Каждый знаком со своим внутренним голосом. Что такое совесть

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель
О совесть! Наших дел закон и обвинитель
Свидетель и судья!

Жуковский

Совесть... Как часто приходилось нам слышать такие слова "муки или угрызения совести", "совесть не позволяет" или "у этого человека нет совести"... Что же такое совесть? Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы устали, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда мы поступили плохо.

Если гурия страстно целует в уста,
Если твой собеседник мудрее Христа,
Если лучше небесной Зухры музыкантша -
Все не в радость, коль совесть твоя не чиста!
(О.Хайям)

Совесть-способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков: одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых "угрызений совести". (Википедия)
В современном иврите совесть называют "мацпун" от слова "цафун" - "скрытое", потому что голос совести - внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово "мацпун" связано со словом "мацпэн" (компас), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти.
Тема "совести" не раз поднималась в русской литературе. В произведении А.С.Пушкина "Скупой рыцарь" есть такие слова:
"Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце:
Совесть - незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это - ведьма
От коей меркнут месяц и могилы"

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А.С.Пушкин в драме "Борис Годунов", вкладывая в уста царя следующие слова: "Да жалок тот, в ком совесть нечиста"...
Иногда в человеке совесть как бы спит. О таких людях говорят, что у них нет совести. Стоит ли вообще поступать по совести? Как заметил Рыбников: "Одни имеют совесть, другие чего только не имеют". Но никогда не надо поступать против совести. Как сказал Сервантес: "Лучше краска на лице, чем пятно на сердце".

Ведь счастлив тот, то совести боится,
Кто обличеньем правды дорожит
Ведь от нее не спрятаться, не скрыться
Мы поступаем. Как она велит...

И в заключение я расскажу одну притчу, которая так и называется "Притча о совести".
-Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
-Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи.
-Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но,увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
-Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, чтобы мы не совершили ради тебя, учитель. Скажи же, как нам поступить, а мы будем повиноваться тебе.
-Вы сильны, - ответил учитель, для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где никто вас не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
-Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики.
Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
-Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
-Прости учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо. Вот причина моего молчания.
-Почему невыполнимо?
-Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже, когда я совсем один, я сам вижу. А я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Совесть - внутренняя чистота человека, вечное зеркало его разума. Чистая совесть - самое главное украшение человека.
Закончить статью мне хочется словами из прекрасного стихотворения Булата Окуджавы:

Совесть, благо, благородство и достоинство -
Вот оно святое ваше воинство,
Протяни ему свою ладонь
За него не страшно и в огонь
Лик его высок и удивителен
Посвяти ему свой краткий век,
Может и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек!

"Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть" (Б.Франклин)

Пусть ваша совесть всегда будет чиста!

Мирослава Криштал (Германия) {textmore}

Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть - это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины - это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

(По материалам учебного пособия «Основы нравственности»)

Сжатое изложение

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство - совесть. Это своего рода духовный инстинкт, который лучше отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя помимо нашего желания. Мы не можем себя убедить в том, что поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Трудно определить, что такое совесть. Это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины - это неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Сознание вины возникает тогда, когда совесть выражает неодобрение, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, - не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку ” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику ,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем ,” который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).

Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь :”

“Совесть -

Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть -

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это - ведьма,

От коей меркнут месяц и могилы.”

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов ,” вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: .“… Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

Совесть - всеобщий

нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке . Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях , независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей - “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

Примеры действия совести,

описанные в Библии

Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.

Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.).Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы - покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40-41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере,” т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).

Психологическая

сторона совести

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные - чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем , хотя и заключенной или живущей в нем?

О хранении

чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести . Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом - в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят” . Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти,” - рассуждает св. Иоанн Златоуст , - “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Народные пословицы,

относящиеся к совести

Свобода выбора :

Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть - в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Угрызения совести :

У каждого плода свои семена.

Каков строитель, такова и обитель.

Без причины нет кручины.

Верно-то верно, а все-таки скверно.

Погодка прекрасная, да думка ненастная.

Злая совесть стоит палача.

Кривой зеркала не любит.

Правда, как оса, лезет в глаза.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

О покаянии :

Есть слезы - есть и совесть.

Упавшего не считай за пропавшего.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание - половина исправления.

Кайся, да опять за то не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умел грешить - умей каяться.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Ошибся, что ушибся, вперед наука.

Простота, чистота, правота - наилучшая лепота .

В простых сердцах Бог почивает.

О лицемерах :

Что лживо, то и гнило.

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Последний Суд :

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Грех не смех, когда придет смерть.

Жил грешно и умер смешно.

После смерти поздно каяться.

Шила в мешке не утаишь.

Грехи любезны доводят до бездны.

Не грешна, так и смерть не страшна.

Добрый конец - всему делу венец.

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

В. Жуковский (1814 г.)

Словарь Правмира – Совесть

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

(1)Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. (2)Это естественно. (3)Только вот как он находит своё место? (4)Какими путями идёт к нему? (5)Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? (6)Вопрос чрезвычайно важный.

(7)Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. (8)Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. (9)Себялюбцы вызывают чувство осуждения. (10)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (11)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. (12)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(13) Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (14)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (15)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.


Образец сжатого изложения

Каждый человек ищет место в жизни, что естественно. Только вот как он находит своё место и путь к нему? Какие моральные ценности важны для него? Вопросы чрезвычайно важные.

Многие не признаются в том, что из-за ложного чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу". Себялюбцы осуждаются, однако не лучше и те, кто растрачивает своё достоинство напрасно. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан проявить самолюбие, и сделать это непросто.

Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый человек есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения "Каждый человек ищет место в мире", аудиофайл

Яндекс.ДиректКурсы подготовки к ОГЭ по Русскомуразвитиецентр.рф →Курсы подготовки к ОГЭ по РусскомуСкидка 15%! Группы до 4 человек. Пробное тестирование = 0 руб. Гарантия результата.Забронировать скидкуБесплатное тестированиеРасценкиОтзывыПодробнее на развитиецентр.рф Скрыть объявлениеИзучение JavaScript с нуля!msk.itstep.org →Изучение JavaScript с нуля!Стань Java программистом. 100% практики. Удобный график. Записывайся!Условия поступленияНаши контактыОб академииФорма обученияПодробнее на msk.itstep.org Скрыть объявление

Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести.

Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью» . И ещё заявил Гитлер: «Совесть — выдумка евреев».

Понятно, что невозможно достичь ясного понимания явлений духовных с помощью одних лишь предположений. Только Бог, знающий в точности сущность духовных явлений, может открыть её людям.

Источник голоса совести

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью. Так откуда же он берётся?

Источник голоса совести — изначально добрая природа (душа) человека. Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому совесть принято называть голосом Божиим в человеке . Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития. При этом совесть присуща только «человеческому уровню», животные подвержены только своему инстинкту.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Совесть — способность человека к различению добра и зла, основа общечеловеческой нравственности.

Деградация совести

Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения .

Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей , и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Постепенно это привело к лицемерию, к оправданию человеческих грехов.

Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести.

Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся веру в Богочеловека Иисуса Христа.


Угрызения совести

Когда человек прислушивается к голосу своей совести - он видит, что эта совесть в нем говорит прежде всего, как судия, строгий и неподкупный, оценивающий все поступки и переживания человека. И часто бывает так, что какой-либо поступок выгоден человеку, или же вызвал одобрение у других людей, а в глубине души этот человек слышит голос совести: «это - не хорошо, это - грех...». Т.е. человек в глубине души чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал это. Это ощущение страдания и называется «угрызениями совести».

Когда мы поступаем хорошо, то испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести иногда переходят в страшные терзания и муки, и могут довести человека до отчаяния или до потери душевного равновесия, если он не восстановит мир и спокойствие в совести через глубокое и искреннее покаяние...

Недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.).

Существует мнение, что отрыв от Творца — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человека.

Но совесть не ущемляет свободной воли человека . Она лишь указывает, что добро, и что зло, а дело человека склонить свою волю к первому или второму, получив от совести необходимую к тому информацию. За этот нравственный выбор человек несет ответственность.

Если человек не следит за своей совестью и не слушает её, то постепенно "его совесть покрывается слоем накипи, и он становится бесчувственным". Он грешит, и при этом у него словно не происходит ничего особенного. Человека, который усыпил свою совесть, заглушил её голос ложью и мраком упорного греха, часто называют бессовестным . Слово Божие таких упорных грешников называет людьми с сожженною совестью; их душевное состояние крайне опасно, и может оказаться гибельным для души.

Свобода совести

Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.).

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций. Свобода совести в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. В качестве конституционной свободы свобода совести закреплена в ст. 28 Конституции РФ.

Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения». Здесь существует подмена понятий - свобода совести подменяется свободой убеждений. Юридически, под свободой совести понимают право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.

Однако многим претит понятие «свобода совести». Для формального обозначения возможности человека иметь любое убеждение собственно и должен служить термин «свобода убеждений», а для обозначения возможности исповедовать любую религию - термин «свобода вероисповедания». Понятие же «свобода совести» дискредитирует совесть как моральную категорию, ибо придает ей характер необязательности и нравственной безответственности.

Совесть — всеобщий нравственный закон

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека. Несомненно то, что нравственный закон вложен в самую природу человека. За это говорит несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности. Через этот закон Бог руководит всею жизнью и деятельностью человека.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом.

Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей, христианин, мусульманин или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло.

Коротко говоря, совесть - голос Божий в человеке. Воля человека слушать этот голос или отвращаться от Него.

На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит апостол Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь. Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы — покрыть их (Лк. 23:30, Откр. 6:16). Преступник может избежать иного суда человеческого, но он никогда не избежит суда своей совести. Потому-то и страшит нас Страшный суд, что наша совесть, которая все наши дела знает, выступит нашим обличителем и обвинителем.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК