Как тема творчества раскрывается в русской поэзии. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Билет № 4 В. 1

Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книго­продавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать...

Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.

В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явил­ся»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он...

Моих ушей коснулся он...

Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение

пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «глаголом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.

Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.

В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.

Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом…

……………………………

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских петухов...

Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на по­этическое эхо:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.

Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.

В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел....

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.

В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны,

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки...

Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:

А мы послушаем тебя...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.

В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.

В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».

В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.

Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным стано­вится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чувства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свободу». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.

Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый ху­дожественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов отоб­ра­же­на ду­хов­ная связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды и как эти про­из­ве­де­ния со­от­но­сят­ся с лер­мон­тов­ским стихотворением?


M. Ю. Лермонтов, 1837

Пояснение.

В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова связан с природой незримыми узами, в единстве с природой находит гармонию и покой:

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га,

Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, -

И сча­стье я могу по­стиг­нуть на земле,

И в не­бе­сах я вижу бога...

Многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами природа у Тютчева. Его лирика проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счаст-ливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Таким образом, в стихотворениях Лермонтова, Тютчева, Фета тема природы имеет сходное звучание: человек связан с природой духовно, природа живо откликается на внутренне состояние человека, а человек черпает в ней силы и вдохновение.

В чем осо­бен­ность изоб­ра­же­ния чувств че­ло­ве­ка в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и каких рус­ских по­этов можно на­звать его последователями?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


Ф. И. Тютчев, 1857

Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

В чем осо­бен­но­сти по­э­ти­че­ско­го ре­ше­ния темы любви Фетом и в каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов встре­ча­ют­ся те же особенности?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

А. А. Фет, 1877

Пояснение.

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», - отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.

В чем свое­об­ра­зие ли­ри­че­ско­го героя Лер­мон­то­ва и кого из рус­ских по­этов можно на­звать его твор­че­ским преемником?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1830

Пояснение.

Тема лицемерия и бессердечности людей звучит в «Размышлениях у парадного подъезда» Н.А.Некрасова. Только в отличие от стихотворения Лермонтова тема эта рассматривается под углом политическим: социальное неравенство, заложенное государственным строем России, позволяет процветать жестокости и равнодушию «владельцев роскошных палат» по отношению к крестьянам. Как и лермонтовский нищий, ждущий подаяния у святой обители, мужики Некрасова пришли к парадному подъезду с прошением. И ждала их та же участь. Никто ради них вельможу тревожить не стал. Словно камень в руках нищего, лишивший его надежды, захлопнулась перед «деревенскими русскими людьми» дверь парадного подъезда.

Похожее звучание темы находим и в стихотворении А.Блока «Фабрика». Фабрика - это символ порабощения человека человеком, это адская машина, поглощающая людей:

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Так, в поэзии разных эпох звучит «вечная» тема зла, бессердечия, царящих в мире, крушения надежд и разочарования в людях, которые как самые разумные существа на Земле должны быть иными: милосердными и отзывчивыми.

Каковы ос­нов­ные мо­ти­вы ли­ри­ки М. Ю. Лер­мон­то­ва и каких рус­ских по­этов можно на­звать про­дол­жа­те­ля­ми его традиций?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1831

Пояснение.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» тоже оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). У Есенина, как и у Лермонтова, конечность человеческого бытия звучит пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Подходы Лермонтова к раскрытию темы Родины можно проследить и в творчестве Блока. Родина таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Оба автора не только поэтизирует свою Родину, но видят в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.

Тема героя-бунтаря, раскрытая Лермонтовым в стихотворении «Парус», продолжена в творчестве Пастернака. В стихотворении «Гамлет» лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Так и лермонтовский парус рвётся, ищет, рискует быть изорванным ветром, но всё равно стремится вперёд, хотя и не видит, к чему плыть, что ждёт впереди.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема ху­дож­ни­ка и эпохи? В чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Разговором кни­го­про­дав­ца с поэтом»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

Разговор книгопродавца с поэтом

(фрагмент)

Книгопродавец

Итак, любовью утомленный,

Наскуча лепетом молвы,

Заране отказались вы

От вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет,

И муз, и ветреную моду,

Что ж изберёте вы?

