Когда скорпионы страшнее пуль и какой "метлы" боялись душманы? Как белорус воевал в Афганистане. Советские солдаты — мученики Афганистана (4 фото)

Духи

Вопрос
Скажите, c каких времён и почему называют "Духами" моджахедов?
Это пошло со времен афганской войны (1979-1989). "Душман" на их языке (дари?, пушту?) значит-БАНДИТ. По крайней мере, я так помню со школьных времен. Сокращенно -"Дух".
Потому - что душман долго выговаривать,и не звучит.Сократили,получился дух. И звучит, и подходит по фанатизму.
А, поскольку начали наши войны их обзывать ДУХами между собой, то естественно и передалось это название по эстафете, ну понимаешь наверное.
Вот так появился дух.
Небольшое дополнение. Душман - это редкое диалектическое или акцентное произношение на Пушту. В основном слово враг на пушту произносится как духман. Убираем ман - получается дух.
Всё верно, только не "бандит", а "враг".
А мне мужики-афганцы еще очень давно рассказывали, что "духами" их стали называть из-за того, что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда.

Слово "дух" появилось не сразу. Сначала использовалось слово "басмачи", по аналогии с фильмами и книгами об установлении советской власти в Туркестане. Когда читаешь воспоминания о вводе и первых операциях, звучит не "духи", а "басмачи", даже несмотря на то, что когда писались эти воспоминания, слово "дух" уже было у всех на слуху. Уже после ввода, наши пропагандисты решили ввести новый термин "душманы", более понятный местным жителям. Ну а дальше появилось сокращение "дух", которое хорошо вписалось в наш военный лексикон. Духам повезло меньше, им пришлось выговаривать более длинное "шурави". Кстати, слово "моджахед" я услышал гораздо позже, уже в Союзе.

И еще попутный вопрос. Как называли духов в самых первых заметках в печати, наградных листах и похоронках, датированных началом 80-го года? В лексиконе тогда царили "басмачи", но мне интересно, что звучало в официальных документах.
Весной-летом 1981-го, по крайней мере в 783 ОРБ уже вовсю использовалось слово "душок".
"Духами" их стали называть из-за того,что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда.
Это буквальная цитата из фильма Е.Киселева "Афганский капкан-2". По моему мнению, так больно жирно о духах так отзываться... Не заслуживают они такого уважения....IMHO
В начале войны ихваней официально именовали "бандитами", неофициально "басмачами" и "ихванями", а "духи" появились чуть позже. Конечно, от "душман"....
P.S. А моджахедами их стали называть позже, когда мы уже оттуда практически ушли и стало ясно, что рано или поздно туда вломятся америкосы. Типа мы воевали с "бандитами-врагами" (вроде, как за правое дело), а вот амеры - с моджахедами ("идейными борцами за веру" или как оно там переводится)

Афганские моджахеды (араб. مجاهد‎‎ mujāhid, mujahiddin) - члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979-1992 гг. Формировались с 1979 г. из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая - отряды Северного Альянса.

Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру», одновременно являясь наименованием участника джихада или повстанца. Советская армия и афганские власти называли их душманами (дари دشمن - dušman, душмон - «враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави (дари شوروی - šouravî, шӯравӣ - «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» - производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Тема афганского плена очень болезненна для многих граждан нашей страны и других государств на постсоветском пространстве. Ведь она касается не только тех советских солдат, офицеров, гражданских служащих, кому не посчастливилось побывать в плену, но и родственников, друзей, близких, сослуживцев. Между тем сейчас о пленных солдатах в Афганистане говорят все меньше. Это понятно: почти тридцать лет прошло со времени вывода советских войск из ДРА, почти пятьдесят лет - самым молодым воинам-интернационалистам. Время проходит, но не стирает старые раны.


