Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы? Важна честность с собой.

Себе?
Чтобы лучше себя понять, нужно уметь задавать правильные вопросы. 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона могут послужить примером такого внутреннего диалога.

А какие вопросы правильные? Наверное, те, которые помогают увидеть себя со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Если у Вас в жизни все складывается замечательно, Вы можете быстренько пробежаться по 30-и вопросам С. Эйтчисона (а то и вовсе не читать их) и с радостной улыбкой идти по жизни дальше. А если что-то в Вашей жизни проходит не так, как хотелось бы?

Нередко человек оказывается в тупиковой ситуации:

Нет продвижения вперед;

— нет ожидаемых результатов;

— нет перспективы;

— тебе кажется, что нет никаких возможностей сдвинуться с «мертвой точки.» Это может относиться к любой сфере деятельности: отношений, работы, здоровья, карьеры, друзей.

Кто-то называет это состояние «крысиными бегами», кто-то – «привычной зоной комфорта.» Возможно, это связано с депрессией или с упадком сил. Как быть в такой ситуации?

Остановиться и спокойно проанализировать то, что же с Вами происходит.

В последнее время многие стали обращаться за помощью к профессионалам: психологам или к личным коучам. Они помогают разобраться в себе и в существующих проблемах.

А что делает психолог или коуч?

Задает правильные вопросы. При этом ни в коем случае профессионал не ответит за Вас. Он лишь подведет Вас к правильному вопросу.

Если же Вы хотите самостоятельно разобраться в Вашей конкретной тупиковой ситуации, перечитайте список 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона. Если честно и правдиво ответите на них, то, вероятнее всего, найдете подсказки: куда двигаться дальше.

30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона.

1. Что я могу сделать сегодня для того, чтобы достигнуть поставленных целей?

2. В какое время работается продуктивнее всего?

3. Что я могу сделать сегодня, чтобы побаловать себя?

4. За какие 5 вещей я могу быть благодарен в своей жизни?

5. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить чью-то жизнь?

6. Какая черта моего характера является лучшей?

7. Чем я действительно хочу заниматься в жизни?

8. Действительно ли я хочу, чтобы эти люди (перечислить) присутствовали в моей жизни?

9. Что я могу сделать для того, чтобы откладывать каждый день небольшую сумму?

10. Как много я смотрю телевизор на протяжении дня?

11. Действительно ли мне нужны все эти вещи?

12. Когда я в последний раз читал хорошую книгу?

13. Когда в последний раз я говорил «Нет»?

14. Действительно ли имеет значение то, что обо мне думают другие люди?

15. Чего я хочу достигнуть в этом году?

16. Какая следующая «великая цель», которой я хочу достигнуть?

17. Что я могу сделать для того, чтобы почувствовать себя счастливым?

18. Когда в последний раз я нарушал границы зоны моего комфорта?

19. Каковы мои жизненные ценности?

20. Какие шаги я должен предпринять сегодня для того, чтобы продвинуться навстречу задуманному?

21. Как должен выглядеть мой идеальный день: начиная с момента пробуждения и до момента отхода ко сну?

22. Какие хорошие привычки я бы хотел привить себе?

23. Как мне избавиться от плохих привычек?

24. Кто меня больше всего вдохновляет?

25. Какие качества присущи людям, которыми я восхищаюсь?

26. Мои мечты так и останутся просто мечтами, или я могу сделать их реальными?

27. Что было бы, если бы я отпустил _______________?

28. Что мне действительно нравится в моей работе?

29. Что бы я сделал по-другому, если бы у меня была возможность ещё раз прожить этот момент?

30. Что я сделаю после того, как прочту эти вопросы?

Прочитав этот список, напрашивается вывод: чем чаще мы будем делать ревизию своим эмоциям, чувствам, привычкам, мыслям, тем проще, легче и интереснее будем жить.

Часто правильный вопрос, заданный себе, заставляет лучше и быстрее двигаться в нужном направлении. Отвечая на него, у тебя появляется видение новых возможностей, ты начинаешь ощущать прилив сил и энергии.

Для меня 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона стали примером того, как правильно задавать вопросы себе и толком к очередному осознанию: как и куда двигаться дальше. Особенно с 25-го по 30-й.

Как правильно задавать вопросы себе?

Существует ли у Вас проблема с этим?

Насколько правильно и вовремя заданные вопросы помогают Вам по жизни?

codbanner(6);codbanner(7);codbanner(8);codbanner(9);codbanner(10);

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время - Что и когда надо делать?
  • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Важнейшим элементом общения является умение правильно задавать вопросы. Ведь именно так интервьюер получает необходимую ему информацию и переключает мысли человека в нужное русло. То есть именно на этом человеке лежит ответственность по управлению беседой и именно он путем правильно поставленной фразы может избежать недомолвок и конфликтов и составить верное представление о собеседнике.

Начните с себя

Если интервьюер знает, как нужно правильно задать вопрос, то в беседе они помогут ему в следующем:

  • показать, что ему интересна личность партнера и собеседника;
  • в обеспечении «взаимопроникновенности ». То есть общающиеся между собой люди смогут сделать выводы о системе ценностей друг друга;
  • в получении информации, проявлении собственной позиции и отношения к сказанному;
  • ведении диалога и удержании нити повествования в собственных руках;
  • перевести общение на другую сферу;
  • подвести к логическому финалу монолог собеседника и начать диалог с ним.

Если вы не знаете, как правильно задавать вопросы, купите книгу, в которой об этом бы рассказывалось. В любом подобном издании вам будет предложено научиться сначала формулировать собственные мысли и спрашивать о чем-либо у самого себя, а уже потом у собеседника. Ведь от уместности, качества, точности и последовательности фраз будет зависеть эффективность большей части предпринимаемых вами действий.


Прежде чем начать расспрашивать собеседника о том, что вас интересует, необходимо дать ему понять, что этот диалог вам интересен и вы желаете его углубления. Спрашивая, мы подсознательно хотим установить с человеком хорошие отношения, но это возможно только при условии, что беседа не будет напоминать допрос.

Как можно научиться задавать правильные вопросы? Недопустимо являться на беседу неподготовленным. У вас должен иметься набросок фраз, которые стоит начать задавать, когда диалог перейдет в деловое русло или коснется интересующей вас темы. Так вы сможете обеспечить себе психологическое преимущество.

Умение задавать закрытые вопросы

Во время беседы интервьюер может задавать как закрытые, так и открытые вопросы. Первые рассчитаны на то, чтобы получить однозначный ответ «да » или «нет ».

Если вы хотите получить четкий и ясный ответ от собеседника, вы поинтересуетесь у него: «Вы делали то-то и то-то? », «Планируете ли попробовать? », «Вы получили удовлетворение от собственных действий ?» и т.п. Однако, если вы не хотите, чтобы ваш собеседник пришел к окончательному решению раньше времени, не спрашиваете его о чем-либо в такой форме.


Другое дело, если вы хотите получить однозначный ответ «да ». Специалисты советуют начинать любую беседу именно с таких фраз и желательно получить, как минимум, три однозначных ответа «да », чтобы потом с человеком было проще и удобнее общаться, ведь зона взаимопонимания станет существенно шире.

Спросите его так: «Согласитесь, ведь реку нельзя повернуть вспять? » или «Для вас имеют значение гарантии и качество? ». Добейтесь согласия по мелочам и тогда его проще будет получить в чем-то важном и большом.

Умение задавать открытые вопросы

Как нужно правильно задавать открытые вопросы? В этом случае интервьюер не ждет однозначного ответа на заданную фразу, он хочет выяснить отношение человека к обсуждаемому предмету.

Узнать все о фактах и событиях, относящихся к данной ситуации можно, спросив: «Кто имеет к этому отношение ?», «Какие попытки были предприняты ?» и т.д.


Узнать, как относится собеседник к обсуждаемой ситуации можно так: «Ваше мнение по этому поводу ?», «Какое впечатление на вас произвели ?» и др.

Не навязывайте собеседнику свою точку зрения и никогда не говорите: «Давайте сделаем так », «Я думаю, надо вот что » и т.п. Лучше предложить так: «Не хотели бы рассмотреть такой вариант решения проблемы ?», «А может быть, стоило бы ?». Интересуйтесь, на чем зиждется утверждение вашего оппонента: «Чем обусловлено такое решение ?», «На что вы опираетесь ?» и т.п. Если имеются какие-либо сомнения, лучше уточнить, чем остаться неудовлетворенным от беседы.

Особенности, характерные для открытых вопросов:

  • вовлечение собеседника в обсуждение. Фразы, задаваемые в таком ключе, заставляют его думать и аргументировать свой ответ;
  • интервьюируемый сам выбирает, что именно сказать и как ответить;
  • заданная фраза – это хороший способ вывести человека из состояния замкнутости и сдержанности и устранить все существующие барьеры в общении;
  • интервьюируемый воспринимается как главный источник информации, предложений и идей.

Другие виды задаваемых фраз


Но интервьюер должен быть всегда начеку и при необходимости задать наводящий, уточняющий или любой другой вопрос.

Как правильно задать уточняющий вопрос мужчине или женщине? Если есть какие-либо сомнения и требуется уточнить нюансы, интервьюер может спросить: «Сколько именно человек было? », «Во сколько по времени это произошло? » и т.п. В результате собеседник удостоверится, что вы все поняли правильно, поэтому зачастую он сам ждет, что вы спросите его об этом.

Наводящий вопрос наводит на определенную мысль, подталкивает человека к тому, что он должен сказать.


Если тема разговора ушла в сторону или интервьюер ищет способ подтвердить правильность суждения своего собеседника, он может задать наводящую фразу, но при этом учитывать, что она всегда звучит навязчиво и вынуждает собеседника согласиться с его мнением, а ведь это не всегда целесообразно.

Мы очень любим задавать вопросы, причем чаще другим, чем себе. За этим стоит перекладывание ответственности за свою жизнь и решения, поиск авторитетной фигуры - символического идеального родителя, который все знает и всегда поможет. Поиск априори неудачный и слепой. Как научиться правильно задавать вопросы себе и наконец-то принять ответственность за собственную жизнь?

У трижды разведенной подруги мы спрашиваем совета про отношения с мужем, у бездетной соседки - про воспитание детей, у разорившегося приятеля консультируемся по вопросам бизнеса. Зачем? Да просто порой не понимаем, что только принятие ответственности позволяет строить свою жизнь так, как ты хочешь, реализовываться, не повторять слепо чужие ошибки, а продуктивно учиться на своих собственных.

Есть вопросы относительно нашей жизни, ответы на которые знаем только мы: они связаны с нашими субъективными переживаниями, желаниями, потребностями, не видными и непонятными со стороны. Например, «Какую профессию я хочу выбрать?», «С каким партнером идти по жизни?»

Другая часть вопросов к себе не имеет однозначных ответов, но их нужно задавать ради самого процесса размышления: «В чем смысл моей жизни?», «Кто я сейчас?».

Такие «вопросы-ответы» позволяют прийти в контакт с собой, стать аутентичным, продуктивно реализовываться, установить контакт со своим бессознательным и пользоваться его ресурсами.

Как задавать вопросы

Пять важных правил

Итак, все, что вам нужно, - немного свободного времени и возможность поразмышлять в тишине.

1. Вопрос, который задаешь себе, должен касаться исключительно тебя самого.

Наше бессознательное знает все про нас и очень мало - про других. «Будет ли завтра на Марсе магнитная буря?» - вопрос не по адресу. Можно задавать вопросы, помогающие в выборе, проясняющие собственные истинные желания и возможности, подавленные чувства, причины недомоганий.

2. Разумеется, вопрос должен быть актуальным, а не заданным из праздного любопытства.

Бессознательное откликается только в ответ на важный запрос, его не стоит «беспокоить» по пустякам. Иначе может получиться как в сказке, в которой мальчик кричал: «Волки, волки!» - чтобы взрослые прибежали его спасать. Они столько раз прибегали по ложному сигналу, что потом, когда пришла реальная опасность, не пришли на помощь и мальчик был съеден волками.

3. Позитивная формулировка вопроса.

Избегайте частицы «не», слов «избавиться», «бросить». Все очень просто: бессознательно мы никогда ни от чего не отказываемся, решаем сохранить «про запас». Помните притчу о Ходже Насреддине? Один ростовщик тонул в озере, ему протягивали руки с криками: «Давай руку!» И только Ходжа Насреддин догадался протянуть помощь со словами: «На, бери!» Жадный ростовщик не мог ничего дать, умел только брать…

Любой наш паттерн, привычка рано или поздно могут пригодиться. Бессознательно мы лишь приобретаем новое, но не отказываемся от старого. Поэтому не спрашивайте себя, «как избавиться от лишнего веса» или «бросить курить». Ищите позитивную формулировку: «Как побудить себя к здоровому образу жизни, оздоровиться?»

4. Если вы хотите получить конкретный ответ, ваш вопрос тоже должен быть конкретным.

Без общих слов о «достижении вселенского счастья» и «абсолютной гармонии».

5. Важна честность с собой.

Задавая вопрос, будьте готовы к ответу. Увы, иногда мы сами себя обманываем. Помните, как в фильме «Тутси» подружка героя спрашивает его: «Скажи честно, я тебе уже безразлична?» - и слышит ответ «да». Тутси обескуражена, она не готова к этому. «О нет, только не это!» - восклицает героиня.

Если вы сами не можете найти ответ на свой вопрос - возможно, и не хотите узнать эту информацию.

Вредные вопросы

1. Некорректны попытки узнать будущее.

Наше бессознательное способно давать прогнозы, но на реальность воздействует слишком большое количество факторов, которые нельзя просчитать. А ложные прогнозы способны нанести вред: привести к разочарованию и дезадаптации.

2. Нас разрушают вопросы, содержащие самообвинение.

Например, вопрос «За что мне это?» лучше переформулировать на вопросы «Чему меня учит?», «В чем причина этого?». Самообвинение деструктивно, а поиск причин и границ своей ответственности побуждает к переменам.

3. Навязанные вопросы.

Есть то, что для нас по-настоящему актуально на данном этапе, а есть то, что важно для наших близких, но они пытаются нам это навязать, пусть даже из лучших побуждений. «Почему не выходишь замуж/не женишься?», «Почему не заводите детей?», «Не стремишься к повышению на работе?», «Не переезжаешь в более престижный район?» и др. Задавать себе надо только тот вопрос, который актуален именно для тебя, а не для других. Иначе не может быть ответа, как в фильме «Бриллиантовая рука»: «Объясни товарищу по-быстрому, почему Володька сбрил усы».

Такие разные ответы

Не ждите, что ответ будет четким и понятным, напоминающим инструкцию к действию. Бессознательное может облечь содержание в разные формы: слова, визуальные образы, метафоры, воспоминания, фантазии. Ответ может быть понятен сразу же, либо на его расшифровку уйдет какое-то время. Но на правильно заданный вопрос всегда приходит ответ.

Есть и специальные психологические упражнения, которые помогают научиться правильно задавать вопросы самому себе. Мы собрали для вас лучшие упражнения и приемы, предлагаемые различными психотерапевтическими направлениями. Пробуйте и выбирайте свое.

Упражнение из телесно-ориентированной психотерапии

Сядьте, поставив стопы на ширину плеч, спина прямая (можно опираться на спинку стула). Сосредоточьтесь на вопросе, который вы хотите себе задать, несколько раз его повторите. Теперь сконцентрируйтесь на области внизу живота: там находится символический центр, отвечающий за так называемое центрирование - установление контакта с собой. Отключите посторонние мысли, сосредоточьтесь на своем вопросе, концентрируйтесь на центре внизу живота - представьте, что дышите через него. Выполняйте упражнение в течение 10-15 минут, это поможет отбросить лишнее и сосредоточиться на главном.

Упражнение из психосинтеза Роберто Ассаджиоли

Представьте, что внутри вас есть некий мудрый наставник, мудрец, знающий ответы на все вопросы. Визуализируйте этот образ. Отправьтесь на символическую встречу с ним, вступите в диалог. В этом диалоге вы можете задать все ваши вопросы, а «наставник» даст ответы. Важно отнестись к этой увлекательной игре серьезно и довериться себе.

Упражнение, популярное во многих психотерапевтических школах

Подготовьте лист бумаги и ручку. Закройте глаза, несколько раз повторите свой вопрос. Теперь откройте глаза и в течение 10 минут записывайте на бумаге все, что придет в голову. Если возникают паузы, после них все равно продолжайте. Немного отдохните и перечитайте свои записи. Постарайтесь найти ключевую тему, выделить повторяющиеся слова или же те, которые больше всего привлекают ваше внимание. Подчеркните их и перечитайте еще раз уже только подчеркнутые слова. Обдумайте подказку, данную вашим бессознательным.

Упражнение из арт-терапии

Подготовьте лист бумаги и краски либо пастель. Сосредоточьтесь на своем вопросе, затем начните рисовать то, что хочется и как хочется. Рисуйте, пока не захотите остановиться. Изучите получившийся рисунок - это метафорический ответ на ваш вопрос. Рассмотрите рисунок с разных сторон и расстояния. Какие образы вы там видите? Какие ассоциации возникают? Сосредоточьтесь на них и постарайтесь истолковать этот ответ.

Наши вопросы собеседнику - это не только способ узнать о нем побольше, но и возможность показать Отношение к нему. «Умение ставить разумные вопросы, - говорил Иммануил Кант, - есть важный и необходимый признак ума и проницательности».

По статистике, трехлетний ребенок за месяц задает около тысячи вопросов, большая часть которых начинается со слова «почему». Для сравнения: 60-летний человек ограничивается в среднем 500 вопросами в год. Однако не стоит спешить с выводами: мол, чем больше лет, тем меньше мы интересуемся окружающим миром. Главное ведь не количество, а качество.

Задумавшись, как сделать общение между двумя людьми полноценным, лингвисты выработали критерии «умного вопроса». Он должен быть:

♦Конкретным, а не абстрактным - в отличие, скажем от того, которым «убивала» не понравившегося ей собеседника поэтесса Зинаида Гиппиус. Она его спрашивала: «В чем ваша метафизика?» И человек, как правило, не находил ответа.

♦Ясным, а не двусмысленным, когда человек теряется, не зная как ответить.

♦По возможности лаконичным. На этот счет есть хороший пример из античных времен. Однажды к жителям Спарты обратились за помощью соседи. Но вместо того чтобы спросить, не поделятся ли спартанцы хлебом, они произнесли длинную речь. И получили ответ: «Выслушав вас до конца, мы забыли начало. А забыв начало, не поняли конца». На следующий день просители сказали спартанцам только четыре слова: «Помогите нам, пожалуйста, пшеницей!», после чего им оказали помощь.

♦Логичным, то есть вытекающим из анализа ранее сказанного.

♦Положительным, то есть созидательным и, по возможности, приятным для собеседника.

♦Интересным для обеих сторон.

Вопросы позволяют проникнуть в мысли и намерения другого человека, понять его истинные мотивы, систему ценностей, приоткрыть его внутренний мир. Избегание вопросов ведет к непрочным, поверхностным отношениям между людьми. Согласитесь, если человек ни о чем нас не спрашивает, значит, мы ему не интересны. А если так, то к чему нам самим проявлять интерес? Здесь кроется основная причина одной из самых распространенных проблем - одиночества. Вам кажется, что вы одиноки и вас никто не понимает? Интересуйтесь другими людьми!

Пренебрегать вопросами -значит также открывать путь догадкам и всевозможным предположениям, создавать представление о других на основе собственных домыслов, приписывая им те или иные достоинства или недостатки. Не выяснив настоящих намерений человека, мы строим для него схему действий, руководствуясь своим пониманием его мотивов, которое может быть очень далеким от действительности. Затем мы подгоняем свое поведение под эту схему, выдуманную с начала и до конца. И что в результате получается? Непонимание, ссоры, обиды...

Есть еще одна сторона проблемы. Нам необходим внутренний диалог с самим собой. Любое мышление начинается с вопроса. Задавая себе вопросы, человек может научиться контролю над своим поведением, понять свои истинные цели, замаскированные подсознанием чувства. И чем больше человек внутренне разговаривает с собой, тем увереннее и последовательнее становится его внешняя речь и поведение. Альберт Эйнштейн говорил своим ученикам: «Обращенные к себе вопросы -это движущая сила творчества!»

Да и большинство внутренних конфликтов, терзаний, сомнений, в основе которых лежит проблема выбора, решаются диалогом с самим собой при помощи искренних и честных вопросов.

Себе их можно задать, но вот другим... Мы часто боимся говорить с другими. Чтобы общение было взаимно интересным и продуктивным, необходимо знать еще несколько секретов.

Один из них - так называемые «открытые вопросы». Они построены так, чтобы отвечающий давал подробную информацию -высказывал свою мысль, излагал факты, свою позицию.

Если вопрос рассчитан только на ответы «да» и «нет», он называется «закрытым». Замечено, что полицейские, например, задают в основном «закрытые» вопросы, а следователи - «открытые».

В «закрытых» вопросах обычно присутствует некий элемент принуждения, в них не чувствуется интереса к собеседнику. Они не дают диалогу развития, вызывая в собеседнике скрытое раздражение и отказ от беседы.

Например, вот «закрытый» вопрос: «Ты уверен, что сделал все необходимое?» Открытый вопрос на эту тему: «Какие меры ты принял?» Или: «Что ты предпринял для этого?»

Еще пример. «Вам нравится ваша работа?» - «закрытый» вопрос. «Что вам больше всего нравится в вашей работе?» - «открытый» вопрос.

Задавая «открытые» вопросы, требующие развернутых ответов, мы строим доверительные отношения. Тем самым мы показываем людям, что готовы тратить свое время, чтобы разузнать о них больше, что они нам небезразличны, мы уважаем их и хотим знать их мнение.

Но прежде чем задать «открытый» вопрос вслух, задайте его про себя и подумайте: вам самим было бы интересно на него ответить? Вызывает ли он желание общаться? Если нет, попробуйте сформулировать его другими словами или подыщите другой, более интересный вопрос. Не бойтесь показаться тугодумом. «Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан», - говорят китайцы. Лучше сказать несколько слов, которые ваш собеседник оценит и запомнит, чем долго разглагольствовать без толку.

Однажды богатый и могущественный падишах увидел страшный сон и вызвал к себе двух мудрецов-предсказателей. Первый, выслушав рассказ падишаха, заявил: «Повелитель, я должен сообщить тебе неприятную новость: вскоре ты потеряешь всех своих соратников». Властелин разгневался и велел посадить толкователя в темницу. Второй мудрец сказал падишаху: «Я рад сообщить тебе хорошую весть: ты переживешь всех своих друзей и врагов». Обрадованный падишах щедро вознаградил мудреца за предсказание. Придворные были удивлены: «Ты сказал то же самое, что и твой предшественник. Почему он был наказан, а ты получил награду?» На что последовал ответ: «Мы одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

Блез Паскаль был совершенно прав, утверждая: «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе высказанные мысли производят совершенно иное впечатление».

Есть несколько правил, которые следует учитывать, чтобы сделать вопрос максимально эффективным.

Прежде всего нужно спросить себя: «Чего я хочу добиться этим разговором?» Дипломаты говорят так: «Кто знает цель разговора, тот им и управляет». Когда люди не задумываются об этом, они слишком много говорят, уклоняются от темы, вступают в ненужные споры и обсуждения и теряют не только свое время, но и авторитет.

Опытные специалисты в области общения утверждают, что ответ собеседника на 60-80% зависит от вопроса. Таким образом, при должном внимании к постановке и содержанию наших вопросов мы практически можем влиять на собеседника, вызывая нужную нам реакцию.

С определенной долей уверенности можно сказать, что если вы получили ответ, который вас не устраивает, значит, скорее всего, вы задали не тот вопрос.

Очень важна даже очередность слов в предложении. Люди, как правило, больше внимания уделяют первым словам, и чем больше слов следует дальше, тем меньше к ним внимания - человек просто озабочен тем, чтобы понять общий смысл. Отсюда подсказка: в начале вопроса следует ставить слова, несущие основной смысл.

Старайтесь формулировать вопросы положительно. Возьмем простую житейскую ситуацию: юноша хочет понравиться девушке и решает угостить ее мороженым. Что он может сказать ей? Возможны варианты.

Первый вариант: «Не хочешь мороженого?» Скорее всего, его ожидает ответ: «Спасибо, не хочу». Потому что он начал вопрос с отрицательной частицы.

Другой вариант вопроса: «Мороженого не хочешь?» Ответ будет тот же. Потому что формулировка «не хочешь» отбивает всякое желание есть мороженое.

Еще один вариант: «Мороженого хочешь?» Здесь шансов на положительный ответ гораздо больше. Но если девушка стеснительна или парень ей еще мало знаком и не успел понравиться, то может последовать и отрицательный ответ.

Самый правильный вопрос прозвучал бы так: «Какое мороженое тебе больше нравится -пломбир или эскимо?» Юноша не спрашивает, хочет ли девушка мороженое вообще, а сразу предлагает приятный выбор. В выигрыше остаются все - и парень, получивший возможность произвести на избранницу благоприятное впечатление, и девушка, почувствовавшая, что ее мнением интересуются.

Вопрос с выбором будет полезен и в общении с детьми. «Ты сейчас пойдешь спать или когда уберешь игрушки?» - спрашивает мама у сына. «Когда уберу игрушки...» - вынужден ответить малыш.

Еще вариант подобного вопроса: «Где вы хотели бы обсудить эту проблему - на моей или на вашей территории?»

Очень действенен прием, который в свое время любил применять Сократ. Суть его заключалась в том, чтобы заставить человека на несколько вопросов подряд отвечать «да». Если во время общения ваш собеседник много раз говорит вам «да» и соглашается с вами, то по инерции он будет склонен в дальнейшем принять ваше мнение или утверждение, даже если изначально был вашим противником.

Швейцарский писатель Иоганн Лафатер, живший во второй половине XVIII века, писал: «Хочешь быть мудрым - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать тогда, когда нечего больше сказать».

Александр Казакевич. Журнал "Будь здоров!", 12 -2012