Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края. Урок-проект по окружающему миру "Водоёмы родного края"

Галина Славовна Локк
ОД «Водоемы родного края» (старшая группа)

ОД «Водоемы родного края »

старшая группа

Воспитатели : Лисицкая Р. В., Локк Г. С.

Программное содержание :

Образовательные : закреплять и уточнить знания детей о природе родного края . Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники , реки, пруды, дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Развивающие : развивать представления о жизни наших предков, о связи времен о наследии. Развивать память, речь, сообразительность, внимание, мышление. Интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные : Воспитывать экологическую культуру. Любовь к красоте родной природы , бережное отношение детей к природным ресурсам , взаимоуважение.

Оборудование : макет реки «Оскол» , глобус, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование для экспериментирования : подносы для экспериментирования на каждого ребенка, губки, стаканы одноразовые, сеточки для фильтрования, ватные диски. Гуашь черная, трава сухая, стакан песка, бассейн детский, изготовленные из цветной бумаги цветы (лилии, кувшинки) .

На столе стоит глобус, детям предлагается внимательно его рассмотреть. Уточнить, глобус-модель нашей земли.

Воспитатель : Как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета (это вода) каким цветом на глобусе изображена суша (дети находят участки суши и показывают их)

Чего больше на нашей планете – воды или суши? Назовите знакомые вам водоемы (моря, океаны, реки)

(рассматривание слайдов с изображением различных водоемов : реки, моря, моря, океаны, водопады , пруды)

Поднимем руки вверх, к солнцу, пусть оно наполнит вас любовью ко всему живому на Земле, к нашей прекрасной Родине. Поделимся друг с другом своим теплом (дети берутся за руки, образуя круг) .

Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие, в те далекие времена, когда жили наши предки. Ребята, а как вы думаете – кто такие предки. (-)

Молодцы, правильно – это наши прабабушки прадедушки.

А как называлось место, где селились наши предки (п. Чернянка, Белгородской области) .

А сейчас посмотрите на карту нашей области и скажите, какие водоемы есть у нас ? (реки, пруды)

Звучит музыка, слышится пение птиц.

А как вы думаете, где мы с вами оказались, знакомо вам это место (река Оскол)

(подойти к макету)

Наши предки поселились на берегу прекрасной реки Оскол. Название реки произошло от старинного слова «осколина» .

На крутой возвышенности меловой горы открывается величественная панорама рек, полей, лесов.

В честь реки названы города, которые находятся в нашей Белгородской области рядом с нашим поселком, они вам знакомы (г. Новый Оскол и г. Старый Оскол ) .

В старину дубовые леса подступали реке Оскол. Река была насыщена плотинами, водяными мельницами. Полноводный Оскол перевозил грузы молол зерно.

(слайды плотина, водяные мельницы)

Летом и зимой наши предки организовывали игры и гулянья на реке, кулачные бои.

В годы войны люди заселяли берега Оскола, спасая себя, ловили рыбу, раков.

Сейчас река Оскол мелеет, зарастает болотной растительностью, становится грязной.

(Слайд)

Почему это происходит с рекой, что может загрязнять воду (отходы производства заводов и предприятий , мусор оставленный человеком)

Какой река должна быть? (чистой, полноводной, с благоустроенными местами отдыха, водных экскурсий, комфортная среда для развития флоры и фауны)

Молодцы!

Какие обитатели живут в наших водоемах ? (птицы, рыбы)

(беседа сопровождается с показом слайдов)

Как вы думаете, в какой воде, легче живется птицам, рыбам, растениям? И почему(-)

Вы бываете с родителями у водоемов ? А вам там нравиться находиться, что вы видите вокруг? (-)

Да, я тоже, к сожалению, видела, как некоторые люди оставляют после себя мусор, а остатки этого мусора после дождя попадают в воду и загрязняют ее. Предлагаю вам пройти в лабораторию провести опыт и посмотреть, как это происходит :

Опыт :

На чистую губку из пипетки капнуть капельки чернил, а затем, изображая дождь, полить из лейки на губку воду. Затем над емкостью с чистой водой выжать губку (вода стала грязной) . Или в стакан (немного воды) поместить мелкие бумажки, сухую траву, немного песка и из лейки долить воды (дождь) .

Вот так в природе, когда после дождя остатки мусора попадают в воду, она становится грязной и мутной.

Динамическая пауза

Речка очень широка (дети широко разводят руки в стороны)

Речка очень глубока (приседают, коснувшись руками пола) .

Рыбки там живут друзья (имитация рыбок)

А вот воду пить нельзя (разводят руки в стороны, приподнимают плечи) .

Как вы думаете, почему человеку нельзя пить воду из реки (в ней много микробов, ее нужно очищать с помощью водоочистительных станций ).

Опыт по очистке воды.

Подойдите, пожалуйста, к столу, что вы видите? Какие предметы нам пригодятся для фильтрации воды.

(Ответы детей)

Сначала мы будем фильтровать грязную воду через сетку. Наливаем воду тонкой струей из стакана через сетку – фильтр в другой стакан (дети выполняют вместе с воспитателем) .

Ребята, посмотрите на фильтр, какой он стал? (На нем мусор, соринки)

А вода стала чистой? (Нет)

Попробуем фильтровать воду другим способом, через ватные диски. Так же переливаем воду из стакана в стакан через ватный диск и фильтруем. Какая стала вода? Почему? (Вода стала чище, ватные диски плотные) .

В результате мы с вами очистили воду от мусора. Если вода в водоемах чистая там обитают рыбы и растения.

Предлагаю вам сделать наши водоемы чистыми и красивыми – продолжать изготовлять знаки, которые буду помогать людям вести себя правильно в природе (Дети выставляют знаки возле макета) .

Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природой

Давайте вместе всегда ее беречь.

На этом наше путешествие заканчивается.

Ребята, если вам понравилось путешествие, вы можете поместить в воду цветы лилии и кувшинки, и увидим, что же произойдет с ними в чистом водоеме .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.

Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.

Конспект занятия «Дикие животные нашего края». Старшая группа Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о диких животных нашего края, их приспособлении к условиям жизни. Упражнять детей в образовании.

Конспект занятия «Герб Воронежского края» (старшая группа) Конспект занятия «Герб Воронежского края» (Старшая группа) ЦЕЛь: формировать элементарные представления о происхождении и функциональном.

Конспект занятия «Природа родного края» (подготовительная группа) Природа родного края Содержание: 1. Закрепить и расширить у детей представление о природе родного края. 2. Учить детей отвечать полными,.

Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа) Образовательные задачи: Образовательная область «Познание»: - продолжать знакомить с изделиями чувашского декоративно -прикладного искусства;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» Конспект подготовительная группа: «Пещеры и водоемы родного края» Цели: Развитие познавательного интереса и расширение представлений об.

Занятие-прогулка «Природа родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Прогулка

Ø А как называется наша речка (озеро)?

Ø Кто знает, почему она имеет такое название?

Ø Какого цвета вода в реке?

Ø Мутная или прозрачная?

Ø Берега у реки пологие или крутые?

Ø Какие растения растут по берегам?

Ø Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?

Ø А какие водоемы вы еще знаете?

Работа со схемой (рис. 17)


Рис. 17 . Схема водоемов

Сказка о ручейке

Учитель . Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди иногда коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой… Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.



Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хоть сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

После прочтения сказки проводится беседа о значении воды в жизни человека. Основные вопросы беседы:

Ø Почему веселый ручеек ушел от людей?

Ø Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Ø Смогли бы люди жить без воды?

Ø Где встречается вода в природе?

Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси - это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

Игра «Будь внимательным»

Ученикам предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки. На другой - тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача - найти отличия.

Подведение итогов игры.

Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?

Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

Конспект занятия

"Водоёмы родного края"

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37 Чернышева Н.Ю.

Цели:

- Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области», рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. П.К.Мезенцев. « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I . Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II . Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III . Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область, на северо-востоке – Курганская область, на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область, на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV . Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V . Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством, беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI . Закрепление изученного.

1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII . Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А.Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). П.К.Мезенцев. «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала».

IX . Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X . Оценки за работу на уроке.

XI . Резерв.

Вопросы.

    Перечислите водоёмы нашего края.

    Как называется река, на которой находится наш город?

    Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?

Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные
: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации, собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические
  • : перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

    2. Активизация мыслительной деятельности.

    Сегодня край наш будем изучать.
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Снова в работу включайся, дружок!
    Новое всем предстоит узнавать.
    Друзьям об этом потом рассказать.

    А начинаем мы с разминки.

    – Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)

    – Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )

    – Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)

    Стоит корыто
    Полно воды налито. (Озеро или пруд .)

    Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)

    – Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)

    – Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)

    – Какой водоем будет лишним в данной группе:

    Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)

    – Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)

    – Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )

    – Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

    3. Постановка цели.

    – Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)

    – Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )

    (Приложение 1 , Слайд 1 )

    4. Новый материал.

    1) родник.

    – Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

    – Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)

    – У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)

    – Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

    – Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).

    Игра «Ниточки».

    Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

    Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)

    – Почему ее так назвали?

    (Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

    – Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

    Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

    Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

    В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

    А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

    – Как называется место впадения реки в другой водоем?

    (Место впадения называется устье.)

    3). Физкультминутка.

    «Речка волнуется…»

    Речка волнуется раз,
    Речка волнуется два,
    Речка волнуется три,
    Речная фигура
    На месте замри.

    – Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )

    – И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).

    – Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8

    – Какие пруды нашего села знаете вы?

    Игра «Угадай-ка»

    – Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

    Историческая справка.

    Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

    Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

    Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

    5) Тревога.

    – Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

    – Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )

    – В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

    Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

    – Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)

    5. Закрепление.

    Класс делится на две группы.

    Общее задание для групп:

    нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

    1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

    2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

    6. Итог урока.

    – Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)

    – На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

    – Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

    Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

    8. Рефлексия.

    Ученики получают нарисованную капельку воды.
    Если было интересно – капелька улыбается.
    Не было интересно, скучно – капелька грустит.