Компьютерные программы по информатике в вузе. Рабочая программа на тему: Учебная программа по информатике

Разработчик «1С»

Образовательный комплекс построен с учетом различных профилей обучения. Рекомендуется для самостоятельной работы старшеклассников и абитуриентов, для использования на уроке в качестве дополнительного демонстрационного материала, для оценки и закрепления знаний учащихся, для методической помощи учителю. Образовательный комплекс представляет собой элективный мультимедиа-курс, состоящий из уроков по вычислительной математике и алгоритмике, средам программирования Visual Basic .NET, Turbo Pascal, Borland Delphi, по системе программ «1C:Предприятие». По каждому из разделов этого учебного пособия имеется набор тестовых заданий. По алгоритмике и средам программирования предусмотрены практикумы. В каждом из выделенных профилей: гуманитарном, социально-экономическом, естественно-математическом, информационно-технологическом – два уровня сложности. Чтобы обеспечить возможность широкого варьирования профиля, образовательный комплекс имеет блочно-модульную структуру, которая настраивается на определенный учебный план, на заданную индивидуальную образовательную траекторию.

    Вычислительная математика

    Алгоритмика

    Программирование на языке Turbo Pascal

    Программирование в среде Borland Delphi

    Программирование на платформе «1С:Предприятие»

    Программирование в среде Visual Basic .NET

Отдельно выпущена книга для учителя, использующего образовательный комплекс «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10–11 кл.» в учебном процессе.

1С:Школа. Информатика, 10 кл. (2-е изд., исправ. и доп.)

Разработчик «1С»

Образовательный комплекс (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.» (2-е изд., исправ. и доп.) содержит 65 параграфов ко всем темам курса информатики 10-го класса и соответствует структуре курса информатики, реализованного в учебнике Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ, 10 класс» (профильный уровень, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В составе ОК следующие разделы:

    Компьютер и программное обеспечение

    Информация. Представление различных видов информации в компьютере

    Основы алгебры логики. Логические элементы компьютера

    Основы алгоритмизации. Технологии программирования

    Компьютерные сети. Интернет

    Информатизация общества

ОК включает теоретический материал, обучающие интерактивные задания, проверочные тематические контрольные тесты, а также обучающие интерактивные задания с решениями и контрольные задания для подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал ОК проиллюстрирован анимационными и другими мультимедийными объектами.

Учебное пособие выполнено на программной платформе «1С:Образование 4. Дом», основное назначение которой – создание удобной и понятной обучающей среды, позволяющей работать с образовательными комплексами, которые уже разработаны и будут разрабатываться фирмой «1C» в дальнейшем.

1С:Мир компьютера. СОЛО на клавиатуре 9

Нескольким сотням тысяч пользователей компьютера хорошо известна восьмая версия программы «СОЛО на клавиатуре», по которой многие научились набирать тексты слепым десятипальцевым методом. Продукт направлен на то, чтобы ребята за относительно короткий срок овладели слепым десятипальцевым методом набора на русском и английском языке и в значительной степени развивали лучшие черты своего характера: целеустремленность, выносливость, настойчивость, выдержку.Касаемо в частности уроков информатики - продукт позволяет ускорить процесс обучения, посредством быстрого набора текста на клавиатуре. Новый интерфейс программы; другой, по сравнению с восьмой и предыдущими версиями, подход к обучению; больше юмора и приближение к игровой форме обучения.

Диск содержит:

    игры, развивающие навыки набора текстов;

    книги В. В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично», «1001 вопрос про ЭТО» и «КомпьютЕрики шутят».

1С:Мир компьютера. TeachPro Adobe Photoshop CS

Разработчик «МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение» Комплектация: 2 компакт-диска в дабл-кейсе.

Курс позволяет ознакомиться с основами растровой компьютерной графики, принципами рисования в графическом редакторе Adobe Photoshop CS, поможет освоить ретушь, цветокоррекцию фотографий, различные визуальные эффекты. Автор курса – Г.С. Гринберг.

Учебный материал представлен в виде интерактивных видеолекций общей длительностью 23 часа 24 минуты. Процесс обучения предельно прост и приближен к занятиям с преподавателем. Ученик слышит голос преподавателя, читающего лекцию, и видит на экране его действия, совершаемые в процессе рассказа. Такая форма обучения позволяет пользователю в короткие сроки освоить понятия изучаемого курса, ознакомиться с инструментальными средствами изучаемых программ.

Курс включает следующие разделы:

    Основные понятия (7 уроков)

    Цветовые каналы (14 уроков)

    Рисование (25 уроков)

    Художественные фильтры и эффекты (1 урок)

    Цветокоррекция (43 урока)

    Смешивание цветов (28 уроков)

    Резкость (20 уроков)

    Стратегия ретуширования (9 уроков)

    Создание лица из фруктов и овощей – фотомонтаж (10 уроков)

    Работа с текстом (7 уроков)

    Очистка изображений (11 уроков)

Система TeachPro позволяет вести статистику работы нескольких пользователей на одном компьютере: статистику по лекциям, процент усвоенного материала, созданные пользователем закладки, дату прошлого запуска системы, общее время работы с программой.

Teach Pro. Информатика 7-11 класс

Производитель: Равновесие медиа

Обучающие курсы серии «Ваш репетитор» (Teach Pro) максимально приближены к реальным занятиям с опытным репитором. 36 часов озвученного интерактивного видеоматериала помогут Вам в изучении курса «Информатика» (7-11 класс): системы счисления, логика, алгоритмы, аппаратное обеспечение компьютера. Одна из глав включает в себя лекции по операцинной системе Windows 2000, приложениям MS Office 2000 (Word, Excel, Access, Outlook), Internet, утилитам Windows. Также рассмотрены основные приемы работы в издательской серии Adobe PageMaker 7.0. Современная технология обучения, система текстовых и контрольных вопросов позволят Вам в короткие сроки освоить курс информатики. В процессе обучения Ваш компьютер превращается в репетитора, который подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь наглядными иллюстрациями, рисует схемы, разбирает задачи, задает вопросы и даже помогает на них ответить. Все лекции читают преподователи московских ВУЗов. Предусмотрено 3 режима проведения занятий: непрерывный, пошаговый и контрольный. Разделы, пройденные каждым учеником, фиксируются в протоколе статистики. Для школьника курс «Ваш репетитор. Информатика» (Teach Pro) послужит отличным пособием, которое заменит любой справочник или репетитора, а абитуриенту поможет в подготовке к посткплению в ВУЗ.

Подробней познакомиться с их основными возможностями вы можете пройдя по указанным выше ссылкам.

Test4 - программа предназначена для тестового компьютерного контроля знаний в учебных заведениях. Разработана преподавателем информатики Саратовского областного базового медицинского колледжа Семеновым Виктором Владимировичем.

Вопросы теста могут быть двух типов:
1. Текстовые (Один правильный ответ из четырех вариантов. В вопросе варианты ответов всегда даются в случайном порядке. Текстовый вопрос может сопровождаться рисунком.)
2. Графические (Нужно на рисунке мышью указать место правильного ответа).
Имеется возможность предъявления вопросов (всех или выборки) в случайном порядке. При наличии локальной сети результаты можно сохранять в единые базы каждого теста. Имеется возможность автоматической подготовки нужного количества случайных вариантов тестовых заданий для печати на принтере.
Скачать в архиве RAR (174Кб).

Имитатор поисковой машины . Если в вашей школе есть проблемы с выходом в Интернет (увы, но это беда многих школ России), то данная программа позволит решить эту проблему создав поисковую машину на локальном компьютере. К тому же, будет исключена возможность получить учащимися "нежелательной" информации. Вы можете скачать эту программу пройдя по этой ссылке .

Qbasic. Если вы остановили свой выбор на языке программирования Бейсик , то можете скачать Qbasic с русским интерфейсом в zip. архиве (295кб).

P.S. Е стественно, проще использовать принтер позволяющий распечатывать текстовую информацию в виде книги.

Клавиатурный тренажер "Keyboard simulator" - лучший тренажер для старта. Если вы решили освоить десятипальцевый ("слепой") метод печати, или решили обучить ему своих учеников, то клавиатурный тренажер "Keyboard simulator"- это то, что вам нужно. Клавиатурных тренажеров много, но для быстрого и качественного старта, этот подходит лучше всего. Скачайте клавиатурный тренажер "Keyboard simulator" в архиве RAR (1,3 Мб) и убедитесь сами.

P.S. 28 ноября 2005 получено разрешение от автора программы "Keyboard simulator" на размещение на этом сайте ключей для ее регистрации (login - keybsiml, code - 71660 ). Регистрация снимает все ограничения на функциональность программы. Если Вы хотите познакомиться с новой версией клавиатурного тренажера "Keyboard simulator" - посетите сайт разработчика www.stelife.com .

Клавиатурный тренажер "Stamina". Это бесплатная программа без каких-либо функциональных ограничений. В программе применены забавные звуковые эффекты, есть подробная справка на русском языке. Автор Алексей Казанцев.

РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

(*****@***ru, d–v–*****@***ru)

Вятский социально–экономический институт, г. Киров

Аннотация

В статье проводится анализ существующих компьютерных программ, с помощью которых создаются различные обучающие программы, а также приводится несколько конкретных примеров разработки обучающих программ с применением программы Power Point, входящей в состав Microsoft Office и языков программирования HTML и Visual Basic 6.0.

Обучающая программа – это программное средство, предназначенное для передачи знаний студентам и формирования умений и навыков у них по определённой дисциплине. Обучающие программы можно условно разделить на: обучающие игры, обучающие среды и обучающие программы.

Обучающие программы отличаются от обучающих игр и обучающих сред тем, что они сначала фиксируют предполагаемый начальный уровень зна­ний обучаемого, затем записывают цели обучения, а потом в соответствии с этими целями создается сценарий обучающей программы. В некоторых программах обучаемый может согласовать режим овладения знаниями, умениями и навыками, с индивидуальными учебными задачами, выбрав из меню курса необходимые разделы и пропустив уже изученные.

В качестве средств разработки обучающих программ используются различные программные средства:

1) Asymetrix ToolBook IITM Instructor – программный продукт для профессиональных разработчиков, предназначенный для создания интерактивных обучающих курсов и других мультимедийных приложений для Интернета;

2) дизайнер курсов «УНИАР_Продюсер 2002» – уникальный инструментальный пакет для разработки высококачественных компьютерных обучающих курсов, контролирующих и демонстрационных учебных программ , материалов для самостоятельной работы учащихся, позволяющий создавать мультимедийные обучающие курсы пользователям, которые не являются профессиональными программистами;

3) инструментальный пакет eLearning Office 3000 – предназначен для преподавателей высших и средних учебных заведений; его отличают дружественный интерфейс и максимальная автоматизация работ;

4) технология «TeachProTM», позволяющая создавать обучающие программы по различным дисциплинам с возможностью хранения большого объема учебного материала, использованием концепции деятельного участия обучаемого, организации контроля над процессом обучения и возможности организации дистанционного обучения;

5) программная оболочка TestBOX представляет собой среду для автоматизации учебного процесса, включающую пять основных программ, с помощью которых можно: набрать тексты обучающих курсов любой степени сложности, представляемых в виде Web-страниц (CourseBuilder), создать тесты (TestBuilder), проанализировать ответы на тест, как отдельного пользователя, так и группы в целом, вывести результаты тестирования в виде таблицы или отчета (Administrator), компоновать электронные курсы и тесты в зависимости от желания его создателя (Collection Builder).

Каждое из перечисленных средств разработки имеет свои достоинства и недостатки. Однако все они представляют достаточно сложные программные комплексы, которые требуют от разработчиков обучающих программ специальных знаний, умений и навыков, в том числе и умения, программировать. Но не каждый преподаватель даже высшей школы способен создать обучающую программу с элементами программирования на языках высокого уровня. Поэтому ниже приведены несколько примеров разработки программ с помощью простейших программных сред: Power Point, HTML, Visual Basic 6.0 и др.

Прикладная программа для создания презентаций Power Point , входящая в состав Microsoft Office XP обладает достаточно широким набором средств для работы с текстом, графикой (GIF, JPG, BMP) и позволяет вставлять в обучающие программы звук, анимацию объектов, гипертекстовые ссылки и др. эффекты. Сохранить электронное учебное пособие , созданное в Power Point можно в виде исполняемого exe-файла, запускаемого в дальнейшем на любом компьютере под управлением практически любой операционной системы Windows. В качестве примера приведем разработку обучающей программы по обучению первоначальным навыкам программирования в среде Turbo Pascal. Обучающая программа состоит из трех основных компонентов: 1) информационного блока, в котором дается теоретический материал, переработанный таким образом, чтобы на слайдах было минимальное количество слов и максимальный объем информации; 2) комплекса практических заданий, выполняя которые обучаемый закрепляет теоретические знания и отрабатывает умения и навыки овладения тем или иным приемом работы с персональным компьютером, используя оболочку программирования Турбо Паскаль; 3) третий блок образует система проверки знаний умений и навыков путем проведения тестирования или получения ответов на контрольные вопросы по изученному теоретическому материалу и самостоятельному выполнению практических упражнений.

Информационный блок состоит из введения и семи тем, в каждой из которых предусмотрено два или три урока. Конкретное содержание этого блока формировалось на основе анализа учебной и методической литературы по обучению студентов программированию на Turbo Pascal. В результате был проведен отбор учебного материала и разработан сценарий его представления в обучающей программе. Информационный блок бал разбит на введение, и семь тем. Каждая тема представлена двумя или тремя уроками, представляющими законченные смысловые блоки: тема 1 «Языки программирования низкого и высокого уровня»; тема 2 «Основные сведения о языке программирования Turbo Pascal»; тема 3 «Программирование различных типов вычислительных процессов»; тема 4 «Разработка программ с применение одномерных массивов»; тема 5 «Разработка программ простейших алгоритмов на одномерных массивах»; тема 6 «Разработка программ с применением двумерных массивов»; тема 7 «Разработка нестандартных алгоритмов и программ».

Практический блок обучающей программы по Turbo Pascal предусматривает выполнение упражнений включающих 18 практических заданий, например: «Разработка линейного алгоритма «Вычисление площади прямоугольника по двум его сторонам»; «Разработка циклического алгоритма «Вычисления количества натуральных чисел, сумма квадратов которых не превышает 100»; «Разработка алгоритма ветвления «Решение системы из двух уравнений по определённому условию»; «Разработка и отладка программы на языке Turbo Pascal «Диалог» и ее самостоятельное дополнение новыми вопросами и ответами»; «Ввод программ с различными формами записи операторов Паскаля и их отладка» и др. Выполнение практической части предусматривает интерактивный режим выполнения, то есть студентам необходимо открыть оболочку Turbo Pascal и набрать необходимые команды, запустить программу, выполнить её отладку, ввести данные, и получить результат.

К сожалению, третья часть этой обучающей программы – проверка уровня усвоения необходимых знаний путем проведения тестирования, не выполнена, так как пока не найдены средства, позволяющие авторам разрабатываемой обучающей программы, встроить систему тестового контроля в программное приложение Power Point.

Разработка обучающих программ на языке HTML покажем на примере создания электронных курсов по изучению прикладных программ по MS Word и MS Excel.

Разработка обучающего курса по MS Word включает создание трех основных блоков:1) информационного; 2) блока упражнений и 3) контролирующего блока.

Информационный блок содержит в себе необходимую для изучения информацию. Это текстовая информация, которая дублирует некоторую часть живых лекций. Она хорошо структурирована, и представляет собой законченные фрагменты курса.

Блок упражнений представляет совокупность тренировочных упражнений, выполняемых в интерактивном режиме. То есть пользователь не просто выполняет представленные ему упражнения, а втягивается в систему обучения благодаря различным анимационным рисункам, и специально подобранным подсказкам.

Контролирующий блок состоит из тестовых заданий по данному курсу, и пройденным в нём темам и упражнениям.

Информационный блок представлен в виде html страниц связанных друг с другом. В них представлена информация, дублирующая часть живых лекций, которые обычно преподаются при основе работы в MS Word.

Принципы изложения учебного материала в условиях компьютерного обучения приобретает все большее значение по мере того как возрастают возможности компьютера в предъявлении и интерпретации разных типов разнообразной информации и углубляется понимание наиболее рационального использования мультимедийного предъявления информации. Современный компьютер обладает большими возможностями в применении разнообразных типов информации. Это и текст, и чертежи, и графика, и анимация, и видео изображения, и звук, и музыкальное сопровождение. Эффективное использование различных типов предъявления информации с учетом психологических особенностей ее переработки позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса.

Нередки примеры, когда разработчики обучающих программ механически переносят способ расположения текста на экран монитора, пренебрегают закономерностями психологии восприятия текста и рисунка, задавая темп изменения изображения, не учитывают, что разные студенты имеют неодинаковую смысловую скорость и требуют для переработки информации различные временные интервалы. В связи с этим, следует предоставить студентам возможность самим выбирать темп смены изображения, при этом они должны иметь возможность в любое время повторно вывести на экран любую необходимую им информацию. При построении интерфейса обучающей системы необходимо учитывать достижения теории дизайна. Это, прежде всего, касается таких основных принципов теории живописи, как пропорция, порядок, акцент, единство и равновесие.

Принцип пропорции касается соотношения между размерами объектов и их размещением в пространстве. Организуя данные на экране дисплея, необходимо стремиться к тому, чтобы логически связанные данные были явно сгруппированы и отделены от других категорий данных. Функциональные зоны на дисплее должны разделяться с помощью пробелов и других средств: разные типы строк, ширина, уровень яркости, геометрическая форма, цвет. Для сокращения времени поиска табличные данные должны разделяться на блоки. Необходимо учитывать, что плоскость теплых цветов обычно кажется больше, чем холодных. Разбиение на блоки, использование пробелов, табуляции, ограничителей, а также варьирование яркости цвета групп данных – важнейшие средства упорядочения графической информации.

При размещении данных необходимо помнить о правиле «золотого сечения», в соответствии с которым объекты, которые привлекают внимание, лучше размещать в разных третях изображения, а не группировать в центре.

Порядок означает такую организацию объектов на экране дисплея, которая учитывает движение глаза. Установлено, что глаз, привычный к чтению, начинает движение обычно от левого верхнего угла и движется взад-вперед по экрану к правому нижнему. Поэтому начальная точка восприятия должна находиться в левом верхнем углу экрана, а списки для быстрого просмотра должны быть подогнаны к левому полю и выровнены вертикально.

Для облегчения восприятия разные классы информации должны специально кодироваться. Так, связанные, но разнесенные по экрану данные должны кодироваться одним цветом. Цвет можно использовать и для выделения заголовков, новых данных или данных, на которые следует немедленно обратить внимание. В целом организация данных на экране должна облегчать нахождение подобий, различий, тенденций и соотношений.

Необходимо выделять критическую информацию, необычные данные, элементы, требующие изменения, сообщения высокого приоритета, ошибки ввода, предупреждения о последствиях команды и т. п. Для того чтобы привлечь внимание студентов к основному объекту, целесообразно использовать цветовое пятно: самым ярким цветом изображается основной объект, остальные его части – дополнительным. Если цветовая гамма строится без учета психологии восприятия рисунка, это затрудняет выделение главного, приводит к утомлению зрения.

Нужно учитывать, что светлые цвета на темном фоне кажутся приближенными к зрителю, а темные на светлом – удаленными. В тех случаях, когда речь идет об эвристических рекомендациях, цвет можно согласовывать с обычным изображением: красный – запрет, зеленый – рекомендация, желтый – предосторожность.

Принцип единства требует, чтобы элементы изображения выглядели взаимосвязанными, правильно соотносились по размеру, форме, цвету. С этой целью необходимо позаботиться об упорядочении организации данных. Они могут быть организованы последовательно, функционально, по значимости. При этом студента следует ознакомить с принципом расположения данных. Следует позаботиться о том, чтобы идентичные данные были представлены унифицировано, а разноплановые – по-разному. Для передачи разграничения нужно использовать контрастные цвета, а для передачи подобия – похожие, но различные. Представление информации должно быть унифицированным и логичным.

Для достижения единства изображения в целом используются рамки, оси, поля. Впечатление единства группы создает свободное пространство вокруг них, Считается, что уравновешенное изображение создает у пользователя ощущение стабильности и надежности, а неуравновешенное вызывает стресс.

Для правильного распределения визуальной тяжести на экране дисплея необходимо помнить, что любой хроматический цвет зрительно тяжелее, чем ахроматические – белый и черный; большие предметы зрительно тяжелее маленьких; черное тяжелее белого, неправильные формы тяжелее правильных.

Принцип равновесия (баланса) требует равномерного распределения оптической тяжести изображений. Поскольку одни объекты зрительно воспринимаются как более тяжелые, а другие как более легкие, необходимо распределять эту оптическую тяжесть равномерно по обеим сторонам изображения.

Информация не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться в пространстве, заголовки хорошо центрироваться.

Блок упражнений предусматривает реализацию следующих целей: а) выработку у студентов устойчивых навыков решения подобных заданий; б) закрепление на практике полученных теоретических знаний; в) оценку качества усвоения студентами нового материала; г) повторение и восстановление в памяти ранее изученного материала; д) выработку у студентов навыков компьютерного общения и самостоятельного решения задач в условиях ограниченного времени.

При подборе практических заданий учитывались следующие требования: а) всестороннее отражение в заданиях нового теоретического материала; б) сходность предлагаемых заданий с теми, что рассматривались ранее в виде решенных примеров; в) отсутствие примеров повышенной трудности или требующих нестандартного подхода; г) простота получаемых ответов и удобство их ввода и редактирования. Преподавателю нужно всего лишь открыть папку с упражнениями, сделанными учеником, и проверить их, и оперативно оценить успешность изложения темы и, если необходимо, принять меры по корректировке учебного процесса.

Контролирующий блок предназначен для закрепления нового материала и контроля его усвоения. Форма ввода ответа на вопросы предполагает использование как классической системы (один правильный из четырех ответов), так и возможность ввода конструктивного ответа, когда студент конструирует свой ответ из предложенных фрагментов. Система вопросов подбиралась с учетом следующих требований: а) широкий охват нового теоретического материала; б) разноплановость в смысле возможных вариантов ответов; в) отсутствие вопросов предполагающих ответы типа «да» – «нет» и ответов требующих пояснения.

Блок ответов на контрольные вопросы устроен таким образом, что дав ответ на первый вопрос, студенты могут перейти к последнему, затем вернуться назад, и исправить первый ответ. Ответ, данный на вопрос, не исчезает, он остается доступным для редактирования. По окончанию сеанса работы с тестовыми заданиями студент получает определенный бал, который соответствует стандартной пяти бальной системе. Преподавателю остаётся лишь проверить количество набранных баллов для получения точных данных о знаниях ученика. Так как предложенные тесты охватывают весь учебный материал, можно с уверенностью говорить об уровне подготовки студента по MS Word.

Обучающий курс по MS Excel представляет автоматизированный обучающий курс, состоящий из трёх блоков: информационного, блока упражнений и контролирующего. Все блоки реализованы с помощью HTML. Оболочка для загрузки HTML-страниц написана на Visual Basic 6.0.

