Мой дом средняя группа. Конспект нод в средней группе "мой дом"

Доминирующая образовательная область социально-личностное развитие.

Направление: «Познавательно – речевое».

Интегрированные образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Тема: «Мой дом – моя крепость».

Цель: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенностью.

Задачи:

Закрепить у детей знания о понятии «дом»;

Продолжать знакомить детей с историей жилища как строения, с видами домов;

Расширять знания детей о своей Родине, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении, закрепить умение называть свой адрес;

Развивать связную речь через диалогическую речь, образное мышление и память; развивать внимание, воображение, творческие способности;

- воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, поселку; воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены, умение работать в команде.

Планируемый результат:

Сформировать у детей знания о видах домов, об истории их возникновения; закрепить умение называть свой домашний адрес.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записями песен и мелодий.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание иллюстраций.

Словесный: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово.

Практический: игра «Чей домик», «Кто, где живет».

Развивающая среда: осенний листочек с загадкой, картинки: изба, юрта, вигвам, шатер, иллюстрации, с изображением домов, характерных для других стран, картина «Город», дидактическая игра «Чей домик», игрушка волк, три фигурки поросят, ширма, домик из камней, большой мяч, солома, хворост, камни.

Материал: цветной пластилин, салфетки, стеки, готовые формы для аппликации, клей, салфетки, строительный материал для заборчика.

Индивидуальная работа: заучивание стихотворения «Дома бывают разные». (Елена Куц.)

Словарная работа: неприкосновенность, жилье, порядок, беспорядок, жилище, жилой дом, общественное здание, пещера, изба, юрта, вигвам, шатер.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций различных видов жилищ человека и административных зданий, чтение и беседы по сказке С.Михалкова «Три поросёнка», заучивание пословиц и поговорок, разучивание песни «Здравствуй, Родина моя!», проведение выставки рисунков на тему «Мой дом», изготовление дидактических игр «Чей домик», «Герои сказок».

Методические приемы:

Посмотрите, как много сегодня у нас гостей, давайте с ними поздороваемся и своими улыбками подарим друг другу хорошее настроение.

Ребята, посмотрите какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? (версии детей и воспитателя).

Как же узнать, кто из нас прав. Посмотрите, что это за листочек здесь лежит, кажется, он не простой, здесь что-то написано. Может это загадка? Давайте прочитаем:

Носик – круглым пятачком

Хвостик маленьким крючком

Трое их и до чего же,

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки

Из какой герои сказки? («Три поросенка».)

Правильно, это домик трех поросят. Давайте постучим и поздороваемся с ними. (Стучат.) Поросята, выходите скорее мы к вам в гости пришли!

(Из домика выходит волк.)

Волк: Зрасьте! Зрасьте! Нет здесь никаких поросят! Я теперь здесь живу! Это теперь мой дом! А поросята ваши в лес убежали, а дверь забыли закрыть. Вот я и зашел, а их выгнал. (Уходит обратно в домик.)

Ребята, что же случилось? Почему волк у трех поросят в домике живет? И где же сами поросята?

Правильно поступил волк, выгнав поросят из их собственного домика? (Ответы детей.)

Конечно, ведь это их дом и никто не имеет права их выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем волка.

(Дети стучат в домик.)

Волчок-серый бочок, выходи, пожалуйста, мы хотим с тобой поговорить. (Волк выходит.)

Ты не хорошо поступил, у тебя нет права выгонять поросят из их дома. Ведь собственное жилье по закону неприкосновенно.

Волк: А как это неприкосновенно?

Ребята, объясните волку, как это понять «неприкосновенно»?

Волк: А как же я? Где же мне жить? У меня же нет дома?

Проблемно-поисковая ситуация:

Ребята, сложная ситуация у волка. Действительно, как же быть волку? Ведь, каждый имеет право на жилье.

Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы постараемся найти для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик?» (Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе – жилища животных, каждый находит себе пару.)

Вот, волк, нашли мы твой домик, твое логово. А вот и твои волчата с мамой волчице? Ты рад? (Волк благодарит ребят.)

Волк, оставайся у нас, наши ребята расскажут тебе еще много интересного и поучительного.

Ребята: Медведь живёт в ……..берлоге,

Лиса, барсук – ……….в норе,

Бобёр построил …………хатку,

А белка живёт в……….. дупле,

Крот под землёй ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живём мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

Правильно, мы с вами живем в домах (квартирах).

Вы, хотите поговорить о домах, в которых мы живем, о том, какие разные они бывают.

Тогда послушайте, какое стихотворение знает наша Вероника, оно так и называется «Дома бывают разные» (Елена Куц).

Дома бывают разные:

Высокие и низкие.

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные .

Для чего нужны людям дома?

Вот посмотрите на эти картинки. Вы, наверное, знаете как называются эти жилища людей? (Пещера, изба, юрта, вигвам, шатер.)

Сейчас люди живут в домах. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. (Показ иллюстраций.)

Ребята, а из чего строят у нас в поселке дома? Какие это дома? Много ли у нас домов многоэтажных? А, в городе? (Показать картину города.)

Почему в городе такие высокие дома? (Места мало, а людей много. Что бы у всех были отдельные квартиры.)

Как же в таком большом городе найти свой дом, свою квартиру? (Необходимо знать свой адрес.)

Что такое адрес?

Молодцы, вы все правильно сказали. У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес? (Отвечают.)

Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может, поросята захотят прийти к вам в гости.

Сейчас волшебный мяч поможет нам узнать, по какому адресу вы проживаете?

Игра с мячом «Назови свой адрес».

Вы назвали улицы, на которых живете. А вы знаете, почему они так называются? Например, улица Гагарина?

Люди часто говорят «Мой дом – моя крепость?». А крепость, это что такое? Это дом? Что означает слово «крепость»?

Кто из героев нашей сказки построил себе крепкий, надежный дом? Как звали этого поросенка? (Наф-Наф). Из чего он построил дом? (Рассматривание камней.)

Какой домик у Наф-Нафа? Возьмитесь крепко за руки. Прочный, крепкий дом.

Из чего сделан дом у Ниф-Нифа? (Дом какой: легкий, желтый, соломенный.)

А этот дом из чего? (Из веток: не прочный, холодный, дырявый.)

Посмотрите, что вы видите на столе? (Солома, деревянные прутики, камни.)

Что все это? (Строительный материал.)

Опытно-исследовательская деятельность (подуем, помнем, определение веса и прочности материала).

Давайте представим, как братцы строили свои дома! Из соломы, из веток, из кирпича или камней!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будут жить поросята в нем!

Как вы думаете, за что поросята наказали волка?

Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности. А у вас есть свой дом, своя квартира? С кем вы живете?

- Ребята, а как вы думаете, у животных есть право жить в своем доме? Почему?

Игра «Кто имеет право жить в этом доме?» (Дети получают карточки жилищ животных.)

Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме кроме вас живут другие люди. (Соблюдать правила культуры проживания в доме.)

- Что вы никогда не сделаете в доме, и не хотите, чтобы сделали другие?

(Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать на стенах, не шуметь, вдруг кто-то из соседей болен или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям, поэтому, играть удобнее во дворе.)

Дети, есть ли у вас обязанности по дому? Какие?

Ребята, дом всегда немножко похож на своего хозяина. Если хозяин аккуратный, то в доме у него будет порядок. Если же хозяин неряха, то в его доме, скорее всего, будет беспорядок.

(Ребята фантазируют, какие дома могут быть у этих людей.)

Посмотрите на домик Наф-Нафа, что можно сказать о его хозяине? Как вы думаете?

Наф-Нафу трудно было построить такой надежный дом? А все ли он успел сделать? А мы могли бы ему помочь? Что мы сможем сделать?

Посмотрите, а вот и наши братья поросята возвращаются с прогулки. Сейчас мы спросим, чего у них еще нет.

(Воспитатель делает вид, что разговаривает с поросятами.)

Продуктивная подгрупповая деятельность детей:

1. Конструирование «Заборчик вокруг дома».

2. Аппликация «Красивые коврики».

3. Лепка «Посуда для гостей».

Итог:

Молодцы, вы очень хорошо потрудились: построили прочный забор, подарили много посуды и очень красивые коврики. Этот дом станет для трех братьев родным домом.

Ребята, родной дом – это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной поселок Каменка - это наша малая родина, а еще есть наша большая Родина – Россия – это тоже наш дом.

И чтобы хорошо жилось нам в нашем доме, мы должны с детства не ссориться, уважать и беречь друг друга, быть дружными. Как поется в нашей любимой песенке.

Волк, понравилось тебе у нас?

Волк: Да понравилось. Спасибо, вам ребята! Я понял, что у каждого должен быть свой дом. И никто не имеет права выгонять хозяина из его собственного дома.

А вам, ребята, понравилось? Что интересного было?

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к жилищу русского человека.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища;

— поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека;

— обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой, изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

Оборудование : дидактическая игра «Теремок» с разрезными картинками, игрушка мишка, детские рисунки на тему «Мой дом», макет теремка, сделанный из гофрированного картона, иллюстрации с изображением последовательности строительства избы, коса, аудиозапись русской народной песни «Во саду ли, в огороде», аудиопроигрыватель.

Воспитатель вносит игру с разрезными картинками «Теремок».

Воспитатель. Ребята, я хотела подарить детям младшей группы игру «Теремок», но почему-то все картинки перепутались, помогите мне, пожалуйста, разложить их правильно, чтобы получился теремок.

Дети собирают теремки.

Ребята, а кто в теремке жил?

Дети. Звери.

Воспитатель. Почему в домик-теремок так много пришло жить зверей?

Дети. Он им понравился.

Воспитатель . Какой был теремок?

Дети . Красивый, расписной, сказочный.

Воспитатель . Из чего был построен теремок?

Дети. Из дерева.

Воспитатель. Чем был украшен теремок?

Дети. Наличниками, ставнями, красивым крыльцом с витыми столбами.

Воспитатель . Ребята, а вы бы хотели жить в таком теремке?

Дети . Да.

Воспитатель. А как украшены дома, в которых вы живете?

Воспитатель выслушивает ответы 2 — 3 детей, рассказы которых сопровождаются демонстрацией рисунков на тему «Мой дом». Раздается стук в дверь.

Кто это там стучит?

Появляется Мишка.

Мишка. Здравствуйте, ребята, я Мишка из сказки «Теремок», пришел к вам за помощью. Решил я построить новый теремок, а звери не хотят там жить и в гости не приходят, а я так старался.

Воспитатель . Миша, а как же ты строил теремок? Расскажи нам.

Мишка рассказывает, используя картинки.

Мишка. Заготовил деревья: спилил, обрубил ветки, доставил бревна; сложил стены; настелил: пол, потолок, крышу; топором вырубил окна. Получился у меня вот такой теремок.

Мишка достает макет теремка, сделанный из гофрированного картона.

А гости не приходят, и звери не хотят здесь жить. Они говорят, что не похож мой дом на теремок. Ребята, помогите мне превратить его в теремок.

Воспитатель . Не волнуйся, Мишка. Сейчас мы с ребятами построим теремок и украсим его, а ты, как хозяин, позовешь гостей.

Звучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Дети и воспитатель входят в музей «Русская изба». Их встречает Кузя с косой в руке.

Дети . Добрый день, Кузя!

Дети кланяются.

Кузя . Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Кузя, а куда это ты собрался?

Кузя. Да вот беда, дрова кончились, а бабы с дедом в доме нет. Пойду в лес, накошу дров, печь натоплю.

Воспитатель . Кузя, а разве косой деревья косят?

Кузя. Я видел, что дед летом траву косил. Я тоже как махну косой, так сразу много деревьев скошу.

Воспитатель. Ребята, а разве можно косой деревья косить? Для чего нужна коса?

Дети . Траву косить.

Кузя. А чем же тогда деревья косить?

Воспитатель. Кузя, деревья не косят. Ребята, что делают для того, чтобы заготовить дрова?

Дети. Деревья рубят, бревна пилят.

Кузя . А чем рубят и пилят деревья?

Дети . Рубят топором, пилят пилой.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций.

Кузя . Я вспомнил, что у деда во дворе есть пила и топор.

Воспитатель . Ребята, поможем Кузе заготовить дрова! А кто в лесу дрова рубит и пилит: мужчины или женщины?

Дети . Мужчины, они сильные.

Воспитатель. Мальчики у нас будущие мужчины, они сильные и помогут Кузе заготовить дрова.

Физкультминутка для мальчиков

Мальчики встают в круг.

Шагаем, шагаем, шагаем целый день, Дети идут по кругу.

Показывают руки.

Делают поворот вокруг себя.

Готовы! Поднимают правую руку.

Пилили, пилили, Имитируют движения в парах.

пилили целый день,

А ручки и ножки, устали ли они? Показывают руки.

И снова на работу готовы ли идти? Делают поворот вокруг себя.

Готовы! Поднимают правую руку.

Кололи, кололи, кололи целый день, Имитируют колку дров.

А ручки и ножки, устали ли они? Показывают руки.

И снова на работу готовы ли идти? Делают поворот вокруг себя.

Воспитатель . Молодцы, мальчики, потрудились хорошо, а теперь можно и отдохнуть.

Кузя . Спасибо вам, ребята, теперь у нас в избе всю зиму тепло будет! Будем печку топить дровами, которые вы помогли мне заготовить, а печка согреет избу. Не замерзну зимой! А чтобы я и на улице зимой не замерз, бабушка связала мне новые рукавички.

Рыжий щенок утащил рукавичку.

Чтобы забыл он дурную привычку,

Тут же решил за щенком я бежать

И рукавичку свою отобрать.

Быстро бежал я, как только мог,

Но удирает мой рыжий щенок.

А рукавичку держит в зубах,

Чтоб не пропала она впопыхах.

Долго мы бегали, даже устали.

И рукавичку на части порвали.

Ох, и рассердится бабка моя.

Но рукавичку щенок рвал, не я.

Ребята, что мне делать, как мне быть, как рукавичку починить?

Дети отвечают.

Воспитатель . Ребята, из какого материала изготовлена рукавичка у Кузи?

Дети. Она связана из шерсти.

Воспитатель . А где шерсть можно взять? Кто нам шерсть дает?

Дети . Овцы.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением овец.

Воспитатель . Кто вспомнит стихотворение про маленького барашка?

Дети

Маленький барашек

Нам мешок кудряшек

Подарил к зиме.

Вышла брату шубка,

Вышла маме юбка

И носочки мне.

Воспитатель . Дети, а кто обычно вяжет шерстяные вещи?

Дети . Мамы, бабушки, старшие сестры.

Воспитатель . Верно, это женский труд, он требует аккуратности, терпения, заботы. Сейчас люди покупают одежду в магазине, а раньше делали ее сами. Чтобы получить шерстяные вещи, нужно было состричь шерсть с животного, спрясть ее, связать вещь.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Наши девочки — будущие мамы, и они позаботятся о своей семье, детях, и о Кузе тоже.

Физкультминутка для девочек

Девочки встают в круг. Выбирается ведущий (воспитатель), который показывает движения, а дети их повторяют.

Воспитатель. Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?

Дети. Мы с вами, мы с вами кудельку прясть.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?

Дети. Мы с вами, мы с вами клубочки мотать.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?

Дети. Мы с вами, мы с вами рукавички вязать.

Воспитатель . Славно потрудились, рукавички получились.

Воспитатель дарит Кузе новые рукавички.

Кузя. Вот спасибо вам, девицы, за новые рукавицы.

Воспитатель. А чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумали много инструментов: деревья рубили топором, бревна пилили пилой, траву косили косой, пряли при помощи прялки и веретена. Чтобы ты, Кузенька, про это не забыл, мы дарим тебе игру «Труд русских людей», а ребята тебя научат в нее играть.

Дети с воспитателем и Кузей играют в дидактическую игру, дарят ему ее.

Кузя . Спасибо, ребята! До свидания!

Беседа: «Мой дом»

Тема: Мой дом

Цель : Закрепить у детей знания о понятии «дом».

Задачи:

Воспитательные : Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Развивающие : Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Образовательные : Продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов в других странах. Расширять знания детей о своей «малой родине»,улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним. (Стучат) Зайчик, выходи скорее.

Из домика выходит лиса.

Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!

Уходит обратно в домик.

Воспитатель : Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?

Выходит заяц и плачет

Воспитатель : Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?

Заяц : Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.

Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?

Дети отвечают.

Воспитатель : Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.

Дети стучат в домик.

Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель : Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.

Лиса выходит.

Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.

Лиса : А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла?

Воспитатель : Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик»

Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару.

Воспитатель : Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?

Лиса: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Оставайтесь на нашем занятии, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.

Герои садятся.

Воспитатель : Ребята, из какой сказки пришли к нам лиса и заяц? (отвечают)

Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)

Воспитатель : Для чего нужны людям дома? А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)

Воспитатель: А как вы думаете, почему в городе строят многоэтажные дома? (отвечают)

Воспитатель : Как называются дома, в которых живут люди? Какие общественные дома(здания)вы знаете?

Стихотворение «Дома бывают разные»

(читает ребенок)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?

(отвечают)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят придти к вам в гости.(называют)

Воспитатель:

Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наше родное село Червонное! Наш дом-это наша большая Родина- Казахстан!

Песня «Здравствуй, Родина моя!»

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт,

Выхожу из дома я, -

Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне,

Травы шепчут мне в пути:

"Ты скорей, дружок, расти!"

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я:

"Здравствуй, Родина моя!"

Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что интересного было? (отвечают)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, пора им уже домой возвращаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!

Цель. Закрепить у детей знания о понятии «дом».

Воспитательные. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, поселку.

Развивающие . Развивать связную речь через ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память, развивать внимание, воображение, творческие способности.

Образовательные . Продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов в других странах. Расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.

Материал: интерактивная доска, кинопроектор, фотографии улиц детей, альбом «Какой дом у животных?», фотографии национальных жилищ

Предварительная работа: детско-родительский проект: «Какой дом у животных?», экскурсии по улице Гая, Заводская, наблюдение за домами, рисование «Сказочные домики».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся им и поприветствуем:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу пригласить вас в космическое путешествие. Давайте представим, что мы находимся на космическом корабле, закройте глаза, сядьте удобнее, начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1…пуск.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Мы поднимаемся высоко в небо и любуемся нашей прекрасной планетой, имя которой – Земля. Находясь высоко над землей, мы видим и моря, и леса, и горы, и города. Но больше всего нам хочется увидеть наш родной поселок. Ребята, как называется наш поселок? (ответы детей)

Воспитатель: Да, наш поселок Чуфарово.

Поселок мой! Поселок родной!

Смотрите - небо голубое,

Берёзок стройных полоса,

Алмазом светится роса,

Туман струится молоком.

Здесь мы живем! Здесь отчий дом!

Здесь ваше детство протекает.

В колясках мамы малышей качают.

Растем мы все с бесхитростной душой.

Поселок наш - Чуфарово!

Мой край родной!

Отгадайте загадку:

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый … (дом).

Дети отгадывают.

