Когда начинать учить с малышом стихи.

Нелегкий труд - детей учить
И отдавать себя сполна,
Дорогу знаний им открыть,
Найти все нужные слова.

И в День учителя от нас
Примите благодарность,
Она честна, не напоказ,
Так пусть приносит радость.

Ваш терпеливый, нужный труд
Достоин восхищения,
Пусть все цветы для вас цветут,
Добавив вдохновения.

Спасибо Вам за понимание,
За доброту, терпение и труд.
И за дарованные нам знания,
За много отработанных минут.

Ваш труд оценивать так сложно,
Учителем не каждый сможет быть.
И без таланта просто не возможно,
Ученикам себя всю посвятить.

Удачи, нервов крепких и добра,
Еще здоровья Вам мы пожелаем.
И чтобы всё чему вы учите не было зря,
Вас с днем учителя мы поздравляем!

Профессия учителя сочетает в себе мудрость и молодость души, креативность и огромную энергию, доброту и строгость! Ваш труд невероятно сложно оценить, ему просто нет цены! Вы столько сил вкладываете в свое дело, что порою отнимаете свое ценное внимание у близких. Желаем провести этот праздник в кругу семьи. Любви вам, терпения, счастья и благополучия!

С Днем учителя Вас поздравляем
И желаем мы Вам долгих лет.
Помним, ценим Ваш труд, уважаем.
Мира, счастья, здоровья, побед!

Пусть сбывается всё, как по нотам,
И поменьше пусть будет невзгод.
Пусть в приятных проходит заботах
Каждый-каждый учебный ваш год!

Учитель - не профессия,
А дар, что свыше дан!
Поди, управься с ребятней:
Они же ураган!

Уже урок - а в классе гам,
Шпаргалки, двойки - тут и там.
Всех научи, всем подскажи.
И присмотри, и проследи.

С Днем педагога, Вас! Цветов
И самых теплых, щедрых слов.
Детей послушных, благодарных
И достижений триумфальных.

Пусть каждый миг и каждый час
Судьба балует щедро Вас.
Привносит в жизнь тепло и смех,
Веселье, счастье и успех.

Всемирный день учителя -
Ваш праздник неспроста.
Талант Ваш исключителен,
Есть в сердце доброта.

Пусть чтится труд учительский
Сегодня и всегда.
Достойный, просветительский,
Ведет нас, как звезда.

Обучаться может каждый,
Обучать - вот это дар!
Тут уметь ведь очень важно
Искру превратить в пожар.

С Днем учителя всемирным!
Этот день по праву ваш.
Вам здоровья, счастья, мира,
Поощрения за стаж.

Чаще слышать благодарность,
Быть с детишками в ладах.
Чтоб мечты у вас сбывались,
Чтоб задор не гас в глазах!

Учитель - человек от бога.
Ценней труда на свете нет.
Он ради знаний, безвозмездно
Пропустит завтрак и обед,
Составит план, придет усталый,
Начнет детишек поучать,
Чтоб неумелых, глупых малых
Не стала жизнь обижать.
Когда-то годы в институте
Над книжкой ради нас корпел.
Теперь, ошибки проверяя,
Про отдых позабыл совсем.
Так пусть воздастся по заслугам -
Везенья, счастья и добра!
За помощь сотням разных судеб
Пусть солнце светит вам всегда,
Удача рядышком шагает,
Успех во всех делах царит.
Вас с Днем учителя поздравим.
Уюта, радости, любви!

Спасибо вам, что выбрали профессию,
Которая несет учения свет!
И за нескучные уроки интересные,
За то, что знаете на всё всегда ответ!

Мы любим вас, хотя порой шалим.
Простите нас, пожалуйста, за это!
Мы вас за всё, за всё благодарим,
И лучше нет учителя на свете!

Желаем вам учеников прилежных,
Зарплат высоких, творческих идей
И на работе дней только успешных,
Чтобы гордились вы профессией своей!

Последний звонок или первый -
Очень много их в жизни у вас.
Замечательный, точный и верный -
День Учителя - праздник сейчас!
Редко мы успеваем поздравить,
А порой забываем совсем.
Вы нам вправе и двойку поставить,
Отчего же прощаете всем?
Когда непросто всё порою...
... терпенье надо... и держись!
Работа? Точно! Но не скрою,
Учитель - это просто жизнь.

Педагогом не стали б Вы, если
Отдыхать лишь мечтали бы в кресле.
За умом Вашим нам не угнаться.
Да в активности - и не тягаться.
Рады мы Вас сегодня поздравить,
А талант педагога прославить!
В этот праздник, учителя День,
О вас спеть даже будет не лень.
К Вам всегда мы бежим за советом.
Разрешите сказать нам букетом:
Уважаем Вас, помним об этом!

Вот и лето вдруг прошло,
За окошком дождик,
Грустно на душе у ребят -
Им ведь пора в школу.
С днём учителя поздравим,
Пожелаем им всех благ,
Чтобы двойки детям не ставили, -
За это дарим шоколад!
Учителя, вы хороши,
Вручим цветы вам от души!

За окошком шелестит
Осень золотая.
В октябре учителей
Всех мы поздравляем.

Пожелаем Вам тепла
В классе и порядка,
Уважения всегда,
Мира и достатка.

Не подводят пусть здоровье
И терпение никогда,
Стороною Вас обходит
Огорчение и беда.

Выражаем благодарность
Вам, любимый наш учитель,
За добро и лучезарность.
Долго, счастливо живите!

Великое слово - Учитель!
От нас поздравленья примите!
Пусть каждый из Вас будет счастлив,
Идет на урок, как на праздник!

Пусть срочно повысят зарплату,
И будут послушны ребята,
Желаем здоровья, терпенья,
Ведь каждый из Вас просто гений!

Нелегкий труд - детей учить
И отдавать себя сполна,
Дорогу знаний им открыть,
Найти все нужные слова.

И в День учителя от нас
Примите благодарность,
Она честна, не напоказ,
Так пусть приносит радость.

Ваш терпеливый, нужный труд
Достоин восхищения,
Пусть все цветы для вас цветут,
Добавив вдохновения.

Учитель наш любимый,
Сердечно поздравляем!
Мы ценим труд ваш тяжкий
И очень уважаем.

И потому сегодня
Мы дружно все клянемся:
За ум и за учебу
Сейчас же как возьмемся!

Чтоб было вам приятно,
Все выучим отлично,
Пусть светятся в журнале
Пятерки симпатично!

5 октября 2017 года празднуем День Учителя

В день погожий в день осенний,
В череде осенних дней
Поздравляем мы сегодня
Всех своих учителей.

Непослушные и разные
Учимся у них мы мудрости.
Учим в будни мы и праздники
Школьной азбуки премудрости.

Поздравляем Вас, Учитель,
В этот вечер мы стихами
И желаем, чтоб гордились
Вы всегда учениками!

Вы с мудрым советом придете всегда,
С терпением, строгостью даже,
Учитель, пусть вас не терзают года,
Спасибо вам искренне скажем.

Пусть будет любимых цветов миллион,
И море приятных подарков,
Чтоб счастьем наполнился милый ваш дом,
А жизнь была радужно-яркой!

Поздравляем мы сегодня
Дорогих учителей!
Нету лучше вас на свете,
Образованней, умней!
Пусть же будет на уроках
Ваших только тишина!
На пятерки все ребята
Пускай учатся всегда!

Обучаться может каждый,
Обучать - вот это дар!
Тут уметь ведь очень важно
Искру превратить в пожар.

С Днем учителя всемирным!
Этот день по праву ваш.
Вам здоровья, счастья, мира,
Поощрения за стаж.

Чаще слышать благодарность,
Быть с детишками в ладах.
Чтоб мечты у вас сбывались,
Чтоб задор не гас в глазах!

Учителей любимых поздравляем сердечно!
Желаем выглядеть отпадно, безупречно,
Пускай на стуле никогда не будет кнопок,
Они жестоко ведь проколят нежный хлопок!

