Кому памятник на боровицкой площади. Стела на месте дома, где побывал Ленин

Недавно воздвигнутый памятник князю Владимиру, крестившему Русь, в силу значимости этого события непременно должен был быть в столице. Герой народных былин, просветитель и строитель храмов сыграл большую роль в отечественной истории. Признание христианских ценностей привело зарождающееся государство к возможности развития по цивилизованному образцу. Личность такого масштаба появляется нечасто, и памятник князю Владимиру Великому отражает величие этого исторического персонажа.

Целая эпопея с принятием решения о том, где должен стоять памятник князю Владимиру, связана с рядом аспектов. Это и желание сделать монумент одной из ведущих достопримечательностей, и определенные ограничения на высоту памятника. Дело в том, что по правилам ЮНЕСКО объекты, включенные в число Всемирного наследия, не должны затмеваться более высокими сооружениями. Кремль безоговорочно входит в этот список, поэтому ближе, чем на Боровицкой площади, памятник князю Владимиру поставить не представлялось возможным.

Возможно, это и к лучшему – расположение вблизи Дома Пашкова символично. Здесь располагается часть главной библиотеки страны, а роль Владимира в распространении именно книжного просвещения очень велика. Ведь иными путями, кроме как грамотными проповедями новой религии, переломить привязанность к язычеству было невозможно.

При всей грандиозности и выразительности главной фигуры, памятник князю Владимиру удачно дополняется бронзовыми барельефами триптиха за спиной стоящего с огромным крестом и мечом Крестителя Руси. Три связанных фрагмента описывают непростой путь героя монумента и всей русской нации к признанию христианства и обращению в эту веру. Киевский князь истово поклонялся языческим божествам, жил по варварским законам, имея пять жен и сотни наложниц.

Выбрав христианство, он одним из первых славян принял новую религию, крестившись в Херсонесе. Религия должна была определить будущее развитие страны и народа, и выбор веры окутан легендами. Выпячивание княжеского отказа от принятия ислама из-за запрета этой религией алкоголя, а от иудейской веры из-за рассеянности нации по свету безосновательно, хотя и подтверждается авторитетными источниками.

Барельефы дополняют памятник князю Владимиру

Барельефы позади монумента следует начинать осматривать со среднего изображения, чтобы проследить хронологию событий. В центре расположена купель, где князь Владимир совершает омовение обряда крещения в присутствии своей дружины. Византийские священники совершают церемонию по велению императоров Василия и Константина, благодарных за снятие князем вооруженной осады Херсонеса. Вслед за предводителем обряд совершили и бойцы русского воинства. Изображение венчается Святой Троицей в центральной арке собора.

Правый барельеф посвящен распространению христианства по просторам русских земель. Крещение киевлян в водах Днепра совершает сам Владимир, осененный образом Христа и православным крестом. Задний план картины показывает живописные леса и реки, города и соборы, олицетворяющие распространение христианства на Руси. Не осталось места для изображения языческих богов, идолы которых в недавнем прошлом расставлял по холмам тогдашний язычник князь Владимир.

Находящийся слева барельеф живописует деяния князя Владимира после принятия новой веры. Он показан в образе всадника, сопровождаемого не только воинами, но и крестьянами и ремесленниками. Вложенный в ножны меч и грамота в правой руке символизируют гуманные методы присоединения новых земель, сопровождающегося строительством новых русских поселений. Вверху в нимбах святых изображены жена князя, сестра византийских императоров Анна и преемники Владимира на престолах Киевского и Московского княжеств.

Более всего памятник князю Владимиру примечателен центральной фигурой на сравнительно невысоком пьедестале. Из воинских доспехов на нем только шлем, а меч в левой руке используется в качестве посоха. Правая рука князя держит православный крест, словно осеняя им всех посетителей площади, а в их лице – весь российский народ, всю родную землю. Создавший памятник князю Владимиру скульптор Щербаков смело может занести это произведение в список своих творческих удач.

