Как помочь своему ребёнку выжить в школе. Психология - это просто

«Школьные годы чудесные…»

У всех разные воспоминания об этих годах. Кто-то ностальгирует и мыслями частенько возвращается в ту школьную пору. А кому-то даже проходить мимо «родной» школы неприятно, и он обходит ее «пятой дорогой». Отчего так? Все дело в эмоциях, связанных со школьным периодом жизни.

С чего все начинается? С мотива. Зачем ребенок ходит в школу? Для многих сама постановка вопроса кажется абсурдной. Ну как же? Пришел возраст – пора в школу. А ЗАЧЕМ? Попробуйте спросить любого первоклассника – зачем ты ходишь в школу? Уверена, что большинство ответит: «Родители велят». ТАК ПРИНЯТО.

А на самом деле, с момента поступления в школу, жизнь ребенка меняется кардинально: режим, статус, ответственность. Если в дошкольном детстве ребенок, в основном, играл, то в школе ему нужно учиться – усваивать знания, учиться принимать решения и отвечать за них. Это первый стрессовый период в школьной жизни ребенка. Именно поэтому ему предстоит адаптироваться к школе, то есть сделать процесс пребывания тут комфортным. ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ! Во многом это зависит от вас!

Ваша задача – устроить так, чтобы ребенок постоянно чувствовал вашу поддержку и активный интерес к его школьной жизни. Научите вашего сына или дочь каждый день делиться школьными новостями . А это значит, всем, что для ребенка важно, что его взволновало, озадачило. Это может быть невинная шалость со стороны одноклассника, но которая очень задела вашего ребенка (Вы даже не представляете себе, сколько школьных историй я выслушала от своих клиентов, которые и по прошествии 30-40 лет вызывают негативный эмоциональный отклик ).

Второй очень важный моментбудьте всегда на стороне своего ребенка . Даже если он был неправ, напроказничал, оскорбил кого-то, помните, на то была ПРИЧИНА. И причина эта в вашем невнимании в нему. Значит, вовремя вы не заметили, не обратили внимания, не обсудили то, что беспокоило ребенка. И вот теперь это вылилось в проступок. Поэтому, будьте сдержанны! Не нужно ругать сына или дочь в присутствии посторонних. Можно спокойно сказать учителю или разгневанному родителю «обиженного ребенка»: «Я Вас услышал(а) и обязательно побеседую со своим сыном (дочерью)». В этот момент, если ваше чадо стоит рядом, обеспечьте тактильный контакт с ним, держите его за руку или придерживайте за плечо – поверьте, в этот момент ребенку как никогда нужна ваша невербальная поддержка. Только так он научится жить с мыслью: что бы ни произошло – родители на моей стороне. Конечно, воспитательных мер никто не отменяет. Серьезный разговор должен состояться, но в семейной среде с обязательным выслушиванием версии самого ребенка и только затем – определения степени вины и наказания. Кстати, вы можете предложить сыну (дочери) выбрать наказание себе самому. Так вы определите, насколько ваш ребенок осознает себя виноватым и готов нести наказание. Безусловно, последнее слово – за вами.

В-третьих, не лишайте ваше чадо возможности поиграть. Этот вид деятельности по-прежнему остается важным. Многие первоклашки почти весь год приносят в школу игрушки. И мудро поступают те родители и учителя, которые с пониманием относятся к этому. Ведь с поступлением в школу детство не заканчивается!

Разговаривайте с учителями ребенка, рассказывайте им о его особенностях. Так педагогам легче будет найти общий язык с вашим ребенком, а еще они увидят и оценят вашу заинтересованность его учебной деятельностью.

Слово «адаптация» за школьный период встретится вам еще два раза – при переходе в пятый класс и в десятый. Основное, что важно помнить родителям будущих пятиклассников – это про смену ведущего вида деятельности. Ваши дети вступают в пору отрочества (подростковый период), и здесь для них акцент смещается на общение с ровесниками. Уже ни родители, ни учителя не пользуются таким авторитетом, как одноклассники и дети постарше. Задача подросткового возраста – научиться находить общий язык с ровесниками. И это на самом деле важно. Уважаемые родители – эта пора «первых всходов ваших посевов». В этот период вы можете наглядно увидеть результаты ваших педагогических усилий – это то, с кем и как общается ваш ребенок. Есть ли у него прочные дружеские отношения с ровесниками его уровня развития и культуры. Или это ситуативный интерес то к одному, то к другому однокласснику. А может, это виртуальные собеседники из соц. сетей. Есть о чем задуматься.

Что касается перехода в десятый класс, то тут на первый план выступает тема профориентации. Многие родители принимают решение определить ребенка в колледж. В этом есть экономия времени, приобретение специальности и большая вероятность поступления в ВУЗ. Ну а что же делать родителям десятиклассников? В первую очередь, помочь ребенку определиться с профессией. По статистике, лишь каждый десятый взрослый высказывает удовлетворение своей профессиональной деятельностью. Чувствуете, как это важно? Ведь на работе мы проводим большую часть своей жизни. Поэтому родителям не нужно удовлетворять свои амбиции за счет ребенка. Ну, не получилась из мамы актриса, не нужно заставлять робкую и застенчивую дочь участвовать во всех номерах самодеятельности и мысленно рукоплескать ей из зала. А папе, которому в свое время не удалось выучиться на врача, не стоит агитировать сына стать хирургом, если мальчика с детства мутит при виде крови (сознательно утрирую примеры, но ведь в жизни зачастую так и происходит).

По оценкам многих современников, жизнь с течением времени все усложняется. И наши дети тоже испытывают ее пресс. В этой статье я призываю родителей не усугублять и без того эмоционально насыщенную, полную тревог и ненужной информации жизнь детей. Любите их безусловной любовью, просто потому, что они – ваши дети, а не за то, что они получают хорошие оценки, их хвалят учителя или они занимают призовые места в олимпиадах!

Сама мысль о том, что у обычного здорового ребенка могут быть трудности с усвоением программы начальной школы, кажется абсурдной. Ведь программа и создавалась с таким расчетом, чтобы ее могли усвоить абсолютно все, причем без особого труда. И тем не менее, многие родители жалуются на то, что дети не справляются со школьной нагрузкой. Причем даже те дети, которые поступая в школу умели читать и считать. Больше того, многие взрослые, вполне самостоятельные и солидные люди в ситуации, когда нужно выучить что-то новое или сдать простенький тест по теме, которая им хорошо знакома внезапно покрываются испариной, начинают мелко трястись, приговаривая «только не снова в школу».

Действительно, именно в первые школьные годы ребенок может «натворить дел»: создать себе репутацию двоечника и лоботряса, а главное заполучить массу страхов, комплексов, и предубеждений, которые будут отравлять ему всю последующую жизнь. Причем не потому, что он глупый или плохой, а именно потому, что он ребенок, у него нет ни опыта ни взрослых умений. Но зато у него есть мы - родители. И мы можем ему помочь.

Разумеется я не призываю вас учиться за ребенка - ведь так мы помешаем ему вырасти, стать взрослым и самостоятельным. Представьте себе, что вам нужно научить годовалого малыша взбираться на лестницу. Если вы будете стоять на верхней ступеньке лестницы и тянуть его за руку ничего хорошего не получится. Нет ваше место - сзади, чтобы дать ребенку карабкаться самому и поддержать его, если он начнет падать. В такой ситуации и ребенок будет чувствовать себя защищенным и вы будете знать, что контролируете ситуацию.

Так как же поддержать ребенка в его первые самые трудные школьные годы?

Давайте попробуем!

Боевая задача. Решите, чего вы ждете от школы

Когда моему сыну исполнился год, мы с мужем с важным видом говорили, что вот де ребенок вырос, скоро в школу пойдет. Тогда эта мысль казалось нам ужасно смешной. Прошло еще пять лет и мысль о том, что ребенок вырос и ему пора в школу уже не вызывала у нас приступов неудержимого веселья. Наоборот, мы как то разом помрачнели, посерьезнели и принялись сетовать, что время летит слишком быстро - не успеешь насладиться детством, как оно раз - и кончилось. Мы оба припомнили свои «школьные годы чудесные» и сообща пришли к неутешительным выводам:

мы разоримся на покупке учебников, школьной формы и прочего обмундирования;
злые учителя только и ждут, чтобы замучить нашего малыша;
следующие 11 лет можно смело вычеркивать из жизни.