Желаем деток вам послушных, очень милых,
И хулиганов - только лучших и любимых,
Пусть шалости закончатся лишь смехом,
И табель станет гордостью, успехом!

Лучшие поздравления с днем учителя

Этот праздник в России касается всех -
Наполняют все школы улыбки и смех.
С Днем учителя Вас в октябре поздравляем
И успехов в нелегком труде Вам желаем!

Пожелаем терпения, творческих дел,
Чтобы каждый стремился, учиться хотел,
Чтобы каждый учащийся знаний просил.
Пожелаем здоровья, физических сил.

И помощников больше пусть будет у вас:
Все коллеги, родители, данный вам класс,
Чтоб в профессии Вы постоянно росли,
Предначертанной Богом дорогою шли.

Пусть наполненным радостью будет Ваш путь,
Не хотелось чтоб Вам с той дороги свернуть.
Пожелаем открытий и новых высот,
Пусть ничто не прервет Ваш высокий полет!

Детей всех вдохновителя,
И ангела-хранителя,
Совсем чуть-чуть, мучителя,
Где-то, нравоучителя,
Искателя, мыслителя,
Есенина ценителя,
Ничуть не раздражителя
От зауча спасителя,
За жизнью нашей зрителя,
Характеров строителя,
Класса руководителя,
Поздравим с Днем Учителя!

С Днем учителя Вас поздравляем
И желаем мы Вам долгих лет.
Помним, ценим Ваш труд, уважаем.
Мира, счастья, здоровья, побед!

Пусть сбывается всё, как по нотам,
И поменьше пусть будет невзгод.
Пусть в приятных проходит заботах
Каждый-каждый учебный ваш год!

Желаем, конечно же, много терпения,
От учеников - теплоты, уважения,
В тетрадях - поменьше помарок, ошибок,
На лицах - побольше широких улыбок.

Чтоб были уроки всегда интересны,
Чтоб было «отлично» у всех повсеместно,
Чтоб вовремя все на урок приходили
И чтобы предметы учили, любили.

Чтоб были коллеги коллегами точно,
В конце предложений стояли чтоб точки,
У всех чтобы форма была к физкультуре.
Чтоб правила, формулы знали, фигуры.

Чтоб колбы, мензурки нигде не взрывались,
Чтоб только приятно о вас отзывались.
И чтобы работа была как кино:
Приятной и платной еще заодно!

Давайте сегодня забудем о двойках,
Домашних заданиях и дневниках,
О лекциях, прочих головомойках,
Сегодня вас будем носить на руках,

В цветах вас утопим, и тортик подарим
Ведь вы наш любимый учитель, и мы
Надеюсь, ваш самый желанный подарок,
И так же как вы нам, вам очень нужны!

С Днем учителя! Несите званье гордо.
Пускай в делах вам всем сопутствует удача.
Пускай счастливой в жизни стелется дорога.
А от усилий всех будет отдача.

Побольше радости, здоровья и терпенья,
Побольше света: в мире, и в душе, и в доме.
Всегда хорошего в работе настроенья,
Ведь нет профессии полезней и весомей!

День учителя настал,
Дождик капать перестал.
Двойки замерли в тетрадках,
Зацвели цветы на грядках.

Заглянуло солнце в класс,
Поздравляем, любим вас.
Обещаем не лениться,
Хорошо всегда учиться.

Не прогуливать уроки
И сдавать предметы в сроки.
Школа - чудная пора.
С днем учителя! Ура!

Добрый день, дорогие читатели!

Многие вспоминают то время, когда приходилось заучивать стихотворение наизусть с ребенком. Ходит ребенок по комнате, учит, а в голову ничего не лезет. Уже мама выучила, папа, даже соседи, а ребенок не может рассказать стихотворение наизусть. Для некоторых детей учить стихи — это настоящая пытка, нелегкий труд. Но не для всех. Многие дети с радостью учат стихи и очень быстро их запоминают.

Сегодня поговорим с вами о том, зачем учить стихи с ребенком, как учить стихи, как можно быстро выучить стихи наизусть, как помочь школьникам учить стихи.