Очевидцы уверяют, что появившийся памятник князю Владимиру серьезно оживил приток публики на Боровицкую площадь. Навещая Москву, не забудьте заглянуть в этот район столицы. Там можно оценить новый вид на Кремль, как и памятник князю Владимиру, одному из виднейших деятелей российской истории.

МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости. Президент России Владимир Путин вместе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом откроют памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. Монтаж памятника и благоустройство прилежащей территории длились две недели; москвичи получат возможность увидеть новую достопримечательность в День народного единства.

Воплощение идеи

Идея создания памятника князю Владимиру появилась по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и правительства Москвы в начале 2015 года. Изначально монумент планировали установить на смотровой площадке Воробьевых гор в День народного единства, приурочив появление новой столичной достопримечательности к тысячелетию со дня кончины правителя. Однако предполагаемая природная зона имеет статус особо охраняемой, поэтому правительство Москвы предложило жителям столицы самостоятельно решить, где разместится монумент.

В начале ноября 2015 года на месте установки памятника был открыт закладной камень. Боровицкая площадь входит в буферную зону объекта всемирного наследия "Московский Кремль и Красная площадь", в связи с чем проект монумента потребовал дополнительной доработки с учетом всех замечаний ЮНЕСКО.

Рабочая встреча по этому вопросу состоялась в Москве летом. Заместитель гендиректора ЮНЕСКО Франческо Бандарин одобрил предложения, которые касались уменьшения высоты памятника, а также архитектурных решений по обустройству прилегающей территории.

Монумент князю Владимиру был выполнен по проекту народного художника России Салавата Щербакова. До настоящего времени в России память о великом князе была увековечена только изображением Крестителя Руси в композиции монумента "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.

Монтаж памятника начался 15 октября и длился чуть больше двух недель. На Боровицкую площадь привезли основной элемент — фигуру князя Владимира, — после чего работы по сварке недостающих частей (руки, креста и полы плаща), зачистке швов и бронзированию велись по графику. Открытие монумента намечено на 4 ноября.

В торжестве примут участие члены правительства России, депутаты обеих палат Федерального Собрания, мэр Москвы Сергей Собянин, а также представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.

Символ великой истории

Министр культуры Владимир Мединский неоднократно подчеркивал, что "обращение к памяти святого Владимира, определившего весь тысячелетний путь развития русской культуры и государственности, имеет особую значимость для Москвы". Равноапостольный князь столетиями почитался как молитвенный защитник московских князей и царей.

Гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров рассказал РИА Новости, что около 60% москвичей одобряют установку памятника князю Владимиру на Боровицкой площади, чей образ воплощает не только традиционные ценности, единение народов и великую историю Российского государства, но и символизирует вхождение Руси в христианский мир.

Он добавил, что Боровицкая площадь является наиболее удачным местом для монумента, поскольку теперь памятник одному из создателей государства Российского будет располагаться в шаговой доступности от Кремля. По мнению большинства россиян, это уместно в контексте образа князя Владимира в целом, а также привлекательно для туристов.

"Главное не то, как именно он выглядит, сколько в нем метров, какое у него выражение лица, насколько он передает портретное сходство … Главное, что сама фигура святого Владимира воспринимается как символ великой истории, традиционных ценностей, основанных на православии, и символ единства народов, проживающих в России", — заметил Федоров.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов в беседе с РИА Новости подчеркнул, что "понимание и общественный компромисс по данному памятнику, символизирующему более чем тысячелетнюю историю и единство нашего государства, достигнуты". Он сообщил, что вечером все желающие смогут узнать больше о князе Владимире и монументе, посвященном ему, в рамках всероссийской "Ночи искусств".

"Российское военно-историческое общество объявляет с 18 часов первую всенародную экскурсию с подробным рассказом о князе Владимире и установке памятника на Боровицкой площади. Вести экскурсию будет научный директор РВИО Михаил Мягков", — рассказал Кононов.

