Что такое частица ся в глаголах. Открытие нового знания

План- конспект по русскому языку 4 класса

Тема: Правописание глаголов с суффиксом –ся, - сь

Цель урока:

  1. Расширять знания учащихся о глаголах.
  2. Выявить особенности возвратной формы глаголов.
  3. Познакомиться с написанием глаголов с суффиксом – ся, - сь.
  4. Продолжить развитие орфографического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического навыка и внимания.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  6. Продолжить воспитывать чувство коллективизма.
  7. Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс –ся». «Суффикс –сь».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. (Аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?

Дети: Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

  1. Повторение.

Чистописание (5 минут).

Продолжить запись до конца строчки, соблюдая закономерность: ся сь ся сь ся сь

Учитель: Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?

Лед на реках начинает трескаться и ломаться.

Дети: Ранняя весна, так как …(высказываются)

Учитель: Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показывает репродукцию картины «Март»).

Учитель: Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?

Учитель: Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?

Дети: Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

а)Словарная работа.

Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:

Б.. седа-беседовать

Д..верие-доверие

Из..бр..жение-изображение

К..мандир-командировать

З..бота-заботиться

б) Игра «Блицопрос».

Постановка цели игры.

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.

Что такое глагол?

Дети: Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…

Учитель: Какие постоянные признаки есть у глагола?

Дети: Вид: совершенный или несовершенный. Например…

Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам.

Учитель: Назовите непостоянные признаки глагола.

Дети: Число, время, лицо, род.

Учитель: Каким членом предложения является обычно глагол?

Дети: Сказуемым.

Учитель: Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Дети. У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»

Учитель: Посмотрите еще раз на глаголы в « Минутке чистописания». Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник: задайте вопрос к этим глаголам)

Дети: Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.

Учитель: На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

Дети: На-ти, -чь, например: идти, течь.

  1. Проверка индивидуальной работы.

Учитель: У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим задание, как они справились. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они стоят в неопределенной форме.

Дети: Отвечают на вопрос « что делать?», имеют суффикс- ть.

Найдите и выделите в глаголах из предложения суффикс -ть.

Посмотрите, какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?

Дети: Заботиться.

Учитель: Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать?

Дети: Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь.

На доске открывается тема урока: «Глаголы с …-ся, - сь».

Учитель: Ребята, посмотрите на тем урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?

Дети: Что такое – ся? Суффикс? Окончание?

Решение проблемы.

Постановка цели.

Учитель: Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.

Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.

Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Чем они похожи? Чем отличаются?

Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать?

Дети: Все глаголы неопределенной формы.

Учитель: Как вы определили?

Дети: По вопросу и по суффиксу – ть.

Учитель: Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось.

Дети: Появилось – ся.

Учитель: Как вы думаете, какой морфемой является- ся в глаголе?

Дети: Суффикс. Окончание.

Учитель: Чем интересен –ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования – ся.

Рассказ ученика. Раньше –ся был самостоятельным словом-местоимением и писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: согревать себя - согреться. Если к глаголу добавить –ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Учитель: Давайте попробуем себя в роли ученых и выясним, что же такое –ся: окончание или суффикс?

Работа со схемами- опорами.

Учитель: Какой же следует вывод?

Дети: Мы доказали, что- ся – это суффикс.

Открывается слово «суффикс» в названии темы урока.

Учитель: Почему же нам с вами ближе определение, что –ся является суффиксом?

Дети: Потому, что в современном русском языке уже не существует местоимения ся.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике. Подумайте, совпадет ли наше определение –ся с определением автора учебника.

Дети читают правило.

Учитель: Как вы считаете, совпало ли наше определение –ся с определением автора учебника?

Дети: Да.

Учитель: Суффиксы -ся и сь называются суффиксами возвратного значения.

Музыкальная пауза

  1. Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Продолжим наши исследования.

Выполнение упражнения из учебника, цель которого распределить по группам глаголы с суффиксами – ся и –сь.

Учитель: Что интересного заметили? (Вопрос-помощник: что стоит перед согласным?)

Учащиеся анализируют записи и делают выводы

Вывод: если перед суффиксом слышится согласный звук, то пишется -ся, а если гласный, то- сь. Оцените свою работу.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.
  2. Учитель: Молодцы! А для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать. Если:
  1. Вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и впечатления от музыкального произведения.
  2. Вы сомневаетесь в себе, выполните задание, предложенное в учебнике.

Итог: Проверка выполнения заданий по группам.

  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием.