Для реализации оболочки электронного учебника был выбран язык программирования Visual Basic 6.0, так как он, в отличие от многих других языков, позволяет быстро и легко создавать интерфейс приложения. Также он позволяет подгружать HTML-страницы и создавать кнопки управления, которые имеются в любом браузере.

Оболочка электронного учебника выполняет следующие функции: а) регистрацию учётных записей пользователей; б) загрузку учётной записи конкретного пользователя; в) сохранение последней просмотренной страницы; г) вызов помощи; д) загрузка HTML-страниц; е) управление HTML –страницами. Также имеется кнопка вызова справки о программе и кнопка выхода из неё. Пользовательское меню программы состоит из трёх кнопок, выполняющих функции: регистрации, загрузки, записи (сохранения).

1. Регистрация – позволяет создать новую учётную запись. При этом в каталоге «users», находящемся в папке с самой программой, создаётся файл с именем пользователя и расширением «.user» и каталог в папке «xls», названный также именем пользователя.

3. Сохранение – записывает в файл учётной записи пользователя путь к последней просмотренной странице учебника.

Разработка информационного блока была реализован в виде HTML-страниц, так как система, построенная на гипертексте, более удобна и эффективна для работы пользователя в электронном учебнике.

В информационном блоке изучаются основы приемы работы с MS Excel. Главной задачей является предоставление обучаемому необходимых знаний и подготовка его к выполнению практических упражнений.

Учебный материал разбит на 4 урока, каждый из которых состоит из нескольких глав. Урок 1. «Электронная таблица» разбит на восемь глав: 1. Основные понятия. 2. Ввод данных. 3. Оформление ячеек. 4. Стиль. 5. Формат чисел. 6. Добавление и удаление строк и столбцов. 7. Размеры ячеек и их замораживание. 8. Контрольное упражнение. На этом занятии студент знакомится с основными понятиями и структурой электронных таблиц Excel, узнает, как добавлять, копировать и переименовывать листы Excel, строить таблицы, оформлять и форматировать их. Знакомится с разными форматами чисел и учится настраивать собственные стили. Урок 2. «Формулы и функции» представлен семью главами: 1. Ввод формул и ссылки на ячейки. 2. Функции. 3. Диапазон ячеек. 4. Копирование формул. 5. Поиск ошибок. 6. Применение функций. 7. Контрольное упражнение. Здесь студенты учатся вводить формулы, пользоваться функциями, копировать формулы, находить и исправлять ошибки. Узнают о механизме относительной адресации ячеек и изучают некоторые функции, работающие с текстовыми строками и величинами типа даты и времени. Урок 3. «Графики и диаграммы» включает семь глав: 1. Добавление диаграммы. 2. Выбор типа диаграммы. 3. Подписи рядов данных. 4. Форматирование текста. 5. Объёмная диаграмма. 6. Ряды данных. 7. Контрольное упражнение. Он посвящён изучению ввода данных в таблицы Excel и выполнению необходимых расчётов, отображению результатов вычислений в виде диаграмм. На занятии рассмотрены: мастер диаграмм, способы задания источника данных, приемы форматирования текста и рядов данных. Обучаемый знакомится с методикой смены типа диаграммы и приёмами настройки объёмных диаграмм. Урок 4. «Подготовка листов Excel к печати» состоит из десяти глав: 1. Ориентация и масштаб страницы. 2. Настройка полей. 3. Добавление колонтитулов. 4. Сортировка данных. 5. Фильтрация. 6. Разбиение на страницы. 7. Скрытие строк и столбцов. 8. Задание диапазона ячеек. 9. Настройка диаграмм. 10. Контрольное упражнение. В этом уроке рассмотрены вопросы выбора диапазона печатаемых ячеек, настройки параметров страницы и формирования схемы разбиения листа Excel на страницы. Студент учится фильтровать и сортировать строки, скрывать ячейки, дублировать заголовки таблиц, подгонять размеры выводимой области под формат страницы, печатать одновременно несколько листов в нескольких экземплярах.

Разработка блока упражнений неразрывно связана с первым блоком информации, поэтому он встроен в информационный блок, что позволяет студенту сразу перейти от прочтения урока к выполнению тренировочных упражнений, закрепив свои знания практикой. Выполнение упражнений происходит в интерактивном режиме. Во время практических заданий студент также получает дополнительную информацию, реализованную в виде примечаний. Упражнения находятся в каждой главе учебного материала. По прохождению всего урока даётся контрольное упражнение, которое обобщает и закрепляет полученные навыки и умения. Переход в интерактивный режим осуществляется по нажатию ссылки «Открыть Excel», находящейся в начале каждого упражнения. В случае затруднения, студент может открыть программу MS Excel, как обычное офисное приложение и выполнить упражнения, сохранив их на свой носитель (гибкий диск или флэш–память).

Разработка контролирующего блока позволяет проверить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков. Контролирующий блок реализован в виде тестов, написанных с помощью HTML и заканчивающих изучение урока. Каждый тест состоит из десяти вопросов, связанных одной темой. После того как студент ответит на все вопросы, система сама просчитывает количество ошибок и выдаст оценку: если менее 5 правильных ответов – выставляется оценка «неудовлетворительно», при наличии 4-5 ошибок – оценка «удовлетворительно», две или три ошибки позволяют студенту получить оценку «хорошо», и только при наличии одной ошибки выставляется оценка «отлично». Данная система тестов удобна тем, что преподаватель не тратит время на проверку знаний учащихся, программа сама проверяет и оценивает знания студентов.

