Какое звание было у челюскина семена ивановича. Семён Челюскин - биография, информация, личная жизнь

Семен Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - русский полярный мореплаватель.

Многие слышали о челюскинцах, храбрых исследователях Арктики, которых спасала в далекие 30-е годы прошлого столетия вся страна, и которые получили первые звания героев Советского союза. Но все ли знают о человеке, давшем свое имя легендарному кораблю? Итак, рассказ о жизни полярного исследователя Семёне Ивановиче Челюскине.

Сведений в истории о С.И.Челюскине сохранилось не так уж и много. Даже годы его жизни и место рождения и захоронения достоверно не известны. Вот что можно узнать о нем в Википедии:

Семён Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - гидрограф, путешественник, полярный исследователь. Точно место рождения неизвестно, предположительно - в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии.

Осенью 1714 года в Москве Челюскин был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега.

В сентябре 1736 года из-за болезни Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева. В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:
"Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки".

Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено.

В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.

И все же неутомимые исследователи родного края установили, что Челюскин С.И. родился в период с 1704 по 1707 гг. в в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области).

Спустя две с лишним сотни лет после открытия мыса его имени в Белеве прошла церемония закладки символического камня на месте будущего памятника Челюскину. Уже известен скульптор, который скоро приступит к работе над монументом. По проекту, вокруг памятника раскинется новый городской парк. Место, где будет стоять памятник, отмечено двумя огромными валунами. С возвышенности, где будет стоять монумент, пологий спуск ведет к реке Оке. Сами камни символизируют полуостров Таймыр, а ложбина между ними - Хатангский залив.

Мало известно о личной жизни Семён Ивановича, а также о периоде его жизни после отставки. Вот что пишет об этом один из исследователей (имя не смог установить) его жизни:

"...С отставкой Семен Иванович Челюскин канул в неизвестность, были преданы забвению его поистине героические деяния во имя Отечества. Была неизвестна даже дата смерти первопроходца. Заинтересовавшись этим вопросом, я начал вести архивный поиск, который сосредоточил на детях и жене Челюскина. Установлено, что у Семена Ивановича было три сына и дочь. Не имея дома в Москве, Челюскин обосновался в деревне. Значит, надо изучать обширный фонд Поместного приказа Российского госархива древних актов.

В результате кропотливого просмотра многочисленных дворянских прошений начала-середины 1760-х гг. мне удалось отыскать челобитную вдовы А. Челюскиной. В марте 1765 г. она обращалась к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне". В документе, в частности, сообщалось: "...бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана - лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом 1764 году в ноябре месяце моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало...".

Итак, суровый арктический первопроходец и открыватель северной точки Старого Света Семен Иванович Челюскин умер в ноябре 1764 года. Однако до сих пор не установлено место его погребения.

Выскажу некоторые предположения. В своей челобитной вдова Челюскина писала, что после смерти мужа остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский район Тульской области.-В.Б.), Алексинском (Тульская область), Перемышльском (Калужская область) и Белевском (Тульская область). В свое время мне довелось побывать в деревнях и селах, которыми когда-то владел С.И. Челюскин. Изучение данных на местах, а также анализ источников 1750-1760-х гг. позволил сделать такие выводы. Скорее всего, после отставки Семен Иванович поселился в сельце Босарево Алексинского уезда. Дело в том, что недалеко от Алексина в имении своего мужа отставного майора А.А. Змиева проживала его единственная (сыновья С.И. Челюскина селились в других местах) и любимая дочь - Аграфена (или Агриппина) Семеновна. Несомненно, в трудные минуты она ободряла и поддерживала больного отца.

Видимо, Семен Иванович Челюскин умер в сельце Босарево. Но похоронили его, вероятно, в селе Рождество-Слуки. Это предположение можно обосновать следующим фактом. В труде "Приходы и церкви Тульской епархии", опубликованном в 1895 г., сказано: "Село Рождество-Слуки Алексинского уезда, в 7 верстах от города Алексина...Очень древний церковный приход, более 500 лет. Третий храм...построен на средства прихожан майора Александра Змиева. Придельный алтарь в храме во имя чудотворца Николая устроен в 1791 г. на средства жены храмоздателя Агриппины Змиевой...". Примечательно, что святой Николай издавна считается покровителей мореплавателей и путешественников. Уверен, что дочь нарекла церковный придел в память о своем отце-моряке, который, видимо, и был здесь погребен".

Источники:

http://legend-bs.ru/12-istoriya/28-chelyuskin - Семен Иванович Челюскин – человек и пароход http://hramznameniya.ru/news/?id=2644 – Славные имена России. Челюскин С.И.

http://ru.convdocs.org/docs/index-456757.html - Семен Иванович Челюскин http://www.kp.ru/online/news/565140/#close - Под Тулой появится памятник мореплавателю http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:800668 - Родовод

Штурман - первооткрыватель Автор статьи - Дмитрий Анатольевич Овчинников. Первая полярная путешественница XVIII века Т.Ф. Прончищева, родившаяся в Тульской губернии, отправилась в опасный путь и приняла там смерть вместе со своим мужем - командиром одного из отрядов Второй Камчатской экспедиции В.В. Прончищевым. Потом этот отряд продолжил запланированный поход уже под командованием штурмана Семена Ивановича Челюскина - тоже уроженца Тульской губернии. РОДИНА - БЕЛЕВСКИЙ УЕЗД О Прончищевых многое стало известно благодаря исследованиям известного тульского педагога и писателя, действительного члена Географического общества Дориана Михайловича Романова и его ученика - московского журналиста и архивиста Валерия Викторовича Богданова. И именно Богданов серьезно уточнил биографию С.И. Челюскина. Дело в том, что длительное время были неизвестны его точная дата и место рождения. В различных источниках назывались то 1704 год, то «около 1700 года», то Москва, то село Борищево Калужской губернии… Однако Валерий Викторович провел скрупулезный анализ материалов Российского государственного архива древних актов и установил, что Семен Челюскин родился около 1707 года в одной из родовых усадеб Белевского уезда Тульской губернии, где его семья поселилась еще в начале XVII века. В.В. Богданов отмечает: «Род Челюскиных (во многих документах XVII в. эта фамилия значилась как Челюсткины) имеет старинное происхождение. Предки Семена Челюскина служили воеводами, были объезжими и «письменными головами», стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до «головы» (чин полковника. - В.Б.) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником. Круто изменилось колесо фортуны при Петре I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в список Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрек свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке…» Из публикаций журнала «Природа» можно установить, что впервые Семен Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей летом 1714 года, и осенью его уже зачислили в Школу математических и навигацких наук, а в 1721 году он «получил аттестации в науке и в практике», зарекомендовав себя, «как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении». В книге «Колумбы Росские» есть сведения о том, что в 1720-е годы Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана. Вместе с тем, он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива. При этом он зарекомендовал себя знающим моряком, и уже в 1727 году подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике. Также В.В. Богданов установил, что в конце января 1733 года в Адмиралтейство был подан «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию», где одним из первых числился подштурман Семен Челюскин, которого вскоре произвели в штурманы. Также среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина лейтенант Василий Прончищев, которому предстояло возглавить отряд по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. Лейтенант взял в свою команду энергичного штурмана. В конце июня 1735 года они ушли в плавание, а спустя год Челюскин похоронил супругов Прончищевых… ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ Во время второй зимовки в Усть-Оленеке Семен Иванович хорошо обдумал обстоятельства предыдущих неудачных плаваний. 23 февраля 1738 года в Адмиралтействе «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». Почти два года Челюскин со своим отрядом провели в Якутске, а после длительных приготовлений 13 июля 1740 года наконец-то смогли продолжить поход. Но не надолго… 15 августа дубель-шлюп «Якуцк» намертво затерло дрейфующими льдами вблизи бухты, названной впоследствии именем Татьяны Прончищевой. Челюскин принял решение оставить «Якуцк» и спасать людей, сгрузить на лед снаряжение и припасы, сделать санки и идти к берегу. Там отряд построил потом две «юрты земляные», где люди жили до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, путешественники, как записано в судовом журнале, «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли обжитого зимовья… За следующий 1741 год партии штурмана Семена Челюскина и лейтенанта Харитона Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Конец лета и осень они провели в Туруханске с целью подготовки к съемке северной части Таймырского побережья. 5 декабря 1741 года Семен Иванович выехал с солдатами на собачьих упряжках из Туруханска к реке Хатанге. Между Лаптевым и Челюскиным была договоренность: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и далее на восток, ему навстречу. 15 февраля 1742 года по рекам Хете и Хатанге группа Челюскина прибыла в Попигайское зимовье, а конце марта двинулась на север, затем - вдоль побережья на северо-запад. У мыса Святого Фаддея штурман соорудил маяк. Все это время он непрерывно вел съемку побережья. 6 мая, согласно записям путевого журнала, при «погоде чистой и сиянии солнечном», Челюскин вычислил географическую широту места - 77°27’. Через два дня группа продолжила путь, а через пять верст достигла неизвестного мыса. Семен Иванович записал в путевом журнале исторические слова: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой... Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою». Только в начале XX века было установлено, что этот мыс и есть северная оконечность Евразии. А В.В. Богданов описывает это так: «Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Штурман указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит от запада к югу. По западному берегу полуострова он направился на юго-запад, к устью Нижней Таймыры». Еще в феврале 1742 года Лаптев устремился к устью Нижней Таймыры, чтобы оттуда пойти навстречу Челюскину. Но ему не хватило провианта, поэтому в начале мая лейтенант выслал навстречу штурману солдата, а сам вернулся обратно в Туруханск. 15 мая группа Челюскина встретилась с тем посыльным, и вместе они двинулись на юг через тундру. 20 июля 1742 года Семен Иванович сделал самую последнюю запись в своем походном журнале: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ С 1878 года тот самый мыс – северная точка Евразии – официально носит имя Семена Ивановича Челюскина. Но признание пришло не сразу… Все дело в том, что 27 августа 1743 года Лаптев представил в Адмиралтейство рапорт, журналы, «сочиненные морские карты» и приступил к обработке материалов и составлению генеральной «Морской карты описания берега Северного Ледовитого моря меж реками Лены и Енисея». В сентябре 1743 года вышла рукопись «Описание, содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». Ее авторство приписано исключительно Лаптеву, но это не верно. Ведь в ее основу легло «Описание берегов морских, рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены», составленное в 1742 году штурманом Челюскиным. Лаптев только осуществил обобщение сведений, собранных в свое время Прончищевым, Челюскиным и другими членами той экспедиции. Когда Семен Иванович вернулся в Петербург, он не был достойно вознагражден, ему лишь милостиво дали самый первый офицерский чин на флоте – мичмана, в котором он и продолжил службу на Балтике. Лаптев же участвовал в составлении «Генеральной карты Сибирским и Камчацким берегам», был командиром крупных морских кораблей, а на закате жизни даже получил большую должность – главного интенданта по снабжению Балтийского флота. Указ Адмиралтейств-коллегии от 18 декабря 1756 года говорит «об отставке морского флота лейтенанта Семена Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга». Уволенный с флота «за болезнью и старостью», с «пашпортом об отставке от всех дел», Семен Иванович стал жить с женой в небольшом имении в Алексинском уезде Тульской губернии... Остались неизвестны дата и место кончины первооткрывателя северной точки нашего родного материка. И опять же велика заслуга Валерия Викторовича Богданова в их уточнении. В результате длительных поисков он обнаружил в фондах Поместного приказа Российского государственного архива древних актов челобитную жены Семена Ивановича Челюскина, датированную мартом 1765 года и обращенную к «Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне», в которой записано: «…бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало». Однако точная дата пока остается загадкой. Высказал В.В. Богданов в своих исследованиях и определенные соображения по месту погребения Семена Ивановича Челюскина. Так, он обратил внимание в той самой челобитной вдовы Челюскина на сообщение, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в уездах: Лихвинском (сейчас это Суворовский район Тульской области), Алексинском, Белевском, Перемышльском, который ныне в Калужской области. После тщательного анализа из всех возможных вариантов Валерий Викторович Богданов остановился на большей вероятности захоронения тела Семена Ивановича Челюскина в селе Босарево неподалеку от тульского города Алексина. Но это предположение требует дальнейших подтверждений… Также хотелось бы обратить внимание, что упомянутые знаменитые путешественники Второй Камчатской экспедиции родились в соседних уездах и были по сути земляками: лейтенант Василий Васильевич Прончищев – родился в «селе Торбеево-тож в Калужской провинции под Алексином» (в настоящее время это село Богимово Ферзиковского района Калужской области), его жена Татьяна Федоровна Прончищева – в селе Березово Алексинского уезда (сейчас Дубенского района) Тульской губернии, штурман Семен Иванович Челюскин – в Белевском уезде Тульской губернии. Стоит упомянуть еще одного участника этой экспедиции – помощника ее главного руководителя Витуса Беринга – капитана-командора Алексея Ильича Чирикова, который появился на свет в селе Лужное Одоевского уезда (ныне Дубенского района) Тульской губернии. Удивительные совпадения! Богата земля тульская на великих людей!

19:53 — REGNUM

«Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Оставляя в своем путевом журнале короткую запись, штурман Семён Челюскин не знал, что она станет главным доказательством его открытия. Как не знал и того, что стал первым человеком в самой северной точке евразийского материка.

Северный штурман

О дате и месте рождения Семёна Ивановича Челюскина ученые спорят до сих пор. История его началась с прибытия в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году, после чего он стал учеником Школы математических и навигацких наук. После окончания прилежной учебы в 1720-е годы Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота, практиковался в описании прибрежных участков Финского залива в должности «навигатора». Звание штурмана было дано Челюскину в 1733 году, уже после Витуса Беринга .

2-я Камчатская (Великая Северная) экспедиция 1733−1743 годов внесла большой вклад в изучение севера и востока Азии. Исследователи под общим руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова изучали не только географию неизвестной Сибири, но и уделяли внимание ботаническим, историческим и картографическим ее особенностям.

Челюскин попал в отряд лейтенанта Василия Прончищева , возглавившего часть экспедиции по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. За время их совместной работы на судне «Якутск» на карте появилась дельта Лены и территории до устья Анабара.

В 1736 году Прончищев и его жена Татьяна (первая женщина-участница экспедиции в Арктику) скончались от цинги. Новым командиром отряда стал лейтенант Харитон Лаптев , и работа по описи берегов Таймыра продолжилась.

Пробиваться сквозь льды полярных рек морские офицеры уставали: походам часто мешали погодные условия, ряды исследователей косили болезни. 24 августа 1740 года «Якутск» получил серьезную пробоину во льдах, и Челюскину вместе с командой пришлось идти пешком через торосы 700 верст до прежнего зимовья. Добрались к концу октября, потеряв в пути четверых.

Но исследования не прекращались. Когда в 1741 году неизведанной осталась только северная часть Таймырского полуострова, штурману Челюскину доверили самую тяжелую работу: добраться до Восточно-Северного мыса.

Неприметное открытие

Путешествие к мысу началось 5 декабря 1741 года, Челюскину нужно было пересечь Таймыр с юго-запада на северо-восток. В сопровождении подвозчиков на оленьих упряжках, ориентируясь по звездам и компасу, 15 февраля 1742 года исследователь прибыл в Попигайское зимовье, а в конце марта отправился вдоль побережья на северо-запад.

Описание северных берегов Таймыра шло медленно, но верно. Каждый день Семён Челюскин и помощники перемещались дальше, устанавливали бревна на новом месте, измеряли расстояние. Челюскин вел путевой журнал, куда записывал все показатели и характеристики территории. На страницах встречались краткие упоминания о суровой погоде, о крайнем изнурении собак в упряжках — и ни слова о личном, об усталости или болезни. Единственная копия документа сегодня хранится в архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

В преддверии встречи с крайней точкой материка Челюскина застала «поземная метель великая, что ничего не видно» . Палатка из оленьих шкур плохо защищала от пятидесятиградусного мороза. Но через сутки, когда пурга поутихла, штурман двинулся дальше и вскоре достиг мыса.

Место, конечно, не производило никакого впечатления. Челюскин написал в своих заметках о низком и песчаном береге с «небольшим выгибом», провел в изучении территории около часа и повернул на юго-запад. В долгом обратном пути его с провизией встречали посланцы начальника отряда Харитона Лаптева.

Последняя запись в дневнике Челюскина сделана 20 июля 1742 года: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». На этом участие Семёна Челюскина в Великой Северной экспедиции было завершено.

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и возобновил службу на Балтийском флоте в разных должностях. Место, где в 1764 году был похоронен Семён Челюскин, точно не установлено. Так, волею истории, человек, неизвестно откуда пришедший и неизвестно где погребенный, нашел свою славу и свое вечное место — в крайней точке Евразии.

… Ровно через столетие, в 1842 году, по поручению Петербургской Академии наук в экспедицию в Северную и Восточную Сибирь отправился Александр Миддендорф . Используя работы Челюскина и Лаптева, академик составил карту Таймыра и первым после первооткрывателей побывал на Восточно-Северном мысе.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае, — писал Миддендорф. — Вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

После своей экспедиции Александр Миддендорф предложил Русскому географическому обществу переименовать мыс Восточно-Северный в мыс Челюскина. В 1878 году новое название было признано путем внесения в международные карты, а в 1919 году наука смогла доказать, что мыс Челюскина является северной оконечностью Евразии.

Наукой забытое место

В 1932 году экспедиция Арктического Института соорудила на мысе полярную станцию. Вторую зимовку возглавил известный исследователь Арктики Иван Папанин , превратив станцию в крупную научную базу. Место, от которого до Северного полюса около 1360 км, привлекало советских ученых. В 70-е население мыса насчитывало около сотни человек, у которых был свой уникальный праздник — 19 февраля, когда солнце впервые за четыре месяца полярной ночи ненадолго появлялось в небе.

На закате советского времени место практически опустело, как и многие другие полярные станции развалившейся страны. Сегодня станция на мысе Челюскина — это 8−10 человек на одной зимовке, заброшенные здания и научные павильоны. И самый северный аэродром континентальной Евразии, от которого осталась только вертолётная площадка. Ждет ли станцию возрождение, после того как страна вновь проявила к Арктике интерес? Пока этот вопрос остается открытым.

Добраться до мыса Челюскина — по-прежнему испытание. Первая высадка военных Северного флота на мыс Челюскин произошла только в 2017 году. Покорить северный мыс иногда осмеливаются путешественники. Крайняя северная точка продолжает манить романтиков — и носит имя главного из них.

( XVIII век)

Челюскин в течение десяти лет - с 1733 по 1743 г. - принимал самое деятельное участие в работах отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад. На долю Челюскина выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья - самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей.

Биографических данных о Челюскине сохранилось очень мало. Даты рождения и смерти не установлены. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян бывшей Калужской губернии. Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец отдал его в «Навигацкую школу», - так называлось тогда морское училище. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия, окончил в 1726 г. Навигацкую школу и был зачислен на службу подштурманом. 17 апреля 1733 г. Челюскин был зачислен в состав Великой северной экспедиции и одновременно произведен в штурманы.

Во время Великой северной экспедиции Челюскин был в отряде, которым вначале командовал лейтенант Прончищев, а после смерти Прончищева - лейтенант Харитон Лаптев; отряд Прончищева в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился в море по Лене и, обогнув дельту, направился к устью реки Оленек, где стал на зимовку.

В начале августа 1736 г. судно двинулось к устью реки Анабар, откуда после небольшой остановки направилось к Хатангскому заливу. Пробиваясь сквозь густые льды, «Якутска достиг, по современным данным, 77°45" с. ш. На обратном пути с величайшим трудом пришлось пробиваться сквозь тяжелые льды. В это время судном командовал Челюскин, так как Прончищев был прикован к постели тяжелой болезнью. 6 сентября судно добралось до места прошлогодней зимовки, где похоронили Прончищева, а вскоре и его жену - Марию Прончищеву.

В середине декабря 1736 г. Челюскин и геодезист отряда Чекин, захватив с собою судовые журналы и отчеты, выехали в Якутск; они везли также образцы горной породы, собранные Чекиным на реке Анабар. Из-за ссоры со сборщиком податей они не получили лошадей и прожили в поселке Сектях на Лене до июня 1737 г. В августе из Якутска в Петербург отправлялся Дмитрий Лаптев, с ним Челюскин послал журналы и карты плавания, а также рапорт, в котором просил о присылке нового такелажа и компасов.

Летом 1737 г. боцман Медведев привел дубель-шлюпку в Якутск. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Адмиралтейств-коллегия поручила Лаптеву повторить попытку Прончищева обогнуть Таймырский полуостров с востока и с моря описать район от Лены до Енисея, а если это сделать окажется невозможным, то осмотреть и описать берег с суши.

Весь 1738 год ушел на подготовку к плаванию и только летом 1739 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море и 6 августа достигла Хатангской губы. Челюскин и Чекин обследовали побережье губы и выяснили, что в нее впадают реки Балахна и Хатанга, а в последнюю впадает река Попигай. Вскоре дубель-шлюпка двинулась дальше и 21 августа достигла мыса Фаддея. Здесь оказались сплошные льды, удобного места для зимовки не нашлось, и отряд принужден был возвращаться в Хатангскую губу, куда и прибыл 29 августа и стал на зимовку в устье реки Блудной. Во время зимовки Челюскин производил обследование и описание окрестностей. Челюскин на оленях добрался до устья реки Таймыры, прошел к морю, а отсюда двинулся вдоль берега на запад.

Дойти до реки Пясины он не смог и 17 мая 1740 г. вернулся на зимовку. Уже приближалась весна, началась подготовка к продолжению плавания,

Дубель-шлюпка смогла выйти из Хатанги только 13 июля, так как мешал скопившийся в Хатангском заливе лед; остров Бегичева «Якутск» миновал только 12 августа. 13 августа при продвижении судна вдоль кромки сплошного льда на северо-запад переменившийся ветер стал нагонять льды. В борту появились пробоины, и вода хлынула внутрь. Положение судна стало безнадежным, и команда покинула его. С большим трудом люди добрались до бывшей зимовки в устье реки Блудной в Хатангском заливе.

Из опыта своих предыдущих плаваний с Прончищевым и двух последних неудачных попыток Челюскин пришел к убеждению, что на таком судне, как «Якутск», обогнуть полуостров Таймыр невозможно. С его доводами согласился и сам Лаптев и совет (консилиум), созванный Лаптевым 8 ноября 1740 г. Было решено просить разрешения у Адмиралтейств-коллегий производить опись Таймырского полуострова сухим путем, т. е. продвигаясь пешком по берегу. Такое разрешение в дальнейшем было получено. Но еще до этого, весной 1741 г., Лаптев отправил несколько сухопутных партий для обследования и описи Таймырских берегов.

Начался самый ответственный этап работы отряда. Большие заслуги принадлежат в этом деле Челюскину, на его долю выпало произвести обследование и опись самых трудных и отдаленных мест побережья. 28 марта 1741 г. Челюскин отправился с места зимовки в путь, в его распоряжении имелись два солдата и три собачьих нарты. Задача Челюскина состояла в том, чтобы добраться по тундре до устья реки Пясины, а оттуда пройти с описью берега вокруг Северо-Западного мыса на восток до устья реки Таймыры.

Преодолевая большие трудности - сильные морозы и бураны, страдая от снежной слепоты (воспаление глаз, вызванное отраженными от снега солнечными лучами), Челюскин все же произвел опись своего участка. 1 июня он встретился с Лаптевым недалеко от устья реки Таймыры, и они вместе прошли до устья Пясины, откуда добрались до Туруханска. В декабре 1741 г. Челюскин снова отправляется на исследование послед него наиболее труднодоступного участка - северного берега Таймырского полуострова. В конце февраля он достиг устья Хатанги. Отсюда он, производя опись берегов, направился к северу вдоль побережья и 1 мая достиг мыса Фаддея. Продвигаясь дальше, Челюскин установил, что берег тянется на север. Наконец, 7 мая 1742 г. он достиг мыса, от которого берег явно поворачивал на юг. Это и был недоступный дотоле мыс Северо-Восточный. Здесь Челюскин определил астрономически широту места (77°34" - по современной карте 77°41´), поставив знак (привезенное с собой бревно), и составил описание мыса.

«Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточно-Северный мыс» - записано в путевом журнале Челюскина.

На обратном пути Челюскин встретился с посланным ему навстречу солдатом, а в устье Пясины с самим Лаптевым. Вместе с Лаптевым Челюскин добрался по Енисею до Енисейска, и отсюда оба в августе 1742 г. выехали в Петербург.

Работа отряда была успешно закончена. Большая доля в этом успехе принадлежит Челюскину; благодаря своему мужеству, энергии, выносливости Челюскин преодолел все трудности полярного похода и с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Челюскин вел подробный путевой журнал, где тщательно описаны маршруты походов и указаны измеренные координаты.

Журнал Челюскина был впоследствии обработан историком русского флота А. Соколовым и опубликован в «Записках гидрографического департамента». По данным журнала, Соколов перевычислил широту мыса Северо-Восточного. Она оказалась той же, что и у Челюскина. Это окончательно рассеяло некоторые сомнения в том, что Челюскин действительно достиг крайней северной оконечности Азии. В этом огромная заслуга штурмана Челюскина перед географической наукой. Но эта заслуга Челюскина не была оценена его современниками.

Имя Челюскина, однако, не осталось забытым. В 1878 г. Норденшельд первым после Челюскина подошел на «Веге» к Северо-Восточному мысу и, воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, предложил именовать Северо-Восточный мыс в честь Челюскина - мысом Челюскина. Под этим названием и значится теперь этот мыс на карте Арктики.

Кроме этого мыса, о Челюскине напоминают: остров Челюскина (в устье Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть полуострова Таймыр). Имя Челюскина было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. в одну навигацию Северный морской путь, но в конце пути вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед челюскинцев тысячекратным эхо повторило имя Челюскина всему миру.

В 1745 г. по окончании экспедиции Челюскин был произведен в лейтенанты и командовал придворными яхтами, затем в чине капитан-лейтенанта был переведен в Балтийский флот. В 1760 г. Челюскин вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.

Выходец из семьи калужского мелкопоместного дворянина. Семен с детства увлекался книгами о морских путешествиях и буквально грезил ими. Поэтому, когда мальчик подрос, отец определил его в Московскую школу математических и «навигацких» (навигационных) наук. Значение этой школы для русского флота очень велико. Здесь были выпестованы кадры первых русских морских офицеров. Школа была своего рода подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способных учеников переводили в Петербургскую морскую академию. Одним из слушателей этой академии стал и Челюскин. Окончив ее в 1726 г., был зачислен на морскую службу Балтики в чине подштурмана.

О второй Камчатской экспедиции Челюскин услышал от В. Прончищева, которого знал с детства. Челюскин загорелся желанием принять участие в экспедиции и подал рапорт с просьбой включить в отряд Прончищева. В апреле 1733 г. он был зачислен в состав экспедиции и временно произведен в штурманы.

Челюскин стал ближайшим помощником Прончищева и все работы по изучению побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Лены до Хатангского залива проводил под его непосредственным руководством, выполняя также самостоятельные исследования. В частности, в обязанности Челюскина входил промер морских глубин.

В августе 1736 г., когда Прончищев умер, Челюскин принял командование судном «Якутск», на котором экспедиция проводила свои исследования. В конце сентября он отправил в Якутск рапорт о результатах экспедиции и о смерти Прончищева, а в декабре выехал туда сам. Челюскин хотел, повидав Беринга, отправиться в Петербург для личного доклада. Но в Якутске Беринга не застал – он выехал на Камчатку. Преемником Прончищева был назначен Х. П. Лаптев, который прибыл в Якутск весной 1739 г. К этому времени парусно-гребное судно «Якутск» было отремонтировано и готово к плаванию.

История не оставила документальных свидетельств о том, как встретились Х. Лаптев и С. Челюскин. Однако их последующий совместный труд по изучению крайнего севера Азии (в основном Таймырского полуострова) свидетельствует о том, что они работали дружно, глубоко уважая и взаимно доверяя друг другу.

Челюскин по поручению Лаптева самостоятельно выполнил несколько ответственных заданий по изучению Таймыра. Так, он детально обследовал в 1741 г. территорию полуострова от устья реки Пясины до устья Нижней Таймыры. Затем повторил этот путь и первым достиг крайней северной точки Азии, которую назвал Северо-Восточным мысом. Челюскин изо дня в день вел журнал, куда обстоятельно заносил все данные о природе Таймыра; он изучал характер льдов и их движение, вел промеры глубин.

Журнал Челюскина представляет собой примечательный документ. Каждая его запись свидетельствует о глубокой научной подготовке и волевом упорстве исследователя. Как ни сурова была зимняя стужа, как ни слабы были люди и собаки, на которых они передвигались, он никогда не жаловался. Только вел подробную запись того, что наблюдал.

В 50-х гг. XIX в. известный русский исследователь Таймыра академик Миддендорф писал: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… Он в 1742 г. ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до тех пор напрасно делались все попытки». Воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, Миддендорф в своей карте назвал Северо-Восточный мыс именем Челюскина. Это название в 1878 г. было введено в международную географическую литературу.

Именем Челюскина также названы остров в Таймырской губе и полуостров в самой северной части Таймыра. Его имя было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. за одну навигацию Северный морской путь, но в конце вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед полярников многократным эхом повторила имя Челюскина всему миру.

Семен Иванович Челюскин (ок. 1700 – после 1760)

Семен Челюскин родился в 1700 году в городе Белев, Тульская область. Осенью 1714 года, юноша зачислен в московскую Школу математических и навигационных наук, которая располагалась в Сухаревской башне. Начиная с 1720 года, служил на кораблях Балтийского флота навигатором.

Позднее, Семен занял должность ученика штурмана и подштурмана. Далее, продолжил службу на Балтике. С 1733 года, участвовал в Великой Северной экспедиции. В период с 1735 по 1736 год, являлся штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Прончищева. Вел дневниковые записи данной экспедиции. Так же, конспектировал описание открытого берега.

В сентябре 1736 года, из-за болезни и смерти Прончищева, Челюскин принял командование кораблем и вывел судно из залива Фаддеяк к устью реки Оленек. В декабре 1736 года, санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в город Якутск.

Семен Иванович являлся первооткрывателем самого северного места континентальной Евразии, которое позже названо мысом Челюскина. Осенью 1742 года, вернулся в город Санкт-Петербург, где получил звание «мичман».

Далее, служил на разных должностях Балтийского флота. В 1746 году, Семен Челюскин командовал яхтой «Принцесса Елизавета». Через пять лет исследователь произведен в лейтенанты, затем получил звание капитана - лейтенанта. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга вышел в отставку.

Память о Челюскине

В честь Челюскина названа улица в легендарном городе Путивль
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России в 1966-1993 годах.
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
В Санкт-Петербурге Удельный парк с 1934 по 1991 назывался парк Челюскинцев.
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
Улица в г. Нежин (Украина)
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
Именем С.И. Челюскина назван борт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214.
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Томске, Барнауле, Курске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица
В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица
В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица
В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица
В городе Могилёв (Беларусь) в честь экипажа парохода «Челюскин» названа улица
В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Якутске в честь Челюскина названа улица