Только по официальным данным в плен к афганским моджахедам в 1979-1989 гг. попали 330 советских военнослужащих. Но эти цифры, скорее всего, выше. Ведь по официальным данным пропали без вести в Афганистане 417 советских военнослужащих. Плен для них был настоящим адом. Афганские моджахеды никогда не соблюдали и не стали бы соблюдать международных правил содержания военнопленных. Практически все советские солдаты и офицеры, побывавшие в афганском плену, рассказывали о чудовищных издевательствах, которым их подвергали душманы. Многие погибали страшной смертью, кто-то не выдерживал пыток и переходил на сторону моджахедов, перед этим переходя в другую веру.

Значительная часть лагерей моджахедов, в которых содержали советских военнопленных, находилась на территории соседнего Пакистана - в его Северо-западной пограничной провинции, которую исторически населяют пуштунские племена, родственные пуштунам Афганистана. О том, что Пакистан оказывал в ту войну военную, организационную, финансовую поддержку афганским моджахедам, хорошо известно. Поскольку Пакистан был главным стратегическим партнером США в регионе, руками пакистанских спецслужб и пакистанских спецподразделений действовало Центральное разведывательное управление США. Была разработана соответствующая операция «Циклон», предусматривавшая щедрое финансирование военных программ Пакистана, оказание ему экономической помощи, выделение средств и предоставление организационных возможностей для вербовки моджахедов в исламских странах, Пакистанская межведомственная разведка ISI играла главную роль в вербовке и обучении моджахедов, которые затем переправлялись в Афганистан - в состав отрядов, сражавшихся против правительственных войск и советской армии. Но если военная помощь моджахедам вполне укладывалась в противостояние «двух миров» - капиталистического и социалистического, аналогичная помощь оказывалась США и их союзниками антикоммунистическим силам в Индокитае, в африканских государствах, то размещение советских военнопленных в лагерях моджахедов на территории Пакистана уже немного выходило за грани дозволенного.

Генерал Мухаммед Зия-уль-Хак, начальник штаба пакистанских сухопутных войск, пришел к власти в стране в 1977 году в результате военного переворота, свергнув Зульфикара Али Бхутто. Через два года Бхутто казнили. Зия уль-Хак сразу же пошел на ухудшение отношений с Советским Союзом, особенно после того, как в 1979 году советские войска вошли на территорию Афганистана. Однако дипломатические отношения между двумя государствами так и не были разорваны, несмотря на то, что в Пакистане содержались советские граждане, которых подвергали пыткам и зверски убивали. Пакистанские разведчики занимались транспортировкой и боеприпасов моджахедам, тренировали их в учебных лагерях на территории Пакистана. По мнению многих исследователей, без прямой поддержки Пакистана движение моджахедов в Афганистане было бы обречено на скорый провал.

Конечно, в том, что советские граждане содержались на территории Пакистана, была определенная доля вины и советского руководства, которое к этому времени становилось все более умеренным и трусливым, не желало максимально жестко поставить вопрос о пленных на территории Пакистана и в случае отказа пакистанского руководства прикрыть лагеря принять самые суровые меры. В ноябре 1982 года, несмотря на непростые отношения между двумя странами, Зия уль-Хак прибыл в Москву на похороны Леонида Ильича Брежнева. Здесь он провел встречу с влиятельнейшими советскими политиками - Юрием Владимировичем Андроповым и Андреем Андреевичем Громыко. Оба «монстра» советской политики, между тем, так и не смогли полноценно надавить на Зия уль-Хака и вынудить его хотя бы сократить объемы и характер помощи афганским моджахедам. Пакистан так и не изменил свою позицию, а довольный Зия уль-Хак спокойно улетел на родину.

О том, что происходило в лагерях, где содержались военнопленные, очень наглядно свидетельствуют многочисленные источники - это и воспоминания тех, кому посчастливилось выжить и вернуться на родину, и мемуары советских военачальников, и работы западных журналистов и историков. Например, в начале войны у взлетно-посадочной полосы авиабазы Баграм в окрестностях Кабула, как пишет американский журналист Джордж Крайл, советский часовой обнаружил пять джутовых мешков. Когда он ткнул в один из них, то увидел выступившую кровь. Сначала подумали, что в мешках могут быть мины-ловушки. Вызвали саперов, но они обнаружили там ужасную находку - в каждом мешке находился советский солдат, завернутый в собственную кожу.