Зачем учить стихи?

Наверняка, многие из нас понимают, что учить стихи с детьми нужно. Зачем?

  1. Развитие памяти.
  2. Развиается мозг. Дети, которые учат стихи, имеют более высокий интеллект.
  3. Обогащается словарный запас ребенка. Дети учатся правильно произносить слова, развивается речь.
  4. Развивается фонематический слух.
  5. Поэзия развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества

Как учить стихи с ребенком?

Одному ребенку достаточно несколько раз рассказать или прочитать стихотворение и он тут же его повторяет. Для других — это настоящая пытка-выучить стихотворение.

Если в семье с рождения ребенка с ним много разговаривают, читают книги, поют песни, рассказывают сказки, то малыши отлично могут выучить стихотворение.

Рассмотрим, как учить стихи с малышами.

  1. Во-первых, малышей с самого рождения нужно знакомить с »мелодией и ритмичностью » стиха. Казалось бы, что понимает маленький человечек, который лежит еще в коляске? Но это не так. Мама поет малышу , утром, умывает и приговаривает потешку: » Водичка, водичка, умой Кате личико, чтобы глазки блестели…» Мама поет, читает, а ребенок улавливает ритм и мелодию стиха. В подсознании у него закладывается определенный опыт, который потом поможет выучить стихи.
  2. Наиболее благоприятный возраст для развития памяти ребенка — 4-5 лет. В этот период нужно очень активно заучивать стихи с малышами. Конечно, до 4 лет дети слушают сказки, стихи и запоминают их.
  3. Чтобы ребенку легче было выучить стихи, они должны соответсвовать возрасту ребенка. Малыши очень любят слушать сказки, стихи. Большинство детских писателей писали свои сказки для малышей именно в стихах. В отличии от монотонной прозы, стихи лучше запоминаются ребенком.
  4. Малышам лучше подбирать стихи, которые наполнены действиями, чтобы ребенку было понятно, что происходит в данном стихотворении. Например: »Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко…». или » Ехали медведи, на велосипеде…»Здесь конкретные действия.

В детской литературе очень много хороших стихов для малышей, написанными класcиками детской литературы. Это стихи Агнии Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, К. Чуковского. Даже Пушкина и Некрасова. Большиеи стихи лучше разбивать на части,читать и учить постепенно. Прочитали утром, повторили, продолжили вечером.

5. Дети очень разные по темпераменту. Одни спокойные, другие шумные и непоседливые. Так вот, более подвижным детям подойдут стихи ритмичные, веселые. А спокойным деткам — размеренные, плавные. Конечно, в школе задают учить стихи, не учитывая темперамент детей.

6. Маленьким деткам лучше заучивать стихи для кого-то: для , папы, бабушки, чтобы рассказать Деду Морозу. Так они охотнее их учат. А уже детей постарше нацеливать, что учить стихи нужно для себя.

7. И еще совет- заучивать стихи нужно эмоционально, с выражением, чтобы оно не лишалось смысла.

Как учить стихи правильно

  1. Сначала прочитайте ребенку стихотворение целиком.
  2. Потом разъясните все непонятные слова, которые встречаются в стихотворении. Найдите синонимы к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. Иначе ребенку трудно будет выучить стихотворение, слова которого он не понимает.
  3. Читаем еще раз стихотворение с выражением, проговаривая вместе с ребенком.
  4. Стихотворение можно разделить на части. Выучить сперва первые две строчки, потом другие.
  5. С малышом учите небольшое стихотворение, даже состоящее из 4 строчек. Позже можно увеличить объем стихотворения.
  6. Главное — никогда не торопите малыша! Не нужно учить сразу много стихов. Пусть ребенок запомнит хорошо одно стихотворение, расскажет его, повторит несколько дней. Потом, если все получилось, можно выучить и другие стихи.
  7. Можно стихотворение нарисовать вместе с малышом. Прочитайте, пусть малыш представит себе картинку, о чем говорится в стихотворении. И рисуйте. Заведите папку. Подпишите название стихотворения, автора и сложите картинки к нему. Потом. когда соберется достаточное количество картинок, перелистывайте вместе и вспоминайте стихи, пусть ребенок их расскажет. Это даже забавно будет.
  8. Когда малыш учит стихотвореие, можно предложить ему рассказать своими словами, о чем стих. Так он представит себе картинку и выучит быстрее.