Поэт

Книгопродавец

Прекрасно. Вот же вам совет;

Внемлите истине полезной:

Наш век - торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Что слава? - Яркая заплата

На ветхом рубище певца.

Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Предвижу ваше возраженье;

Но вас я знаю, господа:

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени труда

Кипит, бурлит воображенье;

Оно застынет, и тогда

Постыло вам и сочиненье.

Позвольте просто вам сказать:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Что ж медлить? уж ко мне заходят

Нетерпеливые чтецы;

Вкруг лавки журналисты бродят,

За ними тощие певцы:

Кто просит пищи для сатиры,

Кто для души, кто для пера;

И признаюсь - от вашей лиры

Предвижу много я добра.

Поэт

Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся.

А. С. Пушкин, 1824

Пояснение.

Поэт у Не­кра­со­ва на­хо­дит­ся под игом обыденного, он спус­ка­ет­ся с небес на землю, за­хо­дит в подвалы, а по­то­му он во все­услы­ша­ние от­ре­ка­ет­ся от по­э­ти­че­ских ат­ри­бу­тов и от­ка­зы­ва­ет­ся вос­пе­вать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой».

Н. А. Не­кра­сов в сти­хо­тво­ре­нии «Блажен не­зло­би­вый поэт...» про­ти­во­по­став­ля­ет два типа поэта ли­те­ра­ту­ры того времени. С одной стороны, - не­зло­би­вый поэт, при­ме­ром ко­то­ро­го для Ни­ко­лая Не­кра­со­ва был Ва­си­лий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, об­ли­чи­тель толпы, во­ору­жен сатирой, вме­сто одоб­ре­нья его ждут хулы и гоненья:

Питая не­на­ви­стью грудь,

Уста во­ору­жив сатирой,

Про­хо­дит он тер­ни­стый путь

С своей ка­ра­ю­щею лирой

Через по­э­зию Не­кра­со­ва про­хо­дит образ оратора, трибуна. Его по­э­ти­че­ское «я» - это не со­би­ра­тель­ный образ поэта, это имен­но сам Н. А. Некрасов. Поэт часто оди­нок и на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном кон­флик­те с толпой, ко­то­рая не по­ни­ма­ет и не при­ни­ма­ет его стихов, вы­сме­и­ва­ет поэта. Путь человека, ре­шив­ше­го слу­жить народу, тяжел - он может остать­ся для своих чи­та­те­лей безвестным, его кля­нет толпа, не жа­лу­ют современники, да, этот путь во­ис­ти­ну тернист:

Свой венец тер­но­вый приняла,

Не дрогнув, обес­слав­лен­ная Муза

И под кну­том без звука умерла.

Истинный поэт очень часто не понят обществом, ко­то­ром он хочет по­да­рить свои вдохновение, мысли, стихи. не деньгами, не ти­ра­жа­ми из­ме­ря­ет­ся труд поэта, а со­зна­ни­ем того что он «чувства добрые..лирой пробуждал», но он оста­ет­ся непонятым.

М. Ю. Лер­мон­тов в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк» раз­ви­ва­ет мысли од­но­имен­но­го пуш­кин­ско­го произведения. Если Пуш­кин ос­нов­ное вни­ма­ние со­сре­до­то­чил на том, ка­ки­ми ка­че­ства­ми дол­жен об­ла­дать поэт-пророк и как они му­чи­тель­но даются, то лер­мон­тов­ский герой в на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния уже об­ла­да­ет «всеведеньем», ко­то­рое дает ему право про­воз­гла­шать людям "любви и прав­ды чи­стые ученья". Он хочет про­бу­дить в них стрем­ле­ние к луч­шей жизни, же­ла­ние из­ба­вить­ся от «злобы и порока». Но его гу­ман­ные ис­крен­ние слова не вы­зы­ва­ют от­кли­ка в обществе, по­гряз­шем в грехе и разврате.

В меня все ближ­ние мои

Бросали бе­ше­но каменья.

В своей бла­го­род­ной мис­сии про­ро­ку при­хо­дит­ся тер­петь насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Про­рок чув­ству­ет себя сво­бод­ным толь­ко в пре­крас­ном мире природы, пол­ном гармонии, но он вновь воз­вра­ща­ет­ся к людям, ибо не может от­ка­зать­ся от сво­е­го назначения, труд­ной и бла­го­род­ной миссии. Значит, про­рок не по­ко­рил­ся судьбе, не от­ка­зал­ся в угоду «могущественным старцам» от иде­а­лов любви и справедливости. Таким дол­жен быть ис­тин­ный поэт, не от­сту­па­ю­щий перед труд­но­стя­ми и гонениями. Поэт в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина «Разговор кни­го­про­дав­ца с поэтом» тоже оста­ет­ся непобежденным, по­то­му что:

Не про­да­ет­ся вдохновенье,

но можно ру­ко­пись продать.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов ав­то­ры раз­мыш­ля­ют о пред­на­зна­че­нии поэта и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Поэта и Гражданина»?


Поэт и гражданин

(фрагмент)

Гражданин

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса, -

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твёрдая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвёт, и мачту клонит, -

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пёс - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечёт сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни - стяжатели и воры,

Другие - сладкие певцы,

А третьи... третьи - мудрецы:

Их назначенье - разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждём: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!».

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но... брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Н. А. Некрасов, 1856

Пояснение.

Тема по­э­ти­че­скоо твор­че­ства зву­чит в сти­хах Пуш­ки­на и Лермонтова, Па­стер­на­ка и Цветаевой, Вы­соц­ко­го и Самойлова. В. Ма­я­ков­ский счи­та­ет поэта «глашатаем», «главарем». Пуш­кин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк» за­яв­ля­ет о мис­сии поэта быть про­вод­ни­ком бо­жьей воли на земле. Рус­ская по­э­ти­че­ская тра­ди­ция со­зда­ла два устой­чи­вых об­ра­за поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Не­кра­сов на­чи­на­ет с по­ле­ми­ки с обо­и­ми об­ра­за­ми и при­хо­дит к сво­е­му трак­то­ва­нию по­э­ти­че­ско­го предназначения. Хандра, вя­лость поэта не со­от­вет­ству­ют эпохе, ис­тин­ный поэт не может су­ще­ство­вать без тес­ной связи с со­бы­ти­я­ми об­ще­ствен­ной жизни.

Монологи Гражданина, об­ра­щен­ные к Поэту, про­ник­ну­ты глу­бо­ким пат­ри­о­ти­че­ским чувством, в них зву­чит при­зыв к борьбе. Как сын не может смот­реть на горе и стра­да­ние матери, так и поэт не может спо­кой­но взи­рать на тя­же­лое по­ло­же­ние родины. И Граж­да­нин про­воз­гла­ша­ет вы­со­кий идеал слу­же­ния отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним стру­ит­ся кровь...

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 2.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

А. А. Фет, 1850

Пояснение.

Тема любви - одна из из­люб­лен­ных тем рус­ской литературы. Тре­пет­ные об­ра­зы лю­би­мой со­зда­ны А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А Блоком. Любовь - таинство, не­под­власт­ное разуму, дан­ное свыше. Лю­бовь возвышает, де­ла­ет че­ло­ве­ка чище. Имен­но лю­бовь как та­ин­ство и пре­об­ра­зу­ю­щую силу мы видим в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина «Я помню чуд­ное мгновенье», в сти­хо­тво­ре­нии Блока «Незнакомка». В этом они со­звуч­ны фе­тов­ско­му ««Шёпот, роб­кое дыханье…»

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 26.05.2014. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 301.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях оте­че­ствен­ных ав­то­ров зву­чит тема по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем В.А. Кострова?


Пояснение.

Тема твор­че­ства - тра­ди­ци­он­ная тема рус­ской поэзии. К ней об­ра­ща­лись Пуш­кин и Лермонтов, Ма­я­ков­ский и Ахматова, Па­стер­нак и Высоцкий. А. С. Куш­нер счи­та­ет луч­ши­ми ми­ну­та­ми для твор­че­ства ми­ну­ты ду­шев­но­го равновесия, тогда ху­дож­ник правдив, он не под вла­стью раз­дра­же­ния и соб­ствен­ных страстей, по­это­му и на чи­та­те­ля не вы­плес­нет лиш­не­го безумства.

Мотив един­ства жизни и твор­че­ства - один из ве­ду­щих в ли­ри­ке Пастернака. В его зре­лых сти­хах вос­хи­ще­ние кра­со­той «общей лепки мира» со­еди­ня­ет­ся с осо­зна­ни­ем от­вет­ствен­но­сти ху­дож­ни­ка перед жиз­нью и временем. Имен­но твор­че­ство (в том числе и твор­че­ство соб­ствен­ной жизни, о чем - роман «Доктор Живаго») оправ­ды­ва­ет су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­ка на этой земле. Твор­че­ство для Па­стер­на­ка - это спо­соб выйти за грань зем­но­го бытия; вы­рвав­шись из оков про­стран­ства и времени, при­бли­зить­ся к высшему, бо­же­ствен­но­му на­ча­лу в себе.

В этом взгля­ды двух по­этов совпадают.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной лю­бов­ной ли­ри­ки при­сут­ству­ют кар­ти­ны при­ро­ды и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Тарковского?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

Пояснение.

Тема природы красной нитью проходит через творчество А. Фета, Ф.И. Тютчева.

Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами Тютчева, для которого природа также – это отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа в стихах Тютчева предупреждает об опасности, предсказывает будущее. Примерами стихотворений, в которых нетрудно заметить перекличку со стихотворением Тарковского, могут стать стихи: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.

Источник: ЕГЭ 05.05.2015. Досрочная волна.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях оте­че­ствен­ных ав­то­ров зву­чит во­ен­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Ю. И. Визбора?


ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ

Доводилось нам сниматься

И на снимках улыбаться

Перед старым аппаратом

Под названьем «фотокор»,

Чтобы наши светотени

Сквозь военные метели

В дом родимый долетели

Под родительский надзор.

Так стояли мы с друзьями

В перерывах меж боями.

Сухопутьем и морями

Шли, куда велел приказ.

Встань, фотограф, в серединку

И сними нас всех в обнимку:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

Кто-нибудь потом вглядится

В наши судьбы, в наши лица,

В ту военную страницу,

Что уходит за кормой.

И остались годы эти

В униброме, в бромпортрете,

В фотографиях на память

Для отчизны дорогой.

(Ю. И. Визбор, 1979 )

Пояснение.

Тема Великой Отечественной войны звучит в стихотворениях Высоцкого и Окуджавы. Главной мыслью, объединяющей их стихи со стихотворением Ю. Визбора, становится мысль о необходимости победы над врагом. В этом едином порыве встали все на защиту своей Родины. И десятый батальон из одноимённого стихотворения Окуджавы, и ребята, снимающиеся на фронтовое фото, из стихотворения Визбора будут стоять насмерть. Нетрудно заметить перекличку «Военных фотографий» со стихотворением «До свидания, мальчики». Стихотворения берут за живое, когда представляешь уходящих на фронт мальчишек и девчонок, которым впору любить, работать, жить, а не гибнуть от безжалостных пуль врагов.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов со­здан образ весны и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем В. А. Жуковского?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-15.

Пояснение.

Природа в стихотворении Жуковского - это воплощение внутреннего мира лирического героя. Подобное же восприятие находим и у Тютчева. Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она имеет свои образы. Весна – время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды». Весна всегда чистая и прекрасная, с ней связаны надежды на обновление. «Лёгкий ветерок», сияние облаков, «Птичка, странник поднебесный» - всё это напоминает герою Жуковского о давних мечтах, которые с приходом весны возрождаются, появляется надежда на что-то неведомое, «очарованное». У Тютчева в стихотворении «Весенние воды» очень похожие образы: птицы – «молодой весны гонцы», пробуждающиеся вешние воды.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях оте­че­ствен­ных ав­то­ров зву­чит тема поэта и по­э­зии и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Я. П. Полонского?


Пояснение.

Тема поэта и по­э­зии традиционна для рус­ской поэзии. К ней об­ра­ща­лись А. С. Пуш­кин («Пророк», «Памятник»), М. Ю. Лер­мон­тов («Поэт»), Н. А. Не­кра­сов («Поэт и гражданин») и другие.

Быть чут­ким барометром современности, по­слуш­ным эхом об­ще­ствен­ных настроений - так мыс­лил себе По­лон­ский высокое на­зна­че­ние поэта.

Картины со­ци­аль­но­го зла, бед­ность и бес­пра­вие народа, судь­ба человека не могут оста­вить равнодушным на­сто­я­ще­го поэта, по­то­му что он при­зван служить людям. Поэт, по­доб­но нищему старцу, готов по­де­лить­ся самым сокровенным:

И душу делит пополам

С та­ки­ми ж нищими, как сам...

Н. А. Не­кра­сов сравнивал свою Музу с кре­пост­ной крестьянкой, ко­то­рой знаком «бич» хо­зя­ев жизни. Вот по­че­му Некрасов ос­нов­ным назначением поэта счи­та­ет борьбу за осво­бож­де­ние угнетённых.

А. С. Пуш­кин в сти­хо­тво­ре­нии «Памятник» вто­рит в уни­сон Полонскому, что славу поэту сулит его слу­же­ние народу, его стрем­ле­ние пробуждать «чувства добрые» и при­зы­вать «милость к падшим».

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит пат­ри­о­ти­че­ская тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. Н. Апухтина?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8-12, 15, 16

РАССВЕТ

Видали ль вы рассвета час

За ночью тёмной и ненастной?

Давно уж буря пронеслась,

Давно уж смолкнул гул ужасный,

Но всё кругом ещё хранит

Тяжёлый след грозы нестройной,

Всё ждёт чего-то и молчит!..

Всё полно мысли беспокойной.

Но вот у тучи роковой

Вдруг прояснился угол белый;

Вот за далёкою горой

С востока что-то заалело;

Вон там повыше брызнул свет.

Он вновь исчезнет ли за тучей

Иль станет славный и могучий

Среди небес?..

Ответа нет...

Но звук пастушеской свирели

Уж слышен в тишине полей,

И воздух кажется теплей,

И птички ранние запели.

Туманы, сдвинувшись сперва,

Несутся, ветром вдаль гонимы.

Теперь таков наш край родимый,

Теперь Россия такова.

(А. Н. Апухтин, 1858 )

Пояснение.

Для рус­ской поэзии пат­ри­о­ти­че­ская тематика тра­ди­ци­он­но всегда свя­зы­ва­лась с граж­дан­ским пафосом и с вос­хи­ще­ни­ем красотой род­ной природы. Сти­хо­тво­ре­ние Апухтина - пре­жде всего ли­ри­че­ское раздумье о родине. В сти­хо­тво­ре­нии «Рассвет» перед чи­та­те­лем про­но­сят­ся кар­ти­ны ди­на­мич­но ме­ня­ю­щей­ся природы: про­нес­лась буря, вдали «прояснился угол белый», «заалело», «бразнул свет», ко­то­рый тут же может исчезнуть. Так и Россия, быстроменяющаяся, порой непредсказуемая, но, бесспорно, пре­крас­ная и любимая. В этом смысл по­след­них строк стихотворения.

«Рассвет» Апух­ти­на можно со­по­ста­вить со лер­мон­тов­ской «Родиной». В сти­хо­тво­ре­нии «Родина» Лер­мон­тов говорит о любви к рус­ско­му народу и за­яв­ля­ет о своей кров­ной связи с ним, а также о любви к природе. Он вме­сте с на­ро­дом переживает его го­ре­сти и радости, по­это­му его лю­бовь «странная». Между строк можно про­чи­тать обращение к сле­ду­ю­щим поколениям лю­бить Россию такой, какая она есть.

И в сти­хо­тво­ре­нии Тютчева «Умом Рос­сию не понять» зву­чит та же тема. Родина, со всеми её до­сто­ин­ства­ми и недостатками, един­ствен­ная и до­стой­на любви.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов отоб­ра­же­на кра­со­та лю­бов­но­го чув­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем И. А. Бунина?


Пояснение.

Тема любви за­ни­ма­ет ве­ду­щее место в рус­ской поэзии. Имен­но в лю­бов­ных сти­хах пол­нее рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер ли­ри­че­ско­го героя поэта, имен­но здесь он почти тож­де­ствен автору. Юно­ше­ству свой­ствен­ны активность, же­ла­ние из­ме­нить весь мир, вера в соб­ствен­ные силы, под­креп­ля­е­мая максимализмом. Имен­но об этом вспо­ми­на­ет ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния И. А. Бунина. Когда ты молод и влюблён, «мечты … тол­пят­ся - как стада оленей». Когда ты молод и влюблён, твой сон «блаженный».

В сти­хо­тво­ре­нии «Любить иных - тя­же­лый крест» Па­стер­нак счи­та­ет лю­бов­ное со­сто­я­ние самым ценным, что есть у человека, ибо толь­ко в любви люди про­яв­ля­ют самые луч­шие свои качества. «Любить иных - тя­же­лый крест…» - гимн любви, ее чи­сто­те и красоте, ее не­за­ме­ни­мо­сти и необъяснимости.

Подобное зву­ча­ние при­об­ре­та­ет лю­бовь в сти­хо­тво­ре­нии Пуш­ки­на «Я помню чуд­ное мгновенье». Лю­бовь к жен­щи­не на­столь­ко сильна, что спо­соб­на вос­кре­сить к жизни:

И серд­це бьет­ся в упоенье,

И для него вос­крес­ли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии по­ка­за­но бла­го­твор­ное вли­я­ние при­ро­ды на че­ло­ве­ка и в чём они схожи со сти­хо­тво­ре­ни­ем В. Н. Соколова?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

Пояснение.

Стихотворение «Шёл снег...» от­но­сит­ся к фи­ло­соф­ской лирике. Сле­дуя традициям Тют­че­ва и Фета, В.Н. Со­ко­лов показывает еди­не­ние человека и природы. При­ро­да отражается на внут­рен­нем состоянии ли­ри­че­ско­го героя. Снег вос­при­ни­ма­ет­ся как возрождение, нис­по­слан­ное свыше, «Серый день» сме­ня­ет­ся надеждой на сча­стье и верой в «светлую мечту».

В сти­хо­тво­ре­нии Ф.И. Тют­че­ва «Люблю грозу в на­ча­ле мая» ли­ри­че­ский герой чув­ству­ет прилив сил, когда при­ро­да обновляется после ве­сен­не­го дождя:

Люблю грозу в на­ча­ле мая,

Когда весенний, пер­вый гром,

Как бы рез­вя­ся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Благотворно дей­ству­ет природа и на ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом». Взо­шло солнце – просну­лась природа и

…душа всё также счастью

И тебе слу­жить готова…

Таким образом, не­труд­но заметить общ­ность подходов к рас­кры­тию темы еди­не­ния человека и при­ро­ды в сти­хо­тво­ре­ни­ях Тютчева, Фета и Соколова.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 01.04.2016. До­сроч­ная волна

В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чём сходство или различие этих произведений со стихотворением Н. А. Некрасова?


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Пояснение.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» звучит тема образования. Лирический герой стихотворения с гордостью ставит в пример мальчику великого русского учёного Ломоносова. При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться. Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

У Ломоносова в «Оде на день восшествия…» Просвещенный монарх Петр I развивал «божественны науки», Россия ожидала «полезны видеть их плоды». Продолжать его дело – значит строить новую Россию, и главная роль в этом великом процессе принадлежит, по мнению Ломоносова, молодому поколению, тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», кто должен доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

О просвещённом монархе Петре I пишет и Пушкин в стихотворении «Стансы», в котором звучит тот же мотив: Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье...

По мнению Пушкина, Петр - «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»- был «вечным» работником - в этом его заслуга перед Отечеством.

Таким образом, произведения Некрасова, Ломоносова, Пушкина, в которых раскрывается тема просвещения, образования, глубоко патриотичны. На благо Родины, для славы России нужно думать о просвещении, чтобы двигать страну вперёд. В отличие от Ломоносова и Пушкина, в творчестве Некрасова эта тема преломляется через призму социального неравенства. Поэт понимает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями, но верит, что за такими детьми будущее России.

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Потому что это – жизнь.

Всё приму, что мчится мимо

По дорогам бытия...

Жаль, что ты неповторима,

Жизнь прекрасная моя.

(А. В. Жигулин, 1976 )

Пояснение.

Размышления о смысле жизни – традиционная тема для русской поэзии.

Так, в стихотворении «Вновь я посетил» А.С. Пушкина звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем. Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его, но готов приветствовать тех, кто идёт следом:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Философский подтекст приобретают стихотворения Сергея Есенина, посвященные теме трагических размышлений о конце жизни. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкинским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.):


Пояснение.

Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.

Центральный образ стихотворения Блока «Россия» – образ Родины. Он двойственен. С одной стороны, это нищая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возможно». Примечательно, что Россия предстаёт в стихотворении в образе русской девушки, которая способна пережить и слёзы, и заботы, которая всё преодолеет и станет еще краше:

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.


Словарь

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока...

Течет по жилам - боль моя и благо -

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной.

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

(А. Тарковский. 1983 г. )

Пояснение.

Тема поэта и поэзии традиционная для русской литературы. К ней обращались Державин и Пушкин, Некрасов и Цветаева, Маяковский и Пастернак.

Общим подходом к раскрытию темы в русской классической поэзии стала мысль о высоком предназначении поэта, которому дан великий дар, и этот дар поэт должен употребить во благо людей.

Вспомним, стихотворение «Пророк» А.С. Пушкина. «Шестикрылый Серафим» дал поэту жало вместо языка, чтобы тот «глаголом жёг сердца людей».

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

Пояснение.

В стихотворении «Знамя с Куликова» Ю. Кузнецов обращается к историческому прошлому родной земли, продолжает традиции русских поэтов.

Героическим прошлым своей Родины гордился Пушкин. В «Евгении Онегине» поэт восхищается стенами древнего Кремля:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Сколько гордости и сыновней любви в этих строках! Сколько веры в вели-кое предназначение России!

К истории Куликовской битвы обращается Александр Блок в стихотворении «На поле Куликовом». У Блока, как и у Кузнецова, возникает образ степной кобылицы, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться.

У Пушкина, у Блока, у Кузнецова нельзя не увидеть главного. У России трудная судьба. Из скольких битв и передряг приходилось ей возрождаться! Но сколько бы лет не прошло, всадник-гонец, уходящий от погони и связывающий разрозненные войска, по-прежнему, как и в былые времена, готов выносить русское знамя из невиданной битвы. Всадник спасал на теле изодранный стяг, «чтоб поздние дети могли латать им великие дали и дыры российской земли». Одно это может искупить многое в кровавой истории Отечества и дать надежду на грядущее.

Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

(5,1 Кб, 638 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

Пашина Ольга 11 класс, 2013

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место. Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях. Вот лишь некоторые из них: "Свободы сеятель пустынный" (написано в 1823 году), "Пророк" (в 1826 году), "Поэт" (в 1827 году), "Эхо" (в 1831 году), "Памятник" (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша. Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту. В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

"Пророк"

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению. Пророк - это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности. Данное стихотворение было создано в 1826 году - тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии. Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней... Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему. Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений. Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта - слово правды. Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

"И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул".

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза - "и" (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В "Пророке" лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

"В часы забав..."

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски "Пророка" можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича "В часы забав...". Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе. В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

"Арион"

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение - "Арион", созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события 1825 года.

Несмотря на то что "пловцы-декабристы" погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: "Я гимны прежние пою".

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

"Памятник"

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в написанном в 1836 году стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого - стихотворение "Поэту". Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

"Разговор книгопродавца с поэтом"

В другом произведении, "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика. В диалоге двух героев противопоставлена "поэзия" и "проза" в значении романтических, "возвышенных" представлений и "прозаического", трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца. Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

"Из Пиндемонти"

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о "глупцах" и "невеждах". Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет "свободный ум". Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно. В стихотворении "Из Пиндемонти", написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным - значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать...

Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки.

Лачужка под землей, высоки чердаки -

Вот пышны их дворцы, великолепны залы...

Их жизнь - ряд горестей...

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - поэт отвечает: «Свободу». Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт - избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу.

Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь.

Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. «Открылись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца - «угль, пылающий огнем». Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чуткослышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

В стихотворении «Поэт» (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт ощущает свою избранность,ему становятся чужды суетные забавы света:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес...

……………………………………

Подите прочь - какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Поэзия - удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы», красота и Бог - вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Тем же настроением проникнуто стихотворение «Поэту» (1830). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд...

Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом (стихотворение «Эхо», 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва». Для поэта главное - служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836):

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.