Учащиеся читают задание, если возникает сложности или неясности, консультируются у учителя.

Учитель: Прочитайте задание. Все ли понятно?

  1. Итог урока.

Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Дети: Познакомились с глаголами с суффиксом – ся, - сь.

Узнали, в каких случаях пишется -ся, а в каких –сь. Узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.

Учитель: Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите внимание на оценивание своей работы в течение урока.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте продолжим удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками.

Литература:


На вопрос Частицы ~ся, ~сь. Подскажите - есть какое-нибудь (какие-нибудь) правила употребления ~ся, ~сь в конце глаголов, (вм.++) заданный автором Вровень лучший ответ это Думаю, исключения всё-таки есть:
1) в причастиях только -СЯ, учащийся, учащаяся.
в деепричастиях по правилу (после гласных-СЬ) : учащАясь
2) командные слова: равняйСЬ! стройСЬ!
Ну а насчёт "извиняюся","обойтися", "удивляюся" - конечно "деревенщина".
Однако в фольклоре можно встретить- "уморилась, уморилась, уморилася"
И здесь не ошибка, а средство худ. выразительности, народный говор.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Частицы ~ся, ~сь. Подскажите - есть какое-нибудь (какие-нибудь) правила употребления ~ся, ~сь в конце глаголов, (вм.++)

Ответ от Проскучать [гуру]
Ответы исчерпывающие. Но Розенталь в "Культуре речи" считает, что глаголы с -СЯ, -СЬ все-таки больше относятся к разговорному стилю. Например: В дверь стучат (лит.) , В дверь стучатся (разг.).


Ответ от Денис Самороков [гуру]
-ся после согласных
-сь после гласных


Ответ от Недосол [гуру]
Я не думаю, что из-за этого нужно переживать.
-Ся (-Сь) - возвратная частица, образовавшаяСЯ от возвратного местоимения СЕБЯ. Все глаголы с этой частицей - непереходные и их несколько групп (6).
1. Возвратные глаголы: действие направлено на действующее лицо; в этом случае значение частицы -СЯ=СЕБЯ.
Цирюльник бреет папу ____ Обычно папа бреется. (В принципе, если добавить "сам" то получится тавтология)
Если Вы предлагаете ребенку "пойти поигратьСЯ", то муж прав - вы предлагаете поиграть не самому, а собой, своими частями тела ну или скажем подергатьСя как-нибудь. А вот спросить "-Все играешься? " у того, кто корчит рожи перед зеркалом, можно: он же кривляетСЯ. И на вопрос "- что он там делает? " ответить "играется" можно, при условии, что Вы имеете в виду то, что ребенок забавляетСЯ возможностями собственного тела.
2 Взаимно возвратные глаголы. Тут действие совершается двумя или несколькими лицами. Одно и то же действие. Зрители наслаждаютСЯ представлением, влюбленные обнимаютСЯ. -Давайте познакомимСЯ, поцелуемСЯ, встретимСЯ.. .Поскольку не все глаголы со значение взаимности имеют -СЯ, то мы говорим "разговАривать с другом", но можем сказать "что-то мы с тобой разговорились"; "писать друг другу" и "-давай спишемСЯ (созвонимся) попозже".
Во фразе "Ты мне мешаешьСЯ! " присутствует взаимность и если Вы имеете в виду, что мешают толко Вам, то лучше сказать "мешаешь". А если Вы на кухне толкаетеСЬ всей семьёй, то Вы мешаетеСЬ друг другу. В принципе это не правильно, но в быту допустимо, поскольку отражает конкретную ситуацию. (Если я тут не права, пусть знающие меня поправят:)).
Почитайте 83 правила русского языка)))
ссылка

Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Орг.момент.

У: Здравствуйте!

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед ).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова - аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

О: (записывают)

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

О: (выполняют)

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

О: (выполняют)

У: Давайте проверим.

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался - катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался - наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился - учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось . Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

(проверка)

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.

V. Подведение итога урока.

У: Какие глаголы называют возвратными?

У: У каких глаголов суффикс –сь?

У: У каких глаголов суффикс –ся?

У: Молодцы! Урок окончен, всем спасибо!

Частица -ся, восходящая к возвратному местоимению себя. В современном русском языке -ся выступает в функции пофлексийного, или пофлективного (стоящего после окончания), суффикса (постфикса) в глагольных формах (в инфинитиве - после суффикса) и является или формообразующим аффиксом в качестве элемента залогового значения (умываться, кусаться), или словообразующим аффиксом, чаще в сочетании с приставкой или суффиксом (плакаться, присматриваться, гордиться).

