Как проспрягать глаголы в русском языке. Как определить спряжение глагола? Что такое спряжение

«Система изменения глаголов называется спряжением. В современном языке глаголы изменяются по наклонениям, временам (в изъявительном наклонении), лицам, числам и родам. Формы наклонения, времени и лица относятся к спрягаемым» (Современный русский язык. Под ред. Д.Э.Розенталя.- М., 1979. – Ч.1.- С.242).

«Спряжение – 1) изменение глагольных форм настоящего/будущего времени, а также повелительного наклонения по лицам, или – 2) более широко - изменение по наклонениям, временам, лицам» (Краткий справочник по совр. русск. яз. /Под ред. П.А.Леканта. –М., 1991. – С. 257).

«Спряжение – изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении) и наклонении» (Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – С. 325).

Спряжением широком смысле) называют тип словоизменения глагола в настоящем или будущем простом времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от набора окончаний в формах настоящего или будущего простого времени все глаголы делятся (за небольшим исключением) на глаголы I и II спряжения. Нужно учитывать, что глаголы будущего простого времени имеют те же окончания, что и формы глаголов настоящего времени несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются как формы настоящего времени.

Методика определения спряжения глагола следующая:

I этап. Поставить глагол в форму 3л. мн. числа:

если окончание - ут (ют), то глагол I спряжения

если окончание – ат (ят), то глагол II спряжения

Если окончание безударное, то

II этап. Поставить глагол в форму инфинитива:

Если глагол заканчивается на – а (ть), -о(ть), е(ть), то он I спряжения

(исключения: брить, стелить ).

Если глагол заканчивается на – и(ть), то он II спряжения

(исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть ).

7.Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола: способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

Категория вида – это в пределах глагольных форм «универсальная» категория, поскольку ею характеризуются все глагольные формы. Вместе с тем теория видов русского глагола, может быть, именно в силу своей «универсальности», - это один из наиболее трудных, спорных и неразработанных вопросов русской грамматики.



При специальном интересе к истории глагольного вида можно обратиться к книге академика В.В.Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (М., 1988), где дан подробный анализ взглядов русских и зарубежных лингвистов на категорию вида.

В результате длительных поисков общего содержания вида, в результате критического анализа мнений разных исследователей в современной лингвистической науке преобладают два определения общего содержания глагольного вида.

Первое определение связано с понятием внутреннего продела. Его придерживался В.В.Виноградов, оно легло в основу определения вида в ряде вузовских пособий. Вот что говорится в «Русской грамматике» (М., 1980) по поводу такого определения категории вида: «категория вида – это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида).



Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

В глаголах совершенного вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается (Он белил и побелил потолок. Он переписывал и наконец переписал работу. ).

Второе определение связано с понятием неделимой целостности действия. Так определяют вид авторы пособия для студентов и учителей А.В.Бондарко и Л.Л.Буланин: «Совершенный вид обозначает действие как неделимое целое, тогда как несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия».

Как видим, оба определения глагольного вида (на основе внутреннего предела и на основе целостности действия) не исключают друг друга. Действие, представленное в его целостности, тем самым ограничено внутренним пределом.

Более сложным для решения оказался вопрос о том, чем отличаются совершенный и несовершенный виды друг от друга. Определение понятия совершенности/несовершенности вызвало к жизни несколько теорий, довольно интересных по своей сути. Знакомство с ними позволит глубже понять сущность рассматриваемой категории, не нашедшей окончательного единообразного решения до сих пор.

1.Традиционный, идущий от «Синтаксиса славянских языков» Франтишека Миклошевича взгляд на виды, проникший в школьную грамматику и долго бытовавший в ней, состоит в следующем: несовершенный и совершенный виды связаны с понятием о законченности/незаконченности действия.

Этот взгляд не мог удовлетворить лингвистов, так как вступал в противоречие с разными оттенками значений глаголов совершенного вида. Например, глагол запеть обозначает начало действия (сравни: защелкать, засвистеть, заговорить), а на него приходится переносить понятие «законченности».

2. Второй взгляд на виды связан с именем А.Х.Востокова. Его суть в том, что виды рассматриваются как выражение разных этапов, разных моментов действия: совершенный вид обозначает начало и конец действия, а несовершенный – его середину. Но этот взгляд отражал не столько сущность вида, сколько особенности значения глагольных приставок. Иными словами, смешивались понятие вида и понятие о частных значениях, вносимых приставками в семантику глагола.

3.Наиболее распространенной теорией видов была теория длительности/недлительности, по которой различие между видовыми значениями изображалось при помощи пространственных, графических аналогий. Согласно этой теории, совершенный вид обозначает действие, непротяженное, недлительное во времени, «точечное», в котором конец сливается с началом. Несовершенный вид, соответственно, обозначает действие, протяженное (длительное) во времени, «линейное». Эта теория о «точечности» совершенного вида и «линейности» несовершенного вида перешла от французских ученых к русским лингвистам, в частности, А.М.Пешковскому, и была принята. Однако А.М.Пешковский не внес ничего нового в понимание видов, он некритически подошел к схеме «точечность/неточечность (линейность)». См. подробнее у Ф.де Соссюра и Мейе. (Например, глаголы нагуляться, натаскать, прозаниматься, перечитать противоречат этой теории). По словам академика В.В.Виноградова, ближе всех к истине в определении разницы между совершенным и несовершенным видом стоял Ф.Ф.Фортунатов. Он выдвинул положение о соотносительности видов по параметру предельность/непредельность действия.

Сам В.В.Виноградов четко определяет виды, связывая их значение с понятием предельности: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» (Русский язык. С.497).

В существующих вузовских пособиях понятие вида связано с понятием внутреннего предела.

В процессе развития лингвистического толкования видов закономерно возник вопрос: как рассматривать видовые формы?

Обоснованное мнение находим в книге В.В.Виноградова «Русский язык», где получает развитие учение о соотносительности совершенного и несовершенного вида.

Соотносительные парные формы совершенного и несовершенного видов – при отсутствии различий в лексических значениях – академик В.В.Виноградов называет формами одного и того же глагола:

Выиграть – выигрывать Внимание! Следует различать суффиксы

Выключить – выключать -а, -ва, -ыва:

Делать – сделать вы-рыв-а-ть – вы-рв-а-ть

Решить – решать по-кры-ва-ть – по-кры-ть

Согреть – согревать до-дел-ыва-ть – до-дел-а-ть

В производных формах совершенного вида очень продуктивен и четко выделяется суффикс – ну- (однократности действия): бодать – бод-ну-ть, шептать – шеп-ну-ть, топать – топ-ну-ть

Видовую пару (корреляцию ) образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения: одна – несовершенного вида, другая – совершенного вида. Члены видовых пар обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (сов. вид) или длительность, продолжительность его (несов. вид):

Закрыть окно – закрывать окно.

Академик В.В.Виноградов очень интересно вскрывает взаимодействие грамматики и лексики в области глагольного вида. Как он отмечает, «категория вида является ареной борьбы и взаимодействия грамматических и лексических значений». Как это проявляется? С одной стороны, в грамматике укрепляется тенденция к объединению глагольных образований от одной и той же основы в соотносительные видовые пары. С другой стороны – в лексике – обнаруживается тенденция к производству от одной и той же основы множества разных глаголов. Грамматика, стягивая подходящие слова (петь – спеть, строить – построить ) в соотносительные видовые пары, стремится упорядочить родственные отношения между словами; в то же время лексические различия, основанные на словопроизводстве, «оттягивают» один глагол от другого, делают их разными словами (дернуть – выдернуть, бросить – забросить ).

Таким образом, вопрос об отношении категории вида к формообразованию и словообразованию является спорным в лингвистике. Этот вопрос, однако, очень важен в практическом отношении – для словообразовательного анализа: как решать вопрос о видовых парах в каждом конкретном случае? Как рассматривать видовые приставки и суффиксы – как формообразующие или как словообразующие?

По-видимому, надо встать на точку зрения В.В.Виноградова и рассматривать как чистые формы одного слова те соотносительные видовые пары, которые не различаются по лексическому значению: строить – построить, писать – написать, готовить – приготовить и т.д.

Однако параллельные видовые формы, отличающиеся по своему лексическому значению, следует считать разными словами, а префиксы, образующие такие формы, - словообразовательными префиксами: писать – подписать, надписать, переписать.

Действительно, если значение глагола писать можно определить как «изображать на бумаге или другом материале буквы, цифры», то подписать – «поставить подпись для утверждения, удостоверить что-либо», а надписать – «сделать на чем-либо надпись». Следовательно, эти формы различаются лексическими оттенками, что легко проверить, если подобрать к приставочным глаголам вторичные производные глаголы с этими же приставками:

Подписать – подписывать

Надписать – надписывать.

Такую позицию удобно принять и из методических соображений, но вообще вопрос о связи видового образования со словообразованием глагола очень сложен. В книге А.В.Бондарко и Л.Л.Буланина «Русский глагол» (1967) понятие о видовых парах и о словообразовательных парах уточняется: авторы отмечают, что у многозначных глаголов, образующих видовую пару, иногда могут наблюдаться расхождения в отдельных значениях, но если есть совпадение хотя бы одного значения, можно говорить о видовой паре – формообразовательного типа. Например: защищать – защитить , где защищать (участвовать в судебном процессе) не имеет соответствия в совершенном виде (защитит ь), здесь – частичная семантическая соотносительность видовых глагольных форм.

В Русской грамматике – 80 видовые пары глаголов признаны разными словами, которые находятся в отношениях словообразовательной мотивации. Иными словами, категория вида – категория несловоизменительная.

Важным внешним грамматическим различием глаголов совершенного и несовершенного вида является различие в составе их парадигм:

Совершенный вид несовершенный вид

1. нет формы настоящего времени есть форма настоящего времени

2. форма будущего времени – простая форма будущего времени – сложная

3. форма прошедшего времени форма прошедшего времени

4. действит. причаст. прош.вр. действит. причаст. наст.и прош. вр.

5. страдат. причаст. прош.вр. страдат. причаст. наст. и прош. вр.

6. деепричастие. сов. вида деепричастие несов. вида

Перейдем теперь к рассмотрению типов видовой корреляции (оппозиции) в современном русском языке.

Для нас важно вскрыть природу механизма видообразования, познакомиться со способами видовой корреляции в русском языке. Прежде всего важно отметить, что в пределах глагольного вида трудно бывает определить, какая из форм (совершенного вида или несовершенного вида) должна быть признана исходной, первичной видовой формой. Вот почему во всех монографиях, учебных пособиях рассматривается не вопрос об образовании форм одного вида от форм другого, а типы видового соотношения, характерные для русского глагола (типы видовой корреляции).

Остановимся на этих типах подробнее.

1.Суффиксальный способ применяется при образовании форм несовершенного вида от основ совершенного вида (имперфективация).

При суффиксальном образовании видовых пар особенно активны суффиксы – ыва(ива),-а(я), -ва, -ева. При их помощи образуются пары несовершенного вида от приставочных форм совершенного вида:

Обмазать – обмаз-ыва-ть

Завинтить – завинч-ива-ть

Прогрызть – прогрыз-а-ть

Одолеть – одоле-ва-ть

Суффиксация часто сопровождается чередованием гласных и согласных в корне, а также перемещением ударения. В области согласных возможны чередования: т║ч (раскрутить – раскручивать ), д║ж (снабдить – снабжать ), с║ш (спросить – спрашивать ), ст║щ (вырастить – выращивать ), з║ж (выморозить – вымораживать ), ч║к (запечь – запекать ). В области гласных часто чередуются о║а (вздрогнуть – вздрагивать, задобрить – задабривать, оспорить – оспаривать ).

Однако чередование гласных, если не учесть его особенности, может повести к неправильному образованию глагольных форм (типа «приурачивать », «узаканивать »). Чередование о║а обязательна лишь тогда, когда о является безударным (упросить – упрашивать ), но если о ударное, то чередование о║а может иметь место, а может отсутствовать (нет «опорачивать », «ускаривать »). Иногда формы с чередованием о║а и без него сосуществуют (обусловить – обусловливать, обуславливать ); это свидетельствует о продуктивности такого чередования.

Суффикс – ва следует признать непродуктивным. Он используется для образования форм несовершенного вида от глаголов с односложным корнем на –а,-е,-и,-ы,-у:

Подать – пода-ва-ть запеть – запе-ва-ть

Вылить – выли-ва-ть смыть – смы-ва-ть

Выдуть – выду-ва-ть

или от приставочных глаголов с двусложным корнем (овладеть – овладе-ва-ть )

2. Префиксальный способ образования видовых пар применяется при образовании форм совершенного вида от бесприставочных глаголов несовершенного вида. Этот процесс называют процессом перфективации.

Русский глагол очень богат приставками, поэтому ряды приставочных образований от бесприставочной глагольной основы часто бывают довольно длинными. При анализе приставочного образования глагольных форм приставки могут иметь чисто грамматическое значение, но могут менять и оттенки лексического значения (то есть носить лексико-грамматический характер):

1.делать – сделать, здороваться – поздороваться;

2. делать – переделать, строить – перестроить.

Приставки могут быть чисто словообразовательными:

прыгнуть – запрыгнуть

перепрыгнуть

выпрыгнуть

вспрыгнуть

спрыгнуть

К виду глагола относятся только пары первого типа. В этих случаях приставки, которые обычно присоединяются с целью внесения какого-то нового лексического оттенка (это и есть основное назначение глагольных приставок), утрачивают свойственное им лексическое значение и выступают лишь в качестве показателя совершенного вида.

В грамматической традиции обычен взгляд, по которому «чистовидовые» и «лексические» приставки различаются практическим способом: если от приставочного образования можно произвести приставочную же форму несовершенного вида, то такая приставка – лексическая. Речь идет о так называемых видовых «цепях» типа:

делать – переделать – переделывать (лексические приставки)

(Но: делать – сделать ; нет «сделывать »).

Однако сегодня такой критерий не может быть признан достаточным, потому что доказано, что отсутствие вторичного приставочного образования несовершенного вида не всегда - свидетельство чистовидового характера приставки: видовая цепь не образуется, но приставка вносит новое лексическое значение – проболеть, поволноваться, отгреметь .

И наоборот, иногда приставка носит чисто-грамматический характер, хотя возможно вторичное приставочное образование несовершенного вида:

слабеть – ослабеть (ослабевать )

гибнуть – погибнуть (погибать ).

3.Образование видовых пар путем замены тематических гласных в основе инфинитива. Это бессуфиксный способ, находящий применение в кругу приставочных (чаще) и бесприставочных (реже) глаголов:

лиш-и-ть – лиш-а-ть отлуч-и-ть – отлуч-а-ть

плен-и-ть – плен-я-ть выдел-и-ть – выдел-я-ть

встрет-и-ть – встреч-а-ть разреш-и-ть – разреш-а-ть

По этому же способу образуются видовые пары от некоторых непродуктивных типов глаголов:

совлечь – совлек-а-ть пренебречь – пренебрег-а-ть

влезть – влез-а-ть начать – начин-а-ть

Он же используется в приставочных образованиях на – ну(ть):

Исчез-ну-ть –исчез-а-ть, погиб-ну-ть – погиб-а-ть, прокис-ну-ть – прокис-а-ть, прибег-ну-ть – прибег-а-ть.