Так по задумке Российского военно-исторического общества будет выглядеть Боровицкая площадь, залитая теплым августовским солнцем, скажем, в 2017 году

Для начала уточним, что пригорок на северной стороне Боровицкой площади, на котором через неделю таки запланирована установка статуи в честь знаменитого ниспровергателя статуй святого князя Владимира, - это не Боровицкий холм, это просто безымянный пригорок. Распространенная информация о том, что для строительства основания памятника срыт тот самый холм, по счастью, не соответствует действительности, поскольку на Боровицком холме издавна стоит Кремль. Сама же Боровицкая площадь - это пространство, ограниченное Александровским садом и Моховой улицей, за садом - Кремль, а за Моховой - Староваганьковский холм, на котором стоит Пашков дом.

Чтобы понять сложную природу злосчастной Боровицкой площади, надо обозначить три основных положения. Во-первых , на ней можно рассказывать всю историю Москвы с доисторических времен - здесь она начиналась. Видела площадь и язычников вятичей, и первый визит Юрия Долгорукого, и явление первого деревянного Кремля вон там на пригорке. Более отчетливо история просматривается с XV века, когда на месте Пашкова дома - а тогда это было еще ближнее Подмосковье - появился загородный двор княгини . В XVI столетии это был открытый плацдарм Кремля с ненадолго явившимся с внешней его стороны Опричным замком, в XVII веке здесь стояли слободы стрельцов, до тех пор пока Петр Алексеевич не перевешал их жителей на зубцах кремлевской стены. Ну а потом местность преобразилась строительством дворца Пашкова, об авторстве которого до сих пор спорят - то ли великий Баженов, то ли не менее великий, но пока не авторизованный иностранец.

1900–1910 годы

2 из 6

Вид с книгохранилища Библиотеки им. В.И.Ленина на Замоскворечье, Боровицкую площадь, Моховую улицу. 1947 год

3 из 6

Сносы. 1972 год

4 из 6

1973–1980 годы

5 из 6 6 из 6

Глубокомысленный трактователь столичной истории Рустам Рахматуллин полагает, что биографию Боровицкой площади можно рассматривать в категориях схемы «Москва - третий Рим», где она подобна римскому Форуму, расположенному меж аристократическим Кремлем-Палатином и бросающим ему вызов Ваганьково-Капитолием (лежащий позади него Арбат - вечный рассадник вольнодумства, от Пушкина и декабристов до Цоя и Окуджавы). А Форум - это середина, «полемика холмов», здесь власти пристало выходить к народу безоружной, недаром в XVII веке государь Алексей Михайлович построил у Боровицких ворот каменные богадельни и по праздникам лично раздавал здесь милостыню.

Второе : Боровицкая площадь очень красива. В 1780-е напротив Кремля поднялся вызывающе прекрасный дворец водочного магната Петра Пашкова. Когда он строился, площади здесь не было - перед ним располагался еще один квартал двухэтажных мещанских домов. В том, как гордо поднимался над ними огромный Пашков дом, была своя выразительность, но после сноса этих домов в начале 1970-х шедевр открылся во весь рост. А со стороны Пашкова дома можно смотреть на панораму Кремля - здесь она не самая парадная, но просторная, в пять башен, в три красных звезды. За Каменным мостом - замоскворецкие дали. Но при этом немного найдется тех, кто когда-нибудь приходил на эту площадь, чтобы ей любоваться.


Фотография 2015 года

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Потому что вот, наконец, в-третьих : Боровицкая площадь вообще не площадь - не всякое пустое, пускай и прекрасное пространство достойно такого названия. При царском режиме Волхонка и Знаменка встречались у самых Боровицких ворот - это была небольшая, но понятная площадь. В 1930-е была снесена южная ее сторона и устроен новый Большой Каменный мост, ранее находившийся в 200 метрах отсюда, у Ленивки). Сейчас можно задаться вопросом: почему машины, съезжая с моста, делают дурацкую петлю вокруг газона при выезде на Моховую? А потому, что по замыслу весь квартал меж Моховой и Александровским садом упразднялся и получалась огромная развязка, на которой встречались проспект Дворца Советов, улица Коминтерна (Новый Арбат) и главная магистраль Замоскворечья.

