Какой корабль потопил маринеску. Александр Маринеско


Имя: Александр Маринеско (Alexander Marinesko)

Возраст: 50 лет

Место рождения: Одесса

Место смерти: Ленинград

Деятельность: Командир подводной лодки

Семейное положение: был не женат

Александр Маринеско - биография

В начале 1960-х годов в пивных Ленинграда можно было увидеть немолодого мужчину с орденом Ленина на пиджаке. Посетители знали его как Сашку-подводника и даже не подозревали, что пьют ерш с личным врагом .

Вино, отчаянные схватки и женщины - вот удел настоящего пирата. Таким и был капитан III ранга Александр Маринеско. Только командовал он не пиратским фрегатом, а подводной лодкой советского флота.

Александра Маринеско можно назвать потомственным моряком. Его отец - моряк румынского флота Ион Маринеску - бежал в Одессу от приговора быть повешенным за избиение офицера. На одесской земле Ион освоился, остепенился и к сорока годам женился на крестьянской девушке Татьяне Коваль. 15 января 1913 года в семье родился мальчик, которого назвали Сашей.

Уже в 13 лет Сашу приняли учеником матроса в Черноморское пароходство, а оттуда направили в школу юнг. Ее он окончил с отличием, получив квалификацию матроса 1-го класса, что давало право плавать на судах торгового флота.

Александр хотел большего - стать капитаном. В 17 лет юноша поступил в Одесский морской техникум, а окончив его, был принят помощником капитана торгового судна «Красный флот». Но руководящие органы, заметив парня, направили его на курсы комсостава Красного флота. Вскоре Маринеско уже числился штурманом подлодки Щ-306 («Пикша») Балтийского флота.

Службу он нес исправно, но уже тогда начальство стало замечать, какой «неудобный» специалист им достался. Маринеско говорил то, что думал, к тому же был неравнодушен к спиртному и женщинам.

В его первой характеристике от 1935 года указывалось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

После ввода в 1936 году званий на флоте Александр получил погоны лейтенанта, а спустя 2 года -старшего лейтенанта и пост командира подлодки М-96 «Малютка». Несмотря на то что Маринеско снискал славу выпивохи и бузотера, его М-96 побила рекорд Балтийского флота, погрузившись за 19,5 секунды при нормативе 35 секунд. Потому на недостатки капитана начальство смотрело сквозь пальцы.

Война застала Маринеско на флотской базе в Палдиски, откуда его направили в Таллин для охраны Рижского залива. Однако в морских боях в те дни Маринеско не участвовал. В августе 1941 года пришла новость об отправке «Малютки» железной дорогой на Каспийское море, где она должна была стать тренировочной лодкой. Но когда немцы замкнули кольцо вокруг Ленинграда, от этих планов пришлось отказаться. В томительном ожидании, а также из-за угнетающих сводок, Маринеско опять начал пить. Его исключили из кандидатов в партию и регулярно объявляли взыскания, однако и эти меры оказались бессильными.

В свой первый боевой поход Маринеско отправился в августе 1942 года. Его «Малютка» атаковала 3 транспортных немецких корабля, но результаты атаки остались неизвестны. Возвращаясь на базу, Маринеско забыл предупредить начальство. Дозорные катера, увидев всплывающую без флага субмарину, приняли ее за немецкую подлодку и начали обстрел. Маринеско дал команду на погружение и второй раз всплыл четко между катерами. Да так, что стрелять по лодке без повреждения друг друга они не могли. Наконец, из люка показалось лицо капитана, и его колоритная одесская речь лучше всего дала понять, чей это корабль.

В ноябре того же года за успешную высадку десанта Маринеско наградили орденом Ленина, а в декабре присвоили звание капитана III ранга и вновь зачислили в кандидаты в ВКП(б). Правда, в его характеристике командир дивизиона написал: «На берегу склонен к частым выпивкам». Следующей весной Маринеско получил новую подлодку С-13. Однако ввод ее в боевые действия был отложен из-за старой «болезни» капитана - пьянства.

Так, капитан однажды отказался выходить в море из-за того, что не смог найти свою шапку. Оказалось, что засаленную вещь матрос выкинул на помойку. Шапку нашли, но за срыв выхода Маринеско отправился в карцер. Проштрафившийся капитан мог и вовсе оказаться в ГУЛАГе, поэтому приказ о выходе в поход в октябре 1944 года принял с радостью. В первый же день Маринеско встретил огромный корабль «Зигфрид». Торпедный залп оказался неудачен. Тогда подлодка всплыла и обстреляла противника из артустановок. В своем отчете подводник указал, что корабль затонул. В реальности немцы отбуксировали потрепанное судно в Данциг и к весне 1945 года вновь ввели в строй.

Когда Маринеско вернулся на базу, то увидел, что вопреки традиции его встречают без оркестра. Задетый этим, он приказал экипажу задраить люки и спиртом отметить возвращение домой. Только через сутки команда вышла из лодки. Впрочем,за этот поход Маринеско получил не взыскание, а орден Красного Знамени.

В ночь на 1 января 1945 года в Хельсинки Маринеско и его заместитель вопреки уставу покинули лодку и отправились встречать Новый год к хозяйке местной гостиницы. После многих тостов капитан унес финку в постель, где всю ночь предавался с нею утехам. А утром в гостиницу пришел ее жених. Вступать в драку с русскими моряками было чревато неприятными последствиями, потому финн пожаловался в советскую комендатуру. В штабе сразу поняли, кто это мог быть, да и сам Маринеско отрицать факт оставления корабля не стал. Командующий Балтфлотом приказал предать офицеров трибуналу, но, поостыв, решил дать им возможность загладить вину в бою. И в свой пятый поход подлодка Маринеско ушла в статусе плавучего штрафбата - единственного на советском флоте.

Но именно этот поход обессмертил имя Маринеско. 30 января у бухты Данцига подводники заметили корабль «Вильгельм Густлофф». Судно перевозило 70 экипажей немецких подводников, женский дивизион, тысячу раненых и 9 тысяч гражданских лиц -женщин и детей. Три торпедных залпа превратили «Густлофф» в самую крупную жертву советского ВМФ. По оценкам историков, число погибших составило 9 тысяч, включая 5 тысяч детей. Поговаривали, что Гитлер даже объявил Маринеско личным врагом. Но попытки представить капитана палачом оказались несостоятельны, ибо «Густлофф» имел вооружение и военную маркировку.

Через 2 недели подлодка Маринеско отправила на дно корабль «Генерал Штойбелен» вместе с 3700 человек на борту. После такого капитану полагалась звезда Героя Советского Союза. Однако из-за трибунала он получил только второй орден Красного Знамени.

С окончанием войны Маринеско, привыкший заглаживать вину в боях, оказался лишен этой возможности. В сентябре его разжаловали до старшего лейтенанта и перевели командиром тральщика, а в ноябре списали в запас. Проработав 3 года в Балтийском пароходстве, он был уволен за пьянство, а в 1949 году осужден на 3 года за разбазаривание соцсобственности.

Вернувшись в Ленинград, Маринеско устроился снабженцем на завод, а в 1962 году у него диагностировали рак. Друзья добились, чтобы Александру Ивановичу вернули его прежнее звание, что дало право на хорошую пенсию, а также положили в клинику Военно-медицинской академии. Но победить болезнь уже было нельзя, и 25 ноября 1963 года Маринеско скончался. Звезда Героя нашла его лишь посмертно.

Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 году в городе, как он говорил, тепла, красоты и веселья - Одессе.

Его отец Ион Маринеску был коренным жителем портового города Галаца, служил в Румынском королевском флоте. Не выдержав унижений со стороны офицера, ударил его, за что был приговорен к расстрелу. В ночь перед казнью бежал из карцера, переплыл Дунай и перебрался в Одессу, где женился на украинке и сменил последнюю букву в фамилии. Безумную храбрость, уверенность в себе и несгибаемую решительность Александр унаследовал от отца.

Будущий герой учился в одесской трудовой школе № 36, окончив в ней всего шесть классов, после чего за прилежность и терпеливость был переведен в школу юнг и в возрасте 13 лет стал выходить в море на судах Черноморского флота в качестве матроса 1 класса.

В школе юнг Александр показал настолько блистательные результаты, что ему сократили срок обучения, и он без экзаменов был зачислен в Одесский мореходный техникум, который через 40 лет стал Мореходным училищем имени А.И.Маринеско.

После окончания техникума Маринеско ходил на кораблях «Ильич» и «Красный флот». Сначала третьим помощником капитана, потом вторым. История сохранила нам воспоминания его товарищей по тому периоду, все они отзываются об Александре Маринеско как о принципиальном и требовательном руководителе и в то же время как о балагуре и «душе компании».

Возможно, повернись судьба Маринеско иначе, мы сегодня вспоминали бы о нем, как о прославленном капитане дальнего плавания, но в ноябре 1933 года в 20-летнем возрасте Александра Маринеско призывают в Красную Армию.

Революционно-пролетарское происхождение и диплом штурмана сыграли свою судьбоносную роль, и Александр Иванович вместо солдатской шинели сразу же одевает офицерский китель и попадает на высшие курсы командного состава Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ). Там экстерном, за год из юного помощника капитана делают штурманского офицера и назначают служить в подводный флот.

Архивы донесли до нас служебную характеристику выпускника курсов комсостава РККФ, «помощника вахтенного командира» (такое звание было ему присвоено после выпуска) Александра Ивановича Маринеско:

«Свою специальность знает хорошо. Недостаточно дисциплинирован. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Вывод: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

Вероятно, становление свободолюбивого характера Александра Ивановича на «военные рельсы» проходило достаточно сложно. По воспоминаниям сослуживцев того периода, он и не стремился стать настоящим кадровым военным, военная служба его тяготила, все мечты Александра Ивановича были о мостике торгового судна.

В ноябре 1934 года, сразу после выпуска, Маринеско был назначен штурманом на подводную лодку «Щ-306» («Пикша») Балтийского флота. С 1936 года Александр Иванович продвигался по службе, ходил сначала на лодке «Ленинец» Л-1, а потом командиром лодки «Малютка» М-96.

16 июля 1938 года в разгар «шпиономании» и борьбы с «врагами народа» контрразведка вспоминает о румынских родственниках Александра Маринеско, и его в тот же день увольняют с военной службы. Сделать его «румынским шпионом» у сотрудников НКВД не получилось, так как в Румынии Маринеско с рождения не бывал, с родственниками не переписывался. Скорее всего, руку карательной машины НКВД от Александра Ивановича отвел старый удар Ионы Маринеску по лицу неизвестного румынского офицера, ведь смертный приговор в Румынии отцу Александра Ивановича не отменяли. Не получилось у специалистов НКВД сделать шпиона из Маринеско, но на всякий случай из Военно-морского флота его уволили.

Сегодня нам неизвестно, как сам Александр Иванович отнесся тогда к такому повороту, мемуаров он после себя не оставил, а писатель Александр Крон, после войны записавший свои беседы с Маринеско, его об этом не спрашивал. Однако тот факт, что Маринеско после того, как НКВД передумало назначать его «румынским шпионом», сам не просил командование восстановить его на службе, говорит о том, что Александр Иванович не стремился обратно в военный флот. Кстати, один из матросов Маринеско Геннадий Зеленцов описал в воспоминаниях свой доверительный разговор с командиром, который у них состоялся в рыбацкой лодке в двух милях от Кронштадта, когда подводная лодка отдыхала после похода на рейде, и Маринеско отправился порыбачить.

«Я никогда не хотел быть военным , – сказал тогда Маринеско Зеленцову. – Море, мирные корабли, вот моя любовь. Военным я стал по долгу «.

Если подобные слова Маринеско не стеснялся говорить своим сослуживцам в 1944 году, когда во всю полыхала война, то, вероятно, уж в мирном 1938 он точно не строил планов на продолжение военной карьеры.

7 августа 1938 года, меньше чем через месяц после увольнения в запас, как сегодня модно говорить, «по дискредитирующей статье», внезапно появляется приказ командующего флотом о восстановлении лейтенанта Маринеско на действительной службе, а в ноябре приказ о присвоении ему звания старшего лейтенанта. Политическая бдительность уступила суровой необходимости.

Новые подводные корабли сходили со стапелей по несколько штук в год, а грамотных морских офицеров с каждым днем становилось все меньше, слишком велико оказалось на флоте число «троцкистов» и «вредителей». И реабилитированный в первый раз Александр Маринеско вновь поднялся в рубку подводной лодки.

Карьера молодого офицера-подводника Александра Ивановича Маринеско в предвоенный период протекала стандартно для своего времени. Помощник командира на подводной лодке Л-1, через полгода уже командир М-96, малой подводной лодки серии 6, называемой подводниками «Малюткой».

Надводным водоизмещением 200 тонн, длиной около 40 метров и шириной 3,5 метра, «малютка» насчитывала 36 человек экипажа. Именно этот экипаж под командованием уже капитан-лейтенанта Александра Маринеско в 1940 году становится лучшим подводным экипажем на Балтийском флоте по итогам боевой и политической подготовки.

Маринеско получил золотые часы от командующего Балтфлотом Трибуца и запись в личное дело от командира дивизиона Юнакова:

«Дисциплинирован, но к себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен. О подчиненных заботится, но часто бывает груб и несдержан».

Подчиненные, в отличие от комдива, понимали, что лучше нарваться на грубость и остаться в живых, чем глупо погибнуть в обстановке «куртуазного» обращения, и ценили своего командира.

Алексей Тихонович Астахов, один из сослуживцев военной поры Александра Маринеско, характеризует своего командира сложным человеком:

«Ну, конечно же, всякое бывало. Шумел он сильно, если что не по нему было. Требовал инструкции и дисциплину в море. Не дай бог, кто на вахту проспит, сразу на губу сажал, на второй раз из экипажа долой. Но все понимали – война ведь. За своих стоял всегда, поэтому, говорят, у него и проблемы с начальством были, что нарушителей защищал. Особенно с комиссарами ругался. У нас ведь как в экипаже было заведено. В море жестко – на берегу можно расслабиться. Поэтому и много наших в комендатуру попадало по пьянке».

М-96 погибла в 1944 году в Нарвском заливе, по ошибке подорвавшись на своих же минных заграждениях, но это было потом. А в июле 1941 года Маринеско на ней выходит в свой первый боевой поход.

В первые дни Великой Отечественной войны подводная лодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллинн, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела.

М-96 под командованием Маринеско воевала осторожно. На рожон Александр Иванович не лез, берёг корабль и людей, продумывал, как говорят, отход и маневр, учился сам и учил своих людей действовать в боевой обстановке.

Сегодня ни для кого не секрет, что в 1941 году Балтийский флот безвозвратно потерял 27 подводных лодок, во многом из-за шапкозакидательских настроений командования. М-96, благодаря Маринеско, в это число не вошла. Да, боевых побед М-96 в 1941 году не добилась, но экипаж приобрел необходимый боевой опыт.

Вот запись воспоминаний Маринеско о тех днях, сделанная Александром Кроном:

«Нет ничего мучительнее, чем хождение по минному полю. Мина не выдает себя ничем, можно только догадываться об их расположении, опираясь на собственное чутье и рассказы товарищей. Попал на минное поле – ползи. Иди, не виляя, самым малым. При касании бортом о минреп – не шарахаться, а осторожно отрабатывать назад. Тихонько, чтоб минреп не сорвался, отводить корму. Он натягивается, как струна, но должен соскользнуть мягко. Нервы при этом надо держать в кулаке. Очень хочется поскорее убраться с опасного места – нельзя. Слышишь скрежет натянувшегося троса, его слышат все, и надо, чтобы команда знала, что у командира рука, лежащая на машинном телеграфе, не дрогнет, он не поддастся панике».

В октябре 1941 Маринеско отличился, но не в море, а на берегу. «За систематическое пьянство и организацию азартных игр на дивизионе» его исключают из кандидатов в члены партии, но оставляют в должности – подготовленный командир, как известно, «товар штучный». Меньше повезло комиссару дивизиона, которого за развал политической работы разжалуют и отправляют в штрафбат на фронт. Можно предположить, что именно этот факт определил особое отношение политических органов к командиру Маринеско.

Из воспоминаний Алексея Тихоновича Астахова:

«Александр Иванович зря муштрой не занимался. Если в поход не надо, то людей не гонял. Были случаи, когда рисковал сильно. Когда ремонт или подготовка, отпускал матросов в краткосрочные отпуска к семьям, делал командировочные, якобы по делу. А тогда запрещали из Кронштадта выезжать матросам».

В феврале 1942 года М-96, зимующая у набережной Ленинграда, получает прямое попадание артиллерийского снаряда. Затоплены 4-й и 5-й отсеки, но корабль экипажу удается спасти.

Очередная черная полоса заканчивается для Маринеско во второй половине 1942 года, когда М-96 после ремонта снова начинает выполнять боевые задачи.

14 августа 1942 года М-96 топит финский транспорт «Хелен» водоизмещением около 2 тысяч тонн, а в ноябре успешно высаживает диверсионную группу на побережье Нарвского залива — это была операция по поиску немецкой криптографической машинки «Энигма» в штабе фашистского полка. Саму «Энигму» добыть не удалось, но действия капитана Маринеско начальство были отмечены. Александра Ивановича награждают Орденом Ленина, восстанавливают в кандидаты в ВКП(б), присваивают звание капитана 3 ранга и отправляют на переподготовку в Самарканд, куда была эвакуирована Военно-морская академия.

По возвращении с учебы Маринеско получает под командование подводную лодку С-13, современный корабль водоизмещением почти в тысячу тонн, в два раза больше прежней «малютки». Под началом у Александра Ивановича стало уже 50 человек экипажа, он вступает в партию. Несколько меняется и тон служебной характеристики, данной ему командиром дивизиона Орлом: «Боевой и отважный командир, подводное дело знает отлично. Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует контроля». Видимо, так и не стал Маринеско к тому времени полностью военным, а скорее всего, и не хотел.

Лодка начинает готовиться к боевому выходу с новым командиром и отрабатывать задачи курса подготовки. Безуспешные попытки прорыва немецкой противолодочной обороны в Финском заливе, в ходе которых погибли четыре советских лодки, приостановили подготовку С-13 к боевому походу.

Экипаж Маринеско вышел в море только в октябре 1944 года, когда Финляндия вышла из войны и блокада была снята. И за первый же боевой поход на этой лодке Александр Маринеско, как и его команда, был награжден орденом Боевого Красного знамени - удалось нанести критические повреждения вражескому боевому транспорту «Зигфрид» и успешно уйти от преследователей.

Окрыленный успехами, Маринеско позволил себе самоволку, которая, учитывая условия боевых действий, вылилась в крупные неприятности. Была угроза отстранения командира от командования подводной лодкой. Рассказывают, что за талантливого моряка вступился комдив А.Е.Орел, был и слух, что команда даже отказывалась выходить в море с другим командиром. Так или иначе, уже после этой непростой дисциплинарной коллизии подлодкой под командованием Маринеско была совершена так называемая «Атака века».

Германский лайнер «Вильгельм Густлофф»

А 11 января 1945 года Маринеско выходит в свой второй боевой поход на этой лодке, в поход принесший ему мировую славу. Потопление «Густлоффа» и «Штойбена» сделало Александра Маринеско самым результативным командиром ВМФ СССР и, как пишут многочисленные историки, спасло от трибунала. Александра Ивановича представляют к Герою Советского Союза, но не награждают. Считается, что виной тому его легендарные похождения со шведками и трофейными автомобилями, но, скорее всего, вышестоящее командование не нашло причин давать самую высокую награду за не самую сложную боевую операцию.

Оценки «Атаки века» сегодня кардинально разнятся. От героически восторженных до крайне негативных. Кто-то пишет, что Маринеско, прорвав мощную противолодочную оборону, нанес существенный урон противнику, уничтожив десятки экипажей немецких подводников, кто-то называет Маринеско военным преступником, хладнокровно расстрелявшим беззащитные транспорты с женщинами и детьми.

Наименее предвзятые источники дают сегодня осторожную оценку этой победы С-13. Да, «Густлофф» был законной военной целью, потому что помимо беженцев на его борту были военные и артиллерия, да и в списках числился не санитарным транспортом, а военной плавбазой. Но он шел тихим ходом, не маневрируя, практически без охранения. Некоторое время «Густлофф» шел с включенными ходовыми огнями, и, скорее всего, именно тогда его и обнаружил экипаж 13-й. В 1945 году атака подобной цели не требовала применения сложных тактических приемов и являлась для подводников всех стран рядовым событием.

Маринеско уничтожил транспорт, продолжил выполнение задания, уничтожил еще один, «Штойбен», и благополучно вернулся в базу. Поход, достойный боевой награды, но не более.

К сожалению, впоследствии Александр Иванович стал заложником чужого пиара. Сначала негативного, когда большие флотские начальники не захотели делать героя из заурядного и не очень дисциплинированного командира, потом позитивного, который продолжается и поныне.

30 января 1945 года около Данцигской бухты, в районе Штольпмюнде лодка С-13, выбирая лучшую позицию для атаки, в течение двух часов преследовала крупнейший германский корабль «Вильгельм Густлофф» («Wilhelm Gustloff») водоизмещением 25 484 (!) тонн.

«Густлофф» был крупным лайнером Германии, построенным в Гамбурге в середине 1930-х по личному распоряжению Гитлера. Он должен был служить для «бесклассовых» круизных путешествий - отдохнуть на «Густлоффе» мог позволить себе даже обычный трудящийся. Корабль пропагандировался как «символ личной заботы власти о простом народе Германии». Последний мирный выход этого корабля был 25 августа 1939 года, накануне войны. Позже он был реконструирован в военное транспортное судно.

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны

30 января 1945 года на Балтике был сильный шторм, видимость — ноль. Подлодка С-13 зашла со стороны берега и с дистанции менее километра успешно выпустила три торпеды - «За Родину!», «За советский народ!» и «За Ленинград!». Четвертую заклинило, но ее удалось обезвредить и успешно уйти от преследования кораблей охранения противника.

На борту немецкого лайнера было, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, спаслись менее тысячи. По мнению адмирала Н.Г. Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в Великой Отечественной войне, «половину пассажиров лайнера составляли высококвалифицированные специалисты - цвет фашистского подводного флота». Немецким ВМС был нанесен серьезный урон. По свидетельству журнала «Марине» (1975, №№2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. Кроме того, на борту «Вильгельма Густлоффа» находились женский флотский батальон, подразделение 88-го зенитного полка, несколько отрядов хорватских добровольцев, около двух десятков нацистских руководителей, офицеров СС и гестапо. Остальные — гражданские беженцы, включая женщин и детей.

В том же весьма результативном походе С-13 под командованием Маринеско был потоплен транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 600 тонн, перевозивший 3600 танкистов. «За один этот боевой поход , - писал в статье «Боевая деятельность подводных лодок КБФ в 1944-1945 гг.» кандидат военно-морских наук В.А. Полещук, - Маринеско, по существу, отправил на дно целую дивизию! »

После потопления «Штойбена» Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.

Германский транспорт «Генерал фон Штойбен»

Александр Иванович Маринеско стал самым успешным подводником за всю войну, две его самые крупные атаки были совершены с прорывом сторожевого охранения, преследования противника на максимальной надводной скорости и с выходом на минимальную дистанцию торпедного залпа.

Про то, как судьба Александра Маринеско сложилась после войны, сегодня написаны десятки страниц. Снят с должности и понижен в звании наркомом ВМФ Кузнецовым «За халатное отношение к служебным обязанностям и бытовую распущенность», в 1946 году уволен в запас. Работа на судах Балтийского пароходства, которая, вероятно, была самым счастливым периодом в его жизни, потом ухудшение здоровья и списание с плавсостава. Работа на берегу, судимость и лагерь, возвращение в Ленинград и снова работа.

В конце 50-х годов с нарастанием оборотов холодной войны и начале дискуссии о роли стран-участниц антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма про «подводника №1» снова вспомнили. Министр обороны Малиновский в 1960 году отменяет приказ Наркома Кузнецова, восстанавливает его в звании и возвращает пенсию. Советские пропагандисты придумывают термин «атака века», и сам Кузнецов в своих мемуарах уже вспоминает об экипаже С-13 и Маринеско, как о героях.

А.И.Маринеско — подводник №1 двадцатого столетия

Александр Иванович успел при жизни дождаться реабилитации. Легендарный командир Краснознаменной подлодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота после тяжелой и продолжительной болезни скончался 25 ноября 1963 года в Ленинграде, пятидесятилетним, преждевременно уйдя из жизни. Похоронен на Богословском кладбище.

Александр Иванович Маринеско (2 января 1913, Одесса - 25 ноября 1963, Ленинград). Командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Герой Советского Союза (1990).

Родился в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску и украинской крестьянки Татьяны Михайловны Коваль.

В 1920-1926 годах учился в трудовой школе № 36 (ныне школа № 105, ул. Пастера, 17), где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса.

За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса.

В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

Со слов подводника Геннадия Зеленцова, служившего вместе с Маринеско, сам Александр Иванович никогда не хотел быть военным, а мечтал исключительно о службе в торговом флоте.

В ноябре 1933 года по путёвке комсомола был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота.

В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 - старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, он служил помощником командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

Александр Маринеско во время Великой Отечественной войны

В первые дни Великой Отечественной войны подлодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела.

В августе 1941 года подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, затем от этой идеи отказались. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных карточных игр (комиссар дивизиона, допустивший подобное, получил десять лет лагерей с отсрочкой исполнения приговора и был направлен на фронт).

14 февраля 1942 года подлодка во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход.

14 августа 1942 года лодка атаковала немецкий конвой, состоявший из трёх транспортов в охранении двух тяжёлых плавбатарей. По докладу Маринеско, он выпустил две торпеды по немецкому транспорту, результатов атаки не наблюдал, слышал сильный взрыв, интерпретированный как результат попадания торпеды, в результате лодке было засчитано потопление транспорта. Согласно немецким источникам, атака была неудачной - корабли конвоя наблюдали след одной торпеды, от которой успешно уклонились, а затем безрезультатно атаковали подводную лодку артиллерией и глубинными бомбами.

Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивались топливо и патроны для регенерации воздуха), Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера.

В ноябре 1942 года М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков для операции по захвату шифровальной машины «Энигма» в штабе немецкого полка. Но шифровальной машины в нём не оказалось. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и Маринеско наградили орденом Ленина .

В конце 1942 года Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам» .

В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром ПЛ С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года.

В 1943 году С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в очередную «пьяную» историю. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид» (553 брт). Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду. В действительности, повреждённый германский транспорт был позднее отбуксирован противником в Данциг и к весне 1945 года восстановлен. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени .

Потопление «Вильгельма Густлоффа»

С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника - «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен».

Перед этим походом командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением), но исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе.

Таким образом, С-13 стала единственной «штрафной» подлодкой советского флота.

30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф» (25 484 брт), на котором находилось 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл без конвоя (торпедолов учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного «Густлову» эскорта - лёгкого миноносца «Löwe».)

Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость (корабль шёл на скорости всего 12 узлов).

Александр Маринеско - Атака века

Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа.

Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско - «подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например, американская подводная лодка «Арчерфиш» уничтожила японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт, а немецкая лодка U-47 14 октября 1939 потопила английский линкор «Royal Oak» водоизмещением 29 150 брт прямо в гавани Скапа-Флоу).

По современным данным, с «Густлоффом» погибло 4850 человек, из них 406 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых (из них почти 3 тыс. детей). Существуют и иные оценки численности жертв, вплоть до 9343 человек.

Из числа подводников погибло 16 офицеров (в том числе 8 медицинской службы), остальные малообученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе подготовки.

«Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв (лидирует теплоход «Гойя», потопленный 16 апреля 1945 года подводной лодкой «Л-3» - на нём погибло около 7000 человек).

Оценки действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно положительных (в советских источниках) до осуждающих (в антисоветской литературе).

В некоторых немецких публикациях в годы холодной войны, потопление «Густлоффа» называется военным преступлением, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Однако исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как: суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками - красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.

Говоря юридическим языком, «Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблём ВМС, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота.

Таким образом, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:

1. «Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;

2. «Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;

3. «Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лёве»);

4. Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).

Большая часть погибших не имела отношения к ВМС Германии. Из находившихся на борту (оценочно) 918 офицеров и курсантов 2-го учебного дивизиона подводных лодок погибло (предположительно) чуть менее половины.

Потопление транспорта «Штойбен»

10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила санитарный транспорт «Штойбен» (14 660 брт), на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350.

Необходимо учитывать, что судно было вооружено зенитными пулемётами и орудиями, шло в боевом охранении и перевозило в том числе здоровых солдат. В связи с этим, строго говоря, его нельзя было относить к госпитальным судам.

Надо отметить также, что Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден».

Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако вышестоящее командование Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1 ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог... Действия командира ПЛ на позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника... В результате неактивных действий командира ПЛ "С-13" боевую задачу не выполнила» .

31 мая командир дивизиона ПЛ подал рапорт вышестоящему командованию, в котором указывал на то, что командир подлодки всё время пьёт, служебными обязанностями не занимается, и его дальнейшее пребывание в данной должности нецелесообразно.

14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» .

В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.

С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И. был уволен в запас.

Подводные лодки под командованием Александра Маринеско совершили шесть боевых походов во время Великой Отечественной войны. Два транспорта потоплены, один повреждён. Атака М-96 в 1942 году завершилась промахом.

Александр Маринеско является рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника: 42 557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946-1949 годах Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году - заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови.

В 1949 году был осужден на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности, наказание отбывал в 1949-1951 годах в Ванино.

В 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года - руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Маринеско скончался в Ленинграде после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Здесь же неподалёку (Кондратьевский пр., 83) находится Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско.

Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно 5 мая 1990 года.



Он стал самым эффективным подводником Великой Отечественной войны, но превратил собственную жизнь в авантюрный роман с печальным концом и едва не канул в безвестность.

Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны, хотя один из его подводных ударов военные эксперты окрестили «атакой века», повторить которую до сих пор не удалось никому.

Несмотря на свой высочайший профессионализм и личную отвагу, он не смог стать примером для подражания. И все потому, что имел сложнейший характер, не церемонился с командирами и политработниками, часто по поводу и без оного посылая их очень далеко. А успех Маринеско у красивых женщин вызывал зависть и злость других офицеров.

Коренной одессит

Родился Александр Маринеско в 1913 году в Одессе в румынско-украинской семье. Его отец был румынским матросом, который жестоко избил своего командира. Спасаясь от трибунала и каторги, он бежал в Россию, осев в Одессе-маме.

В этом приморском городе беглец быстро наладил контакты с местными контрабандистами и жуликами, которые приняли Иона Маринеско за своего, и предложили поучаствовать в нескольких рискованных операциях

По отдельным сведениям, мужчина пробыл контрабандистом недолго. Он не скатился до уровня простого бандита, а нашел себе работу в морском порту. Ион женился на крестьянке из Херсонской губернии Татьяне Коваль, которая тоже приехала в Одессу в поисках лучшей жизни.

Их сын Александр полностью пошел в отца, переняв его неукротимый и вольнолюбивый нрав. Многие исследователи биографии Александра Маринеско допускают, что мальчик в составе банд таких же босоногих сорванцов мог приворовывать на Привозе, но прямых доказательств его криминального детства не существует.

«Стану настоящим капитаном»

Уже к семи годам Саша плавал как рыба, часами пропадая на берегу, где слушал морские байки, рассказываемые бывалыми рыбаками. И пускай большинство таких историй были обычными выдумками, но морская романтика полностью захватила Сашу, который решил обязательно стать настоящим моряком.

Учиться в обычной школе будущему герою было не интересно, и после 6-го класса в 13-летнем возрасте он сбежал из дома, устроившись помощником матроса на один из кораблей Черноморского флота.

Александр демонстрировал такое рвение и дисциплинированность, что его направили учиться в школу юнг, а уже к 17 годам его имя появилось в списке матросов 1-го класса.

В 1930 году Саша Маринеско, несмотря на серьезный конкурсный отбор, легко поступает в Одесский мореходный техникум. В учебе он демонстрирует невероятное рвение, чрезвычайно радуя этим своих преподавателей.

В 1933 году двадцатилетний Александр получает диплом с отличием и к 20 годам становится помощником капитана корабля «Красный флот». Невероятная даже для того времени карьера!

Удар по детской мечте

Такие специалисты оказались нужны РККА, и уже через несколько месяцев Александр получил комсомольскую путевку на спецкурсы командного состава военного флота.

Это был серьезный удар по самолюбию молодого человека, который видел себя свободным капитаном гражданского судна, а должен был стать военным моряком, беспрекословно подчиняющимся чужим приказам.

По окончании курсов Александра Маринеско направили служить штурманом подводной лодки Щ-306 «Пикша», базировавшейся на Балтийском флоте. Холодная Балтика разительно отличалась от нежного и приветливого Черного моря. Молодого офицера охватила депрессия, которую он все чаще снимал спиртными напитками.

Отличник и разгильдяй

Надеясь на возможное увольнение в запас, он становится агрессивным и не всегда управляемым, не лезет в карман за матерным словцом. Он не задумывается о последствиях несоблюдения субординации, вступает в перепалки при первом удобном случае.

Но во время учебных походов демонстрирует настолько высокий профессионализм, что командование вынуждено в 1936 году присвоить ему звание лейтенанта, а в 1938 году – старшего лейтенанта. Хотя в обоих представлениях на получение звания было указано: «Недостаточно дисциплинирован».

В те годы страна готовилась к будущей большой войне, и разбрасываться такими кадрами, как Александр Маринеско, было сродни диверсии, за которую командиров могли репрессировать и сослать в ГУЛАГ (если не расстрелять).

Расследования пьяных историй, в которых молодой офицер был главным зачинщиком, спускали на тормозах, а полученные Александром взыскания снимались с него практически сразу.

О высоком профессионализме офицера-подводника говорит хотя бы тот факт, что лучшей подводной лодкой Балтийского флота в 1940 году признали субмарину М-96, которой командовал… капитан-лейтенант Александр Маринеско.

Его экипаж установил невероятный даже для сегодняшних подводных лодок рекорд скорости погружений – 19,5 секунды. И это при том, что норматив составлял 35 секунд.

Бабник и организатор азартных игр

С начала войны подводная лодка М-96 обеспечивала патрулирование Рижского залива, а в свободное от службы время Александр Маринеско веселился в компаниях других офицеров и женщин легкого поведения.

В августе 1941 года прогремел настоящий скандал, когда группу офицеров-подводников уличили в организации азартных игр. Заводилой компании, как всегда, был Маринеско, которого незамедлительно исключили из кандидатов в члены ВКП(б).

Думаете, помогло? В ноябре 1942 года Маринеско провел блестящую военную операцию по скрытой высадке десанта в Нарвской бухте. Десантники разгромили немецкий штаб, в котором должна была находиться шифровальная машина «Энигма». И пускай самой машины в штабе не оказалось, но в руки советского командования попало большое количество сверхважных документов.

За профессионализм и отвагу офицер получил очередное воинское звание капитан-лейтенанта, орден Ленина и был восстановлен кандидатом в члены партии. Хотя в его служебной характеристике все же сохранился пункт о чрезмерном пристрастии к алкоголю.

«Неуправляемый» командир легендарной С-13

Весной 1943 года Александра Маринеско назначили командиром ПЛ С-13, которая почти год стояла на ремонте и не выходила в море. От безделья на базе офицер запил, загулял, благо легкодоступных женщин вокруг материально хорошо обеспеченных подводников всегда крутилось очень много. Он дважды сидел на гауптвахте, получал взыскания по партийной линии.

В октябре 1944 года во время первого же своего выхода в море подводная лодка С-13 обнаружила немецкий транспорт «Зигфрид». Атака четырьмя торпедами не увенчалась успехом, и Маринеско отдал приказ на всплытие. Субмарина расстреляла судно из артиллерийских орудий, после чего скрылась в пучине от развернувшейся на С-13 охоты. За этот поход офицер получил очередной орден Красной Звезды, а все его предыдущие прегрешения были полностью списаны.

К концу 1944 года подлодку С-13 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны.

В ночь на 1 января 1945 года Александр Маринеско самовольно покинул находившуюся на боевом дежурстве субмарину и направился в гости к новой возлюбленной (шведке).

Оставшийся без командира экипаж встретил Новый год с огромным количеством спиртного, после чего направился выяснять отношения с местным населением. Все закончилось массовой дракой, которая лишь по счастливой случайности обошлась без человеческих жертв.

Командующий Балтфлотом Владимир Трибуц потребовал подвергнуть командира С-13 и весь экипаж суду военного трибунала. Но дал возможность реабилитироваться, направив 9 января в «штрафной» боевой поход.

Фактически подводная лодка С-13 стала единственной «штрафной» субмариной Великой Отечественной войны.

Спасти жизнь и карьеру

Почти месяц С-13 патрулировала указанный квадрат, в который совсем не заходили немецкие корабли. Понимая, что после возвращения на базу он предстанет перед судом военного трибунала, Маринеско принимает самовольное решение изменить квадрат патрулирования. Пытавшийся выразить возмущение вопиющим нарушением приказа политработник был незамедлительно послан куда подальше, а лодка направилась в сторону осажденного города Кенигсберга.

30 января Александр Маринеско увидел в перископе огромный плавучий госпиталь «Вильгельм Густлофф», который до войны был круизным лайнером. По непонятным причинам он шел без конвоя и мог стать отличной целью для торпед С-13.

Командир лично вывел свою субмарину на ударную позицию. Каждая из трех выпущенных торпед поразила цель, и «Вильгельм Густлофф», на борту которого находилось около 10,5 тыс. человек, затонул. В немецких документах указывается, что в результате атаки С-13 погибли 4855 человек, включая 405 курсантов-подводников, которые могли укомплектовать несколько десятков экипажей немецких субмарин.

10 февраля в районе Данцигской бухты С-13 атаковала санитарный транспорт «Штойбен», на котором находилось более 4 тысяч раненых и беженцев. Корабль в течение нескольких минут затонул, а спасти удалось лишь 659 человекам.

Позднее Александр Маринеско признавался, что принял это вооруженное зенитными орудиями судно за легкий крейсер «Эмден».

Вместо славы - «плевок в душу»

«Штрафной» экипаж вернулся на базу в роли героев. Всем подводникам простили старые грехи, командира предложили наградить золотой Звездой Героя Советского Союза.

Но командир бригады Лев Курников пошел на принцип, рекомендовав вручить Маринеско орден Красного Знамени, чем «до смерти» обидел офицера.

В следующем боевом походе Александр Маринеско не проявлял особой активности в поиске целей, пьянствовал на борту, а результаты самого похода признали неудовлетворительными.

По окончании войны на пьяные выходки Маринеско перестали смотреть сквозь пальцы. В сентябре 1945 года его отстранили от командования подводной лодкой, понизили в звании с капитана третьего ранга до старшего лейтенанта (сразу на две ступени) и назначили командиром тральщика Т-34.

Такого оскорбления морская душа Александра снести не могла, и 30 ноября 1945 года ему удалось уволиться в запас. В течение четырех лет он служил помощником капитана торгового судна, а в 1949 году перешел работать директором Ленинградского института переливания крови.

Там герой-подводник проворовался, после чего три года провел в колымских лагерях.

В 1953 году Александр Маринеско вернулся в Ленинград, где ему помогли устроиться начальником отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Он сильно болел, до 1960 года, пока друзья не добились отмены его разжалования, получал мизерную пенсию. Умер 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет.

Восстановление славного имени

Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности. Сначала в газете «Известия» была опубликована статья о капитане ПЛ С-13, который оказался самым результативным советским подводником по суммарному тоннажу пущенных на дно фашистских кораблей.

Михаил Горбачев был шокирован, узнав, насколько нагло сотрудники политуправления флота затирали талантливого моряка, лишая его заслуженных наград и званий.

Выяснилось, что еще в 1977 году скульптор Валерий Приходько на собранные среди моряков деньги воздвиг в Лиепае памятник Александру Маринеско и членам его героического экипажа. Но в ту же ночь по прямому приказу из Москвы фамилию капитана и слово «героическому» с памятника спилили.

Общественный резонанс был настолько сильным, что 5 мая 1990 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно).

Отношение к Маринеско никогда не были однозначным. Официальные власти в лице командующих Дважды Краснознаменным Балтийским флотом не то чтобы недолюбливали — скорее завидовали его славе. Командир дивизиона подводных лодок Александр Орел (впоследствии — командующий ДКБФ) представил Маринеско к Золотой Звезде Героя Советского Союза за уничтожение двух немецких судов «Вильгельм Густлофф» и «Генерал Штойбен», но награду понизили до ордена Боевого Красного знамени. Пояснили, мол, Герой должен быть хрестоматийным: стойким ленинцем, не иметь никакого дисциплинарного взыскания, быть образцом подражания для других.

Неудобный командир

Да, у Маринеско был ершистый характер, он всегда резал правду-матку в глаза, он был принципиален и неудобен тогда, когда кому-то хотелось словчить. Но один малоизвестный факт: после происшествия в финском городе Турку, в январе 1945 года, Маринеско хотели снять с командования подлодкой «С-13» и вообще отправить лодку в боевой поход с другим экипажем. Но экипаж подлодки «взбунтовался», отказался идти в море с другим командиром и командование было вынуждено уступить: на Балтфлоте к тому времени боеспособной была только «С-13». В поход пошел Маринеско, к которому дополнительно приставили «особиста».

Но вернемся к биографии Александра Ивановича. Он родился 15 января 1913 года в Одессе. Его отец, сын кузнеца Иона Маринеску, румын по национальности, был матросом боевого крейсера, но однажды не выдержал издевательств со стороны офицера и могучим ударом расквасил нос обидчику. Иону приговорили к расстрелу, но оказалось, что карцер в ту ночь (казнь должны были совершить на рассвете) охраняет земляк Ионы, с которым они выросли в одной деревне. Так что землячок открыл камеру, вывел Маринеску в общий коридор и подтолкнул к окну. Внизу бурлил неспокойный Дунай, чтобы выжить его, нужно было переплыть, что было дано далеко не каждому. Но это была единственная возможность не навлечь беду на голову охранника. Мол, не расстреляли, так утонул…

Иона выплыл, но навсегда покинул Румынию, прятался сначала в Бессарабии, потом перебрался в Одессу, где легче было раствориться в многолюдной толпе. Некоторое время его искали, но потом перестали, подумав, что он и в самом деле утонул.

С 13 лет в море…

Маринеско-младший рос очень непоседливым, дома его удержать было очень сложно, все с пацанами, то на море, то в порту. Но втайне Иона надеялся на то, что сын пойдет по его стопам, свяжет свою жизнь с морем. Так и получилось. Уже с 13 лет учился в школе юнг, потом в мореходке. Ходил на гражданских судах, одним из помощников капитана. Однажды в штормовую погоду проявил смелость, высокое мастерство и спас сухогруз от верной гибели. Его наградили ценным подарком, чем Иона Маринеско очень гордился (он, в конце концов, румынское окончание фамилии на «у» переправил на украинское «о»).

Решение связать свою жизнь с армией далось Александру Ивановичу не сразу. И даже на курсах командного состава у него далеко не все ладилось, но Маринеско «вовремя взялся за ум» и избежал отчисления…

Войну он начал на «малютке», так называли небольшие подлодки. М-96 была вдобавок еще и тихоходной, атаковать ею большие надводные цели было весьма сложно. Во-первых, догнать что-то быстрое не представлялось возможным, а, во-вторых, после атаки удрать от противника далеко не всегда получалось. Но Маринеско был очень рисковым человеком. Свое первое судно — тяжелую плавбатарею — Александр Иванович «потопил» в августе 1942 года, во всяком случае, он доложил начальству. Но спустя четыре года, когда немцы передавали в состав Балтийского флота уцелевшие корабли, среди трофеев оказалась и эта плавбаза, которую в 1942 году удалось отбуксировать и затем отремонтировать.

Но свой первый орден — орден Ленина — Маринеско заслужил в ноябре 1942 года, когда высадил разведчиков для захвата немецкой шифровальной машины. И пусть шифровальной машины не оказалось (немцы в последний момент сменили маршрут), но сам командир подлодки действовал безупречно…

В октябре 1944 года (к тому времени Маринеско командовал лодкой С-13″) в боевом походе удалось серьезно повредить транспорт «Зигфрид», как потом оказалось, «потопленный» транспорт, как и в первом случае, так и не ушел на дно. А Александра Ивановича наградили орденом Боевого Красного знамени.

Три составляющих «атаки века»

Теперь непосредственно о событиях 30 января 1945 года. «Атака века» могла и не состояться в силу трех причин. Во-первых, если бы Маринеско не поменял «район охоты». Немецкая разведка работала очень хорошо, и, очевидно, подчиненным адмирала Деница было известно, где их поджидает морской охотник в лице лодки «С-13». Иначе чем можно объяснить тот факт, что транспорты старательно обходили ловушки. Все это показалось подозрительным для Маринеско и он сменил район, не поставив об этом в известность командование.

Во-вторых, если бы не было проявлено столько настойчивости и терпения. Скорость у «Вильгельма Густлоффа» была поболее, чем у «С-13» и наша подлодка в течение нескольких минут работала на пределе, на износ. Если бы преследование продолжилось еще минут пять — лодка бы просто вышла бы из строя.

В-третьих, мало кто знает, что Маринеско совершил еще один поступок, который трудно назвать дисциплинированным. Зная, что «особист» вряд ли позволит ему атаковать, как заблагорассудится, командир подлодки запер его в трюме. И вовсе не «старые грехи» были причиной того, что Александру Ивановичу не дали Героя. Он сцепился с могущественными «органами», которые и добились того, что в том же победном 1945 году, Маринеско понизили в воинском звании с капитана III ранга до старшего лейтенанта. Обратный пример: Юрию Гагарину присвоили воинское звание «майор» после космического полета, тоже минуя звание «капитан».

Есть еще один малоизвестный факт: одна из торпед, которой стреляли по «Вильгельму Густлоффу» застряла точно так же, как в 55 лет спустя, на подводной лодке «Курск». Но «С-13» повезло больше. Ее торпеду удалось извлечь, она не рванула…

Но больше всего меня поразил тот факт, что уходил Маринеско от немецких охотников по мелководью, вдоль берега. От 150 до 200 глубинных бомб сбросили немцы. Некоторые из них разорвались в непосредственной близости от подлодки. Но прочная обшивка корпуса выдержала…

Гитлер и Маринеско

А теперь о вопросе, вынесенном в заголовок. Существует красивый миф о том, что Гитлер лично объявил Маринеско своим врагом № 1, а по всей Германии трехдневный траур по случаю гибели «Вильгельма Густлоффа» (на его борту было, по разным данным, от 5 до 7 тысяч не только военнослужащих, но и гражданских лиц). На самом деле всего этого не было: вряд ли сообщение об этом подняло бы моральный дух немцев, терпящих одно поражение за другим. И пусть этот миф красив, но он все-таки миф…

Завершить свой рассказ мне хочется зарисовкой об одной традиции. Каждый год 30 января в Музее Мирового океана собираются моряки-подводники. На столе обязателен жареный поросенок (после каждой победы на базе подлодки встречают именно так). Мы вспоминаем Александра Ивановича, его боевую службу. Герои не умирают…