Методы заучивания стихов

Все дети разные. Родителям нужно подобрать фишки, которые сработают при заучивании стихов. Есть три основных способа восприятия:

  • зрительный
  • слуховой
  • двигательный.

Зрительный. Ребенку показывают картинки к стихотворению и читают. Дают установку — запомнить. Ребенок представляет образы, которые есть в стихотворении и учит наизусть стих.

Например, стихотворение:

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Это стихотворение, конечно, не для малышей. Ребенок предствляет себе вихри, снег, как он кружит. Бурю, в образе зверя, который воет и в образе ребенка, который плачет.

Слуховой. Это самый распространенный метод заучивания наизусть. Взрослый чиатет, ребенок слушает, а потом повторяет.

Двигательный. Можно ходить по комнате и учить стих, ритмично — шаг-слово, шаг-слово.

Можно использовать клубок ниток. Учим и наматывам нитки, строчку за строчкой. Потом, когда выучили, разматываем клубок и говорим слова стихотворения. Потом проговариваем и »понарошку наматываем нитки».

Можно еще так учиить стихотворение с ребенком: взрослый начинает рассказывать стихотворение, останавливается, а ребенок продолжает дальше.

Как быстро учить стихи наизусть с малышами

  1. Выбирайте для заучивания простые и понятные стихи А. Барто, К. Чуковского, Маршака. Стихи должны быть небольшие.
  2. Выбирайте ритмичные стихи с конкретными действиями.
  3. Чаще пойте малышам песни, сопровождайте обычные действия стихами, потешками. Во время прогулок, по дороге в детский сад расказывайте стишки.
  4. Учите стихи, играя с мячом, куклой, катаясь на качелях.

Даже если ваш малыш капризничает, попробуйте проговорить ему строчки веселых стихов — он улыбнется и перестанет капризиничать.

Вот такие скекреты, как учить с малышами стихи, непринужденно, играя. Если ребенку интересно, то он сам выучит быстро стих и любовь к поэзии может сохраниться на долгие годы.

Как учить стихи школьникам

В начальной школе, да и в старших классах не редко по литературе задают домашнее задание — выучить стихотворение. И это быстро не у всех получается сделать.

Советы школьникам, как учить стихи.

  1. Если на дом вам задали выучить стихотворение, то это сделать нужно в первую очередь.
  2. Прочтите стихотворение несколько раз. Не стоит сразу читать с выражением, оно появится в процессе ознакомления с произведением. Ведь начиная читать, мы еще не знаем, о чем говорится в стихотворении. Когда ребенок ознакомился, понял, о чем стих, то потом можно прочитать его с выражением.
  3. Если родители помогают учить стихотворение, читайте по очереди — вы-ребенок, 1 строка-пауза, другая — пауза.
  4. Все непонятные слова в стихотворении обсудите со взрослыми или найдите значение слов в интренете.
  5. Стихотворение можно поделить на четверостишья. Выучили кусочек, повторили, дальше учим. Так сделать 5-6 раз. Потом объединяем все выученные строки и рассказываем их вместе. Попробуйте закрыть книгу и повторить все стихотворение.
  6. Стихотворение можно записать на диктофон и потом прослушивать по несколько строк и повторять.
  7. Еще один способ, которым мы, взрослые. пользовались сами при заучивании стихов наизусть. Выучили стих, а вечером положили книгу под подушку. Утром втали, повторили все. Так мы готовились даже к экзаменам. Но сначала нужно выучить, а потом книгу класть под подушку. Если ее не брить в руки, вряд ли в голове что-то останется. И чтобы потом на уроке не попасть в смешную ситуацию, как это было в рассказах Драгунского про
  8. Можно учить стихотворение перед зеркалом, декламируя самому себе.

И еще совет родителям.

Если у ребенка был отрицательный опыт в заучивании стихотворения: не мог выучить, поставили двойку, родители ругали, сравнивали с другитми детьми, то родители сами того не ведая, могут внушить ребенку мысль о неудаче и ребенок не сможет запомнить стихотворение.

Занимаясь с ребенком любым делом, вы должны помнить о формировании у него положительной самооценки, ребенок должен верить в свои силы и способности.

Родители в первую очередь должны быть терпеливыми, тактичными и не забывать хвалить свое чадо за успехи, пусть даже небольшие.

Вот такие сегодня советы, как учить стихи с ребенком . Надеюсь, что они вам пригодятся.

Учите стихи с малышами в игровой форме, а школьникам — побольше уверенности в своих силах и все получится!

С уваажением, Ольга.

Учебно-исследовательская работа.

Секция: начальные классы.

Тема: «Учить стихи – нелегкий труд»

Мухамадиев Никита Сергеевич.

Научный руководитель: Осокина Елена Тельмановна, учитель начальных классов.

Место выполнения работы: 3 «Б» класс, МБОУ «СОШ №12 им.Сметанкина В.Н.», Приморский край, г. Находка, Проспект Мира, 10

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ:

    Введение: 2-3

    • Актуальность проблемы 2

      Проблема исследования 2

      Гипотеза 2

      Объект исследования 2

      Предмет исследования 2

      Цель исследования 2

      Задачи исследования 2

      Проектные продукты 3

      Практическая значимость 3

      План работы над учебным проектом 3

      Методы исследования 3

      Новизна проекта 3

    Основная часть : 4-6

    Проведение анкетирование и его итоги 4

    Поиск информации о способах запоминания 5

    Интервью с воспитателем 5

    Эксперимент 6

    Заключение . 6

    Список используемой литературы и интернет адресов . 7

    Приложение: 8-11

    Приложение 1 8

    Приложение 2 9-11

    Приложение 3 12

1.Введение.

Актуальность проблемы.

В школе детям часто задают учить стихи наизусть и у некоторых ребят это плохо получается, приходится тратить 2-3 часа на запоминание стихотворения из 5-6 четверостиший.

Проблема исследования.

Каково количество детей, которым трудно запоминать стихотворения?

Существуют ли способы, которые облегчают запоминание стихотворений?

Гипотеза.

    Я предполагаю, что ребят, которым трудно запоминать стихи, много, потому что нужно точно повторять слова автора стихотворения и нельзя пересказать смысл прочитанного своими словами. Я уверен, что существуют способы, помогающие облегчить заучивание стихотворений, и попробую их найти.

Объект исследования.

Стихотворения из учебника литературного чтения за 3 класс образовательной системы «Школа 2100».

Предмет исследования.

Способы запоминания стихотворений

Цель исследования .

Целью моей работы является выявление способов, облегчающих запоминание стихотворений, и подтверждение их действенности на практике.

Задачи исследования.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

1. Установить с помощью анкетирования количество детей, плохо запоминающих стихотворения;

2. Изучить способы запоминания;

3. Попробовать проверить один из способов на практике;

4. Провести и проанализировать результаты опроса и эксперимента по теме исследования.

Проектные продукты:

    Компьютерная презентация по теме исследовательской работы;

    Овладение техникой запоминания стихотворений в 3 «Б» классе МБОУ «СОШ № 12 имени Сметанкина В.Н.».

Практическая значимость.

Материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе преподавания литературного чтения. Работа может помочь практически каждому ребенку, у которого возникают затруднения при запоминании стихотворений.

План работы над исследованием:

    Проведение анкетирования. (Проведение анкетирования среди учеников школы и обработка данных.)

    Анализ полученных данных.

    Сбор необходимой информации, подтверждающей или опровергающей мою гипотезу. (Поиск информации в литературных источниках и интернете.)

    Эксперимент по заучиванию стихотворения А. Барто.