Руководство пользователя позволяет ознакомиться с порядком работы в обучающей программе. Оно представляет перечень инструкций для начинающего пользователя и прорабатывается им при первом обращении к обучающей программе. 1. Новый пользователь должен зарегистрировать свою учётную запись, нажав кнопку «Регистрация». Вместо кнопки появится поле для ввода имени и фамилии, кнопка «ОК» для создания учётной записи и кнопка «Отмена» для отмены регистрации. Также при создании учётной записи пользователя создаётся каталог«…\users\xls\», названный именем пользователя. Он служит для хранения выполненных заданий в формате xls. 2. Далее необходимо загрузить созданную учётную запись с помощью кнопки «Загрузка». Появится окно выбора учётных записей (в соответствии с рисунком 3), откуда можно загрузить свою учётную запись. 3. После загрузки учётной записи появляются кнопки управления страницами учебника и окно выбора режима обучения. Пользователю предлагается перейти в раздел, посвящённый основам работы в Excel либо в раздел углублённого изучения. 4. Выбрав первый режим, пользователь попадает на страницу оглавления учебника, где он по гиперссылкам может выбирать интересующую его тему. Каждая глава учебника содержит упражнение. В конце каждого урока студент должен выполнить контрольное упражнение и тест. 5. Если выбран углублённый режим, открывается страница с лабораторной работой по разработке информационной системы для расчёта заработной платы с использованием Excel. 6. Чтобы перейти к выполнению приложений, необходимо щёлкнуть курсором мыши по ссылке «Открыть Excel», находящейся на каждой странице учебника перед текстом упражнения. 7. Для получения информации о работе с программой необходимо нажать кнопку «Помощь». 8. Для вызова справки о разработчике программы и используемом программном обеспечении необходимо нажать кнопку «О программе». 9. Кнопки «Назад» и «Вперёд» используются для перехода на предыдущую страницу учебника. Подобные кнопки имеются в любом браузере. 10. Кнопка «Главное меню» открывает страницу с темами начального режима обучения. 11. Для перехода от одной главы к другой необходимо щёлкнуть мышью по ссылке «Перейти к следующей главе». 12. В конце страницы, содержащей контрольное упражнение, имеется ссылка «Перейти к следующему уроку». 13. Сохранение происходит по нажатию кнопки «Сохранение». Оно не обязательно. Данная функция программы служит для удобства работы с ней, она сохраняет пользователя на той странице, с которой он хотел бы начать следующий сеанс работы в программе.

Ограниченность размера статья не позволяет привести примеры разработки листингов программ, реализованных в данных обучающих программах, однако можно сделать вывод, что приведенные программы достаточно просты и не требуют каких–то специальных знаний в области программирования. Подходы и программы могут быть использованы и в других обучающих программах, где требуется разработка трёх основных компонентов: информационного, тренировочного и контролирующего блоков.

Примерная программа дисциплины - Информатика

Пояснительная записка.

Настоящая программа по дисциплине "Информатика" предназначена для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями, отраженными в государственных образовательных стандартах для указанных направлений. Ее особенность заключается в попытке объединения в единую дисциплину целой совокупности курсов информатики, сложившихся под этим названием в различных вузах в ответ на запросы организаций, принимающих к себе на работу выпускников вузов. Как наука "Информатика" имеет глобальный и универсальный характер применения во всех указанных социальных и экономических направлениях. Воспитание у студентов информационной культуры включает в себя прежде всего отчетливое представление роли этой науки в становлении и развитии цивилизации в целом и современной социально-экономической деятельности в частности. Однако, вследствие весьма ограниченного времени, выделенного на изучение этой дисциплины, в программу включены в основном вопросы компьютерных информационных технологий, что соответствует Требованиям (Федеральному компоненту) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины” в части дисциплины “Информатика” (с. 6 и 9 указанного документа, утвержденного Миобразованием России 21.02.2000). При этом учитывалось, что традиционные (некомпьютерные) методы достаточно полно освещаются при изучении соответствующих дисциплин основной образовательной программы.

Сфера социально-экономических дисциплин обширна. Она охватывает все стороны жизни и деятельности государства и общества, отдельных граждан, трудовых коллективов, предприятий, отраслей, регионов, страны в целом в их постоянном взаимодействии, обмене информацией, ресурсами, кадрами и продукцией. Современный этап развития общества характеризуется широким использованием компьютерной техники, новых информационных технологий, телекоммуникаций, новых видов документальной связи. Ввиду того, что информатика в социально-экономической сфере деятельности является одним из ведущих инструментов работы, в программе отдельно выделены разделы, позволяющие ощутить тесную связь и взаимное влияние, информатики и социально-экономических дисциплин.

Дисциплина "Информатика" имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности и, кроме того, она является базовой для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов, и так или иначе использующих компьютерную технику.

Реализацию программы по дисциплине "Информатика" целесообразно сопровождать несколькими независимыми курсами, в том числе по выбору студента, в результате освоения которых обучающиеся должны приобрести навыки анализа предметной области в терминах информатики, осуществления постановки и программной реализации профессиональных (экономических, социологических, управленческих и др.) задач в условиях использования современных информационных технологий на базе персональных компьютеров с привлечением различных программных средств.

В силу того, что для подавляющего большинства будущих специалистов основным вычислительным инструментом будет IBM PC совместимый персональный компьютер (PC), программа ориентирована именно на этот вид аппаратуры и сопряженные с ней программные средства системного и прикладного назначения.

Студент, успешно освоивший курс информатики, должен:

Иметь представления об информационных ресурсах общества как экономической категории; зпать основы современных информационных технологий переработки информации и их влияние на успех в профессиональной деятельности;

Знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;

Уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

Уметь работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка ПС;

Иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;

Владеть основами автоматизации решения экономических задач;

Владеть приемами антивирусной защиты.