  • - рекуррентная последовательность, - последовательность удовлетворяющая соотношению вида где - постоянные...

    Математическая энциклопедия

  • - мед. Возвратные лихорадки - группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых патогенными для человека трепонемами рода Borrelia...

    Справочник по болезням

  • - подземная и поверхностная вода, стекающая подземным или поверхностным стоком с орошаемых территорий, или вода, сбрасываемая промышленными предприятиями, установками бытового водоснабжения, коммунальными...

    Геологическая энциклопедия

  • - "...163. Договорами поставки продукции может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции или сдаче тароремонтным организациям...

    Официальная терминология

  • - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада...

    Энциклопедия юриста

  • - 1) сумма импортных пошлин, подлежащих возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки ранее ввезеных товаров...

    Большой юридический словарь

  • - см. Тиф возвратный эпидемический...

    Большой медицинский словарь

  • - метод управления ресурсами предприятия путем перераспределения активов...

    Словарь бизнес терминов

  • - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров...

    Финансовый словарь

  • - операция, используемая при управлении финансами компаний и связанная с изменением структуры активов...

    Большой экономический словарь

  • - предоставление лицензиатору права на использование усовершенствования объекта техники или технологии, разработанных лицензиатом...

    Большой экономический словарь

  • - 1) сумма импортных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных товаров...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - рекуррентная последовательность, последовательность a0, a1, a2,..., удовлетворяющая соотношению вида ап+р + с1ап+р-1+... + срап = 0, где с1,..., cp - постоянные...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ядро атома гелия, содержащее 2 протона и 2 нейтрона...
  • - ВОЗВРАТНАЯ последовательность - последовательность a1, a2, ..., удовлетворяющая соотношению вида an+p + c1an+p-1 + ... + cpan=0, где c1, c2,..., cp - постоянные...

    Большой энциклопедический словарь

"возвратная частица" в книгах

Глава 1 Частица океана

автора Азимов Айзек

Глава 1 Частица океана

Из книги Кровь: река жизни [От древних легенд до научных открытий] автора Азимов Айзек

Глава 1 Частица океана Любое одноклеточное существо, живущее в море, настолько крошечное, что его можно разглядеть только под микроскопом, имеет запас крови, в миллиарды раз превосходящий человеческий.Поначалу это может показаться невозможным, но, когда вы поймете, что

И В МАТЕРИАЛАХ - ЧАСТИЦА ПАМЯТИ

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

И В МАТЕРИАЛАХ - ЧАСТИЦА ПАМЯТИ Испокон веков надгробия делают из камня или металла, реже из дерева.А на Новодевичьем стоят два памятника, изготовленные из материалов, которые никогда и нигде для этой цели не применялись.***Химик Петров Григорий Семенович (1886-1957) стал

В каждом - частица Бетховена

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

В каждом - частица Бетховена Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, все свое сердце, весь свой ум. Всего себя отдает искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по-настоящему услышать музыку, тоже должен

ЧАСТИЦА «-СЯ» ПОБЕЖДАЕТ

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой Далее, можно было бы видеть препятствие в следующем: при феноменологической установке мы направляем свой взгляд на чистые переживания, с тем чтобы исследовать их, однако переживания самого этого

Что такое частица?

Из книги Гиперпространство автора Каку Мичио

Что такое частица? Суть теории струн в том, что она может объяснить природу и материи, и пространства-времени, т. е. природу и «дерева», и «мрамора». Теория струн дает ответы на ряд головоломных вопросов о частицах: например, почему в природе их так много. Чем глубже мы

Возвратная пошлина

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Возвратная пошлина ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (налог) - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза их в течение 3 месяцев со дня помещения под этот режим);

Возвратная последовательность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Танец продавца, или Нестандартный учебник по системным продажам автора Самсонова Елена

8.6. КАК РАБОТАЕТ ЧАСТИЦА «НО» Знаете ли вы, что частица «но» полностью «зачеркивает» то, что вы сказали перед ее употреблением?– Вы очень симпатичный человек, но…– Вы правы, но…– То, что вы говорите, интересно, но…Когда вы разговариваете с клиентом или покупателем,

Третья частица

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Третья частица Как мы видели, период с 1895 по 1919 год был густо насыщен важными открытиями в области ядерной физики. Но после 1919 года развитие этой науки, казалось, приостановилось. И это неслучайно.Вспомним, что для исследования атома физики использовали явление

Возвратная мутация

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

Возвратная мутация Сначала я прочитал статью Л. Бызова "Азиатизация", а потом услышал об удивительном заявлении главы Федеральной миграционной службы господина Ромодановского. А заявил он, что его замечательная служба с лавиной незаконной миграции в одиночку уже

Частица или суффикс?

Часто возникает вопрос –ся – частица или суффикс? Ведь в русском языке принято было считать – ся возвратной частицей?

Вот что пишет об этом Н.М.Шанский: «В качестве определенной значимой единицы современного русского языка -ся, с одной стороны, не обладает теми свойствами, которые характерны для частиц, а с другой – имеет все признаки, присущие суффиксам.

Что представляют собой частицы? Это слова, имеющие не только специфическое словное звучание и значение, но и полную словесную самостоятельность. В предложении они могут свободно передвигаться и располагаться после любого слова, ясно осознаваясь как отдельная лексическая единица. Обращаем особое внимание на то, как при варьировании частицы совершенно меняется смысл предложения: Только он тогда помог тебе. Он тогда помог только тебе. Он только тогда помог тебе. Частицы всегда живут собственной жизнью, отдельной от окружающих слов.

Является ли –ся , подобно частицам, самостоятельным словом? Нет. В отличие от действительных частиц типа уже, только, бы, не, вот, еще, почти, лишь, разве, даже, неужели, же и т.п., существующих как слова в предложении, -ся в качестве определенного языкового факта наблюдается только в слове (в глаголе, в образованных от него причастии и деепричастии). Поэтому –ся представляет собой лишь значимую часть слова, морфему, единицу внутрисловного проявления и семантики, неотделимую от соответствующих глаголов и их причастных и деепричастных образований». Глаголы с возвратной частицей -ся делятся на несколько групп.

    Собственно возвратные глаголы : действие направлено на действующее лицо (т.е. возвращается к нему). Значение посфикса -ся здесь равно значению "себя": умываться, одеваться, бриться, защищаться, прятаться и пр.

    Взаимно-возвратные глаголы : одно и тоже действие совершается двумя (или несколькими) лицами. При этом каждое лицо совершает действие и принимает на себя действие: встречаться, обниматься, здороваться, знакомиться, мириться, бороться, целоваться, переписываться и пр.

    Общевозвратные глаголы , в которых постфикс -ся, делая глагол непереходным, не меняет его основного значения. Эти глаголы обозначают: 1)различные изменения в движении, положении, состоянии (двигаться, опускаться, приземляться, возвращаться, нагибаться, останавливаться, уменьшаться и пр.); 2) начало, продолжение и конец какого-либо явления или действия (начинаться, продолжаться, кончиться ); 3) постоянное свойство предмета (например: кактус колется, дерево гнется, собака кусается ).

    Глаголы, которые без -ся не употребляются : смеяться, становиться, бояться, появляться, стремиться, нуждаться и пр.

    Безличные глаголы, обозначающие состояние, не зависящее от лица : случается, смеркается, думается, хочется, нездоровится, не работается, не спится, не сидится и пр.)

    Глаголы несовершенного вида со страдательным значением (ср.: Эксперимент проводится учеными; Памятник охраняется государством ).

«-Ся в качестве служебной морфемы, находящейся после непроизводной основы, может быть только суффиксом. Правда, -ся стоит в слове после окончания, но он может быть и пофлексийным. Суффиксом называем служебную значимую часть слова, располагающуюся после корня, причем неважно, сразу после корня или нет, до окончания или после. Такими же пофлексийными суффиксами являются суффиксы – то, -либо, - нибудь.

-Ся не является окончанием, в силу того что оно не имеет флексийной семантики. Ведь окончания указывают на связи слова с другими словами в предложении, суффиксу же – ся такие функции не свойственны: он имеет различные, но несинтаксические значения: значение взаимности (они целуются ), страдательности (дом строится ), интенсивности действия (стучатся ), подчеркнутой непереходности (хвастаться ) и т.д.

Таким образом, морфема –ся называется суффиксом потому, что, находясь за корнем, не обладает семантическими признаками окончания и имеет такие значения, которые целиком укладываются в смысловые рамки, характерные для суффикса.

Этимологически - ся представляет собой энклитическую (краткую) форму возвратного местоимения себя, то есть восходит даже не к служебному, а к полнозначному слову».

Литература

    Шанский Н.М. В мире слов. Москва, 1985 год.