Коль любить так без рассудку прием синтаксиса.

Стихотворение появилось в непростое для России время. 1854 год, идет печально известная Крымская война, еще не проигранная — но уже явно не победоносная. Россия, отстающая в вооружении и технике, сражается с куда более хорошо оснащенными державами силой смекалки, ума и отваги своего народа. Именно эти черты А.К. Толстой отразил в стихотворении.

Главная тема произведения

Центральная тема восьмистишия — русский характер, его особенности. На первый взгляд кажется, что некая бравурность, присущая стихотворению и особенно хорошо видная в строке «Коль рубнуть, так уж сплеча!», выглядит чужеродной и лишней на фоне войны и страданий, которые претерпевает страна.

Но в этом, на взгляд некоторых исследователей, есть замысел автора. Простое по форме, понятное по содержанию, стихотворение оказалось одинаково близко как высокородным полководцам-дворянам, так и обычным солдатам, вышедшим из крепостных крестьян. Бодрое, даже в какой-то степени озорное, оно поднимает боевой дух, вселяет храбрость и веселость, напоминает, что все преодолимо — если проявить тот самый русский характер.

Анализируя особенности русской нации, Толстой в данном стихотворении подчеркивает его максимализм, отсутствие компромиссности, стремление завершить начатое до конца, довести до крайней точки — во всяком случае, если уж принялся за дело.

Часть литературоведов выделяет в восьмистишии характеристику и самого Толстого, человека, категорически не любящего компромиссы, прямодушного и открытого. Во время Крымской войны он заболел тифом и не смог исполнить свою мечту — организовать партизанский отряд и помогать русскому войску, но его вдохновляющие стихи внесли иной, тоже очень важный вклад. В образе храброй и удалой души, складывающемся при прочтении стихотворения, ясно виден русский земледелец и солдат, купец и монах, интеллигент и чернорабочий — каждый человек из тех, кого называют солью земли.

Лирический герой произведения, хоть и обезличен, но вполне ясен — это весь русский народ, сведенный в одну личность, яркую и необычную, наделенную индивидуальными качествами.

Структурный анализ стихотворения

Короткое — всего 2 строфы, состоящие из 1-го четверостишия каждая — стихотворение написано 4-хстопным хореем. Рифма используется смежная в первой строфе, гиперхолостая — во 2-й.

Толстой использует разговорную лексику, благодаря чему произведение воспринимается просто и понятно абсолютно всеми, от крестьянина до дворянина. В стихотворении множество восклицаний — это позволяет создать бравурный, лихой тон повествования, построенного на анафоре.

«Коль любить, так без рассудку...» - одно из множества произведений, выражающих особенности русской души и мировоззрения русского человека.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Алексей Толстой

1850-е годы - расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» (1854), впервые опубликованная в журнале «Современник». Лирический герой текста - сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся, но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них - Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.

Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер.

Софья Миллер

Чувство Толстого было взаимно. Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство - замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной - все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество. Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.

В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста - анафора. Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, — Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр.

6. Читая стихотворение, мы делаем на определенных местах как бы остановку, паузу; такие паузы всегда возникают на концах строк. Но в стихотворении А.Толстого есть еще паузы, возникающие на постоянном месте после третьего слога:

Коль любить, // так без рассудку, //

Коль грозить, // так не на шутку... //

Схематически это выглядит так:

_/_ __ _/_ // __ _°_ __ _/_ __ //

Паузы внутри строк, возникающие на строго определенном месте, называются цезурами. В нашем стихотворении почти всюду наблюдается цезура после третьего слога. Исключение из этой закономерности только одно - пятая строка.

Значит, и распределение пауз в стихотворении носит ритмический характер.

7. Строки стихотворения объединяются в группы по две строки, имеющие созвучные окончания,- рифмы. Рифмуют между собой слова: рассудку - шутку; сгоряча - сплеча; смело - дело; душой - горой. Иначе говоря, в соседних двух строках всегда совпадают последние звуки: удку-утку (в слове рассудку д произносится как т, и совпадают, значит, все четыре звука: у-т-к-у), яча-еча (в словах сгоряча и сплеча я и е тоже произносятся почти одинаково), ело-ело, ой-ой.

После того как вы прочитали первые четыре строки, вы уже ожидаете для следующих четырех точно такого же порядка рифм, и ваше ожидание оправдывается: соседние стихи и в самом деле связаны рифмами так же, как это было в первых четырех стихах.

8. Однако рифм больше, чем мы сказали. Рифмуют не только последние слова соседних строк, но и глаголы внутри строк. В первой и второй строках:

Коль любить...

Коль грозить...

В третьей и четвертой строках эти внутренние рифмы еще более звучные, потому что рифмующие между собой глаголы отличаются только одним согласным звуком (г-б):

Коль ругнуть...

Коль рубнуть...

9. Кроме рифм, совпадают между собой и многие другие звуки. Например, в первой и второй строках - и целые слова коль, так, и гласные е, а, у:

Без рассудку

Не на шутку

Приведем еще раз первые две строки и подчеркнем все совпадающие звуки:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку...

В этих двух строках общих звуков гораздо больше, чем разных. Общие:

Коль...ить, так...е...а...утку...

Люб... б...з р...с...

Гроз... н... н... ш...

В третьей и четвертой строках тоже подчеркнем совпадающие звуки:

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

И здесь гораздо больше общих звуков, чем разных. Общие:

Коль ру...нуть, так... с...еча...

Г... гор...

Б... уж...пл...

