
С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь.
Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли каменщики. «И начата копати под храм пошву и обретоша мощи Благоверного князя Константина и чады его... в лето 7061 (1553 г.) году месяца иуня в 6 день преподобнаго отца нашего Иллариона Новаго игумена обители Долматом и преподобнаго отиа нашего Висариона».
Таким образом вновь были обретены святые мощи благоверных князя Константина, княгини Ирины, их чад Михаила, Феодора и его сына Феодора (младшего). Священноинок Герасим, исполнявший в то время обязанности настоятеля монастырского храма, тотчас дал указание звонить в колокола. Далее следует интересное продолжение из рукописного сборника, принадлежавшего игуменье Александровского Успенского монастыря: «услышавшее же граждане Муромстии народи звон во обители Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Благовещения и снидошася ecu мужие и жены, стари и младыя, юноши и девы; вопиюще и глаголющее: повеждь нам Господа ради священноиноче Герасиме, почто призываеши нас во обитель Пресвятыя Богородицы». Собравшиеся на колокольный звон жители города стали свидетелями многих исцелений, происшедших от святых мощей во время молебна. Из числа этих чудесных исцелений в монастырской летописи упоминаются два: исцеления престарелой женщины Феодосии, бывшей до этого четыре года глухой и немой, и боярского сына Иоанна. В литературе также встречается упоминание об открытии мощей в 1553 г.
По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.


Муромский Свято-Благовещенский собор

С последовавшего на прошение настоятеля монастыря игумена Никодима разрешения епархиального начальства с 24 августа 1821 г. организован был официальный сбор денежных средств на устроение ценной серебряной раки. В 1820-е гг. иждивением муромцев и по заказу монастыря московский мастер купец Егор Антипов изготовил новую раку. По свидетельству краеведа Н.П. Травчетова, она стоила 23 тыс. 48 руб. 75 коп. ассигнациями. Рака представляла значительный интерес в художественном отношении. Три грани, все украшения и крышка гробницы были обложены серебром, а с четвертой стороны (восточной) - бронзовая и сверху посеребренная. На крышке помещено было изображение святых Константина, Михаила и Феодора, взятое с их древнего образа чеканной работы.
На верху раки, по ее углам, сделаны были херувимы с крыльями, как бы охватывающими раку. По сторонам раки сделаны были четыре клейма выпуклой формы. Лицевую сторону раки (западную) украшала сцена крещения муромских язычников. На переднем плане архиерей в полном облачении, производящий крещение нескольких человек. За архиереем изображался святой Константин с воздетыми руками, как бы призывающий с неба благодать на крещаемых. Возле него были изображены взирающими на небо супруга княгиня Ирина и старший сын Феодор. С неба в виде голубя спускался из облаков Святой Дух.
На северной стороне в клейме были изображены три добродетели: Вера с крестом, Надежда с якорем и Любовь с оливковой ветвью. В клейме, расположенном на южной стороне, были отчеканены княжеские регалии. Наконец, на клейме с восточной стороны была сделана подобающая надпись, повествующая о крещении муромцев в 1097 г. Над каждым клеймом были размещены еще по три херувима. На изготовление раки было затрачено 4 пуда 23 фунта 75 золотников серебра (примерно 70 кг) 84-й пробы и 156 золотников лучшего червонного золота (примерно 400 г), а меди 55 фунтов с половиной.
Вместе с ракой была изготовлена и новая деревянная сень в классическом стиле, выкрашенная светло-лазоревой краской. Колонны ее были покрашены под мрамор. Карнизы и порезка позолочены червонным полузолотниковым золотом. Верхушка сени, выполненная в виде княжеской шапки, также была позолочена, а в некоторых местах покрыта серебром. С трех сторон сень окаймлялась малиновым бархатом, который сверху был обложен золотым позументом, а в низу - золотой бахромой. Снизу к бархату были прикреплены на золотых шнурах 15 вызолоченных кистей.
1 сентября 1828 г. епископ Владимирский и Суздальский с архимандритами Павлом и Аркадием переложили святые мощи князя Константина, княгини Ирины и их чад из деревянной раки во вновь изготовленную серебряную.
Это незабываемое для жителей Мурома торжество происходило следующим образом: «31 августа, в 3 часа по полудни, в Благовещенском монастыре начался благовест. Усердные сыны Церкви, услышавши этот желанный глас, со всех сторон города радостно поспешили к гробу своих просветителей. В 5 часов Преосвященный Парфений в Благовещенской церкви начал соборное молебное служение Божией Матери с водоосвящением и при окончании его окропил святой водой новую раку, поставленную посреди церкви.
Потом последовало всенощное бдение, а по окончании его в 10 часов Его Преосвященство, с двумя архимандритами, настоятелем монастыря и другими духовными лицами в полном облачении при пении святым тропаря и величания переложил мощи святых благоверных князей из старой в новую раку. Преосвященный позволил быть в церкви некоторым гражданам при переложении святых мощей. На другой день (1 сентября) была совершена соборно в приделе святых благоверных князей ранняя литургия. В 6 часов утра в городском Богородице-Рождественском соборе начался колокольный перебор, по приходским церквам начались ранние литургии.
В 8 часов в Благовещенском монастыре начался благовест к поздней литургии, а между тем городское духовенство собралось в кафедральный собор, откуда в половине девятого состоялся большой Крестный ход. В начале процессии в епитрахили шел соборный священник Василий. Четыре соборных хоругви несли восемь причетников в стихарях: четыре Карачаровских и четыре Панфиловских. Четыре диакона Воздвиженской, Воскресенской, Николонабережной и Георгиевской церквей несли большой древний сребропозлащенный крест, принадлежащий Сретенской церкви.
Два священника Лазаревской церкви и Панфиловской церкви несли образ благоверных князей Бориса и Глеба, так как последний княжил в Муромской области и жил от Мурома на два поприща. Два священника Карачаровской церкви Петр и Михаил несли образ святых Муромских чудотворцев Петра и Февронии. Два священника: Панфиловской церкви Гавриил и Борисоглебской церкви Прохор несли древний обильно украшенный образ святых чудотворцев Константина и чад его Михаила и Феодора.
Два священника Крестовоздвиженской церкви несли образ, копированный с иконы Божией Матери «Муромской», который, как видно из летописи, Великий князь Киевский Святослав Ярославич благословил своего сына Константина при отправлении его в Муром. Два священника Успенской и Сретенской церкви несли образ Божией Матери “Иверской”, украшенный по усердию граждан в память сорокадневного пребывания в обители Благовещения Московских чудотворных икон Божией Матери “Владимирской” и “Иверской” в 1812 г.
Два священника Николозарядской и Казанской церкви несли образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Четыре священника: Георгиевской церкви, двое Слободских и четвертый Карачаровской церкви Василий с помощью усердствующих прихожан несли древний чудотворный образ Божией Матери “Боголюбской”, принесенный по усердию и желанию граждан из Боголюбова монастыря.
Этот ход в Благовещенском монастыре встретил Преосвященнейший с братией монастыря и другим духовенством. Потом была совершена поздняя литургия, по окончании которой, происходило молебное служение со всем городским духовенством святым благоверным князьям Константину с чадами его Михаилом и Феодором, на котором по девятой песни канона и сугубой ектеньи Владыка произнес соответственную данному празднику речь.
По окончании речи был предпринят Крестный ход вокруг монастыря, сопровождаемый колокольным звоном всех церквей города. Кроме упомянутых выше икон и святынь в Крестном ходу приняли участие четыре причетника в стихарях из Христорождественской и Николозарядской церкви несли четыре хоругви. Восемь человек причетников в стихарях: трое из Воздвиженской церкви, один из Космодамианской, один из Предтеченской, один из Николонабережной и двое Слободских с помощью усердствующих несли каменную доску, снятую с гроба благоверных князей. За ними двое светских чиновников на серебряном блюде несли три княжеские шапки. Четверо священников из учителей училища с помощью усердствующих граждан несли раку, перед ней один диакон с фонарем, два диакона: соборный и Вознесенской церкви с кадилами по ее сторонам. Также четыре диакона со свечами и двое с кадилами. За ракой шли два архимандрита, игумен Благовещенского монастыря и соборный протоиерей. Дьячок с примикирием. Два диакона с трикирием и дикирием. За ними следовал преосвященный, поддерживаемый двумя диаконами. Два священника Лавровский и Виноградов несли образ Нерукотворного Спаса. Два иеромонаха: Иоиль нес Святое Евангелие, а Павел - Животворящий Крест, перед ними шли два диакона с кадилами из Сретенской и Успенской церквей. Сопровождали Крест и Евангелие четыре священника: а) смотритель училищ Георгий Аменицкий, б) благочинный города - Афанасий Виноградов, в) священник Вознесенской церкви, г) кафедрального собора - Парфений. Затем следовал хор певчих, который на всем протяжении Крестного хода пел тропарь и величание святым Муромским чудотворцам.
В течение Крестного хода вокруг обители были совершены четыре остановки с литийными прошениями и с осенением крестом. По совершении Крестного хода священнослужители внесли новую раку со святыми мощами в Благовещенскую церковь и установили ее в другом месте - за левым клиросом, под сенью. Икона Божией Матери “Иверская”, которая находилась до этого за левым клиросом, была перенесена и поставлена за правый клирос. Затем по завершении молебного пения протодиаконом было возглашено многолетие Государю Императору и всей Императорской фамилии. Певчие, пропев многолетие, закончили это незабвенное, трогательное торжество благодарным песнопением: “Тебе Бога хвалим”.
Насколько умилительно и радостно было это священное торжество невозможно и выразить. После накануне стоящей ненастной погоды этот день выдался совершенно тихим и ясным. Необыкновенное стечение парода, блистание облачений на священнослужителях, которые для этого торжества собрались даже из окрестных селений. Сладостное пение, величественное служение архипастыря, достопокланяемые в позлащенных ризах чудотворные иконы. А паче всего - многоценная, необыкновенным светом от преломления лучей солнца сияющая рака со святыми мощами просветителей страны Муромския - этот бесценный залог милостей Господних, около семи веков хранимый.
Многие в тот день чувствовали неизъяснимую радость и, исполняясь в сердце умилительным благоговением, проливали слезы искреннего благодарения к Дивному во святых своих Богу».


Эскиз серебряной раки. 1827 г. Фонд ГАВО

Эскиз деревянной сени над ракой.1827 г. Фонд ГАВО

В последний год управления обителью , в 1882 г., раку со святыми мощами благоверных князей Константина и его чад перенесли под арку, которую пробили в то же время (под личным наблюдением епископа Иакова), а резная сень на четырех столбах, которую на свои средства изготовил еще в 1862 г. купец Иван Смольянинов, была разобрана и перенесена в алтарь Благовещенского храма. Позже, в 1888 г., при архимандрите Алексии (Полисадове), эту украшенную резьбой и позолотой сень установили в алтаре над престолом.
Таким образом под аркой, проделанной в стене Благовещенского храма и соединяющей его с пределом Иоанна Богослова, была помещена с этого времени рака с мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Над ракой вплоть до 1918 г. был раскинут новый красивый балдахин из дорогой материи.


Рака с мощами св. блгв. Князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора. Фото Машукова 1900 г.

Вскрытие мощей в подавляющем большинстве происходило согласно решениям местных властей (но инициатива спускалась сверху), а позже на основании циркуляра Наркомюста от 25 августа 1920 г. «О ликвидации мощей», который предлагал провести их полную ликвидацию, опираясь на революционное сознание масс (мощи было предписано сдавать в музей или закапывать в землю). Муромские безбожники исполнили желание вождя уже в феврале 1919 г.
упоминается в списке присутствующих из числа духовенства лиц при вскрытии большевиками святых мощей благоверного князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, которое состоялось в Благовещенском монастыре 7 февраля 1919 г.


Вскрытие мощей св. блгв. князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, 1919 г. Фонд Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Вот что стало об этом известно из листовки, опубликованной 7 февраля 1919 г. под названием «Вековой обман»: «7 февраля по постановлению Уездного Исполкома и партии было произведено особой комиссией обследование имущества Благовещенского мужского монастыря и попутно вскрыты находящиеся там так называемые “нетленные мощи”. Мера эта вызвана тем, что верующие до сих пор не удосужились произвести в муромских церквах учет церковного имущества, а также тем, что при наличии в городе эпидемии сыпного тифа, эти “мощи” могли являться источником заразы и пр.».
Этой же комиссией был составлен следующий протокол: «7 февраля 1919 г. Комиссия по проверке церковного имущества и инвентаря в Муромском Благовещенском монастыре в Муроме, собравшись, согласно постановлению Исполкома и Комитета партии коммунистов от 6 февраля сего года... и, избрав председателя т. Д. Николаева и секретарем т. Щелкова, явилась в мужской Благовещенский монастырь и, пригласив присутствовать при проверке гр. и. о. настоятеля монастыря о. Мелетия и иеромонахов о. Кирилла и о. Феофана и игумена о. Мелхиседека, приступила к проверке, причем обнаружили: инвентарных книг о состоянии монастырского имущества не оказалось».
По окончании осмотра алтарей была осмотрена находящаяся посредине рака с мощами, которые в монастыре значатся под именем “мощей святых, благоверных ”. По предложению комиссии о. Мелетием был вскрыт верхний покров, причем оказалось: в раке лежат зашитые в зеленый шелк три человеческие фигуры, рядом с ними с левой стороны зашитый также в зеленый шелк мешкообразный сверток. По объяснению о. Мелетия, в нем находилась голова матери князей Ирины. На головах трех человеческих фигур были надеты бархатные шапки. Сами фигуры были перевязаны лентами, и в ногах фигур находилось большое количество ваты.
Вскрывать дальше о. Мелетий отказывался, однако на настойчивое требование комиссии приступил к распарыванию головы фигуры, лежащей с правой стороны: был вынут человеческий череп, желто-коричневого цвета, полуистлевший, набитый ватой, тряпками и землей. Затем о. Мелетием продолжалось “вскрытие” остальной части фигуры: была распорота зеленая шелковая оболочка, под которой оказалась вторая розового цвета, по вскрытии ее на месте груди обнаружено большое количество ваты и тряпок, которыми придавалась форма груди. После вынимания ваты, на том месте, где должны были находиться ноги, обнаружено большое количество полусгнивших костей, желто-коричневого цвета, под которыми в особом полотняном полотенце (хорошо сохранившимся) оказалась еще куча таких же костей. В обоих свертках кости были собраны в беспорядке. По заключению врачей трудно установить, одному ли скелету и какого пола принадлежат эти кости. От раки шел запах гнили и пыли.
Далее была вскрыта средняя фигура, по объяснению монахов принадлежащая князю Константину, верхняя оболочка и следующая у фигуры была такого же цвета и мантии, что и у первой. Далее следовала пелена из домашнего цветного холста, нижняя часть которого полу истлела. В эту пелену была завернута куча костей, несколько большего размера, чем у предыдущей, но такого же цвета. По мнению врачей, костей и тут оказалось более, чем полагается одному человеческому скелету. Были, например, части костей от другого черепа.
По вскрытии мешочка, в котором, по заявлению монахов, должна была находиться голова княгини Ирины, оказался человеческий череп с провалившейся срединой, набитый, как и предыдущие, ватой и тряпками. Последнюю фигуру не вскрывали, а оставили в первоначальном положении. На ощупь она представляет то же самое, что и две первые фигуры, называемые монахами “Мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора” и считаемые нетленными со времени Иоанна Грозного...
Ввиду выяснившегося обмана Комиссия постановила: 1. Широко оповестить граждан о результатах вскрытия “мощей”, представив им на месте убедиться в многовековом обмане попами народа; 2. Поручить Городскому Совету провести точную проверку имущества этого монастыря и других церквей и монастырей г. Мурома. Председатель Комиссии - Д. Николаев. Секретарь - Щелков. Понятые: заведующий Благовещенским монастырем иеромонах Мелетий, иеромонах Феофан, монах о. Кирилл, игумен Мелхиседек, пономарь Ананьев, сторож... Митрофанов, Г. Лобков».
22 мая 1923 г. в Благовещенском монастыре состоялось повторное вскрытие святых мощей благоверных князей Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора, более доскональное и циничное, и с последующей их передачей в Муромский музей. По этому случаю которого и был составлен надлежащий акт: «1923 года мая 22 дня, Муромская Уездная Комиссия по ликвидации монастырей и переучету церковного имущества, действующая на основании постановления, утвержденного Президиумом Уезд. Исполнительного Комитета от 23 мая 1923 г. протоколом № 29 параграф 38, в лице заведующего отделом правления т. Зайцева Семена Михайловича, заведующего Отделом Народного образования т. Комарова Петра Флоровича, заведующего местным музеем Богатова Ивана Петровича, уполномоченного Уезд. Церковного Управления священника Зеленина, Уполномоченного от мирян гр. Сокольского, Председателя Церковного совета церкви быв. Благовещенского монастыря гр-на Нюханова, в присутствии экспертов врача Фортунатова и ученого археолога Селезнева Феодора Яковлевича, а также в присутствии помощника начальника Уездно-Городской Милиции Яковлева и начальника 1-го района Городской Милиции тов. Богатова Алексея, прибыла в полчаса первого дня в церковь бывшего монастыря (Благовещенского), где и произвела осмотр и вскрытие мощей (останков) князей Константина, Михаила и Феодора...
На основании удостоверения, выданного Президиумом Муромского Исполкома членам Уездной Комиссии по ликвидации монастырей и по переучету церковного имущества от 23 мая 1923 г. на право изъятия раки с мощами (останками) Константина, Михаила и Феодора и передачи таковых местному музею - сего числа изъяты от группы верующих бывшего Благовещенского монастыря и переданы в Муромский Музей Местного Края. Сдали: Члены комиссии. Принял председатель Музея Местного Края».
По устным воспоминаниям жителей Мурома, рисуется печальная картина изъятия святых мощей из муромских храмов. Надо отметить, что глубоко верующие люди были потрясены вовсе не тем, что мощи Муромских святых - это частично уцелевшие костные останки, а тем, что чтимые храмовые святыни силой изымались из церквей.
И особенно запечатлелся в памяти муромцев перенос святых мощей Константина, Ирины и их сыновей Михаила и Феодора в местный музей 22 мая 1923 г. Священнослужители Благовещенского храма и других храмов Мурома наотрез отказались участвовать в этом святотатственном акте. С трудом представителям власти удалось найти священника-обновленца Крестовоздвиженской церкви, согласившегося участвовать в изъятии святых мощей. Прихожане Благовещенского храма и все жители города были оскорблены таким кощунством, они пытались отстоять свои святыни и даже нападали на представителей власти, изымающих мощи, кидали в безбожников камни и особенно в обновленца. Только вооруженные милиционеры сдерживали толпу. Святыню везли на телеге к музею. Люди бежали следом, кидая камни в оскорбителей. Даже когда рака была внесена в музей, люди не успокоились и побили в музее стекла. Обновленцу же с большим трудом удалось выпрыгнуть в овраг за музеем и скрыться. Затем он вынужден был уехать из города и, по некоторым сведениям, вскоре умер.
Верующие, несмотря ни на что, шли в музей на поклонение поруганным святыням. Тем самым невероятно возрос процент посещаемости музея. Если за четыре года (1919-1922) его посетили 10996 человек, то только за 1923 г. количество посетителей составило 24831 человек.
Пресса Муромского района не могла остаться в стороне от этого необычайного события и на своих страницах излагала следующие подробности: «... За полчаса до открытия музея во дворе уже собралось до ста человек... Двери открыли. Зрители, в беспорядке толкая друг друга, входят в музей и, не останавливаясь проходят прямо к мощам. Здесь они с глубоким молчанием выслушивают научное объяснение, каждый по-своему переваривает».
Долгие годы мощи святых угодников были выставлены на обозрение в музее в атеистическом отделении. Муромский музей тогда поставил антирелигиозную пропаганду на широкую ногу. Директор музея И.П. Богатов, известный своими нападками на христианство, желая деморализовать население Владимирской области, написал даже работу «Владимирские святые и их чудеса», изданную губернским Союзом безбожников, где с неприкрытым сарказмом и злой иронией писал о святых чудотворцах.
Затем святые мощи вновь оказались “под спудом”, то есть в запасниках музея, и хотя сотрудники музея хорошо понимали, что место этих святынь в храме, но до самого последнего времени трудно было осуществить передачу святых мощей Церкви.
21 сентября 1930 г. по адресу Красноармейский переулок, д. 8 был направлен оперуполномоченный Никитин с целью ареста о. Мелхиседека. При обыске были изъяты частицы святых мощей благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, которыми, по слову о. Мелхиседека, он наделял верующих благочестивых людей. Обвинялся он как участник контрреволюционной организаций, направляющей свою деятельность на свержение государственного строя.
20 января 1989 г. мощи Муромских святых - благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, - были возвращены из Муромского историко-художественного музея в Благовещенский собор, тогда еще остававшимся единственным действующим в городе (в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР 618-П от 4 ноября 1988 г.).




Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора в

Из столетия в столетие особо торжественно в Благовещенском монастыре отмечался праздник в день памяти святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора. К тому же неспокойное, тревожное время накануне Первой мировой войны содействовало усилению религиозных чувств у православного народа, населявшего Владимирскую губернию, и подвигало его искать поддержки, помощи и утешения в молитвенном обращении к просветителям Муромской земли. 22 мая (по старому стилю), в день их памяти, происходил особо большой наплыв паломников в Муром, устремлявшихся в соборный храм Благовещенского монастыря, чтобы молитвенным поклонением и целованием почтить святые мощи благоверных князей.
Этот общегородской праздник отпечатлевался не только в сердцах богомольцев, но и на страницах городской прессы: «Вчера, в день святых князей Муромских Константина, Михаила и Феодора, Муром посетили толпы богомольцев. Многие пришли за день, за два до праздника. Богомольцы, большей частью “ближние” жители окрестных селений, но есть между ними и пришедшие в Муром издалека, из других губерний, за сотни верст. Благовещенский монастырь не мог вместить всех желающих помолиться у гроба святых князей, и потому даже двор монастырский был полон народом. Вчера, по случаю местного праздника, в общественных заведениях Мурома занятия не проводились, утром все магазины были закрыты и питейные заведения бездействовали».
Такие планомерные просветительные акции со стороны монастыря совершались ежегодно на праздник Муромских просветителей и 23 октября в память пребывания в Благовещенском монастыре в 1812 г. Московских чудотворных икон Божией Матери.

Притвор Благовещенского храма имеет свою святыню. В северную его стену вставлена волнообразная по виду плита, обретенная на могиле святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора . Многие люди, с верою, благоговением и молитвою к святым прикасающиеся к этому природному камню, получают благовременную помощь в своих душевных и телесных недугах.
Особое место среди монастырских святынь занимает крипта (это помещение использовалось первоначально под братскую усыпальницу). Первое, чем примечательна эта крипта, то, что в ней находится треугольной формы комната с нишей, в которой были обретены нетленные останки святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора.


Святой благоверный князь Константин и его чада Михаил и Федор Муромские
Юрий Кузнецов. Точечная техника, 60х45. Дерево, левкас, темпера, лак

Память

3 июня/21 мая - память святые благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).
23 июня/6 июля в .

Молитва благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору

О храбрый воине и избранный воеводо Небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли: благовернаго князя Михаила, послушнаго тебе до смерти, и кровь свою пролиявшаго за град сей, и, яко незлобиваго агнца, заколена бывша, и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Испросите своими молитвами стране нашей мир, на враги победу и одоление. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию и живущия и труждающияся в ней соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим и к мощем вашим с верою прибегающим безбеднии правителие будите; злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наши заступники, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу Святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющее, емуже последоваша Михаил и Федор, сынове его, и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8:

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе отечество его, хваляся, вопиет, имеюще его начальника и заступника, яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ему сице: радуйся, княже Константине преблаженне.


Икона Муромских святых князя Константина со чадами

Ирина Муромская (ок. +1129, память 21 мая) – жена святого князя Константина (Ярослава) Святославича Муромского.

Всеволод Давыдович

Всеволод Давыдович сын Черниговского и Муромского князя Давыда Святославича.

Князь Муромский: 1123 - 1127 гг.
С переходом Ярослава из Мурома в Чернигов в 1123 г. в Муроме сел Всеволод Давыдович.
1124 г.- Женитьба в Муроме Всеволода Давыдовича - племянника кн. Ярослава на полячке.
"В лето 6632... В се же лето ведена бысть Леховица в Муромъ за Давидовича Всеволода" ПСРЛ. - Т.7. - Воскресенская летопись. - СПб., 1856. - С.26.

Князь Ярослав (Константин) Святославич

Князь Муромский: 1127 - 1129 гг.
В 1127 г. пришел в Муром князь Ярослав Святославич, изгнанный из Чернигова Всеволодом Ольговичем.
"В лето 6635... И приде Ярослав из Мурома и поклонися Местиславу, река: "Хрестъ еси ко мне целовал, поиди на Всеволода" ПСРЛ. - Т.1. - Лаврентьевская летопись. - СПб., 1846. - С.130.
В 1129 г. умер и погребен князь Ярослав Святославич.
"В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме" ПСРЛ. - Т.7. - С.242.

Юрий Ярославич

Князь Муромский: 1129 - 1143 гг.
В 1129 г. после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын - Юрий (Феодор) Ярославич.

Братья:
- Святослав (умер 1145) - князь рязанский (1129-1143) и муромский (1143-1145).
- Ростислав (умер 1153) - князь пронский (1129-1143), рязанский (1143-1145) и муромский (1145-1153).
- Михаил - почитается общероссийским святым; погиб в Муроме в малолетстве от рук язычников.
- Фёдор - почитается общероссийским святым; историки отождествляют его со старшим братом Юрием.
Сведений о жене и потомстве Юрия Ярославича не сохранилось.

В 1131 г. произошло столкновение муромо-рязанских князей с половцами.

Святослав Ярославич

Святослав Ярославич - сын св. муромского князя Ярослава (Константина) Святославича.

Князь рязанский: 1129 - 1143 гг.
После смерти Юрия Ярославича в 1129 г., Рязанская земля досталась Святославу вместе с братом Ростиславом в совместное владение. Святослав княжил в Рязани, а Ростислав - в Пронске.

Князь Муромский: 1143 - 1145 гг.
В 1143 г. после смерти старшего брата Юрия занял муромский престол, одновременно передав рязанский престол младшему брату Ростиславу.

Святослав Ярославич умер в Муроме в 1145 г.
"В лето 6653... Той же зиме умре Святослав, сын Ярославль, у Муроме, а братъ его Ростиславъ седе на столе" ПСРЛ. - Т.2. - С.21. . 988 - 1015 гг.
После Глеба Владимировича в Муроме сидели Киевские великокняжеские, затем черниговские наместники.
1076 - 1093 гг.
В 1088 г. Муром был сожжён.
. 1094 г. и 1096 г.
. 1095 - 1096 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1096 - 1123 гг. 1097 г. - крещение жителей Мурома.
. 1123 - 1127 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1127 – 1129 гг.
Князь Юрий Ярославич. 1129 - 1143 гг.
Князь Святослав Ярославич. 1143 - 1145 гг.
. 1143 - 1188 гг.
. 1145 - 1147 гг. и 1149 - 1153 гг.
. 1147 - 1149 гг. и 1155 - 1161 гг.
. 1161 - 1176 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

По некоторым сведениям, воспитывался в Германии. Впервые появляется на страницах летописи в 1096 году, когда он помогал Олегу Святославичу овладеть Ростово-Суздальской землей. Святославичи были тогда разбиты под Ростовом братьями Мстиславом Владимировичем и Вячеславом Владимировичем. После поражения Ярослав ушёл в Муром.

В 1097 году, вместе с братьями Олегом и Давыдом участвовал в съезде князей в Любече, на котором они получили Черниговское княжество.

1101 году Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.

В 1110 году потерпел поражение от мордвы.

До смерти Давыда в 1123 году Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань. С переходом Ярослава из Мурома в Чернигов в 1123 году в Муроме сел Всеволод Давыдович.

В 1127 году Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича, своего дядю, из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил. Князь киевский Мстислав Владимирович, объединившись с братом Ярополком Переяславским, пошёл на Всеволода (Мстиславичи пошли против Ольговичей), требуя, чтобы тот вернул Чернигов Ярославу, его дяде. Всеволод же действовал более не оружием, а подарками, задаривая киевских бояр, чтобы они были ему заступниками перед великим князем, и так тянулось до самой зимы. Зимой Ярослав пришёл из Мурома в Киев и стал торопить Мстислава, моля его о помощи. Мстислав, ещё прежде обещавший защищать Ярославову Вотчину и целовавший на том крест, совсем уже было собрался в поход, но тут игумен Андреева монастыря Григорий, всем известный, как человек праведный и честный, отговорил его. Мстислав помирился со Всеволодом, а Ярослава отослал в Муром, не вернув ему вотчину. Погребён в Муроме.

Христианами почитается как святой благоверный князь Ярослав Муромский, память 21 мая/3 июня. Канонизирован вместе с сыновьями Макарьевским собором в 1547 году.

Предки

Брак и дети

Имя жены Ярослава - Ирина (упоминается только в «Житии» её мужа, а также изображена в некоторых житийных иконах. Погребена в Муромском Благовещенском соборе. Является местночтимой муромской святой).

  • Юрий (Феодор) (умер 1143) - князь Муромский 1129-1143.
  • Святослав (умер 1145) - князь Рязанский 1129-1143, князь Муромский 1143-1145.
  • Ростислав (умер 1153) - князь Пронский 1129-1143, Рязанский 1143-1145, Муромский 1145-1153.
  • Михаил Константинович - почитается общероссийским святым; погиб в Муроме в малолетстве от рук язычников.
  • Феодор Константинович - почитается общероссийским святым, наследовал муромский престол после кончины своего отца; историки отождествляют его со старшим братом Юрием.

Князь Константин Муромский

Среди русских святых блаженный князь Константин и сыновья его Михаил и Федор занимают особое место в ряду мучеников, отдавших жизнь за веру.

Князь Константин Муромский был потомком крестителя Руси – великого князя Киевского Владимира Святославича.

Достигнув совершеннолетия, Константин просил у своего отца Святослава, князя Черниговского, дать ему в удел город Муром, чтобы просветить этот край, населенный одними язычниками, и принести в него свет христианства.

Князь Святослав не сразу дал свое согласие, зная суровый нрав муромских язычников и опасаясь за жизнь Константина. Помнил он и о том, сколько усилий приложил святой Глеб, чтобы донести до тамошних жителей огонь истинной веры, но так ничего и не добился и все свое недолгое княжение провел не в самом Муроме, а в резиденции неподалеку от города. После его мученической смерти в 1015 году Муром долго не имел князя. Делами Муромской земли управлял сначала наместник великого князя Киевского, а когда в 1024 году Муром вошел в состав Черниговского княжества – наместники черниговских князей. Наместников больше волновали подати, собираемые с богатого торгового города, каковым был Муром, и язычество оставалось по-прежнему сильным. Между тем соседи – болгары – старались включить Муром в зону своего влияния. И даже сумели занять его в 1088 году, впрочем, очень ненадолго. Зная об этом, «князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий», обратился к отцу с просьбой отдать ему Муром. Осознав, что Константин решился на это для святой веры, князь Святослав дал свое согласие. И вот в 1192 году Константин, получив благословение митрополита, вместе с сыновьями своими Михаилом и Феодором, духовенством, войском и слугами вышел из Киева и пришел к городу Мурому.

Когда до города осталось уже немного, князь Константин отправил к муромцам вперед себя своего старшего сына Михаила с небольшим отрядом – как посланца своей доброй воли, уговорить горожан не противиться ему. Однако язычники убили княжича и ехавших с ним и бросили тела у ворот города. Они готовы были убить и самого князя, но увидев, что тот пришел с большой дружиной, покорились силе и приняли его.

Неизвестно, что случилось с непосредственными убийцами Михаила и были ли они вообще найдены, но всему городу Константин мстить не стал. И даже не принудил жителей принять веру Христову, хотя мысли об их просвещении не оставил. На месте убиения Михаила князь поставил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. И не раз Константин призывал к себе городских старейшин, убеждая их отринуть язычество и принять истинную веру, а к простым горожанам обращалось с проповедью духовенство, прибывшее с князем.

Волхвы были недовольны распространением новой веры, и однажды толпа ярых язычников, вооружившись мечами и дрекольем, собралась у княжьих палат, призывая Константина выйти к ним на расправу. Князь вышел, но не с оружием, а с иконой Муромской Божьей Матери. Это так поразило и смутило язычников, что ярость оставила их, и они сами пожелали принять крещение. Князь позаботился, чтобы крещение муромцев было совершено торжественно, со всеми необходимыми обрядами, на реке Оке – так же, как великий князь Владимир крестил киевлян в Днепре. Константин щедро одарил крестившихся – одеждой, деньгами, а кого и вотчинами. Вскоре князь построил еще один храм – в честь святых Бориса и Глеба.

В утверждении новой веры среди муромцев и избавления их от «прелестей идольских» Константину ревностно помогал его старший сын, князь Феодор. Крестив муромцев, князь Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужския и женския», построил в городе Спасский монастырь и учредил в Муроме епископскую кафедру. Схоронив в 1223 году жену Ирину, князь более не женился, проведя остаток жизни в истинной вере и непорочности во всем, являясь всегда защитником бедных и сирот. Спустя девять лет после смерти княгини, которая ныне почитается в качестве местной святой, князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

В 1351 году князь Георгий Ярославич, восстанавливая запустевший от татарских набегов Муром, отстроил заново и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего у каменных гробов Константина и сыновей его стали совершаться чудеса. Благодаря усилиям митрополита Макария, Константин и его сыновья были причислены к лику святых на церковном соборе в 1547 году. В 1553 году Иоанн Грозный, идя в поход к городу Казани, пробыл в Муроме две недели. И дал обещание построить каменную церковь взамен деревянной. Начав строительство, нашли мощи святых князей, для которых определили место в нише церковной стены по окончании строительства. Царь повелел тогда епископу Рязанскому Гурию освятить новый храм и прислал к освящению его различную церковную утварь. При церкви основан был Благовещенский монастырь. И еще немало иных чудес проявили мощи святых князей Муромских.

Вот и еще одно житие святых в современном переложении прочитано. И снова вопрос – все ли правда здесь?

Еще в XIX веке историки попытались привести житие Константина Муромского в соответствие с иными источниками. Однако названные в житии даты, разнящиеся в разных редакциях (например, прибытие Константина обозначено в них 1192-м, 1215-м и 1223 годами), а кроме того, фразы о двух столетиях между крещением Киева и крещением Мурома (как и о том, что крещение Мурома «вскоре после святого Владимира») никак не сходились ни между собой, ни с тем, что написано в сохранившихся летописях.

Дело в том, что никогда и нигде не упоминался применительно к Мурому князь Константин. А имя жены его – Ирина – позаимствовано автором жития у супруги Константина, но не муромского князя, а византийского императора.

В означенный в житии период, то есть в 1192–1232 годах, согласно летописям в Муроме правили совсем другие князья. Не буду перечислять всех, достаточно одного – Давыда Юрьевича. Того самого, который княжил в 1203–1228 годах и которого вместе с его супругой старательно отождествляют со святыми Петром и Февронией. Странно, однако, что, хотя и Петр с Февронией, и Константин с сыновьями жили, получается, в одно и то же время в одном и том же месте и канонизированы одним церковным собором 1547 года, жития их в текстах своих никак не пересекаются.

К этому моменту мы еще вернемся, но сначала посмотрим – кого из реально существовавших князей отождествляют со святым Константином. В XIX веке перед авторами трудов по истории Русской православной церкви встал вопрос: кто такой Константин? По житию, его родословная берет начало от Владимира Святого, отца его звали Святославом, но ни в одной летописи никакого Константина Святославича нет. К слову, Никоновская и Воскресенская летописи приписывают крещение Мурома самому Владимиру Святому (с различием лишь в том, что Никоновская говорит обо всей Муромской земле, а Воскресенская – только о городе). Поиск среди известных потомков крестителя всея Руси по затейливой кривой вывел на муромского князя Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого и правнука Владимира Святого, родоначальника всех муромских, рязанских и пронских князей.

Ярослав Святославич князем был не слишком выдающимся. Впервые упомянут был в летописях под 1096 годом, когда вместе с братом неудачно поучаствовал в борьбе за ростовский престол, после чего и оказался в Муроме – отсиживался, вовсе не мечтая о том, чтобы кого-то там крестить. В 1110 году «прославился» поражением от мордвы. В 1123 году Ярославу наконец повезло заполучить по старшинству черниговский престол, но всего четыре года спустя его согнал оттуда собственный племянник. Вернуть Чернигов не удалось – поддержавшие его поначалу князья в итоге договорились с «захватчиком», поход не состоялся, и Ярослав ни с чем вернулся в Муром, где и умер спустя два года. После смерти Ярослава Муромо-Рязанская земля разделилась. В Муроме отца сменил старший сын Юрий, который правил здесь до своей смерти в 1143 году. Средний сын Святослав вокняжился в Рязани, после смерти брата перешел в Муром, но и сам скончался через два года. Младший из братьев, Ростислав, стал первым пронским князем, потом перешел в Рязань, а после смерти Святослава занял престол в Муроме и княжил до своей смерти в 1153 году. Однако вернемся к необъяснимому тождеству Ярослава и Константина.

Отождествителей не смутила длинная цепь нестыковок, большую часть из которых списали на ошибки агиографа, а остальные просто проигнорировали. Например то, что Ярослав Святославич приехал в Муром в 1097 (а не в 1192) году, получив этот престол на съезде князей в Любече, и умер в 1129 (а не в 1232) году. Различие в именах «объяснили» тем, что, мол, Ярослав – имя, данное при рождении, а Константин – при крещении. То, что Ярослав был крещен как Панкратий, опять же оставили без внимания. Ярослав имел троих сыновей, которые все пережили своего отца, у Константина же, согласно житию, было два сына – один из которых был убит в малолетстве, а второй похоронен вместе с ним (возможно, был убит незадолго до смерти отца). Заслуги перед церковью, приписываемые Константину, тоже перенесли на Ярослава. И даже жену Ярослава некоторые историки вслед за женой Константина именуют Ириной (откуда в нашей истории взялось это имя, я уже объяснил выше). Даже основание Спасского монастыря в Муроме приписали Ярославу. Хотя если учесть, что он прибыл в город в 1097 году, а монастырь упомянут в летописи под 1098 годом как действующий, а не только что основанный, то князь явно не мог построить его так быстро, учитывая возможные ошибки при пересчете дат, да и просто то, что ехал он туда не только монастырь строить. Кроме того, отец Ярослава умер в 1076 году и никак не мог дать ему своего согласия и благословения на отъезд в Муром через 20 лет после своей смерти. А Спасский монастырь, вероятнее всего, был основан либо святым Глебом, либо вскоре после его смерти. Историк Д.И. Иловайский, который тоже поддержал версию о тождестве Константина с Ярославом, высказал «все объясняющее» предположение, что Ярослав, мол, отправлялся в Муром дважды – при жизни отца и 20 лет спустя. Но тогда получается, что уже дети Ярослава были младенцами в 1097 году и не могли участвовать в крещении муромцев.

Но что привело к идее подобного отождествления? Всего лишь ощущение невозможности, даже абсурдности крещения русского города в конце XII века. То, что многие окраины Руси и после этого не были еще полностью христианизированы, во внимание не принималось.

Интересно присутствие среди сторонников идеи отождествления архимандрита Мисаила, настоятеля Благовещенского монастыря в Муроме. Хотя для священнослужителя, да еще и муромского жителя, логичнее было бы держаться версии исторической достоверности жития, Мисаил поддержал тех, кто утверждал, что Ярослав и Константин – одно лицо. И даже в своем «Опыте исторического исследования», опубликованном в 1906 году, написал, что у Благовещенского собора похоронен Ярослав, хотя к тому моменту уже было известно, что этого князя похоронили на территории муромского кремля. Мисаил тоже обвинил переписчиков жития, которые, мол, ошиблись годом (то есть должен быть 1092-й от Рождества Христова, или 6600-й, а не 6700-й от сотворения мира) и крестильное имя не то указали (Константин вместо Панкратия). По всей видимости, для Мисаила тот факт, что даже спустя двести лет после прихода христианства на Руси оставались язычники, был более неприемлем, чем отказ от веры в реальность святого, которому до этого истово молился. Иначе как он мог написать следующее: «Отодвигать принятие Муромом христианства к началу XIII века, как это делает житие, мы не имеем никаких оснований. Совершенно не естественно, что в Муроме в течение столетия (с 1097 до 1192 или даже до 1223 года) существовала религиозная рознь между правящим классом и народом. Христианство утвердилось в ближайших к Мурому областях – Ростовской и Суздальской». В запале полемики он даже сделал вывод, что «годы… не могут быть даже приблизительно верными, а другие данные тоже противоречивы. В летописях князя Константина не значится».

В противоположность Мисаилу современный исследователь Г.В. Хлебов сумел, отталкиваясь от жития и текста на клеймах житийной иконы Константина, Михаила и Феодора, выстроить вполне непротиворечивую гипотезу о реальности Константина, жившего в начале XIII века, и нетождественности его с Ярославом Святославичем, княжившим столетием ранее. Хлебов предположил, что Константин не был правящим князем – в городе властвовали упомянутые летописями князья. Константин же прибыл в Муром с единственной целью – внедрения христианства среди язычников, никак на престол не претендуя. А сын его Феодор потому похоронен вместе с ним, что если сам Константин с Давыдом ладили, то этого нельзя было сказать об их сыновьях – и сын Давыда, заняв престол после смерти отца, позаботился об устранении возможного конкурента, ведь Феодор был княжьего рода и уж на муромский-то престол мог теоретически претендовать. А отцом Константина по версии Хлебова действительно был черниговский князь Святослав – только не Ярославич, а Всеволодович (умерший в 1194 году), который вполне мог в 1192 году благословить своего младшего сына на духовный подвиг – раз уж тот не мог претендовать ни на черниговский, ни на киевский престолы, ни на что-нибудь помельче. Логично, правдоподобно и даже красиво. Вот только у Святослава Всеволодовича не было сына Константина. На что Хлебов предположил, что Константин – крестильное имя Ярослава. Увы, но и такого сына у Святослава Всеволодовича летописи не упоминают. Что же тогда стало опорой для этой гипотезы? Всего лишь выловленная у В.О. Ключевского фраза «В XII веке Муромо-Рязанский князь Ярослав, младший сын Святослава Черниговского, стал князем-изгоем, вышедшим из общего порядка получения великокняжеского престола ввиду своего младшенства». Однако Ключевский, с одной стороны, нигде не назвал Святослава Черниговского Всеволодовичем, а с другой – прямо указал, что Ярослав был муромским князем. То есть речь шла о том самом князе, которого многие отождествляют с Константином – Ключевский всего лишь имел в виду, что большая часть его правления пришлась на XII век. Так единственная деталь, выдернутая из стройной конструкции, обращает ее в руины.

Из книги Повесть о житии Михаила Клопского автора Автор неизвестен

Чудо третье о Михайле. Как узнал его князь Константин. Вскоре после этого, на Преображение господне, приехал князь Константин Дмитриевич со своей княгиней, чтобы причаститься и монастырь накормить. И за обедом заставили старца читать Книгу Иова праведного. И князь,

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Глеб, благоверный князь Муромский Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапостольного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к новой христианское вере, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Константин, грузинский князь, святой мученик Константин происходил из знатной грузинской фамилии, в верхней Карталинии владевшей огромными имениями, унаследованными от предков. Он прославился в своей стране щедростью ко всем бедным, покровительствовал церквам и

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Константин, благоверный князь и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Благоверный великий князь Константин Святославич происходил из рода великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Благоверный князь Константин (+ 1129) и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Память их празднуется 21 мая соборно, 23 июня вместе с Соборам Владимирских святыхГород Муром принадлежал Черниговскому княжеству, но князья не жили там, потому что жители его упорно

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич Несмотря на все тяготы и бедствия татаро-монгольских набегов, удельный город Суздаль на короткое время занял в этот период более выдающееся положение. Московские князья после смерти Ивана Калиты еще не были сильны

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Св. Князь Константин Муромский. Мученическая кончина святого великого князя Игоря Просветитель страны Муромской, св. благоверный князь Константин, был сыном князя черниговского, в удел которого входил и Муром. Эта страна была населена грубым и диким финским племенем,

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Св. Петр и Феврония муромские. Великий князь Константин Всеволодович Полна необыкновенных обстоятельств была жизнь святых супругов князей муромских.Младший брат удельного князя муромского, Давид, в молодых летах тяжело заболел: все его тело покрылось струпьями. В той

Из книги автора

Константин Муромский (+1129) Константин (Ярослав) Святославич, Муромский (+ 1129), князь Черниговский, святой благоверный.Блаженный князь Ярослав, в крещении Константин, сын князя Святослава Ярославича, на съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил

Из книги автора

ГЛЕБ, святый, благоверный князь Муромский в святом крещении Давид, сын в.к. Владимира I и неизвестной по имени Славянки, родом из Болгарии. - В 1010 г. получил он в удел город Муром; а в 1016, Сентября 5, умерщвлен по повелению Святополка Ярополковича, следующим образом. По смерти

Из книги автора

КОНСТАНТИН Святославич, благоверный князь, Муромский чудотворец Ярослав Святославич, внук Ярослава I, родоначальник князей Рязанских, Муромских и Пронских, оставил трех сыновей: Ростислава, Святослава и Юрия. Святослав скончался 1145 г., оставив сына Владимира, который

ФЕОДОР, Благоверный князь, Муромский чудотворец (см. Константин