Но шутки шутками а начало школьной жизни часто является серьезным испытанием не только для самого юного школьника, но и для его родителей. Ребенок действительно подрастает, у него появляются первые серьезные обязанности, первые задачи, с которыми может справится только он сам. И главное - в школьные годы он закладывает фундамент своего образования и во многом - своей будущей жизни.

Есть над чем призадуматься

Однако первое, что я должна сказать вам (и повторю эту мысль еще не раз): не впадайте в панику. Одиннадцать лет - это не 11 дней. У вас с ребенком уйма времени, чтобы узнать себя, чтобы попробовать различные решения, чтобы наделать ошибок и исправить их. Если вы поспрашиваете своих знакомых, то наверняка среди самых уважаемых и солидных из них, найдется немало бывших двоечников и хулиганов. Не пытайтесь загодя, решить все проблемы возможно, когда ваш ребенок столкнется с ними, он будет уже настолько взрослым, что попросту их не заметит, или с удовольствием решит самостоятельно. Верьте в свои силы и в силы вашего ребенка.

Чего мы ждем от начальной школы?

Две характерных черты современной жизни: обилие информации и недостаток времени. Поэтому у родителей и педагогов часто возникает желание начать пораньше, запихать побольше информации в совсем еще маленьких детей, чтобы они не теряли драгоценных минут за бессмысленными играми и развлечениями. Однако, мудрые немцы говорят: «Zu fiel - ist ungesund» - «Слишком много вредно для здоровья». Каждый кто хоть раз пытался насильно накормить ребенка кашей, понимает, насколько это неблагодарное и бессмысленное занятие.

Конечно дети любопытны, и умеют задавать миллион самых неожиданных вопросов. У детей прекрасная память, и часто то, что выучено в детстве человек помнит всю жизнь. Но дети также прекрасно умеют становиться «глухими» если вы «грузите» их, лишней информацией, знаниями, которые им не нужны, которые они не могут применить на практике - в повседневной жизни или в игре. Большинство детей в возрасте 6–7 лет еще не научились наслаждаться знанием ради знания (будем честны - большинство взрослых тоже). Для детей гораздо важнее постепенно осваивать реальность, раз за разом убеждаясь в том, что они могут исполнять свои желания и мечты, изменять то, что им не нравится, находить надежных друзей и союзников и новые интересные дела. Тогда дети вырастают не только образованными, но и умелыми, и главное - уверенными в себе людьми.

Если вы поставите для себя главной задачей выбрать школу, где в учебную программу будет втиснуто как можно большее количество предметов и факультативов, то едва ли вы будете довольны результатом. Скорее всего через год вы получите «на выходе» ребенка-невротика, который будет твердо уверен в том, что он глупый, ничего не знает, ничего не умеет, ни с чем не справляется, плохо себя ведет, вертится на уроках и (главное!) ненавидит учиться.

Поэтому я хочу предложить вам совсем другой план, согласно которому: ваша главная задача - организовать обучение так, чтобы ребенку в школе было хорошо. Ну или хотя бы терпимо.

Потому что, когда ребенку нравится учиться, он учится сам, сам пристает к родителям и учителям с вопросами, сам требует записать его в кружки и на дополнительные занятия, сам ищет нужные книги дома и в библиотеке, сам садится за компьютер не для того, чтобы пройти очередную стрелялку, а чтобы поработать над собственным проектом или поискать необходимую информацию в интернете. И эти знания оказываются гораздо прочнее и полезнее, чем знания, насильно «вбитые» в голову.

Ну и кроме того, для любого родителя смотреть на здорового, веселого, уверенного в себе и полного любопытства ребенка - сплошное удовольствие, не так ли?

Итоги

  • Какой была школа, в которой вы учились? Запишите 5–7 фраз.
  • Какой вы хотели бы видеть школу, в которой будет учиться ваш ребенок? Выделите 5–7 критериев и запишите.

Сравните обе записи и сделайте вывод: для кого вы «проектируете» идеальную школу - для себя, каким вы были в детстве или для вашего ребенка. Например, если вы написали «хочу, чтобы в школе было много кружков и секций», а ваш ребенок больше всего любит проводить свободное время дома с вами, вы явно не учитываете его интересы.

Из книги психолога Е. Первушиной «Выжить в начальной школе. Как?»

Ксения Вдовина | 01 октября 2015

Публикуйся

Сентябрь. Совсем недавно закончилось беззаботное лето. Школьники и студенты начали новый учебный год. А как быть когда это не только новый учебный год, но и новая школа? Как, например, случилось с нами. Когда в один класс попали мальчишки и девчонки с разных уголков страны. Как найти друзей? Как сделать, что бы поход в школу приносил только положительные эмоциипоследнее время я все чаще слышу от своих ровесников «Ненавижу школу». Почему? Только ли дело в плохих отметках или непонимании учителей?
На мой взгляд, главной причиной является отношение с одноклассниками. Ведь в классе есть не только друзья и те, с кем интересно общаться, но и наоборот те, кто бьют или «за косички дёргают». И сейчас, я считаю, актуальным становится вопрос о том как «выжить» в школе мальчишкам и девчонкам самого безбашенного возраста. Именно в этом возрасте мы начинаем задумываться, кем бы стать, начинаем самоопределяться. Каждому из нас хочется иметь много друзей и пользоваться успехом у мальчиков /девочек/, но не всегда удается поддерживать хорошие взаимоотношения в классе. И это отражается на школьной жизни.
Ведь именно здесь, в школе, мы проводим большую часть своей жизни. Здесь мы впервые влюбляемся и расстаемся, радуемся и огорчаемся, побеждаем и терпим поражения. Здесь мы кроме общеобразовательных предметов изучаем и правила жизни. Как же сделать, так что бы упоминание о школе вызывало только теплые чувства? Почему одни живут в школе успешно и радостно, а другие постоянно ведут «борьбу за выживание»? Если человеку комфортно в школе (одноклассники дружат с ним, он охотно идёт туда каждое утро), то можно сказать, что он счастлив в школе. А если тебе не повезло и каждый раз ты идешь в школу как на каторгу? Сначала подумай над тем, что же так тебя напрягает, чего ты боишься? Неинтересные уроки? Отсутствие друзей и поддержки? Может быть, проблема не в самой школе? Может быть, не нужно отчаиваться, а лучше поискать варианты решения своих проблем?
Вряд ли на эти вопросы найдётся однозначный ответ или исчерпывающий список рекомендаций, но достаточно освоить некоторые секреты, которые, как оказалось, вовсе не являются какой-либо тайной, их ты сможешь найти в любом глянцевом журнале. Я постаралась собрать и обобщить максимальное количество информации и, надеюсь, она поможет тебе найти общий язык со сверстниками и учителями, влиться в коллектив класса, избавиться от комплексов в общении и научиться дружить.
Итак, что бы каждый день в школе приносил только положительные эмоции, я предлагаю тебе ответы на многочисленные вопросы, которые, в конечном счете, я бы свела к нескольким нехитрым правилам:
1.Вера в себя.
Знаешь, до шестого класса я боялась отвечать на уроках. Не то, что бы я не знала предмета, нет, просто стеснялась ответить учителю, потому, что когда я буду отвечать, на меня будет смотреть весь класс (это просто ужас!). И не дай бог, я ошибусь или отвечу неверно (хотя обычно мой ответ был верен), то весь класс будет смеяться надо мной, и я буду глупо выглядеть. Но и получать плохие отметки не хотелось. И я была вынужден отвечать на уроках. И знаешь, даже когда я вызывалась решить задачу у доски, которую даже не представляла, как решить, меня не вызывали, а в конце урока ставили 5 за активность! То, чего я так боялась раньше, стало мне нравиться. Попробуй и ты проявить большую активность.
Помни, оптимизм, вера в свои силы - непременное условие твоей привлекательности. Приучи себя начинать каждый день с улыбки, забудь о своих недостатках, радуйся любому, даже самому незначительному приятному событию и не обращай внимания на мелкие неудачи. Только в этом случае ты можешь рассчитывать на успех.
Разумеется, скромность - это достоинство, а не недостаток, но лишь при условии, что она проявляется в меру. В любом случае у активного, уверенного в себе и самостоятельного человека гораздо больше шансов добиться успеха в общении, чем у робкой тихони.
Между прочим, как утверждают психологи, нерешительность и стеснительность — это недостатки, с которыми можно справиться путем обыкновенной тренировки. Просто каждый раз, когда ты ловишь себя на мысли о том, что ты стесняешься попросить о чем-то или боишься что-либо сделать, специально преодолей собственное сопротивление и сделай то, что хочешь.
А ведь иногда, чтобы найти друзей нужно сделать всего лишь первый шаг. Пойти на свой страх, и предложить людям, с которыми ты хотел бы подружиться провести с тобой время. Помни, что лучше сделать что-то, чем сидеть в четырех стенах и страдать от одиночества и пустоты. И даже если тебе откажут, ничего страшного в этом нет. Просто предпринимай следующие попытки.
2. Умение общаться.
Некоторым людям эта способность дана от рождения, она у них в крови. А некоторым нужно немного поучиться. Прочитать книгу (много не надо, одну-две хороших вполне достаточно) Изучить ее, и самое главное практиковаться. Поэтому как можно чаще бывай вне дома, общение лучше складывается в неформальной обстановке.
Ищи личность похожую на тебя, причем, не только внешне, но и поведением, возможно интересами. Сначала проще будет общаться с тем, кто ближе тебе по духу, а со временем приобретешь массу общих друзей. Можно записаться в какую-нибудь секцию, общие интересы очень сближают. Но если от футбола тебя просто тошнит, не спиши нести заявку в футбольный клуб, поищи что-то более для тебя привлекательно — необходимо любить то, чем занимаешься. Существует много научных кружков, танцевальные студии и различные спортивные клубы.
Возможно, ты упрекнешь меня в банальности и приземленности, но не могу не сказать и о внешнем виде. Он, на мой взгляд, тоже имеет большое значение. Вряд ли ты сможешь произвести приятное впечатление на одноклассников (особенно это касается противоположного пола), если будешь все время ходить в мятой одежде, неумытый и непричесанный. Но здесь, как ты понимаешь, речь идет не о внешности супермодели, а об элементарной опрятности и умении следить за собой.
3.Умение делиться.
Итак, тебе удалось побороть свою робость, познакомиться, найти единомышленников. Что же дальше? Возможно, я скажу очередную банальность, но если хочешь иметь друзей – научись сам быть другом. И люди к тебе потянутся!
В первую очередь, конечно, научиться ставить себя на место другого человека, научиться чувствовать его эмоции, сопереживать. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им любовь, внимание, поддержку, добрые слова, улыбки… Ведь когда тебя не трогают проблемы близкого человека, а интересуют только свои, то какой ты после этого друг?
Кроме того, дружба – это не только приятные взаимоотношения, но и еще необходимость жертвовать ради подруги или друга какими-то принципами, уметь уступать, уважать другого, несмотря на то, что в чем-то ваши взгляды могут не совпадать.
Учись верности. Когда ты дружишь с кем-то, то ты должен быть готов к тому, что тебе не раз придется доказывать это на деле. Если в твоем присутствии кто-то начинает говорить плохо о твоем друге и спрашивает твоего мнения по этому поводу, ты должен вести себя сдержанно, но твердо. Даже если в это время вы по какой-то причине в разладе, тебе стоит сказать примерно следующее: «мы с ним не во всем согласны друг с другом, но он очень хороший человек».
Умей хранить секреты. Если твой друг/подруга рассказала тебе что-то личное, это навсегда должно остаться между вами, и рассказать кому-то об этом ты можешь только с разрешения. Тебе было бы приятно, если бы вся школа, например, узнала, что ты влюблен в учителя географии?
Ну и, еще один деликатный момент, нет хуже поступка, чем увести у друга девушку (ну или наоборот). После этого ни один человек, если у него есть хоть крупица собственного достоинства, никогда больше не будет с тобой даже общаться.
Кстати, говоря о взаимном уважении, хочу напомнить о такой коварной и опасной штуке как обида. Наверно, ты и без меня уже успел заметить, что большинство всех конфликтов возникает именно из за нее. Это она может вызвать в нас злость, агрессию, желание отомстить, а то и просто депрессию.
Учитывая все вышесказанное, в следующий раз, собираясь надуть губы и вот-вот заплакать, призадумайся: а лучшее ли это решение? Как нас мало волнуют обиды других людей, так и их не волнуют наши обиды. Каковы мотивы человека? Обижаясь, кому ты делаешь хуже? Не пора ли перестать быть самому себе врагом? И если ты вдруг согласишься со мной и решишь больше не позволять обиде брать над собой верх — не обижайся!
И еще один важный момент. Дружба — это все-таки явление редкое. Я имею в виду настоящую дружбу. Поэтому настоящих друзей по определению не может быть много. И если они у тебя есть, но ты все равно чувствуешь, что тебе чего-то не хватает, возможно, дело совсем в другом. Может быть, тебе просто не хватает общения: с другими знакомыми, с родителями, с противоположным полом… Подумай об этом и попытайся понять, чего тебе на самом деле для счастья недостает.
Эти универсальные правила применимы ко всем людям, на самом деле не нужно все усложнять, и истина в простоте. Просто начни предпринимать попытки для нахождения приятных людей, и в скором времени у тебя появится человек, с которым есть о чем поговорить по душам, есть общие интересы, взгляды; на которого можно положиться в трудной ситуации.
Я тебе искренне этого желаю. И, надеюсь, что свои школьные годы ты будешь вспоминать с теплотой и широкой улыбкой на лице. Будь счастлив!

Текст Психология" Как выжить в школе" :

Существуют в обществе школы выживания, а есть просто общеобразовательные средние школы, в которых выживать приходится всем: и учителям, и детям, и родителям. Взрослым гораздо проще постоять за себя в критической ситуации, хотя это очень непросто, когда общаться приходится с детьми, и инструкции составлять для каждой из сторон нужно отдельно.

Вам понадобится

  • Терпение.

Инструкция

Как решить проблему, если из вас пытаются сделать «изгоя»: дразнят, пытаются всячески унизить, вплоть до драк, избиений и воровства?
Если вас постоянно дразнят, нужно, как ни странно, не реагировать на обидные слова. Запомните, что это – игра, в которой вас выбрали «жертвой». Чем яростнее вы будете реагировать, тем больше радости доставите тем, кто вас обижает. Сначала может стать все намного хуже, так как ребята не захотят просто так отказаться от своей забавы. Сдерживать свои эмоции придется постоянно.

Если о вас распространяют сплетни, то это тоже один из видов игры, когда вас заставляют защищать честь семьи или свое достоинство. Как только вы начнете защищаться, считайте, что вы проиграли. Реагировать нужно, но так, чтобы обидчику расхотелось вас оскорблять. Спросите говорящего: «Ты сам веришь в эти слухи?» Если ответ положительный, то разрешите ему в это, если он так хочет. И все. Более ни слова.

Если вас ударили, но не слишком сильно, то тоже стоит сохранять спокойствие и сделать вид, что вы не заметили, если удар оказался болезненным, то стоит сказать об этом, если, конечно, причинение боли не было целью обидчика, в основном целью является желание вас разозлить. Говорите спокойно. Если очень больно, или нужна медицинская помощь, то стоит обратиться к взрослым. Избегайте действительно злобных и опасных детей, подростков или взрослых.

Если у вас что-либо отбирают, или требуют деньги, то попроси вернуть вещь, или скажите, что рады были бы выполнить просьбу, но не можете. Если ее не вернули, пригрозите неприятностями. Если это не поможет, то можете обратиться к взрослым, так как это уже похоже на воровство. Денег не давайте никому. Вымогательство – преступление и вы вправе рассказать обо всем взрослым.