10. Окончания строк, как мы видели, группируются парами благодаря рифмам, объединяющим соседние строки. Но существует еще одна закономерность, на этот раз более общая - она связывает все стихотворение. Дело в том, что чередуются между собой окончания женские (с ударением на предпоследнем слоге) и окончания мужские (с ударением на последнем слоге).

Рассудку!

Сгоряча

Сплеча

Значит, и в этом отношении мы видим регулярное ритмическое чередование - чередование ударений двух разных типов.

11. Стихотворение состоит из восьми строк, которые объединены в две группы по четыре строки - строфы. Строфы, как видим, тоже повторяются.

В стихотворении А.Толстого обе строфы и похожи, и в то же время как бы противопоставлены. О сходстве уже говорилось выше - у них много общего. Но есть и существенные различия. В первой строфе строки связаны крепче: каждая из них содержит цезуру после третьего слога; перед цезурой всюду глаголы, и все глаголы попарно связаны внутренними рифмами; все строки одинаковы в смысле распределения ударений - всюду на третьей стопе пиррихий. Во второй же строфе нет ни одного из этих признаков: первая строка лишена цезуры, в третьей и четвертой нет пиррихиев, в последней строке вместо глагола существительное, к тому же и слово это не двусложное, как всюду до сих пор, а односложное - пир. Особенности заключительных двух строк мы объясним позднее. Сейчас же заметим, что отсутствие цезуры в начале второй строфы играет особую роль: оно дает почувствовать, что перед нами другая строфа, которая, как сказано, похожа на первую и в то же время не похожа на нее.

И все-таки в общем строй второй строфы повторяет первую. Мы и тут имеем дело с ритмическим чередованием.

Теперь подведем общий итог и для этого повторим, какие же элементы в стихотворении Алексея Толстого образуют его ритм. Таковыми оказались:

1) равные по количеству слогов (попеременно 8 и 7) фразы;

2) одинаковая синтаксическая форма этих фраз везде - в каждой строке;

3) повторение одних и тех же глагольных форм на том же месте в строках (фразах);

4) общая для всех строк метрическая схема - четырехстопный хорей;

5) реальное распределение ударений, то есть соотношение метрической схемы с пиррихиями;

6) распределение пауз в конце строк и внутри них - цезуры;

7) концевые рифмы;

8) внутренние рифмы;

9) прочие совпадающие звуки;

10) чередование мужских и женских окончаний;

11) строфы-четверостишия.

Постараемся теперь все же объяснить, почему последние две строки несколько отличаются от других. Обе они, как говорят, полноударны, то есть в них нет пропущенных ударений, пиррихиев:

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой.

В схеме эти строки выглядят так:

_/_ __ _/_ __ _/_ __ _/_

_/_ __ _/_ __ _/_ __ _/_

Как мы уже заметили, последняя строка еще и в ином отношении отличается от предыдущих - в ней одной центральное слово не глагол в неопределенной форме, а существительное: пир; в ней одной оно повторяется дважды; в ней одной оно содержит не два слога, а один. Почему?

В стихотворении, где все составляющие его элементы образуют ритмическое целое, наибольшую выразительность приобретает такая строка, которая этот ритм нарушает. Чем ощутимее ритм, тем выразительнее и его нарушение. Последняя строка в том стихотворении, которое мы разбираем, должна звучать именно как последняя, а чтобы мы почувствовали конец, она и должна отличаться от всех предыдущих. К тому же она и самая важная. Ведь содержание стихотворения, его сюжет, представляет собой не простое случайное перечисление разных нравственных требований, предъявляемых поэтом к самому себе и читателям,- эти требования подчинены строгой логической последовательности. В первой строке говорится о том, как надо любить. Дальше в пяти строках - о том, как бороться со своими противниками: грозить, ругать, рубить сплеча, спорить, карать. В седьмой вражда кончается победой: противник повержен, и теперь идет речь о прощении, полном и безоговорочном прощении побежденного врага. Наконец, в восьмой строке мы возвращаемся к началу: в этом пире, наверное, будут участвовать и друзья, и прежние противники. Вот почему седьмая и восьмая строки отличаются от предыдущих: там была тема вражды, здесь - тема прощения и торжества; новую тему выделяет полноударность последних двух строк. А восьмая, последняя, строка подводит итог всем жизненным советам, сформулированным в стихотворении, и отличается еще больше от всех предшествующих, хотя в то яге время большинством ритмических элементов связана с ними:

Коли пир, так пир горой!

Не правда ли, тут вспоминается стихотворение Пушкина "Пир Петра Первого" (1835) - о милосердии великого царя, который

С подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну;

И в чело его целует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

Ритм - это та форма закономерности, которой подчинена речь в поэзии. В стихотворении А.Толстого нет, пожалуй, ни одного, даже самого малого, элемента речи, который оказался бы вне такой закономерности,- ни одного слова, ни одного звука, даже ни одной паузы. Мы видим здесь разные формы ритма: ритм ударений (метрический), ритм фраз (синтаксический), ритм пауз, ритм звучаний (концевые, внутренние рифмы), ритм окончаний строк чередования мужских и женских рифм (каталектика), ритм строф. Все эти формы ритма существуют во взаимосвязи, все они вместе, сообща служат смыслу. Каждая из них несет дополнительный смысл, каждая помогает создать то, что называется содержанием поэтического произведения.

«Коль любить, так без рассудку…» Алексей Толстой

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»

1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» (1854), впервые опубликованная в журнале «Современник». Лирический герой текста – сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся, но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них – Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.

Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер. Чувство Толстого было взаимно. Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство – замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной – все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество. Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.

В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста – анафора. Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, — Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр.