Как улучшить свой русский язык. Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем! Способ десятый – прочие варианты

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.

Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Главной целью современного образования определяется - достижение учащимся уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества.

Реализация данной цели возможна через решение трех основных задач:

- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования.

Формирование у каждого учащегося опыта творческой, социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Под уровнем образования (образованности) понимается - качество личности, которое определяется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Основой любого уровня образованности является, прежде всего - ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае:

грамотность - уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.

Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма;

2) умение анализировать слово с фонетической стороны;

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас. На первых этапах работы в 5 классе много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографи-ческий, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.

Существует великое множество таблиц - сводных правил, справочных материалов, всевозможных "подсказок", различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка? В последние годы в практику работы учителя прочно входят алгоритмы. Как правило, в 5-й класс приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача - подтянуть отстающих и дать импульс для повышения уровня грамотности тем учащимся, кто видит себя в будущем человеком высокого социального статуса. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.

Что же такое алгоритм? В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: "Алгоритм - способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными". Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка - это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Например, часто сталкиваешься с неумением учеников определять склонение существительного и спряжение глагола. Очень хорошо выручают алгоритмы.

Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 - 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм

Есть алгоритмы, в которых содержится по 3 - 4 "шага", позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.

Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).

Чтобы писать без ошибок,

  • читай по слогам;
  • найди орфограмму;
  • объясни выбор букв;
  • ошибки исправь

Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?

Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1.определить место, где возникла орфографическая задача;

2.к какой группе правил относится данная орфограмма;

3.в какой части слова находится орфограмма;

4.установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5.определить в слове ударение;

6.определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7.написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

"Подбери буквы": Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Применяю в своей деятельности различные письменные работы:

Выборочное списывание;

Зрительный диктант;

Диктант "Угадай словечко" - учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);

- "немой" диктант - учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;

Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование;

Диктант "Для друга" (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;

Задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);

Составление словосочетаний и предложений.

Следующий этап словарной работы - диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.

Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.

Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие - уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.

Очень любят ребята игру "Найди лишнее слово". Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Чтобы правильно написать слово, ученик должен распознать "грамматическую природу орфограммы и подвести ее под соответствующее правило". Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слова, -н- и -нн- в именах прилагательных, правописание приставок на з, с и мн. др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому около 30% учащихся не умеют вычленять слова с безударной гласной в корне из ряда слов. Причина столь низкого уровня сформированности навыка видения этой орфограммы заключается, вероятно, в том, учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его "в уже написанном слове" и "выделяют его формально" (М. М. Разумовская), не связывают этот корень с его вещественным значением. И при подборе проверочных слов обращают внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слова, не учитывая главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение.

Поэтому основным в процессе закрепления правописания проверяемых гласных в корне должно стать формирование двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику.

Рекомендую пользоваться простым приемом, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый - сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова. Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивацию (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей - привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, - еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М. М. Разумовской, высокий (30 - 50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.

Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет сократить число ошибок в словах с указанными орфограммами, и, следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна начинающим учителям.

Грамотная письменная речь основывается не только на знаниях правил русского языка. Большое количество взрослых людей их вовсе не вспоминают при письме, однако знают, как написать то или иное слово, предложение. Это объясняется тем, что в школьные годы в памяти четко зафиксировалось правильное написание тех или иных грамматических конструкций. Чтобы повысить уровень своей грамотности, мы предлагаем некоторые методики саморазвития.

Первая методика - чтение

Главным способом улучшения навыков письма является чтение. Книги - это кладезь полезной информации, которую невозможно исчерпать. Читая, человек развивается в нескольких направлениях:

  • расширяет свой словарный запас;
  • тренирует умение сочетать и соединять лексические единицы гармонично;
  • неосознанно фиксирует правильное написание слов и предложений, что в последующем позволит допускать меньше ошибок.

Совет: для получения скорейшего результата необходимо читать вслух, достаточно делать это шепотом. Данная техника не только поможет освоить грамматику, но и усвоить долю авторского стиля, благодаря чему ваши будущие тексты будут читаться с интересом.

Какие книги читать?

Любые. На самом деле, каждая книга поможет развить навык грамотного письма. Но для того чтобы ваши тексты были грамотными и логичными, необходимо уделять не менее получаса в день чтению классической литературы.

Как читать?

Существует специальная техника орфографического чтения. От привычного способа чтения она отличается тем, что слова нужно произносить именно так, как написано в тексте, а не так, как общепринято говорить. Трудные длинные слова и словосочетания следует проговаривать медленно по слогам. Эффективность этой методики заключается в том, что в данном процессе участвует не только зрительная память, но и слуховая.

Совет: Прочтите несколько произведений классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского. Это поможет не только расширить кругозор, но и обогатить свою речь интересными словесными конструкциями. Приобрести книги можно как в книжном магазине, так и в понравившейся сетевой электронной библиотеке.


Вторая методика - письмо

Улучшить навыки правописания поможет и письмо. Оно сформирует привычку быстро комбинировать слова, у вас появится большая уверенность при написании статей. Как и в любом другом деле, в сфере создания текстов только практика сделает человека профессионалом. Стоит отметить, что данная техника будет действительно эффективна в том случае, если текст впоследствии будет тщательно проверяться либо другим грамотным человеком, либо самим автором с помощью печатного или электронного орфографического словаря.

Какие тексты писать?

Можно ежедневно упражняться в написании краткого эссе о прошедшем дне, просмотренном фильме, прочитанной книге, то есть вести дневник. При желании допустимо воспользоваться текстовым редактором на компьютере, который укажет на орфографические, лексические и пунктуационные ошибки в тексте.

Совет. Существует еще одна методика улучшения знаний русского языка - каллиграфическое письмо. Оно тренирует сосредоточенность, внимание и концентрацию, помогает фиксировать предложение в памяти и вспомнить правило.


Совершенствуйте грамотность онлайн

В век информационных технологий невозможно представить процесс обучения без использования интернет-ресурсов. При наличии дисциплинированности у человека повысить уровень грамотности в несколько раз помогут следующие способы:
1. Прохождение специально разработанных курсов и изучение материалов на таких платформах, как «Универсариум», «Открытое образование», «Интуит», «Лекториум», «ПостНаука», «Лекторий» и другие.
2. Использование сайтов для проверки правописания или значения слов, пунктуации, грамматики - gramota.ru, therules.ru, online.orfo.ru и т. д.
3. Интерактивный диктант - быстрый метод повышения грамотности. Это не только полезно, но и познавательно.
4. Использование разного рода тестов (например, для подготовки к ЕГЭ), ребусов, головоломок и анаграмм, способствующих развитию когнитивных и умственных способностей.


Лучшие ежедневные лайфхаки

Для ежедневной проработки навыков правописания пригодятся знакомые со школьных времен лайфхаки:
1. Многократное написание слова, в котором вы часто допускаете ошибку. Следует написать его сто раз, выговорить по слогам, подчеркнуть или выделить сложно запоминаемую в нем букву.
2. Игра, когда один человек зачитывает определение слова из толкового словаря, а другой угадывает это слово.
3. Прослушивание аудиокниг. Это занятие помогает развить чувство ритма, понять логику изложения текста, что необходимо для интуитивной расстановки знаков препинания. По прошествии времени автор научится расставлять запятые там, где они «просятся».

Совет: Если не можете определить, нужна запятая в предложении или нет, то следует упростить его, убрав обособленные обороты, уточнения, обращения. Также можно разбить его на несколько простых предложений.

Как запомнить исключения?

Исключения из правил русского языка придется заучивать наизусть. Такие слова можно выписывать и произносить по слогам вслух. Запоминая ежедневно по 20 слов, за несколько месяцев можно существенно поднять уровень грамотности. Также можно каждый день учить по одному правилу, например на “Грамоте” (gramota.ru).


Способы запоминания правил

Русский язык считается одним из самых сложных в мире. Однако педагогами замечено, что если ошибка подкреплена эмоционально, например смехом, то правильное написание слова с большей вероятностью запомнится ребенку.
Написание слова «веснушчатая» объясняется просто: «Что у человека на носу - веснуски или веснушки?»
Знакомая всем с детства фраза "Степка, хочешь щец? - Фи!" позволит запомнить глухие согласные.
Словосочетание "Зося ждет" содержит все согласные, после которых необходимо использовать суффикс -чик-.
Фраза "Мужу - чин, жене - щи" помогает запомнить написание слов «мужчин» и «женщин». И таких запоминалок существует огромное количество, найти их можно на просторах интернета в бесчисленном количестве.

Как видите, методов улучшения грамотности много, и все они по-разному эффективны для разных людей. На Бирже всегда доступны сотни заказов на разные темы, выполнение которых постепенно повысит вашу грамотность.

Грамотность во все времена считалась неотъемлемым качеством образованного человека, занимающего достойное место в обществе. Развитие современных технологий, появление социальных сетей и массовое общение в онлайн-режиме для многих современных детей и взрослых стало оправданием для безграмотной письменной речи. Однако ошибочно полагать, что умение грамотно преподнести свою точку зрения в устном или письменном виде – это бесполезный навык, которым можно пренебречь.

Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.

Если у вас есть проблемы с соблюдением норм орфографии, пунктуации или лексики не нужно падать духом. В любом возрасте не поздно учиться писать без ошибок и работать над своей грамотностью, главное подойти к проблеме со всей серьезностью и регулярно совершенствовать свои навыки.

Одновременно с правописанием успешный человек должен поддерживать в тонусе интеллектуальные функции мозга. В этом ему поможет ресурс фитнесса для мозга BrainApps, занятия на котором предполагают прохождение ежедневных индивидуальных тренировок. Даже самый занятой человек сможет найти 15 минут в день для улучшения собственного интеллекта.

Как стать грамотным по русскому языку

Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.

Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:

  • Снижение интереса к чтению художественной литературы. Любители чтения гораздо реже пишут с ошибками, но современный ребенок обычно предпочитает игру на компьютере или смартфоне сборнику сказок или рассказов;
  • Повальное общение в социальных сетях. Переписка в онлайн-режиме редко когда предполагает соблюдение всех правил орфографии и пунктуации, так как каждый из собеседников стремится как можно скорее выразить свое мнение и параллельно занимается другими делами;
  • Недостаточная заинтересованность родителей. Многие родители не уделяют должного внимания развитию грамотности у ребенка, считая, что выполнения школьных заданий более чем достаточно. Но на школьную успеваемость влияет множество факторов, а пример мамы или папы, которые регулярно читают книги и всегда пишут без ошибок намного более действенный. Поэтому прежде чем узнавать, как ребенку научиться писать без ошибок, следует поработать над своим собственным уровнем грамотности;

Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку <>и сколько времени для этого потребуется. В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности.

Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.

9 работающих способов, как научиться грамотно писать

Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:

  1. Регулярно читать. Именно с чтения начинается правильная, красивая устная и письменная речь. Зрительная память играет большую роль в правописании, и вы постепенно сможете запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтобы чтение пошло на пользу следует избирательно подходить к выбору литературы. Лучше всего для работы над повышением грамотности подходят отечественные классические произведения. Не думайте, что классика – это обязательно скучно и затянуто, каждый может выбрать себе жанр по душе и получать удовольствие от чтения. Читать необходимо каждый день не менее часа, вдумчиво и в спокойной обстановке. В скором времени вы заметите, что ваша речь стала богаче, образнее, а в словах поубавилось ошибок.
  2. Изучать основы. Помимо художественной литературы уделяйте внимание работе со справочниками и учебниками русского языка. Это один из наиболее действенных способов, как научится писать без ошибок и правильно строить предложения. Запоминайте правила и обязательно закрепляйте теорию выполнением практических заданий.
  3. Приобрести и регулярно пользоваться словарем. Каждый раз, когда вы не знаете, как точно написать то или иное слово, заглядывайте в орфографический словарь. Формирование этой полезной привычки достаточно быстро позволит избавиться от ошибок, поэтому держите словарь на рабочем столе или другом видном месте, чтобы он всегда был под рукой;
  4. Писать под диктовку. Попросите родственников или друзей несколько раз в неделю диктовать вам тексты из сборника диктантов, таким образом, вы сможете быстрее обнаружить у себя пробелы в знаниях и направить самостоятельные занятия в нужное русло.
  5. Работать над ошибками. Не стесняйтесь выписывать в отдельный блокнот слова, которые даются вам труднее всего и перечитывайте их каждый день. Это прекрасная тренировка зрительной памяти, которая позволит вам со временем правильно писать даже самые заковыристые слова и словосочетания.
  6. Улучшать память. Для этого можно учить наизусть любимые стихи или отрывки из прозы. Этот метод также позволит улучшить устную речь, а повторение выученного материала вслух тренирует навыки дикции. Если заучивание наизусть вам не подходит, то просто переписывайте тексты, уделяя особое внимание сложным словам и предложениям;
  7. Найти друзей по интересам. Писать с ошибками никто не хочет, это раздражает любого человека и многие бы хотели улучшить качество своего письма. Занятия в паре или группе больше дисциплинируют, к тому же вы сможете помогать друг другу и проверять усвоение новых знаний.
  8. Обратиться к профессионалу. Репетитор по русскому языку может понадобиться не только школьнику перед сдачей экзаменов. Несколько полноценных занятий со специалистом позволит восполнить основные пробелы и разработать дальнейший план по самообразованию.
  9. Применять знания на практике. Пишите себе записки и напоминания, выписывайте понравившиеся цитаты из книг, вместо электронной почты пишите друзьям или родственникам обычные бумажные письма, подписывайте и дарите открытки. Такие мелочи будут всегда держать вас в тонусе, и заставлять сосредотачиваться на правилах орфографии и пунктуации;

Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.

Как научиться писать без ошибок с детства

Некоторые дети гораздо легче осваивают правописание, чем другие их сверстники. Чтобы понять, как научились грамотно писать такие дети, необходимо в первую очередь обратить внимание не на их школьную успеваемость, а на занятия с родителями в домашней обстановке. Ребенка можно постепенно приучать к чтению с трех лет и для этого не обязательно заставлять кроху интенсивно запоминать буквы и слоги. Сначала следует пробудить интерес к увлекательному миру литературы, каждый день читать сказки и детские рассказы.

Чтение и письмо нужно развивать параллельно, в игровой, доступной для ребенка форме. С детьми школьного возраста обязательно нужно проводить работу над ошибками, дополнительно объяснять непонятные или сложные моменты. Родители, которые всю ответственность за грамотность ребенка перекладывают на учителей, вряд ли останутся довольны результатом его образования. Поэтому следует знать, как ребенку научится писать без ошибок и активно помогать ему, преодолевая трудности в обучении вместе.

Детям обычно тяжело дается запоминание множества правил грамматики и пунктуации, поэтому совместно с правописанием рекомендуется развивать память и внимательность. Для этого существует ресурс BrainApps, игры которого подойдут как для взрослых, так и для детей.

Между нами говоря, любые упражнения, которые делаются систематически, приведут к результату. Чтобы научиться грамотно писат ь, можно купить книжку для подготовки к экзаменам (их сейчас много) и методично выполнять все задания из неё. Старый испытанный метод. Результат гарантирован. Вопрос лишь в том, что к книжкам не прилагается суровый надсмотрщик, который заставит вас напрягать мозг и делать трудные задания каждый день. Если это про вас, то воспользуйтесь нашими советами.

Мы рекомендуем выполнять каждый день три простых, но очень эффективных упражнения, которые займут у вас всего 10 минут. Но учить русский таким способом нужно обязательно каждый день. Упражнения настолько просты, что даже самый ленивый человек сможет выполнять их постоянно. Чтобы научиться грамотно писать по-русски , не обязательно зубрить правила, можно запоминать сами слова.


1. Спишите в тетрадь 8 - 12 фраз из сборника для списывания. Два файла со специально подобранными фразами выложены в нашей группе ВКонтакте . Для начала воспользуйтесь этой подборкой. Потом можно списывать словосочетания из сборников словарных диктантов. Это задание займёт у вас 2-3 минуты. Моторная память поможет запомнить, как пишутся сложные слова. Некоторые правила вы схватите интуитивно.


2. Возьмите свежую газету и проработайте одну полосу. Ваша задача - выделять маркером все слова, в которых вы могли бы допустить ошибку. Особое внимание уделяйте неологизмам. Если встретятся незнакомые слова, погуглите их и обязательно обратите внимание на правописание. Так вы приучите свой мозг обращать внимание на правописание слов в текстах, которые вам приходится читать. Если у вас нет больших проблем с техникой чтения, на это задание уйдёт минуты три.


3. Из этой же газеты или любого сборника диктантов, а лучше всего, конечно, из сборника текстов для орфографического чтения читайте что-нибудь в течение пяти минут. Читать надо орфографически, четко проговаривая слоги, вслух. Так вы приучите мозг читать, запоминая правописание. Когда этот процесс автоматизируется, в дальнейшем вы будете непроизвольно воспринимать все слова, которые вам встретятся, вместе с их правописанием. Подробнее . Чтобы понять, в каком темпе читать тексты, .