От этой идеи, как известно, отказались, но в 1972 году все равно снесли всю оставшуюся застройку на стрелке Волхонки и Знаменки. При этом новое решение площади было отложено на послезавтра, которое так и не наступило. С севера и юга на площадь по сию пору выходят обрубки полуснесенных кварталов. В 1996 году был объявлен конкурс на реконструкцию площади, настолько печальный, что жюри постановило не присуждать первого места. Однако самый известный из проектов-участников, проект , при всей своей чудовищности все же пытался сделать из площади площадь - по образцу питерской Дворцовой, с перекрытием Волхонки аркой из подручного материала и подручными талантами, но все же. После предлагались только локальные объекты типа реализованной Галереи Шилова или нереализованного кособокого музейного депозитария - если помните, этот проект стал одним из формальных для отставки Лужкова.

Карта для наглядной навигации. Даже по «Яндексу» видно, что площади не существует, - это сокрестие дорог

Боровицкая площадь - исключительно сложный узел из обрывков не доведенных до ума безумных замыслов; распутывать его предстоит долго и вдумчиво. Сейчас она принадлежит транспорту и крайне неудобна для пешеходов - ее даже невозможно обойти вокруг! Александровский сад фактически тупик: если пройти по нему до конца, остается возвращаться назад, потому что на магистрали Кремлевской набережной пешеходу делать нечего, а в прекрасный Лебяжий переулок, до которого от сада по прямой сто метров, попасть можно, лишь спустившись под Каменный мост, миновав один светофор и две высокие лестницы, отчего и переулок совершенно бесполезен, и саду скучно. От Лебяжьего до Моховой еще два долгих светофора, шум и нелепица, а вернуться в Александровский можно только через Воздвиженку - километр от того места, где мы из него неосторожно вышли.

Оставив за кадром споры о художественных достоинствах памятника Владимиру и занятные упрямейшего продвижения его установки именно на Боровицкой площади - попытаемся представить, какие перемены ожидают саму площадь. Инициаторы и сторонники установки статуи именно на этом месте также подчеркивают, что площадь в ее сегодняшнем виде - вещь случайная. И предлагают решить проблему «в рамках благоустройства» неустроенной территории. Считая благоустройством не скамейки-дорожки, а монумент высотой с 5-этажный дом (сначала предполагалось 24 м с постаментом, теперь вроде бы 16 без него).


Подготовка к реконструкции площади. Август 2016 года

© Сергей Савостьянов/ТАСС

Появление такой решительной доминанты меж Кремлем и Пашковым домом наверняка не оставит возможности ее не замечать. Оголтелость этого решения, на мой взгляд, замечательно коллега Рустам Рахматуллин: «Когда посредственное фигуративное произведение такого размера оказывается на фоне эталона вкуса, лучшего произведения московского классицизма, оно пытается превратить его в свою кулису, притом боковую. Дом Пашкова не просто ничего перед собой не требует, он все перед собой исключает. Это не Брежнев в 72-м снес квартал перед домом Пашкова, это дом вернул себе воздух для диалога с Кремлем. Приостановите процесс, у вас нет идеи, уважайте святого Владимира!» Однако тщетно; музыку заказывает инициатор установки памятника - Российское военно-историческое общество.

Не уверен, что установители памятника вообще думали о том, что будет после, но очевидно, что это не девушка с веслом, которую при случае можно будет взять да подвинуть. В отсутствии общего замысла предполагается, что последующие решения будут вынуждены подстраиваться под огромный памятник.

Лиха беда благоустройство. ВрисовкаТак выглядит проект, опубликованный в «АиФ» с дублером Александровского сада от Боровицкой до Воздвиженки в «Аргументах» сопровождается подписью «А тем временем смотрим мы на нашу картинку и сами поражаемся!». А мы, в свою очередь, поражаемся, глядя на ваши картинки и ваши статуи.

Москва, как и другие крупные города России, богата не только своей историей, но и историко-культурными объектами, напоминающими о событиях этой истории. Время от времени коллекция памятников персонажам российской государственности пополняется новыми экспонатами. Одним из таких монументов стал памятник на Боровицкой площади в Москве. Поговорим о нем подробнее.

Как выбирали место под памятник князю Владимиру на Боровицкой площади

Это один из самых молодых московских памятников на историческую тематику. Он был открыт 4 ноября прошлого года неподалеку от сердца столицы - Кремля, возле исторического здания Манежа - на Боровицкой площади. Место под монумент было определено не сразу: огромные размеры скульптуры - 24 метра - предполагали территорию значительную, с размахом, да так, чтобы издалека видна была. Именно с выбора места и началась история памятника Владимиру Великому. Первоначально под него планировалась смотровая площадка на Воробьевых горах, однако этому воспротивилась общественность: от университета видна будет только спина князя киевского. Чтобы обозреть весь монумент, необходимо было встать на противоположном берегу Москвы-реки, к коей он был повернут лицом. Та ли или иная была причина, но и эксперты не согласились с первоначальным замыслом. Долгие споры и обсуждения закончились единогласным решением - установить фигуру Владимира, князя киевского, уменьшив его размерами до 18 метров, в самом центре Москвы, как раз в изначальном ее месте - неподалеку от Боровицкого холма. Да и видно там скульптуру будет со всех сторон.

Перед открытием

Времени на создание памятника было затрачено немало, и бронзы использовано тоже немало - целых 25 тонн. Сам автор на открытии скульптуры говорил о том, что в основу работы над образом легли шедевры знаменитого русского художника Виктора Васнецова - росписи Владимирского собора в Киеве, скульптуры XIX века, а также лики Владимира Святого, воплощенные в культовых произведениях отечественными иконописцами.

История памятника князю Владимиру на Боровицкой площади связана с интересными фактами. Почти месяц был затрачен на доставку монумента к месту установки, а церемония открытия приурочена к важному государственному празднику - Дню народного единства. Сварка и установка скульптуры продлились несколько дней. В процессе установки использовали 500-тонный по грузоподъемности подъемный кран и огромную сварную металлическую конструкцию-контейнер, в которой к Боровицкому холму транспортировали

Памятник Владимиру Великому в Москве

Монумент достаточно тяжел: его вес - около 40 тонн. Гранитный постамент памятника имеет почти трехметровую высоту, а рост самого бронзового Владимира - около 12 метров, фигуру венчает поднятый над головой князя крест высотой в 3 метра.

К работе над памятником князю Владимиру на Боровицкой площади скульптор привлек десять натурщиков, с которых писал ракурсы разных частей фигуры и позу князя. Фоном для монумента служат три тематических барельефа за спиной княжеской фигуры: крещение самого князя Владимира, крещение им Руси и объединение русских людей. И это не случайно, как не случайна и идея увековечения этого исторического персонажа. Ведь именно благодаря князю Владимиру Святославичу удалось подчинить многие самовластные и вольнодумные племена и объединить земли вокруг столичного города Киева. Именно православие, выбранное князем Владимиром в качестве объединяющей религии, смогло стать тем инструментом, при помощи которого удалось завершить начатое. Ведь идея объединить русичей верой в нового идола, им созданного, с серебряной головой, потерпела крах. А без объединения народа государство не стало бы сильным, не смогло бы противостоять внешним своим врагам.

Отрицательный персонаж

Князь Владимир Красно Солнышко - сын киевского князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и дочери князя древлянского Малуши. Родился он далеко от стольного града, но вскоре был истребован княгинею Ольгой и возвращен на родину отца. Он был наследником Новгорода, который отписал ему во владение перед гибельным своим походом Святослав.

Первый период взросления в княжении Владимира был варварским и кровавым: коварное и кровавое убийство брата Ярополка и отца и братьев его жены Рогнеды, совершенное насилие над Рогнедой ради насильной женитьбы, насильственное взятие в наложницы беременной супруги убиенного Ярополка - бывшей монахини-гречанки - и прочие бесчинства.

И в религии Владимир первоначально был не только ярым язычником. Предполагается, что он активно использовал кровавые человеческие жертвоприношения идолам и богам.

На пути к исправлению

Чувство вины за убийство брата и судьбу почти обезумевшей от горя Рогнеды, прозванной Гориславою, со временем все более стали терзать Вадимира Святославича. Молитвы и жертвоприношения языческим богам и идолам не облегчали переживаний. Постепенно князь стал понимать, что они бессильны облегчить его нравственные страдания. Владимир пришел к мысли, что необходимо отыскать правильную веру. Тому способствовали и сложности в объединении племен Древней Руси в единое государство на основе веры прежней, так как для каждого племени своя вера, свои боги были единственно истинными. Владимиром были посланы в разные страны послы для знакомства с иными религиями. Вера, избранная на совете, была греческой - православной. Однако для ее принятия и наследования было необходимо примирение с давним врагом Руси - Византией. Владимир испрашивал у правителей Константинополя Константина и Василия не только крещения, но и руки их сестры Анны. Чтобы не последовало отказа, Владимир Святославич захватил греческий город Херсонес и в случае отказа угрожал Константин и Василий подчинились и уговорили покорную Анну выйти замуж за русского князя. Встреча Анны с Владимиром состоялась в Херсонесе.

Владимир и крещение Руси

В то время киевский князь был болен странной болезнью глаз, от которой его не могли избавить лекари. Анна настояла на срочном крещении. Во время обряда болезнь Владимира чудесным образом исцелилась. С этого момента в новую веру начали креститься и другие русичи. А по прибытии новобрачных в Киев по указу князя Владимира в Днепр были сброшены все идолы, а в водах реки крещено большинство населения города. Сам же князь отказался от многоженства, оставив возле себя единственную жену - Анну.

Положительный персонаж

После крещения Владимир Святославич стал вести добродетельный образ жизни. Прекратились захватнические походы русского войска на соседние племена и государства. Князь киевский стал заботиться прежде всего о просвещении народа. Им были открыты училища и школы, построены церкви, развивалась благотворительность: бедняки могли найти на княжеском дворе кров, пищу и денежную поддержку, а тем, кто не мог выходить из дома, по указу князя доставляли съестные припасы. В своем милосердии князь Владимир порою даже перегибал палку. Например, смертную казнь преступников заменил на денежный выкуп. Слишком мягкое отношение к Новгороду привело к тому, что новгородцы вышли из повиновения, отказались платить дань Киеву и потребовали вольности. Незадолго до своей смерти Владимир Святой совершил и еще одну большую политическую ошибку - разделил земли в наследование между сыновьями, обрекая тем самым Отечество на время междоусобных войн.

Персонаж скульптурный

Владимир представлен в монументе Щербакова как святой равноапостольный князь и как креститель Руси в православную веру. Именно поэтому он облачен в длинное одеяние жителя Древней Руси, которое развевается на ветру. Одежды подпоясаны широким поясом, к которым прицеплен меч, спрятанный в ножны, как символ мира. В руке - поднятый в небо как духовный ориентир крест. Он указывает путь к истинной вере.

Голову князя Владимира венчает княжеская шапка, отороченная мехом и украшенная драгоценными камнями как символ власти и богатства. Разумеется, и мех, и драгоценные камни выполнены также из бронзы.