4. Видовое образование от разных основ – способом супплетивации. Этот тип видообразования непродуктивен: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, садиться – сесть, ложиться – лечь.

В вузовских пособиях такие пары признаются формами одного слова (так как тождество лексического значения сохраняется).

5. Кроме суффиксов и приставок, в образовании видов участвуют и некоторые другие средства, способные выражать грамматические значения. Среди них – ударение. В формах совершенного вида ударение падает на корень или приставку, а в формах несовершенного вида – на суффикс:

просыпа′ть – просы′пать

разреза′ть – разре′зать

осыпа′ть – осы′пать

выреза′ть – вы′резать.

Наконец, видовые пары могут быть иногда образованы путем фонетических чередований согласных (избегать – избежать ) или чередования с беглым гласным (посылать – послать, собирать – собрать ). Таковы основные типы видового образования русского глагола. А глаголы, имеющие видовую пару, называются парными.

Для полноты освещения темы о виде необходимо рассмотреть вопрос о несоотносительных видовых формах. Выделяется две разновидности несоотносительных по виду глагольных форм: одновидовые и двувидовые.

Одновидовые (непарные) глаголы:

совершенного вида – эта группа довольно немногочисленна. Они могут обозначать: начало действия (загреметь, подуть, побежать, запа′хнуть, защемить, вскрикнуть ); завершение действия (отгреметь, отвоевать, отъездить ); ограничение процесса (проходить весь день, пробе′гать, побегать, посмеяться, постоять) ; интенсивность действия (измокнуть, изъездить, исстрадаться ).

несовершенного вида – это в основном глаголы с суффиксами – ыва-,-ива-,-ова-, -ева-,-ва и с приставками, несущими в себе яркое лексическое значение:

приплясывать, припевать, поговаривать, перемигиваться, вышагивать, отсвечивать, предчувствовать, изобиловать, отсвечивать.

Глаголы отыменного образования тоже стойко сохраняют значение несовершенного вида и не образуют видовых пар: квартировать, кальцинировать, канонизировать, каламбурить. Одновидовыми глаголами в своем большинстве являются бесприставочные глаголы несовершенного вида: знать, пить, носить, слышать, обитать, подражать и т.д.

Двувидовые глаголы характеризуются тем, что одна и та же основа выражает как значение несовершенного вида, так и значение совершенного вида. Конкретное видовое значение таких глаголов проявляется только в контексте.

К двувидовым глаголам относятся:

а) немногочисленная группа глаголов с суффиксом –и- (женить, казнить, молвить, ранить );

б) изолированные глаголы с суффиксами – а-, - е- (венчать, обещать, велеть ).

Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят (что делают?).

На этом решении я велю настаивать (что сделаю?).

в) к двувидовым относится довольно многочисленная группа глаголов с суффиксами – ова-, -ева-: даровать, исследовать, использовать, миновать, наследовать, обследовать, эвакуировать, арендовать, парировать . Например:

Вратарь парировал сильный удар (что сделал?).

Ему приходилось парировать удары противника (что делать?).

Вратарь уверенно парировал удары противника (что делал? и что сделал?).

Два видовых значения двувидовые глаголы имеют лишь в формах инфинитива (автоматизировать ), прошедшем времени (автоматизировал ), сослагательном наклонении (автоматизировал бы ), повелительном наклонении (автоматизируй ) и действительных причастиях прошедшего времени (автоматизировавший ). Формы типа автоматизирую имеют значение настоящего времени несовершенного вида либо будущего времени совершенного вида.

В аналитической форме будущего времени (буду автоматизировать ), в формах действительных и страдательных причастий настоящего времени (автоматизирующий, автоматизируемый ) и деепричастия несовершенного вида (автоматизируя ) выражается значение несовершенного вида, а в формах страдательных причастий прошедшего времени (автоматизированный ) и деепричастия прошедшего времени (автоматизировав ) – значение совершенного вида. Ряд двувидовых глаголов имеет в форме прошедшего времени только значение совершенного вида (Мы организовали конференцию ) и не образует аналитической формы будущего времени (нет: я буду организовывать ).

Группа двувидовых глаголов пополняется за счет заимствований с суффиксами – ова-, -ева-(арестовать, атаковать ). Но у этих глаголов очень сильна тенденция закреплять за собой значение совершенного вида в форме прошедшего времени (арестовал, атаковал, оперировал ). В русских основах наблюдается такая же тенденция: Он читал эту книгу (что делал? что сделал); Бежал он с поля брани (что делал? что сделал?).

Некоторые многозначные глаголы могут быть двувидовыми не во всех своих лексических значениях. Например, глагол бежать является двувидовым в значении «спасаться бегством» (бежать из плена ) и глаголом несовершенного вида во всех остальных значениях: 1 – «двигаться быстро, резко отталкивающимся от земли шагом» (бежать по полю ); 2 – «быстро двигаться, проходить» (дни бегут ); 3 – «спешить, о часах» (ваши часы бегут ).