«Красный тюльпан» - так называлась самая изуверская и знаменитая казнь, применявшаяся афганскими моджахедами по отношению к «шурави». Сначала пленника вводили в состояние наркотического опьянения, а затем подрезали кожу вокруг всего тела и заворачивалась вверх. Когда прекращалось действие наркотика, несчастный испытывал сильнейший болевой шок, в результате чего сходил с ума и медленно умирал.

В 1983 году, немногим после того, как улыбающиеся советские лидеры проводили в аэропорту улетавшего на родину Зия уль-Хака, в селении Бадабер, что на территории Пакистана, в 10 км к югу от города Пешавар, был оборудован лагерь афганских беженцев. Такие лагеря очень удобно использовать для организации на их базе других лагерей - учебно-тренировочных, для боевиков и террористов. Так и произошло в Бадабере. Здесь обосновался «Центр подготовки боевиков имени Халида ибн Валида», в котором моджахедов тренировали инструкторы американского, пакистанского и египетского спецназа. Лагерь размещался на внушительной площади в 500 гектаров, причем боевики, как всегда, прикрывались беженцами - мол, здесь живут женщины и дети, бежавшие от «советских оккупантов». На самом деле, в лагере регулярно тренировались будущие бойцы формирований Исламского общества Афганистана, которое возглавлял Бурхануддин Раббани. С 1983 года лагерь в Бадабере стали использовать и для содержания попавших в плен военнослужащих Вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, Царандоя (афганской милиции), а также советских солдат, офицеров и гражданских служащих, оказавшихся в плену у моджахедов. На протяжении 1983 и 1984 гг. в лагерь свозили пленных, которых помещали в зинданы. Всего здесь содержалось не менее 40 афганских и 14 советских военнопленных, хотя эти цифры, опять же, весьма приблизительны и могут быть куда большими. В Бадабере, как и в других лагерях, военнопленных подвергали жестоким издевательствам.

Одновременно моджахеды предлагали советским военнопленным принять ислам, обещая, что тогда издевательства прекратятся и их освободят. В конце концов, у нескольких военнопленных созрел план побега. Для них, находившихся здесь уже третий год, это было вполне понятное решение - условия содержания были невыносимыми и лучше было погибнуть в схватке с охранниками, чем и дальше каждый день подвергаться пыткам и издевательствам. До сих пор о событиях в лагере Бадабер известно достаточно мало, но обычно организатором восстания называют Виктора Васильевича Духовченко 1954 года рождения. Тогда ему был 31 год. Уроженец Запорожской области Украины, Виктор Духовченко работал мотористом 573-го склада материально-технического снабжения в Баграме, а в плен попал 1 января 1985 года в провинции Парван. Его захватили боевики из группы Мослави Садаши и отвезли в Бадабер. Возглавил восстание 29-летний Николай Иванович Шевченко (на фото) - тоже вольнонаемный гражданский специалист, служивший водителем в 5-й гвардейской мотострелковой дивизии.

26 апреля 1985 года в 21:00 охрана лагеря Бадабер собралась на проведение вечерней молитвы на плацу. В это время несколько самых отважных пленников «убрали» двух часовых, один из которых стоял на вышке, а другой - у склада вооружения, после чего освободили остальных военнопленных и вооружились имевшимся на складе оружием. В руках восставших оказались миномет, гранатометы РПГ. Уже в 23:00 началась операция по подавлению восстания, которой руководил лично Бурхануддин Раббани. На помощь охранникам лагеря - афганским моджахедам прибыли подразделения пакистанской пограничной милиции и регулярной пакистанской армии с бронетехникой и артиллерией. Уже позже стало известно, что непосредственное участие в подавлении восстания принимали артиллерийские и бронетанковые подразделения 11-го армейского корпуса пакистанской армии, а также вертолетное звено ВВС Пакистана.

Советские военнопленные отказались сдаться и потребовали организовать встречу с представителями советского или афганского посольств в Пакистане, а также вызвать Красный Крест. Бурхануддин Раббани, не желавший международной огласки существования концлагеря на пакистанской территории, приказал начать штурм. Однако за всю ночь моджахеды и пакистанские солдаты так и не смогли взять штурмом склад, где укрепились военнопленные. Более того, от выстрела из гранатомета, произведенного восставшими, чуть не погиб сам Раббани. В 8:00 утра 27 апреля пакистанская тяжелая артиллерия начала обстрел лагеря, после чего склад вооружения и боеприпасов взорвался. Во время взрыва погибли все пленные и охранники, которые находились внутри склада. Троих тяжелораненых пленных добили, взорвав их ручными гранатами. Советская сторона позже сообщала о гибели 120 афганских моджахедов, 6 американских советников, 28 офицеров пакистанских войск и 13 представителей пакистанской администрации. Военная база «Бадабер» была полностью уничтожена, из-за чего моджахеды потеряли 40 артиллерийских орудий, минометов и пулеметов, около 2 тыс. ракет и снарядов, 3 установки РСЗО «Град».

До 1991 года власти Пакистана полностью отрицали сам факт не только восстания, но и содержания в Бадабере советских военнопленных. Однако советское руководство информацию о восстании, разумеется, имело. Но, что было уже характерно для позднесоветского периода, проявило привычную травоядность. 11 мая 1985 года посол СССР в Пакистане вручил президенту Зия-уль-Хаку ноту протеста, в которой вся вина за произошедшее возлагалась на Пакистан. И все. Ни ракетных ударов по пакистанским военным объектам, ни даже разрыва дипломатических отношений. Так руководители Советского Союза, высокопоставленные советские военачальники проглотили жестокое подавление восстания, как и сам факт существования концлагеря, где содержались советские люди. Рядовые советские граждане оказались героями, а руководители… промолчим.

В 1992 году прямой организатор и лагеря Бадабер, и расправы над советскими военнопленными Бурхануддин Раббани стал президентом Афганистана. Этот пост он занимал долгих девять лет, до 2001 года. Он стал одним из богатейших людей Афганистана и всего Среднего Востока, контролируя несколько направлений поставок контрабандных и запрещенных товаров из Афганистана в Иран и Пакистан и далее по всему миру. Ответственность за события в Бадабере, как и за другие действия во время войны в Афганистане он, как и многие его ближайшие соратники, так и не понес. С ним встречались высокопоставленные российские политики, государственные деятели других стран постсоветского пространства, уроженцы которых погибли в лагере Бадабер. Что делать - политика. Правда, в конце концов, и Раббани умер не своей смертью. 20 сентября 2011 года влиятельный политик погиб в собственном доме в Кабуле в результате взрыва бомбы, которую пронес террорист-смертник в собственном тюрбане. Как взорвались в 1985 году советские военнопленные в Бадабере, так взорвался и сам Раббани спустя 26 лет в Кабуле.

Восстание в Бадабере - это уникальный пример мужества советских воинов. Однако о нем стало известно лишь благодаря его масштабу и последствиям в виде взрыва склада с боеприпасами и самого лагеря. Но сколько еще могло быть маленьких восстаний? Попыток бегства, во время которых в схватке с противником погибали бесстрашные советские воины?

Даже после того, как советские войска в 1989 году были выведены из Афганистана, на территории этой страны находилось значительное количество попавших в плен воинов-интернационалистов. В 1992 году был создан Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ. Его представителями были найдены живыми 29 советских солдат, считавшихся пропавшими без вести на территории Афганистана. Из них 22 человека вернулись на родину, а 7 человек остались жить в Афганистане. Понятно, что среди выживших, особенно оставшихся жить в Афганистане, основную часть составляют люди, принявшие ислам. Некоторые из них умудрились даже добиться определенного социального престижа в афганском обществе. А вот те пленные, кто погиб при попытке к бегству или был зверски замучен охранниками, приняв геройскую смерть за верность присяге и Родине, остались без должной памяти со стороны родного государства.

Минчанин Александр Метла во время службы в Афганистане, создал оружие, которое наводило ужас на душманов. Солдаты метко окрестили чудо-оружие именем его создателя.
Он воевал в Афганистане с апреля 1987-го по июль 1988 года в составе 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, был дважды контужен. За мужество и героизм награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».


Майорская смекалка

Александр Михайлович утверждает, что его «Метла» особых чудес не творила. Но при этом не отрицает: «духов» из убежищ она выметала исправно. Прибыв в Афганистан, майор Метла обратил внимание на то, что чаще всего батальоны его бригады несли потери в одном и том же месте. Обстрел колонн «духи», как правило, вели из русла высохшей реки. Прекращался он также внезапно, как и начинался. После этого душманы быстро уходили только им известными тропами. Настильный автоматно-пулеметный огонь десантников не причинял особого вреда нападавшим. Тут нужен был беглый навесной огонь минометов. Но в бригаде понимали, что на оборудование огневой позиции для минометчиков во время обстрела колонны необходимо время. Да и «духи» не станут ждать огневого удара. Тогда у Александра Метлы возникла идея поместить скорострельный 82-миллиметровый миномет «Василек» на станину зенитной установки и разместить огневую точку в кузове «Урала». «Через неделю я продемонстрировал это изделие комбригу, — рассказывает Александр Михайлович. — Боевое крещение оно получило при первом же сопровождении колонны. Как только начался ее обстрел, расчет миномета вступил в бой. Более 100 мин выпустили десантники! Позиция «духов» исчезла в клубах разрывов и поднявшейся пыли. Больше на том опасном участке дороги душманы не появлялись — слишком ощутимые потери понесли. А солдатская молва быстро окрестила мобильный миномет «Метлой». Простая, по сути, установка, но с возможностью быстрого кругового обстрела пришлась бойцам по душе. Солдаты успешно воевали на ней и получали боевые награды. За время моей службы в Афганистане в бригаде изготовили еще несколько таких установок. Прикрывали они наши колонны и во время вывода войск из Афганистана». О рационализаторской работе Александра Михайловича стало известно тогда и командующему 40-й армией генералу Громову. Осмотрев «Метлу», он с одобрением отозвался об усовершенствованном вооружении. Спустя некоторое время офицер-десантник разработал еще один вариант «Метлы», представлявший собой блок с неуправляемыми авиационными ракетами, установленный на башне БРДМ. Сама башня вырезалась и тоже устанавливалась в кузове «Урала». Эффект от ее залпов был ошеломляющим. Не случайно за этими установками «духи» устраивали настоящую охоту. Майор Александр Метла с одним из вариантов своего оружия Однажды попал в засаду со своей «Метлой» и Александр Михайлович. Получив в том бою тяжелую контузию, чудом остался жив. К сожалению, вернуться домой живыми удалось не всем его боевым товарищам. Александр Метла никогда не забудет ребят, погибших в той далекой стране: майора Есина, старшего лейтенанта Борисенко… Уже после войны ушли из жизни его боевые побратимы Александр Зубко, Игорь Скобей, Александр Зудин.

Подставь плечо!

Сегодня полковник запаса Александр Метла возглавляет благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», который он основал в январе 2002 года. Десятки офицеров, прапорщиков и солдат, ставших инвалидами, получивших ранения и увечья при выполнении интернационального долга, благодаря деятельности фонда стали владельцами автомобилей, мотоциклов. Люди, лишенные возможности свободно передвигаться, ощутили большую поддержку. Нуждающимся в помощи воинам-интернационалистам, семьям погибших в Афганистане, ветеранам Великой Отечественной войны оказывалась материальная поддержка, закупались медикаменты, оплачивалось лечение, вручались инвалидные коляски, телевизоры, холодильники, стиральные машины, газовые плиты… Фонд участвовал в установлении памятных знаков воинам-«афганцам» в Полоцке, Узде, в создании памятника воинам-интернационалистам в Пуховичах, оказывал финансовую помощь в реставрации памятника в Марьиной Горке, выделял деньги на строительство в городе Березе храма в память о погибших в Афганистане боевых товарищах. Фонд «Память Афгана» отреставрировал музей имени Героя Советского Союза Николая Чепика в деревне Блужа Пуховичского района, установил памятник погибшим воинам-интернационалистам в Советском районе столицы… Участвует фонд и в увековечении памяти солдат Великой Отечественной войны. Александр Метла принял активное участие в создании историко-культурного комплекса «Линия Сталина», награжден Президентом Беларуси орденом «За службу Родине» III степени.

«Душманы», или моджахеды были злейшими противниками СССР во время войны в Афганистане. Опытные, жестокие и беспощадные воины они доставили немало хлопот нашим солдатам. Что отличало «душманов» от других противников СССР, в чем были их особенности?

Отсутствие единства

Моджахеды появились в Афганистане после прихода туда советских войск. Изначально это были небольшие группы из местных жителей, а также выходцев из соседних стран – Пакистана и Ирана. Однако к концу 1980-х годов численность противостоящих нашим солдатам «душманов» превысила 250 тысяч человек.
Тем не менее, вопреки распространенным представлениям, в их рядах не было единства и сплоченности. Моджахеды выступали против советских войск не единым фронтом, зачастую они воевали друг с другом не менее ожесточенно, чем с «шурави» (так они называли наших солдат).
Под собирательным обозначением «моджахеды» скрывались десятки и сотни группировок, разделенных по национальному, религиозному и территориальному признаку. Шииты, сунниты, хазарейцы, пуштуны и многие другие – все они периодически вступали в жестокое противостояние друг с другом, что заметно облегчало задачу нашим войскам.

В средневековых условиях

Зачастую «душманы» укрывались в горах, однако будучи в населенных пунктах полностью растворялись среди местных жителей. Советские офицеры, бывавшие на рейдах и зачистках в городах и кишлаках рассказывали, что жили моджахеды в воистину средневековых, мало похожих на человеческие условиях.
Везде царила грязь и антисанитария, заботиться о чистоте своего жилища боевики считали делом не слишком важным. Как отмечали наши военнослужащие, единственным напоминанием о том, что на дворе XX век порой служили японские магнитофоны, которые каким-то образом попадали к «душманам».

Наемники за еду

Сами воевать боевики хотели далеко не всегда, поэтому зачастую они использовали для своих целей местных жителей. А поскольку бедность в Афганистане зашкаливала, то людям не оставалось ничего другого, как соглашаться пойти к «душманам» за еду и воду.
Как вспоминал майор Александр Метла, крестьянину давали мину, он устанавливал ее на дороге, где происходил подрыв советской колонны. За успешную операцию моджахеды щедро вознаграждали пособника, за провал могли и покарать. Простые крестьяне вызывали меньше подозрений у советских военнослужащих, и боевики этим активно пользовались.

Оружейные верблюды

Главным транспортом афганских «духов» были верблюды. В основном их использовали для транспортировки оружия. Передвигаться моджахеды предпочитали ночью, когда у наших солдат было гораздо меньше возможностей их отследить. Каждого животного «душманы» обвешивали огромных количеством тюков, из-за чего верблюдов не брал даже пулемет.
Под видом мирной продукции афганские боевики ухитрялись перевозить оружие. Сверху животное нагружалось тюками с тканями, техникой. А вот внизу, под брюхом, незаметно подвешивалось оружие.

Сговорчивые «душманы»

Бытует распространенное мнение, что с моджахедами нельзя было договориться, якобы они были несговорчивыми и чрезвычайно принципиальными. Это не так.
В 1986 году советское командование направило на переговоры с боевиками майора КГБ Николая Комарова. В его задачу входило обезопасить газовое месторождение рядом с Джизданом от набегов «духов». Изначально полевые командиры все как один отказывались идти на сделку, но были и сговорчивые. Один из них – главарь крупной банды по прозвищу Джафар.
Комаров прибыл на переговоры без оружия, у него завязалась беседа с моджахедами. Когда все детали обговорили и пришли к соглашению, Джафар взял из чана плов грязными руками и поднес ко рту майора. Офицер проглотил «подношение», что означало, что сделка заключена.

Главное – вера

Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Несколько сотен советских солдат за время войны были взяты в плен, некоторые дезертировали и сами пришли к боевикам.
Одним из таких военнослужащих был Сергей Красноперов. Моджахеды приняли его, сблизили с муллами. Дезертир быстро выучил язык, принял ислам. Вскоре у него появились дети от местной женщины. Красноперов до сих пор живет в Афганистане, отличить его от коренных афганцев уже невозможно.

Нечеловеческая жестокость

Американский журналист Джордж Крайл вспоминал, что жестокость моджахедов имела рациональный характер, напоминала жертвоприношения языческих времен. Он описывал изуверскую казнь, которая называлась «красный тюльпан».
По словам журналиста, в один из дней на базе в Баграме советский часовой обнаружил несколько мешков, где находились тела военнослужащих СССР, завернутых в собственную кожу. Все они были убиты «красным тюльпаном».
Сначала «духи» кололи несчастному сильный наркотик, который заглушал боль. Подвешивали за руки и срезали кожу вокруг тела. После окончания действия дурмана приговоренный испытывал сильнейший болевой шок и умирал.

Афганские моджахеды (mujahiddin) - члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979-1992 гг. Формировались с 1979 г. из числа местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против интервенции СССР и экспортированного Советским Союзом «просоветского правительственного режима» Бабрака Кармаля и Наджибуллы.

Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая - отряды Северного Альянса.

Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин», буквально означает «борец за веру»), одновременно являясь наименованием участника джихада или повстанца.

Советские войска и афганские власти называли их душманами (враг), а советских солдат афганцы именовали шурави (советский). Советские солдаты также употребляли жаргонное слово «дух» - производное от «душман».

Моджахеды, как и гражданское население, носили традиционную афганскую одежду (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Идеология

Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца - защищать от неверных свою Родину - Афганистан и свою веру - священный ислам».

Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман - «…Именем Пророка, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война - Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».

Духовные и политические лидеры моджахедов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооруженных формирований и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.

Известно, что в результате ведения массовой антисоветской пропаганды духовенством и оппозиционными лидерами, тотальной безграмотности и необразованности местного населения, подавляющее число моджахедов - вчерашних дехкан не могли иметь фактического и объективного понимания намерений СССР в Афганистане и целей присутствия ОКСВА. Эти обстоятельства оказывали существенное влияние на рост народного недовольства и положили начало масштабной партизанской войне.

В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения моджахедами была одержана безоговорочная победа.

Каждый год численность членов вооруженных формированиях моджахедов начиная с конца 1979 г. - момента ввода ОКСВА, росла с внушительной геометрической прогрессией. К моменту вывода ОКСВА в 1989 г. она превышала 250 тысяч ополченцев.

На всем протяжении войны 1979-1989 гг. в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.

Цель

Целью ведения вооруженной борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооруженными силами ДРА являлось вывод советских войск и свержение «просоветского правительственного режима» в Афганистане.

Тактика

Тактика ведения боевых действий - партизанская.Главными принципами управления боевыми действиями мятежников являлись:
- уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск;
- не обращение боевые действия в позиционную войну;
- отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени;
- внезапные нападение с широким использованием тактики басмаческого движения;
- террор и идеологическая обработка личного состава афганской армии и местного населения.

Вооружение

Большая часть оружия моджахедов была производства Китая и CCCР.
- винтовки БУР (Ли-Метфорд и Ли-Энфилд (Lee-Metford.Mk.I,II, Lee-Enfield Mk I, I*)) - десятизарядные винтовки калибра.303 дюйма (7,71х56 мм) производства Англии 1890-1905 гг.;
- автоматы «Калашникова» 7,62 мм производства Китай, Египет, СССР;
- автоматические винтовки М-16А1 производства США;
- автоматы производства ФРГ, Израиль, Англия, Швеция;
- крупнокалиберные пулеметы ДШК калибра 12.7 мм производства Китай;
- ручные противотанковые гранатометы РПГ-2, РПГ-7 производства СССР, Китай, «Фольскнет» - Швейцария, «Лянце-2» - Германия, «М72А» - США, «Сарпак» - Франция, «Пикет» - Израиль;
- безоткатные орудия калибра 75 мм и 82 мм производства Китай, Пакистан и США;
- минометы - 60 и 82 мм;
- Китайские ПУРС;
Cредства ПВО:
- Зенитно-горные установки ЗГУ, ЗУ-25-2, ЗУ-23-4 производства Китай, СССР, Чехословакия;
- Зенитные пушки малого калибра «Эрликон»;
- Переносные зенитно-ракетные комплексы ПЗРК «Стрела-2» СССР, Китай, Египет, «Ред-Ай», «Джевелин» - США, «Блоупайп» - Англия, «Стингер», «Redeye» - США;
Различные типы мин , в том числе противотанковые (ПТМ) и противопехотные (ПМ) и фугасы;
- Итальянские мины (TS ?1, TS-2,5, TS-1,6, TS-50, SH-55);
- Американские - М-19, М 18А-1, ДСМЕ-С, «Клеймор»;
- Шведские - М-102, Английские МАК-7, а также чехословацкого и советского производства.

Лидеры моджахедов

* Союзники Самые боеспособные партии моджахедов

Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина - различный национальный состав (пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, чараймаки, нуристанцы и др.) и религиозный (сунниты, шииты, исмаилиты), разные источники спонсорской помощи.

Крупнейшая их коалиция - созданное в мае 1985 года суннитское «Исламское единство афганских моджахедов», или «Пешаварская семерка» , куда входили шесть пуштунских и одна таджикская группировка (лидер таджикской партии «Джамиат-и ислами» Бурхануддин Раббани после вывода советских войск стал президентом Афганистана).

Существовала также военно-политическая организация шиитских моджахедов - «Шиитская восьмерка» , базировавшаяся в Иране.

Полевые командиры

Полевые командиры - командующие различными по численности формированиями вооруженной оппозиции, постоянно базировавшимися непосредственно на территории Афганистана. Осуществляли вооруженное противодействие действующей официальной власти ДРА, правительственным войскам и присутствию ОКСВА. В случае тактической необходимости вступали в контакты с представителями правительства ДРА, заключали временные соглашения по различным вопросам.

Известны случаи, когда полевые командиры со своими отрядами переходили на сторону народной власти. Основная масса ожесточенно сражалась, под знаменами «Альянса семи» или «Шиитской восьмерки». Были и командиры независимые от политических партий.

Наиболее известными и влиятельными являлись - Ахмад Шах Масуд , отряды которого действовали в Панджшерском ущелье и долине Чарикар, на стратегической трассе Хайратон - Кабул - в районе перевала Саланг. Исмаил-хан - контролировал запад страны, Джелалуддин Хаккани, Юнус Халес - Восток, Саид Мансур, Устад Фарид, Абдул Сайяф, Абдул Хак, Саид Джарган - Центр, Мулла Маланг, Мулла Накиб - Юг, Мохаммад Башир, Абдул Басир, Кази Кабир, Абдул Вахоб, Мохаммад Вадуд - Север.

В ряды моджахедов также вливались выходцы из других стран мира, особенно из Саудовской Аравии, контингенты из Алжира, Иордании, Египта, Бангладеш, Филиппин, группы малой численности из Марокко, Франции, Англии.

Основными зонами военной активности являлись районы городов:

* Кандагар, Лашкаргах - на юге;
* Алихейль, Ургун, Гардез, Шахджой - на юго-востоке;
* Джелалабад, Асадабад, Асмар, Биркот, Суруби - на востоке;
* Баглан, Кундуз, Ханабад, Талукан, Кишим, Файзабад - на северо-востоке;
* Герат, Фарах - на западе; - 5 мсд
* Панджшерское ущелье, долина Чарикар, Пагман - центральная часть Афганистана;
* Вдоль границы с Пакистаном и Ираном находилось несколько крупных опорных баз и укрепрайонов моджахедов, неоднократно занимаемых в ходе войсковых операций советскими войсками в период Афганской войны 1979-1989 г.
Наиболее известными из таковых считаются:
* Джавара - провинция Пактия.
* Тора-Бора - провинция Нангархар.
* Кокари-Шаршари - провинция Герат.