Большую, во многом определяющую роль в курсе имеет комплекс лабораторных работ, главной задачей которого является обучение студентов в процессе их самостоятельной работы на компьютерах, получение навыков применения современных информационных систем для решения различных профессиональных задач. В процессе такого обучения студенты получают навыки использования различных источников информации как во внутреннем, так и в международном информационном пространстве, а также наглядно убеждаются в эффективности компьютерных методов решения сформулированных задач. При этом основное внимание уделяется освоению студентами современных компьютерных технологий на материале проблемной среды из области их будущей профессиональной деятельности. Следует заметить, что в связи с динамичностью выпуска новых программных средств производителями программного обеспечения комплекс лабораторных работ следует обновлять не реже, чем один раз в 2-3 учебных года. В общей программе курса информатики лабораторные работы такого рода должны занимать не менее 75-80% учебного времени.

На основании Примерной программы вузом составляется Рабочая программа с учетом акцентов, диктуемых профессиональной ориентацией студентов, возможностей кафедры и числом часов, отводимых в данном вузе на курс информатики. В Рабочей программе при всех условиях должны быть сохранены ключевые разделы, предусмотренные стандартом соответствующего направления.

1. Общие теоретические основы информатики

Информация, интуитивное представление и уточнение понятия информации, информационные процессы и их модели, кодирование, аналоговая и цифровая обработка, компьютерная обработка, история развития и место информатики среди других наук, информационные ресурсы общества как экономическая категория. История, перспективы и темпы развития информационных компьютерных систем.

2. Компьютерные технологии обработки информации

Архитектура ЭВМ по Фон-Нейману, аппаратные и программные средства, оценка производительности компьютерной системы, классификация ЭВМ. Микропроцессоры и микроЭВМ. Сбор, обработка данных, управление объектом, передача данных на основе использования микроЭВМ.

3. Архитектура аппаратных и программных средств
IBM-совместимых персональных компьютеров (РС)

Современный компьютер как совокупность аппаратуры и программных средств. Центральный процессор, оперативная память, системная магистраль, внешние устройства (магнитная память, устройства ввода/вывода). Компьютер как центральное звено системы обработки информации. Иерархия программных средств. BIOS, операционная система, прикладные программы. Интерфейсы, стандарты.

4.Основы работы пользователя в операционной среде
персонального компьютера

Операционные системы на РС (DOS, Windows 3.1, Windows 9x, Windows NT, OS/2 и др.). Пользовательские интерфейсы: командная строка, меню, графический интерфейс пользователя, программы-оболочки.

Элементы технического сервиса РС: установка операционной системы, создание индивидуальной операционной среды пользователя, сервис сменных носителей информации (гибкие магнитные диски, компакт диски), поддержка целостности данных, расширение и модернизация конфигурации аппаратных и программных средств.

Установка систем прикладных программ.

5. Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей

Локальные и глобальные сети ЭВМ, основные характеристики и тенденции развития. Архитектура, аппаратура, сетевые протоколы, интерфейс пользователя.

Работа в локальной сети Windows 9x (Windows NT). Работа в глобальной сети Internet, использование электронной почты, методов доступа FTP, WWW и др. Работа с WWW браузерами (Netscape Navigator, MS Internet Explorer).

6. Основы работы с прикладными программами общего назначения

Основы использования прикладных программ общего назначения: текстовых редакторов, электронных таблиц, систем управления базами данных (СУБД), графических редакторов, пакеты стандартных программ офисного назначения.

7. Специализированные профессионально ориентированные программные средства

Модели данных в профессиональной области и обзор технологий их исследования.

Пакеты статистической обработки данных. Ввод данных, обработка, анализ результатов.

Автоматизация задач делопроизводства. Стандартные средства пакета MS Office. Альтернативные пакеты программ для делопроизводства.

Применение электронных таблиц в задачах экономики, социологии и менеджмента. Вычисления, анализ данных, поддержка принятия решений.

Системы управления реляционными базами данных на РС. Реляционная модель данных, нормализация формы представления данных. Технология реализации задачи в профессиональной области средствами СУБД. Проектирование, ввод информации, сопровождение. Основы использования языка SQL. Основы использования удаленных баз данных.

Использование гипертекстовых информационных систем баз (банков) данных в специальных областях (законодательство, финансы, управление ресурсами и т.д.).

Основы архитектуры, проектирования и практические аспекты использования экспертных систем в профессиональной области.

8. Основы алгоритмизации и программирования

Значение моделирования, алгоритмизации и программирования при решении задач в профессиональной области.

Элементы программирования на алгоритмическом языке высокого уровня. Реализация простейших алгоритмов (упорядочение, отбор, сортировка и т.д.) на одном из языков (BASIC, Pascal, C или др.)

9. Основы защиты информации

Информационная структура Российской Федерации. Информационная безопасность (ИБ) и ее составляющие. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации. Проблемы ИБ в мировом сообществе.

Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере ИБ и защиты государственной тайны. Система органов обеспечения ИБ в РФ. Административно-правовая и уголовная ответственность в информационной сфере.

Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы. Организационные меры, инженерно-технические и иные методы защиты информации в том числе сведений, составляющих государственную тайну. Защита информации в локальных компьютерных сетях, антивирусная защита. Специфика обработки конфиденциальной информации в компьютерных системах.

10. Курсовая работа.

Практическая реализация автоматизации решения некоторой задачи в профессиональной области.

Примерная тематика компьютерного практикума

Освоение операционной среды Windows 9x (Windows NT). Управление ресурсами системы средствами Windows Explorer. Настройка индивидуальной среды пользователя, комплекс средств Control Panel.

Работа с файловой системой. Управление файловой системой, средствами Windows Explorer, средствами оболочки типа Norton Commander, из командной строки. Сервис файловой системы: проверка целостности системы, упорядочение диска, резервное копирование и архивирование.

Работа пользователя в локальной сети. Разделение ресурсов (файлов, принтеров и др.) и использование сетевых ресурсов в одноранговой сети. Электронная почта и другие виды коммуникации пользователей локальной сети. Особенности работы при наличии выделенного сервера.

Работа в глобальной сети Internet, Базовые представления о протоколе TCP/IP. Доступ к ресурсам Internet, техника работы с WWW браузером, использование протокола FTP. Электронная почта в Internet.