Двувидовые глаголы могут быть мотивирующими по отношению к префиксальным глаголам совершенного вида (женить – поженить, обещать – пообещать ), либо по отношению к суффиксальным глаголам несовершенного вида во (ассигновать – ассигновывать, атаковать – атаковывать ).

Поскольку видовая система русского глагола – результат длительного развития, причем развития сложного, в тесном взаимодействии с другой важной глагольной категорией – категорией времени, то в видовой системе русского языка наблюдаются некоторые явления пережиточного характера:

а) к ним относится соотношение бесприставочных форм совершенного вида с формами «многократного» значения: писал – писывал, видел – видывал, говорил – говаривал (Здесь барин сиживал один, здесь с ним обедывал, бывало, покойный Ленский, наш сосед ).

Эти формы в настоящее время непродуктивны и стоят за пределами видовых отношений. Но еще в языке 18 века они были очень разнообразны и продуктивны; такие формы встречаются и в произведениях 19 века.

б) к пережиточным явлениям относятся и видовые различия у глаголов передвижения (или просто движения): бежать, лететь, ехать, идти, нести, лезть, ползти, тащить и др. Такие глаголы функционируют в русском языке парами: бежать – бегать, летать – лететь, ездить – ехать и т.д. Оба компонента в этих парах – формы несовершенного вида. Различие между ними состоит в способе движения, обозначаемого глаголом. Глаголы идти, нести, лететь, ползти и другие обозначают движение, направленное в одну сторону (линейное), а глаголы ходить, носить, летать, ползать - разнонаправленное действие (или однонаправленное, но прерывистое). Группа глаголов движения немногочисленна и замкнута. Их основным, наиболее существенным признаком и является названная соотносительность двух рядов форм в рамках несовершенного вида:

Иду по городу – Хожу по городу

Птица летит – Птица летает.

Интересно, что от таких глаголов (кратных и некратных) могут образоваться формы совершенного вида при помощи приставок: лететь – улететь

летать – полетать.

При этом приставки вносят разнообразные лексические значения.

Способы глагольного действия – это лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов. В русском языке имеются следующие основные способы действия:

1)начинательный (загреметь, подуть, возненавидеть, раскричаться, побрести );

2) ограничительный (погостить, побродить, поволноваться );

3) длительно-ограничительный (продержать, проплясать, перезимовать, проходить весь день );

4) окончательный (отцвести, отвоеваться, отбегать );

5) повторительный (перешить, переписать );

6) ограничительно-завершительный (досидеть до…, дождаться );

7) однократный (оглушить, толкнуть, сболтнуть, стукнуть );

8) уменьшительно-смягчительный (попить, приглянуться, прихрамывать );

9) многократный (хаживать, сиживать );

10) прерывисто-смягчительный (постукивать, подрыгивать );

11) длительно-дистрибутивный (раздумывать, разглядывать );

12) сопроводительный (пристукивать, приговаривать );

13) интенсивно-кратный (названивать, отстукивать, пританцовывать );

14) интенсивно-результативный (перепугать, раскормить, проварить, просушить, доработаться, достучаться, насидеться, объесться, прокашляться, сработаться );

15) накопительный (напилить, наготовить, настрогать );

16) распределительный (повывезти, переглотать ).

Связь способов действия с видом глагола проявляется в том, что значения одних способов исключают наличие видовых пар, относящихся к этим способам (2, 7, 9, 10, 11, 12, 13), а значения других способов не препятствует этому: 1 – запеть -запевать ; 2 – просидеть –просиживать ; 4 – отцвести –отцветать ; 5 – перешить –перешивать ; 8 – приглушить – приглушать и т.д.

Н.М.Шанский и А.Н.Тихонов считают, что «способы действия – это семантико-словообразовательные группы глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов. Например: бегать – забегать, побегать, отбегать, набегать (ся), разбегаться.

Все производные глаголы обозначают тот же процесс, что и первый глагол. Но каждый новый глагол характеризует этот процесс по-разному: забегать – начать бегать в разных направлениях; побе′гать – значение ограничения во времени; отбе′гать – значение финитности (конца); набе′гаться – значение предельной насыщенности действия и т.п.

Изучение темы о видах способствует лучшему усвоению категории времени, материала о причастиях и деепричастиях; связана с орфографической работой; повышает культуру речи (помогает избежать ошибок типа: Кирсанов заигнорировал Базарова. Вожатый срапортовал. Поиллюминировали школу. Спадывать. Причисливать. Размноживать. Прибедниваться.)

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

Переходными глаголами называются такие, которые выражают действие, переходящее на другой предмет, название которого ставится в В.п. без предлога (иногда в Р.п.): Автор читает стихи. Сестра пишет письмо. Хозяйка купила хлеба (Р.п.). Я жду поезда (Р.п.). Не читал книги (Р.п.).

Непереходными соответственно называются глаголы, которые выражают действие, не переходящее (не направленное) на другой предмет или замыкающееся в самом предмете: Дети учатся в школе. Геологи работают в низине .

При определении переходности/непереходности следует установить показатели переходности. В случае, когда действие переходит на объект, вопрос к глагольной словоформе состоит из данной словоформы + вопросительного местоимения кого? или что? (или оба одновременно): перевести (кого? что?) ученика в 5-й класс. Показатель переходности – прямое дополнение в В.п. (или Р.п.).

При анализе переходности следует обратить внимание на следующие случаи, которые в учебниках обычно не отмечаются:

1.В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации (глагол будет в этом случае переходным): У них, наверное, есть хлеб… Купите у них, ладно?

2. При глаголе есть инфинитив, который можно заменить В.п. или Род.п. прямого объекта(глагол переходный): Люблю спать в стогах .

3. При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. или Р.п. прямого дополнения (глагол переходный): Когда Иван открыл глаза, то увидел , что по рельсам идут паровозы .

4 При глаголе нет прямого дополнения, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. или Р.п. прямого объекта (глагол переходный): Сейчас бы по котлеточке съесть .

5. При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое легко заменяется В.п. со значением прямого объекта (глагол переходный): Ставлю тебе «хорошо».

Во всех этих случаях к глаголам можно задать вопрос кого? что? независимо от того, есть в предложении прямое дополнение или нет.

При определении переходности/непереходности следует учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: бывает, что в одном значении глагол переходный, а в другом – нет. Например: замолчать (перестать говорить, перестать звучать) – непереходный; замолчать (умышленно не говорить о чем-то или о ком-то) – переходный.

При анализе следует отграничивать В.п. прямого объекта от В.п. с обстоятельственным значением: Жители жгут костры всю ночь .

Иногда в пределах одного предложения или словосочетания невозможно провести такое разграничение: Он рисует ночь (что? – объект, как долго? – обстоятельство меры и степени).

9. Возвратность/невозвратность: показатель возвратности (постфикс –ся); функция и значение постфикса – ся.

Анализируя возвратные глаголы, следует определить роль постфикса – ся(-сь), установить, является ли –ся словообразующим аффиксом.

Не вызывают трудностей случаи, когда глаголы без не употребляются (улыбаться, колоситься, смеяться ).

Не вызывают трудностей явные случаи формообразующего, залогового –ся (умываться, причесываться ).

Сложности возникают в тех случаях, когда присоединение – ся влечет за собой изменение лексического значения глаголов. Это изменение может быть явным и неявным: Не хочется прощаться с осенью. Вьются над цветущими ивами пчелы. И вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь.

В глаголах прощать – прощаться, вить – виться (в значении «летать»), сорвать – сорваться постфикс – ся изменяет лексическое значение, следовательно, является словообразующим. (Вывод о словообразующей роли –ся может быть по-разному мотивирован со ссылкой на словари: веревка вьется, речка вьется, птица вьется).

Вторая сложность анализа возвратности/невозвратности связана с квалификацией глаголов, которым – ся придает значение безличности. А.М.Пешковский считал, что практически от любого русского глагола можно образовать безличный с помощью – ся (-сь): хотеть – хочется, хотелось; думать – думается, думалось. Поскольку значение безличности возникает только у личной формы глагола 3 л. настоящего времени или среднего рода, единственного числа, прошедшего времени, постфикс – ся в таких случаях следует считать формообразующим (образует форму безличности).

Материалы для работы с учащимися

Глагол имеет две основы :

1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени

2. – основа формы настоящего и будущего времени

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.

Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.

Таблица 1

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

Лицо

Единственное

Единственное

Множественное

Множественное

1

/- ю

-ём /- ем

-им /- им -

2

-ёшь /- ешь

-ишь /- ишь

-ёте /- ете

-ите /- ите

3

-ёт /- ет

-ит /- ит

-ут /- ют

-ат /- ят

Алгоритм определения спряжения глагола

  1. Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

Для запоминания

Исключения

I СПР.

II СПР.

I СПР.

АРХАИЧНЫЕ

РАЗНО-

СПРЯГАЕМЫЕ

II СПР.

баять

блеять

веять

затеять

каяться

лаять

лелеять

маяться

надеяться

реять

сеять

таять

хаять

чаять

чуять

клеить

строить

брить

стелить

зиждиться

зыбиться

дать

есть

создать

бежать

брезжить

хотеть

чтить

вертеть

видеть

ненавидеть

зависеть

обидеть

смотреть

терпеть

гнать

держать

дышать

слышать

СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ !

    Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

ГЛАГОЛ

МЫ

ТЫ

ОНИ

Гласные в

СПРЯЖЕНИЕ

лет Е ть

лет ИМ

лет ИШЬ

лет ЯТ

2- И… +1- А/Я…

II СПР.

тер Е ть

тр ЁМ

тр Ёшь

тр УТ

2- Е… +1- У/Ю…

Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.

Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.

Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.

Видео по теме

Обратите внимание

1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу

Источники:

  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.

Инструкция

В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.

Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.

Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.

А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.

Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.

Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.

Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.

Инструкция

Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).

Глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения представлены во всех шести формах. В прошедшем времени, а также в сослагательном наклонении показателями лица являются личные местоимения («я писал», «ты писал», «он/она писал(а)», «мы писали», «вы писали», «они писали»).

"Глагол... Как много в этом звуке..." - позволим себе немного перефразировать крылатую фразу великого Александра Сергеевича Пушкина. Пожалуй, никакая другая морфологическая категория в нашем языке не насчитывает столько правил и исключений из них. Особенно сложным считается правило о спряжении глагола и выборе нужной буквы в окончании (флексии). Вид и - этим темам, пожалуй, отводится наибольшее количество уроков из посвященных этой части речи.

Категория вида и категория спряжения у глагола

Морфологические категории могут быть словоизменительными и несловоизменительными. Например, число и время - это словоизменительные категории, так как мы можем одно и то же слово изменить, поставить в форму другого числа или времени. А вот вид и спряжение глаголов - категории несловоизменительные, это постоянные глагольные морфологические признаки. Если у глагола первое спряжение, то как бы мы ни меняли слово, оно так и останется первым. Изменить вид у слова тоже нельзя. Можно прибавить приставку, тем самым изменив его на другое, относящееся к другому виду.

Что же такое вид и спряжение глагола? Смотрим ниже.

Каким бывает вид глагола?

Вид глагола может быть совершенным (СВ) (к слову задаем вопрос "что сделать?") и несовершенным (НСВ) (что делать?), то есть действие либо совершено и имеет результат, либо находится в процессе совершения.

Чаще всего совершенный вид образуется с помощью приставки или смены суффикса. Копать (что делать? НСВ) - выкопать (что сделать? СВ); вырубать (что делать? НСВ) - вырубить (что сделать? СВ).

Глаголы обоих видов могут менять категории числа и лица, иными словами - спрягаться. Какими могут быть окончания спряжений глаголов и как выбрать нужную букву в окончании глагола - об этом читаем далее.

Для чего знать спряжение?

Это очень важно, ведь именно от этого зависит выбор правильного личного окончания (флексии) слова.

При изменении по лицам и числам у всех глаголов русского языка может быть два варианта набора окончаний - либо одного спряжения, либо другого. По-другому говоря, зная спряжение, можно правильно изменять глагол и не ошибаться в выборе его флексий.

Сколько спряжений насчитывает глагол?

Какие же формы спряжения глаголов есть в русском языке и сколько их? У русского глагола - два: первое и второе. Но у каждого из них есть несколько слов-исключений, которые спрягаются не так, как полагается, не по правилу.

Кроме того, есть так называемые - это такие слова, которые изменяются не так, как типичные слова этой части речи.

Давайте вспомним, как определить правильно спряжение глагола, а соответственно, и выбрать нужное

1 или 2?

Итак, цепочка действий при определении спряжения следующая.

  1. В первую очередь нужно посмотреть на окончание глагола: падает ли на него ударение? Если да, то никакой трудности нет. Спряжение в этом случае определяем именно по флексии. Глаголы 1 спряжения будут содержать в ней буквы Е/Ё, У/Ю. Приведем пример (знаком выделим флексию): по[Ю] песню, по[ЁМ] песню, по[ЁШЬ] песню, по[ЁТЁ] песню, по[ЁТ] песню, по[ЮТ] песню . Окончание ударное, буква отчетливо слышна, значит, узнаем спряжение без запинки - оно первое. Глаголы 2 спряжения имеют в окончании буквы И, А/Я. Говор[Ю] глупости, говор[ИМ] глупости, говор[ИШЬ] глупости, говор[ИТЕ] глупости, говор[ИТ] глупости, говор[ЯТ] глупости .

Следует обратить внимание на глаголы с приставкой ВЫ-. Она может "притягивать" к себе ударение и вводить в заблуждение. Чтобы правильно определить, ударная ли флексия у глаголов с такой приставкой, нужно мысленно убрать ее, и ударение встанет на нужное место. ВЫ-лет[ИШЬ] - лет[ИШЬ], ВЫбеж[ИШЬ] - беж[ИШЬ].

2. Если же окончание безударное, то распознавать спряжение следует по инфинитиву (напомним, что это более научное название начальной формы (НФ) 2 спряжения оканчиваются в НФ на -и-ть (кроме глаголов-исключений, о которых расскажем ниже). ПостроИть - я постро[Ю], мы постро[ИМ], ты постро[ИШЬ], вы постро[ИТЕ], он постро[ИТ], они постро[ЯТ] . Глаголы 1 спряжения в этой форме оканчиваются на любые другие комбинации букв. Это могут быть Е/ть, А/ть, О/ть, У/ть, Ы/ть, /ТИ, /ЧЬ и всевозможные другие (кроме слов-исключений, о которых тоже ниже). Разбир-а-ть - я разбира[Ю], мы разбира[ЕМ], ты разбира[ЕШЬ], вы разбира[ЕТЕ], он разбира[ЕТ], они разбира[ЮТ].

Как видим, разобраться в этой теме совсем достаточно посмотреть на место ударения в слове, при необходимости поставить его в начальную форму, а также выучить набор окончаний для того или иного спряжения.

Исключения из правил

Продолжаем разговор про вид и спряжение глаголов. Если вид - достаточно простая грамматическая категория, и определить его можно за одну секунду, то спряжение содержит еще и "подводные камни" в виде слов-исключений. Из первого спряжения исключения - это глаголы, известные каждому школьнику: терп-е-ть (обиду), обид-е-ть (приятеля), верт-е-ть (в руках), ненавид-е-ть (всей душой), завис-е-ть (от обстоятельств), смотр-е-ть (в сторону), вид-е-ть (его), а также слыш-а-ть (звук), гн-а-ть (коров), дыш-а-ть (воздухом), держ-а-ть (при себе). Эти слова хоть и оканчиваются на -е-ть, но в формах лиц приобретают окончания второго спряжения: завиш[У], завис[ИМ], завис[ИШЬ], завис[ИТЕ], завис[ИТ], завис[ЯТ]; держ[У], держ[ИМ], держ[ИШЬ], держ[ИТЕ], держ[ИТ], держ[АТ] . Относятся эти глаголы тоже ко второму спряжению.

Из второго спряжения исключения - это слова бр-и-ть (бороду), стел-и-ть (скатерть) , а также устаревший глагол "зижд-и-ться" , но так как он почти не употребляется в современном языке, в школьных уроках на нем не акцентируется внимание. Эти глаголы относятся к первому спряжению, так как при изменении по лицам и числам принимают свойственные ему флексии. Я стел[Ю], мы стел[ЕМ], ты стел[ЕШЬ], вы стел[ЕТЕ], он стел[ЕТ], они стел[ЮТ] .

Очень важно выучить эти глаголы, чтобы они не вводили в заблуждение при написании. В школе, например, именно с глаголами-исключениями связано основное количество

Разноспрягаемые глаголы

Напомним, что разноспрягаемыми называют глаголы, которые принимают в разных формах личные окончания то одного спряжения, то другого. В русском языке два таких глагола - "хотеть " и "бежать ". Если судить по начальной форме, то они должны относиться к первому спряжению. Но давайте посмотрим, как они ведут себя при изменении по лицам и числам.

Хот-е-ть: я хоч[У] играть, мы хот[ИМ] играть, ты хоч[ЕШЬ] играть, вы хот[ИТЕ] играть, он хоч[ЕТ] играть, они хот[ЯТ] играть . Как видно, в единственном числе у этого глагола окончания первого спряжения, а во множественном - второго.

Беж-а-ть: я бег[У] по дороге, мы беж[ИМ] по дороге, ты беж[ИШЬ] по дороге, вы беж[ИТЕ] по дороге, он беж[ИТ] по дороге, они бег[УТ] по дороге . Этот глагол только в форме третьего лица множественного числа ведет себя как глагол второго спряжения, а во всех других формах у него окончания первого спряжения.

Вот поэтому эти слова и называют разноспрягаемыми глаголами. Их окончания следует запомнить.

Таблица спряжений русского языка

Итак, мы выяснили, для чего нужно знать спряжение глагола, как его определить, какие слова относятся к первому, а какие ко второму спряжению и какие существуют слова-исключения из данного правила.

Обобщим все вышесказанное в таблице, отразив в ней глаголы, у которых личные окончания безударные.

1 спряжение 2 спряжение
На что оканчиваетсяв нач.форме е-ть (неглеть), ы-ть (мыть), а-ть (мечтать), о-ть (полоть), у-ть (уснуть), -ти (нести), -чь (стричь) и др. и-ть (пилить)
Личные окончания -у/-ю, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут/-ют -у/-ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ат/-ят
Исключения Бр-и-ть (усы), стел-и-ть (ковры) - относятся к 1 спр. -верт-е-ть (волчком), -терп-е-ть (бедствие), -завис-е-ть (от них), -обид-е-ть (друга), -ненавид-е-ть (всерьез), -смотр-е-ть (в оба), -вид-е-ть (все); -слыш-а-ть (гром), -гн-а-ть (в степь), -дыш-а-ть (легко), -держ-а-ть (крепко) - относятся ко 2 спр.
Примеры помог-а-ть, пол-о-ть, пл-ы-ть, нес-ти, испе-чь и др. пил-и-ть, молот-и-ть, мол-и-ться, покор-и-ться, обвин-и-ть, отвинт-и-ть, объясн-и-ть, впечатл-и-ть и др.

Не забываем о том, что данную таблицу следует применять, только убедившись, что личные окончания глагола не находятся под ударением, а также обратив внимание на наличие приставки вы-.

Подведем итоги

Вот мы и разобрались, что такое вид и спряжение глагола, как их определить и для чего нужно хорошо разбираться в этих морфологических категориях. Какие же выводы можно сделать?

Чтобы определить вид глагола, достаточно задать к нему один из двух вопросов: что делать ? или что сделать ? В первом случае вид будет несовершенный, а во втором - совершенный.

Для вычисления спряжения нужно в первую очередь определить, падает ли ударение на окончание в личной форме. Если да, то спряжение определяется именно по нему. Если нет, то необходимо поставить глагол в НФ.

По НФ окончания спряжений определяются несложным образом: нужно заметить, на что оканчивается глагол в инфинитиве, и в соответствии с правилом определить спряжение. При этом обратить внимание, не является ли данный глагол одним из исключений из правила. Исключения нужно выучить и знать на зубок!

Вот и все правило, объясняющее, что такое вид и спряжение глаголов нашего языка. Надеемся, что статья оказалась полезной и поможет избежать многих ошибок при письме. Будьте грамотными!

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.