Территория вокруг монумента

С установкой памятника Владимиру изменила свои облик.

Скульптура установлена в центре исторического холма и отгорожена деревьями от жилых строений. Со стороны Александровского сада к ней ведут пологие ступени, которые расходятся ниже веером, напоминая волны от вошедшего в воду человека. Это аллегория крещения русских людей в днепровской воде. А возле Александровского сада ступени напоминают заостренное крыло как ангельский символ небесной благодати и сил небесных. Возле монумента включена электрическая художественная подсветка, акцентирующая внимание на его фигуре даже в темное время суток.

Место монумента в духовной жизни России и Москвы

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве быстро занял место среди символов российской столицы. Установка памятника была согласована с ЮНЕСКО и поддержана большинством жителей города.

По мнению В. В. Путина, это дань уважения человеку и государственному деятелю, который смог объединить воедино разнокультурные и разноязычные народы и начать процесс просвещения всех жителей русских земель. Он являлся и является одним из ярчайших примеров патриотического и мудрого управителя, духовно-нравственной опоры своего народа. Благодаря деяниям Владимира Святославича Русь стала более сильной и сплоченной, могла дать отпор многочисленным внешним врагам и решить свои внутренние проблемы, не потеряв своего лица. И сейчас его образ сохраняет в россиянах веру в добро и справедливость, в единство и силу российского государства.

По мнению профессионалов, памятник князю Владимиру был совершенно необходим с идеологической точки зрения, но его высоту стоило бы сделать меньше, чтобы он не перекрывал вид на стены Кремля. Есть и такие, кто утверждает, что князь Владимир не имел отношения к столице. Памятник ему было нужно установить в Киеве. К тому же, по их мнению, художественное решение монумента весьма спорно.

Вконтакте

Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыли памятник святому равноапостольному великому князю Владимиру – крестителю Руси на Боровицкой площади в День народного единства, 4 ноября 2016 года.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

Памятник высотой 17,5 метров сооружён по инициативе Российского военно-исторического общества и правительства Москвы. Автор проекта – народный художник России, скульптор Салават Щербаков.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

На церемонии открытия присутствовали Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, члены Правительства, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.


Павел Петров , CC BY-SA 3.0

По окончании церемонии открытия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник. Ранее в этот день Президент и Патриарх возложили цветы к на .


Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В возложении цветов приняли участие представители церквей и конфессий, представленных в России, а также активисты молодёжных движений России и представители общественных национально-культурных организаций.

История

Проект памятника крестителю Руси Владимиру Святославичу уже на стадии разработки вызвал бурную реакцию общественности.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

О планах установить в Москве ко Дню народного единства 4 ноября 2015 года памятник князю Владимиру Святославичу, приуроченный к тысячелетию со дня его кончины, стало известно в начале 2015 года. 11 февраля 2015 года Российское военно-историческое общество обнародовало информацию о том, что оно провело конкурс, на который было представлено 10 проектов - комиссия во главе с архимандритом Тихоном тайным голосованием остановила свой выбор на одном из двух проектов мастерской народного художника РФ Салавата Щербакова (архитектор Василий Данилов).

Первоначальный адрес

Было объявлено, что монумент высотой 24 метра и весом 330 тонн должен быть установлен на , у бровки холма - там, где находится популярная среди москвичей смотровая площадка. Был объявлен сбор средств на строительство, 25 февраля установку памятника поддержала Московская городская дума.

Однако территория, идущая от смотровой площадки и ниже, вплоть до Москвы-реки, относится к природному заказнику «Воробьевы горы» и имеет статус особо охраняемой природной территории, не позволяющий проводить работы строительного характера - за исключением прямо относящихся к деятельности заказника. Также опасения вызывал выбор для строительства зоны, опасной с точки зрения оползневых процессов (из более чем 400 миллионов рублей, нужных для установки памятника, не менее 300 требовалось на работы по укреплению склона).

Окончательный адрес

В августе 2015 года московское правительство предложило москвичам выбрать место установки памятника путём голосования в мобильном приложении «Активный гражданин»: в качестве вариантов предлагались , и Боровицкая площадь. Последний вариант набрал относительное большинство голосов - почти 35% из 234,5 тысяч участников голосования.


shakko , CC BY-SA 3.0

Для выполнения планов по установке памятника участок площадью 7 тысяч м² по адресу Манежная улица, владение 7, в начале ноября 2015 года по запросу мэра города Сергея Собянина был передан из федеральной собственности в городскую - не дожидаясь ответа на запрос о возможности реализации проекта в этом месте, поданный властями в ЮНЕСКО ранее.


Lesless , CC BY-SA 4.0

Открытие памятника князю Владимиру

Фотогалерея


















Полезная информация

Па́мятник Влади́миру Вели́кому

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

Краткий очерк полемики об установке памятника

Подготовка памятника князю Владимиру к установке вызвала оживлённую общественную полемику.

В частности, первоначальный проект его установки на Воробьёвых горах породил протестное общественное движение. В качестве основы протеста были выдвинуты такие доводы: Мосгордумой не был проведён ни положенный по закону открытый конкурс проектов, ни экологическая экспертиза, а само сооружение памятника на этом месте вступало в противоречие с законодательством об охране культурного наследия, вмешивалось в устоявшийся архитектурный ансамбль и фактически ликвидировало ценность смотровой площадки с её устоявшимися видами города, москвичи начали сбор подписей с требованием остановки проекта. 21 апреля было объявлено о создании общегородской коалиции в защиту Воробьёвых гор. К началу июня петицию подписало почти 60 тысяч человек. Также была создана петиция в поддержку решения Мосгордумы об установлении памятника, которую к концу мая подписали 52 тысячи человек.

Общественное движение «Архнадзор» предложило альтернативные варианты для установки памятника, сам скульптор Салават Щербаков не настаивал на смотровой площадке Воробьевых гор: «Москва - прекрасный город, мест для размещения очень много» - при этом автор памятника был готов скорректировать его размеры.

Общественная полемика не ограничилась Воробьёвыми горами. Подготовка к установке на Боровицкой площади также вызвала бурное обсуждение.

В частности, как сообщил «Коммерсант» в августе 2015 года, подготовительные работы по установке начались без одобрения ЮНЕСКО, хотя Боровицкая площадь входит в буферную зону объекта всемирного наследия «Кремль и Красная площадь». (Одно время там планировалось возведение депозитария музея-заповедника «Московский Кремль», но в 2010 году власти отказались от этого проекта.) Высота колеблется от 5 до 19 метров, высота основного четверика - чуть более 16,5 метров.

Однако протоиерей Владимир Вигилянский, комментируя в конце августа 2015 года три варианта установки, выносившиеся на интернет-голосование (Боровицкую и Лубянскую площади, Зарядье), заявил, что каждый из них имеет свои преимущества в качестве места размещения памятника, но противники монумента будут искать любые предлоги для того, чтобы его не ставить:

Противники установления памятника в каждом из этих вариантов будут искать всевозможные предлоги, даже самые абсурдные, для своих протестов. Причина? Очень простая: цивилизационный выбор святого Владимира для создания русской государственности был связан с христианством - ненавистным как для крайне правых, так и для крайне левых.

9 сентября 2015 года Московская городская дума приняла решение о возведении памятника на Боровицкой площади - хотя сам участок находился не в городской, а в федеральной собственности. На следующий день администрация Тверского муниципального округа приняла решение не согласовывать установку памятника в данном месте. Вскоре после этого депутат Мосгордумы от этого округа Елена Шувалова создала на площадке Change.org петицию, адресованную гендиректору ЮНЕСКО Ирине Боковой и президенту РФ Владимиру Путину с просьбой предотвратить установку памятника на Боровицкой площади - эта петиция не нашла отклика у российских властей.