Основы работы с текстовым редактором MS Word. Техника ввода и форматирования текста. Использование графических иллюстраций.

Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Скапирование изображений и распознавапие текста.

Электронные таблицы (MS Excel, Lotus 1-2-3, QuatroPro или др.). Ввод данных, вычисления, средства представления и анализа результатов, использование электронных таблиц для решения задачи профессиональной области.

Базы данных и СУБД (MS Access, FoxPro, dBase, Paradox или др.). Проектирование, формирование таблиц данных, получение и представление информации. Обмен данными с другими приложениями: текстовыми редакторами, электронными таблицами и др., использование СУБД для реализации задачи профессиональной области.

Знакомство и системой программирования на языке высокого уровня (BASIC, Pascal, C или др.). Исходный текст программы, компиляция, исполнение программы. Цикл, использование подпрограмм, управление вводом/выводом данных.

Основные технические, программные методы и организационные меры защиты информации при работе с компьютерными системами.

Использование математических пакетов общего назначения (MathCad, MatLab или др.) и пакетов статистического анализа (StatGraphics, Stadia или др.) для решения математических задач и задач статистики в профессиональной области.

Курс является вводным для студентов, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями. Материалы данного курса содержат всю необходимую информацию о базовых принципах устройства и работы ЭВМ. Большое внимание уделено актуальным технологиям в информационной и компьютерной сфере.

О курсе

Курс посвящен большому числу аспектов информатики и вычислительной техники.

Цель курса – заинтересовать старшеклассников и студентов младших курсов современными информационными технологиями, содействовать развитию системного мышления.

В ходе обучения будет сформировано осознание социальной значимости своей будущей профессии и высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности. Кроме того, слушатели получат полезные навыки по подготовке презентаций, научно-технических отчетов о результатах выполненной работы, в оформлении результатов исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях. Также они освоят методики использования программных средств для решения практических задач.

Обучение на курсе позволит сформировать общее представление о существующем многообразии современных информационных технологий и выбрать для себя наиболее интересную сферу для дальнейшего совершенствования. После успешного завершения курса слушатели смогут уверенно смотреть в будущее и добиваться поставленных целей при движении по пути профессионального и карьерного роста. Per aspera ad astra!

Формат

В состав курса входят видеолекции, опросы, короткие задачи, методическое пособие, лабораторные работы и итоговый экзаменационный тест. Длительность курса составляет 10 недель. Трудоемкость курса – 3 зачетные единицы. Средняя недельная нагрузка на слушателя – 10 часов.

Информационные ресурсы

1. Информатика. Базовый курс: рек. Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших технических учебных заведений / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 639 с.
2. Кириллов В.В., Информатика. Учебное-методической пособие / В.В. Кириллов. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. – 23 с.
3. Орлов, С.А. Организация ЭВМ и систем. Серия: Учебник для вузов / С. А. Орлов, Б. Я. Цилькер. – СПБ.: Питер, 2011. – 688 с.
4. Информатика, учебник: рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественно-научным направл. и спец-стям / В. А. Каймин. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 285 с. ил.

Требования

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание математики, информатики и русского языка на уровне школьной программы, английского языка на уровне понимания справочной системы, правил поведения в вузе, умения работать самостоятельно, воспринимать информацию от преподавателя, пользоваться литературой и Интернетом для получения необходимой информации, владение компьютером на уровне пользователя.

В процессе обучения активно используются:
1. Консольный файловый менеджер для операционных систем семейства Windows Far Manager в качестве альтернативы командной строки
2. Офисные пакеты:
● MS Office . Платное ПО
● Open Office . Свободно распространяемое ПО
● Libre Office . Свободно распространяемое ПО
● Calligra Suite . Свободно распространяемое ПО
3. Инструментарий для вёрстки документов:
● MikTeX . Свободно распространяемое ПО для ОС семейства Windows
● TeXLive . Свободно распространяемое ПО для ОС семейства UNIX
● ShareLaTeX
● OverLeaf . Свободно распространяемое ПО (он-лайн)
4. Система тестирование eTest . Бесплатно для учебных целей

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

1. Введение в информатику. Основы теории информации.
2. Системы счисления. Особенности округления чисел.
3. Представление чисел в ЭВМ. Арифметика в ограниченной разрядной сетке.
4. Основы сжатия информации. Основы помехоустойчивого кодирования.
5. Основы дискретной математики для ЭВМ.
6. Структура и принципы функционирования ЭВМ. Организация хранения данных в ЭВМ.
7. Передача данных в компьютерных сетях.
8. Офисное программное обеспечение.
9. Вспомогательное программное обеспечение для программирования. Вебинары. Лицензии в сфере программных продуктов.
10. Система вёрстки TeX.

Каждая тема изучается в течение одной недели.

В курсе имеется два типа дедлайна (предельного срока выполнения оценивающих мероприятий):
– мягкий дедлайн, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения;
– жесткий дедлайн, при котором на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще две недели, по окончании которых доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.

Результаты обучения

Знание способов представления информации, принципов построения технических средств хранения и обработки информации в современных ЭВМ (РО-1).
Умение теоретически и практически осуществлять перевод и производить вычисления в различных системах счисления, включая иррациональные (РО-2).
Умение осуществлять основные действия при работе с современными офисными пакетами, верстать научно-технические статьи, отчёты и курсовые проекты с помощью современных компьютерных средств вёрстки (РО-3).
Владение базовыми принципами и концепциями методологии разработки программного обеспечения (РО-4).

Формируемые компетенции

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

  • ОПК-1. Способностью инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем
  • ОПК-2. Способностью осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
  • ОПК-5. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

09.03.04 Программная инженерия

  • ОК-2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • ОК-7. Способность к самоорганизации и самообразованию
  • ОПК-1. Владение основными концепциями, принципами, теориями и фактами, связанными с информатикой
  • ОПК-4. Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
  • ПК-21. Владение навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации