Карта страны пиши читай. в подготовительной группе

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель:
закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков развивать умение составлять предложения из заданных слов; упражнять в слитном чтении; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.
Оборудование:
интерактивная доска, карточки с заданиями. №
Этап

заняти

Деятельность педагога

Деятельность детей

слайды

время
Орг.мо мент. Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть? Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика - рассказала мне какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в словах, заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. И еще она сказала, что скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай Ребята, будем делать? Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть и выйти из страны, только разгадав пароль. Пиши- Читай передал нам эти пороли. Ответив на вопрос, вы попадете в это страну. Прохождение пароля c помощью анаграммы. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы помните, что Опечатка перемешала все буквы в словах. Поможем жителям страны Пиши-Читай собрать слова?. Дети входят в группу. Не садятся Дети выстраиваются перед интерактивной доской, поочередно отвечают на вопросы. По желанию, у Слайд заставка Слайд№1 слайд№2 Слайд№3
Воспитатель: Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок. Садитесь за столы. (файл 1) Воспитатель: Ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена. 3.Следующее задание: Вставить пропущенные буквы.(файл 2) 4. Из рассыпанных букв собрать слова. Чья команда больше составит слов,…….. На доске набор букв. Физминутка 5.Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.Опечатка грозилась, что дети забудут все буквы и разучатся читать. Чтобы этого не случилось, выполним следующее задание: вставить в слова пропущенные буквы.(файл 3) Воспитатель: у нас осталось еще одно задание: трое детей будет по очереди читать текст, а дети внимательно слушать. После прослушивания, нужно задать по два вопроса по тексту каждому из читающих. (файл 4) Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти доски,стоя. Дети выполняют задание за столами. Дети выполняют задание за столами. Работа в группе за столами. Дети записывают слова на бумаге. Делают физминутку. Слайд №4 Слайд№5 Слайд№6
пароль на выход из волшебной страны. …….. итог Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно? Дети: Немного трудно, но интересно! Чем мы помогли другу Пиши-Читай? Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!». Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо). Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят научиться читать Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Ваш друг Пиши-Читай. Раздача подарков. Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты. Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо! Слайд №7

учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад № 66 «Родничок»

город Прокопьевск

Кемеровская область

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по обучению грамоте, по теме «Путешествие в страну Пиши-Читайку». Данный

материал будет полезен воспитателям, логопедам подготовительной группы. Его можно использовать как материал для открытых мероприятий для родителей. Конспект носит познавательный характер, и в тоже время основывается на уже полученных знаниях детей.

Цели:

-коррекционно-обучающие: Формировать умение написания слова по элементам букв. Закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый. Проводить звукобуквенный, звукослоговой анализ слова. Закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам. -коррекционно-развивающие: Развивать связную речь. Развивать высшие психические функции: память, внимание, логическое мышление.

-коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, умение работать в коллективе. Оборудование: телеграмма, индивидуальные карточки по количеству детей, лоточки, простые карандаши, ребус, массажный мяч.

1.Организационный момент. Дети входят в группу, встают вкруг. Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте всех поприветствуем.

Организационный момент: «Доброе утро!» Доброе утро, солнце! Доброе утро, день! Доброе утро, дети! Доброе утро, всем!

2. Основная часть. Сообщение темы и цели занятия.

Л: Сегодня у нас необычное занятие… Стук в дверь. Почтальон Печкин вносит телеграмму:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам житель страны Пиши-читайки Грамотей. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читайке недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху. Опечатка сказала, что теперь никто и никогда из жителей страны Пиши-читайки не сможет ни читать, ни писать. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Мне известно, что вы совсем скоро станете школьниками, значит уже знакомы с грамотой. Пожалуйста помогите нам, жителям Пиши-читайки. Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Грамотей».

Л: Ну что, будем помогать жителям Пиши-читайки. Они ждут нас. Но путь далекий, сложный. На нашем пути много будет препятствий, вы готовы их преодолеть? Значит в путь.

Психологический настрой на занятие:

«Ра-ра-ра начинается игра, Са-са-са ждут нас с вами чудеса (повторение хором)» Открою вам секрет. Чтобы пройти в страну Пиши-читайку надо знать пароль. Пройдем, справимся.

Задание № 1.

Прохождение пароля. 1. Какие бывают звуки? (гласные, согласные).

2. Как определяют гласный звук? (он поется, нет преграды во рту)

3.Как определяют согласный звук? (не поется, всегда есть преграда-язык, губки).

4.Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие).

5. Что ставится в конце предложения? (Точка)

6. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

7. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

8. Какая буква в алфавите самая круглая? (О).

Л: Замечательно справились с заданием. Умницы.

Л: Но не все так просто. Уже следующее задание нас ждет.

Задание № 2. «Дружные звуки» Работа за столами. Каждому ребенку дается карточка – картинка. Ребенок должен выложить звуковую схему слова.

Задание № 3. «Путаница». Звуки встали не на свои места. Исправьте ошибки. Произнесите слово правильно. Ой! – кричат вокруг хозяйки, В огород забрались майки. (зайки) Мишка плачет и ревет, Просит пчел, чтоб дали лед. (мед) Стужа, снег, метут метели, Темной ночью бродят двери. (звери) Подарила мама ночке (дочке) разноцветные платочки, Очень рада бочка (дочка) новеньким платочкам. Массаж с колючим ковриком. «Ладошки» Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок.

Задание № 4. «Раздели на слоги». На доске выставляются слова, а дети, определив, сколько слогов в слове, поднимают табличку-карандаш. Дети дают полный ответ. Например: В слове ДОМ – один слог и т.д. Давайте немного отдохнем и поиграем. «Колокольчик, мой дружок, Собери детей в кружок».

Физкультминутка

«Как живешь?» Как живешь? –

вот так (поднять большой палец)

Как плывешь? – вот так (показать, как плавает)

Как бежишь? – вот так (бег на месте)

Как вдаль глядишь? – вот так (тыльной стороной ладони над глазами)

Как машешь вслед? – вот так (помахать рукой)

Как спишь? – вот так (закрыть глаза, две руки под щекой)

Как шалишь? – вот так (надуть щеки, надавить кулачками)

А теперь все вместе! (повторить)

Ну вот, мы с вами справились с несколькими заданиями, но еще впереди у нас есть задания. Готовы. Продолжаем.

Задание № 5. «Волшебный мешочек». Каждый ребенок достает себе по две буквы, не подглядывая, называет букву, и два слова, где есть эта буква.

Задание № 6. «Волшебные комочки». Работа за столами. Дети достают из шкатулки по комочку (бумага смята в комочки). Разглаживают, внутри напечатаны слова, но с законченными буквами. Нужно допечатать буквы, прочитать слова.

Задание № 7 «Дид.игра «Угадай, как нас зовут».

Грамотей нас в своем письме предупреждал, что Опечатка все имена перепутала, и жители волшебной страны не знают как их зовут. Давайте выручайте. — работа с карточками. На карточке изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя «жителя» страны Пиши-Читайки.

Л: Ой, какие вы молодцы, все знаете, все умеете. В школе будут рады видеть таких прилежных учеников.

Задание №.8 Игра «Скажи по-другому» Игра в кругу, с массажным мячиком. –

дом из кирпича – … заяц из пластмассы – … – кукла из бумаги – … хвост лисы – … – ведро из железа – … дом из брёвен – … – ложка из дерева – … стакан из стекла – … – коробка из картона – … кукла с карими глазами –… – игрушка на ёлке – … девочка с голубыми глазами – … – ваза из глины –… шляпа из соломы –…

Препятствия мы все преодолели, все закончилось. Что запомнилось больше, что понравилось? Вы прошли все испытания достойно, помогали друг другу- Я вами горжусь. Наш друг Грамотей приготовил нам подарки в благодарность за то, что мы помогли его стране своими знаниями. Давайте посмотрим. Сюрпризный момент- наклейки.


МБДОУ №11 «Берѐзка»

Итоговое интегрированное занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие в страну «Пиши-читай»
Воспитатель: Гатько Г. А., 1к/к
Цель:
воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20; упражнять в слитном чтении.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений.
Материалы:
буквы (алфавит), слова-предложения на цветном картоне, листочки и ручки, пеналы с цветными фишками, кассы букв, д/и « Скажи наоборот», кроссворд в загадках., простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей… Давайте со всеми поздороваемся. А теперь поприветствуем друг друга. Доброе утро, улыбнись скорее И сегодня весь день будет веселее, Мы погладим щечки -смелее, смелее Ручками похлопаем- сильнее, сильнее. Улыбнемся снова Будьте все здоровы! В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: Большое вам спасибо. Что,ребята прочитаем, что здесь написано.
. Письмо Пиши-читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика - рассказала мне какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай. Воспитатель: Ребята, что будем делать?.
Дети: Надо помочь! Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.
1.

Прохождение пароля.
Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках. Дети выстраиваются в колонну, поочередно отвечают на вопросы воспитателя: 1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 2. Сколько гласных букв в алфавите? (10) 3. Сколько согласных букв? (21) 4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь) 5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы) 6. Что ставится в конце предложения? (Точка) 7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж») 8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч») 9. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные) Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. У нас есть два домика, где раньше жили наши звуки. Посмотрите, вот сюда.Вы наверное догодались, почему домики у нас двух цветов. Правильно в красном домике жили гласные звуки, а в синем доме согласные звуки. Давайте быстро разместим жителей по их домикам.
2.Работа с домиками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его.
3.Работа за столами
. Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения. Цель: закреплять умение детей составлять предложения из заданных слов; упражнять в умении зарисовывать схему предложения, выделяя первое слово в предложении и имена с большой буквы, обозначать предлоги в виде маленькой черточки, ставить точку в конце предложения. Ход задания: на столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове): красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово. Дети работают в парах. Каждая пара выбирает цветные полоски какого-либо цвета и садится за стол. Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.
Предложения:
1. Катя и Оля рисуют красками. 2. Дима и Саша играют с конструктором. 3. В школе дети читают и пишут. 4. Каждое утро дети делают зарядку. 5. В детском саду дети танцуют и поют. Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения. Дети рисуют каждый свою схему. Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?
Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой? Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы. Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Девятого мая прозвучал салют Победы». А теперь назовите слово, в котором есть буква «Ю». Дети: Это слово «Салют». Вопитатель: Правильно, молодцы. А теперь проговорите слово «Салют» . сколько слогов в этом слове.. Дети: два. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем.
4Физминутка
Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально- ритмические движения: Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Опечатка зашифровала слова в игре «скажи на оборот. Мы должны назвать их.
5. Дидактическая игра «Скажи на оборот.»
Цель: закреплять умение детей называть «зашифрованные» слова. Ход игры: Воспитатель называет слово например: быстрый, наоборот медленный. Высоко- низко День- ночь Холодно- жарко Сладкий- кислый Девочка- мальчик. И т.д. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось справиться и с этим заданием. А теперь задание еще более усложняется: нам нужно решить кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
6.Реши кроссворд.
Цель: закреплять умение детей узнавать отгадки на загаданные загадки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда. Ход игры: дети называют отгадки и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова.
Загадки о овощах.
1Как надела сто рубах Захрустела на зубах.(капуста) 2 В огороде перед нами, Куст усыпан колпачками, Каждый пламя прячет
А кто съест- заплачет.(Перец) 3На жарком солнышке подсох И рвѐтся из стручков (горох). 4Из зелѐных кислых листьев Борщ получится отличный.(щавель). 5Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. (Картофель.) 2.1В лесу живет, Кур в деревне крадет.(лиса) 2Глазище, усище, хвостище, Котище, а моется всех чище.(кошка) 3Не пахарь,не кузнец, не плотник, А первый на селе работник(лошадь) 4Спереди- пятачок, сзади- крючок, Посредине- спинка На спинке- щетинка.(свинья). 5Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный.(волк) Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.
7. Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке, упражнять в слитном чтении. Ход игры: числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись.
Пароль: «Здравствуй, школа!»
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно? Дети: Немного трудно, но интересно!
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!». Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).
Письмо Пиши-читая.
Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай.
Раздача подарков.
Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты. Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо!

Самоанализ занятия
НОД проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 10 детей. Для проведения НОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: пространство организовано с учетом размещения и перемещения, демонстрационный материал соответствовал числу детей. По ходу занятия рационально менялись виды детской деятельности, при этом вся деятельность воспитанников была направлена на актуализацию, дополнение и закрепление имеющихся знаний. Структура мероприятия выстроена таким образом, что все его части взаимосвязаны между собой, этапы четко и логично переходят от одного к другому.
Тема занятия:
«Путешествие в страну «Пиши- читай». Это занятие комплексное. Сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, музыку. Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Учитывая всѐ это, я наметила цель, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель занятия
, воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20; упражнять в слитном чтении. В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие в страну Пиши- читай. Заинтересовывающим моментом было получение письма от пиши- читай.На занятии обучение строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохранила интерес на протяжении всего занятия. Тип занятия -комплексный. Что способствовало решению поставленной цели в комплексе. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены,подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей. На занятии использовались следующие методы: Словесные, наглядные. Для снятия утомляемости детей провела физ -минутку. На протяжении всего занятия использовались сюрпризные моменты. В данной непосредственно образовательной деятельности, дети сами являлись участниками игровых моментов. Это позволило сохранить у детей заинтересованность и положительный настрой. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Анализируя, проведѐнное занятие можно сказать, что поставленные цели были успешно выполнены. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Я считаю, что поставленная цель в ходе занятия была решена.


Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №15
Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
Задачи:
Обучающая задача: Учить составлять предложения и рассказ по группе сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Формирование понятия: «Заглавная буква в именах людей и кличках животных».
Развивающая задача: Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать воображение и внимание на уроке через работу с сюжетными картинками.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать доброту, отзывчивость к животным, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», сюжетные картинки, полоски для составления схемы предложения, картинка-пазл, мяч, две разрезные пословицы о дружбе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в прошлый раз мы с вами путешествовали в прошлое. Мы узнали, как люди общались на расстоянии, пока не появились буквы и алфавит. Давайте вспомним, какие же способы общения вы запомнили. (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. С тех пор прошло много времени. Люди придумали алфавит, научились писать, появились книги. Ребята, скажите, как называют людей, которые пишут для нас рассказы, сказки, стихи? (ответы детей). А для того, чтобы эти рассказы, сказки и стихи было еще интереснее читать, книги иллюстрируют, т.е. рисуют сюжетные картинки, по которым можно представить себе ту историю, о которой читаешь.
Воспитатель: Мы сегодня с вами превратимся в настоящих писателей. И сами напишем рассказ по уже готовым картинкам. В стране «Пиши-Читай» злодейка Опечатка спрятал все буквы, слова, предложения, оставила одни картинки. А ее дочка Путаница переставила все эти картинки. И теперь не понятно, где начало истории, а где ее конец. Я думаю нужно помочь жителям страны «Пиши-Читай» справиться с Опечаткой и Путаницей. А вы как думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Вот эти картинки (воспитатель помещает картинки на доску).
картинки для занятия 15\картинка 1.jpgкартинки для занятия 15\картинка 2.jpgкартинки для занятия 15\картинка 3.jpgкартинки для занятия 15\картинка 4.jpgкартинки для занятия 15\картинка 5.jpgкартинки для занятия 15\картинка 6.jpgВоспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Можно ли по этим картинкам придумать рассказ? Что нам мешает? (рассуждения детей).
Воспитатель: Какая картинка должна быть первой? (второй, третьей и т.д.) Картинки на доске помещаются в том порядке, в котором говорят дети.
Посмотрите еще раз на все картинки, все ли правильно у нас получилось? Можно ли теперь по этим картинкам придумать историю, которая произошла с мальчиком и его щенком? (ответы детей). Разложите картинки в нужном порядке у себя на столах. (дети раскладывают картинки у себя на местах)
Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Назови, кого вы видите на этой картинке. (ответы детей). Придумайте имя мальчику и кличку собаке. (варианты детей, выбирается один из вариантов). Попробуйте составить предложение по этой картинке.
(выслушиваются варианты детей, выбирается один, наиболее удачный.). Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? Как пишется первое
слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? (ответы детей).
На доске появляется две схемы предложения. В одной схеме имя мальчика и кличка собаки выложены обычной полоской, а на другой схеме полосками с уголками (заглавная буква). Решается проблемная ситуация. В ходе решения дети узнают, что имена людей и клички животных пишутся всегда с заглавной буквы.
Разминка
Проводится на ковре. Воспитатель в центре с мячом. Бросает мяч ребенку, называя животного или человека. Ребенок должен придумать кличку для животного или имя для человека. Например, кошка – Мурка, мальчик – Вова и т.д.
Воспитатель: Давайте продолжим составлять рассказ по картинкам. Рассмотрим следующие картинки.
Где гулял мальчик со своей собакой?
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
Что можно сказать про мальчика?
Как вы думаете, что могло произойти с героями рассказа дальше?
Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца. (5-6 рассказов).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, мальчик любил свою собаку? Что об этом говорит? (размышления детей). Можно сказать, что мальчик (имя мальчика) и его собака – друзья?
Молодцы, а теперь я предлагаю немного поиграть. Разделитесь на две команды. У меня в конвертах пословицы о дружбе. Ваша задача собрать эти пословицы. (дети выполняют задание, объясняют, как они понимают пословицу)
Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить, какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь ее. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь, из отдельных частей соберите целую картинку, как это было у художника.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Главное, мы вновь помогли жителям страны «Пиши-Читай» справиться с Опечаткой и Путаницей. Попробовали стать настоящими писателями и придумывали свои истории про мальчика (имя мальчика) и его собаку. И еще, мы узнали одно очень важно правило, как пишутся имена людей и клички животных. Кто мне сможет рассказать его? (ответы детей)
На этом наше путешествие по стране «Пиши-Читай» закончилось. Мы многое с вами узнали, многому научились. Теперь вы спокойно и смело можете отправляться в следующее путешествие по стране «Знаний», которое начнется для вас уже очень скоро, а точнее, осенью, когда вы пойдете в школу.


Приложенные файлы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №1 «Тополек» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области

2015 г.

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе

Тема: Путешествие в королевство «Пиши-Читай».

Цели: Обучающие: закрепить у детей знание звуков и букв, умение

Различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость

Звуков.

Развивающие: развивать навыки слогового чтения, внимание,

Мышление, фонематическое восприятие, устную речь.

Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, умение слушать

Ответ товарища, мотивацию к обучению.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня утром на мой компьютер пришло видео-письмо от

Королевы Грамоты. Давайте посмотрим, что она нам пишет.

«Здравствуйте, мои дорогие будущие первоклассники! В моем королевстве «Пиши-Читай» произошло происшествие. Здесь побывала вредная злодейка – Ошибка. Она обожает безграмотность. Сначала она перепутала все звуки и буквы, заколдовала моих жителей. А самое главное она сказала, что вы ребята не сможете научиться читать и писать.

Вы уже много знаете о речи, звуках и буквах. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на Вашу смелость.

С уважением королева Грамота!»

Воспитатель: Ребята, что будем делать?

Дети: Помогать.

  1. Основная часть

Воспитатель: Королевство «Пиши-Читай» скрыто за высокими горами. Чтобы туда попасть нужно ответить на вопросы.

Наша речь состоит из …… (предложений)

Предложения состоят из …. (слов)

Слова состоят из ………(звуков)

Звуки мы ……… (слышим и произносим)

Буквы мы ……… (видим и пишем)

Воспитатель: На вопросы мы ответили, теперь закрываем глаза. Раз, два, три

В королевство «Пиши-Читай» попади!

Дети открывают глаза. Перед ними закрытые ворота.

Воспитатель: Вот мы и у ворот королевства. Чтобы открыть ворота, нужно к

Замкам подобрать ключи. Замок это звук, к нему нужно

Подобрать ключ с буквой, которой он обозначается.

(Замки: Звуки [О], [Й"], [К’]. Ключи: Буквы «О», «Й», «К».)

Воспитатель: Ворота открыты. Молодцы. Двигаемся дальше.

Попадаем на лужайку, где пасутся «овечки-звуки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, злодейка Ошибка открыла ворота загонов

И все «овечки-звуки» убежали. Нам нужно вернуть их на места.

Давайте вспомним, каким цветом обозначается гласный звук,

Что обозначает синий цвет, зеленый цвет? Верните овечек на

Свои места.

(Овечки: [А], [Ы], [Э], [Т’], [М’], [П’], [П], [Т], [Х].)

Дети садятся на стульчики (работа с видео-доской)

Воспитатель: Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Давайте, исправим ошибки и вернем нужную букву на место

1. На пожелтевшую траву

Роняет ле в свою листву. (лес)

2. Мы собирали васильки

На головах у нас щ енки (венки)

3. На виду у детворы
Кры
с у красят маляры.(крышу)

4. Сели в ло ж ку и айда

По реке туда-сюда. (лодку)

5. Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села. (дочками)

Впереди дорога перегорожена кучей из букв.

Воспитатель: Ребята, кажется злодейка Ошибка и здесь побывала. Буквы потеряли своих хозяев. Необходимо найти животное, которое начинается в одной из этих букв.

(О – ослик, М – медведь, Н – носорог, И – индюк, А – аист, Х – хомяк, Ф – фламинго, У – улитка)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Физминутка

Воспитатель: Злая Ошибка заколдовала буквы – давайте их расколдуем. Для этого их изобразим и назовем.

Ноги вместе, руки на пояс (Ф)

Ноги на ширине плеч, руки по швам (Л)

Ноги вместе руки в стороны (Т)

Ноги на ширине плеч, руки вверх – наклонно (Х)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться,

То попрыгали немножко,

То похлопали в ладошки,

То присядут, отдохнут,

То опять плясать пойдут.

После физминутки дети садятся на палас и обсуждают, что они уже сделали и готовы ли идти дальше.

Воспитатель: Ребята смотрите, впереди река. А где же мост?

(На берегу лежат дощечки со слогами.)

Посмотрите, дощечки. Что нужно сделать?

Дети: Починить мост.

(«МА», «КИ», «ФА», «ХЭ», «НУ», «ТЫ».)

Воспитатель: Молодцы! Вот и замок. Посмотрите, какая высокая лестница. А на ступеньках написаны схемы, а рядом картинки. Составьте предложения по схемам:

|_____ _______.

|_____ _______ _______.

|_____ _______ ______ _______.

Воспитатель: Вот мы и в замке. Посмотрите, нас встречает королева Грамота.

Королева: Молодцы ребята! Страна «Пиши-Читай» спасена. Вы прекрасно

Справились со всеми заданиями и теперь в волшебной стране

Царит порядок.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад продолжать

Изучать звуки и буквы. Но для этого нужно пройти пароль.

Звуки мы…., буквы мы….., предложение состоит из….., речь состоит из……

Закрываем глаза.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Мы снова в детском саду. Скажите, ребята, трудные для вас

Были задания. А какое задание вам понравилось больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Большое спасибо всем за работу. Молодцы!