Конспект урока измерение длины условной меркой. Конспект занятия для детского сада по математике на тему «Измерение длины

АЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План - конспект занятия.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о новой единице измерения длины - метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Тип занятия: Комбинированное.

Оборудование и ТСО:

Использованная литература.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  • Разминка
  • Счет от 10 и до 1.
  1. Музыкальная физминутка
  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками.
  1. Закрепление нового материала.
  • Музыкальная физминутка.
  • Вопросы и ответы.
  1. Заключительная часть.
  • Подведение итогов занятия.
  • Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.

  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  1. Повторение ранее пройденного материала.
  • Разминка.

Дети: Короче линейки.

Дети: Тоньше веревки.

Дети: Легче арбуза

Дети: Младше сестры

  • Счет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

  • Вопросы по теме.

(

Дети: При помощи линейке.

(Ответы детей, если есть.)

(Ответы детей.)

Дети: Метром.

  • Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Дети: Начало.

Дети: Здесь написано число один и буква м.

Педагог: Число 1 обозначает - один, а буква м - метр. Таким образом, высота пальм ровна 1 метру.

Дети: Что такое 1 метр?

Педагог: Новая единица измерения, при помощи которой измеряют предметы разной длины или высоты.

Ребята, измеряя метром пальмы, приходят к выводу, что высота деревьев одинаковая - 1 м.

Педагог: Молодцы ребята мы с вами помогли жителям острова.

А теперь нам пора возвращаться. Дадим обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками. (Приложение№ 3)

Педагог: Путь не близкий. Выполним задание. Ребята на специально подготовленных карточках вам необходимо: обвезти пальму по шаблону, раскрасить ее и измерьте высоту. (Дети выполняют задание самостоятельно)

Педагог: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть.

6. Закрепление нового материала.

  • Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  • Вопросы и ответы.

Педагог: Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу.

Педагог: Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Познакомились с метром, и научились измеряться высоту предметов с его помощью.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Педагог расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому трудно? Какие задания хотели бы выполнить еще раз?

Оценка работы детей.

Приложение № 2.

Приложение № 1.

Приложение № 3.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого занятия Тема: «Измерение высоты условной меркой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

План-конспект открытого занятия

Тема: «Измерение высоты условной меркой»

Педагог дополнительного образования

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План – конспект занятия.

Тема занятия: Измерение высоты условной меркой.

Цель: познакомить детей с новой единицей измерения - метром.

Задачи:

Образовательные задачи:

    Формировать представление о новой единице измерения длины – метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

    Формировать умение сравнивать предметы по высоте (высокий - низкий).

    Закрепить основные понятия «длиннее - короче», «толще - тоньше», «тяжелее -легче», «старше - младше».

    Совершенствовать навык детей в счете в пределах 10.

Развивающие задачи:

    Развивать связную речь, умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;

    Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в коллективе.

Тип занятия: Комбинированное.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Оборудование и ТСО: метр, линейка, рулетка, пальмы, нарисованные на ватмане, карточки, раздаточный материал, музыкальный центр, демонстрационный материал.

Элементы технологии: личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникационной, дифференцированного обучения.

Использованная литература.

    Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Москва, 2004 г.

    Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников» ВЛАДОС, 2003г.

    Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных представлений у дошкольников» Просвещение, 1988г.

План проведения занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка

    Работа с графическими карточками

    Счет от 10 и до 1.

    Музыкальная физминутка

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

    Практическая работа в парах.

    Практическая часть занятия.

    Работа с карточками.

    Закрепление нового материала.

    Музыкальная физминутка.

    Вопросы и ответы.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

Педагог: Здравствуйте мои друзья (руки вперед) .

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук) .

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки) .

Будем дружно мы играть (ходят по кругу)

И заданья выполнять (ребята останавливаются и отпускают руки).

Дети присаживаются на свои места.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

Педагог: Ребята вы любите путешествовать.

Педагог: Тогда, дайте все вместе отправимся с вами в путешествие по морю.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка.

Педагог: Но с начало проведем разминку:

Педагог: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…

Дети: Короче линейки.

Педагог: Если веревка толще нитки, то нитка…

Дети: Тоньше веревки.

Педагог: Если арбуз тяжелее ананаса, то ананас…

Дети: Легче арбуза

Педагог: Если сестра старше брата, то брат

Дети: Младше сестры

Педагог: Молодцы! Команда готова. А на чем же мы отправимся в плаванье?

Дети: На лодке, катере, пароходе, самолете и т.д.

    Работа с графическими карточками. (Приложение № 1)

Педагог: Ребята, если каждый из вас выполнит индивидуальное задание, мы узнаем, на чем отправимся в путь.

Дети: Мы отправимся на корабле.

Педагог: Молодцы, быстро справились с этим заданием.

    Счет от 10 до 1.

Педагог: Итак, отправляемся, начнем отсчет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

    Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

Педагог: Мы уже подплываем к острову, на нем растут цветы и пальмы.

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

(На доске появляется изображение острова)

Педагог: Ребята, как вы думаете, на что похож остров, на который мы приплыли.

Дети: На отрезок. (Приложение №2)

Педагог: Верно ребята, жители этого острова любят выращивать цветы и пальмы.

Педагог: Если мы с вами сравним пальмы по высоте. Что мы можем о них сказать?

Дети: Пальмы высокие и низкие.

Педагог: Молодцы, ребята. Но вот беда выросли, на разных концах острова самые высокие пальмы, а жители теперь и спорят, какая пальма выше. Мы можем им помочь?

Педагог: При помощи какого инструмента мы можем измерить высоту пальмы?

Дети: При помощи линейке.

Педагог: Нет, ребята, пальмы гораздо выше, чем наша линейка. А какие приборы, для измерения высоты, вы еще знаете?

(Ответы детей, если есть.)

Педагог: Для измерения высоты предметов люди придумали метр и рулетку.

Педагог: Подумайте и скажите, какие предметы удобнее измерять линейкой (метром, рулеткой) и почему? (Ответы детей.)

Педагог: Молодцы ребята. Так чем мы можем воспользоваться, для измерения высоты пальм?

Дети: Метром.

    Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Педагог: Ребята возьмите в руки метр и найдите ноль. Что обозначает ноль.

Дети: Начало.

Педагог: Приложите метр таким образом, чтобы основание пальмы и ноль совпали. Педагог: Молодцы ребята, теперь один из вас начинает раскручивать метр, соединив вершину пальмы с каким-то числом на метре. Что за число у вас получилось.

Конспект НОД по математики в старшей группе

по теме: «Единицы измерения длины»

Цель: познакомить детей с единицей измерения длины- метр.

Задачи:

Образовательные:

Показать, что в метре 100 см;

Упражнять в измерении предметов разнообразными измерительными приборами;

Познакомить с измерительным прибором-рулеткой.

Развивающие:

Продолжать развивать мелкую моторику рук;

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к получению новых знаний.

Методические приемы:

Дидактическая игра «учимся измерять длину и высоту»; измерение с помощью гибкого сантиметра длины по кривой; упражнение на развитие мелкой моторики.

Материалы:

Рулетка, линейка, гибкий сантиметр, полоски картона по количеству человек (условная мерка), кубики, отрез ткани, деревянный метр.

Ход работы:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка).

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет) А почему?

Потому что у всех разные мерки, поэтому разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф «38 попугаев». Кто вспомнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

2. Основная часть.

Пока мы с вами будем придумывать, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Гимнастика для глаз.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка, деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Показать другие предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.

3. Заключительная часть.

Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Меня порадовала ваша работа на уроке. Вы были очень внимательные и с удовольствием узнавали новое.


Екатерина Гончарова
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Измерение длины»

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему :

«Измерение длины »

Цель : Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной мерки.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины , формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков ;

Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

Развивающие :

Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитывающие :

Воспитывать интерес к математике , развивать навыки сотрудничества.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : белая полоска бумаги длиной 40 см , полоски-мерки : красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрация : попугай и удав; метр (портняжный, складной, рулетка) ; модель сантиметра; линейка.

Раздаточный : белая полоска бумаги длиной 20 см , полоски-мерки : красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4 см.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

В.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики . В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны .

2. Мотивационная игра

А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.

В.: Что вы заметили?

Д.: Расстояние не менялось, а число шагов разное.

В.: Почему так получилось?

Д.: Шаги были разными : чем больше шаги, тем меньше число шагов.

Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см , красная – 5 см, синяя – 4 см. Предлагаю им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем прошагать ими белую полоску.

В.: Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?

Д.: Чем больше мерка, тем меньше результат измерения .

3. Затруднение в игровой ситуации. Поиск выхода

Работа в тетради

№ 1, стр. 12.

Какими еще мерками можно измерять длины отрезков ? (Пядями, саженями, локтями и т. д.)

Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей ? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)

Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела - они всегда одинаковые.

Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.

Демонстрирую модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.

Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (Метром.) Измерьте метром длину доски , высоту шкафа.

Дети измеряют метром два – три расстояния.

Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке? (Метром)

А какой меркой удобно измерить дорожку , по которой ползет улитка?

(Сантиметром.) Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4см)

Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок . (Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нём сантиметров).

Физкультминутка «Зарядка»

Мы поставили пластинку, Начинаем бег на месте

И выходим на разминку Финиш - метров через двести!

На зарядку, на зарядку 1-2, 1-2,

На зарядку становись! 1-2, 1 - 2!

Хватит, хватит! Прибежали

Потянулись, подышали!

4. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях

1) № 2, стр. 12.

В.: Как вы думаете, какой отрезок самый длинный , а какой – самый короткий? Как доказать?

Дети измеряют линейкой длину отрезков , проговаривая вслух, как ее надо приложить.

Д.: Один конец отрезка приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров.

2) № 3, стр. 12.

На доске многоугольник, составленный из полосочек.

В.: Являются ли стороны многоугольника отрезками?

Ответы детей.

Многоугольник рассыпается, и дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольников отрезками.

Дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.

3) № 4, стр. 12.

В.: Измерьте длину большого отрезка . Напишите в окошке результат измерения . (5 см.)

В.: Обведите по линейке синим карандашом одну часть, а зеленым карандашом – другую часть. Измерьте длину каждой части и запишите результат. Какие равенства мы можем составить?

Ответы детей.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся» )

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) .

5. Повторение и развивающие задания

1) № 5, стр. 13.

В.: Рассмотрите рисунки. Как выдумаете, что надо сделать в этом задании?

Д.: Надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.

В.: Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.

2) № 6, стр. 13.

В.: Что нужно сделать в этом задании?

Д.: Нужно дорисовать синие бусинки до шести и дописать второе слагаемое.

6. Рефлексия

Как измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и уложить в отрезке.)

Какие новые мерки вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)

Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.)

Конспект НОД по математике. Тема: «Измерение длины. Сантиметр. Метр» (старшая группа)

Тема: Измерение длины. Понятие сантиметр, метр.

Материал к уроку: линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики, отрез ткани.

Предварительная работа: просмотр м/ф «38 попугаев», знакомство с условной меркой

Цель занятия:

Цели:

Образовательные:

Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром. Познакомить детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения. Практическое измерение длин этими единицами.

Развивающие:

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции. Развивать умение работать в коллективе.

Ход урока:

1. Организационный момент (психологическая поддержка) учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко:

Мы – умные

Мы – дружные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – отлично учимся

Все у нас получится.

2. Создание мотивации.

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

3. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка) .

4. Создание проблемной ситуации.

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет)

А почему?

Вывод: разные мерки – разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф, который мы с вами вчера смотрели, как он называется?

Кто вспомнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

Давайте спросим совета у великого мудреца Математикуса.Он оставил для нас письмо. Но чтобы прочитать его, нам с вами нужно отправиться в прошлое. Хотите совершить путешествие во времени?

Тогда вперёд.

Закроем глаза и произнесём такие слова.

Раз, два, три - в прошлое отправились мы!

А вот и письмо!

ПИСЬМО. (картинки с иллюстрациями)

«Здравствуйте, ребята. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

Математикус предлагает нам измерить ткань, используя старинные мерки длины. Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты. Вывод – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Возвращаемся в свое время. Закрываем глаза.

Раз, два, три – снова дома мы!

Гимнастика для глаз.

Цель: снятие напряжения.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.

5. Введение нового материала.

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр) .Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Подвести к столу, где салфеткой накрыты предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра. Длина всех сторон называется – периметр. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Рефлексия. Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Меня порадовала ваша работа на уроке. Скажите «спасибо» нашим гостям. До свидания.