Воспитатель: У каждого человека на Земле есть место, где он родился. Здесь впервые он увидел мамины глаза и улыбку, ласковые лучи солнца, зеленую траву, голубое небо. Это место называется - Малая Родина! Малая Родина- это место, где живут близкие и дорогие нам люди. Малая Родина-это ваш дом, в котором вы живете, где стоит наш детский сад.

У каждого человека есть свой дом. А у животных есть свое жилище, свой дом? (ответы детей)

Сегодня мы поиграем в игру "Кто, где живет?"

Воробей живет под крышей,

В теплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду,

Домик бабочки в саду.

На картинку посмотрите, кто это, назовите.

Где живет птица? (В гнезде.)

Из чего оно построено? (Из веток, травинок, пуха.)

Кто построил гнездо? (Птица сама.)

Где живет белка? (В дупле.)

Кто построил белке дупло? (Сама нашла в старом дереве.)

Где живет медведь? (В берлоге.)

Кто ему построил берлогу? (Сам нашел ямку, натаскал веток, травы, листьев.)

А где живет лиса? (В норе.)

Кто ей построил нору? (Сама, вырыла лапками.)

Всех зверей мы расселили по домикам.

Зачем нужен дом птицам, лисе, медведю, белке? (Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы, отдыхать, спать, прятаться от холода.)

Хорошо, что у всех зверей есть свой дом.

Воспитатель: Ребята хотите узнать больше о том, что же такое дом? Тогда слушайте.

Презентация: «Что такое «дом»?»

Физкультминутка:

У оленя дом большой, Руки над головой – изображаем крышу дома

Он сидит, глядит в окошко. Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.

Зайка по полю бежит, Бег на месте.

В дверь к нему стучит: Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой». Топот ногами, руки на поясе.

«Зайка, зайка, забегай! Зазывание движения рукой.

Лапку мне давай». Протягиваем руки с открытой ладонью

Воспитатель: Сейчас люди живут в домах. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. (Показ иллюстраций.)

Воспитатель: А знаете, дорогие ребята, что домом можно назвать не только жилое помещение? Дом – удивительное слово. Часто говорят: «Детский сад и школа – твой второй дом», Почему же детский сад и школу мы называем домом? (ответы детей).

Воспитатель: Детский сад – это дом, где воспитывают детей дошкольного возраста. Здесь вы играете со своими друзьями, гуляете, слушаете интересные рассказы и сказки, которые вам читает воспитатель. Школа – это дом, где учатся дети. Приходилось ли вам слышать такое выражение: «Берегите Землю – наш общий дом!» Как вы думаете, почему Землю называют домом? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, планета Земля – наш общий дом, потому что мы все на ней живем. Часто можно услышать: Дом культуры, Дом отдыха, Дом книги, Дом обуви, Дом-музей.

Ребята, а из чего строят у нас в поселке дома? Какие это дома? Много ли у нас домов многоэтажных?

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица.)

Воспитатель: Правильно, это улица. Что же такое улица? (ответы детей).

Если много раз подряд произносить слово «улица» … улица… потом произнести его медленно, по слогам: у-ли-ца, у-лица. Вырисовывается слово «лицо» - и предлог «у». В общем, если подумать – правильно: улица – это территория у «лица» зданий, домов.

Улица – это два ряда домов в населенных пунктах для проезда и прохода. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес? (Отвечают.) Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Сейчас волшебный ветерок поможет нам узнать, по какому адресу вы проживаете?

Игра «Ветер дует на тех детей, которые живут на улице…(назвать улицу, например «на улице Гая»).

Воспитатель: Молодцы, знаете свои адреса. А знаете ли вы, почему ваша улица имеет такое название. Расскажите нам, дети.

Дети рассказывают про свою улицу. Рассказ сопровождается фотографиями улиц.

Даша: Я живу на улице Гая. Мо я улица названа в честь участника первой мировой войны Гай Дмитриевича Гая.

Диана: Я живу на улице Садовая. Она называется так, потому что там находятся дачные участки и сады.

Толя: Я живу на улице Школьной. Так называется потому, что на ней была построена первая школа.

Рафаэль: Для рабочих завода были построены многоэтажные дома и улицу назвали Заводская и я живу на улице Заводской

Вова: Я тоже живу на улице Заводской

Валерия: Моя улица называется Ворошилова. Ее назвали в честь героя гражданской войны Клима Ворошилова.

Катя: Я живу в переулке Школьном, потому что рядом школа.

Полина: Мою улицу назвали в честь космонавта Комарова.

Воспитатель: Ребята, родной дом – это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной поселок Чуфарово - это наша малая родина, а еще есть наша большая Родина – Россия – это тоже наш дом. И чтобы хорошо жилось нам в нашем доме, мы должны с детства не ссориться.

Дети читают стихи:

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине,

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель:

Зажжется в каждом доме свет,

Там мама варит нам обед.

А папа дарит ей цветы.

Живем в том доме я и ты.

Всех обнимаю крепко я,

Смотрите: живет здесь дружная семья!

Лучше дома не найдешь,

Дом, в котором ты живешь!

Исполняется танец «Дом родной».

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? Время бежит быстро. Скоро вы станете взрослыми, и каждый сам себе сможет построить дом. А сейчас скажите, какой бы вы хотели построить дом? (ответы детей: большой, светлый, уютный, просторный, удобный, деревянный и т.д.) Я верю, что все ваши мечты исполнятся. Растите и будьте всегда дружными и весёлыми.

Литература:

  1. Блинова Т.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с. (Вместе с детьми.)
  2. Нефедова К.П. Дом. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей /Нефедова К.П. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013 – 72 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи.)

Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-moi-dom.html

Конспект беседы в средней группе
Тема: «Мой дом. Мой город.».Воспитатель: Н. И. Ларионова
Цель: Закреплять у детей знания о понятиях- «дом», «город»
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.
Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Развивать образное мышление и память.
Развивать внимание, воображение, творческие способности.Образовательные: Расширять знания детей о своей «малой родине, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении.
Повторить жилища животных. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов, их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из стекла-стеклянный….)
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание, инсценирование.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово,
Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»,Д/И игра «Чей домик», Д/И «Разные дома», физминутка «Автобус»
Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка»,
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Что это за зверь лесной встал,
как столбик под сосной и стоит среди травы-уши больше головы?
Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним.
Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»
(Стучат) Зайчик, выходи скорее.
Из домика выходит лиса.
Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!
(Уходит обратно в домик.)
Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?
Входит заяц и плачет.
Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.
Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?
Дети отвечают - «нет».
Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.
Дети стучат в домик.
Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.
Лиса выходит.
Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.
Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла!
Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.
Игра «Чей домик»
Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару (медведь-берлога, лиса-нора, белка-дупло, волк-логово, собака-будка)
Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?
Лиса: Спасибо, ребята.
Воспитатель: Оставайтесь у нас в гостях, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.
Герои садятся.
Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)
Воспитатель: Для чего нужны людям дома? (отдыхают, кушают, спят, зимой здесь тепло)
А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)
Д/и «Разные дома»
-Как мы назовём дом из кирпича (кирпичный), из стекла, из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина, изо льда.
Стихотворение «Дома бывают разные»
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные…
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?
(отвечают)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят прийти к вам в гости.(называют)
Воспитатель: Вы назвали улицы, на которых вы живете.
Воспитатель:
Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город! Как называется город, в котором мы живем? Наш дом-это наша большая Родина-Россия!
Рассматриваем фотографии родного города (дети узнают и называют знакомые им места).
Педагог. Наш город большой и красивый.
-Детский парк
-Площадь (на ней проходят праздники)
-Много разных магазинов
-Различные предприятия, где трудятся ваши родители.
- В нашем городе все живут дружно и никто никого из домов не выгоняет.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается
Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что интересного было? (отвечают)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, пора им уже домой возвращаться. Как говорится в пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше!»


Приложенные файлы