    Вывод по проведенной работе.

    Оформление работы. (Подготовка и оформления доклада, презентации.)

    Защита проекта.

Методы исследования :

    Интервью у воспитателя и библиотекаря.

    Поиск информации в интернете.

    Проведение анкетирования.

    Обработка данных и построение диаграмм.

    Создание собственного продукта, облегчающего запоминание стихотворений.

    Эксперимент по запоминанию.

Новизна проекта.

Основные механизмы запоминания уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах, а вот используются приемы по запоминанию в обычной жизни крайне редко. Благодаря моему исследованию многие ребята узнали новый способ запоминания стихов и стали применять его на практике.

2.Основная часть.

Проведение анкетирования.

На мои вопросы отвечали 23 ученика 3 «Б» класса, 26 учеников 9 «А» класса и 17 одиннадцатиклассников.

На мой первый вопрос: «Сколько времени тратят ученики на запоминание стихотворений?» мои одноклассники ответили, что 12 человек запоминают стихи от 5 до 20 минут, 4 человека – полчаса, 3 человека – 1 час, 3 человека такие как я тратят на запоминание до 3 часов. Девятиклассники как люди более серьезные сказали, что 11 человек запоминают за 20 минут, 6 человек – полчаса и 9 человек – 1 час. Таких, кто учит 2-3 часа – нет!

Большинство опрошенных одиннадцатиклассников заучивают стихотворение за полчаса, однако есть 1, который учит час и еще 1, который учит 2 часа! Таким образом, на итоговой диаграмме видно, что время, требуемое ребятам на запоминание стихотворений не зависит от того, в каком ты классе учишься. Получается даже, что чем младше, тем быстрее запоминаешь.

Итак, мое первое предположение, что ребят, долго запоминающих стихи, много не подтвердилось. Их оказалось 18 человек из 66 опрошенных. Ответы на свой второй вопрос о способах запоминания стихов показали следующее:

На 1-ом месте оказалось чтение про себя и мысленное представление описанных поэтом картин (создание образов) – 25 человек из 66;

На 2-ом месте - чтение про себя – 17 человек из 66;

3-ье место разделили

чтение вслух и представление описанного в стихотворении – 7 человек;

и чтение вслух – тоже 7 человек;

Слушание стихотворений, когда их читает мама, помогает только 5 моим одноклассникам;

На последнем месте – зазубривание (механическое повторение по 2 строчки) – 1 третьеклассник и 1 девятиклассник.

Таким образом, половине ребят (32 человека) легче запоминать стихотворения, если мысленно представлять описанные в стихотворении картины и сюжеты.

Поиск информации о способах запоминания

В городской библиотеке литературы о способах запоминания стихотворений не оказалось. Из Интернета я узнал, какие вообще существуют м етоды заучивания и запоминания стихотворений:

Визуальный – с опорой на «картинный план» или готовые картинки.

Слуховой - его обычно используют в детских садах: сначала ребенок слушает, потом повторяет вместе с воспитателем, потом - повторяет один. Среди моих одноклассников еще есть 5 человек, которым легче запоминать на слух.

Двигательный - взять большую толстую нитку и по мере заучивания «смотать из стихотворения клубочек».

Но из моего опроса, следует, что легче запоминать, когда объединяешь и слух, и зрение, и представление о написанном.

Интервью с воспитателем

Судя по ответам ребят, им легче объединять несколько способов для облегчения запоминания. И я вспомнил, что в детском саду № 67 наш воспитатель Ольга Ивановна учила с нами стихотворения, нарисовав на листе бумаги основные моменты стихотворного рассказа. Я отправился в детский сад, и Ольга Ивановна рассказала мне, что такой способ запоминания называется мнемотехника.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский, который жил 2 600 лет назад. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого можно по памяти, используя графическое изображение, рассказывать стихотворение целиком. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, Воспитатель подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Я видел, как в детском саду мальчик сам нарисовал схему и тут же рассказал стих.

Эксперимент

Я решил проверить так ли это на примере стихотворения Агнии Барто «В защиту Деда Мороза». Нарисовал мнемотаблицу, благодаря которой выучил стих за 10 минут, чего со мной никогда не бывало. На следующий день я рассказал о мнемотехнике в классе и предложил двум девочкам, которые не учили это стихотворение, запомнить его опираясь на мою мнемотаблицу. Оля выучили стих практически сразу за 3-4 минуты, а Лера – за 8 минут. Все ребята сказали мне: «Никита, где ты был раньше?»

А на следующий день надо было опять учить наизусть стихотворение Давида Самойлова «Город зимний» и все принялись делать свои мнемотаблицы и выучили стих очень быстро. На продленке вместе с учителем мы засекли время запоминания. Из 12 человек 8 выучили за 5 минут, 4 человека - за 10 минут. Но все улучшили свое обычное время запоминания!

3.Заключение.

Таким образом, в результате проведенного исследования были изучены способы запоминания стихотворений и выбран для дальнейшего использования тот, который задействует сразу несколько органов чувств: и зрение, и слух и наглядно-образное мышление.

Итак, моя гипотеза подтвердилась частично

Детей, запоминающих стихи очень долго не так много, они составили четвертую часть от опрошенных мною ребят;

Специальные методики запоминания стихотворений существуют, среди них наиболее лёгкая – мнемотехника;

Благодаря мнемотаблицам значительно сокращается время запоминания, а создание опорных образов увлекает, превращает занятие в игру.

4. Список используемых интернет-адресов:

    www . : mnemotexnika.narod.ru

    www . ru . science . wikia . com

    www. schatz-wort

    www.ru.wikipedia.org

Приложения.

Приложение 1.

Анкета

Здравствуйте! Я ученик 3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 12 имени Сметанкина В.Н.» Никита М. и прошу Вас ответить на мои вопросы.

    В каком классе Вы учитесь?________________________________________________

    Сколько времени Вы тратите на заучивание стихотворения из 5-6 четверостиший? ______________________________________________________________________________

    Стихотворения каких поэтов Вам запоминаются быстрее: современных или поэтов прошлых веков?_____________________________________________________

Как Вы думаете, почему?______________________________________________

    Назовите своих любимых поэтов ___________________________________________

    При заучивании стихотворения наизусть, каким образом Вам легче запоминается:

а) когда стихотворение кто-нибудь читает Вам вслух? (да, нет) ___________________

б) когда Вы видите текст и читаете его про себя? (да, нет)______________________________________________________________________

в) когда Вы представляете себе картины, описанные в стихотворении (да, нет) ________________________________________________________________________________

г) каким-либо другим способом?_____________________________________________

Приложение 2.

Диаграмма 1. Сколько времени тратят на запоминание стихотворений ученики 3 класса Агнии Барто «В защиту деда Мороза» .

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Психологи утверждают, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Так давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов. Прежде всего, это:

Ø развивает память;

Ø повышает уровень интеллекта;

Ø увеличивает активный словарь детей (это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи);

Ø формирует чувство языка (ребенок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти, как правильно сочетать одно слово с другим);

Ø развивает фонематический слух (различение звуков в слове).

Теперь поговорим о том, когда же начинать учить стихи с малышом? Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы, любящие своего ребенка родители, поете ему колыбельную песню или рассказываете потешки. Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. В этом возрасте рекомендуется рассматривать картинки в книгах и попутно читать стихи. Сначала очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении. Более осознано дети начинают заучивать стихи в возрасте 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Так как же правильно учить стихи?

Во-первых, для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка, его речевому развитию и темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Во-вторых, заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

В-третьих, прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

В-четвертых, мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существует несколько методов заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат, легкий и приносящий радость от общения с поэзией в процессе заучивания.

В-пятых, еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный (зрительный)

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако, это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание: «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и наматываем «понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.

В заключении хочется сказать о том, что запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Александра Сергеевича Пушкина и Николая Алексеевича Некрасова.

Приятных Вам семейных чтений!

Т.В. Кузнецова –

учитель-дефектолог МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка