Катерина Демина - Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться

Демина К. А.

Дети и деньги. Что разрешать, что запрещать, к чему готовиться

Предисловие

Отец – сущ., м. р.: 1) родитель мужского пола; 2) шофер; 3) телохранитель, охранник; 4) банкомат.

Надпись на футболке моего мужа

С тем, как «накормить-воспитать-защитить», – все более-менее понятно. Но как быть с деньгами?

Давать ли ребенку карманные деньги? Когда, кому и сколько? Можно ли дарить ребенку деньги или это означает приучать его к плохому? С какого возраста ребенок должен начинать работать? Что делать, если ребенок украл что-то в магазине? Как быть, когда малышка заявляет: «Папа любит меня больше, чем ты: он купил мне "Братц", а ты говорила, что она слишком дорогая!»? Какими словами утешить подростка, которого обидели в школе, – у него нет модных примочек к телефону?

Мы ежедневно решаем эти вопросы, исходя из семейных традиций, учитывая новейшие психологические и педагогические веяния, прислушиваясь к разговорам соседей и коллег. Иногда нам кажется, что тут и говорить не о чем: если денег хватает, то проблем нет, а если не хватает – то и делить нечего. Но это не совсем так. Будущий успех или неуспех наших детей формируется, пока они маленькие, пока они все воспринимают как норму.

Малыши от двух до девяти-десяти лет: что говорить им о деньгах, да и говорить ли вообще? Нужно ли им знать о финансовых затруднениях родителей? Исполнять их капризы или воспитывать альтруистами? Что дарить на день рождения? Сколько можно тратить в месяц на детские занятия, если мама сама забыла, когда последний раз была в театре?

Подростки – уязвимые, гордые борцы за «право наций на самоопределение»: им так важно быть принятыми в тусовке, они хотят «правильно» одеваться, ездить, быть как все и одновременно – индивидуалистами. На все это тоже нужны деньги. Я уж молчу про разнообразные кружки, репетиторов, курсы иностранного языка, музыку и теннис. Мы все хотим дать своим детям самое лучшее, только вопрос – какой ценой?

По результатам мини-опроса, проведенного мной в сети Интернет, самый животрепещущий вопрос для родителей подростков – «платить или не платить за домашнюю работу?». Причем слово «работа» употребляется здесь во всех смыслах: как школьные задания, так и обязанности по хозяйству. Карманные деньги и контроль над их расходом также очень волнуют современных родителей.

Сложные взаимоотношения со взрослыми детьми требуют осознания и проработки. Сын-студент, который относится к родительскому дому как к гостинице, дочка, поселившая в своей комнате бойфренда, – как с ними разговаривать? Брать ли плату «за постой»? Оплата коммунальных расходов, покупка продуктов, расходы на бензин и отпуск на море тоже требуют обсуждения.

Мое детство пришлось на самый «расцвет застоя», юность – на перестройку, перелом и передел всего, потом было второе рождение капитализма в России, страна менялась на глазах. Мы взрослели, становились на ноги и обзаводились семьями и детьми. Кризисы, дефолты, девальвации – мы узнали много новых слов. Я поменяла специальность, профессию, о которой мечтала с четырех лет, на ту, о которой не мечтала, потому что не знала, что такая есть. У меня трое детей: 5, 14 и 18 лет, и восемь младших братьев и сестер, так что материала для наблюдений и тренировки навыков – в избытке.

Часть жизни я провела в Англии, где живет семья моего отца, приобрела уникальный опыт построения отношений с очень разными детьми и взрослыми. Работала с семьями в качестве family consultant (так называется консультант по психологическим проблемам семьи). В Англии 90-х годов прошедшего века появилось много «русских жен», я помогала им разобраться в непростой заграничной реальности, учила обращаться с детьми, налаживать взаимопонимание между супругами. Помогала семьям, усыновившим российских детей-сирот.

По первому образованию я – учитель русского языка и литературы, преподавала в государственных и частных школах Москвы, потом ушла из системы образования (когда моя зарплата достигла нереальной суммы 60 долларов в месяц). Очень скучаю по школе, выручает репетиторство и общение с детьми. Получила высшее психологическое образование, сейчас веду прием как детский и семейный психолог-консультант.

Когда я еще только обдумывала и обсуждала эту книгу, меня часто спрашивали: «А как воспитать ребенка, чтобы он стал миллионером?» Сразу скажу – не надо его так воспитывать. Последние исследования социологов убедительно доказывают: сверхбогатые люди (в нашей стране) – это, как правило, бывшие несчастными дети, обделенные любовью, иногда жертвы семейного насилия, которые тратят жизнь на то, чтобы стать независимыми, недосягаемыми для горя, нуждаются в постоянном подтверждении собственной значимости. Деньги становятся для них сверхценностью, смыслом жизни: «И тогда я поклялся себе, что больше никогда не буду голодать» . Мы не будем здесь обсуждать судьбы известных личностей и выяснять обстоятельства, подтолкнувшие их на поиски философского камня. Пусть их. Тем более что самыми счастливыми оказались обыкновенные люди, не достигшие невероятных высот, но живущие в мире с собой и окружающими.

И еще один аспект темы: как воспитывать кого бы то ни было. На мой взгляд, ребенок может быть СУБЪЕКТОМ воспитательных усилий, но никак не ОБЪЕКТОМ. То есть вы не воспитываете нечто с дальним прицелом на будущее, а живете «здесь и сейчас» вместе со своим чадом: решаете повседневные задачи, обсуждаете покупки, книги и фильмы, сидите за ужином и не позволяете ковыряться в носу, потому что любите его и заботитесь. Мы поговорим о том, как вырастить наших детей счастливыми, обеспеченными, хорошо себя чувствующими в современном мире людьми. В котором деньги занимают важное место.

Мне интересна роль денег в семье. Что они делают с человеком? Почему в одной семье у кого доходы – у того и власть, а в другой кормилец (кормилица) – самое бесправное и загнанное существо? Как деньги определяют отношения между членами семьи и во внешнем мире? Почему многие мои сверстники, обзаведясь семьей в начале 90-х и пройдя вместе через все трудности и испытания перестройки, развелись, когда жизнь наладилась? Что за дети выросли у них и чем они отличаются от детей 2000-х? Какие духовные ценности передают детям мамы, ставшие домохозяйками, и мамы, занимающиеся бизнесом?

Давайте посмотрим, как менялось отношение к деньгам и богатству на протяжении нескольких поколений, оказывающих влияние на воспитание современных детей.

Часть I Наши предки, малыши и младшие школьники

Глава первая, в которой рассматривается непростая история трех поколений наших предков, а также наши собственные иллюзии по поводу финансов

Наши бабушки-дедушки. Они родились в 30–40-е годы прошлого века, и все страшные и трагические, так же как и победные и грандиозные, события советского периода нашей истории происходили именно с ними. Это их раскулачивали, уплотняли, сажали, репрессировали. Они строили и возводили, открывали и осваивали. Это они пережили индустриализацию, коллективизацию, Большой Террор, Великую войну, оккупацию. Денег в их мире практически не существовало, зато идеология была в избытке. Практически ничего нельзя было купить, можно было только получить – и потерять, независимо от любых твоих действий. То же самое относилось и к людям.

Самая яркая отличительная черта того поколения, на мой взгляд, – стойкое убеждение, что быть эгоистом плохо. Хотя бы минимально преследовать собственные интересы – преступно. Они вкалывали день и ночь и никогда не спрашивали: «А что мне за это будет?» Не посадят, не расстреляют, не сошлют – и на том спасибо.

...

(Удивительно, но когда в 2008 году вышла моя статья под названием «Синдром Золушки», в которой я рассуждала на тему морального выгорания и чрезмерной отдачи себя работе, многие мои сверстники довольно резко меня отчитали: мол, что это за отношение к труду и к коллективу?! Работать надо, а не выяснять свои должностные обязанности!)

С точки зрения психолога, это поколение травматиков. Они обладают исключительными навыками выживания в экстремальных условиях, демонстрируют чудеса экономии, замечательно умеют работать, но совершенно не умеют отдыхать, заботиться о себе и обращаться с деньгами. И детям они передали соответственные навыки: как готовить оладьи из картофельных очистков (фирменное блюдо моей бабушки); как перешивать одно пальто 30 лет подряд, а под конец сшить из него одеяло на дачу; как выращивать овощи на почвах, в принципе для этого не пригодных. И самое главное: никогда ничего не выбрасывать. Ни единой нитки, ни одного ржавого гвоздика – потому что никто не знает, что будет завтра.

Родилась 22 декабря 1925 года в Ленинграде. Отец, Михайлов Илларион Михайлович (ум. в 1927 г.), - был командиром Красной Армии. Мать, Михайлова Наталья, работала врачом, умерла от брюшного тифа. Супруг, Демин В. П., - фронтовик-связист, после войны работал конструктором. Сын, Юрий (1953 г. рожд.), - окончил МГУ, кандидат химических наук, работает в системе Российской академии наук. Внучки - Галина и Екатерина.

Лишившись в раннем возрасте родителей, Катя воспитывалась в детдоме. До войны она окончила девять классов и курсы медсестер. 22 июня 1941 года на пути в Брест, куда она ехала поездом на каникулы к своему брату-летчику, попала под бомбежку. Вместо Бреста пешком добралась до Смоленска, пришла в военкомат и, прибавив к своему 15-летнему возрасту еще два года, добилась зачисления в Красную Армию и отправки на фронт.

В боях под Гжатском получила тяжелое ранение в ногу. Лечилась в госпиталях на Урале и в Баку. После выздоровления с января 1942 года служила на военно-санитарном судне "Красная Москва", переправлявшем раненых из Сталинграда в Красноводск. Там ей было присвоено звание главного старшины, за образцовую службу вручен знак "Отличник Военно-Морского Флота".

После завершения Сталинградской битвы Катю по ее настойчивой просьбе зачислили санинструктором в 369-й отдельный батальон морской пехоты, формировавшийся в феврале 1943 года из добровольцев в Баку. Входил в состав Азовской, а затем Дунайской военных флотилий.

С этим батальоном, получившим впоследствии почетное наименование "Керченский Краснознаменный", Катя Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Черного морей, Днестра и Дуная, с освободительной миссией - по земле Румынии и Болгарии, Венгрии и Югославии, Чехословакии и Австрии.

Вместе с бойцами батальона с автоматом в руках она высаживалась на вражеский берег, смело вступала в бой, отбивала контратаки фашистов, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды сама была ранена. Не однажды приходилось совершать многокилометровые марш-броски, окапываться, спать в промозглую погоду на сырой земле.

За мужество и героизм в годы войны Екатерина Михайлова награждена многими орденами и медалями. Свою первую награду - медаль "За отвагу" она получила за участие в десанте при взятии Темрюка. Первый орден Отечественной войны II степени - за участие в сражении за Керчь с высадкой десанта в шторм и выходом из окружения с боями и за вынос раненых. Первый и второй ордена Красного Знамени - за форсирование Днестровского лимана в августе 1944 года и за участие в боях за крепость Илок на границе Венгрии и Югославии в декабре 1944 года.

О двух последних подвигах - рассказ особый. Во время переправы через четырехкилометровый Днестровский лиман десантники под ураганным огнем фашистов вынуждены были взбираться на крутой и каменистый берег буквально по плечам друг друга. Раненые падали в воду и повисали на колючей проволоке, которая в семь рядов была уложена под водой. Катя снимала их с проволоки, тащила на плащ-палатке через овраги под обстрелом к берегу, останавливала кровотечения. Сама раненная в руку, она оставалась в строю. А в критических ситуациях от наседавших немцев защищала раненых с автоматом в руках.

В операции по взятию крепости Илок, где сливаются воды Дуная, Савы и Тиссы, десантники атаковали крепость с воды, имея задачей отвлечь противника от основного удара наших войск с суши. Высадившись с бронекатеров на затопленный островок под крепостью, десантники устремились к стенам цитадели. Подступы к ней были заминированы. Много моряков подорвалось на минах. Но ни губительный огонь фашистов с крепостных стен, ни попытки окружить десант на лодках не остановили десантников, и они упорно продвигались вперед. А раненые, отстреливаясь и отбиваясь гранатами, отходили к берегу, чтобы там укрыться за полузатопленными деревьями.

В эти решающие часы, находясь в ледяной воде, Катя Михайлова разила врага из своего автомата и оказывала помощь раненым. Будучи сама с перевязанной рукой, она оттаскивала и привязывала к торчащим из воды деревьям обессилевших раненых, чтобы те не утонули. Потери были тяжелые, из отряда в живых осталось только 13 бойцов. Но задача десантниками была выполнена, крепость Илок была нашими войсками взята.

А главстаршину Катю Михайлову, раненую и ослабевшую от потери крови и воспаления легких, перенесли на катер и почти в безнадежном состоянии переправили в госпиталь.

После выздоровления Катя вновь вернулась в строй. В составе родного 369-го батальона морской пехоты она сражалась за Имперский мост в австрийской столице Вене. Здесь она отпраздновала Победу 9 мая 1945 года.

В ноябре 1945 года главстаршина Екатерина Михайлова демобилизовалась и вернулась в Ленинград. В 1950 году окончила 2-й Ленинградский медицинский институт. 36 лет трудилась врачом, заведующей спецлабораторией на заводе Минатома в г. Электросталь, потом в Москве. В 1985 году ушла на пенсию.

За эти годы к упомянутым выше наградам прибавились новые: орден Отечественной войны I степени, медали "За освобождение Белграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " и многие-многие другие.

В 1990 году, когда страна праздновала 45-ю годовщину Победы, Указом Президента СССР за героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Екатерина Илларионовна Михайлова (Демина - по фамилии мужа) была удостоена высшей награды Родины - з вания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Заслуженная награда нашла наконец героя. Ведь Катюша, как ее ласково называли морские десантники, еще в 1944 году дважды представлялась командованием к званию Героя. Да, видно, не сумели тогда должным образом обосновать это представление.

Сегодня Екатерина Илларионовна Демина хоть и на заслуженном отдыхе, но по-прежнему в "боевом строю" - вся в трудах и заботах. Дела ветеранские, встречи с однополчанами, выступления перед молодежью, любимые ею путешествия, особенно по местам былых боев и сражений, наконец, забота о внуках не оставляют ей, как говорится, времени на праздное времяпрепровождение. И сейчас, уже в преклонном возрасте, она остается для однополчан и близких прежней - молодой, душевной и очаровательной Катюшей, всегда готовой откликнуться на чужую боль, прийти на помощь раненым и травмированным этой жизнью людям.

Психолог Катерина Дёмина - о том, как правильно оценить потолок своего ребёнка

Когда амбиции родителей и возможности детей не совпадают, родителям требуется время, чтобы это принять и посмотреть на своего ребенка под другим углом. А до того они прилагают героические усилия и тратят баснословные деньги на достижение своей личной мечты. Семейный психолог Катерина Демина объясняет, почему намного важнее и проще понять, что в действительности интересует подростка, чем заставлять делать то, что у него получается плохо.

Как трезво оценить «потолок» способностей ребенка? Этот вопрос возникает, когда родители обнаруживают, что, грубо говоря, их инвестиции не окупаются. Сил, денег, времени, надежд в ребенка вложено немерено. Или вполне «мерено»: десятки, сотни тысяч рублей за 11 школьных лет. Включая репетиторов, подготовку к школе, всевозможные выпускные. А вот отдача как-то не радует. Всеми правдами и неправдами дотащили деточку до «элитного» и «престижного» вуза, а он даже до первой сессии не добрался. Или добрался, потом тихо слился, потом еще год или полтора продолжал исправно брать деньги на учебу, а потом внезапно выяснилось, что это «не его». Обидно, правда?

Или быстрый разумом, как Невтон, смышленый мальчуган в 14 лет вдруг превращается в еле-еле соображающего гормонального увальня - как раз в тот момент, когда надо напрячься и сделать рывок в сторону сильного профильного класса. И что с ним делать? Где мы ошиблись? В какой момент мы переоценили их возможности? Думали, что он ого-го, а он оказался ой-ё-ёй. Или, наоборот, недооценили, и наш бриллиант неграненый, как выяснилось, все детство прозябал на задворках мирового образовательного процесса, а сейчас время упущено необратимо и опять же - ой. Есть несколько реперных точек, когда мы можем здраво оценить реальное состояние дел и при необходимости скорректировать курс.

Раннее детство и дошкольный возраст

В год он разговаривает, в полтора поражает гостей чтением стихов наизусть, в три знает буквы, в пять уже самостоятельно читает толстые книги. Ну гений же, ясно море! Еще бывает вариация «в пять сочиняет музыку» или «в пять решает задачи алгебраическим методом». Младенцу тут же вешают на грудь табличку «одаренный ребенок» и начинают нагружать дополнительными развивающими занятиями. И пытаются всеми правдами и неправдами запихнуть в школу лет в шесть, ведь «потом ему будет скучно, он же все знает».

Да не будет ему скучно! Все вышеперечисленные свидетельства одаренности говорят только об одном: роды были удачными, ребенок здоров. Просто на фоне остальных 80% детей, которым не так повезло (и, соответственно, они получили небольшие повреждения ЦНС), нормальное развитие речи выглядит как чудо. И нормальный интерес к звукам, к числам, к рисованию - тоже. Хотя все серьезные исследования возрастных психологов просто вопят об одном: детство дано для того, чтобы играть, дружить, лазить, ломать и строить, болеть, рыдать, бояться и узнавать мир. Не для того, чтобы учиться грамоте или счету.

Вчера мне приводили на прием пятилетнюю девочку, рабочий день которой длится 12 (да, двенадцать!) часов. И почему-то она истерики закатывает почти ежедневно, а давайте ей какой-нибудь фенибут подаем, чего это она?

Первый соблазн, с которым придется справиться родителям, выглядит так: у нас одаренный ребенок, его способности надо развивать.

Да, бывают действительно гениальные дети, все душевные и интеллектуальные силы которых будто свернуты в тугую пружину вокруг единственной задачи: музыка. Или рисование. Или балет. Если вы видите, что ребенок сосредоточен, сконцентрирован на чем-то одном, все свое свободное время употребляет на упражнения в этом, явно устремлен в одну сторону - ну что же. Могу вам посочувствовать. Теперь вам и правда придется это поддерживать и развивать. Тратить огромные средства как материальные, так и душевные, чтобы когда-нибудь почувствовать восторг и трепет, глядя на своего гениального отпрыска.

Ведь ради этого все и затевалось, не так ли? Ради этих нескольких минут оваций, ради кубка на полке, статьи в журнале. Строчка из страницы одной знаменитости в Википедии: «Его мать оставила свою карьеру и посвятила жизнь воспитанию и поддержке таланта гениального артиста».

Уфф. Не люблю. Хотя очень понимаю, что это такое: восторг и трепет. Когда я впервые услышала свою младшую дочь со сцены, я ничего не могла с собой поделать - рыдала, как умалишенная. Потому что это было слишком неожиданно, я была совершенно не готова к такому повороту сюжета: тихая, совсем не артистичная, довольно замкнутая девочка - и вдруг голос, который просто накрывает тебя и весь зал. Я не бросилась раскручивать ее карьеру только потому, что понимала: это не пойдет на пользу ни ей, ни мне. Не актриса она, просто хорошие вокальные данные, от папы.

На что следует обращать внимание в раннем детстве? В первую очередь на физическое и особенно неврологическое здоровье.

Присматривайтесь к тому, как ребенок ходит, как держит ложку, спокойно ли спит, как реагирует на изменения режима. Есть масса рекомендаций, поинтересуйтесь возрастными нормами. Ему сейчас надо овладеть своим телом, в первую очередь научиться жить в семье, общаться со сверстниками. Все остальное - потом. Очень внимательно фиксируйте, что вызывает интерес, чем может заниматься сам и какие вещи притягивают. Я не имею в виду электронные игры и мультики, как вы догадываетесь. Вам позже пригодится эта информация, когда будете определять профиль обучения.

Пример. Одна девочка очень любила играть в куклы, в школу, готовить, убираться (сначала по-игрушечному, а потом по-настоящему), раскрашивать модную одежду по трафарету, делать маникюр, вышивать, нянчить малышей. Терпеть не могла соревнования, настольные игры с выигрышем, шумную возню, конструкторы «Лего», спортивные игры. Собиралась стать: учительницей, турагентом, директором, менеджером, дизайнером, конюхом. Стала: специальным психологом, работает с детьми с нарушением развития, делает исследования.

А другая девочка любила рисовать самостоятельно (не раскрашивать, а создавать картины), организовывать представления, делать стенгазеты, читать, делать украшения из любых подручных материалов, вообще - тусить. Не любит: делать по шаблону, соревнования, конкуренцию, монотонную работу, порядок, спешку, маленьких детей, животных. Учится в архитектурном институте.

Все же видно, если внимательно смотреть.

Школьный возраст

Здесь «вилка» выглядит так: или суперкрутая школа/гимназия/лицей, или районный отстойник с плохо говорящими по-русски детьми рабочих. К сожалению, в нашей сильно расщепленной реальности практически нет среднего: среднего достатка, среднего уровня развития, крепкого середняка, на котором, вообще-то, все держится. Поэтому такой сложный и нездоровый выбор.

Смириться с тем, что ребенок в сильной школе будет троечником, практически невозможно, поэтому начинаем нанимать репетиторов с первого класса. Хотя на самом деле это означает, что нагрузка ребенку не по зубам. Нужно выяснить почему. Огромное количество детей не может нормально учиться все из-за тех же неврологических проблем: СДВГ, дислексия, дисграфия. Это не приговор. Если вовремя подхватить, занятия с нейропсихологом могут весьма существенно изменить ситуацию в лучшую сторону. Я бы вообще рекомендовала при любых учебных проблемах сначала идти на диагностику к нейропсихологу, а потом только, если надо, нанимать репетитора. Потому что программа начальной школы вполне посильна, если есть затыки - надо разбираться. Или смириться с тройками. Я бы смирилась.

Но вот, допустим, вы со всеми проконсультировались, обнаружили, что никаких органических причин для неуспеваемости нет, но ребенок все равно учится через пень-колоду. Ему может быть скучно. Могут быть сложные отношения в классе. Родители имеют отвратительную привычку рожать себе новых детей, жениться/разводиться, менять работу и место жительства. Умирают бабушки, дедушки и любимые хомячки. Из постоянно включенного телевизора круглые сутки истерично предрекают конец света и распад империи. Все это вместе может сильно перегружать центральный процессор и оперативную память. А вам, родителям, нужны достижения. Потому что вам самим страшно, тревожно, неопределенно, вы устали и хотите хоть чему-то радоваться.

Но - снова! - приглядитесь. Что на самом деле интересует вашего подростка? Живет ли он своей жизнью или той идеально-нереальной, которую вы для него придумали? Это он хочет быть юристом или физиком, или это вы думаете, что прогнозируете спрос на эту профессию?

Вот эта стандартная ловушка «мальчик способный, но ленивый», из которой выход видится только один: дрючить, заставлять, понукать. Можно ли ее избежать?

На мой взгляд - можно. Всего лишь надо сделать над собой усилие и признать, что вот эта ваша родная кровиночка - другой человек. Это гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Когда я предлагаю родителям на приеме хотя бы представить себе эту конструкцию, обычно первая реакция: «Да, конечно, мы совершенно с вами согласны». А потом: «Ну, а как же? Мы же хотим для него самого лучшего! Мы же для него стараемся! Кто из него вырастет?»

Да бог его знает. Может, специалист по доильным аппаратам, а может - высокооплачиваемый мастер тату-салона. А что? Вот буквально в прошлую среду приходила такая красотка 16 лет: у нее и бизнес-план есть, и сразу вдруг оказались нужны и математика, и английский, и русский, и даже (кто бы мог подумать!) ненавистная МХК пригодилась. Грамотного электрика днем с огнем не сыскать! Настоящих профессиональных нянь вообще не найти, такое впечатление, что все только временно работают, в ожидании, пока им ключ от нефтяной скважины подвезут.

Но чтобы спокойно сообщать знакомым, что ваш сын никуда не поступил и не собирается, надо быть очень уверенным в себе человеком. Чтобы ваш внутренний образ себя не зависел от того, чего достигли ваши дети. Я это имею в виду, когда говорю «он - другой человек». Достижения моих детей практически ничего не говорят о том, какая я мать. В основном они показывают, каким веером распределились гены и в каком настроении была в тот день акушерка.

От наших воспитательных усилий зависит процентов десять, что, согласитесь, не может достоверно влиять на результат.

Не всем надо получать высшее образование. Экономикой востребован очень небольшой процент людей с «абстрактным мышлением», рук не хватает катастрофически. И самое печальное, что наши дети, запихнутые силой в вузы, потом все равно приходят к тому, с чего стоило начать: поиску интересного для себя дела, занятия для души, чего-то такого, чем занимался бы и бесплатно. Вот это и есть его реальный потолок.

Герой СССР — Екатерина Дёмина. Девушка - боевой моряк, десантник, герой флотилии, любимица матросов! Она прошла сквозь огонь и воду бешеных сражений на Азовском и Черноморском побережьях, на отмелях Днестровского лимана, на берегах Дуная. Случай весьма редкий, тем более, что на флоте всегда существовало традиционное предубеждение против женщин.

Детство

Ей было всего 14, когда началась война. Из родственников в живых только брат. Катя ехала к нему на каникулы. Среди ночи фашисты атаковали поезд, в котором было много женщин с грудными детьми. Большинство их погибло. Она твердо решила пойти на фронт. Добравшись после бомбежки пешком до Смоленска, сразу направилась в военкомат.

Катя с детства мечтала о море, о службе на кораблях.

В годы войны

Вместе с бойцами батальона вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Под Гжатском была тяжело ранена.

Катюшу готовили к ампутации — ноги, но она наотрез отказалась

Ее отправили на реабилитацию в Баку. Там она стала снова проситься на фронт. «Пошлем тебя в Сталинград, на военно-санитарном корабле «Красная Москва», — сказал военком. Так Катя попала на флот.

Герой — морпех

Под Сталинградом мы забирали раненых – сгоревших танкистов, летчиков. Порой они были похожи на мумии из бинтов, только глаза и рот видны. Мы их кормили из ложечки…

за одно дежурство она ухаживала за 900 ранеными

Катю перевели в 369-й батальон морской пехоты, с которым она с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Черного морей, Днестра и Дуная, по земле – Румынии и Болгарии, Венгрии и Югославии, Чехословакии и Австрии.
При форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега.

Оказала помощь 17 тяжелораненым матросам, подавила огонь пулемёта, забросала гранатами дзот, уничтожила свыше 10 гитлеровцев

В операции по захвату порта Прахово, будучи раненой, продолжала оказывать медицинскую помощь бойцам и, защищая их жизнь, вела огонь по вражеским позициям. Ослабевшую от потери крови и воспаления легких Катю переправили в госпиталь.
Катюша еще в 1944 году дважды представлялась командованием к званию Героя Советского Союза. Но награду ей вручили лишь в мае 1990.

Награждена:

— медалью «За отвагу» (31.10.1943),
— двумя орденами Красного Знамени (27.09.1944, 8.03.1945),
— орденом Отечественной войны 2-й степени (15.02.1944),
— орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985),
— медалью «За освобождение Белграда»,
— медалью «За взятие Будапешта»,
— медалью «За взятие Вены»,
— медалью «За оборону Кавказа»,
— медалью «Флоренс Найтингейл» (от Красного Креста, присуждается медицинским сёстрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным, как в военное, так и в мирное время). Всего почти за 100 лет награждено только 48 женщин СССР (России)

Малоизвестные факты

  • Екатерина Дёмина (до замужесвта Михайлова) была сиротой, воспитывалась в детском доме
  • Катя попала на войну в 14 лет, приписав себе два года.
  • Пожаловавшись однажды самому Сталину, что ее не берут в моряки, она получила от Верховного Главнокомандующего разрешение служить на военном корабле.
  • В 2008 году Екатерину Дёмину ограбили мошенники (неизвестные женщины похитили из квартиры 80 тысяч рублей и военные награды героя)

    В наше время


    Екатерина Дёмина на параде Победы в Москве

    Живёт в городе Москве. Является членом Российского комитета ветеранов войны, Всероссийского совета ветеранов войны и труда.
    О ней по сценарию Сергея Смирнова режиссёр Виктор Лисакович в 1964 году снял документальный фильм «Катюша», которому был присуждён приз «Золотой голубь мира» на Международном кинофестивале в Лейпциге.
    В 2008 году был снят документальный фильм «Катюша большая и маленькая», восстанавливающий события 1964 года, когда снимали первый документальный фильм о Дёминой (авторы фильма Ткачёв и Фирсова).
    После смерти Евдокии Борисовны Пасько (30 декабря 1919 - 27 января 2017) является последней в мире женщиной Героем Советского Союза — участником Великой Отечественной войны.

    В литературе

    Одна из глав потрясающей книги Смирнова Сергея Сергеевича «Рассказы о неизвестных героях» (Катюша)